Психологические факторы синдрома эмоционального выгорания
В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводит к эмоциональному выгоранию психологов в профессии, позволяет разработать критерии профессионального отбора студентов для учебы на психологическом факультете вуза.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессионально-важные качества, эмпатия, толерантность в общении, стиль общения
Значительные и фундаментальные перемены, происходящие в настоящее время в обществе, приводят к активному внедрению психологии в различные сферы его жизнедеятельности. Следствием этого процесса является не только повышение спроса на квалифицированных психологов, но и увеличение требований, предъявляемых обществом к практическому психологу.
Профессиональная деятельность психолога — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.
Поэтому особую актуальность приобретает вопрос, что является главным в процессе профессионального развития психолога, что делает психолога эффективным и успешным, каковы пути предотвращения формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [2].
Иногда СЭВ обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.
Впервые термин burnout (выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности.
Социальный психолог К. Maslac в 1976 году определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам [4].
В. В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1].
С. Джексон считает, что к эмоциональному выгоранию приводят длительные профессиональные стрессы, возникающие в межличностных коммуникациях [4].
Синдром эмоционального выгорания рассматривается нами в аспекте практической, профессиональной деятельности психолога. Наиболее характерно проявление этого синдрома для представителей коммуникативных и помогающих профессий системы «человек — человек», к которым и относится профессия психолога.
В этой связи к психологам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей.
Профессия психолога требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает психолог в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть проблем клиента оказывают негативное воздействие на здоровье психолога [3].
Формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога может быть связано с такими факторами, как специфическое психоэмоциональное и физическое состояние клиентов: тягостные переживания, страдания людей, депрессивные состояния, состояния безысходности. Всегда трудно работать с людьми, принимая их горе, боль, проблемы. Эмоциональные перегрузки приводят к повышению раздражительности, враждебности по отношению к поведенческим особенностям клиентов [5].
В своей профессиональной деятельности психолог должен ориентироваться на ценность Другого человека, адекватно оценивая свои возможности в оказание помощи клиенту, неся ответственность за свои профессиональные действия.
Изучение особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания у практикующих психологов, работающих в различных организациях г. Шахты, проведенное нами в 2014–2016 годах, с помощью методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, позволило выделить 24 % психологов, для которых характерен высокий уровень эмоционального выгорания. Проводя взаимосвязь между выраженными симптомами эмоционального выгорания у психологов, можно сказать, что наиболее выраженной фазой переживания профессионального стресса является истощение, сопровождающееся психосоматическими и психовегетативными нарушениями и обусловленное, прежде всего неудовлетворенностью профессиональной деятельностью, тревогой и депрессией, личностной отстраненностью.
Ведущим фактором формирования эмоционального выгорания у психологов является стиль взаимодействия, обуславливающий характер межличностных взаимоотношений. Изучение стиля общения у психологов проводилось с помощью личностного опросника Т. Лири. У психологов с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания, выявлен властно-лидирующий стиль межличностного общения, им не хватает дружелюбия в общении, они не склонны доверять людям. Уровень принятия других людей и доброжелательности в общении умеренные. Характерно снижение общительности, усталость от общения.
У психологов с низкой выраженностью синдрома эмоционального выгорания, выявлен сотрудничающий и конвенциальный стили межличностного общения. Фактор дружелюбия преобладает над фактором доминирования, однако выраженность фактора доминирования умеренно высокая. Преобладающими чертами в межличностном общении является доверчивость, добросердечие и отзывчивость. Психологи склонны к сотрудничеству, кооперации, проявляют гибкость и компромисс при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих. Общительны, проявляют теплоту и дружелюбие.
Сравнивая особенности межличностных отношений испытуемых, можно утверждать, что для предотвращения формирования эмоционального выгорания, межличностные отношения психологов должны строиться на высоком уровне принятия других, высоком уровне доверия и доброжелательности в отношениях. Общение с клиентами должно приносить удовольствие психологу. Успешный психолог — это психолог, постоянно стремящийся к общению и получающий от общения удовлетворение; стремящийся к установлению близких отношений с другими людьми и желающий, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения.
