Психологические особенности детей с синдром раннего детского аутизма
На приеме у психолога
Консультант рубрики: педагог-психолог первой категории
ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогическая диагностика и консультирование», Аншукова Н.В.
Проблема раннего детского аутизма (далее РДА) является одним из важных направлений исследований в специальной психологии и коррекционной педагогике. Детский аутизм – это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.
Необходимо знать, что «аутизм» — это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых – дифференцировать РДА от других нарушений развития (например: олигофрении, алалии, шизофрении). Диагноз РДА — должен ставить только врач психиатр.
Первые признаки аутизма проявляются у ребенка в течение первых двух лет жизни. Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией.
Одним из основных методов диагностики РДА в дошкольном возрасте в арсенале психолога является структурированное наблюдение. Предварительно необходимо провести сбор анамнестических сведений об особенностях развития, так как наиболее очерченные проявления наблюдаются у детей уже в раннем возрасте.
В раннем возрасте возможно несколько типов реакции по отношению к близкому взрослому(прежде всего к матери):
- Дети не реагируют на присутствие или удаление матери, не тянутся к ней, а взятые на руки остаются пассивными, не выраженность «комплекса оживления» (отсутствие фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных реакций в виде смеха).
- Возможна и негативная форма реакции при контакте с матерью, когда ребенок относится к ней недоброжелательно, гонит ее от себя и не только не обнимает, а даже стремится ударить.
- Существует также симбиотическая форма контакта, наблюдаемая у более старших детей, когда ребенок отказывается остаться без матери, тревожен при ее отсутствии (при этом он может не проявлять к ней ласки и нежности).
У детей дошкольного возраста в качестве основных компонентов аутизма выделяют:
- «Уход в себя», значительное снижение контактов с окружающими или полное отсутствие их, погруженность в свой внутренний мир. Ребенок избегает раскрывать содержание своего внутреннего мира, часто вообще не поддерживает беседу, молчит в ответ на задаваемые вопросы. И лишь по неожиданным фразам, случайно произнесенным словам, звукам, жестам можно косвенно догадаться о его страхах, переживаниях, фантазиях.
- «Избегание контакта» проявляется в том, что ребенок в присутствии родных или в коллективе сверстников как бы игнорирует окружающих, держится отстранено и изолировано. Для этих детей характерны отсутствие сопереживания по отношению к близким, черты холодности, отчужденности.
- Повышенная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта. Дети повышенно ранимы к резкому тону, замечанию в свой адрес. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта.
- Нарушение чувства самосохраненияс элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.
Все вышеперечисленное, а также постоянный эмоциональный дискомфорт создает у ребенка почву для возникновения страхов. Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения этих детей. При налаживании контакта обнаруживается, что многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.д.), а также некоторые люди вызывают у ребенка постоянное чувство страха.
Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.
I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма. Характерные признаки:
эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
реакция на внешние раздражители слабы;
может присутствовать мутизм;
типична мимическая маска глубокого покоя;
характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).
II ГРУППА. Характерные признаки:
присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
в речи преобладают однотипные штампы-команды;
возможно выполнение просьб матери;
чрезмерная привязанность к матери;
сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
ритуализация повседневной жизни.
III ГРУППА. Характерные признаки:
наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
способность выразить свои потребности посредством речи;
конфликтность;
поглощенность одним и тем же занятием;
большой словарный запас “книжного характера”;
парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
IV ГРУППА — наиболее благоприятная в плане коррекции. Характерные признаки:
способность к общению;
интеллектуальные функции сохранны;
чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
присутствие ритуальных форм поведения;
круг общения ограничен близкими взрослыми;
трудности в усвоении двигательных навыков.
Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ранним детским аутизмом
Внимание | Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. У детей, страдающих РДА, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Однако отдельные яркие зрительные или слуховые впечатления, идущие от предметов окружающей действительности, могут буквально завораживать детей, что можно использовать для концентрации |
Ощущение и восприятие | Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной ceнсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Если в норме человеческое лицо является самым сильным привлекательным раздражителем, то дети с РДА отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же человека практически мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта. |
Память | С самого раннего возраста у детей с РДА отмечается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего: информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи, при этом строго следят за тем, чтобы читающий стихотворение не пропустил ни одного слова или строчки. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст. Дети данной категории хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки, целые рассказы, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние, кожу. |
Речь | У детей с РДА отмечается своеобразное отношение к речевой действительности и одновременно – своеобразие в становление экспрессивной стороны речи. При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в не обращенный к нему разговор. Лучше ребенок реагирует на тихую шепотную речь. Первые активные речевые реакции, проявляющиеся у нормально развивающихся детей в виде гуления, у детей с РДА могут запаздывать, отсутствовать или быть обедненными, лишенными интонирования. То же самое относится и к лепету. Первые слова у детей появляются обычно рано. В 63% наблюдений это обычные слова: «мама», «папа», «деда», но в 51% случаев они использовались без соотнесения со взрослым. У большинства с двух лет появляется фразовая речь, как правило, с чистым произношением. Но дети практически не пользуются ею для контактов с людьми. Они редко задают вопросы; если таковые появляются, то носят повторяющийся характер. При этом наедине с собой дети обнаруживают богатую речевую продукцию: что-то рассказывают, читают стихи, напевают песенки. Некоторые демонстрируют выраженную многоречивость, но, несмотря на это, получить ответ на конкретный вопрос от таких детей очень сложно, их речь не сочетается с ситуацией и никому не адресована. Дети наиболее тяжелой, 1-й группы, по классификации К.С. Лебединской и О.С. Никольской, могут так и не овладеть разговорным языком. Для детей 2-1 группы характерны «телеграфные» речевые штампы, эхолалии отсутствие местоимения «я» (называние самого себя по имени или в третьем лице – «он», «она»). |
Мышление | Как отмечают О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, не следует вести речь об отсутствии при РДА отдельных способностей, например способности к обобщению, к планированию. Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы. Они ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РДА даже на протяжении школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности, слабо развиваются предметные действия. Развитие мышления у таких детей связано с преодолением огромных трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости. Это очень ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий, связанных с сюжетными картинками. В рамках стереотипной ситуации многие аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий. Однако они не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои возможности с тем, чтобы приспосабливаться к меняющимся окружению, среде, обстановке.В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется. |
Эмоционально-волевая сфера | Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим признаком при синдроме РДА и может проявиться в скором времени после рождения. При аутизме резко отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми – комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Они могут испытывать даже страх перед одним из родителей, могут ударить или укусить, делают все назло. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются позже других и могут не соотноситься с родителями. Все вышеназванные симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром. У ребенка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов. К.С.Лебединская и О.С. Никольская выделяют три группы страхов: типичные для детского возраста вообще (страх потерять мать, в также ситуационно обусловленные страхи после пережитого испуга); обусловленные повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью детей (страх бытовых и природных шумов, чужих людей, незнакомых мест); неадекватные, бредоподобные, т.е. не имеющие под собой реального основания. |
Особенности игровой деятельности | Для детей при РДА с раннего возраста характерно игнорирование игрушки. Дети рассматривают новые игрушки без какого-либо стремления к манипуляции с ними, либо манипулируют избирательно, только одной. Наибольшее удовольствие получают при манипулировании с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (тактильный, зрительный, обонятельный). Игра у таких детей некоммуникативная, дети играют в одиночку, в обособленном месте. Присутствие других детей игнорируется, в редких случаях ребенок может продемонстрировать результаты своей игры. Ролевая игра неустойчива, может прерываться беспорядочными действиями, импульсивной сменой роли, которая тоже не получает своего развития. Игра насыщена аутодиалогами (разговором с самим собой). Могут встречаться игры-фантазии, когда ребенок перевоплощается в других людей, животных, предметы. В спонтанной игре ребенок с РДА, несмотря на застревание на одних и тех же сюжетах и большом количестве просто манипулятивных действий с предметами, способен действовать целенаправленно и заинтересованно. Манипулятивные игры у детей данной категории сохраняются и в более старшем возрасте. |
Особенности учебной деятельности | Любая произвольная деятельность в соответствии с поставленной целью плохо регулирует поведение детей. Им трудно отвлечься от непосредственных впечатлений, от положительной и отрицательной «валентности» предметов, т.е. от того, что составляет для ребенка их привлекательность или делает их неприятными. Кроме того, аутистические установки и страхи ребенка с РДА – вторая причина, препятствующая формированию учебной деятельности во всех ее неотъемлемых компонентах. В зависимости от тяжести нарушения ребенок с РДА может обучаться как по программе индивидуального обучения, так и по программе массовой школы. В школе по-прежнему сохраняется изолированность от коллектива, эти дети не умеют общаться, не имеют друзей. Для них характерны колебания настроения, наличие новых, уже связанных со школой страхов. Школьная деятельность вызывает большие затруднения, учителя отмечают пассивность и невнимательность на уроках. Дома дети выполняют задания только под контролем родителей, быстро наступает пресыщение, утрачивается интерес к предмету. В школьном возрасте для этих детей характерно усиление стремления к «творчеству». Они пишут стихи, рассказы, сочиняют истории, героями которых они являются. Появляется избирательная привязанность к тем взрослым, которые их слушают и не мешают фантазированию. Часто это бывают случайные, малознакомые люди. Но по-прежнему отсутствует потребность в активной совместной жизни со взрослыми, в продуктивном общении с ними. Учеба в школе не складывается в ведущую учебную деятельность. В любом случае требуется специальная коррекционная работа по формированию учебного поведения аутичного ребенка, развитию своего рода «стереотипа обучения». |
Правила общения с аутичными детьми:
1. Как бы ни было трудно, принимать ребёнка таким, какой он есть, проявлять гибкость.
2. В любой ситуации исходить только из интересов ребёнка.
3. Изо дня в день строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка, подстраивать под этот режим распорядок дня всей семьи.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы, обеспечивающие безопасность ребёнка.
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте (плач, крик, необычное поведение: потряхивание руками, раскачивание и т.д.).
6. Чаще присутствовать на занятиях в группе (в классе), где занимается ребёнок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребёнком, стараясь установить с ним вербальный (речевой) контакт.
8. Обеспечивать комфортную обстановку для общения и обучения как дома, так и в детском коллективе.
9. Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, картинки, пооперационные карты и т.д.).
10. Избегать переутомления ребёнка.
11. Идите «за ребёнком». Действуйте последовательно, поэтапно, не форсируйте события.
Источник
Особенности детей с РДА.
До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. Впервые синдром «раннего детского аутизма» был выделен еще в 1943 г. Л. Каннером.
По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. Само понятие
« РДА» можно рассматривать как « неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения».
И в отечественной, и в зарубежной клинической психологии отсутствует единство
мнений по поводу причин взникновения и развития РДА. Наиболее распрастранены сле-
дующие :
— генетическая обусловленность ;
— органическое поражение мозга ;
— нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная холод-
ность, недостаток материнской ласки.
К типичным проявлениям РДА относят:
— постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстника-
ми;
-категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;
— необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;
— отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной
направленностью;
стереотипизация действий;
— патологическое фантазирование;
— манипулирование руками;
— погруженность в мир собственных переживаний;
— эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов
и контактов глаз.
Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыт-
кам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая мо-
жет проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды дви-
гательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе.Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к како-
му-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами( переливать воду из чаш
ки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т. д.).
Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются ее особенности:
— нарушение модуляции голоса, как крайняя бедность, так и гротескность, но главное- не
адекватная смыслу речи;
— своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы;
-содержание штампов и стереотипных фраз, высокопарных речи;
-отсутстсвие местомения «Я»,т.е. о себе ребенок говорит во втором и третьем лице;
— речь для себя ( ребенок получает удовольствие от манипулирования словами, их повто-
рения),в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью.
У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами домашнего обихо-
да, например пылесосом, кофемолкой и т.д.
В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная группой
ученых под руководством О.С.Никольской. Основой для систематизации групп аутичных
детей являются способы защиты, вырабатываемые с детьми с РДА.
1 группа. –Эмоциональный контакт отсутствует;
— реакция на внешние раздражители слабая;
— типична мимическая маска глубокого покоя;
— характерно полевое поведение, например бесцельное перемещение по комнате;
— активная речь может быть сохранена;
-избегание сильных стимулов, вызывающих страх ( шум, яркий свет прикосно-
вения и т. д.)
Это наиболее глубокая форма аутизма.
2 группа.-Присутствует реакция на неприятные физические ощущения ( боль, холод, го-
лод);
— в речи преобладают однотипные штампы-команды;
— возможно выполнение просьб матери;
— чрезмерная привязанность к матери;
— сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувстви-
тельностью к состоянию матери ;
— стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств ( шур-
шание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
— стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием и т.д.;
— ритуализация повседневной жизни.
3 группа-Наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
— способность выразить свои потребности посредством речи;
— конфликтность;
— поглощенность одним и тем же занятием;
-большой словарный запас «книжного» характера;
— парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повто
рном переживании травмирующих впечатлений;
4 группа – Способность к общению и интеллектуальные функции сохранены;
— чрезмерная потребность в защите и эмоциональной поддержке со стороны ма
тери;
— присутствие ритуальных форм поведения;
— круг общения ограничен близкими взрослыми;
— трудности в усвоении двигательных навыков.
Синдром РДА не относится к широко распространенным, гораздо чаще встречаются дети с отдельными аутистическими чертами. По статистике, РДА чаще встречается у мальчи-
ков.В связи с размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего
«Я» дети с РДА испытывают значительные трудности при формировании навыков само-
обслуживания.
Диагностика РДА.
Своевременное диагностическое обследование ребенка с РДА является условием для постановки благоприятного прогноза его развития. Однако именно диагностика РДА –од-
но из малоразработанных направлений деятельности практического психолога. Необходи-
мо помнить, что «аутизм» — это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых – дифференцировать РДА от дру-
гих нарушений развития ( олигофрении, алалии, шизофрении и т. д.).
Основные направления коррекционной работы
детей с РДА.
Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция РДА включает следующие
разделы .
Психологическая коррекция:
– установление контакта с взрослыми;
– смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, стра-
хов;
– стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослы
ми и сверстниками;
– формирование целенаправленного поведения;
– преодоление отрицательных форм поведения, агрессии, негативизма, расторможен-
ности влечений.
Педагогическая коррекция РДА:
–формирование активного взаимодействия с педагогом;
– формирование навыков самообслуживания;
– пропедевтика обучения ( коррекция специфического недоразвития восприятия,
моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельнос-
ти.
Медикаментозная коррекция РДА:
– поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.
Работа с семьей:
— психотерапия членов семьи;
— ознакомление родителей с рядом психических проблем ребенка;
— составление индивидуальных программ воспитания и обучения аутичного ребенка в
домашних условиях;
— обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка, организация его режима,
развития навыков самообслуживания, подготовки к школе.
Коррекционную работу с аутичными детьми ориентировочно можно подразделить на
два этапа.
На 1 этапе основными задачами являются:
— установление эмоционального контакта;
— преодоление негативизма ребенка к общению с взрослым;
— смягчение эмоционального дискомфорта;
— нейтрализация страхов.
Взрослому необходимо помнить о пяти « не»:
— не говорить громко;
— не делать резкие движения;
— не смотреть пристально в глаза ребенку;
— не обращаться прямо к ребенку;
— не быть слишком активным и навязчивым.
Для организации начальных этапов общения взрослому рекомендуется спокойно, но увле
ченно заниматься чем-то, что может привлечь внимание ребенка ( раскрашивать картин-
ку, пересыпать мозаику и т. д.).В начале требования должны быть минимальными ( успе-
хом можно считать, если ребенок соглашается быть рядом). Если ребенок не выполняет
задание, его внимание следует переключить на более легкую, приятную задачу, ни в ко-
ем случае нельзя настаивать, доводить малыша до негативной реакции. По окончании за-
дания лучше вместе порадоваться удачному выполнению.
На 2 этапе основными задачами являются:
— преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка;
— обучение ребенка социальным нормам поведения;
— развитие способностей ребенка.
Для детей с РДА чрезвычайна трудна целенаправленная деятельность. Дети быстро пре-
сыщаются, устают, отвлекаются даже от самых интересных и любимых занятий.Необхо-
дима частая смена видов деятельности, учет желания и готовности ребенка взаимодейст-
вовать со взрослым Взрослому необходимо ориентироваться на интересы и пристрастия
ребенка. На начальных этапах обучения активно обыгрываются стереотипы ребенка. Во
время обучения взрослый находится позади ребенка, оказывая необходимую помощь.Ре-
бенок с аутизмом нуждается в постоянном одобрении, но похвалу при этом нужно дози-
ровать. Специфической особенностью ребенка с РДА является потребность постоянства
окружающей обстановки или твердое следование привычки.
Необходимо четкое следование режиму и расписанию.
К сожалению у большинства аутичных детей с трудом возникают, а у некоторых не воз-
никают и вовсе высшие чувства: сочувствие, сострадание, сопереживание. На преодоле-
ние этих проблем направляется коррекционная работа по развитию эмоциональной сфе-
ры ребенка:
— установление положительного эмоционального контакта;
-преодоление негативных реакций;
— выработка положительной эмоциональной реакции на занятия;
-коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ре-
бенка для коммуникации посредством игры. Ребенок обучается «языку чувств».
Виды игр, рекомендованные для занятий
с детьми с РДА.
Сенсорные игры, направленные на установление контакта с детьми.
Игры с красками и водой(переливание, брызгание, купание кукол, мытье посуды).
Игры с мыльными пузырями.
Игры со свечами( «день рождения).
Игры с светом и тенями (« Солнечный зайчик», фонарик « темно-светло»).
Игры со льдом.
Игры с крупами ( гречка, горох, фасоль, рис в глубокой чашке ).
« Где мои ручки», « Пересыпаем крупу», « Обед для куклы».
Игры с пластичными материалами ( пластилином, глиной, тестом).
Игры со звуками
Обратить внимание на звуки в окружающем мире ( скрип двери, стук ложечки о
бокал).
Коробочки с разными крупами ( «найди такую же»).
Детские муз. инструменты ( барабан, бубен, металлофон, дудочка, гармошка, пиа-
нино).
Игры с движениями и тактильными ощущениями.
« Тормошение. Возня».
« Догоню-догоню».
« Змейка» ( ленточка, скакалка, веревка и т.д.).
« Самолетики» (покружить малыша).
« Бросим мяч в корзину с шариками».
« Поехали-приехали».
Во время игр не затягивать сюжетную линию, сохранять логическую структуру, завер-
шать игровое действие, подводить итог, повторять за ребенком фразы-штампы.
Игры-психодраммы.
Проигрывание ситуаций, рисунок.
Игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой и двигательной сферы.
«Замок».
«Кенгуру».
« Гонка мячей».
« Видящие пальцы».
« Раздувайся, пузырь».
«Давайте познакомимся».
« Как пройти?».
« Найди игрушку».
« Мышка».
« Гусеница».
« Давай поговорим».
« Ладонь в ладонь».
« Придумай слова».
Игры, направленные на коррекцию познавательной сферы.
« Спичечный узор».
« Аквариум».
« Как добраться до цели?».
« Арифметический мяч»
« Дорисуй фигуры».
« Чудесный лес».
« Город».
« Путешествие в мир звуков».
« Пальчики-узнавальчики».
« Как упали палочки ?».
« Подходит-не подходит».
« Узнай по голосу».
« Поезд».
«Узнай, по какому предмету я стучу».
« Я положил в мешок».
Рекомендации родителям.
Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием родителей. Их главная задача – создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство защищеннос-
ти и уверенности.
Соблюдать четкий режим жизни ребенка и семьи в целом.
Поддерживать эмоционально теплые отношения.
При обучении ребенка использовать схемы и модели.
Научиться анализировать поведение ребенка с целью определения вербальных
и невербальных сигналов об испытываемом им дискомфорте.
5) Повсеместно использовать тактильный контакт, но настаивать на нем в случае
отказа. Не оставлять свои попытки.
6)Опираться на возможности и способности ребенка, использовать их для его раз-
вития.
7) Искоренять причину страхов, продумывать вместе с ним способы победы над
страхом.
8) Все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозировано.
9) В моменты вспышек агрессии держать себя в руках.
10) Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство вины.
Последнее – одно из важнейших условий, так как принятие – это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка.
Список литературы.
« Практикум для детского психолога», Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько
« Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь», О.С. Никольская,
Е.Р.Баенская, М,М, Либлинг.
« Помощь психолога детям с аутизмом», И,И, Мамайчук.
« Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии».
;
Источник