Психопатоподобные синдромы при умственной отсталости
В некоторых случаях выявляются такие формы олигофрении, при которых имеет место сочетание общего интеллектуального недоразвития с выраженными психопатическими формами поведения. При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам. Среди олигофренов с психопатоподобным поведением можно встретить «бегунов», т.е. школьников, которые без видимых причин убегают из школ или школ-интернатов. Часто они садятся в проходящий транспорт и едут, сами не зная, куда и зачем.
Грубые со сверстниками и старшими, недисциплинированные, нередко имеющие патологические влечения, они не умеют регулировать свое поведение общепринятыми морально-этическими нормами. Патогенетически эта форма олигофрении характеризуется сочетанием диффузного поражения коры полушарий головного мозга с наличием подкорковых очагов, что, как правило, подтверждается электроэнцефалографическими методами исследования.
Это наиболее трудные в воспитательном плане дети, поскольку их поведение непредсказуемо и в классе, и в мастерской, и в свободное время. Прогноз на будущее труден. Он в большой мере зависит от тех социальных условий, в которые попадут выпускники, и от скорригированности дефекта.
5 группа олигофрения с выраженной лобной недостаточностью (нарушением целенаправленной деятельности)
При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Основная патологическая особенность в этом случае заключается в том, что диффузное поражение коры головного мозга сочетается с преимущественным недоразвитием лобных долей.
При исследовании выявляется грубое своеобразное нарушение моторики — движения неуклюжи, неловки, дети не могут себя обслужить. У некоторых отмечается столь резкое изменение походки, что можно говорить об апраксии ходьбы. Движения плохо или почти не автоматизированы. Специфической особенностью этих детей является разрыв между произвольными и спонтанными движениями. Так, при полной невозможности выполнить какие либо движения по инструкции эти же движения дети могут выполнить спонтанно. Особенности моторики этих детей дают основание предполагать, что недоразвитие лобной коры, располо-женной перед моторным полем и над подкорковыми двигательными узлами, приводит к нарушению организации движения на более высоком функциональном уровне.
У этих детей также отмечаются своеобразные изменения поведения. Они некритичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены элементарных форм застенчивости, необидчивы. Поведение их лишено стойких мотивов. В этих случаях резко изменена вся система потребностей и мотивов, имеются патологические наклонности. При полной сохранности сенсорной и моторной стороны речи у таких детей отмечается склонность к подражанию речи взрослых («резонерство»). Особенно нарушается регулирующая функция речи, которая играет важную роль в формировании и дифференциации мотивов, эмоционально-волевой сферы личности в целом. Коррекционно-воспитательная работа с детьми данной группы должна строиться исходя из качественного своеобразия структуры дефекта. В первую очередь используются педагогические приемы, направленные на формирование произвольных моторных навыков под организующим началом речи.
Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию. Эти дети не любят труд, стремятся избежать выполнения простых бытовых обязанностей, а тем более работы в мастерских.
После окончания специальной школы или, достигнув определенного возраста, они или передаются в семью или направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты. Дети-олигофрены с выраженной лобной недостаточностью встречаются редко.
Дата добавления: 2017-01-21; просмотров: 1317 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Олигофрения,
степени интеллектуальной недостаточности.
Психоорганический синдром. Деменция.
Интеллект
— сложное комплексное понятие, объединяющее
способность человека к суждениям и
умозаключениям, накоплению знаний и
практическому их применению.
В психиатрии
различают две основные формы патологии
интеллекта:
1). Врожденное
малоумие — олигофрения,
2). Приобретенное
слабоумие — деменция.
Олигофрения
(малоумие),
врожденное или рано приобретенное (в
первые три года жизни) слабоумие,
выражающееся в недоразвитии психики в
целом, преимущественно интеллекта.
Степени выраженности олигофрении:
дебильность,
имбецильность, идиотия.
