Психологическая коррекция при синдроме выгорания
«Профилактика и коррекция синдрома
эмоционального выгорания»
По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – это один из наиболее, деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических проблем, а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Немного истории:
Термин «burnout» — «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Эти факторы оказывают зачастую разрушительное воздействие на эмоциональную сферу педагога. У него резко возрастает количество аффективных расстройств, появляются состояния неудовлетворенности собой и своей жизнью, трудности установления теплых, доверительных контактов с учениками, коллегами, окружающими людьми. Эти симптомы отрицательно сказываются на всей профессиональной деятельности учителя, ухудшаются результаты его работы, снижается уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Таким образом, происходит изменение в мотивационной сфере педагога и развивается синдром эмоционального сгорания.
Стадии профессионального выгорания
ПЕРВАЯ
Снижение самооценки.
— исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
— возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
ВТОРАЯ
Одиночество.
-возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
-неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.
ТРЕТЬЯ
Эмоциональное истощение, соматизация.
-притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
-глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Фазы эмоционального выгорания
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.
Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.
Внешние факторы, провоцирующие выгорание
-специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
-организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Внутренние факторы
-коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
-ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Типы личности, которым угрожает синдром эмоционального выгорания
-«педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе)
-«демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы -«эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Почти никогда | Иногда | Часто | Почти | |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня | ||||
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой | ||||
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня | ||||
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких | ||||
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела | ||||
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня | ||||
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье | ||||
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил | ||||
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей |
Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1 , часто-2, почти всегда-3балла.
Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;
3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.
Существуют методики для более подробной диагностики эмоционального выгорания. Если Вас заинтересовала самодиагностика можно в индивидуальном порядке провести подробную диагностику
Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления
физические симптомы:
Резкое повышение утомляемости ,хроническая усталость, головные боли, восприимчивость к изменениям внешней среды, изменение артериального давления, астения (бессилие, слабость), ограничение движений в шее, боли в спине,
непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость, увеличение или потеря веса, одышка, бессонница, половая дисфункция.
эмоциональные симптомы:
пессимизм, цинизм, чёрствость, безразличие, агрессивность, раздражительность, тревога, чувство вины.
поведенческие симпотомы:
желание отдохнуть, безразличие к еде оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств.
интеллектуальное состояние:
падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам
социальные симптомы
низкая социальная активность, падение интереса к досугу, увлечениям, социальные контакты ограничиваются работой, скудные отношения на работе и дома
Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания
В первую очередь, это следующие индивидуально-личностные особенности:
- хорошее здоровье;
- сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (к примеру, занятия спортом и поддержка здорового образа жизни);
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых, выгорания избегают люди,
- имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса;
- способные конструктивно меняться в напряженных условиях
- отличающиеся высокой подвижностью;
- открытостью;
- общительностью;
- самостоятельностью;
- стремлением опираться на собственные силы.
В-третьих, важной отличительной чертой этих людей являются:
- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Блок 3. Профилактика и помощь при выгорании. Что делать, если вы заметили признаки выгорания?
Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.
Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»
Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?
Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.
Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.
Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления
Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.
Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Для того чтобы формулы были эффективны, помните о следующих правилах:
1. Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз.
2. Большое значение имеет начало формулы.
3. Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до семи раз).
4. Важно непоколебимо верить в «магические свойства» произносимых Вами слов.
5. Проговаривать формулы надо в состоянии сосредоточенности, сконцентрировав волю.
Вот несколько формул, которые можно взять на вооружение:
Уверенность в себе. «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу» (последнюю фразу можно повторять несколько раз).
Спокойствие, стабильность. «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе»
Следующая формула поможет перед сложным разговором.
«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».
Снятие усталости и восстановление работоспособности. «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым и энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всем теле».
Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.
Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.
Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.
Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
- расставлять приоритеты (в первую очередь выполнять действительно важные дела, а остальные – по мере успеваемости);
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относиться к конфликтам на работе;
- использовать медитации и аутотренинги;
- применять ароматерапию
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Чтобы не допустить появления синдрома или усиления уже существующего феномена эмоционального выгорания, психологи рекомендуют научиться мириться с потерями. Начать борьбу с синдромом легче, когда смотришь своим страхам «в глаза». Например, потерян смысл жизни или жизненная энергия. Нужно признать это и сказать себе, что вы начинаете все сначала: вы найдете новый стимул и новые источники силы.
Еще одно важное умение, по мнению специалистов, – это способность отказываться от ненужных вещей, погоня за которыми и приводит к синдрому эмоционального выгорания. Когда человек знает, что хочет он лично, а не общепринятое мнение, он становится неуязвим для эмоционального выгорания.
Выводы
-Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
-Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
-Не залезайте в «долгосрочный кредит» ваших внутренних резервов и возможностей.
-Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.
-Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!
Прививка от апатии
-расходуйте свой энергорезерв аккуратно. Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.
-избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо.
-умеренность во всём: в радости и в печали.
-избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо
-умеренность во всём: в радости и в печали.
-сделайте рабочее место максимально удобным. Приятные мелочи помогут отвлечься от рутины и заставят подумать о хорошем.
-чтобы не возненавидеть работу, нужно периодически делать перерывы.
-в выходные – забудьте о работе!
-смените обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.
Источник
УДК 159.9 Финченко Станислав Николаевич кандидат медицинских наук,
доцент кафедры охраны труда и окружающей среды Томского государственного архитектурно-строительного университета
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Finchenko Stanislav Nikolaevich
PhD in Medical Science, Assistant Professor, Protection of Labour and Environment Department, Tomsk State University of Architecture and Building
PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME
Аннотация:
В статье рассматривается проблема профессиональной деструкции и эмоционального выгорания, изучаются их проявления и влияние творческой заинтересованности на снижение профессиональных деформаций личности. Показано влияние комплекса расслабляющих упражнений на устранение уровня тревожности и профессиональных деформаций. Автором выявлены основные причины развития профессиональных деструкций, а также перечислены личностные черты и эмоциональные характеристики людей с выраженными профессиональными деформациями.
Ключевые слова:
профессиональная деформация, профессиональная деструкция, хроническое напряжение мышц, отсутствие творческой заинтересованности, тревожность, аффилиация, стрессоустойчи-вость, психокоррекция, музыкотерапия, комплекс расслабляющих упражнений.
Summary:
The article considers the problem of professional degradation and emotional burnout, their manifestations, and the impact of the creative commitment on the reduction of personal professional deformations. The influence of the relaxation exercises complex aimed at allaying of anxiety and professional deformations is considered. The author reveals the main reasons of the professional destructions, as well as lists personal traits and emotional characteristics of people with significant professional deformations.
Keywords:
professional deformation, professional destruction, chronic muscle tension, lack of artistic interest, anxiety, affiliation, stress immunity, psychological correction, music therapy, complex of relaxation exercises.
В трудовой деятельности человека немаловажным фактором является профессиональное развитие, следствием которого выступает повышение эффективности труда. Существует ряд факторов, препятствующих профессиональному развитию человека и, соответственно, негативно влияющих на трудовую деятельность: неблагоприятная социально-экономическая ситуация, низкая организация труда, отсутствие мотивации, карьерного и творческого роста.
Важно подчеркнуть, что профессиональное развитие вследствие отсутствия творческой заинтересованности, даже при наличии финансовой мотивации и перспектив карьерного роста, нередко сопровождается периодами регресса, нарушением социальной адаптации, застоем профессионального и социального роста, кризисами, которые приводят к состоянию хронической усталости.
Отмечается, что при отсутствии увлеченности, самозабвенного стремления к развитию возникают и утверждаются профессионально нежелательные качества, которые отрицательно сказываются на результатах профессиональной деятельности.
Основываясь на практическом опыте, а также анализе литературы, констатируем, что при эмоциональной одухотворенности, непременно присутствующей во время профессионального роста и творческого становления, результаты профессиональной деятельности специалиста будут непременно улучшаться. При наличии условий для творческого роста, даже в случае недостаточно выраженной финансовой мотивации, работоспособность специалиста будет лишь повышаться.
Наиболее заметны профессиональные деструкции в сфере услуг, особенно при непосредственном контакте с клиентами. Примером может служить деятельность в сфере здравоохранения и оказания социальных услуг.
Основными причинами развития профессиональных деструкций являются:
1) недостаток знаний и умений в процессе становления специалиста;
2) стереотипность мышления в процессе деятельности;
3) отсутствие профессионального развития.
Таким образом, человек осознает низкий уровень своего профессионального развития и остается неудовлетворен им, однако подняться на следующую ступень ему мешают существующие стандартные схемы мышления и деятельности. Соответственно, возникает трудноразреши-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
мое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе конфликтующими структурами: сложившимися стереотипами и необходимостью роста, совершенствования себя как специалиста.
Следствием этого конфликта является либо его конструктивное разрешение, после чего происходит повышение профессионального уровня специалиста, либо развитие комплексов, перерастающих в профессиональный, а затем и в жизненный кризис. Также в процессе профессионального становления специалиста нередко возникает состояние стагнации, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, навыков), сопровождаемое сильными эмоциональными переживаниями по этому поводу, которое также порождает внутриличностный конфликт. Таким образом, возникает замкнутый круг: человек осознает необходимость изменения профессиональных качеств для повышения результативности своей деятельности, но этому мешает отсутствие способностей и знаний или невозможность принять эти знания ввиду определенной стереотипности мышления.
В данном случае необходим какой-либо импульс для разрыва этого круга. Таким импульсом, толчком может стать выраженная финансовая мотивация, как в виде поощрений, так и наказаний, или карьерная мотивация, также выражаемая как положительно, так и отрицательно.
Таким образом, профессиональная деструкция может привести к повышению профессионального уровня специалиста либо, наоборот, к снижению профессиональной активности. То есть в любом случае возникают изменение и разрушение сложившейся психологической структуры личности, либо негативно, либо позитивно сказывающиеся на результатах труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. Однако наблюдения показывают, что из 184 опрошенных человек лишь в 17 % случаев профессиональная деструкция вывела специалистов на новый уровень, то есть имела положительный результат. В остальных случаях профессиональная деструкция личности приводила к профессиональной деформации личности, то есть к «искажению» психологической модели деятельности, профессионального поведения в личной жизни [1].
Основным компонентом профессиональной деформации личности является синдром эмоционального выгорания, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. Это проявляется в чувстве эмоционального истощения, изнеможения, тенденции развивать негативное отношение к субъекту деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане.
Способом устранения синдрома эмоционального выгорания, а также профилактикой его проявлений является повышение стрессоустойчивости сотрудников. Для этого была разработана методика психокоррекции, включающая в себя музыкотерапию и упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса. Метод основан на применении телесно-ориентированной психокоррекции. Согласно концепции известного психотерапевта Александра Лоуэна, «каждое переживание, которое человек испытал, касается его тела и остается в психике. Если переживание приятное, то оно позитивно влияет на здоровье, жизненность … В случае болезненных, негативных переживаний все наоборот. … оскорбление оставит след в виде хронического напряжения мышц» [2]. Следовательно, необходимо использовать комплекс упражнений, направленный на устранение хронического напряжения мышц. В основе комплекса лежат движения на расслабление и растягивание мышц в сочетании с интерактивной музыкотерапией.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
На базе центра психологического консультирования Томского государственного педагогического университета проводились исследования, направленные на определение личностной тревожности, стрессоустойчивости, открытости в межличностном общении, способности концентрировать внимание.
В исследовании принимали участие 47 человек в возрасте 42-48 лет. Для достижения цели исследования были использованы методы беседы и наблюдения. Метод измерения был реализован с помощью следующих методик: опросник типов межличностных отношений Т. Лири; тест цветового предпочтения М. Люшера; рисуночная методика «Дом — Дерево — Человек» Дж. Бука. Также была изучена типологическая направленность высшей нервной деятельности по опроснику Айзенка, реактивная и личностная тревожность по методу Спилбергера до и после курса психокоррекции.
На основании проведенного исследования получены результаты, позволяющие предположить, что у большинства обследуемых (43 чел.) снижается эмоциональное напряжение после проведенного курса психокоррекции. До курса у пациентов были выявлены проблемы подавленной враждебности (13 чел.), болезненного самолюбия, авторитарности (14 чел.), конфликт «авторитарность — подчинение» (11 чел.), конфликт «самоутверждение — аффилиация» (9 чел.).
Респонденты, пришедшие на курс повышения стрессоустойчивости, имели некоторые сложности в межличностном общении, обусловленные замкнутостью в поведении, обидчивостью
и ранимостью из-за собственной эгоцентричности. Некоторые исследуемые (4 чел.) находились в стадии эмоционального истощения и, несмотря на выраженную положительную динамику, отказались от продолжения курса. Длительное эмоциональное напряжение вследствие профессиональной деструкции отрицательно повлияло на их стрессоустойчивость, а процедуры, несмотря на явное положительное влияние, что отразилось даже на улучшении внешности (цвет кожи, нивелирование резких контуров на лице), стали для них дополнительным стрессом, следствием чего и стал отказ от продолжения курса коррекции. Все респонденты показывали высокую тревожность и сниженное желание вступать в межличностные связи, что подтверждается анализами рисуночной методики «Дом — Дерево — Человек» Дж. Бука (отсутствие или формальное изображение кистей рук), закрытость (закрытые окна, нет дверей).
Таким образом, испытуемым с выраженными профессиональными деформациями присущи следующие личностные черты и эмоциональные характеристики, влияющие на отношения с окружающими людьми: замкнутость, ранимость и обидчивость, высокая тревожность, низкая самооценка, неуверенность в себе, неудовлетворенная потребность в аффилиации (стремление к сближению с людьми), слабая социальная адаптация, а также высокая личностная тревожность, которая может отражать депрессивные модификации эмоционального поведения. После курса обследуемые демонстрировали большую открытость к общению и сдвиги социальной адаптации в положительную сторону. Однако тревожность участников исследования осталась на довольно высоком уровне, что может означать волнение по поводу дальнейшего профессионального роста и раскрытия потенциальных возможностей.
Ссылки:
1. Грановская P.M. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб., 2010. С. 117.
2. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / пер. с англ. С. Коледа. М., 2007. С. 28.
Источник