Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте thumbnail

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Статистика
Просмотры материалов : 1725558

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Год молодежных обменов

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Наша школа участвует в
Российско-Германском
годе молодежных обменов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Посмотреть презентацию «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ МЛАДШЕГО   ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Признаки

Рекомендации

Хроническая неуспешность и школьная тревожность

  1. ЖАЛАБЫ НА НИЗКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКА. В начале школьного обучения происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Объективные показатели при этом могут быть не особенно низки. Важна именно оценка со стороны взрослых. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению результатов. Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых заданий. Он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасение сделать ошибку заставляет ребенка многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате сил и времени. Невладение эффективными способами проверки делает ее бессмысленной. Так складывается порочный круг.

  1. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОГИ. Это может быть ступор при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных работах при хорошем выполнении аналогичных заданий в домашних работах.

В этих случаях, прежде всего, следует искать нарушение общения с учителем.

  1. НОРМАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ. Кроме повышенной тревоги, существует еще одно условие, без которого данный синдром не возникает. Это – высокая степень конформности ребенка, установка на исполнительность, послушность. Возможен вариант, когда первоисточником хронической неуспешности является повышенная тревожность ребенка, сформировавшаяся под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе переносится и на школьную жизнь.

Длительное состояние тревоги неблагополучно сказывается на работе нервной системы. В результате этого со временем развивается астения, то есть состояние нервного истощения. При астении повышается утомляемость, падает работоспособность, нарушается внимание, ослабляется память.

Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе продолжают снижаться.

  1. Главное – обеспечить ребенку ощущение успеха. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с более успешными одноклассниками, только с самим собой, и хвалить за улучшение собственных результатов.

  2. Поиск сферы наивысшей успешности ребенка, в которой он может реализовать себя. Важно придать этой сфере высокую ценность в его глазах.

Ждать успехов придется долго!

Уход от деятельности.

  1. СКЛОННОСТЬ К ФАНТАЗИРОВАНИЮ. Уход от деятельности – это уход во внутренний план. Ребенок как бы «отсутствует» на уроке, «считает ворон», «ленится». Это не связано с повышенной отвлекаемостью. Ребенок просто погружен в свои фантазии, мечты. Предлагаемые задания он воспринимает как повод для развертывания внутренней активности, инструкции при этом часто нарушаются, но ребенок не видит в этом ничего плохого. Иногда создается ощущение, что ребенок путает фантазию и реальность.

Негативными последствиями являются пробелы в знаниях, хотя ребенок редко попадает в «отстающие». Но, привыкнув находить удовлетворение в фантазировании, он мало обращает внимания на свои неудачи в реальной дей1ствительности.

  1. ПАССИВНОСТЬ РЕБЕНКА. Развитие по данному типу происходит, как правило, у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться как неблагополучием в семье, так и повышенной потребностью ребенка во внимании к себе.

  1. ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОСТИ. Для таких детей характерна мягкая, негрубая демонстративность. Она проявляется в социально приемлемых формах. Нередко ребенок демонстрирует при этом повышенную застенчивость, как бы говоря: «Посмотрите, как я стесняюсь».

По сути дела, уход от деятельности – это продолжение дошкольного игрового способа жизни в школьном возрасте. Загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию.

Прогноз в случае своевременной коррекции достаточно благоприятен.

  1. Активное воображение ребенка надо направить на решение реальных задач.

  2. При этом надо сразу обеспечить ребенку эмоциональное подкрепление, внимание.

  3. Сфера, которая обеспечит ощущение успеха, должна насытить потребность во внимании к себе. Наилучший вариант – деятельность, связанная с искусством: кружок рисования, литературная студия.

Боязнь, что при постоянном захваливании у ребенка разовьется «самомнение», преувеличена. В данном случае демонстративность – это не недостаток, а личностна особенность.

Негативное самоопределение.

  1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ. Жалобы родителей и учителей относятся не к сфере учения, а к поведению. Это встречается у детей с повышенной потребностью во внимании к себе со стороны окружающих. Часто ребенок при этом не обладает никакими особыми способностями.

  1. ЯРКАЯ ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ находит выражение в сознательном нарушении правил поведения, что служит безотказным средством привлечения внимания к себе. Окружающие ребенка взрослые подтверждают правильность выбранной ребенком тактики: они непрерывно делают ему замечания, читают нотации. Иногда родители и сами замечают, что тут что-то не так: «Он будто нарочно ведет себя так, чтобы его все время ругали»! именно нарочно, ибо истинным наказанием является только лишение внимания. Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, и ребенок избирает простейший путь.

  1. НАРУШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ. Часто у таких детей возникают трудности в общении с одноклассниками. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте большинство учеников ориентируется на оценку учителя. Однако встречаются случаи, когда ребенок с негативным самоопределением воспринимается сверстниками как «герой» и имеет среди них высокий статус. Это происходит, если отношения учителя с классом конфликтны (чаще к концу младшего школьного возраста, особенно – в подростковом).

  1. Внимание уделяется не тогда, когда ребенок плохой, а когда – хороший.

  2. Если проступок серьезен, наказание должно быть предельно безэмоциональным.

  3. При изменении стиля общения взрослых с ребенком первое время произойдет не снижение, а взрыв негативизма, ребенок попытается вернуть все на прежние рельсы.

  4. Скандал, устроенный ребенком пять минут назад, должен быть забыт, как будто его и не было. Надо полностью исключить такой ритуал, как: скандал – примирение.

  5. Необходима сфера, где можно реализовать демонстративность. Особенно благоприятны театральные занятия.

Социальная дезориентация.

  1. НАРУШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией – это не сознательное нарушение правил, «хулиганство», а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объяснений типа «это делать можно, а это – нельзя». Однако главное, что нарушено в данном случае – непонимание иерархии норм. Ребенок видит, что некоторые одноклассники безнаказанно вертятся на уроке или бегают по коридорам. Из этого он делает вывод, что не страшно, если он сам нарушит какое-нибудь правило: например, побьет своего обидчика палкой. Он не понимает, что нарушении других ребят более безобидны, чем его, и проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей.

Благодатной почвой для социальной дезориентации становится импульсивность и гиперактивность.

Нередко отмечается довольно грубое нарушение социальных норм: вандализм, мелкое воровство и т.п.

  1. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ. Проявляется в несоблюдении дистанции во взаимоотношениях со взрослыми.

  1. На первом этапе полностью прекратить любые наказания за мелкие проступки, но неукоснительно пресекать серьезные.

  2. Только когда грубые нарушении полностью прекратятся, делают следующий шаг: выбрать какую-то одну область и сосредоточить усилия на ней, оставляя без внимания прочие мелкие нарушения. И так шаг за шагом.

  3. Обучать навыкам общения.

Семейная изоляция.

  1. ПОВЫШЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДРУГИХ. Это «застревание» ребенка в системе отношений, характерной для более младшего возраста, когда основной сферой его общения была семья. Проявляется семейная изоляция в повышенной зависимости ребенка, низком уровне его самостоятельности, инфантильности. Боязнь окружающего мира приводит к избеганию контактов со сверстниками.

Иногда синдром семейной изоляции развивается у детей, воспитываемых бабушками и дедушками, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей в силу возрастной специфики.

Иногда основой подобного синдрома становится принадлежность семьи к какому-либо меньшинству: религиозной секте, национальному меньшинству.

  1. Разъяснение ценностей окружающего мира.

  2. Расширение бытовых контактов (самостоятельное хождение в магазин и т.п.).

  3. Найти круг общения со сходными семейными ценностями.

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Для родителей будущих первоклассников

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Читайте также:  Мочевой синдром по мкб 10
Электронный дневник
Ты нам нужен

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Телефон доверия

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Противодействие коррупции

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Опросы
Куда Вы собираетесь поступать после школы?

