Психотические психопатологические симптомы и синдромы требуют использования
Если бы нужно было
условно разделить картину болезни по
уровням сложности, я бы предпочёл три
основные степени градации: симптомы —
синдромы — собственно болезнь, во всей
полноте её клинической картины. Причём
болезнь будет включать в себя не только
набор симптомов и синдромов, характерный
для каждой конкретной нозологии, но и
то, какова будет динамика этих симптомов
и синдромов: что было, что будет, чем
сердце успокоится, и к гадалке уже можно
не ходить.
Итак, синдромы — это
следующий (после симптомов) шаг к
пониманию того, что же приключилось с
пациентом. Синдром (греч. σύνδρομον,
σύνδρομο — вместе бегущий) — это не
просто набор симптомов. Нет произвольного
их сочетания, просто потому, что карта
так легла. Патогенез с раскладом не
шутит, тут клич «крупью на мыло!» не
прокатит. Все симптомы сочетаются в
строгом соответствии с тем, что это за
болезнь и какую её стадию мы сейчас
лицезреем. А если ещё и диагноз правильно
установлен — так и вовсе можно делать
осторожные прогнозы.
Безусловно, синдром —
это ещё не болезнь, и для полноты
клинической картины зачастую нужно
многое: от правильно собранного анамнеза
(родился-крестился-женился-на что
сгодился) до анализов и матерно-восторженных
отзывов узких специалистов. Однако,
правильное распознавание синдрома
может помочь определиться с тактикой
дальнейшего ведения больного (делирий,
онейроид и кататонический синдром — в
стационар, астенический — можно полечить
и амбулаторно), с назначениями лекарств
(да, да, уже на этом этапе). Да что там
говорить — международная классификация
болезней 10-го пересмотра, она же МКБ-10,
построена преимущественно на синдромальном
подходе к классификации. И ещё: зная
синдромы, можно легко выявить симулянта,
который демонстрирует отдельные
симптомы, но не может показать цельной
картины болезни (есть, конечно, мастера
и в этом деле, но их единицы).
Есть ещё одна тонкость
врачебного дела: каждый синдром надо
хоть раз в жизни увидеть в присутствии
учителя, который скажет тебе — смотри
и запоминай, это парафренный синдром,
а это синдром Кандинского-Клерамбо, это
астенический синдром у невротика, а это
истощение психической деятельности у
шизофреника, почувствуй разницу в каждой
паре и смотри, смотри на пациентов, есть
то, чего не передать словами и не описать
так, чтобы можно было избежать разночтений
и двояких толкований. Поэтому и нет
заочной учёбы на врача. Только лично,
очно, через стадию радостного узнавания
— «вот оно, меня этому учили!» — к сияющим
вершинам интуиции и безошибочной
врачебной догадки (практически то же
самое, что и воинская смекалка — позволяет
по одному мимолётному взгляду на
влетевшую в окоп гранату определить,
что на самом деле это мимикрировавший
северный пушной зверь).
Все психопатологические
синдромы можно разделить на позитивные
и негативные.
Позитивные
психопатологические синдромы (они
же «плюс-симптомы») — это новые,
отсутствовавшие до этого в психике,
синдромы, которых в норме быть не должно.
Иными словами, не было — появилось,
приплюсовалось(на этом плюсы и позитивизм
заканчиваются).
Признавая
некоторую условность диспозиции, по
степени нарастания сложности, выраженности
и тотальности проявлений, а также по
степени нарушения психической деятельности
и по мере уменьшения обратимости,
позитивные синдромы можно было бы
расположить в следующем порядке:
Астенические
синдромы (как позитивные)
Аффективные
синдромы
Невротические
синдромы
Гебоидный
синдром
Синдромы
сверхценных идей
Галлюцинаторно-бредовые
синдромы
Люцидные
кататонические синдромы
Синдромы
нарушения сознания
Судорожные
синдромы
Парамнестические
синдромы
Психоорганический
синдром (он же органический психосиндром
— Фаберже, автопортрет, фрагмент, разные
ракурсы)
Негативные
психопатологические синдромы (они
же дефицитарные синдромы, они же
«минус-симптомы») — это когда из психической
деятельности (такой, как ей положено
быть в норме), с присущей нормальному
человеку совокупностью качеств и
свойств, выпадает, утрачивается что-то
из оных. Соответственно наносится ущерб
психической деятельности и формируется
дефект личности.
По
степени нарастания негативные синдромы
можно расположить так:
Астенический
синдром (как негативный)
Субъективные
изменения «Я» (или субъективно осознаваемые
изменения «Я»)
Объективные
изменения личности
Дисгармония
личности
Редукция
энергетического потенциала (РЭП)
Снижение
уровня личности
Регресс
личности
Амнестические
расстройства
Тотальное
слабоумие, психический маразм.
Вот
теперь можно приступить к более-менее
вдумчивому рассмотрению каждой группы
синдромов.
Источник
Ïîíÿòèå î ñèìïòîìàõ è ñèíäðîìàõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé
Êàê óêàçûâàëîñü ðàíåå, ïñèõèàòðèÿ ðàçäåëÿåòñÿ íà äâà îñíîâíûõ ðàçäåëà îáùóþ ïñèõîïàòîëîãèþ è ÷àñòíóþ ïñèõèàòðèþ.
×àñòíàÿ ïñèõèàòðèÿ èçó÷àåò îòäåëüíûå ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, èõ êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, ïðè÷èíû, ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ, äèàãíîñòèêó è ëå÷åíèå.
Îáùàÿ ïñèõîïàòîëîãèÿ ýòî ðàçäåë ïñèõèàòðèè, öåëü êîòîðîãî èçó÷åíèå îáùèõ çàêîíîìåðíîñòåé è ïðèðîäû ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. Îáùàÿ ïñèõîïàòîëîãèÿ èçó÷àåò îòäåëüíûå ñèìïòîìû è ñèìïòîìîêîìïëåêñû, èëè ñèíäðîìû, êîòîðûå ìîãóò íàáëþäàòüñÿ ïðè ðàçíûõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ. Åå ïðåäìåò âûäåëåíèå è èçó÷åíèå äèàãíîñòè÷åñêîãî çíà÷åíèÿ îòäåëüíûõ ïðèçíàêîâ è èõ ñâÿçè ñ ïàòîëîãèåé. Îïèñàíèå è îáîçíà÷åíèå ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ ñèñòåìû ñèìïòîìîâ.
Ñèìïòîì àáñòðàêòíîå ïîíÿòèå (ðåçóëüòàò âðà÷åáíîãî ñóæäåíèÿ èëè óìîçàêëþ÷åíèÿ), îáîçíà÷àþùåå ñòðîãî ôèêñèðîâàííîå ïî ôîðìå îïèñàíèå ïðèçíàêà, ñîîòíåñåííîãî ñ îïðåäåëåííîé ïàòîëîãèåé. Ýòî òåðìèíîëîãè÷åñêîå îáîçíà÷åíèå ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðèçíàêà. Íå êàæäûé ïðèçíàê ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì, à òîëüêî íàçâàííûé ïðè óñòàíîâëåíèè åãî ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííîé ñâÿçè ñ ïàòîëîãèåé.
Âûÿâëåíèå ñèìïòîìîâ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîçâîëÿåò ëèøü êîíñòàòèðîâàòü ôàêò íàëè÷èÿ áîëåçíè âîîáùå è îòíåñòè åå ê òîé èëè èíîé îòðàñëè ìåäèöèíû, òàê êàê êàæäàÿ êëèíè÷åñêàÿ íàóêà èìååò èõ îñîáûé íàáîð. Ñïåöèôè÷åñêèìè äëÿ ïñèõèàòðèè ÿâëÿþòñÿ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû. Îíè äåëÿòñÿ íà ïîçèòèâíûå è íåãàòèâíûå.
Ïîçèòèâíûå îáîçíà÷àþò ïðèçíàêè ïàòîëîãè÷åñêîé ïðîäóêöèè (âíîâü âîçíèêàþùèå äåçàäàïòèâíûå ïðèçíàêè) ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè (ñåíåñòîïàòèè, ãàëëþöèíàöèè, áðåä, òîñêà, ñòðàõ, òðåâîãà, ýéôîðèÿ, ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå è ò. ä.).
Íåãàòèâíûå âêëþ÷àþò ïðèçíàêè îáðàòèìîãî èëè ñòîéêîãî, ïðîãðåññèðóþùåãî, ñòàöèîíàðíîãî èëè ðåãðåññèðóþùåãî óùåðáà, âûïàäåíèÿ, èçúÿíà, äåôåêòà òîãî èëè èíîãî ïñèõè÷åñêîãî ïðîöåññà (ãèïîìíåçèÿ, àìíåçèÿ, ãèïîáóëèÿ, àáóëèÿ, àïàòèÿ è ò. ï.).
Ïîçèòèâíûå è íåãàòèâíûå ñèìïòîìû â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå áîëåçíè âûñòóïàþò â åäèíñòâå, ñî÷åòàíèè è èìåþò, êàê ïðàâèëî, îáðàòíî ïðîïîðöèîíàëüíîå ñîîòíîøåíèå: ÷åì áîëåå âûðàæåíû íåãàòèâíûå ñèìïòîìû, òåì ìåíåå, áåäíåå è ôðàãìåíòàðíåå ïîçèòèâíûå.
Ôåíîìåí áîëåçíè ïðîÿâëÿåòñÿ íå åäèíè÷íûì ïðèçíàêîì è ñèìïòîìîì, à èõ íàáîðîì. Ñòðóêòóðà è õàðàêòåðèñòèêè ïîñëåäíåãî çàâèñÿò îò ðîäà çàáîëåâàíèÿ (ýêçî-, ýíäî-, ïñèõî è ñîìàòîãåííîå ïðîèñõîæäåíèå èëè èõ ñî÷åòàíèå), õàðàêòåðà ïîâðåæäåíèÿ (âîñïàëåíèå, èíòîêñèêàöèÿ, äåãåíåðàöèÿ è ò. ä.), îñîáåííîñòåé íåéðîãóìîðàëüíûõ ìåõàíèçìîâ, ñâÿçàííûõ ñ ôîðìèðîâàíèåì êîìïëåêñà ïðèçíàêîâ áîëåçíè è ò. ä.
Ñîâîêóïíîñòü âñåõ ñèìïòîìîâ, âûÿâëåííûõ â ïðîöåññå îáñëåäîâàíèÿ êîíêðåòíîãî áîëüíîãî, îáðàçóåò ñèìïòîìîêîìïëåêñ. Âûäåëåíèå åãî ñëåäóþùèé, áîëåå âûñîêèé ïî ñðàâíåíèþ ñ îïðåäåëåíèåì ñèìïòîìîâ óðîâåíü ïîçíàíèÿ áîëåçíè. Íî è ýòîò óðîâåíü åùå äàëåêî íå äîñòàòî÷åí äëÿ îïðåäåëåíèÿ áîëåçíè, òàê êàê íàáîð ñèìïòîìîâ ìîæåò áûòü îáóñëîâëåí ðàçíîîáðàçíûìè ôàêòîðàìè (ïàòîãåíåòè÷åñêèìè, êîíñòèòóöèîíàëüíî-èíäèâèäóàëüíûìè, ñîöèàëüíûìè, ìîäèôèöèðóþùèìè è ïðî÷.).
Ñèìïòîìîêîìïëåêñ îòðàæàåò ðåàëüíóþ êàðòèíó áîëåçíè íà ìîìåíò îáñëåäîâàíèÿ è ÿâëÿåòñÿ êîíêðåòíûì ïðîÿâëåíèåì èìåþùåéñÿ ó áîëüíîãî ñîâîêóïíîé ïàòîëîãèè.  íåì âûäåëÿåòñÿ ðÿä çàêîíîìåðíî ñî÷åòàþùèõñÿ äðóã ñ äðóãîì ñèìïòîìîâ, îáðàçóþùèõ ñèíäðîì.
