Психологическое заключение на детей с синдромом дауна
Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника
муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __
Ф. И. О. ребенка: ___
Дата рождения: ___ г.
Возраст: ___
Домашний адрес: ___
Мать ___, ___ г. р.
Отец: ___, ___г. р.
Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.
Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.
Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.
Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.
Особенности внешнего вида.
Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.
Физическое состояние и соматическое здоровье.
Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна
Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.
Уровень актуального развития ребенка.
Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.
Познавательная деятельность.
Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.
Продуктивная деятельность.
Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.
Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.
С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.
Заведующий: (___) ___
Воспитатель (___) ___
Педагог-психолог:: (___) ___
Источник
Индивидуально образовательный маршрут
речевого развития ребенка с синдромом Дауна, ЗРР.
Учитель-логопед:
Суханова О.О.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
— достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
ЗАДАЧИ:
— развитие артикуляционного аппарата;
— развитие фонематического слуха;
— развитие речевого дыхания;
— актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь;
— закреплять обобщающие понятия;
— способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НА РЕБЕНКА.
По медицинскому обследованию:
ØСпособность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением имеют нарушения первой степени (нарушения координации движений, низкая самооценка),
ØСпособность к общению, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики бучению, к трудовой деятельности не нарушена.
Психологическая диагностика показала, что у ребенка:
ØОтсутствует мотивация к познавательной деятельности.
ØУ ребенка повышенная подвижность, склонна к гримасничанью, развита подражательность, хорошо копируют действия окружающих их людей.
ØВ контакт вступает легко, часто проявляет навязчивость. Приветлива, проявляет чувство симпатии, обиды, стыда. Но эти эмоции малодифференцированны.
ØНастроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены.
ØЛюбопытна, живо реагирует на новизну.
ØНесамостоятельна, безынициативна, легко подчиняется. Иногда проявляет немотивированное упрямство.
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка
Ø Темп выполнения заданий очень низкий.
Ø Низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
Ø Низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития.
Ø Мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать.
Ø Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.
Ø Нуждается в постоянной помощи взрослого;
По логопедическому обследованию:
1. Грубая задержка речевого развития.
2. Обращённую речь понимает.
3. Фразовой речи нет. Жестов нет.
4. Активный и пассивный словарь ограничен.
5. Фонематический слух нарушен.
6. Фонематические функции не сформированы.
7. Со слов мамы знает 5-6 слов.
8. Связная речь не сформирована.
Заключение: Синдром Дауна, ЗРР.
По результатам диагностик определён следующий индивидуальный маршрут речевого развития:
Выявленные речевые проблемы
Цель и задачи работы
Формы реализации и вилы деятельности
Содержание коррекционно-развивающей работы
Сроки реализации
Направление взаимодействия специалистов
Оценка результативности и ожидаемые результаты
Проблема — системное недоразвитие речи.
1. 3вукопроизношение.
Полиморфное нарушение произношения. Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
2. Фонематическое восприятие.
Грубое недоразвитие фонематического восприятия.
З. Слоговая структура слова.
Затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более простых слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз.
4. Лексика.
Понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Грубо нарушено понимание логико-грамматических конструкций.
5. Грамматический строй.
Имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов.
6. Связанная речь.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Диалогическая речь отсутствует.
Цель: выработка стремления ребенка с синдромом Дауна к коммуникативной деятельности.
Задачи:
— развитие понимания речи;
— активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
— развитие произносительной стороны речи;
— развитие фразовой речи.
Формы реализации:
-Индивидуальная работа
-Работа в подгруппе
Виды деятельности:
— Специальные упражнения
— Игры, в т. ч. сюжетно-ролевые
— Занятия –консультации с ребенком и семьей
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса
3.Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Подвижные игры
6. Прогулки, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и
обобщающие понятия одежды и обуви.
7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении
8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы.
1.Организационно –теоретический.
СЕНТЯБРЬ 2014Г.
• -Анализ ситуации
• -Диагностика
• -Организация работы творческой группы
• -Изучение методической литературы по данной теме
• -Разработка индивидуального маршрута.
· &n
Источник
На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.
Итак, не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальной адаптации.
Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст).
При обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.
Таким образом, находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу и детский сад по месту жительства, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение обычной школы является ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом.
Мы предположили, что успешность социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна зависят благоприятных социальных условий и способов взаимодействия с окружающей действительностью.
А так же, что эффективность педагогической технологии, направленной на социально-психологическую адаптацию и формирование социально-бытовых навыков у детей с синдромом Дауна, окажется существенно выше, если будет включать в себя процесс реализации индивидуальных программ с использованием методики, направленной на развитие и коррекцию когнитивных и эмоциональных недостатков у воспитанников.
В нашем исследовании приняли участие 15 детей с синдромом Дауна, в возрасте 5–6 лет, которые в течение шести месяцев посещали коррекционные занятия, направленные на улучшение адаптации, при частоте посещений занятий играми три раза в неделю.
Анализ результатов показывает, что подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.
Находясь среди своих сверстников, с похожими проблемами, дети перестают испытывать чувство неполноценности, охотнее общаются. Лишаясь гиперопеки родителей, дети учатся быть самостоятельными, берут на себя ответственность за решение посильных проблем.
Благоприятные социальные условия и способы взаимодействия с окружающей действительностью способствуют успешности социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна.
Итак, своевременное и адекватное использование групповых игр и упражнений, в качестве метода рекреации, адаптации и коррекции эмоциональных нарушений, у детей с синдромом Дауна предотвращает невротическое развитие их личности и представляет собой эффективное средство социальной адаптации.
Таким образом, эффективность педагогической технологии, направленной на социально-психологическую адаптацию и формирование социально-бытовых навыков у детей с синдромом Дауна, окажется существенно выше, если будет включать в себя процесс реализации индивидуальных программ с использованием методики, направленной на развитие и коррекцию когнитивных и эмоциональных недостатков у воспитанников. Гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута, задачи решены.
Информация по теме:
Стадии развития конфликта
Динамика конфликта представляет собой сложное социально — психологическое явление, которое отражается в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Течение конфликта подвержено изменению границ зоны разногласий, интенсивности, а такж …
Методы исследования и развития специальных
способностей
Вопрос о методах исследования и развития способностей и одаренности с одной стороны совершенно прозрачен и ясен, но с другой – некоторые моменты по сей день остаются нерешенными. К таким моментам относятся экспериментальные методы исследо …
Системная семейная психология
Семья в рамках системного подхода рассматривается как социальная система, объединяющая людей и их взаимоотношения, то есть это комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система …
Источник
Ефремова Н. А., учитель-дефектолог,
г. Курск
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
Статья посвящена системе работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. В ней рассматривается вопрос организации психолого-педагогической диагностики детей с синдромом Дауна.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, ограниченные возможности здоровья, нарушение интеллекта, синдром Дауна, диагностика
Актуальность: говоря о диагностике, прежде всего мы подразумеваем изучение индивидуальных особенностей ребенка, а не степень его развития в той или иной сфере. В связи с этим, как нельзя, кстати, является высказывание Л. Выготского о том, что «…полное решение проблем диагностики развития может быть достигнуто только на основе последовательного и достаточно глубокого решения основного вопроса относительно законов природы процессов детского развития» [1, с. 287]. К сожалению, на фоне общего ухудшения показателей здоровья населения, в том числе и детского, имеет место тенденция увеличения количества дошкольников с нарушениями интеллекта. В дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ), в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, эти изменения находят отражение во внедрении альтернативных форм помощи воспитанникам, активном поиске инновационных подходов к разработке педагогических технологий. Процесс совершенствования коррекционно-педагогического процесса с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, в том числе с детьми с синдромом Дауна определяет актуальность данной работы.
Цель систематизировать задачи диагностики индивидуальных особенностей дошкольников с синдромом Дауна для осуществления индивидуально-дифференцированного похода.
Изложение основного материала. Диагностика — лишь начальный этап в деятельности учителя-дефектолога, она обязательно должна завершаться прогнозом и рекомендациями. Неотъемлемым условием, обеспечивающим возможности развития дифференциальной диагностики, является фонд накопленных педагогом знаний.
Практика работы, показывает, что психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей ребенка с синдромом Дауна, включает несколько этапов:
1. Систематизация психологических данных о состоянии ребенка на момент обследования. Сюда входит характеристика первичного дефекта, характеристика вторичных нарушений.
2. Выявление сохранных функций, асинхронии развития под влиянием первичного дефекта.
3. Особенности воспитания и окружения ребенка.
4. Анализ истории развития ребенка.
5. Выбор методов психолого-педагогической коррекции.
Решать данные вопросы в отношении ребенка с хромосомными заболеваниями необходимо лишь совместно с медицинскими работниками, так как выбор методов коррекции, профилактики вторичных дизонтогенетических расстройств невозможны без учета клинической картины основного заболевания, его последствий, а также характера медикаментозного лечения, получаемого ребенком.
Исходя из вышеперечисленного, в процессе своей деятельности учитель-дефектолог отрабатывает два направления диагностики:
1) определение реального уровня психического развития ребенка;
2) определение зоны ближайшего развития.
Причина, по которой необходимо определить зону ближайшего развития – это определение оптимальных сроков обучения детей, так как границы сенситивности для освоения различных видов деятельности у детей обозначенной категории всегда индивидуальны, а определение актуального или реального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития вместе составляют то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой.
В основе построения любых диагностических методик, направленных на выявление задержки психофизического развития разной степени, лежат ориентировка на общие и специфические закономерности отклоняющегося развития, и учет закономерностей психического развития в условиях нормального онтогенеза, выраженных в качественно-количественных показателях [2].
К диагностическим задачам в работе учителя-дефектолога ДОУ относятся:
▪ выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;
▪ выявление «уровня обученности», т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;
▪ определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой;
▪ дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития.
Диагностика детей с нарушениями интеллекта сопряжена со значительными трудностями, обусловленными индивидуально-личностными характеристиками. Поэтому специалист, работающий с детьми с синдромом Дауна, особое внимание обращает на ряд моментов, таких как:
— перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, проводится беседа с его родителями. Содержание беседы, как правило, направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, так как сам ребенок зачастую при поступлении в дошкольное образовательное учреждение еще не имеет речевых навыков;
— при проведении обследования соблюдается спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка;
— перед предъявлением любого задания устанавливается: как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать;
— учитель-дефектолог обращает внимание, выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально; на степень устойчивости интереса; особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью;
— педагог не упускает из вида общую эмоциональную реакцию ребенка, реакцию похвалы или неодобрения.
В течение первого года с момента поступления ребенка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение диагностическое обследование проводится в три этапа (первичное; на начало учебного года; в конце учебного года). В последующие годы диагностика проходит два этапа (на начало учебного года, в конце учебного года), если нет оснований для другой периодичности.
Первый этап (обследование проводится в течение 2-х недель с момента поступления ребенка в ДОУ).
Цель обследования на данном этапе — определить исходный уровень обученности. Результаты обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту первичного обследования».
Второй этап (по истечению 2-3 месяцев пребывания ребенка в ДОУ).
Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей психического развития каждого ребенка. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее, а также сведения об адаптации. В индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения вносятся цели и задачи, пути, методы, содержания коррекционной работы. Результаты обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту» (на 1-4 годы обучения).
Третий этап (две последние недели мая).
Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка на следующий этап обучения по реализуемой программе.
Методологическими приемами, используемыми в диагностике, выступают: анализ (дает возможность установить причинность отклонений в развитии); прогнозирование (отслеживание способности переносить полученные знания в другие ситуации); оценка; контроль.
Педагогическая диагностика по своим целям, задачам и области применения весьма самостоятельна, но свои методы и диагностические методики заимствовала из практической психологии: наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент и другие.
При изучении физического развития индивидуальных особенностей ребенка с синдромом Дауна учитываются следующие показатели:
— динамика физического развития (анамнез);
— состояние слуха, зрения;
— особенности развития двигательной сферы (походка, жестикуляция, удержание равновесия, темп движений), общей и мелкой моторики;
— особенности работоспособности.
Исследуя особенности и уровень развития познавательной сферы необходимо отметить:
— особенности восприятия величины, формы, цвета, пространственного расположения, времени;
— особенности памяти, преобладание типа памяти;
— особенности внимания (объем, устойчивость, произвольность);
— особенности мышления (уровень владения операциями анализа, синтеза, сравнения и т.д.)
— особенности речи (дефекты произношения, объем словарного запаса, — сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи)
В изучении отношения ребенка с синдромом Дауна к образовательной деятельности и степень его мотивации следует выяснить:
— особенности отношений «воспитатель — воспитанник», «воспитанник – педагог» (реакция на замечания, осознание неуспеха, отношение к неудачам, отношение к похвале);
— способность контролировать собственную деятельность по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму, особенности самоконтроля;
— умение планировать свою деятельность.
Анализируя эмоционально-личностную сферу «особого» ребенка нужно остановиться на:
— его способности к волевому усилию;
— преобладающее настроение;
— внушаемость;
— наличие аффективных вспышек, фобических реакций;
— отношение к себе, особенности самооценки;
— отношения с окружающими и т.д.
Также, необходимо изучить особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
Для обследования дошкольников с синдромом Дауна учителя-дефектологи используют различные методики, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования и индивидуальных особенностей ребенка. В Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно–развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой представлен перечень методик для обследования ребенка с нарушением интеллекта 3-4 лет. В соответствии с рекомендациями указанной программы нами были собраны оборудование и материалы, а также составлена карта первичного педагогического обследования ребёнка с синдромом Дауна и диагностические карты на ребенка-дошкольника первого-второго и третьего-четвертого года обучения.
Используемые нами методики помогают выявить индивидуальные особенности детей указанной категории, определить характер и степень отставания по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, а также составить индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения и перспективные планы, соответствующие особым образовательным потребностям детей. Сравнительный анализ результатов на начало и на конец учебного года позволяет установить степень обучаемости, «обученности» и готовности к дальнейшему обучению каждого конкретного ребенка.
Выводы. Таким образом, проанализировав деятельность учителя-дефектолога ДОУ в диагностическом направлении его работы, мы подтверждаем, что основой индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми с синдромом Дауна является тщательное и поэтапное изучение их индивидуальных особенностей.
Перспективы исследования. В педагогической практике в рамках инновационной деятельности рождаются формы индивидуальной работы, нацеленные на то, чтобы каждый ребенок в процессе обучения получил тот вид и объем педагогической помощи, в которых он нуждается. Дальнейшее исследование нацелено на поиск оптимальных форм индивидуальной работы с «солнечными» детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.
2. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Академия, 2000.
Источник