Психопатологические синдромы наблюдающиеся преимущественно у подростков
Осложнение и бурное протекание процесса развития в период взросления наблюдаются у 20% населения . Кризис периода взросления — собирательное понятие, не уточняющее нозологическую принадлежность нарушений и тип течения процесса. Патологические проявления кризисов развития разнообразны, они могут встречаться в форме следующих синдромов.
Синдром нарушения идентичности. Кризис идентичности проявляется в чувстве неполноценности, сниженном настроении и суицидальных намерениях. Эти переживания могут сочетаться с деперсонализацией и ипохондрией. Взрослеющий подросток реагирует на то, что он уже не ребенок, на несоответствие биологических возможностей социальному положению, на неуверенность в своих знаниях и умелости в новом статусе, на резкие изменения, происходящие в растущем организме. Подросток мучается вечными вопросами о том, что он из себя представляет, зачем существует, как к нему относятся окружающие. Он может сомневаться в собственной самобытности, воспринимать себя как жалкую копию других. Именно в связи с этим возникает неприятие социальных правил, в том числе и семейных. Неуверенность и тревога, возникающие в связи с этими переживаниями, могут привести к страху потери телесного и особенно психического единства с одновременным стремлением преодолеть эту боязнь с помощью ритуалов (рассматривания своей внешности, ощупывания собственного тела). Наряду с неуверенностью собственного существования может быть неопределенность жизненных целей, выбора профессии, круга друзей, сексуальной ориентации и сексуального поведения, религиозной идентификации, нравственных устоев или лояльности к референтной группе. Это расстройство может быть также начальным проявлением шизофрении, аффективных психозов или серьезных личностных изменений.
Синдром борьбы с авторитетами. Кризис авторитетов проявляется протестом против семьи, отца или в форме побегов. Подросток пытается противостоять власти, порядку, общепринятым нормам или отказывается от противостояния. Попытки избежать реальности могут также проявляться в аддиктивном поведении (наркотизации, алкоголизации) или вступлении в разнообразные секты, молодежные общества и т. д. Этот кризис нередко препятствует процессу созревания личности, приводит к противоправному, преступному или суицидальному поведению.
Синдром деперсонализации. В этих случаях преобладают изменения восприятия своего душевного и телесного «Я», а также других людей и окружения. Субъективно переживания отчуждения воспринимаются как кажущееся изменение действительности или утрата реальности. Деперсонализация связана с трудностями формирования идентичности и выполняет функции механизма психологической защиты. Она наблюдается у 30—70% молодых людей. Для нее характерна тревога, чувство отчуждения, беспокойство в связи с этим переживанием, субъективное понимание неадекватности эмоциональных реакций. Деперсонализация может проявляться состояниями, при которых окружающее меняется, кажется чуждым, необычайным, неясно воспринимаемым. Подростки свои переживания описывают словами — «все видится как будто через пелену, туман, кисею» либо «кажется удаленным смазанным, тусклым, неживым, серым». Люди и предметы воспринимаются «странными, ненастоящими, подобными куклам, марионеткам». Жизнь им представляется «застывшей, нереальной, лишенной естественных красок и движения». Иногда меняется и восприятие тела, оно кажется «чужим, незнакомым, плохо управляемым, необычно легким или исчезнувшим». При этом движения, поступки наблюдаются как бы со стороны, сочетаясь с непониманием того, как управлять таким телом. Возникают сомнения о принадлежности своего тела: «Мое или не мое». Может измениться восприятие психического «Я». В таких случаях подростки говорят о том, что их «покинула душа», что «себя воспринимают как во сне». Иногда жалуются на то, что их «вовсе не существует», что «действуют механически», что «стали автоматами». При этом мысли разбегаются, не подчиняются воле, собственный голос лишается ясности, появляется второе «Я», наблюдающее за другим «Я» со стороны. «Теряются чувства», в особенности к близким людям («любят только в мыслях, а не сердцем»). Чем младше подросток, тем менее точно он может дать отчет о переживаниях такого рода. Он сообщает о своей измененности, инакости, утверждает, что он не такой, как все, или был иным прежде, однако не способен объяснить, какой характер эти изменения носят. Наблюдаются также близкие по происхождению симптомы «уже виденного», «уже пережитого» или «никогда не виденного». При этом новая ситуация воспринимается на короткий момент как знакомая, или, наоборот, знакомая обстановка кажется чуждой, никогда не переживавшейся. Описываемые здесь явления могут быть в рамках психического здоровья или нервно-психических расстройств: неврозов, соматогенных психических нарушений, органических повреждений головного мозга, эпилепсии, аффективных психозов и шизофрении.