Люди
с легкой умственной отсталостью
(дебильностью)
приобретают речевые навыки с некоторой
задержкой, но большинство из них
приобретают способности использовать
речь в повседневных целях, поддерживать
беседу и участвовать в клиническом
расспросе. Большинство из них достигают
также полной независимости в сфере
ухода за собой (прием пищи, умывание,
одевание, контроль за функциями кишечника
и мочевого пузыря) и в практических и
домашних навыках, даже если развитие
происходит значительно медленнее, чем
в норме. Основные затруднения обычно
наблюдаются в сфере школьной успеваемости
и у многих особенными проблемами являются
чтение и письмо. Тем не менее, при легкой
умственной отсталости значительную
помощь может принести образование,
предназначенное для развития их навыков
и проявления компенсаторных возможностей.
В большинстве благоприятных случаев
легкой умственной отсталости возможно
трудоустройство, требующее способностей
не столько к абстрактному мышлению,
сколько к практической деятельности,
включая неквалифицированный и
полуквалифицированный ручной труд. В
социо-культуральных условиях, не
требующих продуктивности в
отвлеченно-теоретической сфере, некоторая
степень легкой умственной отсталости
сама по себе может и не представлять
проблемы. Тем не менее, если наряду с
этим отмечается заметная эмоциональная
и социальная незрелость то проявятся
и последствия ограничения социальной
роли, например, неспособность справляться
с требованиями, связанными с брачной
жизнью или воспитанием детей или
затруднения в адаптации к культуральным
традициям и нормам.
При использовании
надлежащих стандартизованных тестов
по определению коэффициента умственного
развития на легкую умственную отсталость
указывают показатели в диапазоне 50-69.
Умеренная умственная
отсталость – имбецильность.
У лиц этой категории медленно развиваются
понимание и использование речи, а
окончательное развитие в этой области
ограничено. Отстает и развитие навыков
самообслуживания и моторики, некоторые
пациенты нуждаются в надзоре на протяжении
всей жизни. Ограничены школьные успехи,
но часть пациентов осваивает основные
навыки, необходимые для чтения, письма
и счета. Образовательные программы
могут дать им возможности для развития
своего ограниченного потенциала и
приобретения некоторых базисных навыков;
такие программы соответствуют замедленному
характеру обучения с небольшим объемом
усваиваемого материала. В зрелом возрасте
лица с умеренной умственной отсталостью
обычно способны к простой практической
работе при тщательном построении заданий
и обеспечении квалифицированного
надзора. Совершенно независимое
проживание достигается редко. Тем не
менее, такие люди, в общем, полностью
мобильны и физически активны и большинство
из них обнаруживают признаки социального
развития, что заключается в способности
к установлению контактов, общению с
другими людьми и участию в элементарных
социальных занятиях. Коэффициент
умственного развития обычно находится
в диапазоне от 21 до 49. Для этой группы
характерны расхождения в профилях
тестирования способностей, когда у
некоторых лиц достигаются высокие
уровни по тестам на оценку
зрительно-пространственных навыков по
сравнению с результатами заданий,
зависящих от развития речи, а в других
случаях значительная неуклюжесть
сочетается с радостью от социального
взаимодействия и простой беседы.
Глубокая умственная
отсталость – идиотия.
У больных этой группы коэффициент
умственного развития ниже 20, что означает,
что пациенты весьма ограничены в
способностях к пониманию или выполнению
требований или инструкций. Большинство
таких больных неподвижны или резко
ограничены в подвижности, страдают
недержанием мочи и кала и с ними возможны
лишь самые рудиментарные формы
невербальной коммуникации. Они неспособны
или мало способны заботиться о своих
основных потребностях и нуждаются в
постоянной помощи и надзоре.
Олигофрения —
клинически однородная группа расстройств,
различных по этиологии, но объединенных
двумя обязательными признаками:
психическое недоразвитие характеризуется
преобладанием интеллектуальной
недостаточности и отсутствует
прогредиентность, указывающая на наличие
текущего патологического процесса.