Уровень эмпатии, выраженность толерантности в общении у психологов были изучены с помощью опросника «Социально-психологические характеристики субъекта общения» В. А. Лабунской, методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна, опросника «Толерантные и интолерантные установки личности» В. В. Бойко.
Для психологов с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания характерна склонность к затрудненному общению. Наибольшую психологическую трудность в общении у них вызывают интенсивность общения, количество партнеров, отсутствие умений и навыков организации взаимодействия. Не хватает выдержки в области активного слушания клиентов, возникает желание перебить клиента, дать совет и оценку. Возникающие трудности в общении противоречат сути работы психолога, от которого требуется способность к длительному выслушиванию человека, не критичность к экспрессивно речевым особенностям клиента.
Для психологов с низкой выраженностью синдрома эмоционального выгорания, склонность к затрудненному общению не характерна, потребность в общении высокая. Наибольшую психологическую трудность в общении у них вызывают особенности обращения партнеров друг к другу и умения и навыки организации взаимодействия: безразличие, подозрительность, враждебность, с ярко выраженным властным отношением к другим людям, высокомерие, чрезмерная требовательность, нежелание партнера поддерживать зрительный контакт, громкая речь, несоответствие выражения лица партнера его словам.
Склонность к затрудненному общению, недостаточное проявление эмпатии и толерантности в общении способствуют эмоциональному выгоранию практикующих психологов. Поэтому, способность к избеганию затруднений в межличностном общении, установлению гармоничных доверительных отношений, принятие собеседника таким, какой он есть, не зависимо от его внешнего вида, формы взаимодействия, экспрессивно речевых особенностей, способность выдерживать длительный контакт, не перебивая клиента, способность к эмпатии и сопереживанию, толерантность к людям можно рассматривать как профессионально-важные качества психологов.
Итак, полученные результаты исследования позволяют нам выделить профессионально-важные качества психологов:
- Высокий уровень принятия других людей, высокая доброжелательность, высокий уровень доверия другим людям.
- Ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению. Преобладание диалогического стиля общения.
- Низкий уровень конфликтного взаимодействия, использование таких стратегий поведения в конфликте как сотрудничество, соглашение и приспособление.
- Общение с клиентами должно приносить удовольствие психологу. Успешный психолог — это психолог, постоянно стремящийся к общению и получающий от общения удовлетворение; стремящийся к установлению близких отношений с другими людьми и желающий, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения.
- Способность к избеганию затруднений в межличностном общении, установлению гармоничных доверительных отношений, принятию собеседника таким, какой он есть, не зависимо от его внешнего вида, формы взаимодействия, экспрессивно речевых особенностей, способность выдерживать длительный контакт, не перебивая клиента.
- Высокий уровень эмпатии, способность к сопереживанию, к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки на фоне умеренной сензитивности к отвержению.
- Высокий уровень социальной и личностной толерантности.
- Общительность, жизнерадостность, чувствительность, доверчивость, дружелюбие, ориентированность на других людей, откровенность, естественность.
Выделенные профессионально-важные качества психологов можно рассматривать как критерии профессионального отбора студентов для учебы на психологическом факультете ВУЗа. Профессиональный отбор студентов позволит им более осознанно подойти к выбору профессии, адекватно оценить свои возможности в достижении успеха в профессиональной деятельности психолога.
Будущие психологи, в процессе учебы уделяющие внимание развитию профессионально-важных качеств, в большей мере способны добиться успеха в профессиональной деятельности и избежать формирования синдрома эмоционального выгорания.
Литература:
- Бойко, В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. — СПб: Питер, 2004. — 473 с.
- Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
- Елдышова, О. А. Проблема «выгорания» в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики / О. А. Елдышова. — М.: Наука, 2006. — 126 с.
- Ильин, Е. А. Эмоции и чувства // Феномен эмоционального выгорания / Е. А. Ильин. — СПб.: Питер, 2001. — 424 с.
5. Молоканов, М. В. Личностные компоненты успешности практического психолога / М. В. Молоканов. — М.: Наука, 1994. — 276 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, психолог, профессиональная деятельность психолога, межличностное общение, общение, профессиональная деятельность, клиент, профессиональный отбор студентов, качество психологов, затрудненное общение.
Источник
После того как феномен «эмоциональное выгорание» стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его.
Рассмотрим классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.
К внешним факторам, детерминирующим эмоциональное выгорание, В.В.Бойко относит группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания [1]. Не случайно в некоторых работах (Л.С. Китаев- Смык, Решетова, Чернисс) подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:
- — хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения [4].
- — дестабилизирующая организация деятельности: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация [7].
- — повышенная ответственность за исполняемые функции и операции:. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров — пациентов, учащихся, клиентов и т.д. [12].
- -неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами -конфликтностью по вертикали, в системе “ руководитель — подчиненный”, и по горизонтали, в системе “ коллега — коллега”. [4].
- — психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения [6].
Следом, мы считаем целесообразным обозначить внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание.
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В.В.Бойко относит следующие факторы:
- — склонность к эмоциональной ригидности: Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться [1].
- — интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль.[11].
- — слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности [2].
- — нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности [3].
К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Решетовой Т.В. :
- — неэмоциональность или неумение общаться;
- — алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой;
- — трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);
- — люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.) [7].
Таким образом, можно резюмировать, что эмоциональное выгорание заключается в негативных изменениях личности на всех ее уровнях. В свою очередь, к основным детерминантам эмоционального выгорания ученые (Л.С.Китаев-Смык,Решетова,Орел,В.В.Бойко) относят две группы факторов: внешние и внутренние.
Источник
Привет всем читателям! С вами Людмила Редькина. Бывало ли у вас чувство опустошенности вроде бы без особых причин. У меня бывало, как ни странно, после рождения ребенка. Я делала все свои обязанности по дому, ухаживала за малышом, старалась высыпаться, но хроническая усталость не проходила. Даже когда я чувствовала себя хорошо, не было сил радоваться, смеяться, в общем, жить полной жизнью. Такое состояние мне, естественно, не давало покоя, и я начала разбираться, что со мной не так. Оказалось, я просто выгорела, как многие молодые мамы, многие врачи, учителя и люди других профессий, связанных с общением. В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое эмоциональное выгорание, определимся, как не допустить его в свою жизнь, а если оно уже настигло вас, то расскажу несколько методик, как с ним справиться.
Общая характеристика
Определений этого термина несколько, но все они сводятся к одной сути. Название состояния истощения дал психолог Х. Фрейденбергер.
Эмоциональное выгорание (сгорание) – это состояние человека, при котором у него срабатывает психологическая защита в ответ на конкретные психотравмирующие воздействия. В данном случае психологической защитой является полное или частичное исключение эмоций.
Простыми словами в таком состоянии у человека нет сил ни смеяться, ни плакать, ему не хватает жизненной энергии для реакций на ситуации, которые с ним происходят. В этот момент в психике “включается” механизм экстренного дозированного и экономного расхода энергии. Это проявляется в личной жизни человека, профессиональной сфере, общении с людьми.
Выгорание человека наступает, когда мы изо дня в день делаем одни и те же действия, но не видим их результата или не чувствуем прогресса. Из-за этого ухудшается наше здоровье, работоспособность, взаимоотношения с окружающими. Человек становится нервным, раздражительным, “уходит в себя”.
Симптомы СЭВ
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это еще не болезнь, а комплекс симптомов, которые составляют картину состояния человека. Он не возникает просто так, есть определенные предшественники, которые ведут к этому синдрому. Как и я, не все сразу понимают, что с ними происходит. Поэтому не сразу реагируют, чем ухудшают свое состояние.
Симптомами СЭВ являются:
- постоянная усталость, слабость, вялость;
- частые головные боли;
- снижение иммунитета, отсутствие нормального сна;
- снижение зрения, болевые ощущения в спине;
- нарушение пищевого поведения – стресс “заедается” или “кусок в горло не лезет”;
- желание от всех сбежать, остаться наедине с собой;
- избегание ответственности, лень, накапливание невыполненной работы;
- обиды, обвинения, раздражительность;
- зависть и жалобы на жизнь, везение окружающих;
- человек жалеет себя за то, что тяжело работает, что приходится “тратить” свою жизнь;
- негатив и пессимизм по отношению ко всему;
- безразличие к себе и окружающим;
- состояние разочарованности;
- снижается самооценка;
- нет интереса к профессиональному развитию, своей работе;
- вспыльчивость, постоянное плохое настроение, депрессия (здесь описано, как себе помочь в этом случае).
Как можно заметить, эмоциональное выгорание затрагивает психоэмоциональную, физическую сферу человека, а также его поведение в обществе. Поэтому очень важно вовремя решить проблему со своим состоянием.
Кроме поведения и внутренних ощущений, вы наверняка заметите, что стали менее продуктивными в работе. Вы беретесь за объем, который выполняли за один рабочий день, а сейчас уже за три справиться не можете. Если не решать проблему с эмоциональной сферой, со временем снизится работоспособность, и, кроме проблем внутренних, добавятся еще и внешние: где взять деньги, например.
Стадии
СЭВ разделяют по стадиям. Такое разделение нужно врачам и психологам, чтобы знать, “из какого болота” вытягивать человека, и насколько он в нем погряз. Одним из первых исследователей, которые взялись определять эту проблему, является В. В. Бойко. Психолог разработал специальные методики, определяющие состояние человека, и 4 стадии (фазы) его выгорания эмоций. Рассмотрим их.
- Напряжение. Это начальный этап выгорания, его предвестник. Человек сильно переживает по поводу психотравмирующей ситуации (ребенок заболел, окончание отношений, проблемы на работе). Накапливается отчаяние, состояние неудовлетворенности собой и своим поведением. Возникает чувство беспомощности, “загнанности в клетку”. Человек в тревоге, разочарован в себе.
- Резистенция. Иными словами, личность начинает сопротивляться, защищаться от этого состояния. Растет черствость, равнодушие, не учитываются проблемы подчиненных и других людей, с кем нужно взаимодействовать. Поэтому мы иногда возникаем на врачей, когда они равнодушно относятся к пациентам, на учителей, когда они всех детей “под одну гребенку гребут”, а у них 2-я фаза СЭВ.
- Истощение. Человек и сам до конца не понимает, что с ним такое происходит. Снижается общий тонус организма, ослабляется нервная система. Происходит привыкание к “себе такому”, поэтому черствость, раздражительность и обидчивость становятся уже характеристиками личности. Это опасно тем, что она может демонстрировать свое безразличие всем окружающим.
- Деперсонализация. Личность претерпевает серьезные изменения. Уже не только на работе или в какой-то одной сфере человек выгорел. Это проявляется уже во всех сферах, изменяются черты характера, ценности. Человек может заявлять “как я всех ненавижу”, “удушил бы” и т. д. Это уже граничит с психопатологией. Появляются соматические проявления СЭВ.
У кого обычно случается и по каким причинам
Почему человек не при каждом стрессе выгорает? Значит, СЭВ не связан со стрессами? Нет, взаимосвязь есть, но это накопительное состояние, как постоянное недосыпание. Итак рассмотрим факторы развития эмоционального выгорания, и кто ему подвержен:
- люди, стремящиеся к идеалу;
- личности, которым свойственно появление чувства вины по поводу и без него;
- обидчивые и люди с завышенными ожиданиями, требованиями;
- наивные и личности “в розовых очках”;
- желающие всем угодить.
У меня, например, проблема в том, что я всегда хочу идеальных отношений, идеальных детей, идеальную чистоту. И как вы думаете, удается мне этого добиться? Нет! Во-первых, понятие идеала даже у моих близких разное, а во-вторых, это не реально! И я, нужно сказать, имела “честь” выкарабкиваться из СЭВ, что было нелегко.
Продолжаем перечень групп людей, у которых есть все шансы попасть в число выгоревших:
- медицинские работники – признаки СЭВ у них начинаются уже после нескольких лет работы (у некоторых даже раньше);
- преподаватели в школах, вузах;
- люди из сферы обслуживания, работающие с не очень вежливыми людьми;
- менеджеры, руководители, бизнесмены, предприниматели;
- работники творческих профессий (художники, дизайнеры, актеры).
Профессиональному выгоранию подвержены все те, кто не видит пользы от своей работы. А СЭВ наблюдается по таким причинам:
- нет связи между затраченными ресурсами личности (энергия, время, эмоции) и полученным результатом;
- цели амбициозные, а времени мало;
- человек не умеет регулировать свои эмоции;
- повышенное чувство ответственности и большие физические нагрузки;
- человек не научен выходить из трудных ситуаций, не умеет правильно общаться.
Диагностика
Вы без особого труда узнаете, когда у вас 3-я или 4-я стадия эмоционального выгорания, так как об этом будет кричать весь ваш организм. Но на ранних стадиях важно вовремя пройти диагностику, можно – самодиагностику, чтобы подкорректировать режим дня, реакции на стрессы и, вообще, заняться собой.
Представляю вам несколько методик, которые помогут сделать диагностику уровня СЭВ.
- “Диагностика уровня эмоционального выгорания” – тест В. Бойко. По ссылке вы можете пройти тест онлайн. Вам предстоит ответить на 84 вопроса. Отвечайте сразу не задумываясь, так вероятность правдивого результата возрастает. Это известный всем опросник, который проверен на достоверность масштабными исследованиями.
- “Опросник выгорания Маслач”. Эта методика проверялась на медработниках, но применима ко всем профессиям. Основная ее направленность – измерение показателей профессионального выгорания. Это в психологии отдельная тема, которая изучается с помощью конкретно этого опросника.
- “Определение психического выгорания” А. Рукавишников. Вам предстоит ответить на 19 вопросов. Тест показывает, на “какой ступени” находится ваша личность. В нем есть градация на 3 шкалы, которые показывают психоэмоциональное истощение, личностное отдаление, профессиональную мотивацию.
- Тест Водопьянова “Синдром выгорания”. Этот тест хорош тем, что адаптирован под разные профессии. Происходит исследование психоэмоционального состояния человека по таким шкалам: эмоциональное истощение, деперсонализация, профессиональная успешность.
Эти тесты помогают определить проблемы разных профессий: работников торговли, менеджеров, руководителей, педагогов. Но мне, например, нравится методика Бойко, тест подходит для всех людей. Его могут пройти даже мамы в декретном отпуске, если чувствуют, что подкатывает. Да и в принципе все, кто получил выгорание вне профессии.
Статистика свидетельствует о том, что женщины чаще выгорают, так как им приходится больше общаться дома и на работе. Хотя, например, ВОЗ в мае 2019 года определило СЭВ как синдром, возникающий на рабочем месте из-за хронического стресса. И в документе написано, что болезнью такое состояние признается только в случае именно профессионального выгорания.
Чтобы знать, когда СЭВ считается болезнью, а когда – просто синдромом, важно понять, что входит в понятие “профессиональное выгорание”.
Человек истощен, нехватка энергии, он психологически отстранен от своей профессиональной деятельности. Наблюдается цинизм, негативизм. У него проявляется профессиональная деформация – когда определенное поведение на работе закрепляется как характеристика личности. Это хорошо видно на педагогах: стремление всех учить, считать себя главным в любой компании и т. д.
Как бороться с эмоциональным выгоранием
Бороться с синдромом нужно и чем раньше, тем лучше. Справиться с СЭВ помогают разные мероприятия и забота о своем физическом здоровье. Способы преодоления эмоционального выгорания для многих известны, мы даже знаем, как лучше их использовать, но делаем ли? Начнем с того, что не все работодатели знают, что тоже ответственны за восстановление сотрудников после тяжелых нагрузок.
Мы уже знаем, что СЭВ проявляется в трех аспектах. Когда человек задается вопросом, что делать со своим состоянием, важно направлять внимание на преодоление симптомов по всем трем направлениям.
Советы психолога
- Массаж. Учитывая, что СЭВ оказывает влияние на тело человека и проявляется прежде всего мышечным спазмом, важно начать снимать именно его. Есть много методик, как снимать “панцирь напряжения”, но они малоэффективны. Поэтому я советую начать с расслабляющего массажа. Найдите знающего массажиста и доверьте ему свой “панцирь”!
- Учитесь отдыхать. Для этого иногда нужна сила воли оторваться от работы, нагрузок и принятия решений. Отдыхать должно и тело, и сознание. Старайтесь за 2 – 3 часа до сна выключить все гаджеты, телевизор, компьютер. Следите за балансом физических и психологических нагрузок, если вы физически не устали, то, ложась спать, не сможете заснуть, будучи уставшим психологически.
- Активно двигайтесь. Если вы ведете сидячий образ жизни, вы должны (нет, вы просто обязаны!” начать двигаться. Это пробежки, зарядки, спортзал и т. д. Движение и вода – лучшее восстановление после интеллектуально трудного дня для нашего организма, особенно для мозга, пищеварения и иммунитета.
- Высыпайтесь. По себе знаю, что хронический недосып замедляет работу мозга, скорость физических реакций и снижает трудоспособность. Человеку нужно спать не меньше 6 часов в сутки, но для многих и этого мало: 7 – 8 часов – это норма для взрослого человека, а для ребенка – и того больше, в зависимости от возраста. Спите качественно, без мигающих лампочек, высокой подушки и т. д.
- Учитесь общаться. Часто мы сами попадаемся на крючок выгорания из-за того, что не умеем общаться, не подготовлены к стрессам, не умеем договариваться. Это приводит к эмоциональному истощению. Поэтому учитесь выстраивать отношения, общаться, договариваться, отстаивать свои интересы. Обучение правильной вербальной коммуникации поможет справляться со стрессами.
- Старайтесь быть гибким. Гибкость – это навык, помогающий адекватно реагировать на изменения в жизни. Наша жизнь постоянно изменяется, и консервативным людям довольно сложно принять эти изменения. Поэтому возникает истощение эмоций в борьбе за старую жизнь.
- Если на работе завал, а вы уже не выдерживаете, самое время взять отпуск. Но если это не помогает, никто не заставляет вас работать на ненавистной работе. Кстати, и увольняться нужно уметь без вреда для нервов. В этой статье про грамотное увольнение вы найдете много полезных советов.
- Активный отдых или смена обстановки. Это то, что помогает перезагрузить эмоциональную сферу, наполниться новыми впечатлениями, волнительными событиями. Это отлично отвлекает и раскрывает внутренние механизмы восстановления психики.
- Не забывайте о себе в течение рабочего дня. Старайтесь делать перерывы, выходите иногда на улицу, перезагружайте свой мозг, особенно когда к вам поступает много информации.
- Учитесь говорить “нет”. Это отлично поможет отстаивать личностные границы, что также защитит вас от выгорания. Но это нужно делать тактично, чтобы не конфликтовать. Конфликты, кстати, тоже энергию забирают. А решать конфликты вы научитесь в этой статье.
- Выработайте ритуал сброса рабочей одежды. Психологически, снимая рабочую одежду офисного работника или учителя, вы снимаете с себя всю нагрузку рабочего дня, проблемы и нерешенные задачи.
