Психологическая характеристика синдрома раннего детского аутизма
Характеристика раннего детского аутизма (РДА)
Ранний детский аутизм (РДА) или расстройство аутистического спектра (РАС) – тяжёлое расстройство в период младенчества и начала хождения, отмеченное крайним одиночеством, патологической потребностью в однообразии и мутизмом или некоммуникативной речью. [8.,2.]
Эпидемиологические исследования, проведённые в разных странах, показали, что частота проявления детского аутизма 3-4 случая на 10000 детей, причём он встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. [2.,7.]
В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм (РДА), (РАС) является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врождёнными обменными нарушениями, органического поражения ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции рано начавшегося шизофренического процесса. Аутизм может проявляться вследствие самых разных заболеваний.
Характерные черты РДА (РАС) определяются следующим образом:
— нарушение способности к установлению эмоционального контакта;
— стереотипность в поведении. Она проявляется, как стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; наличие в поведении ребёнка однообразных действий – моторных (раскачивание, прыжков, постукиваний и т. д.); речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким – либо предметом, однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов;
— совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речи в целях коммуникации.
Самый тяжёлый период поведенческих проблем, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребёнок может больше тянуться к людям, но на первый план выступает задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, социальная наивность. С возрастом неприспособленность в быту, несоциализированность становятся всё более явными.
Сравнительная характеристика аспектов раннего нормального развития и раннего развития при аутизме № 1
Возраст в месяцах | Нормальное развитие | Раннее развитие при аутизме |
2 | Издавание гласных звуков, руление. | |
6 | «Диалоги» в виде издавание гласных звуков или поворачивание в сторону родителей. Появление согласных. | Плач тяжело интерпретировать. |
8 | Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса. Повторяющиеся слоговые произнесения: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Появляются указательные жесты. | Ограниченные или необычные гуления (визги или крики). Не имитируют звуки, жесты, выражения. |
12 | Появление первых слов. Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и просьб. | Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации. |
18 | Словарный запас 3-50 слов. Начинает составлять словосочетания из 2-х слов. Старается привлечь внимание людей. Возможны частые эхолалия и имитация. | |
24 | Задаёт простые вопросы. Называет себя по имени. Может кратко повторить высказывания. | Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развиваются. |
36 | Словарный запас около 100 слов. Задаёт много вопросов, для продолжения разговора. Эхолалическое повторение не часто в этом возрасте. | Комбинация слов встречается редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое. У половины или более речь не осмысленная. |
48 | Использует комплексные структуры предложения. Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию. | Эхолалия остаётся. Произносит просьбы. Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов. |
60 | Использует больший комплекс структур. Способен оценивать предложения как грамматические и делать исправления. | Не может поддерживать разговор. Присутствует эхолалия. Редко задаёт вопросы, если появляются. Нарушен тон и ритм речи. |
Социальные взаимодействия №2
2 | Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении. | |
6 | Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки. Повторяет действия, имитируя взрослого. | Менее активен и требователен, чем нормальный ребёнок. Слабый зрительный контакт нет ответных социальных проявлений. |
8 | Отличает родителей от незнакомых людей. Игры «Дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми. Игры в прятки («ку-ку»). Показывает объекты взрослым. Машет на прощанье Плачет или ползет за мамой, когда она уходит. | Ребёнка трудно успокоить. Чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие. Любят внимание, но мало выражают интереса к другим. |
12 | Ребёнок чаще инициирует игры. Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками. | Контактность обычно уменьшается как только ребёнок начинает ходить, ползать. Нет дистресса при разлуке с матерью. |
18 | Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берёт игрушки | |
24 | Появляются эпизоды, похожие на игру. Среди большой моторной активности появляется похожая на игровую деятельность. | Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве. |
36 | Обучаются взаимодействию со сверстниками. Часто ссорятся со сверстниками. Хочет сделать что-то хорошее родителям. | Не может допустить к себе других детей. Чрезмерно возбудим. Не понимает значения наказания. |
48 | Распределяет роли со сверстниками в игре. Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически. | Не способен понять правила игры. |
Развитие воображения №3
6 | Недифференцированные действия с одним объектом. | |
8 | Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объекта. | Повторяющие движения доминируют в деятельности во время бодрствования. |
12 | Социально приемлемые действия с объектами. | |
18 | Частые символические действия (воображают разговор по телефону т.д.). Игра связана с каждодневным распорядком дня ребёнка. | Активная роль в деятельности, похожей на игру. |
24 | Часто использует правила игры применительно к куклам, к животным, взрослым. Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность (воображает, что гладит бельё). | Небольшая любознательность, исследование окружающей среды. |
36 | Замена одного объекта другим. Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность, (кукла поднимает свою собственную кружку). | Не владеет символической игрой. Продолжительные повторяющиеся моторные движения покачивания, кружения и т.д. |
48 | Социодраматическая игра – творческая игра с двумя или более детьми. Использование пантомимы для представления предмета. | Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены на куклы, ребёнок выступает в качестве ведущего лица. Символическая игра есть, ограниченная до простейшей, повторяющейся схемы. |
60 | Речь очень важна при представлении темы, распределение ролей и разыгрывании драмы. | Нет способностей к пантомиме. Нет социодраматической игры. |
Источник
2.7.1. Êëèíèêî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà àóòèçìà
Ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèé ñèíäðîì «ðàííèé äåòñêèé àóòèçì» çàòðàãèâàåò âñå ñôåðû æèçíèäåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà: ìûøëåíèå, ðå÷ü, äâèæåíèÿ, îáùåíèå.
Èíòåíñèâíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà íà÷àëîñü â 40-õ ãã. XX â. ñ ïóáëèêàöèè â 1943 ã. ðàáîòû Ëåî Êàííåðà, â êîòîðîé îí îïèñàë ñèíäðîì, ïîëó÷èâøèé íàçâàíèå «ðàííèé äåòñêèé àóòèçì» (ÐÄÀ)[407]. Îí óòâåðæäàë, ÷òî ýòî ðàññòðîéñòâî íà÷èíàåòñÿ â ðàííåì âîçðàñòå îêîëî äâóõ ñ ïîëîâèíîé ëåò è ÿâëÿåòñÿ âðîæäåííûì. Íà ïðîòÿæåíèè äëèòåëüíîãî âðåìåíè ñèíäðîì ÐÄÀ îòíîñèëè ê ïàòîëîãèè øèçîôðåíè÷åñêîãî êðóãà. Îäíàêî â 6080-õ ãã. ðàçâåðíóëàñü äèñêóññèÿ îòíîñèòåëüíî íîçîëîãè÷åñêîé ñàìîñòîÿòåëüíîñòè äåòñêîãî àóòèçìà. Âîçíèêëà ïðîáëåìà îòíåñåíèÿ àóòèçìà ê êðóãó ïñèõîçîâ äåòñêîãî âîçðàñòà èëè îáùèõ íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ.
Ñòàëè âûäâèãàòüñÿ ðàçëè÷íûå ãèïîòåçû îòíîñèòåëüíî ïðîèñõîæäåíèÿ äàííîãî ðàññòðîéñòâà. Îäíè èññëåäîâàòåëè óêàçûâàëè íà åãî îðãàíè÷åñêîå ïðîèñõîæäåíèå (Ñ.Ñ. Ìíóõèí, Ä.Í. Èñàåâ, Â.Å. Êàãàí, Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêàÿ, Î.Ñ. Íèêîëüñêàÿ, D. Krevelen van Am è äð.), äðóãèå ñâÿçûâàëè ñ äåéñòâèåì õðîíè÷åñêîé ïñèõîòðàâìèðóþùåé ñèòóàöèè â îòíîøåíèÿõ ìàòü ðåáåíîê (äåñïîòèçìîì è õîëîäíîñòüþ ìàòåðè) (Á. Áåòòåëüãåéì), òðåòüè ðàññìàòðèâàëè àóòèçì â ðàìêàõ ïàòîëîãèè øèçîôðåíè÷åñêîãî êðóãà (êàê íà÷àëüíûé ïåðèîä äåòñêîé øèçîôðåíèè èëè ôîðìó øèçîèäíîé ïñèõîïàòèè) (Ã.Å. Ñóõàðåâà, Î.Ï. Þðüåâà, Â.Ì. Áàøèíà, L. Bender è äð.).
Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ïîëó÷åíû äîñòàòî÷íî óáåäèòåëüíûå äîêàçàòåëüñòâà òîãî, ÷òî ÐÄÀ ÿâëÿåòñÿ îðãàíè÷åñêèì çàáîëåâàíèåì ãîëîâíîãî ìîçãà:
âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ó äåòåé íàáëþäàåòñÿ óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü;
ðàçíàÿ ðàñïðîñòðàíåííîñòü çàáîëåâàíèÿ ó ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê;
âûñîêàÿ êîíêîðäàíòíîñòü ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ ìåæäó ìîíîçèãîòíûìè áëèçíåöàìè;
äîôàìèíîâûå àíòàãîíèñòû (ãàëîïåðèäîë) âûñîêî ýôôåêòèâíû â ëå÷åíèè àóòèçìà;
ïî íåêîòîðûì ñâåäåíèÿì, ó 1/3 äåòåé ðàçâèâàåòñÿ ýïèëåïñèÿ;
ñòåðåîòèïíîå ïîâåäåíèå äåòåé ñ ÐÄÀ èìååò ñóùåñòâåííîå ñõîäñòâî ñ ïîâåäåíèåì äåòåé ñ îðãàíè÷åñêèì ñèíäðîìîì Òóðåòòà è ñâèäåòåëüñòâóåò î ïàòîëîãèè ïîäêîðêîâûõ ñòðóêòóð ìîçãà (íàïðèìåð, ïîëîñàòîãî òåëà);
îòìå÷àþòñÿ äèôôóçíûå èçìåíåíèÿ ÝÝÃ;
àíîìàëüíûé ïðîôèëü ôóíêöèîíàëüíîé àñèììåòðèè. Èìååòñÿ ëèáî îáðàòíàÿ àñèììåòðèÿ, ëèáî ïàòîëîãè÷åñêàÿ ñèììåòðèÿ;
âûÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ âçàèìîäåéñòâèÿ ïîëîñàòîãî òåëà è êîðû, à òàêæå ôóíêöèîíèðîâàíèÿ òàêèõ ïîäêîðêîâûõ ñòðóêòóð, êàê ãèïïîêàìï, ìèíäàëèíà, ëèìáè÷åñêàÿ ñèñòåìà, âèñî÷íî-ëîáíàÿ êîðà áîëüøèõ ïîëóøàðèé. Ýòî ïðèâîäèò ê íàðóøåíèÿì ìîòèâàöèîííîé, ýìîöèîíàëüíîé, ðå÷åâîé ñôåð;
âûÿâëåíî ïîíèæåííîå êðîâîîáðàùåíèå â ëîáíî-áàçàëüíûõ îòäåëàõ ãîëîâíîãî ìîçãà (ëîáíàÿ ãèïîïåðôóçèÿ), îñîáåííî â ïåðèîä ìëàäåí÷åñòâà[408].
Ñîâðåìåííàÿ òî÷êà çðåíèÿ íà ÐÄÀ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îí îòíîñèòñÿ ê îáùèì ðàññòðîéñòâàì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Äåòñêèé àóòèçì ïîÿâëÿåòñÿ â âîçðàñòå äî 3 ëåò è èìååò íåÿñíóþ ýòèîëîãèþ (ñîãëàñíî Ìåæäóíàðîäíîé êëàññèôèêàöèè áîëåçíåé F 84.0). Íåñìîòðÿ íà òî ÷òî êëèíè÷åñêîå ïðîÿâëåíèå ñèìïòîìàòèêè ïðè ñèíäðîìå äåòñêîãî àóòèçìà ïðîèñõîäèò íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, â ïîëå çðåíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ðåáåíîê îáû÷íî ïîïàäàåò íå ðàíåå 23 ëåò, êîãäà íàðóøåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ äîñòàòî÷íî ÿâíûìè. Çà÷àñòóþ ðîäèòåëè çàòðóäíÿþòñÿ â îïðåäåëåíèè íàðóøåíèé, îòìå÷àÿ «ñòðàííîñòü» è «íåîáû÷íîñòü» ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà. Íåðåäêî ïðîáëåìà ïîäìåíÿåòñÿ áîëåå ïîíÿòíûìè äëÿ ðîäèòåëåé ìíèìûìè èëè ðåàëüíûìè íàðóøåíèÿìè, òàêèìè, êàê çàäåðæêà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ èëè íàðóøåíèÿ ñëóõà. Ñ ïîìîùüþ êëèíè÷åñêîé áåñåäû, êàê ïðàâèëî, óäàåòñÿ âûÿñíèòü, ÷òî óæå íà ïåðâîì ãîäó ðåáåíîê ñëàáî ðåàãèðîâàë íà ëþäåé, íå ïðèíèìàë ïîçó ãîòîâíîñòè ïðè âçÿòèè íà ðóêè, à êîãäà åãî áðàëè, áûë ïàññèâåí, áîÿëñÿ áûòîâûõ øóìîâ (ìèêñåðà, ïûëåñîñà è ò. ä.), íå àäàïòèðóÿñü ê íèì ñî âðåìåíåì, îáíàðóæèâàë íåîáû÷àéíóþ èçáèðàòåëüíîñòü â åäå, îòêàçûâàÿñü îò ïèùè îïðåäåëåííîãî âèäà èëè öâåòà.