Психоорганический
синдром
характеризуется триадой, описанной
Walter
–Buel
(Вальтер- Бюэлем):
нарушения понимания,
эмоционально-волевые
расстройства,нарушения памяти.
Этот вид расстройства
наблюдается при органическом поражении
головного мозга вследствие инфекционного,
токсического, травматического воздействия.
Это, как правило, необратимое состояние.
Варианты
психоорганического синдрома по критериям
тяжести и доминирующего расстройства:
церебрастенический
неврозоподобный
гипердинамический
психопатоподобный
Корсаковский
синдромпсевдопаралитический
синдромдеменция.
Приобретенное
слабоумие (деменция)
характеризуется общей деградацией
психической деятельности, приобретающей
специфические черты в зависимости от
характера патологического процесса,
лежащего в основе ее формирования. При
развитии деменции прежде всего страдает
память, творческое мышление, затем
нарушается способность к абстрактным
суждениям и в конце концов оказывается
невозможным выполнение простых задач.
По степени тяжести выделяют деменцию
с наличием критики к имеющимся
расстройствам, деменция с отсутствием
критики и деменция с распадом ядра
личности.
Критерии
деменции по МКБ – 10.
Ухудшение памяти,
наиболее заметное в области усвоения
новой информации, хотя в более тяжелых
случаях может нарушаться и воспроизведение
ранее усвоенной информации. Расстройство
касается как вербального, так и
невербального материала. Снижение
памяти должно подтверждаться объективно
надежным анамнезом от информанта и, по
возможности, дополняться данными
нейропсихологического тестирования
или количественной оценки когнитивных
способностей.
Уровни выраженности
ухудшения памяти следует оценивать
следующим образом: (пороговое
диагностическое значение имеет легкое
нарушение памяти):
Легкое расстройство
памяти.
Повседневная деятельность затруднена,
хотя все же возможно независимое
проживание. Нарушено главным образом
усвоение нового, материала. Например,
могут отмечаться трудности в повседневной
жизни в фиксации, хранении и воспроизведении,
касающиеся местонахождения бытовых
предметов, социальных договоренностей
или информации, полученной от родственников.
Умеренное
расстройство.
Нарушение памяти представляет собой
серьезное препятствие для повседневной
жизни. Удерживается только очень хорошо
усвоенный или очень знакомый материал.
Новая информация удерживается лишь
случайно или на очень короткое время.
Больной не в состоянии вспомнить основные
сведения о том, где он живет, что он
недавно делал или как зовут его знакомых.
Тяжелое
расстройство.
Эта степень нарушения памяти характеризуется
полной неспособностью усвоенной
информации. Больной не в состоянии
узнать даже близких родственников.
Снижение других
когнитивных способностей характеризуется
ослаблением критики и мышления, например,
в планировании и организации, а также
ухудшением общей обработки информации.
Подтверждение
этому должно основываться, если возможно,
на данных объективного анамнеза и по
возможности дополняться нейропсихологическими
тестами или количественными, объективными
оценками. Должно устанавливаться
ухудшение по сравнению с предыдущим
более высоким уровнем продуктивности.
Степень снижения
должна оцениваться следующим образом
(пороговое диагностическое значение
имеет легкое нарушение):
Легкое нарушение.
Снижение когнитивных способностей
вызывает нарушение продуктивности в
повседневной жизни; не обуславливая,
однако, зависимости больного от других.
Невозможны более сложные повседневные
задачи и формы досуга.
Умеренное
нарушение.
Снижение интеллектуальных способностей
делает невозможным функционирование
в повседневной жизни без посторонней
помощи, включая покупки в магазинах и
обращение с деньгами. В пределах дома
может выполняться лишь простая работа.
Интересы очень ограничены и поддерживаются
плохо.
Тяжелое нарушение.
