Психопатоподобный синдром при умственной отсталости
Психопатии — это аномалии характера, которые по словам Ганнушкина П.Б. (1933), «определяет весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток». Лица, страдающие психопатией, выделяются дисгармонией психических свойств и неадекватными реакциями на внешние раздражители, что приводит к нарушению их поведения, затрудняя их социальную адаптацию. По степени выраженности и способности к компенсации выделяют тяжелые, выраженные и умеренные психопатические состояния. По причинам возникновения – это неоднородная группа, в которую входят конституциональные («ядерные», «истинные», «наследственные») и органические (возникающие на почве раннего органического поражения головного мозга) формы психопатий. Кроме того, в группу психопатий включают «приобретенные» («краевые», «патохарактерологические психопатии»), которые относятся к психогенным патологическим формированиям личности.
Конституциональные психопатии, решающим фактором в возникновении которых является патологическая наследственность, выявляются даже в условиях благоприятного окружения, но степень выраженности психопатических черт характера существенно зависит от особенностей воспитания и окружающей среды, а также от влияния таких дополнительных вредностей, как, например, дисгармонично протекающий период полового созревания, физическая ослабленность, психотравмирующая ситуация и т.д.
Органические психопатии развиваются на почве отдаленных последствий, часто негрубого, раннего органического поражения головного мозга, прежде всего — перинатальных вредностей, к которым относятся тяжелые формы токсикоза беременных, внутриутробные и родовые травмы, нейроинфекции, а также длительно текущие соматические заболевания и черепно-мозговые травмы первых лет жизни.
В силу относительной редкости психопатических состояний у детей в сравнении с более значительной численностью психогенных патохарактерологических поведенческих нарушений, нет необходимости подробно останавливаться на психопатологической характеристике психопатий. Отметим лишь, что в рамках каждой их них имеются как признаки сходства (наличие «характерологических радикалов»), так и качественные отличия от соответствующих типов акцентуаций характера. Так, там и здесь встречаются характерологические синдромы («радикалы») психоастенического, возбудимого, истероидного, неустойчивого и других типов, в том числе смешанные варианты, например, гипертимно-неустойчивого, гипертимно-истероидного, гипертимно-возбудимого и пр.
Принципиальное отличие акцентуаций характера от психопатий состоит в том, что они представляют собой нормальные, хотя и «краевые», типы характеров, без признаков социальной дизадаптации, обнаруживая лишь повышенную уязвимость к определенным психотравмирующим факторам. Признаком перехода акцентуации в качественно иное состояние — невроз, патохарактерологические реакции, патологическое развитие личности и др. – служит появление признаков относительно затяжной социальной дизадаптации ребёнка/подростка и нарастающих, вегетативно-дистонических расстройств.
В повседневной работе школьного психолога, учителя, социального педагога всегда стоит задача по выявлению расстройств поведения социально-психологического, психогенного и непсихогенного происхождения, а также их дифференциации от так называемых психопатоподобных состояний.
С одной стороны, всех их объединяет определённое внешнее сходство с психопатическими чертами и типами патологического характера (психопатиями), а следовательно – с их поведенческими проявлениями. С другой стороны, — психопатоподобные состояния имеют иной механизм возникновения, свои клинические особенности и своеобразие динамики проявлений.
Наиболее часто психопатоподобные состояния встречаются в виде психоорганического синдрома, возникающего в результате раннего органического поражения головного мозга: тяжелых форм токсикоза беременности, внутриутробных асфиксий, и инфекций, родовых травм, ранних нейроинфекций, нейроинтоксикаций и черепно-мозговых травм, а также поражений мозга на разных возрастных этапах постнатального периода развития ребенка.
В основе психоорганического синдрома лежит та или иная степень недостаточности когнитивных и высших эмоционально-волевых свойств личности: слабость познавательной активности и интеллектуальных интересов, нравственных побуждений и установок, недостаток совестливости и эмоциональных привязанностей, дифференцированного отношения к окружающим, своеобразная эмоциональная уплощенность, недостаточная критичность к своим поступкам и негативному поведению других лиц;
— слабость целенаправленного поведения и импульсивность поступков, а у детей младшего возраста – двигательная расторможенность с дефицитом активного внимания;
— нарушение инстинктивной жизни (сферы влечений): недостаточность чувства самосохранения, расторможение и садистическое извращение сексуального влечения, повышенный аппетит, склонность к бродяжничеству и т.д.
В зависимости от преобладания тех или иных патологических черт характера ребенка/подростка в рамках психорганического синдрома выделяют следующие его варианты:
Синдром психической неустойчивости, который, наряду с общими признаками психоорганического синдрома, характеризуется крайней неустойчивостью, изменчивостью поведения в зависимости от внешних обстоятельств; повышенной внушаемостью, подражаемостью; преобладанием повышенного (эйфорического) фона настроения; собственной переоценкой; склонностью к хвастовству, лживости, демонстративности; стремлению к примитивным удовольствиям, жажде новых впечатлений, с чем связаны уходы из дома или интерната, бродяжничество, воровство, формирование аддиктивного поведения, раннее начало сексуальной жизни.
Синдром повышенной аффективной возбудимости, который проявляется у детей и подростков, в основном, эмоциональной раздражительностью, агрессией, жестокостью, склонностью к бурным аффективным разрядам, неадекватным силе раздражителя, вызвавшего аффект. С началом полового созревания степень аффективной возбудимости нередко возрастает. Им свойственны подражательные действия, побеги из дома и интернатных учреждений, курение, склонность к токсикомании, ранней алкоголизации.
Импульсивно-эпилептоидный синдром характеризуется периодическими колебаниями настроения в сторону пониженного, сопровождающимися чувством внутреннего напряжения, на фоне которых возникают аффективные разряды по типу «короткого замыкания» с агрессией и разрушительными действиями. Этим детям свойственны замедленный темп мышления, инертность психических процессов, злопамятность, вязкость отрицательного аффекта.
Синдром нарушенных влечений, входящий в структуру более обширного психоорганического синдрома, проявляется расторможенностью инстинктивной сферы: в стремлении причинить боль другому, элементах вандализма, садизма, немотивированных уходах из дома и интернатного учреждения, бродяжничестве, воровстве, обжорству, мастурбации и проч.
При оценке тех или иных синдромов не следует забывать, что любой из составляющих их компонентов, как и клинический синдром в целом, могут быть вызваны совершенно разными причинами (факторами), тем самым предполагая совершенно разные подходы к их устранению. Так, например, Шипицына Л.М. и Иванов Е.С. выделяют следующие виды побегов:
1.безмотивные побеги как удовлетворение сиюминутной потребности;
2.повторные побеги как сложившиеся поведенческие стереотипы;
3.побеги как реакция протеста на трудности, связанные с учебой;
4.побеги как реакция на сложившиеся негативные взаимодействия ребенка со сверстниками, воспитателями, учителями, родителями;
5.побеги как форма подражания – в виде групповых побегов;
6.побеги из страха наказания;
7.побеги для получения удовольствия;
8.побеги, связанные с трудностями адаптации в интернате;
9.побеги, связанные с плохим настроением (дисфорические);
10.дромоманические (по типу непреодолимого влечения).
Точно так же за проявлениями агрессивности, нарушениями внимания, памяти, снижением школьной продуктивности могут скрываться совершенно разные механизмы.
Одним из широко распространенных психопатоподобных синдромов является «синдром нарушения внимания с гиперактивностью» (другие его названия – синдром двигательной расторможенности, гипердинамический, гиперкинетический, гипермоторный), встречающийся чаще у мальчиков, и составляющий среди учащихся начальной школы от 3 до 10% (П. Уэндер, Р. Шейдер, 1998 г.). Этот синдром появляется обычно в возрасте 4 лет, но становится предметом консультаций и поисков путей коррекции с началом посещения школы. По мнению авторов, при отсутствии адекватного лечения может сохраняться всю жизнь.
Основные проявления:
А. Нарушение внимания: а) неспособность сохранять внимание на период выполнения задания; б) неспособность надолго сосредоточиться на предмете с ослаблением избирательного внимания, особенно в условиях выполнения самостоятельных действий; в) частое забывание сути задания; г) повышенная отвлекаемость на посторонние раздражители, суетливость, неусидчивость, которая может проявляться не только в учебе, но и в играх; даже во время любимой телепередачи.
Б. Несмотря на прилагаемые усилия, отмечаются импульсивность в виде частых выкриков с места, крайняя нетерпеливость, неспособность ждать своей очереди, вмешательство в разговор других людей, конфликты из-за проигрыша в игре, неряшливость.
Расстройство внимания встречается и без выраженной гиперактивности. Такие дети менее агрессивны со сверстниками, но у них чаще встречаются «задержки школьных навыков» и потому, несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе. Сочетание нарушения внимания с гиперактивностью способствует эмоционально-волевым нарушениям, вспыльчивости, нетерпимости к неудачам. Как правило, ни наказания, ни поощрения не дают эффекта, ребенок продолжает вести себя плохо, вплоть до исключения из школы.