Ðàñïðîñòðàíåííîñòü ÐÄÀ ñîñòàâëÿåò 1520 ñëó÷àåâ íà 10 000 íàñåëåíèÿ. Ïðè ýòîì â ñîâðåìåííîé ëèòåðàòóðå óòâåðæäàåòñÿ, ÷òî ëèøü ó 5 èç ýòèõ 20 äåòåé ñèìïòîìû ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâóþò ðàññòðîéñòâó, îïèñàííîìó Ë. Êàííåðîì.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ òåðìèí «àóòèçì» ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ îáîçíà÷åíèÿ öåëîé ãðóïïû ðàññòðîéñòâ: äåòñêèé àóòèçì, àòèïè÷íûé àóòèçì, ñèíäðîì Ðåòòà, ñèíäðîì Àñïåðãåðà è äð. Ó îäíèõ äåòåé, ñòðàäàþùèõ àóòèçìîì, ïñèõè÷åñêàÿ ïàòîëîãèÿ îáíàðóæèâàåòñÿ ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ, ó äðóãèõ ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò ïîñëå ðîæäåíèÿ (àòèïè÷íûé àóòèçì).
Âûäåëÿþò òðè îñíîâíûõ ñèìïòîìà äåòñêîãî àóòèçìà:
1) íàðóøåíèå ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ è îòíîøåíèé;
2) ñïåöèôèêà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ è íàðóøåíèÿ êîììóíèêàöèè;
3) ñïåöèôè÷åñêèå íàðóøåíèÿ äâèæåíèé è ïîâåäåíèÿ: ñòåðåîòèïèè, ïåðñåâåðàöèè, ïëîõàÿ ïåðåíîñèìîñòü ïåðåìåí, òåíäåíöèÿ ê óñòàíîâëåíèþ æåñòêîãî ïîðÿäêà è ðèòóàëîâ.
Êðîìå òîãî, âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ (75 %) ÐÄÀ ñîïðîâîæäàåòñÿ ñíèæåíèåì óìñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé âïëîòü äî ãëóáîêîé óìñòâåííîé îòñòàëîñòè. Îäíàêî ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî íèçêèå ïîêàçàòåëè èíòåëëåêòà çà÷àñòóþ îïðåäåëÿþòñÿ íå òîëüêî è íå ñòîëüêî íàðóøåíèÿìè óìñòâåííûõ îïåðàöèé, ñêîëüêî íåñïîñîáíîñòüþ èëè íåæåëàíèåì ðåáåíêà äåéñòâîâàòü ïðîèçâîëüíî, âûïîëíÿòü ïîñòàâëåííûå ïåðåä íèì â ñèòóàöèè îáñëåäîâàíèÿ çàäà÷è, íåâîçìîæíîñòüþ óñòàíîâëåíèÿ êîíòàêòà.  ñèëó ýòîãî àóòè÷íûå äåòè, êàê ïðàâèëî, ëó÷øå âûïîëíÿþò íåâåðáàëüíûå çàäàíèÿ èëè ðåøàþò ïðåäúÿâëÿåìûå èì çàäà÷è îòñðî÷åíî, ñïóñòÿ íåêîòîðîå âðåìÿ[409].
Âûäåëÿþò ðàçëè÷íûå íàïðàâëåíèÿ â èçó÷åíèè àóòèçìà, îáúÿñíÿþùèå ìåõàíèçìû åãî âîçíèêíîâåíèÿ è ïðîÿâëåíèÿ íà ðàçíûõ óðîâíÿõ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ èíäèâèäà: ãåíåòè÷åñêîå (Å.Í. Cook, Ì. Rutter), ýòîëîãè÷åñêîå (N. Tinbergen), íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîå è ïñèõîëîãè÷åñêîå (G. Dawson, U. Firth), ïñèõîàíàëèòè÷åñêîå (Â. Bettelheim).