Дисморфомания (дисморфофобия). Кризис, проявляющийся переживаниями своего физического недостатка, называется дис-морфоманией (болезненные мысли о своем телесном дефекте). В пубертатном возрасте внешний облик и тело ребенка претерпевают большие изменения. Подросток не только замечает их, но и сравнивает свои физические данные с такими же формами тела у других людей. Часто при этом он преувеличивает подлинные или обнаруживает мнимые телесные недостатки. Способствуют появлению дисморфомании удлинившиеся черты лица, его асимметрия, слишком крупные размеры тела (у девочек) или слишком малые (у мальчиков), нарушения осанки, аномалия походки* последствия повреждений кожных покровов и т. д. Характерные признаки этого расстройства: идеи физического недостатка («толстая, как бочка», «ростом с карлика»), идеи отношения («все вокруг шепчутся», «люди на улице отворачиваются), пониженное настроение, иногда с мыслями о самоубийстве. Для этого расстройства наиболее характерна поглощенность переживаниями, связанными с мнимыми физическими недостатками или чрезмерное внимание к незначительным в действительности имеющимся дефектам тела. Дисморфомания широко распространена и варьируется по степени выраженности. Она может достигать степени навязчивой, сверхценной или даже бредовой идеи.
Ипохондрический синдром. Кризис, проявляющийся ипохондрическим расстройством, может возникнуть в процессе пубертатной перестройки организма подростка в связи с теми или иными функциональными отклонениями, которые субъективно воспринимаются как слабость, утомляемость, нарушения дыхания, неприятные ощущения или боли в груди, животе, голове и т. п. Все это приводит к сосредоточению внимания на недомоганиях, к попыткам дать объяснение происходящему в теле. Легко возникают мысли о несуществующих болезнях. При этом степень убежденности в тяжести обнаруженных недугов колеблется от постоянных сомнений в их серьезности до убежденности в их неизлечимости и даже своей близкой кончине. Если имеются постоянные мысли о существовании соматического заболевания (фактически отсутствующего), обуславливающего предъявляемые симптомы, то эти переживания расценивают как ипохондрический синдром.
Если имеется необычная озабоченность предполагаемой тяжелой болезнью, несмотря на отсутствие адекватных подтверждений жалобам, то и в этом случае приходится говорить об ипохондрии. Нередко при этом имеется постоянно проявляемое недоверие врачам, пытающимся убедить пациента в отсутствии соматической болезни, обуславливающей эти симптомы. Ипохондрическая симптоматика может быть не только самостоятельным синдромом, но и входить в состав депрессий, тревожных, соматизированных и бредовых расстройств, при шизофрении и других психозах.
Синдромы нарушения пищевого поведения. Наиболее часто встречающаяся его форма — нервная, или психигеская, анорексия (F50.0), проявляющаяся в сознательном, чрезвычайно стойком и целеустремленном желании похудеть, нередко достигающего выраженного истощении (кахексия) с возможным смертельным исходом. Распространенность этого расстройства среди девушек-подростков составляет 1%. Число болеющих мальчиков в 9-20 раз меньше.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Диагноз ставится при наличии: 1) падения массы тела на 15% и ниже нормативного уровня или неспособности набрать вес в период роста; 2) избегания пищи, удаления съеденного (провоцированием рвоты, приемом слабительных и мочегонных средств), подавления аппетита и использования чрезмерных физических нагрузок; 3) искаженного представления о своем образе тела и страха перед полнотой; 4) возникновения аменореи или непоявления менархе у девушек, потери полового влечения и потенции у подростков-мальчиков; 5) при начале расстройства в препубертатном возрасте пубертатный метаморфоз задерживается или не происходит вовсе (прекращается рост, у девочек не развиваются грудные железы, отмечается первичная аменорея, у мальчиков половые органы остаются детскими).
Реже, чем психическая анорексия, встречается нервная булимия (FS0.2), которая может быть самостоятельным расстройством или сочетаться с анорексией. Нервная булимия характеризуется приступами переедания и чрезмерной озабоченностью контролированием массы тела, что приводит к принятию крайних мер для коррекции возможной полноты.
Диагноз основывается на наличии: 1) озабоченности едой, непреодолимой тяги к пище и периодическом переедании; 2) противодействия ожирению от съедаемой пищи с помощью вызывания рвоты, приема слабительных, подавляющих аппетит и мочегонных средств, а также и периодов голодания; 3) страха ожирения с установлением предела для своей массы тела, намного меньшей, чем преморбидная (доболезненная), оптимальная для больного. Это расстройство диагностируется как нервная булимия.
Синдром метафизической интоксикации. Метафизическая (философическая) интоксикация, или болезненное мудрствование, характеризуется однообразной абстрактной непродуктивной интеллектуальной активностью, направленной на самостоятельное решение «вечных проблем» путем постоянного обдумывания их. Философствование на отвлеченные темы занимает очень важное место в жизни подростка. Оно сочетается с бесплодной критикой авторитетов, иногда отчуждением от близких людей, уходом в свой внутренний мир. Постоянные размышления, рассуждения, письменное отражение их в дневниках, записках и посланиях ярко эмоционально окрашены. Ни процесс мудрствования, ни более или менее завершенное обдумывание не поддается критике со стороны окружающих. В зависимости от степени выраженности расстройств мышления поведение может либо не нарушаться, либо изменяться значительно. У подростков с психастеничными или шизоидными личностями может возникать транзиторная метафизическая интоксикация, при которой мудрствование, беспредметное философствование, рифмование сопровождается преходящим нарушением адаптации. Этот синдром соответствует шизотипиге-скому расстройству (F21).
Метафизическая интоксикация может быть также проявлением вялотекущей шизофрении. В этом случае возникающие у больного мысли вычурны противоречивы, нелепы. Вся интеллектуальная деятельность идет на «холостом ходу». Больной не способен не только раскрыть содержание волнующих его вопросов, но и не может передать прочитанное, услышанное. Он не ищет слушателей, будучи целиком погружен в таинственные проблемы «взаимодействия душ», «контактов с инопланетянами» и т.д. При этом резко нарушаются контакты с окружающими, становится невозможной учеба в школе. Этот синдром трактуется как проявление недифференцированной шизофрении (F20.3).
Суицидальное поведение. Мысли о нежелании жить, намерения и действия, предпринимаемые с целью покончить с собой и завершенные попытки самоубийства — «пара- и суицидальное поведение». Частота его возникновения у подростков и своеобразие проявлений связаны с рядом особенностей возраста. Смерть подростками хотя и признается универсальным и необратимым явлением, однако воспринимается как нечто абстрактное, не касающееся прямо собственной личности, а опасения за свою жизнь не основываются на ее ценности. Поэтому аутоагрессия подростка, даже не предполагающая смертельного исхода, может быть опасной для его жизни. Трудно в связи с этим провести различие между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поведением. Мотивы, которые приводят су-ициденты для объяснения своего суицидального поведения, незначительны и мимолетны (с точки зрения взрослых), что создает сложности для своевременного его распознавания. Возникновение суицидальных попыток определяется не столько особенностями психопатологии (например, наличием депрессии), сколько обстоятельствами жизни. Обычно суициды и попытки их совершить взаимосвязаны с другим отклоняющимся поведением: побегами, правонарушениями, алкоголизацией, конфликтами с родителями, сексуальными эксцессами и т. д. Обуславливают и провоцируют попытки самоубийства психические заболевания, конфликты самооценки, одиночество, нарушение межличностных отношений, неудовлетворенность своей внешностью, неудачи во взаимоотношениях с представителями противоположного пола, действительная или мнимая утрата родительской любви, переживания, связанные со смертью или разводом родителей, желание вызвать сочувствие, подражание сверстникам или любимым героям. Суицидальные попытки у подростков чаще импульсивные, связанные с ситуацией. Однако они могут быть завершением длительной кризисной или конфликтной ситуации, которую можно было бы предусмотреть. Знание подростков, склонных к самоубийству, создает возможность для предупреждения суицида. К подросткам повышенного риска относятся больные с депрессией, тревогой, мрачным настроением (дисфорией), бредом. К ним также относятся неустойчивые, психастенические, истерические психопатические личности, больные с психогенными заболеваниями, подростки, употребляющие спиртные напитки, подростки, переживающие экстремальные стрессовые ситуации, подростки из конфликтных семей, имеющие психически больных родственников, особенно с суицидами в анамнезе, подростки, страдающие хроническими, уродующими, затрудняющими социально-психологическую адаптацию соматическими заболеваниями или сопровождающимися депрессией, также имеют больший риск совершить суицид.
Для выявления состояний, предшествующих попытке самоубийства, следует знать их особенности. К этим состояниям относятся ограничение личностных интересов, ослабление переживания субъективной ценности мира, выражающихся в чувстве одиночества, непонимания другими, отказе от ранее признаваемых ценностей и предпочитаемых видов деятельности; направление агрессии против собственной личности; желание умереть и фантазирование на темы самоубийства; формирование представлений о способах самоубийства, появление угрюмо-мрачного настроения, психосоматических расстройств (бессонницы, анорексии, утомляемости, вегетативных нарушений).
Синдром асоциального поведения. В пубертатном возрасте подросток, стремясь к самостоятельности, пытается освободиться от семейных уз. Его эмансипация приводит к группированию с другими, а их совместные увлечения азартными играми, культом силы, демонстрацией своей «необычности» и т.д. нередко сопровождаются нарушением социальных норм, т. е. асоциальным поведением. Часть из них проявляет склонность к противоправным поступкам — делинквентности. Отсутствие надзора за поведением подростка, семейная и педагогическая запущенность способствуют как асоциальным, так и делинквентным поступкам подростка. Асоциальное поведение — это в одних случаях воровство из дома, разрушение вещей или порча имущества членов семьи, жестокость по отношению к родственникам. В других случаях это антисоциальное или агрессивное поведение, которое отмечается у подростка, изолированного, отвергаемого или не популярного среди сверстников. Оно проявляется негативизмом, непослушанием, конфликтностью, агрессивностью, разрушением имущества, жестокостью, нарушением норм сексуальных отношений. В третьих случаях подростки группой совершают антисоциальные поступки: кражи, нанесения ущерба чужому имуществу, хулиганство, акты вандализма, нанесения телесных повреждений, сексуальные насилия и т. д.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Чернышов Г.Н.
ЛГТУ, ГСФ, доцент кафедры уголовного права,
уголовного процесса и криминалистики
Проблемы подросткового возраста.
Подростковая психиатрия – это раздел психиатрической науки, изучающий особенности проявления, течения, причин и механизмов развития психических нарушений (как при психотических, так и при непсихотических расстройствах) в период полового созревания, а также особенности их лечения и предупреждения в данном возрасте и научные основы организации психиатрической помощи подросткам.
Обособление подростковой психиатрии в специальный раздел, отдельный от детской психиатрии и психиатрии взрослых, произошло лишь в 60-х годах нашего столетия. До этого младших подростков наблюдали детские психиатры, а старших – те, кто лечил взрослых. Границей между младшими и старшими было 15 лет, т.е. по сути дела середина подросткового возраста.
Причиной выделения подростковой психиатрии послужило то обстоятельство, что именно в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов текущего столетия в большинстве развитых стран неожиданно начали все более и более проявляться специфические особенности психопатологии подросткового возраста. Широкое распространение получили непсихотические патологические нарушения поведения. По капиталистическим странам прокатилась волна подростковых наркоманий. Во многих из этих стран массовым явлением среди подростков стали побеги из дома и бродяжничество. Обострились проблемы ранней алкоголизации, суицидального поведения, агрессивности и жестокости в подростковом возрасте. Но дело не ограничилось только непсихотическими нарушениями поведения. Несколько позднее стало очевидным, что на картину психических заболеваний, даже эндогенных и, по-видимому, наследственно-обусловленных, специфические особенности подросткового возраста в последние десятилетия стали накладывать гораздо более выраженный отпечаток, чем это имело место ранее. Более частыми и разнообразными сделались всевозможные психопатические картины – дебюты, эквиваленты, типы течения, ремиссии. В целом, подростковый возраст – период становления личности и в особенности ее базиса – характера – у многих индивидуумов стал протекать особенно трудно.
Что послужило причиной подобных изменений психопатологии в подростковом возрасте? В этом отношении существует лишь более или менее вероятные гипотезы.
Два факта прежде всего привлекают внимание.
Во-первых, в поколении подростков, родившихся и выросших после второй мировой войны и по-миновании первых трудных послевоенных лет, как массовое явление в ряде развитых стран обнаружился феномен акселерации физического развития. Во-вторых, эти же годы явились эпохой научно-технической революции, «информационного взрыва», скачкообразно выросшего темпа жизни, ломки традиционных психологических устоев, развития широких международных коммуникаций. Общество стало предъявлять к подрастающему поколению иные, заметно более высокие требования в отношении профессиональной подготовки и процесса социальной адаптации в целом.
Особенности общих психопатологических расстройств.
Почти все психические нарушения, известные их курса общей психиатрии, встречаются у подростков. Исключение составляют некоторые расстройства, присущие пожилому и старческому возрасту. Сходством с психопатологией взрослых подростковая психиатрия существенно отличается от детской. Однако подростковый возраст откладывает своеобразный отпечаток на многие психопатологические феномены. Но, кроме этого у подростков встречаются особые психопатологические синдромы, наблюдаемые преимущественно или почти исключительно именно в этом периоде жизни. В данной работе речь пойдет об особенностях общих со взрослыми психических нарушений.
Галлюцинации и другие обманы чувств
Более частыми и яркими, чем у взрослых, бывают галлюцинаторные переживания, связанные с нарушением восприятия собственного тела, а также обонятельные галлюцинации при лро-гредиентной шизофрении. Первое, видимо, связано с бурным ростом тела, а второе с присущей возрасту остротой и злокачественностью данного заболевания, так как известно, то обонятельные галлюцинации при шизофрении являются неблагоприятным признаком.
Относительная частота и красочность зрительных обманов чувств зависит от некоторых возрастных особенностей интоксикаций и распространенности инфекционно-аллергических заболеваний.
Наряду с истинными галлюцинациями подростковому возрасту свойственны красочные фантазии с произвольно вызванными зрительными образами («о чем подумаю, то и увижу»). Этот феномен получил название визуализации представлений – видимо, он связан с эйдетизмом. Подобные визуализированные фантазии встречаются при некоторых интоксикациях (бензин, технические жидкости и др.).
Дереализация и деперсонализация
Переживания подобного рода считаются весьма характерными для подросткового возраста. Видимо, это связано с присущими данному периоду жизни становления личности, выработкой способности к самоанализу, овладением схемой собственного бурнорастущего тела, а также с эмоциональной яркостью и насыщенностью переживаний.
Дереализация. Как известно, дереализация проявляется чувством необычного изменения, нереальности, какой-то странной перемены окружающего. Описать все это словами для подростков бывает очень трудно, но всегда подчеркивается неестественность переживаемого и сохраняется к этому критическое отношение. Дереализацронные переживания могут быть преимущественно зрительными (все кажется каким-то неживым, тусклым, лишенным красок или, наоборот, необычно ярким и цветастым), слуховыми (звуки как бы приглушены, «все на одном тоне» или, наоборот, отмечается необычная громкость звуков, которые пронзают уши), реже вкусовыми («пища, как трава»), тактильными (не отличить на ощупь один материал от другого). К феноменам дереализации могут быть отнесены переживания «уже виденного», «никогда не виденного» и т.п.
Деперсонализация. Этот тип нарушений, как и у взрослых, может проявляться в нескольких формах. Аутодеперсонализация касается чувства необычного изменения собственной личности – «как-то необычно изменился», «пропали все чувства», «стал как истукан» и т.п. соматодеперсонализация, еще более частая у подростков, представляет собой своеобразные нарушения схемы тела или необычные телесные ощущения (например, руки кажутся огромными или неодинаковыми по размеру, хотя осознается, что так быть не может).
Нарушения сознания
У подростков нарушения сознания встречаются реже, чем у детей, но, видимо, несколько чаще, чем у взрослых. Синдромы выключения сознания – сомноленция, оглушение, сопор, кома – ничем не отличаются от известных описаний. Это же касается сумеречных состояний, которые в подростковом возрасте чаще всего приходится встречать при эпилепсии, а также при травматических психозах.
Острый гипертоксический синдром. Представляет собой тяжелое нарушение сознания, при котором элементы его выключения переплетаются с элементами его расстройства. Старыми авторами этот синдром был описан под названием «острого бреда» (delirium acutum). В подростковом возрасте данный синдром встречается почти исключительно при острейшей злокачественной шизофрении («смертельной кататонии»). Клиническая картина не отличается от описанной А.С. Тигановым (1982) у взрослых.
Аментивный синдром. В настоящее время этот синдром стал большой редкостью. При острых экзогенных (особенно инфекционных) психозах данный синдром практически почти не встречается, что, вероятнее всего, обусловлено большими успехами в лечении инфекций в связи с появлением антибиотиков. Однако у подростков аментивный синдром может возникать при остром дебюте прогредиентной шизофрении, особенно когда ока провоцируется такими экзогенными факторами, как инфекции, переохлаждение или перегревание на солнце. Клиническая картина такого аментивного синдрома не отличается от известной у взрослых.
Общая психопатология подросткового возраста. Подростковые психопатологические синдромы и специфика подростковых психопатологических синдромов
Существую психопатологические синдромы, которые встречаются почти исключительно или преимущественно у подростков. Эти синдромы не приходится видеть у детей и крайне редко можно наблюдать у взрослых, да и то такие взрослые обычно бывают наделены чертами психического инфантилизма, т.е. сохранившимися особенностями психики подростка. Г.Е. Сухарева (1959) включила симптокомплексы, «более или менее специфические для пубертатной фазы», в рамки психогенных реакций. К этим симптокомплексам были отнесены: 1) «болезненное мудрствование»; 2) повышенное внимание к своему «Я» с ипоходризацией, фиксацией на телесных ощущениях; 3) дисморфофобия; 4) «своеобразная форма отказа от еды»; 5) психопатоподобные формы поведения. Однако все эти синдромы не ограничиваются областью психогений, они встречаются также при других психических заболеваниях.
Психопатоподобные формы поведения слагаются из нескольких синдромов.
Аноректический синдром
Отказы от пищи. Также как у взрослых, отказы от пищи как симптом психического нарушения у подростков бывают связаны с различными причинами. Это может быть обусловлено резким падением аппетита при эндогенной депрессии, но тогда отказ от пищи не бывает полным. Он может объясняться бредовыми мотивами. При бреде самообвинения больной считает себя недостойным пищи, тех денег, которые на нее затрачены. При бреде преследования и отравления возникают подозрения, что пища отравлена, что к ней что-то подмешано, при бреде заражения – что пища недостаточно чисто приготовлена.
Причиной отказа могут быть галлюцинации: слуховые, императивные, приказывающие «не есть», или обонятельные, когда кажется, что от пищи исходит странный и неприятный запах. Причиной отказа может быть кататонический негативизм.
При непсихотических нарушениях поведения у подростков также встречаются отказы от пищи. Такой отказ может быть проявлением истерической реакции, но тогда он непродолжителен и носит явно демонстративный характер. Подросток не ест, когда едят другие члены семьи или товарищи по интернату, но наедине тайком охотно поглощает пищу. Этот отказ чаще всего обусловлен инфантильной реакцией оппозиции, носит символический характер, таким поступком подросток как бы взывает обратить на него особое внимание, в чем-то ублажить.
Отказ от пищи может быть одной из форм группового протестного поведения («голодовка») и также бывает сопряжен с предъявлением каких-либо требований. Групповые отказы у подростков всегда непродолжительны. С протестным отказом от пищи приходится также сталкиваться в случаях принудительной госпитализации подростков. Но и в этих случаях подросток вскоре начинает есть – как только он убеждается, что путем отказа от еды он ничего не достигнет.
Однако в особых случаях отказ от пищи становится ведущим и чрезвычайно упорным симптомом, тогда говорят об анорексии или об аноректическом синдроме.
Клиническая картина аноректического синдрома. Термин «анорексия» неточно отражает суть дела: в дословном переводе с древнегреческого это означает отсутствие аппетита. Здесь же аппетит обычно бывает сохранен. Наоборот, в начале подготовки подросток может испытывать мучительное чувство голода и тем не менее упорно отказываться от пищи.
Этот синдром считается весьма характерным для подросткового возраста и встречается в двух случаях – при вялотекущей шизофрении (одно из проявлений неврозоподобной формы) и при особом подростковом психическом заболевании, которое в психиатрической литературе фигурирует под названиями anorexia nervosa, нервная анорексия, психическая анорекия и которое, с нашей точки зрения, является своеобразным эндореактивным психическим заболеванием подросткового возраста.