По данным современных исследований, синдром нарушения внимания и гиперактивности связан с перинатальной патологией и генетической предрасположенностью, имея различную нозологическую принадлежность. По мнению американских и западноевропейских психиатров, наиболее эффективными средствами лечения, требующими длительного (годами) применения, являются психостимуляторы, нейролептики, антидепрессанты, другие лекарственные средства в сочетании с психотерапией и созданием благоприятной психолого-педагогической среды.
В подростковом возрасте встречается «гебоидный синдром» (от слова, обозначающий «юность»), характеризующийся болезненным заострением и искажением эмоционально-волевых особенностей, которые вообще свойственны подростковому и юношескому возрасту. Основными психопатологическими компонентами гебоидного синдрома, впервые обнаруживающегося в период полового созревания, являются резко выраженное расторможение и даже извращение примитивных влечений, прежде всего сексуального; ослабление или утрата высших нравственных понятий (добра и зла, дозволенного и недозволенного); склонность к асоциальным и антисоциальным поступкам. Этому часто сопутствует эмоциональное уплощение личности с понижением чувства жалости, сострадания, сопереживания. Повышенная аффективная возбудимость подростка сочетается со склонностью к агрессивным и садистическим реакциям; выраженный эгоцентризм – со стремлением к удовлетворению низших потребностей. Одновременно проявляются грубая оппозиционность к взрослым, родителям, к общепринятым взглядам и нормам поведения, отсутствие интереса к любой позитивной деятельности, прежде всего к учебе.
Девиантные формы поведения встречаются и при депрессии, описываемые как её психопатоподобные эквиваленты (Сосюкало О.Д., Кашников А.А., Татарова И.Н., 1983 г.). В этих случаях на первый план выступают «фасадные» нарушения поведения, в основе которых лежат стертые и потому скрытые депрессивные расстройства. Они возникают в препубертатном или пубертатном возрасте, проявляясь в форме широкого спектра поведенческих расстройств: повышенной аффективной возбудимости, психической неустойчивости, агрессивности; отказа от учебы, прогулов, в уходах из дома и стремлении к бродяжничеству, в ряде случаев – в алкоголизации. Авторы, описавшие девиантные формы депрессии, выделили четыре типологических варианта: 1) эксплозивно-агрессивный; 2) нарушения поведения по типу реакций протеста; 3) нарушения поведения по типу реакций отказа; 4) по типу реакций группирования. Эффективность от применения антидепрессивных средств в сочетании с другими методами фармакотерапии подтверждала депрессивный характер происхождения психопатоподобных расстройств поведения, а также необходимость их раннего выявления для профилактики правонарушений среди детей и подростков.
Краткое описание выше упомянутых расстройств поведения, относящихся к психопатоподобным синдромам, далеко не исчерпывают всего спектра их клинического многообразия, поскольку они встречаются в отдаленном периоде после перенесенных черепно-мозговых травм, менинго-энцефалитов, хронических интоксикаций при алкоголизме, наркомании и токсикоманиях, при хронических заболеваниях с нарушением обмена веществ, при эндокринных и душевных заболеваниях. Эти расстройства, в свою очередь, сочетаются, с разной степенью выраженности тех или иных клинических компонентов, входящих в структуру конкретного синдрома, в целом определяющих его тяжесть; с различными степенями нарушений интеллектуальных предпосылок (памяти, внимания, речи, способности к переключаемости, выносливости к психофизическим нагрузкам) и недостаточности высших корковых функций (различных форм гнозиса, праксиса, пространственных представлений и ориентировки), которые в совокупности создают значительные трудности в процессе обучения школьным навыкам и преодоления поведенческих расстройств. Кроме того, в ряде случаев на пути преодоления поведенческих расстройств может стоять та или иная степень интеллектуальной недостаточности ребёнка/подростка.
Более того, психопатоподобные синдромы встречаются и при олигофрении, обостряясь с наступлением полового созревания у детей. Так, при легких степенях умственной отсталости описаны следующие варианты психопатоподобных синдромов: аффективно-возбудимый, неустойчивый, дисфорический, астенический и перверзный, неврозоподобный, синдром нарушенных влечений, гиперкинетический (Исаев Д.Н., Микиртумов Б.Е., 1978 г., Шипицына Л.М., Иванов Е.С., 1992 г.)
Источник: Винокуров Л.Н. Клинические аспекты психолого-педагогических проблем школьной практики depositfiles.com/files/7bigjv16b
Источник
С недавнего времени актуальной стала проблема подросткового возраста, так называемый психопатоподобный синдром. Если раньше всё списывалось на отсутствие воспитания и дурное влияние, то теперь найдено объяснение неадекватного поведения некоторых юношей, девушек и даже детей.
Поскольку этот синдром может проявиться ещё в дошкольном возрасте, родителям и педагогам нужно обращать внимание на странное поведение ребёнка – проявление агрессии, любовь к страшилкам, ранее сексуальное влечение.
Психопатоподобный синдром — это нарушение психики, при котором возникает желание самоутвердиться любым способом, жестокость по отношению к окружающим, инфантилизм и наклонности к клептомании. Возникает в детском и подростковом возрасте.
Юноши и девушки с таким синдромом имеют зависимость от алкоголя и наркотиков, испытывают повышенное сексуальное влечение.
У страдающих этим заболеванием часто наблюдается негативная реакция на общепринятые нормы морали и общения. Они игнорируют нравственные ценности. По отношению к близким людям проявляется грубость, агрессия, высокомерие. Обычно человек утрачивает способность к социализации, не работает и не учится.
В большинстве пациенты опускаются до маргинального состояния и становятся иждивенцами. Выбирают круг общения из себе подобных, употребляют наркотики, алкоголь, убегают из дома и имеют беспорядочные половые связи.
Ещё совсем недавно данное состояние не диагностировалось должным образом. Именно поэтому многие из тех, кто имеет это заболевание, оказывались за решёткой.
Впервые данное заболевание диагностировали в конце 19 века. Именно тогда врачи заинтересовались психопатией. Часть пациентов демонстрировала изменения в поведении, вследствие чего не могли соотнести свои запросы и реальные возможности. Эта особенность побуждала их к конфликтам с окружающими – родственниками, соседями, друзьями. Окружающие с недоумением воспринимали подобное поведение и считали больных людей странными, неприятными.
В начале 20 века вопросами психопатии занялись более глубоко. Тогда была выявлена разница между психопатом и человеком с психопатическим синдромом. В первом случае речь идёт о конкретной личности, во втором – это симптом заболевания. У страдающих синдромом искажены границы человечности, они часто совершают поступки, направленные против общества.
Диагностика заболевания
Психопатоподобные состояния сопровождаются психическим инфантилизмом. Чаще всего он заметен у тех, кто получает необходимое лечение. В возрасте 11-14 лет проявляется враждебность по отношению к близким людям. Подростки выходят из-под контроля взрослых, ведут себя очень агрессивно. Ещё один признак – нездоровые фантазии, часто садистского характера.
Более старшие пациенты 15-17 лет задумываются над абстрактными проблемами «мирового значения». Они проявляют интерес к религии, истории и философии. Однако дальше собственных рассуждений речь не идёт. Подростки увлечены проблемами, но не стремятся получать новую информацию по данным вопросам, выдвигают свои теории, порой абсурдные, в противовес уже существующим.
Специалисты отмечают, что страдающие данным синдромом обладают хитростью. Оказываясь в специальном учреждении, они идут на диалог с персоналом, стараются найти способы избежать лечения.
Продолжительность недуга индивидуальна. Одни излечиваются с окончанием полового созревания, другие страдают всю жизнь. Болезнь может прогрессировать и переходить в более тяжёлые формы.
Согласно Международной классификации болезней, психопатоподобный синдром МКБ 10 описывается следующим образом:
« F07.0
✔️ Расстройство личности органической этиологии
✔️ Нарушение, характеризующееся значительным изменением привычных моделей преморбидного поведения больного, включая выражение эмоций, потребностей и побуждений. Клиническую картину могут дополнять снижение когнитивных и мыслительных функций, а также сексуальные изменения.
Органической этиологии:
✔️ псевдопсихопатическая личность
✔️ личность с псевдозадержкой психического развития
Синдром:
✔️ лобной доли
✔️ личности при лимбической эпилепсии
✔️ лоботомии
✔️ постлейкотомный
Исключены:
✔️ стойкое изменение личности после:
✔️ переживания катастроф (F62.0)
✔️ психического заболевания (F62.1)
✔️ постконтузионный синдром (F07.2)
✔️ постэнцефалитный синдром (F07.1)
✔️ специфические расстройства личности (F60.-)»
Довольно часто встречается психопатоподобный синдром у детей дошкольного возраста. На ранних стадиях он не вызывает неудобств, поэтому диагностируется редко. У детей, которым присуще данное отклонение стёрта грань между злом и добром, обесценены нравственные ориентиры. Нет жалости и сострадания. Ещё в дошкольном возрасте они теряют интерес к обучению и самостоятельному развитию. Уклоняются от занятий, стараются прогуливать уроки, не выполняют домашнее задание, если речь идёт о школьниках.
Дети, страдающие недугом, стараются поступать наперекор родителям, ведут себя агрессивно со сверстниками, истязают животных и насекомых. Также зачастую имеют нездоровый аппетит, набирают лишний вес, склонны к клептомании и побегам. Поступая таким образом, больные получают удовольствие в извращённой форме из-за сбоев в работе организма.
Тревожными сигналами являются:
• Чрезмерная любовь к разного рода «страшилкам»;
• Проявления жестокости к сверстникам и животным;
• Склонность к нездоровому фантазированию;
• Склонность к регулярному присвоению чужих вещей;
• Агрессия по отношению к близким людям;
• Нездоровый интерес к интимной сфере.
Психопатоподобная шизофрения развивается медленно, при этом проявляются лишь психопатопатические симптомы, а признаки шизофрении могут не проявляться вовсе. Это заболевание относится к шизоаффективному расстройству и встречается нечасто. Вовремя поставленный диагноз и соответствующее лечение помогают нивелировать симптомы и добиться ремиссии.
Ещё одно название недуга – псевдопсихопатическая шизофрения. Отклонение сопровождается некоторыми симптомами шизофрении – бредом и галлюцинациями. Заболевание развивается медленно и часто его относят к вялотекущей форме шизофрении.
Чаще всего этим недугом страдают подростки. Диагностируется нечасто, поскольку симптомы схожи с особенностями поведения пубертатного периода. Причины появления и развития не выявлены окончательно. С недавнего времени эту патологию относят к болезням, связанным с нарушением работы организма.
Потенциальные причины появления недуга:
• Тяжёлые отравления;
• Воздействие радиации;
• Последствия интоксикации;
• Заболевания головного мозга;
• Эпилепсия;
• Генетические особенности.
Симптомы заболевания
Психопатоподобная симптоматика выглядит как изменение личностных свойств человека. Недуг влияет на поведение, интересы, увлечения и образе жизни. Часто встречается:
• Агрессия;
• Жестокость;
• Неряшливость;
• Эпатажная внешность;
• Неумение общаться;
• Отсутствие брезгливости;
• Мастурбация;
• Конфликтность;
• Попытки суицида;
• Резкая смена интересов;
• Странные увлечения.
При этом признаки шизофрении незаметны, изредка появляются навязчивые идеи, бред и паранойя в легкой форме.
Психопатоподобное поведение может проявиться достаточно неожиданно. Чаще всего этот недуг не является последствием психотравм или нездоровой обстановки в семье. Чаще всего болезнь проявляется у подростков из благополучных семей. Часто первые признаки становятся заметны в 14-16 летнем возрасте, но иногда они появляются и после достижения совершеннолетия.
Заболевание встречается у девушек и юношей в одинаковом соотношении. У лиц мужского пола ярче выражено агрессивное, а у женского – депрессивное, отчуждённое и асоциальное поведение.
Характерный симптом – неадекватность поступков, оторванность от реальности. Залог своевременно поставленного диагноза – минимум два проявления недуга одновременно. Если признаки не проявляются в таком количестве, болезнь может быть не выявлена.
Лечение психопатоподобного синдрома
Диагностируя психопатоподобные расстройства, важно не совершить ошибку. Способ лечения известен не всем детским врачам, у которых наблюдаются подростки. Если возникли подозрения на подобный диагноз, необходимо обратиться в специализированное учреждение.
Психопатоподобные нарушения лечатся посредством транквилизаторов. В список назначаемых препаратов входит Неулептил, Галоперидол, и Мажептил в тяжёлых случаях. Если необходимые меры были предприняты без опоздания, лечение приносит положительный результат, человек возвращается в социум и адаптируется к нормальной жизни.
Поставить точный диагноз и назначить лечение может только специалист с опытом. Важно отметить, что некоторые лекарства могут спровоцировать аллергию и повлиять на формирование подросткового организма. Лучше обратиться к нескольким врачам.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Похожие статьи:
Источник