Òàê, ãåíåòè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè ñâÿçü àóòèçìà ñ õðîìîñîìíûìè íàðóøåíèÿìè è ãåíåòè÷åñêèìè ìóòàöèÿìè. Êðîìå òîãî, áûëî îáíàðóæåíî, ÷òî ó ðîäñòâåííèêîâ äåòåé ñ àóòèçìîì íàáëþäàåòñÿ äåôèöèò êîììóíèêàòèâíûõ, ðå÷åâûõ è êîãíèòèâíûõ ôóíêöèé, ïî ñâîåìó õàðàêòåðó ñõîäíûé ñ íàðóøåíèÿìè äàííûõ ôóíêöèé ïðè àóòèçìå, õîòÿ è âûðàæåííûé â ìåíüøåé ñòåïåíè.
Ðàáîòû ýòîëîãà Í. Òèíáåðãåíà ïðîäåìîíñòðèðîâàëè ÷ðåçìåðíîå óñèëåíèå ó äåòåé ñ àóòèçìîì, ïî ñðàâíåíèþ ñ íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèìèñÿ äåòüìè, çàùèòíûõ ôîðì ïîâåäåíèÿ.
Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå è ïñèõîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ ðàñêðûëè ñâÿçü àóòèçìà ñî ñòðóêòóðíûìè è ôóíêöèîíàëüíûìè ðàññòðîéñòâàìè ìîçãà è îñîáåííîñòÿìè ðàçâèòèÿ íåéðîííûõ ñòðóêòóð.  ÷àñòíîñòè, îáíàðóæåíû íàðóøåíèÿ ìîçæå÷êà, ñðåäíåé âèñî÷íîé äîëè è ñâÿçàííûõ ñ íèìè ñòðóêòóð ëèìáè÷åñêîé ñèñòåìû. Îòìå÷àåòñÿ çàäåðæêà ñîçðåâàíèÿ ëîáíûõ äîëåé. Íàðóøåíèÿ ìîçãà è åãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ñîîòíîñèòñÿ ñ íàðóøåíèÿìè âåðáàëüíîãî ìûøëåíèÿ, ñèìâîëèçàöèè, íàïðàâëåííîñòè è èçáèðàòåëüíîñòè âíèìàíèÿ, çðèòåëüíîé è âåðáàëüíîé ïàìÿòè, öåëåíàïðàâëåííîãî èñïîëüçîâàíèÿ ðå÷è, ôóíêöèé öåëåïîëàãàíèÿ è ïëàíèðîâàíèÿ, âñòðå÷àþùèìèñÿ ïðè àóòèçìå.
Ïðåäñòàâèòåëè ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî íàïðàâëåíèÿ îáðàòèëè âíèìàíèå íà îñîáåííîñòè ýìîöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ àóòèçìîì, ñâÿçûâàÿ åãî èçîëÿöèþ îò îêðóæàþùåãî ìèðà ñ ýìîöèîíàëüíîé õîëîäíîñòüþ è äîìèíàíòíîñòüþ ìàòåðè è ôîðìèðîâàíèåì ñèìáèîòè÷åñêîé ñâÿçè ìåæäó íåé è ðåáåíêîì. Ïðàâäà, ñëåäóåò çàìåòèòü, ÷òî ýìïèðè÷åñêîãî ïîäòâåðæäåíèÿ äàííàÿ òåîðèÿ íå ïîëó÷èëà.
Îòå÷åñòâåííûå ïñèõîëîãè (Â.Â. Ëåáåäèíñêèé, Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêàÿ, Î.Í. Íèêîëüñêàÿ è äð.) îáúÿñíÿþò äèíàìèêó ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðè àóòèçìå â ñîîòâåòñòâèè ñ òåîðèåé Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î ïåðâè÷íûõ è âòîðè÷íûõ äåôåêòàõ.  êà÷åñòâå áàçîâîãî íàðóøåíèÿ ïðè ÐÄÀ îíè ðàññìàòðèâàþò ïîâûøåííóþ ýìîöèîíàëüíóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü (ñâÿçûâàåìóþ ñ ïîâûøåííîé ïðîòîïàòè÷åñêîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ, ñíèæåíèåì ïîðîãà ýìîöèîíàëüíîãî äèñêîìôîðòà ïðè êîíòàêòå ñ îáû÷íûìè ðàçäðàæèòåëÿìè) è ñëàáîñòü ýíåðãåòè÷åñêîãî ïîòåíöèàëà (íàðóøåíèå âîçìîæíîñòè àêòèâíî, ïðîèçâîëüíî âçàèìîäåéñòâîâàòü ñî ñðåäîé)[410]. Íà èõ ôîíå â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà âîçíèêàþò âòîðè÷íûå íàðóøåíèÿ. Ê ïîñëåäíèì àâòîðû îòíîñÿò àóòèçì, êàê ïîïûòêó èçáåæàòü âîçäåéñòâèé âíåøíåãî ìèðà, ñòåðåîòèïèè â ïîâåäåíèè, óçêèå è î÷åíü óñòîé÷èâûå èíòåðåñû. Ó ðåáåíêà îñëàáåâàþò ýìîöèîíàëüíûå ðåàêöèè íà áëèçêèõ, âïëîòü äî ïîëíîãî èõ èãíîðèðîâàíèÿ (àôôåêòèâíàÿ áëîêàäà), òîðìîçèòñÿ ðåàêöèÿ íà ñëóõîâûå è çðèòåëüíûå ñòèìóëû.
Äåòñêèé àóòèçì ìîæåò ðàçëè÷àòüñÿ ïî ãëóáèíå íàðóøåíèé ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ è îòíîøåíèé.  ñâîèõ ðàáîòàõ Î.Ñ. Íèêîëüñêàÿ, Å.Ð. Áàåíñêàÿ, Ì.Ì. Ëèáëèíã âûäåëÿþò ÷åòûðå óðîâíÿ òàêèõ íàðóøåíèé ó äåòåé ñ àóòèçìîì, êàæäûé èç êîòîðûõ ñîïðîâîæäàåòñÿ îïðåäåëåííûìè ïàòòåðíàìè ïîâåäåíèÿ, íàðóøåíèÿìè ïðîèçâîëüíîé ðåãóëÿöèè è ïðîÿâëåíèÿìè ðå÷åâûõ, ìîòîðíûõ, êîãíèòèâíûõ è êîììóíèêàòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé[411].
Êðîìå ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà ê àóòèçìó îòíîñÿò òàêèå òÿæåëûå ðàññòðîéñòâà, âûçâàííûå íàðóøåíèÿìè ðàçâèòèÿ, êîòîðûå èìåþò íåêîòîðûå îáùèå ïðèçíàêè ñ àóòèçìîì, îäíàêî èõ ïðè÷èíû ðàçëè÷íû. Ê òàêèì ðàññòðîéñòâàì îòíîñÿò:
ñèíäðîì Àñïåðãåðà, êîòîðûé õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì æå ñàìûì òèïîì êà÷åñòâåííîãî íàðóøåíèÿ ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ, ÷òî è äåòñêèé àóòèçì, íàðÿäó ñ îãðàíè÷åííûì, ñòåðåîòèïíûì íàáîðîì èíòåðåñîâ è çàíÿòèé.  îòëè÷èå îò àóòèçìà, çäåñü íåò îáùåãî îòñòàâàíèÿ â ðàçâèòèè ðå÷è èëè èíòåëëåêòà. Íîçîëîãè÷åñêàÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü äàííîãî ñèíäðîìà íå îïðåäåëåíà. Ñîîòíîøåíèå ìåæäó ìàëü÷èêàìè è äåâî÷êàìè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ñîñòàâëÿåò 8:1. Ýòîò ñèíäðîì èìååò òåíäåíöèþ ê ñîõðàíåíèþ â äåòñêîì è þíîøåñêîì âîçðàñòå.  þíîøåñêîì âîçðàñòå ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ ïñèõîòè÷åñêèå ýïèçîäû;
ñèíäðîì Ðåòòà ñîñòîÿíèå, îïèñàííîå òîëüêî ó äåâî÷åê (ðàñïðîñòðàíåííîñòü ñðåäè äåâî÷åê ñîñòàâëÿåò 1:10 000), ïðè÷èíà åãî íåèçâåñòíà (íåêîòîðûå àâòîðû ñâÿçûâàþò ïîÿâëåíèå ñèíäðîìà ñ Õ-õðîìîñîìíîé ìóòàöèåé (Amir et al., 1999)[412]), íî êîòîðîå âûäåëÿåòñÿ íà îñíîâàíèè îñîáåííîñòåé íà÷àëà òå÷åíèÿ è ñèìïòîìàòîëîãèè.  òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ çà âíåøíå íîðìàëüíûì èëè ïî÷òè íîðìàëüíûì ðàííèì ðàçâèòèåì (ïåðâûå 6-12 ìåñ.) ñëåäóåò ïàðöèàëüíàÿ èëè ïîëíàÿ ïîòåðÿ ïðèîáðåòåííûõ ìàíóàëüíûõ íàâûêîâ è ðå÷è íàðÿäó ñ çàìåäëåíèåì ðîñòà ãîëîâû (ðàçìåðû ìîçãà íà 1234 % ìåíüøå, ÷åì ó íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ äåòåé). Îñîáåííî õàðàêòåðíû ïîòåðÿ öåëåíàïðàâëåííûõ äâèæåíèé ðóê ñ ïîñëåäóþùèì ðàçâèòèåì ñòåðåîòèïíûõ äâèæåíèé, íàïîìèíàþùèõ óìûâàíèå èëè ðóêîïîæàòèå, óòðàòà èíòåðåñà ê ñîöèàëüíûì âçàèìîäåéñòâèÿì, ïëîõî ñêîîðäèíèðîâàííàÿ êðóïíàÿ ìîòîðèêà (îñîáåííî äâèæåíèé ïðè õîäüáå), ãëóáîêèå íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ âîñïðèÿòèÿ è ðå÷è. Ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå ó òàêèõ äåòåé çàäåðæàíî â ïåðâûå äâà èëè òðè ãîäà, îäíàêî ñîõðàíÿåòñÿ òåíäåíöèÿ ê ïîääåðæàíèþ ñîöèàëüíîãî èíòåðåñà. Âî âðåìÿ ñðåäíåãî äåòñêîãî âîçðàñòà ïðîÿâëÿåòñÿ òåíäåíöèÿ ê ðàçâèòèþ àòàêñèè òóëîâèùà è àïðàêñèè, èíîãäà ñîïðîâîæäàþùèõñÿ õîðåîàòåòîèäíûìè äâèæåíèÿìè.  ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ñîñòîÿíèÿ ïðèîáðåòàåòñÿ òÿæåëàÿ ïñèõè÷åñêàÿ èíâàëèäèçàöèÿ. ×àñòî âîçíèêàþò ýïèëåïòè÷åñêèå ïðèñòóïû â ïåðèîä ðàííåãî èëè ñðåäíåãî äåòñêîãî âîçðàñòà;
äåòñêîå äåçèíòåãðàòèåíîå ðàññòðîéñòâî íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ, íàáëþäàåìîå ó äåòåé, óòðà÷èâàþùèõ çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü ðàíåå ïðèîáðåòåííûõ íàâûêîâ ê 10 ãîäàì. Óõóäøåíèÿ ìîãóò îòíîñèòüñÿ ê òàêèì îáëàñòÿì, êàê âîñïðèÿòèå, èñïîëüçîâàíèå ðå÷è, ñîöèàëüíûå íàâûêè è êîììóíèêàöèÿ, àäàïòèâíîå ïîâåäåíèå, óñâîåíèå èãðîâûõ èëè ìîòîðíûõ íàâûêîâ, êîíòðîëü êèøå÷íèêà èëè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ;
ñïåöèôè÷åñêèå òÿæåëûå ðàññòðîéñòâà, âûçâàííûå íàðóøåíèÿìè ðàçâèòèÿ (<àòèïè÷íûé àóòèçì), òèï îáùåãî ðàññòðîéñòâà ðàçâèòèÿ, êîòîðûé îòëè÷àåòñÿ îò äåòñêîãî àóòèçìà ëèáî âîçðàñòîì íà÷àëà, ëèáî îòñóòñòâèåì õîòÿ áû îäíîãî èç òðåõ äèàãíîñòè÷åñêèõ êðèòåðèåâ. Ìîæåò âñòðå÷àòüñÿ êàê â ñî÷åòàíèè ñ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ, òàê è áåç íåå.
Ðàííèé äåòñêèé àóòèçì íåîáõîäèìî îòëè÷àòü îò äåòñêîé øèçîôðåíèè (ñîãëàñíî òðåáîâàíèÿì, èçëîæåííûì â ÌÊÁ-10). Äèôôåðåíöèàëüíóþ äèàãíîñòèêó ïðîâîäÿò íà îñíîâå ñëåäóþùèõ êðèòåðèåâ:
âîçðàñòà, â êîòîðîì ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû. Øèçîôðåíèÿ äèàãíîñòèðóåòñÿ â âîçðàñòå 6 ëåò è áîëåå;
ïðåìîðáèäíûõ îñîáåííîñòåé. Àóòè÷íûé ðåáåíîê èìååò ïàòîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè è ïîâåäåíèÿ ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ, â òî âðåìÿ êàê ó ðåáåíêà ñ øèçîôðåíèåé äî íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ íàáëþäàåòñÿ íîðìàëüíîå ðàçâèòèå (ñìåíÿþùååñÿ ðåãðåññèåé);
ñòåïåíè àóòèçàöèè. Ïî ñóòè, àóòèçì ìîæåò áûòü õàðàêòåðåí è äëÿ ðåáåíêà, ñòðàäàþùåãî øèçîôðåíèåé. Îäíàêî äåòè ñ ñèíäðîìîì ÐÄÀ ðåçêî îòäåëåíû îò îêðóæåíèÿ, ìîãóò ïðàêòè÷åñêè íà íåãî íå ðåàãèðîâàòü, íå èäòè íà ôèçè÷åñêèé êîíòàêò. Äåòè ñ øèçîôðåíèåé, âñòóïàÿ â êîíòàêò, ñêîðåå íåàäåêâàòíî ðåàãèðóþò íà îêðóæåíèå;
ñòåïåíè, â êîòîðîé ðåáåíîê îçàáî÷åí íåèçìåííîñòüþ îêðóæàþùåé îáñòàíîâêè. Äåòè ñ àóòèçìîì îáû÷íî êðàéíå íåãàòèâíî ðåàãèðóþò íà èçìåíåíèÿ â îêðóæåíèè è ñâîåé ïîâñåäíåâíîé àêòèâíîñòè. Ëèøü ó íåçíà÷èòåëüíîãî êîëè÷åñòâà äåòåé ñ øèçîôðåíèåé åñòü òàêàÿ ïîòðåáíîñòü;
âîñïðèÿòèþ îêðóæåíèÿ. Äåòè ñ øèçîôðåíèåé âîñïðèíèìàþò îêðóæåíèå èñêàæåííî, â òî âðåìÿ êàê àóòè÷íûå äåòè ñêîðåå ñâåðõñåëåêòèâíû â ñâîåì âîñïðèÿòèè. Ó íèõ ôîðìèðóåòñÿ ðàçíîâèäíîñòü «òîííåëüíîãî çðåíèÿ», ôèêñèðóþùåãî âíèìàíèå ëèøü íà íåêîòîðûõ àñïåêòàõ îêðóæåíèÿ;
íàëè÷èþ ãàëëþöèíàöèé è áðåäà, ÷òî õàðàêòåðíî èìåííî äëÿ äåòåé, ñòðàäàþùèõ øèçîôðåíèåé. Ýòè ñèìïòîìû ïðàêòè÷åñêè íå âñòðå÷àþòñÿ ó äåòåé ñ äåòñêèì àóòèçìîì;
ñîñòîÿíèþ ðå÷è. Äåòè ñ àóòèçìîì ñëàáî èñïîëüçóþò ðå÷ü äëÿ îáùåíèÿ, â òî âðåìÿ êàê äåòè ñ øèçîôðåíèåé ïîëüçóþòñÿ åþ;
ðàçâèòèþ èíòåëëåêòà. Äåòè ñ àóòèçìîì èìåþò çíà÷èòåëüíî áîëåå âûðàæåííóþ èíòåëëåêòóàëüíóþ íåäîñòàòî÷íîñòü;
ïðîïîðöèè äåòåé ðàçëè÷íîãî ïîëà. Äëÿ ïîïóëÿöèè ëþäåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì ñîîòíîøåíèå ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê ñîñòàâëÿåò 4:1, â òî âðåìÿ êàê â ïîïóëÿöèè áîëüíûõ øèçîôðåíèåé íåò ñòîëü âûðàæåííîé ïîëîâîé äèñïðîïîðöèè.
Источник