Психологический портрет ребенка с синдромом дауна
Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника
муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __
Ф. И. О. ребенка: ___
Дата рождения: ___ г.
Возраст: ___
Домашний адрес: ___
Мать ___, ___ г. р.
Отец: ___, ___г. р.
Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.
Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.
Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.
Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.
Особенности внешнего вида.
Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.
Физическое состояние и соматическое здоровье.
Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна
Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.
Уровень актуального развития ребенка.
Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.
Познавательная деятельность.
Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.
Продуктивная деятельность.
Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.
Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.
С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.
Заведующий: (___) ___
Воспитатель (___) ___
Педагог-психолог:: (___) ___
Источник
Выполнила: учитель-дефектолог Редькина Валентина Григорьевна
ГУ «Лесная средняя школа»
«Психологические особенности детей с «синдромом Дауна». Трудности в обучении».
План.
I вступление. Методическая проблема, над которой я работаю
II. Работа с мальчиком с «синдромом Дауна»
1) Главное, чтобы ребенок почувствовал доброе отношение к нему, любовь и заботу.
2) Зрительное восприятие и способности к визуальному обучению.
3) Развитие двигательных навыков
4) Частая смена приемов и методов с целью формирования концентрации. Фрагмент урока.
5) Общение с компьютером
6) Многократное повторение – основное для перехода кратковременной памяти в долговременную.
7) Развитие познавательной активности через игровые упражнения.
III. Синдром Дауна не приговор.
«Психологические особенности детей с «синдромом Дауна». Трудности в обучении» — это одна из методических проблем, над которой мне пришлось поработать, так как я обучаю на дому такого мальчика.
Конечно же, пришлось изучить много специальной литературы. И вот, по истечении определенного времени, уже можно поделиться своим опытом, рассказать о том, что мною наработано.
В последнее время растет популярность программ ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. К сожалению, моему подопечному уже 11 лет.
Занятия с ним требуют большого труда и терпения. Но, какова радость и мне, и родителям, когда мы видим хотя бы самые маленькие его победы! В различных странах мира применяется программа «Маленькие ступени», разработанная в австралийском университете Маккуэри. Эта программа рекомендована к широкому использованию. В ней описывается индивидуальная работа с детьми, рассказывается, как обучить такого ребенка навыкам развития речи, развить его двигательную активность.
Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение всех психических функций. Наблюдается неравномерность развития, т.е. навыки, в норме относящиеся к одному возрасту, у таких детей наблюдаются не одновременно, а значительно разнесены во времени.
Развитие внимания определяется различными характеристиками. К ним относятся объем внимания, концентрация, переключение, устойчивость, распределение. Внимание зависит отвозраста.
У моего подопечного неустойчивое активное внимание, повышенная утомляемость, короткий период концентрации внимания.
Развитие памяти. Память характеризуется уменьшенным объемом, а также недостаточностью слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух. Осложнен переход из кратковременной оперативной памяти в долговременную. Для запоминания требуется большое количество повторений.
Развитие мышления формируется в тесной взаимосвязи с общим развитием, с опорой на восприятие, развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Все особенности характерные для таких детей, находят свое отражение в особенностях развития мышления:
— Отставание и своеобразие мелкой моторики и зритель – двигательной координации отрицательно сказывается на формировании поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды.
— Нарушения восприятия, памяти и внимания отрицательно сказываются на процессе формирования представлений.
— Затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую.
— Резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений.
Для себя я уяснила главное: ребенок должен почувствовать доброе отношение к нему, любовь и заботу.
И я стараюсь относиться к нему по-особому, по-доброму. Кроме того, стараюсь, что бы ему было со мной интересно, комфортно. А для этого на каждом уроке – подвижные игры, строительно–конструктивные игры, конструирование по образцу, индивидуальная коррекционная работа.
Сильные качества Антона – хорошее зрительное восприятие и способность к визуальному обучению. Поэтому на каждом занятии – картинки, буквы, написанные слова, другие наглядные пособия.
Развиваем двигательные навыки рисованием, лепкой пластилином, конструированием, сортировкой мелких предметов, нанизыванием бус, занятиями с паззлами, мозаикой. Тренировки ежедневны. Обязательное доброе слово и похвала за успехи.
Виды деятельности меняю часто, потому что у таких детей короткий, по сравнению со здоровыми детьми, период концентрации.
Так, на уроке по теме: «Повторение букв а, о, у, и » на первом этапе провожу гимнастику для язычка
1. движение имитирующее облизывание ложки (можно и саму ложку со смаком облизывать)
2. дразниться (язык показывать)
3. «часики» (высунуть язык как можно больше и двигать им влево и право)
4. языком имитировать скачущую лошадь (цокать)
5. «слизываем с губ варенье» (высовываем язык, облизываем по кругу верхнюю и нижнюю губку)
6. говорить ПЯ — высовывать язык между Губами как можно больше и говорить ПЯ-ПЯ-ПЯ (проговаривать)
7. говорить ЛЯ — высовывать язык между Зубами как можно больше и говорить ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ (проговаривать)
8. говорить ТА — высовывать язык между Зубами как можно больше и говорить ТА-ТА-ТА (проговаривать)
9. Дотянись до носа язычком (Максимально высунуть язык, так что бы попробовать дотянуться до носика)
Далее мы проводим пальчиковую гимнастику. Антон должен должен изобразить движение рыбок, карканье вороны и т.д
С применением картинок провожу игру по артикуляции.
На картинках звуковые символы.
Каждый символ — это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Например, вот так выглядят звуковые символы [а], [о], [у], [и].
Вот так выглядят звуковые символы:
А – рот широко раскрыт; О – губы вперед, У – губы трубочкой; И- губы растянуты в обе стороны.
Следующий прием по выработке умения письма: пишу простым карандашом слово или предложение, а Антон должен все это обвести ручкой.
После физминутки провожу упражнения по развитию слухового внимания:
отгадай, что звучит
Показываю Антону , какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы Антон не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
Большую помощь оказывает нам на уроках общение с компьютером. Антон составляет слова из предлагаемых слогов, имитирует крики коровы, вороны, курицы.
У Антона рассеянное внимание. А ведь внимание – важная предпосылка всех видов сознательной деятельности, в первую очередь, познавательной. Хорошо понимая это, не допускаю утомляемости ребенка, переключаю его внимание на другой вид деятельности.
А для развития внимания и слухового восприятия знакомлю с игрой на различных музыкальных инструментах, говорю, что различные музыкальные инструменты издают разные звуки.
Учу Антона реагировать на слуховые раздражители
Так как память таких детей характеризуется уменьшенным объемом, метод многократного повторения является, ведущими на наших занятиях. Это помогает переходу из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.
Кроме этого нужно развивать память в следующих направлениях:
— развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;
— расширение воспоминания на основе формирования у ребенка представлений о предметах;
— совершенствование процессов запоминания и воспроизведения материала.
Мы, учителя, работающие с такими детьми, должны осознавать, что понятийный уровень мышления у таких деток слаб: в основном ребенок знает то, чему его специально учат.
Потому их познавательная активность развивается в играх и упражнениях, формирующих орудийные действия, способность к решению наглядно-действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций.
Поведение детей с данным синдромом характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт.
Значит в плане социально-эмоционального становления очень важно общение этих деток с другими детьми.
Большие трудности в моей работе с Антоном – это коррекционная работа по развитию речи. Мальчик очень плохо разговаривает. Логопедов, дефектологов у нас нет.
Потому по-особому разрешаю эту проблему на каждом занятии.
Это:
— живое общение с ребенком (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний);
— на занятиях рисованием и конструированием (регулирующая функция речи, связь воспринятого со словом с целью формирования пригодных для изображения представлений, актуализация представлений по слову);
— на занятиях по развитию речи (все виды и формы речи);
— в индивидуальной, коррекционной работе.
И, конечно же, формирование у детей представления о своем «Я», о своей семье, о взаимоотношениях в семье очень важно в целом для его социально-эмоционального становления. Ведь он подражает родителям, окружающим взрослым и детям своими действиями.
А в развитии речи – это
— развитие пассивного словаря (накопление слов).
— понимание связной речи (изолированные действия, цепочка действий, работа над простой адаптивной сказкой).
Общие воспитательные цели в работе со своим подопечным я определила следующим образом:
Антон должен демонстрировать готовность к совместным действиям с детьми, принимать помощь взрослых;
Положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда, не создавая дискомфорта;
Адекватно вести себя в привычных ситуациях.
Образовательные цели следующие:
запомнить все буквы и звуки, научиться составлять слоги и слова;
обогатить словарный запас Антона
И главное — Антон должен хотеть учиться
Очень нелегок этот труд. Он особый. Необходимо терпение. Трудно достигнуть 100% желаемого результата. Но «синдром Дауна» — это не приговор. И развитие детей с этим синдромом, как и здоровых, зависит от самых различных факторов. Это и здоровье ребенка, и уход за ним, и, конечно же, качество обучения.
Учитель может помочь успешному развитию таких детей, подготовке их к самостоятельной жизни.
Список литературы.
Алехина А.В. « Особенности психического развития детей с синдромом Дауна»
Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромомДауна // Фактор. 1998. №8 С. 69-71.
3. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.
4 . Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75.
Источник
Подчиняясь, в целом, общим закономерностям психического развития, развитие аномального ребенка имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л. С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребёнка, согласно которой наличие деффекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития [11, c.8.]. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.
Ещё одной важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного и вторичного дефектов. «Чем дальше отстоит симптом от первичного, тем он более поддаётся коррекционному воздействию», — пишет Л. С. Выгоnский. Иными словами, чем дальше разведены между собой первопричины и вторичный симптом, тем больше возможностей открывается для коррекции и компенсации последнего с помощью рациональной системы обучения и воспитания.
Вторичные отклонения, в зависимости от степени нарушения, имеют разный уровень выраженности, то есть существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития аномального ребёнка от степени и качества первичного дефекта.
В качестве последствий аномальной социализации необходимо назвать такое явление как «социальный аутизм» — отстранение от окружающего мира.
Исключение ребёнка-инвалида из общественной жизни отражается на качестве жизни не только самого ребёнка, но и его родителей. Нарушаются социальные связи семьи. Опрос родителей больных детей показал, что одни из родителей частично или полностью выключаются из общественной жизни. В связи с этим появляется целый ряд психологических проблем, что зачастую ведёт к разрушению семьи. Этим в значительной мере обуславливается значение коррекционно — педагогические работы с детьми-инвалидами.
Среди факторов риска рождения ребёнка с синдромом Дауна основное место принадлежит возрасту матери. Это связано как с уменьшением гормонального контроля оогенеза у пожилых женщин, так и с недостаточностью гормонального контроля у девушек подросткового возраста. Имеются данные повышения частоты рождения детей с синдромом Дауна при применении гормональных контрацептивных средств, рентгенологического облучения и так далее. Риск рождения ребёнка с синдромом Дауна также увеличивается при пожилом отце.
Нарушения в развитии начинают проявляться уже с первых месяцев жизни. Прежде всего, бросается в глаза вялость и малая активность. Задержка формирования всех двигательных функций влечет за собой и задержку развития всех психических процессов.
Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислании. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся несколько живее и активнее, поскольку начинают ходить. На этом этапе у них формируется речь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайне медленно и с большим трудом. Речевые нарушения у детей с синдромом Дауна связаны не только с их интеллектуальной недостаточностью, но и с частыми нарушениями слуха.
Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. «Даунисты» могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.
Зрительное восприятие является основой осознания мира и, следовательно, способности реагировать на него. Дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Ошибки в воспроизведении зрительно воспринятых форм связаны у них с особенностями внимания, а не с точностью восприятия.
Дети-дауны не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Так, например, разглядывая картинки с изображением нелепых ситуаций, им требуется постоянное побуждение. Иначе, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поиску остальных. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух.
Для детей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже дети восьми-девяти лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п., значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета.
Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
В результате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна, подлежащих коррекции.
Дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.
Необходимо отметить, что по отношению к детям-Даунам исследователи занимают самые противоречивые позиции. Одни придерживаются пессимистической точки зрения: что дети-дауны абсолютно не способны к обучению. Считают, что им недоступны чтение и письмо, потому что уровень их интеллектуального развития соответствует имбецильности. Кроме того, у таких детей часто наблюдаются разнообразные дефекты речи.
Другие высказывают вполне оптимистическую позицию, аргументируя ее тем, что несмотря на то, что этим детям, как правило, недоступны абстрактные понятия и счетные операции, для многих из них характерна хорошо развитая механическая память и наблюдательность. У них экстраординарные способности к подражанию. А это значит, что их можно сознательно развивать, придавая им практическую направленность.
Изучение опыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждает в том, что уровень возможностей этих детей должен оцениваться только индивидуально. Поэтому любые обобщения (относительно какого-либо качества, свойства, способности) являются принципиально ошибочными, поскольку знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.
Несмотря на то, что болезнь Дауна представляет собой множество врожденных дефектов, основные этапы развития больных детей совпадают с развитием развивающихся нормально. Проследить сроки появления тех или иных двигательных навыков поможет таблица нормативов развития двигательных навыков у детей.
К сожалению, противоречивые дебаты вызывают не только интеллектуальные возможности детей-даунов, но и их личностные особенности. Одни авторы указывают на неустойчивость их настроения, повышенную раздражительность, обидчивость и злобность. Другие — на их добродушие, послушание, особую нежность и привязанность к тем, кто за ними ухаживает. Поэтому личностные особенности этих детей, как и всех нормальных, определются отношением к этим детям.
Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна, необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо понимать, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями картинки, персонажами истории и прочее. Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.п.
Поэтому ребенку с болезнью Дауна для развития необходимо очень много стимулов — чтобы что-то делать, в чем-то упражняться, учиться. Им постоянно нужна помощь и поддержка родителей и близких.
Большинство специалистов убеждено, что даунят можно научить практически всему, главное — заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна — не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь — общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках и секциях. На Западе это называют «интегрированным образованием»: даунята посещают обычные детские сады и школы, где обучаются по особому (составленному индивидуально) учебному плану.
Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст).
Таким образом, при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.
Источник