Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма

Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма thumbnail

В настоящее время все более сознается социальная значимость проблемы детского аутизма (РДА). Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах в середине прошлого века, показали, что частота его проявлений не реже 3-6 случаев на 10 тысяч детей. В последующие годы, когда были выявлены полиэтиология и полинозология детского аутизма доказано, что вокруг ядра классического клинического синдрома РДА группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации и социальной адаптации. Не совсем точно укладываясь в классическую клиническую картину РДА, они имеют общую специфику психического дизонтогенеза и требуют аналогичного коррекционного подхода. Частота выявления детского аутизма по мнению современных авторов, составляет до 21-26 на 10 тысяч детей (цит. по В.М. Башина, 1999) и наряду с клиническим все большее значение приобретает образовательный диагноз.

Ранний детский аутизм (РДА) в настоящее время рассматривается не только как клиническая, но, и как психолого-педагогическая проблема и в связи с запросом сообщества на введение в образовательное пространство категорий детей, ранее признаваемых необучаемыми (Н.Н. Малофеев,1997). Это делает все более актуальным научное обоснование и разработку методов психологической коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом. Разрешение этих задач непосредственно связано как с исследованием особенностей психического развития при детском аутизме, так и с изучением практического опыта, в котором важную роль играет анализ успешных случаев психокоррекции, этому направлению и принадлежит данная работа.

Одним из важнейших современных приоритетов развития системы специального образования является обращение коррекционного воздействия к раннему возрасту, что дает возможность вести профилактическую работу и предотвращать формирование вторичных нарушений психического развития. Эффективность психологической помощи при аутизме может быть максимальной при его начале до 3-х летнего возраста (Е.Р. Баенская, 2000, 2001). Представляемое исследование направлено на разработку средств психологической помощи детям раннего возраста с тенденцией формирования синдрома детского аутизма, это определяет его актуальность.

Цель исследования: определить основные ориентиры и логику психологической коррекционной работы с детьми раннего возраста с формирующимся синдромом РДА.

Объект исследования: процесс психокоррекционной работы при выявлении в раннем возрасте формирующегося синдрома РДА.

Предмет исследования: динамика психического развития ребенка в процессе индивидуальной психокоррекционной работы.

Задачи исследования:

  • обобщить литературные данные по проблеме РДА;
  • охарактеризовать основные подходы к психологической помощи ребенку с аутизмом;
  • описать ход и представить результаты индивидуальной психокор-рекцинной работы с детьми раннего возраста при формирующемся синдроме РДА выделить и обосновать закономерную последовательность ее этапов;
  • сформулировать соответствующие им задачи, представить эффективные методы и приемы коррекционного воздействия;
  • проанализировать динамику психического развития детей в процессе коррекционной работы.

Гипотеза исследования:

  1. раннее начало психокоррекционной работы с детьми при формирующемся детском аутизме дает возможность противостоять даже наиболее выраженным тенденциям искажения психического развития;
  2. логика нормального развития аффективной сферы как многоуровневой саморегулирующейся системы организации сознания и поведения ребенка является ориентиром для направленного формирования аффективных механизмов, лежащих в основе когнитивного и социо-эмоционального развития.

Методологические основы. Представленное исследование выполнено в рамках подхода разрабатываемого в ИКП РАО под руководством К.С. Лебединской с 70-х годов прошлого века. Он традиционен для отечественной психологии и опирается на положение Л.С. Выготского о единстве когнитивного и аффективного развития. Искажение психического развития при детском аутизме объясняется дисбалансом в формировании системы аффективных механизмов, адаптивных смыслов, в норме организующих взаимодействие ребенка со средой и близкими людьми и лежащих в основе его когнитивного и социального развития (О.С.Никольская, 1985,1999, 2000). В рамках этого подхода накоплен большой опыт практической психологической работы, направленной на коррекцию аффективного развития аутичного ребенка, сформулированы ее принципы, методы и приемы. (О.С. Никольская,1985;2000; К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг,1989; В.В, Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 1990; О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либ-линг, 1997, 2003, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 2003).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В исследовании впервые представлен подробный анализ процесса успешной психологической коррекции формирующегося синдрома раннего детского аутизма. Определены цели, задачи, раскрыто содержание индивидуальной психологической помощи ребенку раннего возраста в аффективном развитии. Становление аффективной сферы представлено как развитие системы адаптивных смыслов, организующих сознание и поведение ребенка. Начало психокоррекционной работы в раннем возрасте, до окончательного оформления синдрома детского аутизма, открывает возможность рассмотрения ее закономерных этапов в логике нормального аффективного развития. Впервые психологическая коррекционная работа представлена как направленное формирование системы аффективных механизмов организации сознания и поведения ребенка: детально описаны основные этапы, определены соответствующие им методы и приемы, вскрыты психологические механизмы коррекционной работы.

