Психоорганические синдромы у детей с дцп

Психоорганические синдромы у детей с дцп thumbnail

Проблема нарушений психического развития и их коррекции при ДЦП рассматривается в трудах Л.А. Даниловой, Э.С. Калижнюк, Г.В. Кузнецовой, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, О.Г. Приходько, К.А. Семеновой.

Авторы отмечают, что аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности.

Отклонения в познавательной деятельности характеризуются неравномерным, дисгармоничным характером интеллектуальной недостаточности, выраженностью психоорганических проявлений, недостаточностью сведений и представлений об окружающем.

Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальных ненарушений характеризуется недостаточностью одних интеллектуальных функций, задержкой развития других и сохранностью третьих, что связано с ранним органическим поражением мозга.

Несформированностъ высших корковых функций – важное звено нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т. е. характерна парциальность их нарушений. Чаще всего отмечаются недостаточность пространственных и временных представлений, затруднения в дифференциация правой и левой стороны тела, оптико-пространственные нарушения, недостатки стереогноза (ребенок не может узнавать предметы на ощупь, не ориентируется в схеме собственного тела, не может дифференцировать пространственные отношения), всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений), недостатки процессов сравнения и обобщения, недостаточность развития фонематического слуха.

Психоорганический синдром проявляется в замедленности, истощаемости психических процессов, в трудности переключения на другие виды деятельности, в недостаточности концентрации внимания, в замедленности восприятия, в снижении объема механической памяти.

Бедность представлений об окружающем мире обусловлена вынужденной изоляцией, ограничением коммуникативных контактов, затруднениями в познании окружающего мира в связи с проявлением двигательных расстройств, нарушениями сенсорных функций. Патология зрения и слуха (которая отмечается примерно в

25 % случаев), мышечно-суставного чувства негативно влияет на восприятие, затрудняет интеллектуальную деятельность.

У многих детей наблюдается низкая познавательная активность.

По состоянию интеллекта дети с ДЦП составляют разнородную группу. В ряде случаев интеллект может быть близок к норме, в других отмечается умственная отсталость, чаще всего имеет место задержка психического развития церебрально-органического генеза. В этом случае на первый план выступают недостатки мыслительной деятельности, несформированностъ мыслительных операций. При своевременно начатой адекватной коррекционной работе эти дети демонстрируют положительную динамику.

Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности или, напротив, заторможенности застенчивости, робости. Наблюдается сочетание повышенной эмоциональной возбудимости с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, иногда наблюдается эйфоричный фон настроения – не оправданное реальной действительностью благодушное, повышенно-радостное настроение.

Личностное развитие также имеет особенности. Чаще всего отмечается личностная незрелость: наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых и практических вопросах.

Дети с сохранным интеллектом часто неуверены в себе, недостаточно самостоятельны, обладают повышенной внушаемостью.

У детей с умственной отсталостью недоразвитие всех психически функций носит тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности – восприятия, памяти, мышления, а также гностических функций; эти нарушения являются стойкими и необратимыми.

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимаютнарушения речи, частота которых составляет до 80 %.

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.

У детей с церебральным параличом основными формами речевых нарушений являются дизартрия, алалия. На ранних этапах наблюдается задержка речевого развития, а в дальнейшем недоразвитие речи носит системный характер.

Дизартрия является следствием органического поражения ЦНС, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи), а также нарушения артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.

Алалия – это отсутствие или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Различают моторную и сенсорную алалию.Моторная алалия характеризуется недоразвитием моторной речи.

При сенсорной алалии нарушено понимание обращенной речи при сохранном слухе и познавательной деятельности.

Нарушения устной речи и недостатки познавательной деятельности приводят к нарушениям письменной речи.

Источник

Психоорганический синдром

Психоорганический синдром – симптомокомплекс, наблюдающийся при органических поражениях головного мозга. Сопровождается ухудшением памяти, снижением интеллекта и эмоциональной неустойчивостью. Отмечается снижение критики, ослабление волевых качеств, обеднение речи, ухудшение способности запоминать новые данные и активизировать ранее усвоенные. Психоорганический синдром является полиэтиологическим заболеванием, чаще проявляется в старческом возрасте. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, клинических проявлений и данных дополнительных исследований. Лечение – симптоматическая фармакотерапия, терапия основного заболевания.

