Психологические синдромы у младших школьников

Психологические синдромы у младших школьников thumbnail

Психологические синдромы у младших школьников

Статистика
Просмотры материалов : 1712963

Психологические синдромы у младших школьников

Психологические синдромы у младших школьников

Год молодежных обменов

Психологические синдромы у младших школьников

Наша школа участвует в
Российско-Германском
годе молодежных обменов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Посмотреть презентацию «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ МЛАДШЕГО   ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Признаки

Рекомендации

Хроническая неуспешность и школьная тревожность

  1. ЖАЛАБЫ НА НИЗКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКА. В начале школьного обучения происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Объективные показатели при этом могут быть не особенно низки. Важна именно оценка со стороны взрослых. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению результатов. Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых заданий. Он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасение сделать ошибку заставляет ребенка многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате сил и времени. Невладение эффективными способами проверки делает ее бессмысленной. Так складывается порочный круг.

  1. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОГИ. Это может быть ступор при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных работах при хорошем выполнении аналогичных заданий в домашних работах.

В этих случаях, прежде всего, следует искать нарушение общения с учителем.

  1. НОРМАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ. Кроме повышенной тревоги, существует еще одно условие, без которого данный синдром не возникает. Это – высокая степень конформности ребенка, установка на исполнительность, послушность. Возможен вариант, когда первоисточником хронической неуспешности является повышенная тревожность ребенка, сформировавшаяся под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе переносится и на школьную жизнь.

Длительное состояние тревоги неблагополучно сказывается на работе нервной системы. В результате этого со временем развивается астения, то есть состояние нервного истощения. При астении повышается утомляемость, падает работоспособность, нарушается внимание, ослабляется память.

Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе продолжают снижаться.

  1. Главное – обеспечить ребенку ощущение успеха. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с более успешными одноклассниками, только с самим собой, и хвалить за улучшение собственных результатов.

  2. Поиск сферы наивысшей успешности ребенка, в которой он может реализовать себя. Важно придать этой сфере высокую ценность в его глазах.

Ждать успехов придется долго!

Уход от деятельности.

  1. СКЛОННОСТЬ К ФАНТАЗИРОВАНИЮ. Уход от деятельности – это уход во внутренний план. Ребенок как бы «отсутствует» на уроке, «считает ворон», «ленится». Это не связано с повышенной отвлекаемостью. Ребенок просто погружен в свои фантазии, мечты. Предлагаемые задания он воспринимает как повод для развертывания внутренней активности, инструкции при этом часто нарушаются, но ребенок не видит в этом ничего плохого. Иногда создается ощущение, что ребенок путает фантазию и реальность.

Негативными последствиями являются пробелы в знаниях, хотя ребенок редко попадает в «отстающие». Но, привыкнув находить удовлетворение в фантазировании, он мало обращает внимания на свои неудачи в реальной дей1ствительности.

  1. ПАССИВНОСТЬ РЕБЕНКА. Развитие по данному типу происходит, как правило, у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться как неблагополучием в семье, так и повышенной потребностью ребенка во внимании к себе.

  1. ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОСТИ. Для таких детей характерна мягкая, негрубая демонстративность. Она проявляется в социально приемлемых формах. Нередко ребенок демонстрирует при этом повышенную застенчивость, как бы говоря: «Посмотрите, как я стесняюсь».

По сути дела, уход от деятельности – это продолжение дошкольного игрового способа жизни в школьном возрасте. Загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию.

Прогноз в случае своевременной коррекции достаточно благоприятен.

  1. Активное воображение ребенка надо направить на решение реальных задач.

  2. При этом надо сразу обеспечить ребенку эмоциональное подкрепление, внимание.

  3. Сфера, которая обеспечит ощущение успеха, должна насытить потребность во внимании к себе. Наилучший вариант – деятельность, связанная с искусством: кружок рисования, литературная студия.

Боязнь, что при постоянном захваливании у ребенка разовьется «самомнение», преувеличена. В данном случае демонстративность – это не недостаток, а личностна особенность.

Негативное самоопределение.

  1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ. Жалобы родителей и учителей относятся не к сфере учения, а к поведению. Это встречается у детей с повышенной потребностью во внимании к себе со стороны окружающих. Часто ребенок при этом не обладает никакими особыми способностями.

  1. ЯРКАЯ ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ находит выражение в сознательном нарушении правил поведения, что служит безотказным средством привлечения внимания к себе. Окружающие ребенка взрослые подтверждают правильность выбранной ребенком тактики: они непрерывно делают ему замечания, читают нотации. Иногда родители и сами замечают, что тут что-то не так: «Он будто нарочно ведет себя так, чтобы его все время ругали»! именно нарочно, ибо истинным наказанием является только лишение внимания. Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, и ребенок избирает простейший путь.

  1. НАРУШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ. Часто у таких детей возникают трудности в общении с одноклассниками. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте большинство учеников ориентируется на оценку учителя. Однако встречаются случаи, когда ребенок с негативным самоопределением воспринимается сверстниками как «герой» и имеет среди них высокий статус. Это происходит, если отношения учителя с классом конфликтны (чаще к концу младшего школьного возраста, особенно – в подростковом).