Ухудшение характеризуется отсутствием
или фактическим отсутствием разумного
мышления.
Общая тяжесть
деменции лучше всего определяется
уровнем нарушения памяти или интеллекта,
в зависимости от того, что более выражено
(например, при легком расстройстве
памяти и умеренном интеллектуальном
нарушении деменция оценивается как
деменция умеренной тяжести).
3). Снижение
эмоционального контроля или мотивации,
или изменение социального поведения,
проявляющееся минимум одним из следующих
признаков:
эмоциональная
лабильностьраздражительность
апатия
огрубение
социального поведения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
14.02.20154.53 Mб114Полушин Ю.С Руководство.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В
основу диагностики умственной отсталости
положен клинико-
психопатологический
подход. Выделяют следующие диагностические
критерии:
•
нарушение
функций, проявляющихся в период созревания
и обеспечивающих общий уровень
интеллектуальности, т.е. когнитивных,
речевых, моторных и социальных способностей
•
своеобразная
структура слабоумия с преобладанием
слабости абстрактного мышления и меньшей
выраженностью поражения предпосылок
интеллекта и эмоциональной сферы
•
непрогредиентность
интеллектуальной недостаточности и
замедленный темп психического развития.
Вспомогательное
значение имеет критерий нарушения
социальной адаптации в детском возрасте,
в частности критерий невозможности
усвоения программы общеобразовательной
школы. Адаптивное поведение нарушено
всегда, но в защищенных социальных
условиях, где обеспечена поддержка, это
нарушение у больных с легкой степенью
умственной отсталости может совсем не
иметь явного характера.
Патопсихологический
синром при задержке развития:
Память:
Наблюдения
педагогов и родителей за детьми с ЗПР,
а также особые психологические
исследования указывают на недочеты в
развитии их непроизвольной памяти.
Многое из того, что нормально развивающиеся
дети запоминают просто, как бы само
собой, вызывает значимые усилия у их
отстающих сверстников и просит специально
организованной работы с ними.Одной из
главных обстоятельств недостаточной
продуктивности непроизвольной памяти
у детей с ЗПР является понижение их
познавательной активности.
Внимание:
Низкая
концентрация внимания: неспособность
ребенка сосредоточиться на задании, на
какой-либо деятельности, стремительная
отвлекаемость, колебания внимания,
стремительная утомляемость,маленький
уровень стойкости внимания. Дети не
могут длительно заниматься одной и той
же деятельностью.
Особенности
восприятия:
Недостаточная
полнота и точность восприятия связана
с нарушением внимания.
Замедленность
восприятия и переработки информации
для полноценного восприятия. Ребенку
с ЗПР требуется больше времени, чем
нормальному ребенку.
Маленький
уровень аналитического восприятия.
Ребенок не обдумывает информацию,
которую принимает вижу, но не думаю.,
понижение
активности восприятия. В процессе
восприятия нарушена функция поиска,
ребенок не пробует всмотреться, материал
воспринимается поверхностно.Более
грубо нарушены более сложные формы
восприятия, требующие роли нескольких
анализаторов и имеющих сложный характер
— зрительное восприятие, визуально-моторная
координация.
Особенности
мыслительной деятельности:
На
развитие мышления оказывают влияние
все психические процессы: уровень
развития внимания; уровень развития
восприятия и представлений об окружающем
мире чем богаче опыт, тем более сложные
выводы может делать ребенок.
У
детей с ЗПР все эти предпосылки развития
мышления в той либо другой степени
нарушены. Дети с трудом концентрируются
на задании.
Общие
недочеты мыслительной деятельности
детей с ЗПР:
Несформированность
познавательной, поисковой мотивации
своеобразное отношение к хоть каким
интеллектуальным задачкам. Дети
стремятся избежать всех интеллектуальных
усилий. Таковой ребенок выполняет
задачку не полностью, а её более простую
часть. Дети не заинтересованы в итоге
выполнения задания.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник