Психологическая работа с детьми с синдромом рда

«Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма»

Педагог-психолог А.А. Карапетян

     Проблема реабилитации  детей аутистов  очень актуальна в настоящее время. Учитывая, что при отсутствии лечебно-коррекционной работы более чем в 70 % случаев РДА наблюдается глубокая инвалидность, то  это положение не требует особых доказательств.

        Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке. Как показывает отечественный и зарубежный опыт большинство детей удается подготовить к обучению и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.

Практически у каждого аутичного ребенка существуют как зона ближайшего развития, так и резервы для ее успешного освоения.

(– Важное условие для установления продуктивного контакта. Важное, но недостаточное.
Чтобы общение стало действительно ценным и для педагога, и для аутиста, учитель должен одновременно находиться в двух мирах – «аутичном» и «обычном». Если он будет только в «обычном» мире, то не сможет  понять ребёнка, и он откажется с ним взаимодействовать.
А если застрянет  в «аутичном» мире, то не сможет  проводить клиента в «обычный» мир.).

Коррекционно-воспитательную работу с обучающимися  характеризуют такие черты, как:

 — целостность (все проводимые мероприятия адресуются к личности ребенка в целом);

 — системность (все мероприятия проводятся в системе, во взаимосвязи друг с другом и рассчитаны на длительное время);

— комплексность (все используемые средства обеспечивают возможность оказывать коррекционное воздействие как на физическое развитие ребенка, так и на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом);

— связь с социальной средой (расширение границ проведения коррекционно-воспитательной работы за пределы учреждения, и включение в нее той социальной среды, в которой воспитывается ребенок).

В основу коррекционной работы с детьми-РДА, положены следующие принципы:

( обеспечивающие наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка)

— принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок; уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности — основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы);

— принцип помощи (этот принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития);

— принцип индивидуального подхода (принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями; его реализация предполагает возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями);

 — принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий (медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком);

— принцип сотрудничества с семьей (создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований, предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию).

Задачи:

▪      проведение комплексного диагностического обследования с целью определения уровня развития ребенка и дальнейшего  оптимального образовательного  маршрута;

▪      формирование коммуникативных навыков;

▪      развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

▪      формирование социально-приемлемого поведения;

▪      содействие в адаптации ребёнка к коллективу сверстников;

▪      формирование  и развитие  высших психических функций ребёнка;

▪      развитие познавательной деятельности и речи;

▪      оказание психологической и  педагогической помощи   семьям, имеющим ребёнка с расстройствами аутистического спектра.

Структура психолого-педагогического процесса коррекции детей с РАС включает следующие  этапы:

1. Психолого-педагогическая диагностика:

▪         выявление причин возникновения нарушений в развитии ребенка;

▪         определение уровня психического развития;

▪         определение программы обучения в соответствии с возможностями и способностями ребенка с РАС;

▪         составление рекомендаций для формирования индивидуальной коррекционной программы обучения и воспитания ребенка.

2. Психологическая коррекция:

▪         установление контакта со взрослыми;

▪         смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;

▪         стимуляция   психической   активности,   направленной   на взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

▪         формирование целенаправленного поведения;

▪         преодоление   отрицательных   форм   поведения (агрессии, аутоагрессии, негативизма, расторможенности влечений, стереотипий);

     ▪         формирование коммуникативных навыков и социализация ребенка  

               в обществе.    

3. Педагогическая коррекция:

▪         формирование навыков самообслуживания;

▪         пропедевтика обучения детей дошкольного возраста (коррекция   специфического   недоразвития восприятия,   моторики,   внимания,   речи;   формирование   навыков изобразительной и творческой деятельности);

▪         формирование универсальных учебных действий;

▪         формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения;

▪         реализация коррекционно-развивающих задач, расширение представлений об окружающем мире.

4. Медикаментозная коррекция: 

поддерживающая психофармакологическая  и общеукрепляющая терапия, использование специальной элиминационной диеты.

5. Работа с семьей:

▪         психотерапия членов семьи;

▪         ознакомление родителей с особенностями психологического развития ребенка;

▪         составление   индивидуальной   программы   воспитания   и   обучения аутичного ребенка в домашних условиях;

▪         обучение   родителей   методам   воспитания   аутичного   ребенка, организации его режима, привития навыков самообслуживания, подготовки к школе.

При проведении комплексной коррекции и реабилитации детей с РАС нужно придерживаться некоторых правил.

1.     При установлении контактов следует исключить любое давление или нажим и даже прямое обращение к ребенку во избежание неприятных для него ситуаций.

 2.     Первые контакты с ребенком необходимо устанавливать, когда он испытывает какие-либо приятные ощущения. Постепенно нужно увеличивать число таких положительных моментов и показывать ребенку собственными положительными эмоциями, что общение с человеком — интереснее и полезнее.

3.     Работу по восстановлению у ребенка потребности в общении нельзя форсировать, она может быть длительной. Усложнять формы контактов можно только в том случае, если у ребенка появятся положительные эмоции при общении со взрослыми и потребность в контактах с ними. Это усложнение происходит постепенно, с опорой на уже сформировавшиеся стереотипы взаимодействий с людьми.

4.     Эмоциональные контакты с ребенком должны быть строго дозированы. При их чрезмерном количестве ребенок может вновь отказаться от общения.

5.     На начальных этапах обучения главной задачей является формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания.

6.     Следует формулировать свою просьбу или задание четко и кратко. Не стоит повторять просьбу несколько раз подряд. Если ребенок не реагирует на нее, следует выполнять задание вместе, либо управляя руками ребенка, либо поручая ему отдельные операции.

7.     При обучении аутичного ребенка необходимы: четкая схема действий, зрительная опора, отсутствие отвлекающих предметов, повторение стереотипной бытовой ситуации изо дня в день.

Читайте также:  Особенности судорожного синдрома у детей реферат

8.     Очень важна частая смена деятельности, так как дети с синдромом раннего детского аутизма психически пресыщаемы, они быстро истощаются физически. Каждый вид деятельности должен занимать не более 10 минут.

9.     В качестве подкрепления желаемого поведения ребенка можно использовать самые разнообразные развлечения, лакомства, любимые ребенком формы контакта, обычную похвалу. Важно, чтобы ребенок сразу получал награду после подкрепляемого поведения.

10. Необходимо учитывать возрастные особенности. Следует четко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему ритму ребенка. Не стоит лишний раз обращаться с просьбой, когда его внимание поглощено чем-то другим, лучше попробовать ненавязчиво отвлечь его и затем обратиться с просьбой или инструкцией.

11. Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся ситуациях.

12. Близких не должно огорчать и раздражать то, что ребенку, казалось бы, уже усвоившему необходимый навык, еще долго будет требоваться внешняя организация.

13. Процесс освоения аутичным ребенком необходимых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

Успех социальной адаптации ребенка с РАС, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей и всех специалистов.

Литература.

1.     Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под. ред. С.А.Морозова (материалы к спецкурсу). – М.: Изд-во «СигналЪ», 2003.

2.     Аутизм: Практические рекомендации для родителей. – М.: Изд-во «СигналЪ», 2002.

3.      Баенская Е. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). Серия: Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. – М.: Издательство: Теревинф, 2009 г.

4.     Брюс Л. Бейкер,  Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М.: Издательство: Теревинф, 2002.

5.     Доман Г.  Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга, или у него травма мозга, умственная отсталость, детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез, гиперактивность, дефицит внимания, задержка развития, синдром Дауна. – М.:  Издательство: Теревинф, 2007 г.

6.     Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина, 1981.

7.      Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье.– СПб, 1996.

8.     Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

9.     Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Дети с нарушением общения. – М.: Просвещение, 1989.

10.  Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

11. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991.

12.  Морозова С. С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Серия: Коррекционная педагогика. – М.:  Издательство: Владос, 2007.

13. Морозова Т.И., Морозов С.А.  Мир за стеклянной стеной. Книга для родителей аутичных детей. – М.: Изд-во «СигналЪ», 2002.

14. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

15. Шипицина Л.М. Детский аутизм. – СПб., 1997.

16. Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе.– СПб: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

17. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. — Мн.: БелАПДИ, 1997.

Источник

Îçíàêîìëåíèå ñ ïðèíöèïàìè è çàäà÷àìè ìåòîäèêè êîìïëåêñíîé ìåäèêî-ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé êîððåêöèè ýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâ ó äåòåé. Èññëåäîâàíèå ïðîáëåì ïñèõîëîãè÷åñêîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ñåìåé, èìåþùèõ ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ

1. Îñîáåííîñòè îðãàíèçàöèè êëèíèêî-ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ïîìîùè äåòÿì ñ ðàçëè÷íûìè âàðèàíòàìè ÐÄÀ

2. Îñîáåííîñòè îðãàíèçàöèè ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè ñåìüå, èìåþùåé ðåáåíêà ñ ÐÄÀ

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Îñîáåííîñòè îðãàíèçàöèè êëèíèêî-ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ïîìîùè äåòÿì ñ ðàçëè÷íûìè âàðèàíòàìè ÐÄÀ

ýìîöèîíàëüíûé ðàññòðîéñòâî äåòñêèé àóòèçì ïñèõîëîãè÷åñêèé

Ñóùåñòâóþò îñîáûå ôîðìû ýìîöèîíàëüíîé ïàòîëîãèè, ïðè êîòîðûõ íàðóøåí ìåõàíèçì ýìîöèîíàëüíî-ïîâåäåí÷åñêîé àäàïòàöèè. Ýòî — ïðåæäå âñåãî ðàííèé äåòñêèé àóòèçì (ÐÄÀ). Ñèíäðîì ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà, ñèíäðîì ÐÄÀ — íàðóøåíèå â ðàçâèòèè ýìîöèîíàëüíî-ëè÷íîñòíîé ñôåðû äåòåé.

 îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè ðàçðàáîòàíû îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè ýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâ ó äåòåé è, ïðåæäå âñåãî, ó äåòåé ñ àóòèçìîì. Èç îòå÷åñòâåííûõ ïîäõîäîâ ê êîððåêöèè àóòèçìà íàèáîëåå èçâåñòíà ïðåäëîæåííàÿ Ê.Ñ.Ëåáåäèíñêîé è Î.Ñ.Íèêîëüñêîé ìåòîäèêà êîìïëåêñíîé ìåäèêî-ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé êîððåêöèè, êîòîðàÿ îñíîâàíà íà ïðåäñòàâëåíèè îá àóòèçìå êàê îá àôôåêòèâíîì ðàññòðîéñòâå. Îñíîâíûå óñèëèÿ íàïðàâëÿþòñÿ íà êîððåêöèþ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû, íà ýìîöèîíàëüíîå òîíèçèðîâàíèå ðåáåíêà. Áîëüøîå çíà÷åíèå â õîäå êîððåêöèè îòâîäèòñÿ êîìïëåêñíîñòè — ïîñòîÿííîìó âçàèìîäåéñòâèþ ïåäàãîãîâ, ïñèõîëîãîâ è âðà÷åé-ïñèõèàòðîâ. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ êîððåêöèÿ íàïðàâëåíà íà ïðåîäîëåíèå íåãàòèâèçìà è óñòàíîâëåíèå êîíòàêòà ñ àóòè÷íûì ðåáåíêîì, ïðåîäîëåíèå ó íåãî ñåíñîðíîãî è ýìîöèîíàëüíîãî äèñêîìôîðòà, òðåâîãè, áåñïîêîéñòâà, ñòðàõîâ, à òàêæå âëå÷åíèé èëè àãðåññèè. Ãëàâíîé çàäà÷åé ïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè ÿâëÿåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííàÿ îðèåíòàöèÿ íà äîñòèæåíèå îáùåãî ðàññëàáëåíèÿ, ñíÿòèå ïàòîëîãè÷åñêîãî íàïðÿæåíèÿ, óìåíüøåíèå òðåâîãè è ñòðàõîâ ñ îäíîâðåìåííûì óâåëè÷åíèåì ïðîèçâîëüíîé àêòèâíîñòè ðåáåíêà. Î÷åíü âàæíóþ ðîëü èãðàåò óñòàíîâëåíèå êîíòàêòà ñ àóòè÷íûì ðåáåíêîì, àêòèâàöèÿ åãî ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Äëÿ ðåøåíèÿ ýòèõ çàäà÷ èìåþò çíà÷åíèå ñïåöèàëüíûå èãðîòåðàïåâòè÷åñêèå çàíÿòèÿ. Äåòè ñ àóòèçìîì îòëè÷àþòñÿ êðàéíå íèçêîé ïðîèçâîëüíîé ïñèõè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ, ÷òî çàòðóäíÿåò ïðîâåäåíèå ñ íèìè ïåäàãîãè÷åñêèõ êîððåêöèîííûõ çàíÿòèé. Äëÿ óñèëåíèÿ ýòîé àêòèâíîñòè â ñèòóàöèþ èãðîâûõ çàíÿòèé ïîëåçíî ââîäèòü äîïîëíèòåëüíûå ÿðêèå âïå÷àòëåíèÿ â âèäå ìóçûêè, ðèòìèêè, ïåíèÿ (Ê.Ñ.Ëåáåäèíñêàÿ, Î.Í.Íèêîëüñêàÿ, Ð.Ê. Óëüÿíîâà è äð.).

Âàæíîé çàäà÷åé ïñèõîêîððåêöèîííîé ðàáîòû ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ó ðåáåíêà àôôåêòèâíîé àäàïòàöèè ê ñâîåìó îêðóæåíèþ, èñïîëüçóÿ êîìïëåêñíûé ïîäõîä ê îðãàíèçàöèè åãî àôôåêòèâíîé æèçíè è íîðìàëèçóÿ åãî âçàèìîäåéñòâèå, ïðåæäå âñåãî, ñ áëèçêèìè äëÿ íåãî ëþäüìè. Âñÿ êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà ïðîâîäèòñÿ ïîýòàïíî, ïðè ýòîì ïåðâîñòåïåííîé çàäà÷åé ÿâëÿåòñÿ óñòàíîâëåíèå ýìîöèîíàëüíîãî êîíòàêòà ñ ðåáåíêîì, ðàçâèòèå åãî ýìîöèîíàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ âíåøíèì ìèðîì. Ïðè óñòàíîâëåíèè êîíòàêòà ñ ðåáåíêîì îñîáåííî âàæíî èçáåãàòü äàâëåíèÿ íà íåãî, à â ðÿäå ñëó÷àåâ è äàæå ïðÿìîãî îáðàùåíèÿ ê íåìó. Êîíòàêò, ïðåæäå âñåãî, óñòàíàâëèâàåòñÿ è ïîääåðæèâàåòñÿ â ðàìêàõ èíòåðåñà è àêòèâíîñòè ñàìîãî ðåáåíêà. Ýòîò êîíòàêò äîëæåí âûçûâàòü ó íåãî ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè è î÷åíü âàæíî, ÷òîáû ðåáåíîê ïî÷óâñòâîâàë, ÷òî ñ ïàðòíåðîì åìó ëó÷øå è èíòåðåñíåå, ÷åì â îäèíî÷åñòâå.

Íà ïåðâûõ ýòàïàõ îòðàáàòûâàåòñÿ âàæíåéøàÿ ðåàêöèÿ îæèâëåíèÿ è ñëåæåíèÿ, ôîðìèðóåòñÿ çðèòåëüíî-ìîòîðíûé êîìïëåêñ.  ïîñëåäóþùåì, â ïðîöåññå ìàíèïóëÿöèé ñ ïðåäìåòàìè ðàçâèâàþò òàêòèëüíîå, çðèòåëüíî-òàêòèëüíîå, êèíåñòåòè÷åñêîå, ìûøå÷íîå âîñïðèÿòèå. Âûðàáàòûâàþòñÿ ñâÿçè ìåæäó îïðåäåëåííûìè ÷àñòÿìè òåëà è èõ ñëîâåñíûìè îáîçíà÷åíèÿìè, âèäàìè äâèæåíèé, à òàêæå èõ ñëîâåñíûìè îïðåäåëåíèÿìè. Ó ðåáåíêà ôîðìèðóåòñÿ ïðåäñòàâëåíèå î ñîáñòâåííîì òåëå, åãî ÷àñòÿõ è ñòîðîíàõ. Çàòåì ïðîâîäèòñÿ ðàáîòà ïî âîñïèòàíèþ íàâûêîâ ñàìîîáñëóæèâàíèÿ, ó÷àñòèÿ â íàïðàâëåííîé äåÿòåëüíîñòè.

Íà ñëåäóþùåì ýòàïå çàäà÷à óñëîæíÿåòñÿ ïåðåõîäîì îò ìàíèïóëÿòèâíîé èãðû ê ñþæåòíîé. Âàæíåéøåé ñòîðîíîé ðàáîòû ÿâëÿåòñÿ ïîáóæäåíèå ê äåÿòåëüíîñòè, ìíîãîêðàòíîå ïîâòîðåíèå èãðû, ôîðìèðîâàíèå èãðîâûõ øòàìïîâ, ñ ïîñòîÿííûì èñïîëüçîâàíèåì çðèòåëüíî-ìîòîðíîãî êîìïëåêñà. Ëèøü ïîñòåïåííî ââîäÿòñÿ áîëåå ñëîæíûå ôîðìû èãð è ñàìîé ìîòîðíîé äåÿòåëüíîñòè, à òàêæå êîíêðåòíî, ïîñëåäîâàòåëüíî, ìíîãîêðàòíî èçëàãàåòñÿ ïîðÿäîê âñåõ èãðîâûõ äåéñòâèé. Ñëîâåñíûå êîììåíòàðèè íåîáõîäèìî äàâàòü â êðàòêîé ôîðìå.