Ñèíäðîì óñòîé÷èâûå çàêîíîìåðíûå ñî÷åòàíèÿ ñèìïòîìîâ, êîòîðûå ñâÿçàíû ìåæäó ñîáîé åäèíûì ïàòîãåíåçîì è ñîîòíîñÿòñÿ ñ îïðåäåëåííûìè íîçîëîãè÷åñêèìè ôîðìàìè. Îïðåäåëåíèå ñèìïòîìîêîìïëåêñà ïðîèñõîäèò ïðè íåïîñðåäñòâåííîì âîñïðèÿòèè êîíêðåòíîé ïàòîëîãèè. Ñèìïòîìîêîìïëåêñ ìîæåò íå ñîâïàäàòü ïî êîëè÷åñòâó ñèìïòîìîâ ñ ñèíäðîìîì, âêëþ÷àòü ñèìïòîìû, íå âõîäÿùèå ïîêà íè â îäèí ñèíäðîì, à òàêæå ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé ñî÷åòàíèå íåñêîëüêèõ ñèíäðîìîâ (ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèõ, âåãåòîâèñöåðàëüíûõ, íåâðîëîãè÷åñêèõ, ñîìàòè÷åñêèõ).
Èññëåäîâàíèå ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, ò. å. îöåíêà ïñèõîïàòîëîãè÷åñêîé êàðòèíû, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíûé ïðîöåññ îò îöåíêè ÿâíûõ ïðèçíàêîâ äî ïîçíàíèÿ ñóùíîñòè ðàññòðîéñòâà, êîòîðîå íå ìîæåò áûòü âîñïðèíÿòî íåïîñðåäñòâåííî, à îïðåäåëÿåòñÿ â ðåçóëüòàòå íàáëþäåíèÿ è îáîáùåíèÿ ïðèçíàêîâ è ïîñòðîåíèÿ íà ýòîé îñíîâå ëîãè÷åñêîãî âûâîäà. Âûäåëåíèå îòäåëüíîãî ïðèçíàêà ñèìïòîìà ÿâëÿåòñÿ òàêæå ìíîãîñòóïåí÷àòûì ïðîöåññîì, â êîòîðîì ñóùåñòâåííîå ìåñòî çàíèìàåò îáúåäèíåíèå åãî ñ äðóãèìè áëèçêèìè ïî ñâîåé âíóòðåííåé ñòðóêòóðå ïðèçíàêàìè. Îñíîâíàÿ åäèíèöà îáùåé ïñèõîïàòîëîãèè ñèíäðîì çàêîíîìåðíîå ñî÷åòàíèå îòäåëüíûõ ñèìïòîìîâ, ïðåäñòàâëÿþùåå ñîáîé ñâîåîáðàçíóþ èíòåãðàöèþ ïðåäøåñòâîâàâøåãî òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ è ñîäåðæàùåå ïðèçíàêè, ïîçâîëÿþùèå ñóäèòü î äàëüíåéøåé äèíàìèêå ñîñòîÿíèÿ è çàáîëåâàíèè â öåëîì. Îòäåëüíûé ñèìïòîì íå ìîæåò, íåñìîòðÿ íà ñâîþ çíà÷èìîñòü, ñ÷èòàòüñÿ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêîé åäèíèöåé, òàê êàê îí ïðèîáðåòàåò çíà÷åíèå òîëüêî â ñîâîêóïíîñòè è âçàèìîñâÿçè ñ îñòàëüíûìè ñèìïòîìàìè â ñèìïòîìîêîìïëåêñå èëè â ñèíäðîìå.
Ñîâîêóïíîñòü ñèìïòîìîâ è ñèíäðîìîâ, íàáëþäàåìûõ â äèíàìèêå, ñêëàäûâàåòñÿ â êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó çàáîëåâàíèÿ, êîòîðàÿ, ñ ó÷åòîì ýòèîëîãèè (ïðè÷èí), òå÷åíèÿ, èñõîäà è ïàòîëîãè÷åñêîé àíàòîìèè îáðàçóåò îòäåëüíûå íîçîëîãè÷åñêèå åäèíèöû áîëåçíåé.
Íàðóøåíèÿ ïñèõèêè áîëüíîãî ÷åëîâåêà ìîãóò çàòðàãèâàòü ïðîöåññû âîñïðèÿòèÿ, ìûøëåíèÿ, âîëè, ïàìÿòè, ñîçíàíèÿ, âëå÷åíèé, ýìîöèé. Ýòè íàðóøåíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ó áîëüíûõ â ðàçëè÷íûõ ñî÷åòàíèÿõ è òîëüêî êîìïëåêñíî.
Источник