В обоих случаях ведущим симптомом является прогрессирующее ограничение себя в еде. Начинается оно с исключения из рациона отдельных видов пищи – либо особенно калорийных (масла, сладкого, хлеба, каши, картофеля), либо по своеобразному и прихотливому выбору. Далее вообще перестают есть по утрам или за ужином, едят только раз в день. Затем диета включает лишь узкий набор пищевых продуктов и то в очень небольшом количестве, например, едят только яблоки, или только огурцы, или капусту. Наконец голодание доводится до крайностей: в день съедают один соленый огурец или корочку хлеба. Все это делается во имя того, чтобы «похудеть», «согнать жир», «исправить фигуру», или из опасения располнеть, или по странным маловразумительным доводам.
Опрос родителей и сведения от других лиц
Опрашивать родителей лучше порознь и начинается с матери, которая обычно может дать гораздо больше сведений, чем отец. Если воспитанием подростка занимался какой-либо другой член семьи (бабушка и т.п.), желательна также беседа и с ним. Встреча лечащего врача с другими членами семьи (совершеннолетними и старшими подростками) бывает необходима, если возникают предположения, что от них можно получить дополнительные важные сведения или иное, более объективное, освещение событий и отношений в семье, чем от родителей. Необходимо иметь данные о развитии подростка с первых дней его жизни.
Токсикозы и другие вредности во время беременности, тяжелые роды, асфиксия в родах, серьезные заболевания в первые годы жизни, особенно нейроинфекция и нейроинтоксикации, лихорадочные заболевания с помрачением сознания или судорогами настораживают в отношении возможности резидуального органического поражения головного мозга. Возраст, когда начал ходить, произносить первые слова, когда появилась фразовая речь, может указать на задержки развития. Энурез в возрасте после 4-5 лет, ночные страхи, заикание, раздражительность, беспокойство, капризность могут быть проявлениями детской невропатии.
Осмотр подростка
Рост является не только одним из показателей акселерации или задержки физического развития. Небольшой рост, особенно у мальчиков, нередко порождает «комплекс собственной неполноценности» и толкает к реакции компенсации – где-то в чем-то возвыситься над сверстниками. Среди рослой акселерированной когорты даже средний рост может самому подростку казаться уродливо маленьким. Согласно некоторым психоаналитическим концепциям, маленький рост у мужчин с подросткового возраста на всю жизнь оставляет компенсаторное желание властвовать над другими людьми («наполеоновский комплекс»).
Избыточная полнота и чрезмерная худоба также могут служить предметом тягостных переживаний, иногда от всех скрываемых за внешним безразличием или бравадой. Избыточная полнота может быть причиной ограничения себя в пище, вплоть до анорексии, особенно у девочек. И полнота, и худоба могут побуждать к поведению, которым окружающим кажется странным, а на самом деле направлено на то, чтобы всячески маскировать свой дефект: выбирается «подходящая одежда», избегаются все ситуации, где надо хотя бы частично обнажаться, особенно при сверстниках и т.п.
Физические недостатки, даже самые незначительные, важны как предмет опасений произвести неблагоприятное впечатление на других. Это может как лежать в основе некоторых нарушений поведения, так и послужить содержанием патологических симптомов при психических заболеваниях. Особенно беспокоят, хотя и несущественные, но бросающиеся в глаза недостатки (большой нос, кривые ноги, большие пятна на видных местах и т.п.).
Аномалии в строении гениталий, особенно у мальчиков – фимоз, крипторхизм и т.п., а также небольшой по размеру половой член – нередко становятся «больным пунктом», причем обычно переживания таятся от всех. Поэтому при первом осмотре подростка обязательно надо видеть обнаженным, но делать это надо достаточно деликатно, чтобы он не чувствовал, что его специально разглядывают. Например, такой осмотр можно осуществить при исследовании неврологического статуса, в частности брюшных и кремасторных рефлексов. Крайне желательно, чтобы гениталии у девочек осматривала женщина-врач.
Литература:
1. Вермель И.Г. и др. Судебная медицина. Екатеринбург, 1996г.
2. Медицинская и судебная психология. Курс лекций. Учебное пособие под ред. Дмитриевой Т.Б. и др. М., 2004г.
3. Петровский И.П. и др. История психологии. М., 1994г.
4. Щегоров В.А. Социология правосознания. Мысль. М., 1981г.
Источник