Читайте также:  Абстинентный синдром при курении симптомы

Ïåäàãîãè÷åñêèå ïðîãðàììû äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû íà îáó÷åíèå äåòåé ïîíÿòèÿì ÷èñëà, ñ÷åòó, óãëóáëåíèþ îðèåíòèðîâêè â ôîðìå ïðåäìåòîâ, â ïðîñòðàíñòâå. Àóòèñòû ñ òðóäîì ïåðåõîäÿò îò îäíîãî âèäà äâèæåíèé ê äðóãîìó, íå ïîäðàæàþò, íå âîñïðîèçâîäÿò ïîñëåäîâàòåëüíîé öåïè äåéñòâèé. Èì òðóäíî âîñïðîèçâîäèòü íåäàâíî óñâîåííûå çíàíèÿ. Ýòàï çà ýòàïîì äîëæíà ðåøàòüñÿ çàäà÷à óñëîæíåíèÿ äåÿòåëüíîñòè, äîëæåí óâåëè÷èâàòüñÿ ïðåäëàãàåìûé îáúåì íàâûêîâ è çíàíèé. Ëþáûå çàäàíèÿ äîëæíû ïðåäëàãàòüñÿ â íàãëÿäíîé ôîðìå, îáúÿñíåíèÿ äîëæíû áûòü ïðîñòûìè, ïîâòîðÿþùèìèñÿ ïî íåñêîëüêî ðàç, ñ îäíîé è òîé æå ïîñëåäîâàòåëüíîñòüþ, îäíèìè è òåìè æå âûðàæåíèÿìè. Ðå÷åâûå çàäàíèÿ äîëæíû ïðåäúÿâëÿòüñÿ ãîëîñîì ðàçíîé ãðîìêîñòè, ñ îáðàùåíèåì âíèìàíèÿ íà òîíàëüíîñòü. Òîëüêî ïîñëå óñâîåíèÿ îäíèõ è òåõ æå ïðîãðàìì, ïðåäëàãàåìûõ ðàçíûìè ñïåöèàëèñòàìè, ïðèìèòèâíàÿ, îäíîîáðàçíàÿ äåÿòåëüíîñòü ðåáåíêà íà÷èíàåò ðàçíîîáðàçèòüñÿ, è ñòàíîâèòñÿ íàïðàâëåííîé. Èìåííî òîãäà äåòè ïåðåõîäÿò îò ïàññèâíîãî ê îñîçíàííîìó îâëàäåíèþ ðåæèìíûõ ìîìåíòîâ, íàâûêîâ.  ïðîöåññå öåëîñòíîãî âîñïèòàíèÿ ó àóòèñòîâ ôîðìèðóåòñÿ îñîçíàíèå «ß», ñïîñîáíîñòü ê îòãðàíè÷åíèþ ñåáÿ îò äðóãèõ ëèö.

È íà ïîñëåäóþùèõ ýòàïàõ ðàáîòû, ïî-ïðåæíåìó ðåøàåòñÿ çàäà÷à óñëîæíåíèÿ äåÿòåëüíîñòè, ñ ïîñòåïåííûì ïåðåõîäîì îò èíäèâèäóàëüíûõ ê íàïðàâëåííûì ãðóïïîâûì çàíÿòèÿì, åùå ïîçäíåå ê ñëîæíûì èãðàì, óïðàæíåíèÿì.

Äåòÿì àóòèñòàì ñâîéñòâåííà è ðå÷åâàÿ ïàòîëîãèÿ. Ðå÷ü, êàê íàèáîëåå ìîëîäàÿ ôóíêöèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, ñòðàäàåò â áîëåçíè â ïåðâóþ î÷åðåäü è âîññòàíàâëèâàåòñÿ ïîñòåïåííî, ïîýòàïíî. Ñîîòâåòñòâóþùàÿ ëîãîïåäè÷åñêàÿ êîððåêöèÿ íàïðàâëåíà íà ðàçâèòèå ñëóõîâîãî âíèìàíèÿ, ðå÷åâîãî ñëóõà. Îñóùåñòâëÿåòñÿ ïîñòàíîâêà çâóêîâ, èõ àâòîìàòèçàöèÿ, ââîäÿòñÿ äûõàòåëüíûå, ãîëîñîâûå óïðàæíåíèÿ. Âàæíîé îñòàåòñÿ çàäà÷à ðàñøèðåíèÿ ñëîâàðíîãî çàïàñà, ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòè ê ñîñòàâëåíèþ ïðåäëîæåíèé ïî êàðòèíêàì, êàê è ðàáîòà íàä ñâÿçíûì òåêñòîì, ñîñòîÿùèì èç áåñåä, ïåðåñêàçà, «ïðîèãðûâàíèÿ», âîñïðîèçâåäåíèÿ ñòèõîòâîðíîé ðå÷è è ðÿä äðóãèõ çàäà÷.

Êëèíèêî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè ñ ðàçëè÷íûìè âàðèàíòàìè ÐÄÀ èìååò êîìïëåêñíûé õàðàêòåð è âêëþ÷àåò íå òîëüêî ïñèõîëîãè÷åñêóþ è ïåäàãîãè÷åñêóþ, íî è ìåäèêàìåíòîçíóþ êîððåêöèþ. Ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ ñòðîãî ñ ó÷åòîì ìåäèöèíñêîãî äèàãíîçà è ïðåîáëàäàþùèõ ïñèõîìîòîðíûõ íàðóøåíèé. Ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ íàçíà÷àåòñÿ ïî ñèíäðîìàëüíîìó ïðèíöèïó, íàïðàâëåíà íà óìåíüøåíèå ñèìïòîìîâ, äîïîëíèòåëüíî óõóäøàþùèõ ñîöèàëüíóþ àäàïòàöèþ ðåáåíêà, íàïðèìåð, âûðàæåííàÿ àãðåññèÿ, ñàìîðàçðóøàþùåå ïîâåäåíèå, èìïóëüñèâíîñòü, ãèïåðàêòèâíîñòü. Ñòàöèîíàðíîå ëå÷åíèå ðåáåíêà ñ àóòèçìîì, åñëè â íåì âîçíèêàåò íåîáõîäèìîñòü, íå äîëæíî áûòü äëèòåëüíûì. Íî íàäî èìåòü â âèäó, ÷òî îáû÷íî äåòåé ñòàöèîíèðóþò áåç ðîäèòåëåé, òî åñòü ïðîèñõîäèò ðåçêîå ðàçäåëåíèå, êîòîðîå ÿâëÿåòñÿ çíà÷èòåëüíîé òðàâìîé äëÿ ðåáåíêà.

Ïðè ïðîâåäåíèè ëå÷åáíî-êîððåêöèîííîé ðàáîòû ñ äåòüìè ñ íàðóøåíèÿìè îáùåíèÿ âàæíîå çíà÷åíèå èìååò ðàçâèòèå èõ îáùåé è îñîáåííî òîíêîé ìîòîðèêè è ïîäãîòîâêè ðóêè ê ïèñüìó.  ñïåöèàëüíîì èññëåäîâàíèè áûëî ïîêàçàíî, ÷òî ó äåòåé ñ àóòèçìîì èìåþò ìåñòî ñâîåîáðàçíûå íàðóøåíèÿ òîíêîé ìîòîðèêè ðóê. Ðåáåíîê íå ìîæåò ïðàâèëüíî âçÿòü â ðóêè êèñòü, êàðàíäàø, ðàñêàòàòü â ðóêàõ ïëàñòèëèí, íî îñîáûå òðóäíîñòè îí èñïûòûâàåò ïðè îâëàäåíèè ãðàôè÷åñêèìè íàâûêàìè.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ðàçðàáîòàíû ìåòîäû ïîäãîòîâêè äåòåé ñ àóòèçìîì ê óñâîåíèþ ãðàôè÷åñêèõ íàâûêîâ. Ýòà ðàáîòà ïðîâîäèòñÿ â äâà ãîäà (Óëüÿíîâà Ð.Ê.). Íà ïîäãîòîâèòåëüíîì ýòàïå ðåøàþò ñëåäóþùèå îñíîâíûå çàäà÷è:

1. óñòàíîâëåíèå è ïîääåðæàíèå êîíòàêòà ñ ðåáåíêîì;

2. îðãàíèçàöèÿ öåëåíàïðàâëåííîãî ïîâåäåíèÿ â ïðåäìåòíî-ïðàêòè÷åñêîé è èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè;

3. êîððåêöèÿ èìåþùèõñÿ äâèãàòåëüíûõ íàðóøåíèé;

4. ðàçâèòèå ïëàâíîñòè è ðèòìè÷íîñòè äâèæåíèé;

5. âîñïèòàíèå íàâûêîâ ñàìîîáñëóæèâàíèÿ;

6. ðàçâèòèå çðèòåëüíî-ìîòîðíîé êîîðäèíàöèè è ïîäãîòîâêà ðóêè ê ïèñüìó.

Ñèñòåìà ñïåöèàëüíîãî îáó÷åíèÿ ãðàôè÷åñêèì íàâûêàì àóòè÷íîãî ðåáåíêà âêëþ÷àåò:

1. ñëîâåñíóþ ðåãóëÿöèþ åãî ïîâåäåíèÿ;

2. îðãàíèçàöèþ îðèåíòèðîâî÷íî-èññëåäîâàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè;

3. ïðîâåäåíèå ñïåöèàëüíûõ ïðîïåäåâòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé.

Ïîäõîä ê îáó÷åíèþ àóòè÷íîãî ðåáåíêà îñíîâûâàåòñÿ íà ïðèíöèïå ñòèìóëÿöèè è ïîääåðæêè ðàçâèòèÿ ñîõðàííûõ ñòîðîí ïñèõèêè è ïðåîáëàäàþùèõ èíòåðåñîâ.

2. Îñîáåííîñòè îðãàíèçàöèè ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè ñåìüå, èìåþùåé ðåáåíêà ñ ÐÄÀ

Ðàííèé äåòñêèé àóòèçì (ÐÄÀ) êàê âàðèàíò òÿæåëîãî äèçîíòîãåíåçà, ïðè êîòîðîì ðàçâèòèå ðåáåíêà çàäåðæèâàåòñÿ è èñêàæàåòñÿ âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ êîíòàêòà ñ âíåøíèì ìèðîì, è, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ñ áëèçêèìè ëþäüìè, ñòàâèò ïåðåä ïñèõîëîãîì çàäà÷ó àäåêâàòíîé ïîìîùè ñåìüå àóòè÷íîãî ðåáåíêà â öåëîì.

Ñóùåñòâóåò öåëûé ðÿä ñïåöèàëüíûõ èññëåäîâàíèé, ïîñâÿùåííûõ ïðîáëåìàì ïñèõîëîãè÷åñêîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ñåìåé, èìåþùèõ àóòè÷íîãî ðåáåíêà.  íèõ îòìå÷àåòñÿ, ÷òî êàæäàÿ òàêàÿ ñåìüÿ, ñòàëêèâàÿñü ñ ýêñòðàîðäèíàðíûìè ïðîáëåìàìè, èñïûòûâàåò õðîíè÷åñêèé ñòðåññ, òÿæåñòü êîòîðîãî çàâèñèò îò òÿæåñòè ñîñòîÿíèÿ è âîçðàñòà ðåáåíêà. Ñòðåññ â áîëüøåé ñòåïåíè ïðîÿâëÿåòñÿ ó ìàòåðåé, êîòîðûå íå òîëüêî èñïûòûâàþò ÷ðåçìåðíûå îãðàíè÷åíèÿ ëè÷íîé ñâîáîäû è âðåìåíè, íî è äåìîíñòðèðóþò î÷åíü íèçêóþ ñàìîîöåíêó â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî íåäîñòàòî÷íî õîðîøî, ïî èõ ìíåíèþ, âûïîëíÿþò ñâîþ ìàòåðèíñêóþ ðîëü. Âîçäåéñòâèå õðîíè÷åñêîãî ñòðåññà âûçûâàåò äåïðåññèþ, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, ýìîöèîíàëüíóþ íàïðÿæåííîñòü ó ìàòåðè. Îòöû, êàê ïðàâèëî, èçáåãàþò åæåäíåâíîãî ñòðåññà, ñâÿçàííîãî ñ âîñïèòàíèåì àóòè÷íîãî ðåáåíêà, ïðîâîäÿ áîëüøå âðåìåíè íà ðàáîòå. Òåì íå ìåíåå, è îíè ïåðåæèâàþò ÷óâñòâà âèíû, óòðàòû, õîòÿ è íå ãîâîðÿò îá ýòîì òàê ÿâíî, êàê ìàòåðè àóòè÷íûõ äåòåé. Îòöû òàêæå îáåñïîêîåíû òÿæåñòüþ ñòðåññà, êîòîðûé èñïûòûâàþò èõ æåíû; íà íèõ ëîæàòñÿ îñîáûå ìàòåðèàëüíûå òÿãîòû, ñâÿçàííûå ñ âîñïèòàíèåì òðóäíîãî ðåáåíêà, êîòîðûå îùóùàþòñÿ âñå îñòðåå â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî îáåùàþò áûòü äîëãîâðåìåííûìè, ïî÷òè ïîæèçíåííûìè.

 ðÿäå èññëåäîâàíèé îòìå÷àåòñÿ çíà÷èìîñòü ñåìåéíîé ñïàÿííîñòè, ñîãëàñîâàííîñòè äåéñòâèé ðîäèòåëåé, âîñïèòûâàþùèõ àóòè÷íîãî ðåáåíêà. Êðîìå òîãî, âàæíî, êàê ñåìüÿ âîñïðèíèìàåò ñîáûòèÿ, ñâÿçàííûå ñ àóòè÷íûì ðåáåíêîì, ÷òî èìåííî îíà ãîâîðèò ñåáå îá îñîáûõ íóæäàõ ðåáåíêà, êàê âèäèò ïåðñïåêòèâû. Íåêîòîðûå ðîäèòåëè âîñïðèíèìàþò áîëåçíü ðåáåíêà êàê êàòàñòðîôó äëÿ ñåìüè, âûñêàçûâàþò èäåè ñàìîîáâèíåíèÿ.  ñâÿçè ñ ýòèì ìíîãèå ñïåöèàëèñòû ãîâîðÿò î íåîáõîäèìîñòè ðàáîòû ïî «çàìåíå àôôåêòèâíûõ è êîãíèòèâíûõ ôèëüòðîâ», ÷åðåç êîòîðûå ðîäèòåëè âîñïðèíèìàþò ñâîåãî àóòè÷íîãî ðåáåíêà.

Ïîíÿòü ïðîáëåìû ñåìüè, èìåþùåé àóòè÷íîãî ðåáåíêà, è íàìåòèòü îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ïîìîùè òàêîé ñåìüå ìîæíî â ïðîöåññå êîððåêöèè, âêëþ÷àþùåé â ñåáÿ ñåìüþ â öåëîì.

Òåðàïåâòè÷åñêèé ïîäõîä, ðàçðàáîòàííûé ïîä ðóêîâîäñòâîì Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêîé è Î.Ñ. Íèêîëüñêîé, ïðåäïîëàãàåò ïîñòîÿííîå âçàèìîäåéñòâèå ñïåöèàëèñòîâ ñ ðîäèòåëÿìè.  ðóñëå ýòîãî ïîäõîäà îòðàáîòàíû ñïîñîáû îáó÷åíèÿ ðîäèòåëåé ìåòîäàì êîððåêöèîííîé ðàáîòû ñ àóòè÷íûì ðåáåíêîì â èãðå è åæåäíåâíîì âçàèìîäåéñòâèè. Êîíêðåòíûå ïðèåìû ïðèâëå÷åíèÿ âíèìàíèÿ ðåáåíêà, îðãàíèçàöèè åãî ïîâåäåíèÿ, îáó÷åíèÿ íàâûêàì ïðåîäîëåíèÿ íåæåëàòåëüíûõ ôîðì ïîâåäåíèÿ îñíîâàíû íà çíàíèè ðîäèòåëÿìè õàðàêòåðà íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Ðîäèòåëè â äàííîé êîððåêöèîííîé ñèñòåìå îáó÷àþòñÿ ñïîñîáàì «ýìîöèîíàëüíîãî ïðèñîåäèíåíèÿ» ê ðåáåíêó ñ òåì, ÷òîáû, ìîäåëèðóÿ âîçäåéñòâèÿ ñðåäû, ïîìî÷ü åìó èõ îñîçíàòü, ïîñòè÷ü ýìîöèîíàëüíûé ñìûñë âñåõ ïðîèñõîäÿùèõ ñ íèì ñîáûòèé. Ðîäèòåëè òàê æå, êàê è ñïåöèàëèñòû, â äàííîé ñèñòåìå äîëæíû âûðàáîòàòü ó ñåáÿ îïðåäåëåííûå íàâûêè, ïîçâîëÿþùèå èì ñòàòü äëÿ ðåáåíêà îñîáûì «èíñòðóìåíòîì», îïîñðåäóþùèì åãî êîíòàêò ñî ñðåäîé, ôîðìèðóþùèì ñïîñîáû àôôåêòèâíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ íåé. Àâòîðû äàííîãî êîððåêöèîííîãî ïîäõîäà ñ÷èòàþò, ÷òî âûïîëíåíèå ðîäèòåëÿìè àóòè÷íîãî ðåáåíêà ýòîé îñîáîé ðîëè (ïîìèìî èñïîëíåíèÿ èìè òðàäèöèîííûõ ðîäèòåëüñêèõ ðîëåé) ïîçâîëÿåò ñòèìóëèðîâàòü ðàçâèòèå ðåáåíêà, äîáèâàòüñÿ çíà÷èòåëüíîãî ïðîãðåññà â åãî ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè.

Читайте также:  Сдача крови на синдром дауна

Îäíèì èç ìåòîäîâ âîññòàíîâëåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ â ñåìüå àóòè÷íîãî ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ ìåòîä õîëäèíã-òåðàïèè (îò àíãëèéñêîãî hold -äåðæàòü).

Ìåòîä ðàçðàáîòàí äîêòîðîì Ì. Weich (1983) êàê ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêàÿ òåõíèêà è âûãëÿäèò î÷åíü ïðîñòî.  ñïåöèàëüíî îòâåäåííîå âðåìÿ ìàòü áåðåò ñâîåãî ðåáåíêà íà ðóêè, êðåïêî ïðèæèìàåò åãî ê ñåáå. Ðåáåíîê äîëæåí ñèäåòü ó ìàòåðè íà êîëåíÿõ, ïðèæàòûì ê ãðóäè, òàê, ÷òîáû ó ìàòåðè áûëà âîçìîæíîñòü ïîñìîòðåòü åìó â ãëàçà. Íå îñëàáëÿÿ îáúÿòèé, íåñìîòðÿ íà ñîïðîòèâëåíèå ðåáåíêà, ìàòü ãîâîðèò î ñâîèõ ÷óâñòâàõ è ñâîåé ëþáâè ê ñâîåìó ñûíó èëè äî÷êå è î òîì, êàê îíà õî÷åò ïðåîäîëåòü òó èëè èíóþ ïðîáëåìó.

Õîëäèíã-òåðàïèÿ âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïîâòîðÿþùèåñÿ ïðîöåäóðû õîëäèíãà — óäåðæàíèÿ ðåáåíêà íà ðóêàõ ó ðîäèòåëåé äî åãî ïîëíîãî ðàññëàáëåíèÿ (ôèçè÷åñêîãî è ýìîöèîíàëüíîãî). Ïñèõîëîãè÷åñêèì îáîñíîâàíèåì òàêîãî óäåðæàíèÿ ìîæåò áûòü òî, ÷òî îíî ïðîòèâîïîñòàâëåíî îáû÷íîìó äëÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà ïîâåäåíèþ, íàïðàâëåííîìó íà èçáåãàíèå êîíòàêòà.

Äëÿ ïñèõîëîãà î÷åâèäíî, ÷òî íîðìàëüíîå, ïîëíîêðîâíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà íåâîçìîæíî áåç óñòàíîâëåíèÿ òåñíîé ñâÿçè, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ñ ìàòåðüþ. Îò êîíòàêòîâ ñ ìàòåðüþ ðåáåíîê ãàðìîíè÷íî ïåðåõîäèò ê êîíòàêòàì ñ îáùåñòâîì.

Ìàòåðè àóòè÷íîãî ðåáåíêà î÷åíü ñëîæíî óñòàíîâèòü òåñíûé êîíòàêò ñ íèì, òàê êàê ðåáåíîê íå ïîäêðåïëÿåò åå èíñòèíêòèâíîå ïîâåäåíèå: íå ñìîòðèò åé â ãëàçà, íå ïðèíèìàåò ïîçó ãîòîâíîñòè ïðè âçÿòèè íà ðóêè, íå óëûáàåòñÿ â îòâåò íà óëûáêó ìàòåðè è ò.ï. Ïîýòîìó àóòè÷íûé ðåáåíîê íåäîïîëó÷àåò òàêèå íåîáõîäèìûå äëÿ ðàçâèòèÿ âåùè, êàê êîíòàêò ãëàçàìè, ãîëîñîì, òåëåñíûé êîíòàêò. Ìàòü ÷àñòî íå ìîæåò ïîìî÷ü òàêîìó ðåáåíêó ïåðåæèòü òðàâìèðóþùèå ñîáûòèÿ, óñïîêîèòü, êîãäà áîëüíî èëè ñòðàøíî, òàê êàê îí íå ñîîáùàåò îá ýòîì ìàòåðè, íå èùåò óòåøåíèÿ è çàùèòû ó íåå íà ðóêàõ. ßñíî ïîýòîìó, ÷òî õîëäèíã îïèðàåòñÿ íà åñòåñòâåííîå èíñòèíêòèâíîå æåëàíèå ìàòåðè îáíÿòü ðåáåíêà è óäåðæàòü åãî ïðè ñåáå, ÷òîáû ðàçîáðàòüñÿ â òîì, ÷òî ñ íèì ïðîèñõîäèò, óòåøèòü è ïîïðîáîâàòü íàëàäèòü âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ íèì.

Îáû÷íî íà «ñèòóàöèþ óäåðæàíèÿ» àóòè÷íûé ðåáåíîê ðåàãèðóåò îò÷àÿííûì ñîïðîòèâëåíèåì, âîñïðèíèìàÿ òàêîå «ëèøåíèå ñâîáîäû», êàê âèòàëüíóþ îïàñíîñòü. Ïîýòîìó ìíîãîå çàâèñèò îò òîãî, ÷òî èìåííî ðîäèòåëè ãîâîðÿò ðåáåíêó, êàêèå ýìîöèîíàëüíûå àðãóìåíòû îíè ïîäáèðàþò äëÿ òîãî, ÷òîáû îáúÿñíèòü åìó ñèòóàöèþ. Ñòðàõ ðåáåíêà è âûçâàííîå èì ñîïðîòèâëåíèå âñåãäà óõîäÿò, êîãäà ðîäèòåëè íàñòîé÷èâî îáúÿñíÿþò ðåáåíêó, êàê îí èì íóæåí, ãîâîðÿò, ÷òî íå õîòÿò åãî îáèäåòü, à, íàîáîðîò, õîòÿò ñ íèì ïîîáùàòüñÿ è ïîèãðàòü. Çàäà÷à ðîäèòåëåé âî âðåìÿ õîëäèíãà ïîýòîìó ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû óäåðæàòü ðåáåíêà íå ñòîëüêî ôèçè÷åñêè, ñêîëüêî ýìîöèîíàëüíî, óãîâàðèâàÿ åãî íå óõîäèòü, íå ïîêèäàòü ìàìó è ïàïó, ïîâòîðÿÿ, êàê âàæíî áûòü âñåì âìåñòå.

Àâòîð ìåòîäà Ì. Welch âûäåëÿåò â ïðîöåäóðå õîëäèíãà òðè ñòàäèè: êîíôðîíòàöèþ, îòâåðæåíèå è ðàçðåøåíèå.

Ïåðâàÿ ñòàäèÿ ëþáîé ñåññèè õîëäèíãà — ýòî êîíôðîíòàöèÿ. Îáû÷íî ðåáåíîê ïðîòèâèòñÿ íà÷àëó õîëäèíãà, õîòÿ ÷àñòî íà ïðîòÿæåíèè âñåãî äíÿ æäåò åãî. Îí ìîæåò íàõîäèòü ëþáûå ïîâîäû, ëèøü áû óêëîíèòüñÿ îò íà÷àëà «ïðîöåäóðû». Êîãäà, òàê èëè èíà÷å, ìàòåðè óäàåòñÿ íàñòîÿòü íà ñâîåì, óñàäèòü ðåáåíêà ñåáå íà êîëåíè è çàêëþ÷èòü åãî â ñâîè îáúÿòèÿ, ïîñëå êîíôðîíòàöèîííîé ïàóçû íàñòóïàåò ôàçà àêòèâíîãî îòâåðæåíèÿ. Íàñòóïëåíèå ýòîé ôàçû íå äîëæíî ïóãàòü ìàòü èëè íàõîäÿùåãîñÿ ðÿäîì ñ ìàòåðüþ è ñ ðåáåíêîì îòöà, êîòîðûé ìîæåò îáíèìàòü èõ äâîèõ. Åå íàñòóïëåíèå êàê ðàç ãîâîðèò î òîì, ÷òî õîëäèíã ïðîõîäèò íîðìàëüíî.  ýòè ìèíóòû íåëüçÿ íè â êîåì ñëó÷àå ïîääàòüñÿ æàëîáàì è ïëà÷ó ðåáåíêà èëè èñïóãàòüñÿ è îòñòóïèòü ïîä åãî ôèçè÷åñêèì íàòèñêîì. Ðåáåíîê ìîæåò ðâàòüñÿ èç îáúÿòèé, êóñàòüñÿ, öàðàïàòüñÿ, ïëåâàòüñÿ, êðè÷àòü è îáçûâàòü ìàòü ðàçíûìè îáèäíûìè ñëîâàìè. Ïðàâèëüíàÿ ðåàêöèÿ ìàòåðè ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû, ãëàäÿ ðåáåíêà, óñïîêàèâàòü åãî, ãîâîðèòü åìó, êàê îíà åãî ëþáèò è êàê ïåðåæèâàåò, ÷òî îí ñòðàäàåò, íî îíà íè çà ÷òî íå îòïóñòèò åãî èìåííî ïîòîìó, ÷òî ëþáèò. Ïîñëå ðàçëè÷íîé ïî ïðîäîëæèòåëüíîñòè âòîðîé ñòàäèè íåèçáåæíî íàñòóïàåò òðåòüÿ ñòàäèÿ — ñòàäèÿ ðàçðåøåíèÿ. Íà ýòîé ñòàäèè ðåáåíîê ïåðåñòàåò ñîïðîòèâëÿòüñÿ, óñòàíàâëèâàåò êîíòàêò ãëàçàìè, ðàññëàáëÿåòñÿ, ó íåãî ïîÿâëÿåòñÿ óëûáêà, åìó ñòàíîâèòñÿ ëåãêî ïðîÿâèòü íåæíîñòü; ìàòü è ðåáåíîê ïîëó÷àþò âîçìîæíîñòü ãîâîðèòü íà ñàìûå èíòèìíûå òåìû è ïåðåæèâàòü ÷óâñòâî ëþáâè.

Ïîñëå ñåàíñà õîëäèíãà ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ñïîêîéíûì, ðàññëàáëåííûì (èíîãäà ïîñëå ïåðâîãî õîëäèíãà ðåáåíîê ìîæåò äàæå çàñíóòü èëè ìîæåò îñòàâàòüñÿ äîñòàòî÷íî àêòèâíûì).  ëþáîì ñëó÷àå îí íà÷èíàåò êîíòàêòèðîâàòü ñ ðîäèòåëÿìè: ïîÿâëÿåòñÿ ïðÿìîé âçãëÿä â ãëàçà, ðåáåíîê ìîæåò ðàññìàòðèâàòü ëèöî ìàòåðè òàê, êàê áóäòî âèäèò åãî âïåðâûå, îùóïûâàòü åãî. Î÷åíü âàæíî, ÷òîáû ïåðâûé õîëäèíã áûë äîâåäåí äî «õîðîøåãî êîíöà», è ðåáåíîê ïîëíîñòüþ ðàññëàáèëñÿ, òîãäà â ïîñëåäóþùèå äíè åãî ñîïðîòèâëåíèå ðåäóöèðóåòñÿ, îñòàâëÿÿ âñå áîëüøå âðåìåíè äëÿ ðàçâèòèÿ ïîçèòèâíîãî ýìîöèîíàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ.  ïðîòèâíîì ñëó÷àå ñîïðîòèâëåíèå ðåáåíêà îñòàåòñÿ òàêèì æå îò÷àÿííûì è äëèòåëüíûì, êàê â ïåðâûé ðàç, íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ äíåé, è íå âñåì ðîäèòåëÿì õâàòàåò ýìîöèîíàëüíîé âûíîñëèâîñòè, ÷òîáû ïðîäîëæàòü õîëäèíã-òåðàïèþ, äîáèâàÿñü ïîëíîãî ýìîöèîíàëüíîãî è ôèçè÷åñêîãî ðàññëàáëåíèÿ ðåáåíêà.

 ïðîöåññå òàêîé òåðàïèè äîñòèãàåòñÿ ñóùåñòâåííûé ïðîãðåññ â ðàçâèòèè, ïðåæäå âñåãî, ýìîöèîíàëüíîãî êîíòàêòà ñ áëèçêèìè ëþäüìè. Ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ àêòèâíûì â èññëåäîâàíèè îêðóæàþùåãî ìèðà, ïðîÿâëÿåò èíòåðåñ ê ñîáûòèÿì, ïðîèñõîäÿùèì äîìà, íà óëèöå. Îí àêòèâíåå âêëþ÷àåòñÿ â ëþáîå âçàèìîäåéñòâèå, èäåò íà òàêòèëüíûé êîíòàêò (äàåò ñåáÿ îáíÿòü, ïîäåðæàòü íà ðóêàõ), ÷àùå ñìîòðèò â ãëàçà, ÷àùå îáðàùàåòñÿ ñ ïðîñüáîé. Åñòåñòâåííî, ÷òî õîëäèíã-òåðàïèþ ñ ñåìüåé, èìåþùåé àóòè÷íîãî ðåáåíêà, äîëæåí âåñòè ïñèõîëîã èëè ïåäàãîã, èìåþùèé îïûò êîððåêöèîííîé ðàáîòû ñ àóòè÷íûìè äåòüìè è îáëàäàþùèé íåîáõîäèìûìè çíàíèÿìè î çàêîíîìåðíîñòÿõ àôôåêòèâíîãî ðàçâèòèÿ òàêèõ äåòåé.

Òàêèì îáðàçîì, õîëäèíã-òåðàïèÿ, ñòèìóëèðóÿ ðàçâèòèå ðåáåíêà, äàåò ñåìüå âîçìîæíîñòü ïî-íîâîìó íàëàäèòü âçàèìîäåéñòâèå ñ íèì, ïðåîäîëåâàÿ ïðè ýòîì êàê ñàì àóòèçì, òàê è ñâÿçàííóþ ñ íèì çàäåðæêó ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Áàåíñêàÿ Å.Ð., Íèêîëüñêàÿ Î.Ñ., Ëèëèíã Ì.Ì. Àóòè÷íûé ðåáåíîê. Ïóòè ïîìîùè. Ì.: — Öåíòð òðàäèöèîííîãî è ñîâðåìåííîãî îáðàçîâàíèÿ «Òåðåâèíô». — 1997.

2. Äóáðîâèíà È.Â. Ïñèõîêîððåêöèîííàÿ è ðàçâèâàþùàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. ñðåä. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé.-Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 1998.

3. Çâåðåâà Í.Â. Ïàòîïñèõîëîãèÿ äåòñêîãî è þíîøåñêîãî âîçðàñòà: ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø. ó÷åá. çàâåäåíèé. — Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2008.

4. Ëåáåäèíñêàÿ Ê.Ñ., Íèêîëüñêàÿ Î.Ñ. Äèàãíîñòè÷åñêàÿ êàðòà. Èññëåäîâàíèå ðåáåíêà ïåðâûõ äâóõ ëåò æèçíè ïðè ïðåäïîëîæåíèè ó íåãî ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà // Äèàãíîñòèêà ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1991.

5. Ìîñêàëåíêî À.À. Íàðóøåíèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé — ðàííèé äåòñêèé àóòèçì. // Äåôåêòîëîãèÿ. — 1998.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник