Психологическая коррекция страхов при синдроме рда

Психологическая коррекция страхов при синдроме рда thumbnail

Психологическая коррекция страхов при синдроме рда

Большинство специалистов признают, что основным инструментом помощи ребенку-аутисту была и остается психологическая и педагогическая коррекция. Она предполагает специальные занятия, игры с аутичным ребенком, особый педагогический подход. Однако психологических методик, по которым сегодня происходит коррекция раннего детского аутизма, тоже существует немало. В чем их отличия? Как понять, какую лучше выбрать?

0
8303
19 Марта 2017 в 20:50

Автор публикации:
Евгения Астреинова, психолог

Детский аутизм, коррекция которого требует целого комплекса мероприятий, до настоящего времени остается нарушением не до конца изученным. Родители стремятся ухватиться за любую «соломинку», использовать все возможные способы и методики ради успешного лечения и реабилитации ребенка-аутиста. Поэтому коррекция аутизма сегодня чаще всего строится на работе целой команды специалистов (медиков, психологов, коррекционных педагогов).

Хорошо, если это слаженная работа единой команды специалистов, которые согласовывают реабилитационные мероприятия между собой. Но такое комплексное лечение в специальных клиниках большинству наших семей просто не по карману. Существует и множество вспомогательных способов и методов реабилитации. Что выбрать?

Ранний детский аутизм: подходы к коррекции

Специалисты в разных областях ищут и предлагают свои подходы к коррекции аутизма:

  1. Медикаментозная терапия (обычно назначается психиатром и невропатологом). Она не предполагает как такового излечения ребенка. Медикаментозное воздействие применяется при аутизме с целью коррекции поведения ребенка и нивелирования различных патологических состояний.

  2. Биомедицинское лечение аутизма у детей (сочетание специальных диет с приемом витаминов, БАДов, противовирусными и противогрибковыми комплексами).

  3. Применение физиотерапии и электростимуляции мозга в лечении ребенка-аутиста.

  4. Метод биоакустической коррекции аутизма. Биоакустическая коррекция предполагает прослушивание ребенком акустически преобразованной собственной энцефалограммы.

  5. Вспомогательные методы коррекции детского аутизма (реабилитация ребенка-аутиста с помощью анималотерапии, арт-терапии и т. д.).

Описанные выше методы родители выбирают и «берут на вооружение» исходя из состояния ребенка. Однако большинство специалистов признают, что основным инструментом помощи ребенку-аутисту была и остается психологическая и педагогическая коррекция. Она предполагает специальные занятия, игры с аутичным ребенком, особый педагогический подход. Медикаментозная и прочие виды коррекции могут выступать лишь вспомогательным инструментом.

Однако психологических методик, по которым сегодня происходит коррекция раннего детского аутизма, тоже существует немало. В чем их отличия? Как понять, какую лучше выбрать?

Коррекция аутизма у детей: реабилитационные программы

Большинство коррекционных программ, призванных помочь ребенку-аутисту, основаны на поведенческой терапии. Она подразумевает поощрение ребенка за правильное, желаемое поведение и игнорирование неверного или нежелательного поведения. Предполагается, что ребенок будет стремится повторять именно тот опыт (применять ту поведенческую модель), за которую его поощряют.

Наиболее известны сегодня такие программы, по которым осуществляется коррекция аутизма у детей:

коррекция аутизма

  • Программа «АВА». При этом подходе все навыки, которые даются ребенку тяжело, разбиваются на мелкие действия. Каждое из них разучивается с ребенком отдельно. Например, ребенку-аутисту дается инструкция: «Подними руку». При необходимости педагог дает пример (сам поднимает руку ребенка), поощряя за верное действие каждый раз. После нескольких попыток «задание – пример – вознаграждение» от ребенка требуется самостоятельное выполнение инструкции. Если он выполняет ее верно, то получает награду. Когда количество усвоенных ребенком навыков становится достаточно велико, происходит их усложнение и генерализация.

    Специалисты отмечают, что методика АВА, с ее пошаговым разучиванием огромного количества предметов и действий, требует колоссального времени и усилий (домашние занятия занимают 30 и больше часов в неделю). Самим родителям редко удается справиться с такой задачей. Поэтому коррекция аутизма с помощью программы АВА обычно требует привлечения к процессу нескольких специалистов, которые по очереди работают с ребенком. С финансовой стороны это доступно очень небольшому проценту семей, воспитывающих ребенка-аутиста.

  • Программа «Игровое время». В отличие от АВА, эта программа, по мнению автора, не требует от родителей обязательных многочасовых занятий с ребенком. Однако консультации супервайзера все-таки требуются. Методика основана на шести основных стадиях развития, через которые, по мнению автора, проходит здоровый ребенок. У ребенка-аутиста эти стадии частично или полностью пропущены, и задача состоит в том, чтобы их наверстать, помочь ребенку их пройти.

    Программа «Игровое время» не предполагает слишком жесткой «дрессуры», как при АВА-терапии. Изначально специалист или родитель, наоборот, подстраиваются к ребенку, имитируя его действия, чтобы установить первичный контакт.

  • Программа «РМО» (развитие межличностных отношений). Она основана на том, что у ребенка с РАС по неизвестной причине нарушена способность к эмпатийным связям, не возникает интерес к общению. Методика также опирается на некие вехи, стадии эмоционального развития, которые проходит здоровый ребенок (ответная улыбка, зрительный контакт, умение поддержать игру и т. д.). Задача – помочь ребенку с диагнозом ранний детский аутизм пройти эти стадии и восстановить интерес к общению с людьми.

    В отличие от АВА метода, здесь не используется никаких «наград» за выполненное действие. Подразумевается, что наградой становятся сами позитивные эмоции, которые ребенок научается испытывать от контакта с людьми.

  • Эмоционально-уровневый подход. В ее рамках детский аутизм рассматривается авторами как первазивное нарушение, в результате которого в первую очередь страдает эмоциональная сфера. Поэтому, аналогично программе «РМО», эмоционально-уровневый подход нацелен именно на развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка-аутиста.

    Достигается это с помощью игр на эмоциональное заражение, осуществлять которые может как психолог, так и родитель ребенка.

  • Сенсорно-интегративная терапия. Основана на том, что детский аутизм часто сопровождается снижением у ребенка способности адекватно обрабатывать те потоки информации, которые он получает из различных сенсорных каналов. Это могут быть ярко выраженные сенсорные перегрузки (например, ребенок не переносит прикосновений, громких звуков или ярких цветов). А может быть и выраженный сенсорный дефицит (ребенок-аутист наблюдаемо пытается добрать недостающие ощущения через аутостимуляцию).

    При методе сенсорной интеграции может использоваться комната Монтессори, «сухой бассейн», игры с неструктурированным материалом, тактильные игры и т. д.

Детский аутизм: коррекция требует точной диагностики

Даже из этого, далеко не полного перечня способов коррекции, родителям и педагогам бывает непросто сделать выбор. Основная трудность заключается в том, что современная диагностика детского аутизма направлена преимущественно на то, чтобы определить сам факт наличия или отсутствия нарушений аутистического спектра.

А причины развития аутизма специалистами определяются совершенно по-разному, поэтому и методик возникает огромное число. Что все-таки объединяет каждого ребенка-аутиста, в чем причина его нарушений? Версий великое множество:

  • сенсорная дезинтеграция в результате общих информационных перегрузок

  • генетические предпосылки, наследственность

  • обязательная вакцинация

  • множественные нарушения обмена веществ

  • экологический фактор.

детский аутизм коррекция

Не понимая точной причины, почему и у какого именно ребенка возникает аутизм, родители и специалисты часто вынуждены двигаться «вслепую», пробуя поочередно все возможные способы оказать помощь ребенку-аутисту. В результате мы теряем драгоценное и невосполнимое время. Ведь наиболее эффективна коррекция аутизма именно в раннем возрасте.

Точная диагностика – успешная коррекция аутизма

У всех детей, страдающих расстройством аутистического спектра, действительно есть нечто общее: особая восприимчивость к звукам. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что ребенок-аутист от природы является носителем звукового вектора. Его наиболее чувствительной зоной является ухо.

Читайте также:  Нефротический синдром при гломерулонефрите у детей

А это значит, что ребенок со звуковым вектором может получить серьезную психотравму вследствие следующих причин:

  • крики, ссоры, конфликты в семье

  • оскорбительные смыслы в речи взрослых

  • громкая музыка, особенно тяжелый рок

  • близость места проживания ребенка к источнику постоянных шумов (возле аэропорта, вокзала и т. д.).

В результате непереносимого воздействия на его наиболее чувствительную зону (ухо) ребенок со звуковым вектором отгораживается от источника стресса, погружается в свой внутренний мир, постепенно перестает воспринимать мир внешний. Подробнее можно прочесть здесь.

Обычные для нас звуки причиняют ребенку-аутисту непереносимую боль. Он стремится закрывать уши даже при бытовом шуме: пылесоса, моющейся посуды, фена или слива. Чем больше стрессовых звуковых воздействий получает такой ребенок, тем глубже он уходит в себя, теряет способность воспринимать речь, ее смыслы. Как следствие стремительно снижается обучаемость ребенка.

Базовым условием, с которого следует начинать реабилитацию ребенка-аутиста, является создание звуковой экологии в доме и во время занятий:

  • говорить с ребенком следует тихо и спокойно,

  • исключить громкую музыку или другие звуковые источники стресса,

  • можно использовать тихую фоновую классическую музыку, ее частотный диапазон полезен для звукового малыша.

Выбор конкретных реабилитационных мероприятий зависит от полного набора векторов, заданных ребенку от рождения.

Диагностика и коррекция аутизма в системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. По этой причине звуковая травма становится причиной лавинообразного нарушения в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку от рождения. Специалисты неслучайно определяют аутизм именно как первазивное, то есть всепроникающее нарушение.

В результате ребенок-аутист часто демонстрирует целую палитру разнообразных поведенческих отклонений. Например:

коррекция раннего детского аутизма

  • Если помимо звукового, ребенок обладает еще и кожным вектором, ему задана особая чувствительность кожных покровов. От природы это активные, подвижные дети. При аутизме развитие кожного вектора ребенка нарушается, и он может демонстрировать непереносимость тактильного контакта или, наоборот, навязчивую потребность в нем, вместо обычной подвижности формируется гиперактивность и «полевое поведение» и т. д.

  • Если помимо звукового, ребенок обладает также анальным вектором, ему от природы задана особая усидчивость и медлительность, консервативность, стремление к привычному укладу жизни. При аутизме мы наблюдаем нарушенную картину в развитии анального вектора, чрезмерную ригидность вплоть до ступора, «ритуальность», агрессию и аутоагрессию.

  • Если помимо звукового, ребенок наделен еще зрительным вектором, у него от природы особая восприимчивость к свету, цвету и форме, большой эмоциональный диапазон. При аутизме мы наблюдаем нарушенное развитие зрительного вектора: аутостимуляции (стереотипные игры) со светом и тенью (разглядывание пальцев или игрушек на просвет), природная эмоциональность превращается в истеричность и множественные страхи.

Это лишь несколько примеров того, насколько страдает целиком все развитие психики при детском аутизме. Системно-векторный подход к коррекции аутичных состояний дает точное понимание, какие методы будут эффективны для каждого конкретного ребенка, с учетом его природных свойств.

Системный выбор реабилитационных мероприятий

Точное знание устройства психики ребенка позволяет выбрать наиболее действенные меры реабилитации. За основу берутся природные свойства, заданные ребенку, например:

  1. Для аутичного малыша с кожным вектором полезны массажи, игры с неструктурированным материалом, лепка и т. д. От природы таким детям задан логический склад ума, они хорошо усваивают навыки счета – поэтому уместны будут игры с учетом этих свойств. Кожные дети нуждаются в четком режиме дня и высокой двигательной активности, что позволяет существенно снизить проявления «расторможенности» и «полевого поведения». Подробнее об этом здесь.

  2. Ребенок-аутист с анальным вектором, напротив, будет предпочитать сидячее времяпрепровождение. Ему требуется предсказуемость событий, поскольку все новое вызывает у него сильный стресс. Такой ребенок требует намного больше повторений, чтобы усвоить материал. Его нельзя торопить или обрывать, пока он не закончил начатое дело. Подробнее об этом можно прочесть здесь.

  3. Ребенка со зрительным вектором может увлечь театр теней, калейдоскоп, другие игры со светом и тенью. Системный подход позволяет существенно сократить истеричность и страхи, свойственные такому ребенку.

От природы каждому ребенку в среднем задано 3-5 векторов, каждый из которых закладывает определенные особенности и свойства психики. Успешная коррекция поведения при аутизме требует от родителей и педагогов точного знания всех психических свойств, заданных ребенку.

Понимание ребенка – ключ к решению проблемы

Знания по системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволяют родителям и специалистам получить комплексный подход в рамках любой реабилитационной программы, которая была выбрана в качестве основного метода коррекции. Так, нашими специалистами успешно применяется системный подход при сенсорно-интегративной терапии.

В зависимости от векторов ребенка используются разные меры: например, зрительному ребенку-аутисту следует предлагать задания с ярким дидактическим материалом, подойдет театрализация и эмоциональные игры. Кожному ребенку подойдут сенсорные игры на тактильность, подвижные игры, массажи.

Такой подход позволяет предлагать ребенку то, что действительно для него значимо и интересно. Понимая изнутри потребности и особенности малыша, родители и специалисты уже не нуждаются в методе «слепого тыка» или «дрессуре» по принципу «стимул – реакция».

Развитие эмоциональной сферы

Большое число коррекционных методик основано на том, что ребенок-аутист зачастую имеет существенные нарушения в развитии эмоциональной сферы. Причина такого нарушения вполне понятна и объяснима через призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Человек является чувственной и сознательной формой жизни. Когда в результате звуковой травмы ребенок отгораживается от мира, он утрачивает не только способность к сознательному восприятию смыслов речи. Он также существенно утрачивает и чувственную, эмоциональную связь с внешним миром.

Поэтому успешная коррекция аутизма предполагает восстановление не только способности к обучению, но обязательно и восстановление способности ребенка к эмпатийным связям, к сопереживанию и чувственному контакту с другими людьми. Как этого достичь? Обычно применяются:

  • анималотерапия (эмоциональный контакт с животными),

  • игры на эмоциональное заражение и подражание взрослому,

  • специальные программы по восстановлению эмпатийной способности ребенка (описаны выше).

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что наиболее существенной причиной проблем в эмоциональной сфере у ребенка-аутиста является утрата эмоциональной связи с матерью. Дело в том, что в раннем возрасте психический комфорт и развитие ребенка полностью зависят от матери. И именно мать является ключевой фигурой, через которую становится возможной реабилитация аутичного ребенка. Свои результаты о снятии с ребенка диагноза аутизм подтверждают мамы, прошедшие тренинг:

Это становится возможным благодаря тому, что мать ребенка:

  • точно понимает устройство психики своего ребенка, применяет максимально эффективные именно для него подходы в воспитании и обучении,

  • полностью избавляется от собственных психологических травм, обретает равновесие и способна обеспечить своему ребенку ощущение защищенности и безопасности.

Более развернутая информация ждет родителей и специалистов на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор публикации:
Евгения Астреинова, психолог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Читайте также:  Вертебральные синдромы поясничного остеохондроза попелянский

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 101»

Развитие и коррекция

эмоционально-волевой сферы

у обучающихся с РДА.

(Методические рекомендации)

                                                   Составила:

                                                          Дягилева М.С.,

                                                                педагог — психолог,

                                                                             высшая квалификационная

                                                 категория

г. Кемерово

2016г.

Пояснительная записка.

В настоящее время синдром РДА вызывает к себе пристальный интерес педагогов, психологов и других специалистов в связи с высокой распространённостью и большой социальной значимостью проблемы.

При аутизме у детей наблюдается преимущественно искажение эмоционально-волевой сферы. Таким детям присущи разнообразные страхи, агрессивность, неадекватность поведения, негативизм, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребенка («эмоциональный» возраст может быть значительно меньше реального биологического возраста), отсутствие адекватного эмоционального реагирования. И это происходит в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих людей по их проявлениям: мимике, жестам, движениям.

Дети с синдромом РДА нуждаются в коррекции эмоционально-волевой сферы, направленной на установление контакта с аутичным ребенком, на преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, негативизма, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.

Главная задача педагога-психолога при коррекции эмоционально-волевой сферы детей с РДА — научить распознавать эмоциональные состояния, понимать поведение людей, видеть мотивы поступков окружающих, обогатить эмоциональный опыт, адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации.

В своей практической деятельности столкнулась с проблемой отсутствия приёмов и методов работы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, которые эффективно бы работали с аутичными детьми. Поэтому была поставлена следующая задача: определить наиболее эффективные методы и приёмы работы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы у детей с синдромом РДА.

В результате долгого поиска, изучения литературы по данной проблеме были определены и апробированы на практике некоторые методики и приёмы работы, позволяющие наиболее эффективно корригировать эмоционально-волевую сферу у детей-аутистов.

Данные методические рекомендации адресованы педагогам-психологам, практическим психологам, работающим с детьми с синдромом РДА.

Целью данных методических рекомендаций является оказание методической помощи психологам в выборе наиболее эффективных приёмов и методов работы по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у аутичных детей.

Содержание.

В работе с аутичными детьми главной задачей является вовлечение ребенка в индивидуальную и совместную деятельность для дальнейшей его адаптации в обществе.

Для достижения этой задачи необходимо поближе познакомиться с ребёнком, с его поведением, игрой. При первом же знакомстве могут возникнуть трудности в работе. Поведение ребёнка может быть непредсказуемым: ребёнок либо становится напряженным и агрессивным, либо не обращает внимание на присутствие нового взрослого, причём второй вариант поведения встречается чаще всего. Нужно быть готовым заранее к такой реакции аутичного ребёнка. Психологические причины подобного поведения заключаются в том, что появление нового незнакомого человека привносит в жизнь аутичного ребенка элемент неизвестности, который вызывает у него чувство страха и дискомфорта. Ребёнку потребуется определённое время, чтобы освоиться в новых условиях, привыкнуть к новому человеку.

Однако педагогам следует помнить о том, что самым первым шагом при работе с такими детьми будет установление первичного контакта, создание ребёнку положительного эмоционального климата, комфортной психологической атмосферы для занятий, чувства уверенности в себе и защищённости, и только потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам поведения. Адаптационный период работы может занять длительное время, чаще всего он растягивается на период от одной недели до нескольких месяцев.

        В период адаптации необходимо попытаться установить эмоциональный контакт с ребёнком и снизить у него уровень тревожности. Одним из эффективных приёмов установления контакта с аутичным ребенком является применение сенсорных игр. Сенсорный компонент мира приобретает для такого ребенка особую значимость, поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным стимулом вовлечения в игру, «соблазном» для ребенка. Виды сенсорных игр разнообразны.

         Игры с крупами. Высыпать, например, пшено в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребёнку присоединиться к вам. На следующих занятиях можно использовать другие крупы (гречка, рис, фасоль, горох, манка и др.).

          Игры с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом). Предлагая ребенку различные материалы (пластилин, глину, тесто), удается найти такой, который понравится ребёнку.

         Игры с красками (рисование кисточками, губкой и особенно пальцами) помогают снятию излишнего мышечного напряжения и развитию мелкой моторики пальцев. С этой целью полезна так же работа с песком, глиной, пшеном, водой.

        Не менее интересны и игры с водой. Возня с водой, переливание ее особенно нравятся детям, эти игры имеют и терапевтический эффект.

        Игры со льдом. Заранее приготовьте лед, выдавите вместе с ребенком лед из формочки в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла: стала холодная и твердая». Затем погрейте его в ладошках, она холодная, и тает. Зимой на прогулке можно обращать внимание ребенка на сосульки, лужи и т.д. Они будут в восторге от таких изменений в природе.

         Игры с мыльными пузырями. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей, за тем, как они лопаются, их захватывает сам процесс выдувания мыльных пузырей.

         Снижению уровня тревожности в адаптационный период способствуют также релаксационные игры,  прослушивание спокойной музыки, пальчиковые игры, игровые упражнения со свечами. Издавна известно, что горящая свеча привлекает внимание не только взрослых, но и детей. Свечи завораживают, успокаивают, уносят в удивительный мир спокойствия и гармонии. Приведу несколько приёмов игровой деятельности, которые будут способствовать формированию эмоций у ребёнка.

          1.  «Рисование дымом».

          Держа в руке потушенную свечу, рисуем в воздухе дымом: «Смотри, какой дымок в воздухе! Чувствуешь запах?» Затем дуем или размахиваем руками, чтобы дым рассеялся.

Читайте также:  Почки и нефротический синдром лечение

2. «Подуем на огонёк».

Устанавливаем длинную свечу устойчиво и зажигаем: «Смотри, свечка горит – как красиво!». Помните, что ребенок может испугаться – тогда отложите игру. Если реакция положительная, предлагаем ребёнку подуть на пламя: «А теперь подуем… Сильнее, вот так – ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.

3. «Холодно — горячо».

           Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратив внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Так же можно растопить кусочек льда, мороженого или сливочного масла. «Дотрагиваться до огонька нельзя – горячо! Можно обжечься. Давай подержим над огоньком кусочек льда. Смотри, лёд тает!».

          В процессе таких игр ребёнок проникнется к вам доверием, и именно в этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта. Установив эмоциональный контакт с аутичным ребенком, можно работать над его поведением, эмоциями.

         Цель занятий по коррекции эмоциональной-волевой сферы:

— познакомить детей с основными эмоциями;

— учить детей различать эмоции по схематическим изображениям — пиктограммам;

— учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;

— учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства: мимику, жесты, движения;

— учить слушать и понимать музыкальные произведения.

         В качестве методов и приемов в работе психолога по развитию и коррекции

эмоционально-волевой сферы у аутичных детей, возможно, использование следующих:

— игротерапия (дидактические игры, игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, игры-драматизации);

— использование наглядных пособий (фотографий, графических изображений, пиктограмм, символов, рисунков, схем);

— беседа на заданную тему;

— психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);

— примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;

— элементы психологического тренинга.

На коррекционно-развивающих  занятиях дети знакомятся с основными эмоциями: радость, печаль, удивление, страх, гнев. Знакомство с эмоциями проходит в игровой форме, с привлечением занимательного материала, например, стихотворений, рассказов, сказок и др. Так, с помощью стихотворения Н. А. Екимовой «Облака» происходит знакомство с эмоциями: радость, печаль, гнев и удивление и делается вывод о том, что все облака разные, непохожи друг на друга, так же, как и люди.

Познакомить детей с эмоциями также можно с помощью игры «Куб эмоций». Детям предъявляется два куба: один куб заполненный — на гранях куба пазы круглой формы, в данные пазы вставлены круги с наклеенными на них карточками с изображением разных эмоций — пиктограммы и второй куб – незаполненный, и круглые вставки с пиктограммами к данному кубу. Взрослый просит ребёнка заполнить второй куб так же, как заполнен первый, но при этом обращает его внимание на пиктограммы. Вслух проговаривается, какая это эмоция, вместе с ребёнком пальчиком обводятся части лица: брови, глаза, нос, рот, при этом обращается внимание ребёнка, как они расположены.

Второй вариант игры «Куб эмоций»: бросаем ребёнку кубик, на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Ребёнок изображает соответствующую эмоцию. Данный вариант игры способствует развитию выразительности движений, внимания, произвольности, закреплению способности определять эмоции по схематическим изображениям.

Игра «Выбери девочку» позволяет поупражняться в определении эмоций. Ребёнок выбирает из предложенных карточек с изображениями весёлой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто. (Зайку бросила хозяйка. Идёт бычок, качается. Уронили мишку на пол. Я люблю свою лошадку.) После чтения каждого стих-я взрослый задаёт вопрос ребёнку:

— Какая девочка бросила зайку?

— Какая девочка испугалась за бычка?

— Какая девочка пожалела мишку?

— Какая девочка любит свою лошадку?

В игре «Половинки» на материале персонажей сказок закрепляются такие понятия, как добрый – злой, определяются основные эмоции, характерные данным сказочным персонажам.

         В игре «Маскарад» также закрепляются знания об основных эмоциях. С помощью наклеек дети выкладывают лица сказочных героев на заданную тему, таким образом, чтобы получились, например, весёлые, грустные лица и т.д.

         На занятиях по развитию эмоциональной сферы необходимо подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых понятна мимика. Ребёнку предлагается угадать настроение персонажей мультфильмов, сказок (например, с помощью стоп-кадра), а затем изобразить самому.

         При «лечении игрой» следует использовать игры с чётко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Причём каждую игру необходимо проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребёнок понял правила, и игра не была для него неким ритуалом, который так любят аутисты.

         Таким образом, посредством игротерапии, погружения детей с синдромом РДА в коррекционно-развивающую среду происходят изменения в их эмоциональной сфере. Меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими. Они научаются различать основные эмоции, такие как радость, печаль, гнев, страх, удивление. У них возрастает способность осознавать и контролировать свои эмоции.

Список литературы.

1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст. Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2001, № 4.

2. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: – Центр традиционного и современного образования «Теревинф». – 1997.

3. Браудо Т.Е., Фрумкина Р.М. Детский аутизм, или странность разума. // Человек, – 2002, № 1.

4. Буянов М.И. “Беседы о детской психиатрии”  Москва 1995г.

5. Веденина М.Ю. “Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации” Дефектология  2*1997г.

6. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. “Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации” Дефектология  3*1997г.

7.  Вейс Томас Й. “Как помочь ребенку?”  Москва 1992г.

8. Коган В.Е. “ Аутизм у детей ”  Москва  1981г.

9. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. “Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм” Москва  1989г.

10. Лебединский В.В. “Нарушения психического развития у детей” Москва  1985г.

11. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. “Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция”  Москва  1990г.

12. Либлинг М.М.“Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом”  Дефектология  4*1997г.

13. Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. // Дефектология. – 1998, № 2. с. 89-92 .

14. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Источник