Упражнения
Многие психологи сходятся во мнении, что лучшими упражнениями для преодоления этого синдрома являются элементы йоги, аутотренинг и тренинг, где прорабатываются все проблемы, изменяется отношение к ним, происходит поиск и восстановление внутренних ресурсов. Представлю несколько упражнений:
- Дыхательные упражнения – прислушайтесь к дыханию, начните дышать глубоко, задержите дыхание, затем на счет 5 выдыхайте, делайте так до 20 раз;
- Релаксация – лягте на пол, раскинув руки и ноги, полежите 1 – 2 минуты, с закрытыми глазами представляйте помещение, в котором находитесь, прислушайтесь к дыханию, медленно дышите, попеременно напрягайте конечности, качайте головой;
- Избавиться от СЭВ поможет постепенная релаксация всех частей тела, а также техники самомассажа, начинайте массировать конечности снизу вверх – это поможет лимфе выводить токсины из организма, что тоже полезно в процессе очищения тела и психики.
Книги и видео
Научная новизна проблемы подтолкнула многих ученых исследовать тему СЭВ. Это дает возможность изучить новые способы борьбы с этим состоянием, так как выход из него важен не только взрослым, но и школьникам, студентам, членам семьи, задействованным в разных проектах, кружках. Ниже представлен список литературы, книги, которые помогут изучить СЭВ и найти рекомендации по его преодолению.
- Девора Зак “Однозначность”.
- Чед-Менг Тан “Радость изнутри”.
- Тал Бен Шахар “Парадокс перфекциониста”.
- Л. Петрановская “Лекция “Больше не могу”.
- А.В. Мищенко “Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров”.
- Ю. Аюпова “Выгорания нет”.
- Дж. Гринберг “Управление стрессом”.
Кроме книг, вы можете посмотреть отличные видеоролики, которые помогут понять свое состояние и узнать, как его побороть и избежать в будущем. Например, хорошо объясняет это состояние Евгения Стрелецкая в своей лекции “Эмоциональное выгорание. Лечение по стадиям. Саббатикал”.
Тренинг
Чтобы прокачать свой мозг, очистить себя от негатива и предотвратить появление СЭВ, я советую посещать тренинги. Но если нет возможности очно на них присутствовать, есть отличный курс “Детоксикация мозга”. Он помогает прокачать мозг, научиться концентрироваться на важном, отдыхать, увеличить работоспособность, управлять эмоциями и без вреда для себя.
В ходе его прохождения вы научитесь справляться со стрессом, тревогой и волнением. Ведущий курса – Виктор Ширяев – специалист по психологии развития. Но если практические и теоретические задания не помогают, то вам нужна психотерапия, чтобы освободиться от накопленной лишней информации. Кстати, методы психотерапии помогают решить и психосоматические аспекты проблемы.
Профилактика
Чтобы не допустить СЭВ, важно перестать волноваться по всякому поводу и научиться справляться со стрессами. Иначе последствия феномена выгорания могут обернуться большой проблемой. Что нужно делать для профилактики СЭВ:
- Если вы поняли, что у вас эмоциональное выгорание, старайтесь не опускать руки. Формируйте свой “позитивный образ Я”. Напоминайте себе, что у вас все получится, что все пройдет, и вы снова будете в форме. Поддерживайте себя.
- Соблюдайте баланс “работа – отдых”. Особенно это важно для подростков, у которых переходной период в психике и теле. Родители не всегда это понимают и грузят новыми обязанностями и учебой. А подростку иногда нужно все закинуть и хорошенько выспаться.
- Делайте регулярные физические упражнения. У мужчин это получается чаще, так как не обременены детьми и семейными обязанностями. Но, сколько бы вам лет ни было, физическая нагрузка никогда не помешает. В спорте человек развивается физически, что дает ему энергию и физическую силу.
- Не доводите себя до истощения, высыпайтесь. Причем высыпаться нужно пропорционально нагрузкам. Если предыдущий день был тяжелый, поспите подольше.
- Делегируйте нагрузку. Не берите все на себя. Старайтесь распределять свои обязанности, если с ними не справляетесь. На этом основываются методы и приемы профилактики, когда человек умеет вовремя останавливаться и не брать на себя больше, чем может взять.
- Ищите себе хобби. Жизнь не заканчивается на отношениях с муж