Психоорганические синдромы с интеллектуальной недостаточностью
Органические психические расстройства (F0).
Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие болезни (F06)
Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения или дисфункции головного мозга (F07)
у детей (социально обусловленные).
Психопатия – группа патологических состояний, проявляющихся дисгармонией преимущественно эмоционально-волевых свойств личности с социальной дезадаптацией.
Для обозначения психопатий используются такие термины: «психопатическая личность», «психопатическая конституция», «патологический, или аномальный характер».
Основными причинами возникновения психопатий являются:
1. Наследственные (конституционально-генетические) факторы
2. Негрубые экзогенно-органические повреждения головного мозга во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном
периодах развития (травма, инфекция, интоксикация).
3. Неблагоприятные средовые и ситуационные влияния.
В зависимости от причин (1,2,3) все психопатии условно разделяются на виды:
1) конституционально-генетические (ядерные);
2) органические;
3) приобретенные.
Приобретенные психопатии, по данным разных авторов, еще описываются как: социопатии (А.К. Ленц, 1927), псевдопсихопатии (В.П. Осипов, 1936), реактивные психопатии (Е.К. Краснушкин, 1940).
Также рекомендуем прочитать:
Характерной особенностью всех видов психопатий является то, что по своей клинической картине они не отличаются друг от друга.
Рассмотрим основные виды классификации психопатий с последующей клинической характеристикой каждой из ее форм, которые идентичны и для «психоподобного синдрома» у лиц с умственной отсталостью.
Классификация психопатий по Е. Kretschmer: шизоидная; циклоидная; эпилептоидная.
Классификация психопатий по Г.Е. Сухаревой (1959): шизоидная (неустойчивые; истероидные личности); циклоидная (гипертонические; аутичные; психастенические личности); эпилептоидная («безтормозные»; импульсивные (эпилептоидные) личности).
Классификация психопатий по О.В. Кербикову (1971): ядерные; органические; краевые (приобретенные).
Классификация психопатий по А.Е. Личко (1977):
Истинные (генуинные) психопатии (гипертимный; циклоидный; лабильный; астеноневротический; сенситивный; психастенический; шизоидный, эпилептоидный; истероидный; неустойчивый; комфортный типы);
Приобретенные психопатии (гипертимно-неустойчивый; неустойчивый; истероидный; лабильно-истероидный; гипертимно-истероидный; лабильный; астено-невротический; сенситивный; психастенический; эпилептоидный);
Органические психопатии (шизоидноподобный; неустойчивоподобный; эпилептоидоподобный типы).
Классификация психопатий по В.В. Ковалеву (1995)выделяет типы органических психопатий: возбудимый (эксплозивный), неустойчивый, истерический и астенический, что практически соответствует современным представлениям о психоподобном синдроме, подробно описанном В.Я Гиндикиным.
Органическую психопатию у ребенка с умственной отсталостью легкой или умеренной степени целесообразнее рассматривать как психоподобный синдром.
По В.Я. Гиндикину (2001), психоподобный синдром имеет три варианта психических состояний и поведенческих реакций: возбудимый, тормозимый и неустойчивый. Именно эти варианты и встречаются наиболее часто при органических психопатиях (истероподобные реакции нередко входят в структуру возбудимого варианта и носят примитивно-банальный, наивный характер).
1. Возбудимый вариант:
=> агрессивное поведение (различные его виды1) по отношению к окружающим;
=> аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя, возникающая на фоне повышенной эффективности с дисфорическими состояниями);
=> повышенная раздражительность и вспыльчивость;
=> повышенная обидчивость и эгоистичность;
=> озлобленность и ярость в виде аффективных разрядов и вспышек;
=> истероподобные реакции и истероформное поведение2;
=> быстрая смена настроения;
=> вязкость и назойливость поведения;
=> повышенная демонстративная двигательная возбудимость в периоды аффективных вспышек («двигательный шторм»).
1 Виды агрессивного поведения(по А. Басса — А. Дарки).
1. Физическая агрессия (использование физической силы против другого лица).