ВУЗ

Колледж

Техникум

Профессиональный лицей(училище)

Пойду в армию

Не знаю

Школьная жизнь

1509172.JPG

Источник

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Статистика
Просмотры материалов : 1725559

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Год молодежных обменов

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Наша школа участвует в
Российско-Германском
годе молодежных обменов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Посмотреть презентацию «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ МЛАДШЕГО   ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Признаки

Рекомендации

Хроническая неуспешность и школьная тревожность

  1. ЖАЛАБЫ НА НИЗКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКА. В начале школьного обучения происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Объективные показатели при этом могут быть не особенно низки. Важна именно оценка со стороны взрослых. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению результатов. Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых заданий. Он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасение сделать ошибку заставляет ребенка многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате сил и времени. Невладение эффективными способами проверки делает ее бессмысленной. Так складывается порочный круг.

  1. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОГИ. Это может быть ступор при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных работах при хорошем выполнении аналогичных заданий в домашних работах.

В этих случаях, прежде всего, следует искать нарушение общения с учителем.

  1. НОРМАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ. Кроме повышенной тревоги, существует еще одно условие, без которого данный синдром не возникает. Это – высокая степень конформности ребенка, установка на исполнительность, послушность. Возможен вариант, когда первоисточником хронической неуспешности является повышенная тревожность ребенка, сформировавшаяся под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе переносится и на школьную жизнь.

Длительное состояние тревоги неблагополучно сказывается на работе нервной системы. В результате этого со временем развивается астения, то есть состояние нервного истощения. При астении повышается утомляемость, падает работоспособность, нарушается внимание, ослабляется память.

Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе продолжают снижаться.

  1. Главное – обеспечить ребенку ощущение успеха. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с более успешными одноклассниками, только с самим собой, и хвалить за улучшение собственных результатов.

  2. Поиск сферы наивысшей успешности ребенка, в которой он может реализовать себя. Важно придать этой сфере высокую ценность в его глазах.

Ждать успехов придется долго!

Уход от деятельности.

  1. СКЛОННОСТЬ К ФАНТАЗИРОВАНИЮ. Уход от деятельности – это уход во внутренний план. Ребенок как бы «отсутствует» на уроке, «считает ворон», «ленится». Это не связано с повышенной отвлекаемостью. Ребенок просто погружен в свои фантазии, мечты. Предлагаемые задания он воспринимает как повод для развертывания внутренней активности, инструкции при этом часто нарушаются, но ребенок не видит в этом ничего плохого. Иногда создается ощущение, что ребенок путает фантазию и реальность.

Негативными последствиями являются пробелы в знаниях, хотя ребенок редко попадает в «отстающие». Но, привыкнув находить удовлетворение в фантазировании, он мало обращает внимания на свои неудачи в реальной дей1ствительности.

  1. ПАССИВНОСТЬ РЕБЕНКА. Развитие по данному типу происходит, как правило, у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться как неблагополучием в семье, так и повышенной потребностью ребенка во внимании к себе.

  1. ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОСТИ. Для таких детей характерна мягкая, негрубая демонстративность. Она проявляется в социально приемлемых формах. Нередко ребенок демонстрирует при этом повышенную застенчивость, как бы говоря: «Посмотрите, как я стесняюсь».

По сути дела, уход от деятельности – это продолжение дошкольного игрового способа жизни в школьном возрасте. Загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию.

Прогноз в случае своевременной коррекции достаточно благоприятен.

  1. Активное воображение ребенка надо направить на решение реальных задач.

  2. При этом надо сразу обеспечить ребенку эмоциональное подкрепление, внимание.

  3. Сфера, которая обеспечит ощущение успеха, должна насытить потребность во внимании к себе. Наилучший вариант – деятельность, связанная с искусством: кружок рисования, литературная студия.

Боязнь, что при постоянном захваливании у ребенка разовьется «самомнение», преувеличена. В данном случае демонстративность – это не недостаток, а личностна особенность.

Негативное самоопределение.

  1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ. Жалобы родителей и учителей относятся не к сфере учения, а к поведению. Это встречается у детей с повышенной потребностью во внимании к себе со стороны окружающих. Часто ребенок при этом не обладает никакими особыми способностями.

  1. ЯРКАЯ ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ находит выражение в сознательном нарушении правил поведения, что служит безотказным средством привлечения внимания к себе. Окружающие ребенка взрослые подтверждают правильность выбранной ребенком тактики: они непрерывно делают ему замечания, читают нотации. Иногда родители и сами замечают, что тут что-то не так: «Он будто нарочно ведет себя так, чтобы его все время ругали»! именно нарочно, ибо истинным наказанием является только лишение внимания. Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, и ребенок избирает простейший путь.

  1. НАРУШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ. Часто у таких детей возникают трудности в общении с одноклассниками. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте большинство учеников ориентируется на оценку учителя. Однако встречаются случаи, когда ребенок с негативным самоопределением воспринимается сверстниками как «герой» и имеет среди них высокий статус. Это происходит, если отношения учителя с классом конфликтны (чаще к концу младшего школьного возраста, особенно – в подростковом).

  1. Внимание уделяется не тогда, когда ребенок плохой, а когда – хороший.

  2. Если проступок серьезен, наказание должно быть предельно безэмоциональным.

  3. При изменении стиля общения взрослых с ребенком первое время произойдет не снижение, а взрыв негативизма, ребенок попытается вернуть все на прежние рельсы.

  4. Скандал, устроенный ребенком пять минут назад, должен быть забыт, как будто его и не было. Надо полностью исключить такой ритуал, как: скандал – примирение.

  5. Необходима сфера, где можно реализовать демонстративность. Особенно благоприятны театральные занятия.

Социальная дезориентация.

  1. НАРУШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией – это не сознательное нарушение правил, «хулиганство», а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объяснений типа «это делать можно, а это – нельзя». Однако главное, что нарушено в данном случае – непонимание иерархии норм. Ребенок видит, что некоторые одноклассники безнаказанно вертятся на уроке или бегают по коридорам. Из этого он делает вывод, что не страшно, если он сам нарушит какое-нибудь правило: например, побьет своего обидчика палкой. Он не понимает, что нарушении других ребят более безобидны, чем его, и проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей.

Благодатной почвой для социальной дезориентации становится импульсивность и гиперактивность.

Нередко отмечается довольно грубое нарушение социальных норм: вандализм, мелкое воровство и т.п.

  1. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ. Проявляется в несоблюдении дистанции во взаимоотношениях со взрослыми.

  1. На первом этапе полностью прекратить любые наказания за мелкие проступки, но неукоснительно пресекать серьезные.

  2. Только когда грубые нарушении полностью прекратятся, делают следующий шаг: выбрать какую-то одну область и сосредоточить усилия на ней, оставляя без внимания прочие мелкие нарушения. И так шаг за шагом.

  3. Обучать навыкам общения.

Семейная изоляция.

  1. ПОВЫШЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДРУГИХ. Это «застревание» ребенка в системе отношений, характерной для более младшего возраста, когда основной сферой его общения была семья. Проявляется семейная изоляция в повышенной зависимости ребенка, низком уровне его самостоятельности, инфантильности. Боязнь окружающего мира приводит к избеганию контактов со сверстниками.

Иногда синдром семейной изоляции развивается у детей, воспитываемых бабушками и дедушками, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей в силу возрастной специфики.

Иногда основой подобного синдрома становится принадлежность семьи к какому-либо меньшинству: религиозной секте, национальному меньшинству.

  1. Разъяснение ценностей окружающего мира.

  2. Расширение бытовых контактов (самостоятельное хождение в магазин и т.п.).

  3. Найти круг общения со сходными семейными ценностями.

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Для родителей будущих первоклассников

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Электронный дневник
Ты нам нужен

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Телефон доверия

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Противодействие коррупции

Психологические синдромы в младшем школьном возрасте

Опросы
Куда Вы собираетесь поступать после школы?

ВУЗ

Колледж

Техникум

Профессиональный лицей(училище)

Пойду в армию

Не знаю

Школьная жизнь

0910171.jpg

Источник