Психосоматические синдромы и психосоматические заболевания

Психосоматические синдромы и психосоматические заболевания thumbnail

Психосомати́ческие заболева́ния, или психосомати́ческие расстро́йства (от др.-греч. ψυχή — «дух», «душа», «сознание» и σῶμα — тело) — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов. Иногда употребляются такие синонимы данных состояний, как «патология психостаза» и «психофизиологическое расстройство»[1]. Термин «психосоматические» не используется в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) ввиду различий в его значении на разных языках и при разных психиатрических традициях, а также для того, чтобы не подразумевалось отсутствие значимости психических факторов при возникновении, течении и исходе других заболеваний[2]. Соматоформные расстройства (F4545. в МКБ-10) также по определению проявляются в виде напоминающих соматическое заболевание симптомов, но отличаются от психосоматических заболеваний обязательным присутствием чрезмерной тревоги за своё физическое здоровье[3].

История[править | править код]

Проблема психосоматических соотношений — одна из наиболее сложных проблем современной медицины, несмотря на то, что тесная взаимосвязь психического и соматического замечена и изучается на протяжении многих веков, со времен Гиппократа и Аристотеля. Однако сам термин «психосоматика» был введен И. Хайнротом лишь в 1818 году, а вошел в употребление примерно с 1934—1936 гг. после работ Дэнбар, Джелиффа, Александер, Вольфа и др. М. М. Кабанов подчёркивает необходимость преодоления искусственного противопоставления биологического и психосоциального и определяет психосоматические заболевания как «чисто человеческие» (1990).

В первое время в психосоматической медицине преобладали психоаналитические концепции, согласно которым соматическое здоровье обусловлено состоянием психики (депрессивный аффект может способствовать телесному заболеванию у предрасположенной к этому личности, а чувство удовольствия — оказывать омолаживающее действие на тело). Существует большое количество теорий, описывающих причины и механизмы возникновения и развития психосоматических заболеваний с позиций различных научных школ.

Классификация[править | править код]

Психосоматические расстройства можно разделить на несколько больших групп[4]. Симптомы различают по патогенезу, смыслу симптома и по функциональной структуре психосоматической связи, находящей отражение в психосоматическом расстройстве[5].

Конверсионные симптомы[править | править код]

Человек бессознательно начинает демонстрировать болезненные симптомы, которых объективно нет. Это часто наблюдается тогда, когда невротический конфликт получает вторичный соматический ответ в виде демонстрации симптомов как попытки решения социального конфликта. Конверсионные проявления затрагивают произвольную моторику и органы чувств (например, истерический паралич, парестезии («ползание мурашек»), психогенная слепота и глухота, психогенная рвота, болевые феномены).

Функциональные синдромы[править | править код]

Речь идёт о функциональном нарушении отдельных органов или систем. Какие-либо патофизиологические изменения в органах не обнаруживаются. У больного наблюдается пёстрая картина неопределённых жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, двигательный аппарат, органы дыхания и мочеполовую систему (например, парестезии, ком в горле, неприятные ощущения в области сердца, нейроциркуляторную дистонию, функциональные расстройства желудка, пароксизмальные нарушения сердечного ритма различного генеза и т. д.). Всё это сопровождается внутренним беспокойством, депрессивными проявлениями, симптомами страха, нарушением сна, снижением сосредоточенности и психическим утомлением.

Психосоматозы[править | править код]

Психосоматические болезни в более узком смысле.
В основе их лежит первично телесная реакция на конфликтное переживание, сопровождающаяся изменениями и патологическими нарушениями в органах.
Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы. Исторически к этой группе относят классические психосоматические заболевания («holy seven» — «святая семёрка») — бронхиальную астму, язвенный колит, эссенциальную гипертензию, нейродермит, ревматоидный артрит, язвенную болезнь желудка и язву двенадцатиперстной кишки[6]. В настоящее время к этим заболеваниям ещё относят ишемическую болезнь сердца, психосоматический тиреотоксикоз, сахарный диабет 2 типа, ожирение и соматоформные расстройства поведения. Однако, исходя из концепции изменения функциональной асимметрии мозга, сопровождающейся нарушением функций физиологических систем, имеющих временнỳю функциональную асимметрию, как причины психосоматозов, предлагается добавить к психосоматическим заболеваниям также радикулиты, мигрень, кишечные колики, синдром раздражённого кишечника, дискинезию жёлчного пузыря, хронический панкреатит, витилиго, псориаз и бесплодие при исключённой патологии репродуктивной системы.

Основные концепции психосоматической медицины[править | править код]

В этом разделе перечисляются теории возникновения и развития психосоматических заболеваний[7]

Клинико-эмпирический подход[править | править код]

Клинико-эмпирический подход, разработанный У. Ослером, Р. Конечным, М. Боухалом, рассматривает психосоматические отношения как со стороны психосоматического процесса, определённого психического состояния или смены состояний, которые вызывают регистрируемую физиологическую реакцию организма, так и со стороны соматопсихического процесса — определённого состояния организма, вызывающего психическую реакцию.

Классический психоанализ[править | править код]

Классический психоанализ как теоретическая база психосоматических представлений (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер). Эта концепция открыла для клиницистов защитные механизмы личности, методический доступ к бессознательному через сновидения, свободные ассоциации, описки и оговорки, а также теорию коллективного бессознательного, из которого вышла «теория символического языка органов» (S. Ferenczi).

Читайте также:  Что такое комбинированный риск рождения ребенка с синдромом дауна

Теория эмоционального конфликта[править | править код]

Теория «специфического эмоционального конфликта», основателем которой был F. Alexander, показавший решающее значение эмоциональных состояний напряжения (эмоциональных конфликтных ситуаций и их физиологических коррелятов) на функцию органов.

Концепция личностных профилей[править | править код]

Концепция специфических личностных «профилей», радикалов, стереотипов поведения (F. Dunbar), пытавшаяся установить корреляцию между соматическими типами реакций и постоянными личностными параметрами в виде определённых личностных радикалов, паттернов и стереотипов поведения, что нашло своё наибольшее выражение в популярной концепции поведенческого типа «А» (D. Friedman).

Неспособность к эмоциональному резонансу[править | править код]

Теории «алекситимии» (неспособности к эмоциональному резонансу) и «оперативного мышления» (конкретного мышления, свободы от сновидений), в соответствии с которыми психосоматические больные имеют особый патогномонизм интрапсихической переработки внутриличностных конфликтов и специфику вербального поведения (I. Ruzov).

Последствия стресса[править | править код]

Экспериментально-психологические, клинико-физиологические, биохимические и цитологические исследования последствий эмоционального стресса (Г. Селье, Ф. З. Меерсон и др.), устанавливающие влияние экстремальных стрессовых ситуаций на восприимчивость и особенности патогенеза, течения и терапии психосоматических заболеваний. Причём, в данном направлении отмечается весьма большое число отдельных направлений изучения психосоматической патологии (стресс и адаптационные реакции, стресс и стрессорные повреждения, стресс-факторы и картина их субъективного переживания и т. д.).

Психофизиологическое направление[править | править код]

Психофизиологическое направление (A.S.Gevins, R.Jonson, Ф. Б. Березин, Ю. М. Губачёв, П. К. Анохин, К. В. Судаков и др.), в основе которого лежит стремление установить взаимосвязи между отдельными психофизиологическими характеристиками (например, некоторые неокортикально-лимбические характеристики или симпатико-парасимпатикотрофные проявления) и динамикой висцеральных проявлений (активацией органных функций). Принципиальной основой концепции является положение о функциональных системах.

Психоэндокринное и психоиммунное направление[править | править код]

Психоэндокринное и психоиммунное направление исследований (В. М. Успенский, Я. С. Циммерман, В. А. Виноградов, И. П. Мягкая), изучающее широкий спектр нейроэндокринных и нейрогуморальных феноменов у больных психосоматическими заболеваниями (психоэндокринное тестирование особенностей и уровня синтеза катехоламинов, гипофизарных и тиреоидных гормонов, специфика иммунограмм). Поиск «специфического нейрогормонального обеспечения» эмоционального реагирования, показал, что высокий уровень личностной и ситуативной тревожности связан с разнонаправленными нейрогормональными сдвигами.

Нейрофизиологическое направление[править | править код]

Нейрофизиологическое направление (И. Т. Курцин, П. К. Анохин, Н. П. Бехтерева, В. Д. Тополянский), изучающее нейрофизиологическое обеспечение стойких патологических состояний и объясняющее возникновение психосоматических расстройств нарушенными кортиковисцеральными взаимоотношениями. Суть этой теории заключается в том, что нарушения кортикальных функций рассматриваются как причина развития висцеральной патологии. При этом учитывается, что все внутренние органы имеют своё представительство в коре головного мозга. Влияние коры больших полушарий на внутренние органы осуществляется лимбико-ретикулярной, вегетативной и эндокринной системами.

Поведенческая медицина[править | править код]

В рамках «поведенческой медицины» предлагается модель патогенеза, основанная на «висцеральном обучении», а также поведенческом обучении. Данная модель патогенеза психосоматических расстройств объясняется прежде всего образом жизни человека и особенностями его личности (Б. Д. Карвасарский; Ю. М. Губачев).

Функциональная асимметрия мозга[править | править код]

Теория нарушения «функциональной асимметрии мозга» как причина психосоматической патологии (Н. И. Косенков). По мере социальной адаптации происходит увеличение функциональной асимметрии мозга, которая не переходит определённой границы — «критической зоны».

В случае социальной дезадаптации функциональная асимметрия мозга достигает «критической зоны» и это приводит к возникновению психосоматической патологии. Изменяется работа функционально асимметричных (имеющих временную асимметрию в секреторной и двигательной деятельности) физиологических систем организма, что способствует выходу функциональной асимметрии мозга из «критической зоны». Это приводит к возникновению фазы ремиссии психосоматической патологии, которая может иметь различную длительность течения. Возникает порочный круг психосоматической болезни, запустить который могут как изменения в центральной нервной системе, так и патологические нарушения в периферических органах и системах, вовлечённых в болезненный процесс.

См. также[править | править код]

  • Психосоматика
  • Гомеостатические теории симптомообразования в психосоматике

Примечания[править | править код]

  1. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — С. 805. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  2. Всемирная организация здравоохранения. F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — С. 11. — ISBN 5-86727-005-8.
  3. Чутко Л. С. Соматоформные расстройства // МС. 2011. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/somatoformnye-rasstroystva (дата обращения: 30.03.2019). Соматоформные расстройства (рус.) // Медицинский совет : журнал. — 2011. — № 1—2. — ISSN 2079-701X.
  4. ↑ «Психосоматический больной на приёме у врача» Б. Любана-Плоцца, В. Пёльдингера, Ф. Крёгера. — М., 1996. — 256 с.
  5. ↑ «Психосоматический симптом как феномен культуры» Г. А. Арина в сборнике «Психосоматика: телесность и культура: Учебное пособие для вузов» / Под ред. В. В. Николаевой. — М.: Академический проект, 2009. — 311 с.
  6. Белоусов Ю. В., Скумин В. А. Психотерапия в детской гастроэнтерологии. Учебное пособие. — Москва: Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей, 1987. — 115 с. — 1000 экз.
  7. ↑ «Справочник практического психолога»; Малкина-Пых И. Г.; ЭКСМО; 2008 г.; 992 стр.; 978-5-699-06449-4
Читайте также:  Что такое синдром корнели де ланге

Источник

Психосоматические расстройства

Психосоматические расстройства – проявляющиеся как соматические, но имеющие психогенное происхождение заболевания и функциональные нарушения. В данную группу входит гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, ревматоидный артрит, нейродермит, тиреотоксикоз, инфаркт миокарда, мигрень, нервная булимия, анорексия и другие патологии. Наиболее частые симптомы – боли, сбои цикла дыхания и сердцебиения, кожные высыпания. Специфическая диагностика включает беседу с психиатром, психологическое тестирование. Лечение предполагает психотерапию, медикаментозную коррекцию.

Общие сведения

Слово «психосоматический» в переводе с древнегреческого означает «принадлежащий телу и душе». Психосоматические заболевания относятся к группе психических расстройств, несмотря на то, что проявляются на физиологическом уровне. Интерес к тесной связи соматической и психической сферы возник еще во времена Гиппократа. Понятие «психосоматика» введено в науку в начале XIX века, активные исследования этой группы заболеваний проводятся с середины XX века. Данные о распространенности психосоматических расстройств (ПСР) неточны, поскольку отсутствует четкий понятийный аппарат, классификация остается несовершенной. Эпидемиологические показатели, по мнению разных специалистов, колеблются от 0,5 до 66%.

Психосоматические расстройства

Психосоматические расстройства

Причины психосоматических расстройств

Психосоматические болезни развиваются на базе физиологической предиспозиции – готовности органа или системы к функциональному нарушению. Внешней психогенной причиной становятся деструктивные личностные особенности, отношения с окружающими людьми, психологические травмы – различные факторы, порождающие и поддерживающие негативные эмоции:

  • Внутриличностный конфликт. Столкновение желаний и возможностей, обязанностей и потребностей способствует накоплению эмоционального напряжения. Часто конфликт остается неосознаваемым.
  • Негативный опыт. Психосоматические проявления возникают как результат травматических детских переживаний. Непроработанные ситуации из прошлого являются источниками тревоги.
  • Вторичная выгода. Физиологические расстройства формируются при подсознательной потребности человека находиться в положении «больного». Болезнь обеспечивает повышенное внимание и заботу окружающих, позволяет не ходить в школу или на работу.
  • Внушение. Психосоматическое расстройство может развиться после внушения или самовнушения. Процесс разворачивается на подсознательном уровне, информация о заболевании принимается без критической оценки.
  • Личностные черты. В ситуации, способствующей возникновению ПСР, часто оказываются люди с инфантилизмом, замкнутостью, неуверенностью, неустойчивой самооценкой, зависимостью от внешней оценки. Основой расстройств становится преобладание негативных переживаний, аффективное напряжение, отсутствие навыка продуктивных межличностных отношений.
  • Идентификация. Близкий эмоциональный контакт с болеющим человеком может стать причиной ПСР. В основе развития симптомов – бессознательное копирование.
  • Самонаказание. Психосоматические отклонения могут формироваться при чувстве вины, стыда, ненависти к себе. Неосознаваемая аутоагрессия на уровне тела способствует снижению напряжения в эмоциональной сфере.

Патогенез

Общая схема развития психосоматических расстройств выглядит следующим образом: при наличии физиологической предрасположенности к нарушению работы определенного органа (органа-мишени) внешний стрессовый фактор приводит к накоплению аффективного напряжения, активизирующего вегетативную нервную систему и нейроэндокринные сдвиги. Сначала искажается скорость и целенаправленность нейрогуморальной передачи, возникают расстройства кровоснабжения, затем нарушается работа органа. На ранних стадиях изменения происходят на функциональном уровне, имеют обратимый характер. При продолжительном систематическом воздействии негативного причинного фактора они становятся органическими, происходит поражение тканей.

Классификация

Психосоматические расстройства можно разделить на несколько групп. В клинической практике наиболее распространена классификация, основанная на различении этиологического фактора, смыслового содержания ведущего симптома, функциональной структуры психосоматической связи. Согласно ей, выделяют три больших группы ПСР:

  • Конверсионные расстройства. Функциональные и структурные нарушения формируются на основании невротического конфликта, получающего вторичную соматическую переработку. Физическое заболевание служит инструментом для решения социальных проблем. Характерно развитие расстройств по типу выпадения функции – параличи, слепота, глухота, рвота.
  • Функциональные синдромы. Нарушения возникают на уровне функций, патофизиологические структурные изменения в органах отсутствуют. Клинические проявления мозаичны, включают сердечно-сосудистые, дыхательные симптомы, нарушения работы пищеварительного тракта, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы.
  • Психосоматозы. В эту группу входят истинные психосоматические расстройства – болезни, обусловленные психогенными факторами. Традиционно к ним относят случаи бронхиальной астмы, язвенного колита, эссенциальной гипертензии, нейродермита, ревматоидного артрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемической болезни сердца, тиреотоксикоза, ожирения и сахарного диабета 2 типа.
Читайте также:  Лечение болевого синдрома при панкреатите

Симптомы психосоматических расстройств

Клиническая картина ПСР разнообразна. Пациенты предъявляют жалобы на нарушения функций отдельных органов и систем или говорят о полисистемных симптомах. Распространена боль различной локализации – загрудинная, головная, абдоминальная, суставная, мышечная. При инструментальных и лабораторных обследованиях причины болевого синдрома не обнаруживаются. Некоторые больные после психотерапевтического анализа замечают, что симптоматика возникает при эмоциональном напряжении, стрессе, после конфликтных ситуаций. Другими распространенными жалобами являются учащенное сердцебиение, одышка, чувство тяжести в спине и конечностях, головокружения, приливы холода и жара, озноб, диарея, запор, изжога, снижение либидо, эректильная дисфункция, быстрая утомляемость, слабость, заложенность носа, кашель.

Для конверсионной симптоматики характерна утрата функции. Данному виду расстройств более подвержены женщины. Основные проявления – дыхательные спазмы, параличи, потеря тактильной чувствительности, психогенная немота, глухота, слепота. У детей и подростков формируются преневротические, вегетодистонические и собственно соматические нарушения. К преневротическим симптомам относятся тики, ночной энурез, бессонница, беспричинные крики и плач. Психосоматическая вегетодистония сопровождается головокружениями, обмороками, одышкой и учащенным сердцебиением. Дети с психосоматическими расстройствами нередко испытывают жажду, тошноту и рвоту после еды, страдают от кожного зуда, высыпаний. Психосоматическое снижение иммунитета проявляется частыми респираторными инфекциями.

Осложнения

При отсутствии адекватной терапии психосоматические расстройства развиваются согласно их соматическим аналогам. Функциональные отклонения преобразуются в устойчивые структурные изменения (на тканевом, органном уровне). Нарушается нормальная жизнедеятельность пациента, появляется постоянная потребность в применении симптоматических препаратов – обезболивающих, гипотензивных, бронхолитических и других. Тяжелые заболевания ограничивают физическую и социальную активность больного, делают его зависимым от окружающих, нуждающимся в уходе, помощи в быту.

Диагностика

Постановка диагноза ПСР – длительный и трудоемкий процесс. В первую очередь пациенты обращаются к врачам соматического профиля, проходят все возможные физикальные, инструментальные и лабораторные обследования, медикаментозные и иные способы лечения. На поиск причины симптомов уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. По данным последних исследований, около 30-50% случаев остаются недиагностированными, больные поддерживают удовлетворительное самочувствие, купируя симптомы медикаментозно. Оставшаяся часть пациентов направляется врачами соматических направлений (терапевтами, кардиологами, неврологами) к психиатру. Специфическое обследование включает следующие методы:

  • Беседу. Врач-психиатр собирает анамнез, уточняет симптомы. Выясняет наличие психотравмирующих ситуаций, стрессовых воздействий, внутриличностных и межличностных конфликтов. Характерны признаки невротического расстройства, высокая эмоциональная напряженность пациента.
  • Опросники. Тесты на исследование эмоционально-личностной сферы подтверждают высокий уровень тревожности, невротизации. Часто определяются ипохондрические, истероидные, психастенические черты личности. Используется адаптированный вариант MMPI, опросники личности Айзенка, 16-факторный личностный опросник Кеттелла.
  • Проективные методики. Рисуночные, цветовые тесты и тесты интерпретации ситуаций выявляют осознаваемые и подсознательные переживания пациента, являющиеся основой ПСР, широко применяются при обследовании детей. Комплекс методик может включать метод цветовых выборов (модифицированный тест Люшера), метод незаконченных предложений, Тематический апперцептивный тест, рисунок человека, семьи.

Лечение психосоматических расстройств

Этиотропное лечение направлено на устранение причины ПСР – конфликта, стресса, переживания травматического опыта. Оно основывается на психотерапевтических методах, подбор которых осуществляется индивидуально и зависит от особенностей пациента, навыков психолога. Симптоматическая помощь оказывается медикаментозно. Общая программа терапии состоит из следующих компонентов:

  • Психотерапия. Используются групповые и индивидуальные методы. Эффективен психоанализ, гештальт-терапия, НЛП, когнитивно-поведенческая и семейная терапия, различные виды арт-терапии, телесно-ориентированные техники, гипноз. Первый этап лечения направлен на выведение из подсознания имеющихся проблем (конфликтов, последствий травм, стрессов). После этого восстанавливается связь с состоянием собственного тела, способность управлять самочувствием.
  • Фармакотерапия. При наличии сопутствующих эмоциональных и поведенческих расстройств психиатр назначает препараты для временного купирования симптомов (до появления эффекта психотерапии). Может быть показано применение антидепрессантов, анксиолитиков, психостимуляторов, корректоров нарушения поведения, стресс-протекторов.
  • Реабилитация. К процессу восстановления здоровья пациента подключается его ближайшее окружение. Родители, супруги, дети получают консультационную психологическую помощь, где обсуждаются механизмы заболевания, условия, способствующие выздоровлению. Усилия родственников должны быть направлены на поддержание продуктивных, эмоционально открытых отношений, разрешение конфликтов, помощь и психологическую поддержку больного.

Прогноз и профилактика

Положительный эффект от психотерапии наиболее вероятен при начальных стадиях психосоматического расстройства – чем раньше проведена диагностика и лечение, тем благоприятнее прогноз. Легче всего поддаются коррекции функциональные расстройства, при анатомо-структурных изменениях нередко требуется продолжительная медикаментозная помощь. Меры по предупреждению ПСР сводятся к общим психопрофилактическим мероприятиям. Важно уметь противостоять стрессу, выстраивать продуктивные, открытые межличностные взаимоотношения, не подавлять негативные эмоции, а переживать их, делая выводы.

Источник