2. Косвенная агрессия (взрывы ярости, озлобленности, злобные шутки, сплетни).
3. Склонность к раздражению (готовность к проявлению при малейшем возбуждении резкости, грубости, вспыльчивости).
4. Негативизм (оппозиционное поведение по отношению к окружающим).
5. Обида (зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством
гнева, горечи на весь мир за действительные или мнимые страдания).
6. Подозрительность (недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред).
7. Вербальная агрессия (крик, ругань, словесные угрозы, проклятия
как выражения негативных чувств по отношению к окружающим).
8. Чувство вины (убеждение в том, что он сам является плохим чело
веком, с появлением у него угрызений совести).
2 Истероподобные реакции и истероформное поведение:
=> высокая эмотивность (повышенная эмоциональная возбудимость, лабильность настроения, красочность и театральность внешних проявлений эмоций и др.);
=> эгоцентризм (стремление поставить себя в центр внимания, используя при этом любые средства, к примеру, необычные сочетания одежды, красочные рассказы вымышленных историй, выделяя при этом особо свою роль и др.);
=> аффективная логика (необъективность мышления, его эмоциональная направленность).
2. Тормозимый вариант:
=> нерешительность и робость;
=> страх и испуг;
=> растерянность и смущение;
=> депрессивные состояния (тоскливое настроение, чувство подавленности, отверженности), периодически возникающие;
=> двигательная заторможенность («двигательный штиль»);
=> суицидальные проявления и др.
3. Неустойчивый вариант:
=> повышенная внушаемость;
=> попадание под влияние криминальных структур («их воля без энергии» П.И. Ковалевский);
=> отсутствие постоянства в занятиях, работе;
=> стремление уходить от любых трудностей;
=> недостаточное чувство долга и ответственности;
=> повышенный интерес к новым впечатлениям («сенсорная жажда»);
=> склонность к реакциям имитации;
=> асоциальное поведение (школьная дезадаптация, бродяжничество и др.).
Психические состояния и поведенческие реакции у лиц с умственной отсталостью довольно часто сочетаются с разнообразными эмоциональными расстройствами, которые у многих детей проявляются в виде основного синдрома.
По В.Я. Гиндикину (2001) в структуре органической психопатии у ребенка с умственной отсталостью наиболее часто встречаются следующие синдромы эмоциональных расстройств: эйфорический, апатико-абулический и дисфорический.
При эйфорическом синдроме отмечается стойко повышенное настроение с оттенком всеблаженства, беспечностью, беззаботностью, безразличием к окружающему, иногда – с сюжетно-однообразными фантазиями, касающимися узкого круга интересов больного, которые отражают его интеллектуальный дефект. В отличие от лиц с гипоманиями здесь отсутствует стремление к деятельности.
При апатико–абулическомсиндроме в рамках олигофрении отмечаются эмоциональная бедность, общая вялость, бездеятельность, медлительность, скованность. Замедленная реакция на все окружающее, низкая способность к психическому напряжению, психомоторная заторможенность, слабость побуждений, аспонтанность, астрессовость.
Для дисфорическогосиндрома характерна триада: а) тоскливо-злобная окраска настроения; б) истероформные включения; в) преобладание депрессивного аффекта, нередко – с ипохондрическими компонентами. В целом для олигофренических дисфории при их возникновении характерно недостаточно четкое восприятие окружающего мира.
Источник
Интеллектуальная недостаточность в данной клинической группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, обусловленными остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных мозговых инфекций, травм, интоксикаций. Описываемые состояния чаще имеют функционально-динамический, более или менее обратимый характер, что позволяет включить их в группу пограничных форм интеллектуальной недостаточности.
Абсолютное большинство детей этой группы в грудном и раннем возрасте (до 4 лет) перенесли «цепочку» различных заболеваний, в том числе тяжелые формы токсических инфекций, черепно-мозговые травмы с последующим длительным периодом церебрастенических расстройств. В анамнезе часто отмечалась задержка физического развития, во многих случаях — различная степень задержки речевого развития с выраженными явлениями дислалии, нарушениями темпа речи с эпизодами заикания.
Многие дети этой группы (не менее 50%) нуждались в постоянном наблюдении педиатра в связи с часто обостряющимися хроническими заболеваниями, среди которых ведущее место принадлежит заболеваниям дыхательной системы — хронической пневмонии или бронхиту с астматическим компонентом, хроническому тонзиллиту и частым респираторным заболеваниям.
При церебрастенических состояниях на первый план выступают утомляемость и истощаемость при незначительных физических и психических нагрузках, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенку предъявляют не только повышенные, но и новые требования. Интеллектуальная недостаточность при этом определяется неравномерной, колеблющейся работоспособностью, замедленным темпом психической деятельности, низкой продуктивностью, нарушениями внимания и памяти. Вместе с тем клинико-психологическое обследование, проводимое после отдыха и лечения, обнаруживает у этих детей хотя и невысокую, но достаточную способность к абстрактному мышлению.
При психоорганических синдромах наряду с явлениями церебрастении наблюдаются другие психопатологические синдромы и симптомы, характерные для резидуальной стадии органического поражения мозга (эмоционально-волевые, аффективные, неврозоподобные, апатические, двигательные, эпилептиформные).
Эмоционально-волевые расстройства проявляются в виде снижения (повышения) настроения, сочетающегося с агрессивностью, патологии влечений (сексуальной расторможенности, склонности к уходам из дома, бродяжничеству, прожорливости и пр.).
Аффективные нарушения выражаются в немотивированных колебаниях настроения церебрально-органического регистра и могут сопровождаться бурными двигательными и вегетативными реакциями. В таком состоянии ребенка трудно успокоить, вывести из ситуации конфликта путем убеждений и разъяснений. Аффект имеет довольно стойкий характер, причем у ребенка могут долго оставаться воспоминания о конфликте и желание отомстить обидчику.
Ухудшение самочувствия и работоспособности сопровождается тенденцией к дисфорическим расстройствам настроения — злобностью, замкнутостью, угрюмостью, недоверчивостью, нетерпимостью к замечаниям, недовольством собой либо, наоборот, завышенной самооценкой, проявляющейся в усилении защитно-агрессивных реакций (негативизме, уходах с уроков, отказах от пищи и т.п.). У некоторых детей на первый план выступает эйфорический фон настроения с элементами дурашливости, назойливости. Эти дети характеризуются повышенной внушаемостью, легкой эмоциональной заражаемостью, примитивно реализующейся в смешливости, паясничаний, болтливости, двигательной расторможенности. Отмечаются негрубые элементы «полевого» поведения: импульсивность с повышенной откликаемостью на раздражители, находящиеся в поле зрения. У таких детей с трудом формируются эмоциональные привязанности. Их легко спровоцировать на нелепые поступки и нарушения дисциплины. При этом наказание обычно не вызывает ни раскаяния, ни раздражения по отношению к обидчикам.
Неврозоподобные расстройства обнаруживаются уже в раннем и преддошкольном возрасте и проявляются повышенной возбудимостью и неустойчивостью вегетативных реакций, нарушениями сна и аппетита, особой чувствительностью к внешним воздействиям, эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью, лабильностью настроений. Эти нарушения нередко сопровождаются общей двигательной расторможенностью, суетливостью. С возрастом нарушения вегетативной регуляции редуцируются, а ведущими становятся моносимптомные неврозоподобные расстройства (тики, заикание, энурез, эпизодические страхи), выявляющиеся чаще на фоне двигательного беспокойства, повышенной раздражительности и возбудимости, ранимости, сенситивности, плаксивости. При этом нередко сохраняется рассеянная неврологическая симптоматика.
Апатические расстройства характеризуются явлениями вялости, замедленности, монотонности и слабости побуждений. Дети с апатическими расстройствами пассивны, безынициативны. Их интеллектуальная деятельность значительно нарушена. При выполнении трудных заданий, связанных с интеллектуальным напряжением и концентрацией внимания, симптомы вялости нарастают, усиливается замедленность и инертность, появляется склонность к персеверациям. Медлительность, инертность в интеллектуальных видах деятельности может сочетаться с двигательной расторможенностью в играх и спонтанном поведении.
Двигательные расстройства. У части детей с психоорганическим синдромомна первый план выступают симптомы психомоторной расторможенности.Поведение таких детей характеризуется беспокойством, суетливостью, некритичностью, недостаточным чувством дистанции, нарушением целенаправленной деятельности. Эмоциональные реакции у них по сравнению с детьми, у которых имеется психический инфантилизм, менее дифференцированы и глубоки. Интеллектуальная продуктивность отличается неравномерностью, но она в меньшей степени обусловлена повышенной утомляемостью, истощаемостью, чем у детей с церебрастенией, а страдает вследствие сниженной критичности, недостаточно развитых интеллектуальных интересов, чувства ответственности.
Эпилептиформные расстройства (различные виды судорожных припадков и других психических пароксизмов) являются наиболее тяжелыми проявлениями психоорганического синдрома, приводящими к интеллектуальной недостаточности с элементами распада психики. В структуре интеллектуального дефекта этой группы детей преобладают психопатологические симптомы и синдромы в виде вязкости аффекта, торпидности и обстоятельности мыслительных процессов.
Клиника интеллектуальных нарушений при церебрастенических и психоорганических синдромах характеризуется дефицитарностью высших корковых функций. В отличие от парциальных задержек возрастного развития отдельных компонентов познавательной деятельности, при энцефалопатических формах имеет место повреждение структуры высших корковых функций, что приводит к формированию устойчивых форм интеллектуальной недостаточности.
Виды нарушения высших корковых функций зависят от локализации поражения мозга.
Динамика интеллектуальной недостаточности при церебрастенических и психоорганических синдромах различна, однако общим является их относительная обратимость в условиях специального обучения и воспитания и проведения соответствующих лечебных мероприятий, хотя при церебрастенических вариантах возможность достижения полной или относительно хорошей компенсации значительно выше.
При обучении в массовой школе, условия в которой не являются для этих детей адекватными, интеллектуальная деятельность не становится более продуктивной, они остаются стойко неуспевающими. Возрастная динамика интеллектуальных расстройств оказывается неблагоприятной для половины детей с церебрастеническим синдромом и для преобладающего большинства детей с психоорганическими (особенно психопатоподобными) нарушениями. У некоторых из них наряду с сохранением интеллектуальной недостаточности наблюдаются стойкость неврозоподобных проявлений, а также нарастание психопатоподобных расстройств, на основе которых происходит формирование девиантных форм поведения.
При дифференциальной диагностике пограничной интеллектуальной недостаточности, обусловленной незрелостью мозговых структур от таковой при их органическом повреждении, следует руководствоваться следующим. При всех формах недоразвития мозговых систем структура интеллектуального дефекта характеризуется признаками незрелости формирующейся личности и психопатологическими проявлениями сопутствующих психических расстройств. При повреждении мозговых структур (энцефалопатическая форма) ведущим является психоорганический (церебрастенический) синдром. Соответственно, и структура интеллектуального дефекта отражает симптомы органического заболевания, а не нарушения созревания мозговых структур, т.е. познавательные процессы не задержаны, а повреждены.
Таким образом, в зависимости от преобладания в клинической картине симптомов либо незрелости мозговых структур, либо повреждения мозга следует выделять дизонтогенетическую и энцефалопатическую формы пограничной интеллектуальной недостаточности. Только такое понимание механизмов пограничной интеллектуальной недостаточности позволит повысить эффективность коррекционных программ. Если при дизонтогенетических формах пограничной интеллектуальной недостаточности приоритетными становятся психолого-педагогические мероприятия формирующего обучения, то при энцефалопатических формах — реабилитационные.
Источник
Эта форма описывается в литературе под различными названиями: «инфантильный и ювенальный органический синдром» (StutteH., 1960), «синдром раннего мозгового повреждения», «минимальная мозговая дисфункция», «дефицит активного внимания» (англо-американские авторы), «хронический церебрально-органический осевой психосиндром», «синдром органического дефекта» (GollnitzG., 1970), «ранний детский экзогенный психосиндром» (Lempp R., 1980), «синдром резидуальной церебрастении с запаздыванием школьных навыков» (Мнухин С. С., 1968), «функционально-динамические расстройства интеллектуальной деятельности после перенесенных инфекций и травм ЦНС (Сухарева Г. Е., 1965). Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, обусловленными остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных мозговых инфекций, травм, интоксикаций. В отличие от более грубых и менее обратимых расстройств при органических деменциях описываемые в данной группе состояния чаще имеют функционально-динамический, более или менее обратимый характер, что позволяет включить их в группу пограничных форм интеллектуальной недостаточности. При церебрастенических состояниях на первый план выступают повышенная утомляемость и истощаемость при незначительных физических и психических нагрузках, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенку предъявляют не только повышенные, но и новые требования. Интеллектуальная недостаточность при этом определяется неравномерной, колеблющейся работоспособностью, замедленным темпом психической деятельности, низкой продуктивностью, нарушениями внимания и памяти. Картина церебрастении может усложняться расстройством формирования высших корковых функции. В этих случаях речь идет о тех вариантах церебрастении, которые С. С. Мнухин (1968) называет «резидуальной церебрастенией с нарушениями развития школьных навыков». В структуре цереб-растенического синдрома у этих людей отмечаются затруднения в анализе и синтезе пространственных отношений (ориентировка в сторонах тела, конструирование пространственных фигур, складывание разрезных картинок); нарушения праксиса, которые проявляются в затруднениях при выполнении проб на воспроизведение и дифференцировку ритмов, в недостаточной автоматизации речевых рядов, неспособности быстро изучить алфавит. В период школьного обучения у детей долго не автоматизируются навыки чтения и письма. При письме под диктовку у таких детей наблюдаются дисграфические ошибки акустического и оптического характера (Демьянов Ю. Г., 1971; Иванов Е. С., 1971). Вместе с тем клинико-психологическое обследование, проводимое после отдыха и лечения, обнаруживает у этих детей хотя и невысокую, но достаточную способность к абстрактному мышлению.
При психоорганических синдромах наряду с явлениями церебрастении могут наблюдаться другие психопатологические синдромы и симптомы, характерные для резидуальной стадии органического поражения мозга. Среди них наиболее часто встречаются эмоционально-волевые (в частности, психопатоподобные), неврозоподобные (невропатоподобные), апатические (апатико-адинамические), эйфо-рические, двигательные, эпилептиформные нарушения (Лебединская К. С., 1982; Ковалев В. В., 1985).
Эмоционально-волевые расстройства проявляются эмоционально-волевой неустойчивостью (отсутствие волевых задержек, повышенная внушаемость, ведущая роль в поведении мотива непосредственного получения удовольствия), аффективной возбудимостью с агрессивностью, патологией влечения (сексуальная расторможенность, уходы и бродяжничество, прожорливость и др.). У детей с неврозоподобными (невропатоподобными) расстройствами отдельные из них отмечались уже в раннем и преддошкольном возрасте и проявлялись повышенной возбудимостью и неустойчивостью вегетативных реакций, нарушениями сна и аппетита, повышенной чувствительностью к внешним воздействиям, эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью, лабильностью настроения. Эти нарушения могут сочетаться с общей двигательной расторможенностью, суетливостью, а также с рассеянной неврологической микросимптоматикой. Описанные расстройства встречаются в литературе под названиями: «органическая или резидуальная невропатия» (Мнухин С. С., 1968), «вегетативный неспецифический синдром» (Yollnitz Y, 1970). С возрастом нарушения вегетативной регуляции редуцируются, а ведущими становятся моносимптомные неврозоподобные расстройства (тики; заикание, энурез, эпизодические страхи), выявляющиеся чаще на фоне двигательного беспокойства, повышенной раздражительности и возбудимости, ранимости, сензитивности, плаксивости.
Дети с апатическими расстройствами характеризуются явлениями вялости, замедленности, монотонности и слабости побуждений. Интеллектуальная деятельность в таких случаях значительно нарушена. При выполнении трудных заданий, связанных с интеллектуальным напряжением и концентрацией внимания, нарастают симптомы вялости, усиливается замедленность и инертность, появляется склонность к персеверативности. Поведение этих детей вне школы характеризуется пассивностью, безынициативностью, хотя у части из них медлительность, инертность в интеллектуальных видах деятельности сосуществуют с двигательной расторможенностью в играх и спонтанном поведении. Работы нейропсихологов (Лурия А. Р., 1970) говорят о связи апатической формы психоорганического синдрома с преимущественным поражением конвекситальной коры лобной доли доминантного полушария большого мозга.
У части детей с психоорганическим синдромом на первый план выступают симптомы психомоторной расторможенности и нарушения целенаправленной деятельности. В период школьного обучения это проявляется недостаточной способностью к организованной деятельности. Интеллектуальная продуктивность при этом отличается неравномерностью, но она в меньшей степени обусловлена повышенной утомляемостью, истощаемостью, чем у детей с церебрастенией, а страдает вследствие сниженной критики, недостаточно развитых интеллектуальных интересов, чувства ответственности Поведение характеризуется беспокойством, суетливостью, некритичностью, недостаточным чувством дистанции. Эмоциональные реакции этих детей менее дифференцированы и глубоки по сравнению как со здоровыми детьми, так и с детьми, у которых имеется психический инфантилизм. У некоторых детей на первый план выступают эйфорический фон настроения, импульсивность поведения, расторможенность низших влечений. Нейроморфологические и нейропсихологические исследования (Лурия А. Р., 1970; Heist К , 1934) указывают на преимущественное поражение базальной (орбитальной) коры лобных долей полушарий большого мозга при эйфорических нарушениях в рамках психоорганического синдрома. Так же как у больных с церебрастеническим синдромом, клиническая картина психоорганических синдромов может осложняться расстройствами высших корковых функций, вызванными последствиями раннего органического поражения головного мозга. Динамика интеллектуальной недостаточности при церебрастенических и психоорганических синдромах различна, однако общим является их относительная обратимость в условиях специального обучения и воспитания и проведения соответствующих лечебных мероприятий, хотя при церебрастенических вариантах возможность достижения полной или относительно хорошей компенсации значительно выше.
При обучении этих детей в массовой школе, в которой условия обучения и воспитания не являются для них адекватными, результаты, полученные при катамнестическом обследовании, оказываются намного хуже: интеллектуальная деятельность не становится более продуктивной, дети остаются стойко неуспевающими (Юркова И. А., 1959, 1971). В условиях массовой школы возрастная динамика интеллектуальных расстройств оказывается неблагоприятной у 58% детей с церебрастеническим синдромом и у преобладающего большинства детей с психоорганическими (особенно психопатоподобными) нарушениями (Крыжановская И. Л., 1982; Гайдук Ф. М., 1984). У некоторых детей наряду с сохранением интеллектуальной недостаточности наблюдается стойкость неврозоподобных проявлений, а также нарастание психопатоподобных расстройств, на основе которых происходит формирование девиантных форм поведения.
Дифференциальный диагноз этих состоянии с умственной отсталостью основывается на данных клинического и психологического исследований и динамического наблюдения. Основным диагностическим критерием является диссоциация между сравнительно грубо выраженными нарушениями деятельности и предпосылок интеллекта и относительной сохранностью собственно интеллектуальных возможностей. Уровень обобщения, абстрагирования, логических процессов, способность к использованию помощи и переносу усвоенных способов действия на новый материал у таких детей значительно выше, чем у детей-олигофренов. Кроме того, почти всегда обнаруживается тенденция к положительной динамике показателей интеллектуальной деятельности, особенно в специальных условиях.
Источник