Общие сведения

Психоорганический синдром – патологическое состояние, возникающее на фоне органической патологии головного мозга. Сопровождается нарушениями интеллекта, памяти и эмоционально-волевой сферы. Является достаточно распространенной патологией. Может поражать людей любого возраста и пола, однако особенно часто развивается в пожилом и старческом возрасте вследствие атрофических процессов в головном мозге. Психоорганический синдром обычно носит прогрессирующий характер, иногда отмечается стабильное течение или уменьшение выраженности симптоматики. Диагностику и лечение данной патологии осуществляют специалисты в области психиатрии, неврологии и врачи некоторых других специальностей.

Психоорганический синдром

Психоорганический синдром

Причины психоорганического синдрома

Чаще всего симптомы заболевания появляются на фоне возрастной атрофии головного мозга при старческом слабоумии и болезни Альцгеймера. Нередко патология является следствием сосудистых поражений ЦНС. Кроме того, психоорганический синдром может развиваться вследствие черепно-мозговых травм, неспецифических инфекционных заболеваний ЦНС (энцефалита, менингоэнцефалита) и специфических инфекций (нейросифилиса, туберкулеза, лептоспироза, бруцеллеза). При ВИЧ психоорганический синдром возникает в результате непосредственного вирусного поражения тканей головного мозга и вторичных инфекций, обусловленных снижением иммунитета.

Причиной развития психоорганического синдрома также могут стать злокачественные и доброкачественные новообразования в паренхиме головного мозга, эпилепсия и эпилептиформные припадки. Психоорганический синдром возникает при соматических и эндокринных заболеваниях, сопровождающихся нарушением обмена веществ и трофическими расстройствами в тканях головного мозга: при сахарном диабете, сердечно-сосудистых заболеваниях, почечной и печеночной недостаточности. Возможно формирование психоорганического синдрома при экзогенных интоксикациях: алкоголизме, наркомании, токсикомании, отравлении лекарственными препаратами, постоянном контакте с опасными химическими веществами в быту или на работе.

Читайте также:  Патологоанатомическая картина при двс синдроме

Симптомы психоорганического синдрома

Основная симптоматика психоорганического синдрома представлена триадой Вальтер-Бюэля, включающей в себя расстройства памяти, снижение интеллекта и эмоционально-волевые нарушения. На начальном этапе наблюдаются астения, эмоциональная неустойчивость, зависимость общего состояния от погоды, снижение способности к концентрации внимания, быстрая истощаемость и снижение работоспособности. В последующем на первый план выходят расстройства памяти и интеллекта. В тяжелых случаях развивается деменция.

Мнестические расстройства при психоорганическом синдроме затрагивают все три вида памяти. Больные хуже запоминают новые данные, хуже удерживают их в памяти и хуже вспоминают уже усвоенные факты. Может наблюдаться дисмнезия (непропорциональность поражения разных аспектов памяти, быстрое изменение клинической картины в течение короткого временного промежутка), амнезия (полное выпадение из памяти отдельных событий) и конфабуляции (ложные воспоминания, искажение реальных фактов или их замена вымышленными событиями).

Первым проявлением интеллектуальных нарушений при психоорганическом синдроме становится снижение критики к собственному поведению и некоторая неадекватность при оценке различных событий. «Теоретическая база», способность различать плохое и хорошее при абстрагировании от конкретной ситуации сохраняется, при этом пациент, страдающий психоорганическим синдромом, в реальной жизни может проявлять черствость, бестактность, непорядочность и эгоизм по отношению к другим людям.

Круг интересов сужается, мышление становится ригидным. Снижается способность к целостной оценке обстоятельств, больной с психоорганическим синдромом рассматривает отдельные фрагменты происходящего и на основании этого формирует свое представление о ситуации. Страдает способность к различению главного и второстепенного. Изменяется речь: словарный запас уменьшается, предложения становятся простыми и короткими, при разговоре пациент часто использует вспомогательные слова и шаблонные фразы.

Аффективные нарушения при психоорганическом синдроме проявляются нарастающей эмоциональной лабильностью и снижением способности в адекватной форме демонстрировать свои эмоции с учетом обстоятельств. Эмоции больного психоорганическим синдромом приобретают взрывной характер, они внезапно возникают, бурно проявляются и быстро исчезают. Снижается «порог восприятия», пациент проявляет бурные эмоциональные реакции в ответ на незначительные события, плохо переносит длительное эмоциональное напряжение, быстро истощается.

Фазы психоорганического синдрома

Выделяют четыре варианта течения (они же – фазы развития психоорганического синдрома): астенический (преобладает астения), эксплозивный (превалирует дисфория), эйфорический (злобность и раздражительность сменяются эйфорией, заметными нарушениями памяти и интеллекта) и апатический (наблюдаются глубокие мнестические, волевые и интеллектуальные расстройства). Перечисленные варианты отражают объем и глубину поражения психической сферы при прогрессировании органической патологии.

Астеническая фаза психоорганического синдрома сопровождается стойкой астенией. Отмечается быстрая психическая и физическая утомляемость, эмоциональная неустойчивость, повышенная чувствительность и раздражительная слабость. Интеллектуальные и мнестические нарушения слабо выражены, отмечается незначительное снижение продуктивности при интеллектуальных нагрузках и легкие расстройства памяти в виде кратковременного забывания слов, отдельных фактов и т. п. Характерным признаком является метеозависимость, при этом тяжесть психоорганического синдрома можно оценить с учетом времени ухудшения состояния больного. Если состояние ухудшается одновременно с изменением погодных условий – это более легкий вариант, если заблаговременно – более тяжелый.

Эксплозивная фаза психоорганического синдрома проявляется в повышенной раздражительности, гневливости, приступах агрессии и чрезмерной эмоциональной возбудимости. Неудовлетворение требований пациента или нарушение его планов провоцирует истерические реакции. Типичные для психоорганического синдрома нарушения памяти становятся более заметными. Снижаются волевые качества, способности к адаптации и контролю над собственным поведением. Нередко пациенты начинают принимать алкоголь, чтобы справиться с повышенной раздражительностью, что приводит к дальнейшему прогрессированию психоорганического синдрома, усугублению симптоматики и влечет за собой повышение доз алкоголя. Возможно быстрое развитие алкоголизма. У многих пациентов возникают сверхценные паранойяльные идеи, появляется склонность к сутяжничеству. Эйфорическая фаза психоорганического синдрома характеризуется сменой преобладающего аффекта. Настроение повышается, больные становятся благодушными. В некоторых случаях наблюдаются резкие переходы от агрессии и гнева к слезам и беспомощности. Одновременно у пациентов, страдающих психоорганическим синдромом, снижается критика к собственному состоянию, нарастают расстройства памяти и расторможенность влечений. Неблагоприятным признаком является возникновение насильственного смеха или плача. При этом больные забывают причину эмоциональной реакции, но долго сохраняют на лице бессмысленную гримасу, лишенную внутреннего наполнения.

Апатическая фаза психоорганического синдрома сопровождается утратой спонтанности и выраженными нарушениями памяти. Интеллектуальные расстройства прогрессируют. Круг интересов пациента резко сужается, он проявляет безразличие к любым изменениям, в том числе – непосредственно затрагивающим его самого и его близких людей. Сохраняется астения, насильственный смех и плач. В тяжелых случаях исходом психоорганического синдрома становится деменция.

Диагностика и лечение психоорганического синдрома

Диагноз выставляют на основании анамнеза и характерных клинических проявлений. Для выявления основного заболевания, ставшего причиной развития психоорганического синдрома, больного могут направить на консультацию к неврологу, сосудистому хирургу, инфекционисту, венерологу, эндокринологу, кардиологу, гастроэнтерологу и другим специалистам. Перечень дополнительных исследований определяется изменениями со стороны различных органов и систем. Больных с подозрением на психоорганический синдром направляют на МРТ головного мозга, ЭЭГ и другие исследования.

План лечения составляют с учетом основного заболевания. Назначают ноотропы, витамины, антиоксиданты, средства для улучшения мозгового кровообращения. При необходимости применяют антипсихотики. Прогноз при психоорганическом синдроме определяется течением основной патологии. При стабильных органических поражениях головного мозга (после черепно-мозговых травм, удаления опухолей) возможна стабилизация. При прогрессирующих заболеваниях наблюдается постепенное усугубление симптоматики.

Источник

Психоорганические синдромы у детей с дцп

Психоорганический синдром (ПС) – комплекс клинических признаков, возникающий в результате стойкого и необратимого нарушения структуры и функций головного мозга, проявляющийся расстройством памяти, эмоциональной восприимчивости и интеллекта. Органическое поражение головного мозга характеризуется наличием патологических изменений, которые можно увидеть, используя методы нейровизуализации. Визуализируются и соотносятся любые патологические процессы: опухоли, абсцессы, доброкачественные кисты, кровоизлияния, атеросклероз, скопление амилоида.

Это полиэтиологическое заболевание клинически проявляется в преклонном и старческом возрасте, что связано с атрофическими процессами в мозговой ткани и снижением адаптационных способностей пожилого организма к окружающим условиям. Иногда синдром развивается у маленьких детей, перенесших тяжелые инфекционные заболевания или родовые травмы. Болезнь неуклонно прогрессирует. Ее течение периодически стабилизируется, выраженность клинической симптоматики уменьшается, а затем стремительно нарастает.

Читайте также:  Симптомы и синдромы нарушения вегетативной нервной системы

На первой стадии патологии у больных возникает слабость, астения, истощение всего организма, нестабильность поведения, рассеянность, неуклюжесть, невнимательность. Затем постепенно ухудшается память, снижается интеллект, возникает эмоциональная лабильность, снижается самокритика, ослабляются волевые качества, становится неразборчивой речь. Эти характерные признаки патологии могут дополняться другими, в зависимости от участка поражения мозга. Общая психофизическая беспомощность больных обусловлена резким снижением мыслительных процессов, сообразительности, трудоспособности, а также нарушением эмоционально-волевой сферы. Органические нарушения бывают локальными и диффузными. В первом случае у больных нарушается один вид деятельности — память или интеллект, а во втором – появляется общемозговая симптоматика.

Диагностикой и лечением патологии занимаются неврологи и психиатры, а также врачи смежных специальностей. На основании жалоб, анамнеза, клинических признаков и результатов дополнительных исследований врачи ставят диагноз. Лечение ПС симптоматическое, патогенетическое, этиотропное. Своевременная диагностика и терапия синдрома максимально восстанавливает утраченные функции и нормализует состояние нервной системы. Если недуг не лечить, у больных может развиться слабоумие.

ПС был открыт доктором Эриком Бейлером в начале прошлого столетия. Он имеет код по по МКБ-10 F00-F09 и наименование «Органические, включая симптоматические психические расстройства».

Этиология

Психоорганические синдромы у детей с дцп

Психоорганический синдром — полиэтиологический недуг, являющийся проявлением соматических и психических заболеваний, отличающихся патогенетическими механизмами и клиническими признаками. Их объединяет изменение структуры мозга, которое часто развивается при отсутствии лечения.

  • Частичная или полная атрофия мозговой ткани – болезнь Альцгеймера, Паркинсона, хорея Гентингтона.
  • Сосудистые поражения ЦНС — атеросклероз, гипертония, инсульты, субарахноидальные и субдуральные гематомы.
  • ЧМТ.
  • Психоорганические синдромы у детей с дцп

    пример органического поражения мозга – очаги повреждения белого вещества

    Неспецифические инфекционные заболевания мозга – энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит, абсцесс мозга.

  • Специфические бактериальные инфекции – нейросифилис, туберкулез, лептоспироз, бруцеллез.
  • Вирусные инфекции – грипп, ветряная оспа, корь, эпидемический паротит, ВИЧ, полиомиелит, герпетическое поражение нервной системы.
  • Паразитарные инвазии.
  • Новообразования в головном мозге.
  • Эндокринные заболевания — сахарный диабет, болезнь Иценко-Кушинга, гипотиреоз, болезнь Аддисона.
  • Соматические патологии — заболевания сердца, почек, печени и других внутренних органов.
  • Экзогенные интоксикации наркотическими и токсическими веществами, лекарствами, химикатами, газами.
  • Вторичное поражение головного мозга при системных коллагенозах — ревматизме, васкулите.

Спровоцировать развитие синдрома могут следующие факторы:

  1. злоупотребление спиртными напитками,
  2. дефицит витаминов группы В,
  3. пониженное содержание кислорода в крови — гипоксемия,
  4. нарушение метаболизма в нервной ткани,
  5. возрастные особенности.

Угнетение или полное прекращение функционирования определенных нейронов в коре головного мозга лежит в основе ПС. Под воздействием этиологического фактора происходит сбой в функционировании цикла Кребса, ухудшается усвоение глюкозы, в нейронах скапливается глутамат, нарушается отток ликвора и кровоснабжение отдельных участков головного мозга. Подобные изменения метаболизма проявляются нарушением сна, судорогами, психотическими расстройствами.

Постепенно происходит истощение нейромедиаторных механизмов, возникают устойчивые когнитивные дисфункции – снижение памяти и интеллекта.

Симптоматика

Психоорганические синдромы у детей с дцп

Клинические проявления ПС обусловлены общей астенизацией организма, мнестическими расстройствами, нарушением интеллекта и эмоционального фона.

  • Астенические признаки патологии — слабость, вялость, эмоциональная лабильность, чрезмерная раздражительность, метеозависимость, дисконцентрация внимания, снижение работоспособности. Пациентов беспокоят частые приступы головной боли, головокружения, жажды. Они плохо переносят изменения атмосферного давления, жару, духоту и жалуются на снижение аппетита и нарушение сна, а также вегетативные симптомы. B легких случаях астенические признаки являются единственными клиническими проявлениями. ПС может протекать бессимптомно. B тяжелых случаях присоединяется помрачение сознания, нарушение памяти и снижение интеллекта, достигающее степени слабоумия.
  • Мнестические расстройства проявляются слабым запоминанием новых данных. Больные не могут удержать их в памяти и вспомнить уже усвоенные факты. При ПС страдают стадии запоминания, удержания и репродукции. Дисмнезия, амнезия и конфабуляции — признаки ПС. Непропорциональное поражение различных аспектов памяти постепенно переходит в полное выпадение отдельных событий и сочетается с ложными и вымышленными воспоминаниями. Часто больные не могут правильно ответить на вопрос: какое сегодня число, месяц и год, а также назвать имя и отчество лечащего врача.
  • Интеллектуальные нарушения постепенно выходят на первый план. Они заключаются в отсутствии самокритики, неадекватном поведении, неспособности абстрагироваться от конкретной ситуации. Больные становятся черствыми, бестактными, непорядочными и эгоистичными. Они мыслят одностороннее. По мере прогрессирования синдрома круг интересов сужается. Пациенты совершают неправильные поступки по отношению к родным и близким людям, бестактно высказываются в их адрес. Они неадекватно воспринимают окружающую обстановку, не могут охватить всю ситуацию целиком, а улавливают лишь некоторую часть происходящего. Больные дети «перестают» учиться, не могут запомнить и воспроизвести информацию согласно возрастным нормам. В тяжелых случаях у них развивается деменция.
  • У больных нарушается функция речи, уменьшается словарный запас, часто появляются шаблонные фразы. Они не могут выделить главное в разговоре и часто отвлекаются на второстепенные детали. Торпидность мышления проявляется затрудненным и замедленным высказыванием своих мыслей. Больные по нескольку раз повторяют одни и те же слова.
  • Нарастает эмоциональная лабильность: больные бурно реагируют на происходящие события, взрывные эмоции внезапно возникают и также быстро исчезают. Они плохо переносят эмоциональное напряжение, неспособны сдерживать свои порывы, будь то радость или злость. У пациентов часто развиваются депрессивные состояния, галлюцинозы, бредовые идеи, эпиприпадки, сумеречные расстройства, психозы. Аффективные расстройства проявляются приступами гнева, тоскливого и злобного настроения, взрывом эмоций, скачками настроения. Больные плохо переносят любые раздражители, не могут контролировать свое поведение и эмоции. Им присущи мелочность и эгоцентризм, характерны постоянные истерики, плаксивость, обидчивость, агрессивность или раздражительность.
Читайте также:  Полевое поведение это симптом затылочного синдрома

Клинические признаки синдрома зависят от локализации очага поражения. При поражении ствола мозга преобладает равнодушие, заторможенность, пассивность, а иногда грубость и эйфория. Опухоли и травмы лобных долей проявляются неряшливостью, дурашливым поведением, склонностью к плоскому юмору. При расположении очага поражения в затылочной или теменной области пациентов беспокоят упорные головные боли, ухудшение зрения.

Психоорганический синдром у детей

Психоорганические синдромы у детей с дцп

ПС у детей встречается редко. Причинами недуга в перинатальном периоде являются: хромосомные заболевания, гипоксия плода, радиация, экология, алкоголизм или наркомания беременной женщины, нерациональное питание, острые или хронические заболевания матери, патология беременности.

Клинические признаки синдрома у детей:

  1. гипервозбудимость нервной системы,
  2. частые срыгивания и рвота,
  3. нарушения стула,
  4. аллергические реакции,
  5. нарушения сна и аппетита,
  6. гиперчувствительность к звукам и свету,
  7. беспокойство,
  8. частые капризы и неустойчивое настроения,
  9. задержка речевого развития.

Постепенно у больных начинают преобладать психоэмоциональные и двигательные нарушения. При этом астенические и вегетативные признаки уходят на второй план. Дети становятся назойливыми и импульсивными, раздражительными, эмоционально неуравновешенными. Чрезмерная двигательная активность сопровождается множеством лишних движений. Они плохо воспринимают и усваивают новую информацию из-за нарушенной концентрации внимания. Постепенно познавательные функции ухудшаются, пропадает самокритичность. Дети теряют самоконтроль, становятся злыми и агрессивными. В своем близком окружении они видят только «врагов», которые их абсолютно не понимают.

Варианты психоорганического синдрома

Психоорганические синдромы у детей с дцп

Различают следующие варианты течения:

  • Астенический вариант — физическая слабость, истощение нервной системы, снижение работоспособности, выраженные изменения интеллекта и памяти, эмоциональная несдержанность, дезориентация в ситуациях, постоянное волнение и тревожность. Колебания и мелькание зрительных образов, яркий свет и громкий звук, замкнутое пространство вызывают у больных тошноту, головную боль, моральный дискомфорт. Такие пациенты сторонятся людей и часто уединяются. Они совершенно спокойно выполняют повседневные дела, но не проявляют интереса к новым событиям.
  • Эксплозивный вариант – явное снижение интеллекта, трудности с выполнением элементарных дел, злость, раздражительность, замкнутость, приступы неоправданной агрессии. Больные часто взвинчены, постоянно выясняют отношения, скандалят, ссорятся, теряют контроль над собой. Агрессивность сменяется истериками и громким плачем.
  • Умеренный или эйфорический вариант — нарушение умственной деятельности, снижение работоспособности, беспричинные перепады настроения. Агрессия и гневливость, гиперчувствительность и плаксивость сменяются приступами повышенного настроения. Пациенты часто возбуждены, громко и много смеются, жестикулируют и привлекают к себе всеобщее внимание.
  • Апатический вариант – резкое сужение круга интересов, безразличие ко всему, снижение памяти, отсутствие спонтанных действий, слабость мышления, медлительность. Выраженный ПС отличается полной апатией больных и постепенным снижением умственных способностей. Они избегают общения, с трудом поддерживают беседы, не могут переключиться с одной темы на другу.

По течению выделяют острый и хронический ПС. Причиной острой формы является внезапное и резкое воздействие на головной мозг этиологических факторов – инфекционных агентов, травматического повреждения, интоксикации. Признаки патологии исчезают после устранения выявленных причин. Хронический синдром — проявление длительно протекающих сосудистых и соматических заболеваний, злоупотребления алкоголем. Хронический ПС требует лечения, поскольку постепенно регенерационная и адаптационная способности нервной системы снижаются.

Осложнения

При отсутствии своевременного и правильного лечения ПС развиваются тяжелые осложнения:

  1. нарушение сознания,
  2. депрессия,
  3. бред,
  4. галлюциноз,
  5. эпиприпадки,
  6. дереализация и деперсонализация,
  7. деменция.

Стабилизация ПС или его обратное развитие — благоприятные исходы патологии. Под воздействием негативных психотравмирующих факторов синдром развивается прогредиентно и достигает органического слабоумия. Пациенты теряют контакт с обществом, утрачивают навыки самообслуживания, становятся полностью нетрудоспособными.

Диагностические процедуры

Психоорганические синдромы у детей с дцп

Диагностика ПС основывается на анамнестических данных, результатах осмотра больного и характерных клинических проявлениях. Больным, имеющим признаки патологии, требуется консультация специалиста в области неврологии, сосудистой хирургии, венерологии, эндокринологии, кардиологии, гастроэнтерологии. Дополнительные методы исследования, позволяющие поставить окончательный диагноз — анализы крови и мочи, КТ и МРТ головного мозга, рентген черепной коробки, ангиография с контрастированием, миелография, допплерография, ЭЭГ.

Терапевтические мероприятия

Лечение ПС этиотропное, направленное на устранение заболевания, ставшего первопричиной недуга, а также симптоматическое, устраняющее основные клинические признаки и улучшающее общее состояние больных.

Психоорганические синдромы у детей с дцп

Медикаментозная терапия:

  • ноотропные препараты – «Пирацетам», «Фенотропил», «Семакс», «Церебролизин»;
  • нейротрофики – «Ксантинол», «Винпоцетин»;
  • церебропротекторы и нейропротекторы – «Кортексин», «Глицин», «Глиатилин»;
  • витамины В, С, Е, никотиновая кислота;
  • антиоксиданты – «Мексидол», «Эмоксипин»;
  • антипсихотики – «Аминазин», «Сонапакс», «Тизерцин»;
  • антибиотики широкого спектра действия – «Амоксиклав», «Кларитромицин», «Цефазолин»;
  • глюкокортикостериоды – «Преднизолон», «Дипроспан», «Бетаметазон»;
  • противовирусные препараты – «Валтрекс», «Ацикловир», «Ингавирин»;
  • противосудорожные средства – «Карбамазепин», «Финлепсин».

Физиотерапевтические процедуры улучшают функции ЦНС, укрепляют иммунитет и активируют защитные силы организма, повышают способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Больным назначают солевые или хвойные ванны, электрофорез, магнитотерапию, парафинотерапию, рефлексотерапию, массаж и мануальную терапию, ультразвук, тепловую стимуляцию, токовые импульсы. Все физиотерапевтические процедуры проводят после стихания острых явлений заболевания и при отсутствии противопоказаний.

Средства народной медицины, применяемые для лечения ПС вместе с традиционными препаратами:

  1. Ежедневный прием свежего морковного сока.
  2. Настой перечной мяты с ромашкой и валерианой.
  3. Настой из плодов боярышника.
  4. Чай из ягод калины и облепихи.
  5. Отвар чабреца, мяты и пустырника.
  6. Чай из сухих березовых листьев.
  7. Сбор из мелиссы, душицы, дикой моркови, ландыша, боярышника.

ПС имеет волнообразное течение с периодами обострений и ремиссий. Полностью избавиться от патологии невозможно: органическое поражение мозга — пожизненный процесс.

Прогноз

Прогноз ПС зависит от этиопатогенетических факторов, вызвавших его. При прогрессирующем течении патологии больные выпадают из социума, перестают себя обслуживать, становятся полностью зависимым от окружающих людей. Стойкая утрата трудоспособности обусловлена физическими и интеллектуальными расстройствами. В настоящее время отсутствуют данные об излечении больных с ПС. Современная медицина и фармацевтическая промышленность постоянно ищут новые способы борьбы с недугом. Возможно, в скором времени появится лекарство для специфического лечения синдрома.

Источник