  1. Внимание уделяется не тогда, когда ребенок плохой, а когда – хороший.

  2. Если проступок серьезен, наказание должно быть предельно безэмоциональным.

  3. При изменении стиля общения взрослых с ребенком первое время произойдет не снижение, а взрыв негативизма, ребенок попытается вернуть все на прежние рельсы.

  4. Скандал, устроенный ребенком пять минут назад, должен быть забыт, как будто его и не было. Надо полностью исключить такой ритуал, как: скандал – примирение.

  5. Необходима сфера, где можно реализовать демонстративность. Особенно благоприятны театральные занятия.

Социальная дезориентация.

  1. НАРУШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией – это не сознательное нарушение правил, «хулиганство», а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объяснений типа «это делать можно, а это – нельзя». Однако главное, что нарушено в данном случае – непонимание иерархии норм. Ребенок видит, что некоторые одноклассники безнаказанно вертятся на уроке или бегают по коридорам. Из этого он делает вывод, что не страшно, если он сам нарушит какое-нибудь правило: например, побьет своего обидчика палкой. Он не понимает, что нарушении других ребят более безобидны, чем его, и проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей.

Благодатной почвой для социальной дезориентации становится импульсивность и гиперактивность.

Нередко отмечается довольно грубое нарушение социальных норм: вандализм, мелкое воровство и т.п.

  1. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ. Проявляется в несоблюдении дистанции во взаимоотношениях со взрослыми.

  1. На первом этапе полностью прекратить любые наказания за мелкие проступки, но неукоснительно пресекать серьезные.

  2. Только когда грубые нарушении полностью прекратятся, делают следующий шаг: выбрать какую-то одну область и сосредоточить усилия на ней, оставляя без внимания прочие мелкие нарушения. И так шаг за шагом.

  3. Обучать навыкам общения.

Семейная изоляция.

  1. ПОВЫШЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДРУГИХ. Это «застревание» ребенка в системе отношений, характерной для более младшего возраста, когда основной сферой его общения была семья. Проявляется семейная изоляция в повышенной зависимости ребенка, низком уровне его самостоятельности, инфантильности. Боязнь окружающего мира приводит к избеганию контактов со сверстниками.

Иногда синдром семейной изоляции развивается у детей, воспитываемых бабушками и дедушками, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей в силу возрастной специфики.

Иногда основой подобного синдрома становится принадлежность семьи к какому-либо меньшинству: религиозной секте, национальному меньшинству.

  1. Разъяснение ценностей окружающего мира.

  2. Расширение бытовых контактов (самостоятельное хождение в магазин и т.п.).

  3. Найти круг общения со сходными семейными ценностями.

Психологические синдромы у младших школьников

Для родителей будущих первоклассников

Психологические синдромы у младших школьников

Читайте также:  Синдром жильбера и общий анализ крови
Электронный дневник
Ты нам нужен

Психологические синдромы у младших школьников

Телефон доверия

Психологические синдромы у младших школьников

Противодействие коррупции

Психологические синдромы у младших школьников

Опросы
Куда Вы собираетесь поступать после школы?

ВУЗ

Колледж

Техникум

Профессиональный лицей(училище)

Пойду в армию

Не знаю

Школьная жизнь

1404182.jpg

Источник

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждения

Среднего профессионального образования

«Курский педагогический колледж Курской области»

Выпускная квалификационная работа

«Психологические синдромы

младшего школьника»

Выполнила:

студентка 4 курса

школьного отделения

Чепурных И.И.

Руководитель:

Кандидат психологических наук

Горбачева Людмила Ивановна

Курск-2006

Содержание:

Введение

Глава 1. Психологические синдромы детей младшего школьного возраста.

1.1. Понятия психологического здоровья ребёнка и психологического синдрома.

1.2. Описание и характеристика некоторых психологических синдрома младшего школьника.

1.3. Рекомендации учителям и родителям при основных психологических синдромов.

Введение.

В современной школе, проблема психологического синдрома, в частности школьной тревожности, особенно актуальна, т.к. в связи с индивидуальным личностно-ориентированным подходом к учащимся повышаются интеллектуальные нагрузки, что способствует увеличению детей, находящихся в «зоне повышенного риска». Это может привести к отклонениям в психическом и физическом здоровье ребёнка.

Главными задачами работы психолога в начальной школе является обеспечение адаптации ребёнка в школе, повышение заинтересованности школьников в их, учебной деятельности, и самоорганизации, творческих способностей учащихся.

Вместе с тем, особенностью изменяющейся социальной ситуации развития детей при переходе к учебной деятельности является формирование у дошкольника готовности к принятию нового «Социальной позиция»-положения школьника. Внутренняя позиция школьника, представляет собой «Сплав познавательной потребности в общении со взрослыми».

В связи с этим основной целью непрерывного образования в рамках психологического подхода становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребёнка в школу, поэтому проблеме тревожности посвящено значительное количество исследований, что существенно облегчает в настоящее время процесс адаптации.

Теоретической разработкой проблемы тревожности занимались следующие учёные: Л.И. Бонсович, В.Р. Кисловская, Б.И. Кочубей,

Е.С. Новикова, Ч. Спилберг [31] Ю. Ханин, А.М. Прихожан, А. Фрейд [32],

А.И. Захаров [16], К. Хорни [33], Т.А. Нежнова, Б. Филипс, А.В. Спиваковская [30] и др.

Методологической основой ВКР является положение современной психологии о синдроме психологического здоровья младшего школьника в учебной деятельности детей. В массовой общеобразовательной школе и пути их устранения.

Для предотвращения нарушений в психическом здоровье используются такие методы как педагогическое наблюдение, беседе, анкетирование, анализ продуктов деятельности учащихся, опросники.

Цель данного исследования: рассмотреть школьную тревожность и хроническую неуспеваемость на конкретной группе учащихся и разработать рекомендации руководителю этой группы.

Достижение цели исследование предпологает решению следующих задач:

1. Изучить один из психологических синдромов, проявляющихся у младших школьников, в частности школьную тревожность.

2. Выяснить причины появления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.

3. Наметить пути коррекции, устранение и предупреждения школьной тревожности.

Объектом исследования являются проявление школьных синдромов младшего школьника.

Предметом исследования является один из психологических синдрома тревожности.

Гипотеза исследования являются предположения о том, что при ранней диагностике, особенно в период адаптации, и выявлинии учителем уровня школьной тревоге при последующим устранением причин тревоги способствует успешной адаптации, что влияет на процесс обучения, в том числе на успешность школьника.

Глава 1. Психологические синдромы младшего школьного возраста.

1.1. Что такое психическое здоровье детей?

Первые попытки описания психического здоровья относятся к очень давним временам. Это хорошо известно из истории психологии.

На всем протяжении развития эволюционного учения в нём боролись две точки зрения: одна, утверждающая, что развитие осуществляется по твёрдым законам, обусловленным действием врождённой программы, и другая, для которой развитие – результат воздействия внешней среды, приводящей к появлению качественного нового.

А. Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические походы, объясняющие развитие человека, выделяет те, в которых укладываются множество отдельных теорий и концепций.

Во-первых, это биогенетичекий подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определёнными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».

Во-вторых, это социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоение им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок ценностных ориентаций…».

Учеными отмечается условность такого деления, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести в чистом виде ни к одному из указанных подходов.

Очевидно, что онтогенез человека разворачивается в культурном (шире — социальном) пространстве и в некотором историческом промежутке времени. При этом существуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так и обратные, причём не только с целью приспособление (адаптации), но и для преобразования, изменение индивидом окружающего пространства. Об этом свидетельствуют факты творческой деятельности. Сам процесс взаимодействия, то есть определенные отношения между индивидом и средой, — это конкретные условия, в которых осуществляется « разветка » генотипической программы и которые оказывают на неё соответствующие воздействия. Условия как система отношений между индивидом и средой могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития. Следовательно, его результаты будут зависеть, главным образом, от конкурентных условий, в которые попадает данный индивид. И в первую очередь это будет сказываться на формировании тех психологических новообразований, которые в меньшей степени обусловлены программной развития, заложенной в генотипе. Таким образом, понятной ведущая роль системы отношений между индивидом и средой для психологического развития человека, а культурно-исторической концепции

Л.С. Выготского принадлежит неоспоримым приоритет во введении этого понятия в психологию развития.

С другой стороны, для всестороннего понимания психического развития важно приложение разработанного Б.Г. Ананьевым комплексного подхода,

ориентированного на разностороннее рассмотрение многоуровневой, системой организации структуры человека. Такое соединение естественнонаучного и культурно-исторического взглядов в максимальной степени охватывает все стороны стороны процесса психического развития.

Для понимания механизма психического развития ребёнка, его значения в ходе психологического развития можно выделить основные составляющие.

Первым основным понятием механизма психологического развития является так называемая социальная ситуация развития ребёнка. Это та конкретная форма значимых для ребёнка отношений, в которых он находятся с окружающей его действительность.

Социальная ситуация развития- сложившаяся система взаимоотношений ребёнка со взрослыми- это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих при развитии ребёнка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет форму и пути развития ребёнка, виды его деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качество, образ жизни. Каждый возраст характеризуется специфические, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразование, которые являются результатом возрастного развития ребёнка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и формируется ведущий вид (тип) деятельности.

Ведущая деятельность- это та деятельность ребёнка в рамках социальной ситуации развития, выполнения которой определяет возникновение и формирования у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребёнка (каждая новая социальная ситуация развития) соответствует своему типу ведущей деятельности, которая характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую, а обусловливает основные изменения в психическом развитии, и, прежде всего, появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности.

1.Непосредственное эмоциональное общение ребёнка со взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря ему у младенца формируется такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основных предметных действий.

2. Предметно манипулятивная деятельность ребёнка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет ).

Источник

Читайте также:  Код мкб 10 миофасциальный синдром