Читайте также:  Что такое синдром беспокойных ног симптомы

Практическая значимость исследования. Развитие и распространение знания о детском аутизме, успехи клинической и психологической диагностики позволяют выявлять не только детский аутизм, но и саму угрозу его формирования. Если раньше семья обращалась за психологической помощью на пике трудностей, в период 4-х, 5-ти лет, то в последние годы нередки обращения в 2-3 года и даже до 1 года. Известно, что оказание психологической помощи в раннем возрасте наиболее эффективно, и в настоящее время открывается возможность оказания такой помощи многим детям. Ее трудно реализовать, поскольку недостает подготовленных специалистов, требуется трансляция существующего экспериментального опыта эффективной психологической помощи в широкую психологическую практику. Этому запросу отвечает представленное диссертационное исследование, раскрывающее технологию психологической коррекционной работы, что обуславливает его практическую значимость.

Результаты исследования подтверждают, что раннее начало коррекционной работы при угрозе формирования синдрома детского аутизма даже в самых тяжелых случаях способствует нормализации процессов психического развития и позволяет противостоять образованию вторичной аутистической защиты.

Показано: психокоррекционная работа с детьми с формирующимся синдромом РДА следует логике нормального аффективного развития, что позволяет определять перспективу коррекционной работы и зону ближайшего развития такого ребенка.

В исследовании раскрыто содержание закономерных этапов коррекционной работы, направленной на формирование системы аффективной организации поведения ребенка.

Показано, что на каждом этапе коррекционной работы решается своя содержательная задача:

  • на первом этапе это установление эмоционального контакта на основе значимых для ребенка впечатлений 1 уровня для достижения возможности тонизировать его и актуализировать механизмы 2 уровня;
  • на втором этапе это формирование аффективных механизмов 2 уровня, индивидуальной избирательности ребенка создание устойчивого пространственно-временного стереотипа занятия;
  • на третьем этапе это дифференциация механизмов 2 уровня и актуализация на этой основе впечатлений 4 уровня формирование смыслового стереотипа занятия;
  • на четвертом этапе это введение в социальный контекст 4 уровня механизмов индивидуальной экспансии 3 уровня и стимуляция их развития.

В соответствии с содержательной задачей каждого этапа в исследовании обоснован подбор и использование конкретных методов и форм коррекционной работы.

Подтверждено, что эмоциональное осмысление всех форм контакта с ребенком в ходе коррекционной работы задает нормальную иерархию в развитии системы уровней аффективной организации сознания и поведения. Это позволяет противостоять тенденциям искажения психического развития при аутизме — становлению и использованию отдельных аффективных механизмов исключительно в русле стереотипной аутостимуляции.

Доказано, что работа по формированию аффективной сферы аутичного ребенка определяет общую положительную динамику его психического развития.

Основные выводы

Подводя итоги сказанному, отметим, что в ходе коррекционной работы происходит последовательное включение уровней аффективной регуляции сознания и поведения. Работа нацелена не на решение отдельных поведенческих или интеллектуальных проблем ребенка (которых у него много), а на развитие всей системы уровней и обеспечения их нормального взаимодействия. В ходе этого развития и происходит последовательной разрешение имеющихся трудностей, активизируется интеллектуальное развитие.

В процессе работы мы видим, что в начале осваиваемые механизмы организации поведения используются детьми в сфере аутостимуляции. Так это, видимо, происходит и в нормальном развитии ребенка раннего возраста. Однако, обычный ребенок не сосредотачивается на привлекательных впечатлениях так, как это характерно при искажении развития, не развивает стереотипных форм аутостимуляции. В ходе коррекционной работы становится очевидно, что без специальной помощи ребенок может застревать на каждом новом витке освоения нового класса впечатлений. В то же время мы видим, что специалист может помочь ребенку преодолеть эту опасную тенденцию, вводя новые увлекающие его впечатления в смысловой контекст ситуации взаимодействия.

Эффективность коррекционной работы связана с ранним ее началом, поскольку в этом случае мы имеем дело не со сложившимся искажением развития и можем помочь естественному процессу формирования аффективной сферы. В более позднем возрасте, когда у аутичного ребенка накапливается отрицательный опыт контакта и утверждается негативизм к взаимодействию, закрепляются механизмы аутистической защиты, снижается пластичность и отзывчивость к воздействию взрослого, формируются и фиксируются устойчивые способы стереотипной аутостимуляции, в которой часто объединяются впечатления разных уровней, складывается привычка к определенному образу жизни, утверждаются тенденции искажения психического развития, процесс коррекции идет значительно сложнее и предполагает длительную дезактуализацию аутистической защиты, перестройку не только ненормально сформированных механизмов отдельных уровней, но их патологически сложившегося взаимодействия.

Источник

Статья:

В настоящее время все более сознается социальная значимость проблемы детского аутизма (РДА). Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах в середине прошлого века, показали, что частота его проявлений не реже 3-6 случаев на 10 тысяч детей. В последующие годы, когда были выявлены полиэтиология и полинозология детского аутизма доказано, что вокруг ядра классического клинического синдрома РДА группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации и социальной адаптации. Не совсем точно укладываясь в классическую клиническую картину РДА, они имеют общую специфику психического дизонтогенеза и требуют аналогичного коррекционного подхода. Частота выявления детского аутизма по мнению современных авторов, составляет до 21-26 на 10 тысяч детей (цит. по В.М. Башина, 1999) и наряду с клиническим все большее значение приобретает образовательный диагноз.

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии лечиться ли

Ранний детский аутизм (РДА) в настоящее время рассматривается не только как клиническая, но, и как психолого-педагогическая проблема и в связи с запросом сообщества на введение в образовательное пространство категорий детей, ранее признаваемых необучаемыми (Н.Н. Малофеев,1997). Это делает все более актуальным научное обоснование и разработку методов психологической коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом. Разрешение этих задач непосредственно связано как с исследованием особенностей психического развития при детском аутизме, так и с изучением практического опыта, в котором важную роль играет анализ успешных случаев психокоррекции, этому направлению и принадлежит данная работа.

Одним из важнейших современных приоритетов развития системы специального образования является обращение коррекционного воздействия к раннему возрасту, что дает возможность вести профилактическую работу и предотвращать формирование вторичных нарушений психического развития. Эффективность психологической помощи при аутизме может быть максимальной при его начале до 3-х летнего возраста (Е.Р. Баенская, 2000, 2001). Представляемое исследование направлено на разработку средств психологической помощи детям раннего возраста с тенденцией формирования синдрома детского аутизма, это определяет его актуальность.

Цель исследования: определить основные ориентиры и логику психологической коррекционной работы с детьми раннего возраста с формирующимся синдромом РДА.

Объект исследования: процесс психокоррекционной работы при выявлении в раннем возрасте формирующегося синдрома РДА.

Предмет исследования: динамика психического развития ребенка в процессе индивидуальной психокоррекционной работы.

Задачи исследования:

  • обобщить литературные данные по проблеме РДА;
  • охарактеризовать основные подходы к психологической помощи ребенку с аутизмом;
  • описать ход и представить результаты индивидуальной психокор-рекцинной работы с детьми раннего возраста при формирующемся синдроме РДА выделить и обосновать закономерную последовательность ее этапов;
  • сформулировать соответствующие им задачи, представить эффективные методы и приемы коррекционного воздействия;
  • проанализировать динамику психического развития детей в процессе коррекционной работы.

Гипотеза исследования:

  1. раннее начало психокоррекционной работы с детьми при формирующемся детском аутизме дает возможность противостоять даже наиболее выраженным тенденциям искажения психического развития;
  2. логика нормального развития аффективной сферы как многоуровневой саморегулирующейся системы организации сознания и поведения ребенка является ориентиром для направленного формирования аффективных механизмов, лежащих в основе когнитивного и социо-эмоционального развития.

Методологические основы. Представленное исследование выполнено в рамках подхода разрабатываемого в ИКП РАО под руководством К.С. Лебединской с 70-х годов прошлого века. Он традиционен для отечественной психологии и опирается на положение Л.С. Выготского о единстве когнитивного и аффективного развития. Искажение психического развития при детском аутизме объясняется дисбалансом в формировании системы аффективных механизмов, адаптивных смыслов, в норме организующих взаимодействие ребенка со средой и близкими людьми и лежащих в основе его когнитивного и социального развития (О.С.Никольская, 1985,1999, 2000). В рамках этого подхода накоплен большой опыт практической психологической работы, направленной на коррекцию аффективного развития аутичного ребенка, сформулированы ее принципы, методы и приемы. (О.С. Никольская,1985;2000; К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг,1989; В.В, Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 1990; О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либ-линг, 1997, 2003, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 2003).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В исследовании впервые представлен подробный анализ процесса успешной психологической коррекции формирующегося синдрома раннего детского аутизма. Определены цели, задачи, раскрыто содержание индивидуальной психологической помощи ребенку раннего возраста в аффективном развитии. Становление аффективной сферы представлено как развитие системы адаптивных смыслов, организующих сознание и поведение ребенка. Начало психокоррекционной работы в раннем возрасте, до окончательного оформления синдрома детского аутизма, открывает возможность рассмотрения ее закономерных этапов в логике нормального аффективного развития. Впервые психологическая коррекционная работа представлена как направленное формирование системы аффективных механизмов организации сознания и поведения ребенка: детально описаны основные этапы, определены соответствующие им методы и приемы, вскрыты психологические механизмы коррекционной работы.

Практическая значимость исследования. Развитие и распространение знания о детском аутизме, успехи клинической и психологической диагностики позволяют выявлять не только детский аутизм, но и саму угрозу его формирования. Если раньше семья обращалась за психологической помощью на пике трудностей, в период 4-х, 5-ти лет, то в последние годы нередки обращения в 2-3 года и даже до 1 года. Известно, что оказание психологической помощи в раннем возрасте наиболее эффективно, и в настоящее время открывается возможность оказания такой помощи многим детям. Ее трудно реализовать, поскольку недостает подготовленных специалистов, требуется трансляция существующего экспериментального опыта эффективной психологической помощи в широкую психологическую практику. Этому запросу отвечает представленное диссертационное исследование, раскрывающее технологию психологической коррекционной работы, что обуславливает его практическую значимость.

Читайте также:  Одной растить ребенка с синдромом дауна

Результаты исследования подтверждают, что раннее начало коррекционной работы при угрозе формирования синдрома детского аутизма даже в самых тяжелых случаях способствует нормализации процессов психического развития и позволяет противостоять образованию вторичной аутистической защиты.

Показано: психокоррекционная работа с детьми с формирующимся синдромом РДА следует логике нормального аффективного развития, что позволяет определять перспективу коррекционной работы и зону ближайшего развития такого ребенка.

В исследовании раскрыто содержание закономерных этапов коррекционной работы, направленной на формирование системы аффективной организации поведения ребенка.

Показано, что на каждом этапе коррекционной работы решается своя содержательная задача:

  • на первом этапе это установление эмоционального контакта на основе значимых для ребенка впечатлений 1 уровня для достижения возможности тонизировать его и актуализировать механизмы 2 уровня;
  • на втором этапе это формирование аффективных механизмов 2 уровня, индивидуальной избирательности ребенка создание устойчивого пространственно-временного стереотипа занятия;
  • на третьем этапе это дифференциация механизмов 2 уровня и актуализация на этой основе впечатлений 4 уровня формирование смыслового стереотипа занятия;
  • на четвертом этапе это введение в социальный контекст 4 уровня механизмов индивидуальной экспансии 3 уровня и стимуляция их развития.

В соответствии с содержательной задачей каждого этапа в исследовании обоснован подбор и использование конкретных методов и форм коррекционной работы.

Подтверждено, что эмоциональное осмысление всех форм контакта с ребенком в ходе коррекционной работы задает нормальную иерархию в развитии системы уровней аффективной организации сознания и поведения. Это позволяет противостоять тенденциям искажения психического развития при аутизме — становлению и использованию отдельных аффективных механизмов исключительно в русле стереотипной аутостимуляции.

Доказано, что работа по формированию аффективной сферы аутичного ребенка определяет общую положительную динамику его психического развития.

Основные выводы

Подводя итоги сказанному, отметим, что в ходе коррекционной работы происходит последовательное включение уровней аффективной регуляции сознания и поведения. Работа нацелена не на решение отдельных поведенческих или интеллектуальных проблем ребенка (которых у него много), а на развитие всей системы уровней и обеспечения их нормального взаимодействия. В ходе этого развития и происходит последовательной разрешение имеющихся трудностей, активизируется интеллектуальное развитие.

В процессе работы мы видим, что в начале осваиваемые механизмы организации поведения используются детьми в сфере аутостимуляции. Так это, видимо, происходит и в нормальном развитии ребенка раннего возраста. Однако, обычный ребенок не сосредотачивается на привлекательных впечатлениях так, как это характерно при искажении развития, не развивает стереотипных форм аутостимуляции. В ходе коррекционной работы становится очевидно, что без специальной помощи ребенок может застревать на каждом новом витке освоения нового класса впечатлений. В то же время мы видим, что специалист может помочь ребенку преодолеть эту опасную тенденцию, вводя новые увлекающие его впечатления в смысловой контекст ситуации взаимодействия.

Эффективность коррекционной работы связана с ранним ее началом, поскольку в этом случае мы имеем дело не со сложившимся искажением развития и можем помочь естественному процессу формирования аффективной сферы. В более позднем возрасте, когда у аутичного ребенка накапливается отрицательный опыт контакта и утверждается негативизм к взаимодействию, закрепляются механизмы аутистической защиты, снижается пластичность и отзывчивость к воздействию взрослого, формируются и фиксируются устойчивые способы стереотипной аутостимуляции, в которой часто объединяются впечатления разных уровней, складывается привычка к определенному образу жизни, утверждаются тенденции искажения психического развития, процесс коррекции идет значительно сложнее и предполагает длительную дезактуализацию аутистической защиты, перестройку не только ненормально сформированных механизмов отдельных уровней, но их патологически сложившегося взаимодействия.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник