Психологическая характеристика синдрома раннего детского аутизма

Характеристика раннего  детского аутизма (РДА)

Ранний детский аутизм (РДА) или расстройство аутистического спектра (РАС) – тяжёлое расстройство в период младенчества и начала хождения, отмеченное крайним одиночеством, патологической потребностью в однообразии и мутизмом или некоммуникативной речью. [8.,2.]

Эпидемиологические исследования, проведённые в разных странах, показали, что частота проявления детского аутизма 3-4 случая на 10000 детей, причём он встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. [2.,7.]

В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм (РДА), (РАС) является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врождёнными обменными нарушениями, органического поражения ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции рано начавшегося шизофренического процесса. Аутизм может проявляться вследствие самых разных заболеваний.

Характерные черты РДА (РАС) определяются следующим образом:

— нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

— стереотипность в поведении. Она проявляется, как стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; наличие в поведении ребёнка однообразных действий – моторных (раскачивание, прыжков, постукиваний и т. д.); речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким – либо предметом, однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов;

—  совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речи в целях коммуникации.

Самый тяжёлый период поведенческих проблем, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребёнок может больше тянуться к людям, но на первый план выступает задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, социальная наивность. С возрастом неприспособленность в быту, несоциализированность становятся всё более явными.

Сравнительная характеристика аспектов раннего  нормального развития и раннего развития при аутизме № 1

Возраст в месяцах

Нормальное развитие

Раннее развитие при аутизме

2

Издавание гласных звуков, руление.

6

«Диалоги» в виде издавание гласных звуков или поворачивание в сторону родителей.

Появление согласных.  

Плач тяжело интерпретировать.

8

Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса.

Повторяющиеся слоговые произнесения: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

Появляются указательные жесты.

Ограниченные или необычные гуления (визги или крики).

Не имитируют звуки, жесты, выражения.

12

Появление первых слов.

Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и просьб.

Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением.

Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации.

18

Словарный запас 3-50 слов.

Начинает составлять словосочетания из 2-х слов.

Старается привлечь внимание людей.

Возможны частые эхолалия и имитация.

24

Задаёт простые вопросы.

Называет себя по имени.

Может кратко повторить высказывания.

Слова появляются, затем исчезают.

Жесты не развиваются.

36

Словарный запас около 100 слов.

Задаёт много вопросов, для продолжения разговора.

Эхолалическое повторение не часто в этом возрасте.

Комбинация слов встречается редко.

Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое.

У половины или более речь не осмысленная.

48

Использует комплексные структуры предложения.

Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию.

Эхолалия остаётся.

Произносит просьбы.

Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов.  

60

Использует больший комплекс структур.

Способен оценивать предложения как грамматические и делать исправления.

Не может поддерживать разговор.

Присутствует эхолалия.

Редко задаёт вопросы, если появляются.

Нарушен тон и ритм речи.

Социальные взаимодействия №2

2

Поворачивает голову и глаза на звук.

Улыбается при общении.

6

Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки.

Повторяет действия, имитируя взрослого.

Менее активен и требователен, чем нормальный ребёнок.

Слабый зрительный контакт нет ответных социальных проявлений.

8

Отличает родителей от незнакомых людей.

Игры «Дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми.

Игры в прятки («ку-ку»).

Показывает объекты взрослым.

Машет на прощанье

Плачет или ползет за мамой, когда она уходит.

Ребёнка трудно успокоить.

Чрезмерно замкнуты  и могут активно отвергать  взаимодействие.

Любят внимание, но мало выражают интереса к другим.

12

Ребёнок чаще инициирует игры.

Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками.

Контактность обычно уменьшается как только ребёнок начинает ходить, ползать. Нет дистресса при разлуке с матерью.

18

Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берёт игрушки

24

Появляются эпизоды, похожие на игру. Среди большой моторной активности появляется похожая на игровую деятельность.

Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве.

36

Обучаются взаимодействию со сверстниками. Часто ссорятся со сверстниками.  Хочет сделать что-то хорошее родителям.

Не может допустить к себе других детей. Чрезмерно возбудим.

Не понимает значения наказания.

48

Распределяет роли со сверстниками в игре.

Предпочитает друзей по игре.

Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически.

Не способен понять правила игры.

Читайте также:  Откуда берутся дети с синдромом дауна

Развитие воображения №3

6

Недифференцированные действия с одним объектом.

8

Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объекта.

Повторяющие движения доминируют в деятельности во время бодрствования.

12

Социально приемлемые действия с объектами.

18

Частые символические действия (воображают разговор по телефону т.д.).

Игра связана с каждодневным распорядком дня ребёнка.

Активная роль в деятельности, похожей на игру.

24

Часто использует правила игры применительно к куклам, к животным, взрослым.

Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность (воображает, что гладит бельё).

Небольшая любознательность, исследование окружающей среды.

36

Замена одного объекта другим.

Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность, (кукла поднимает свою собственную кружку).

Не владеет символической игрой.

Продолжительные повторяющиеся моторные движения покачивания, кружения и т.д.

48

Социодраматическая игра – творческая игра с двумя или более детьми.

Использование пантомимы для представления предмета.

Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены  на куклы, ребёнок выступает в качестве ведущего лица.

Символическая игра есть, ограниченная до простейшей, повторяющейся схемы.

60

Речь очень важна при представлении темы, распределение ролей и разыгрывании драмы.

Нет способностей к пантомиме.

Нет социодраматической игры.

Источник

2.7.1. Êëèíèêî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà àóòèçìà

Ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèé ñèíäðîì «ðàííèé äåòñêèé àóòèçì» çàòðàãèâàåò âñå ñôåðû æèçíèäåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà: ìûøëåíèå, ðå÷ü, äâèæåíèÿ, îáùåíèå.

Èíòåíñèâíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà íà÷àëîñü â 40-õ ãã. XX â. ñ ïóáëèêàöèè â 1943 ã. ðàáîòû Ëåî Êàííåðà, â êîòîðîé îí îïèñàë ñèíäðîì, ïîëó÷èâøèé íàçâàíèå «ðàííèé äåòñêèé àóòèçì» (ÐÄÀ)[407]. Îí óòâåðæäàë, ÷òî ýòî ðàññòðîéñòâî íà÷èíàåòñÿ â ðàííåì âîçðàñòå – îêîëî äâóõ ñ ïîëîâèíîé ëåò è ÿâëÿåòñÿ âðîæäåííûì. Íà ïðîòÿæåíèè äëèòåëüíîãî âðåìåíè ñèíäðîì ÐÄÀ îòíîñèëè ê ïàòîëîãèè øèçîôðåíè÷åñêîãî êðóãà. Îäíàêî â 60–80-õ ãã. ðàçâåðíóëàñü äèñêóññèÿ îòíîñèòåëüíî íîçîëîãè÷åñêîé ñàìîñòîÿòåëüíîñòè äåòñêîãî àóòèçìà. Âîçíèêëà ïðîáëåìà îòíåñåíèÿ àóòèçìà ê êðóãó ïñèõîçîâ äåòñêîãî âîçðàñòà èëè îáùèõ íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ.

Ñòàëè âûäâèãàòüñÿ ðàçëè÷íûå ãèïîòåçû îòíîñèòåëüíî ïðîèñõîæäåíèÿ äàííîãî ðàññòðîéñòâà. Îäíè èññëåäîâàòåëè óêàçûâàëè íà åãî îðãàíè÷åñêîå ïðîèñõîæäåíèå (Ñ.Ñ. Ìíóõèí, Ä.Í. Èñàåâ, Â.Å. Êàãàí, Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêàÿ, Î.Ñ. Íèêîëüñêàÿ, D. Krevelen van Am è äð.), äðóãèå ñâÿçûâàëè ñ äåéñòâèåì õðîíè÷åñêîé ïñèõîòðàâìèðóþùåé ñèòóàöèè â îòíîøåíèÿõ ìàòü – ðåáåíîê (äåñïîòèçìîì è õîëîäíîñòüþ ìàòåðè) (Á. Áåòòåëüãåéì), òðåòüè ðàññìàòðèâàëè àóòèçì â ðàìêàõ ïàòîëîãèè øèçîôðåíè÷åñêîãî êðóãà (êàê íà÷àëüíûé ïåðèîä äåòñêîé øèçîôðåíèè èëè ôîðìó øèçîèäíîé ïñèõîïàòèè) (Ã.Å. Ñóõàðåâà, Î.Ï. Þðüåâà, Â.Ì. Áàøèíà, L. Bender è äð.).

Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ïîëó÷åíû äîñòàòî÷íî óáåäèòåëüíûå äîêàçàòåëüñòâà òîãî, ÷òî ÐÄÀ ÿâëÿåòñÿ îðãàíè÷åñêèì çàáîëåâàíèåì ãîëîâíîãî ìîçãà:

• âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ó äåòåé íàáëþäàåòñÿ óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü;

• ðàçíàÿ ðàñïðîñòðàíåííîñòü çàáîëåâàíèÿ ó ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê;

• âûñîêàÿ êîíêîðäàíòíîñòü ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ ìåæäó ìîíîçèãîòíûìè áëèçíåöàìè;

• äîôàìèíîâûå àíòàãîíèñòû (ãàëîïåðèäîë) âûñîêî ýôôåêòèâíû â ëå÷åíèè àóòèçìà;

• ïî íåêîòîðûì ñâåäåíèÿì, ó 1/3 äåòåé ðàçâèâàåòñÿ ýïèëåïñèÿ;

• ñòåðåîòèïíîå ïîâåäåíèå äåòåé ñ ÐÄÀ èìååò ñóùåñòâåííîå ñõîäñòâî ñ ïîâåäåíèåì äåòåé ñ îðãàíè÷åñêèì ñèíäðîìîì Òóðåòòà è ñâèäåòåëüñòâóåò î ïàòîëîãèè ïîäêîðêîâûõ ñòðóêòóð ìîçãà (íàïðèìåð, ïîëîñàòîãî òåëà);

• îòìå÷àþòñÿ äèôôóçíûå èçìåíåíèÿ ÝÝÃ;

• àíîìàëüíûé ïðîôèëü ôóíêöèîíàëüíîé àñèììåòðèè. Èìååòñÿ ëèáî îáðàòíàÿ àñèììåòðèÿ, ëèáî ïàòîëîãè÷åñêàÿ ñèììåòðèÿ;

• âûÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ âçàèìîäåéñòâèÿ ïîëîñàòîãî òåëà è êîðû, à òàêæå ôóíêöèîíèðîâàíèÿ òàêèõ ïîäêîðêîâûõ ñòðóêòóð, êàê ãèïïîêàìï, ìèíäàëèíà, ëèìáè÷åñêàÿ ñèñòåìà, âèñî÷íî-ëîáíàÿ êîðà áîëüøèõ ïîëóøàðèé. Ýòî ïðèâîäèò ê íàðóøåíèÿì ìîòèâàöèîííîé, ýìîöèîíàëüíîé, ðå÷åâîé ñôåð;

• âûÿâëåíî ïîíèæåííîå êðîâîîáðàùåíèå â ëîáíî-áàçàëüíûõ îòäåëàõ ãîëîâíîãî ìîçãà (ëîáíàÿ ãèïîïåðôóçèÿ), îñîáåííî â ïåðèîä ìëàäåí÷åñòâà[408].

Ñîâðåìåííàÿ òî÷êà çðåíèÿ íà ÐÄÀ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îí îòíîñèòñÿ ê îáùèì ðàññòðîéñòâàì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Äåòñêèé àóòèçì ïîÿâëÿåòñÿ â âîçðàñòå äî 3 ëåò è èìååò íåÿñíóþ ýòèîëîãèþ (ñîãëàñíî Ìåæäóíàðîäíîé êëàññèôèêàöèè áîëåçíåé F 84.0). Íåñìîòðÿ íà òî ÷òî êëèíè÷åñêîå ïðîÿâëåíèå ñèìïòîìàòèêè ïðè ñèíäðîìå äåòñêîãî àóòèçìà ïðîèñõîäèò íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, â ïîëå çðåíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ðåáåíîê îáû÷íî ïîïàäàåò íå ðàíåå 2–3 ëåò, êîãäà íàðóøåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ äîñòàòî÷íî ÿâíûìè. Çà÷àñòóþ ðîäèòåëè çàòðóäíÿþòñÿ â îïðåäåëåíèè íàðóøåíèé, îòìå÷àÿ «ñòðàííîñòü» è «íåîáû÷íîñòü» ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà. Íåðåäêî ïðîáëåìà ïîäìåíÿåòñÿ áîëåå ïîíÿòíûìè äëÿ ðîäèòåëåé ìíèìûìè èëè ðåàëüíûìè íàðóøåíèÿìè, òàêèìè, êàê çàäåðæêà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ èëè íàðóøåíèÿ ñëóõà. Ñ ïîìîùüþ êëèíè÷åñêîé áåñåäû, êàê ïðàâèëî, óäàåòñÿ âûÿñíèòü, ÷òî óæå íà ïåðâîì ãîäó ðåáåíîê ñëàáî ðåàãèðîâàë íà ëþäåé, íå ïðèíèìàë ïîçó ãîòîâíîñòè ïðè âçÿòèè íà ðóêè, à êîãäà åãî áðàëè, áûë ïàññèâåí, áîÿëñÿ áûòîâûõ øóìîâ (ìèêñåðà, ïûëåñîñà è ò. ä.), íå àäàïòèðóÿñü ê íèì ñî âðåìåíåì, îáíàðóæèâàë íåîáû÷àéíóþ èçáèðàòåëüíîñòü â åäå, îòêàçûâàÿñü îò ïèùè îïðåäåëåííîãî âèäà èëè öâåòà.

Читайте также:  Снятие болевого синдрома воспаления седалищного нерва

Ðàñïðîñòðàíåííîñòü ÐÄÀ ñîñòàâëÿåò 15–20 ñëó÷àåâ íà 10 000 íàñåëåíèÿ. Ïðè ýòîì â ñîâðåìåííîé ëèòåðàòóðå óòâåðæäàåòñÿ, ÷òî ëèøü ó 5 èç ýòèõ 20 äåòåé ñèìïòîìû ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâóþò ðàññòðîéñòâó, îïèñàííîìó Ë. Êàííåðîì.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ òåðìèí «àóòèçì» ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ îáîçíà÷åíèÿ öåëîé ãðóïïû ðàññòðîéñòâ: äåòñêèé àóòèçì, àòèïè÷íûé àóòèçì, ñèíäðîì Ðåòòà, ñèíäðîì Àñïåðãåðà è äð. Ó îäíèõ äåòåé, ñòðàäàþùèõ àóòèçìîì, ïñèõè÷åñêàÿ ïàòîëîãèÿ îáíàðóæèâàåòñÿ ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ, ó äðóãèõ – ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò ïîñëå ðîæäåíèÿ (àòèïè÷íûé àóòèçì).

Âûäåëÿþò òðè îñíîâíûõ ñèìïòîìà äåòñêîãî àóòèçìà:

1) íàðóøåíèå ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ è îòíîøåíèé;

2) ñïåöèôèêà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ è íàðóøåíèÿ êîììóíèêàöèè;

3) ñïåöèôè÷åñêèå íàðóøåíèÿ äâèæåíèé è ïîâåäåíèÿ: ñòåðåîòèïèè, ïåðñåâåðàöèè, ïëîõàÿ ïåðåíîñèìîñòü ïåðåìåí, òåíäåíöèÿ ê óñòàíîâëåíèþ æåñòêîãî ïîðÿäêà è ðèòóàëîâ.

Êðîìå òîãî, âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ (75 %) ÐÄÀ ñîïðîâîæäàåòñÿ ñíèæåíèåì óìñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé âïëîòü äî ãëóáîêîé óìñòâåííîé îòñòàëîñòè. Îäíàêî ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî íèçêèå ïîêàçàòåëè èíòåëëåêòà çà÷àñòóþ îïðåäåëÿþòñÿ íå òîëüêî è íå ñòîëüêî íàðóøåíèÿìè óìñòâåííûõ îïåðàöèé, ñêîëüêî íåñïîñîáíîñòüþ èëè íåæåëàíèåì ðåáåíêà äåéñòâîâàòü ïðîèçâîëüíî, âûïîëíÿòü ïîñòàâëåííûå ïåðåä íèì â ñèòóàöèè îáñëåäîâàíèÿ çàäà÷è, íåâîçìîæíîñòüþ óñòàíîâëåíèÿ êîíòàêòà.  ñèëó ýòîãî àóòè÷íûå äåòè, êàê ïðàâèëî, ëó÷øå âûïîëíÿþò íåâåðáàëüíûå çàäàíèÿ èëè ðåøàþò ïðåäúÿâëÿåìûå èì çàäà÷è îòñðî÷åíî, ñïóñòÿ íåêîòîðîå âðåìÿ[409].

Âûäåëÿþò ðàçëè÷íûå íàïðàâëåíèÿ â èçó÷åíèè àóòèçìà, îáúÿñíÿþùèå ìåõàíèçìû åãî âîçíèêíîâåíèÿ è ïðîÿâëåíèÿ íà ðàçíûõ óðîâíÿõ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ èíäèâèäà: ãåíåòè÷åñêîå (Å.Í. Cook, Ì. Rutter), ýòîëîãè÷åñêîå (N. Tinbergen), íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîå è ïñèõîëîãè÷åñêîå (G. Dawson, U. Firth), ïñèõîàíàëèòè÷åñêîå (Â. Bettelheim).

Òàê, ãåíåòè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè ñâÿçü àóòèçìà ñ õðîìîñîìíûìè íàðóøåíèÿìè è ãåíåòè÷åñêèìè ìóòàöèÿìè. Êðîìå òîãî, áûëî îáíàðóæåíî, ÷òî ó ðîäñòâåííèêîâ äåòåé ñ àóòèçìîì íàáëþäàåòñÿ äåôèöèò êîììóíèêàòèâíûõ, ðå÷åâûõ è êîãíèòèâíûõ ôóíêöèé, ïî ñâîåìó õàðàêòåðó ñõîäíûé ñ íàðóøåíèÿìè äàííûõ ôóíêöèé ïðè àóòèçìå, õîòÿ è âûðàæåííûé â ìåíüøåé ñòåïåíè.

Ðàáîòû ýòîëîãà Í. Òèíáåðãåíà ïðîäåìîíñòðèðîâàëè ÷ðåçìåðíîå óñèëåíèå ó äåòåé ñ àóòèçìîì, ïî ñðàâíåíèþ ñ íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèìèñÿ äåòüìè, çàùèòíûõ ôîðì ïîâåäåíèÿ.

Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå è ïñèõîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ ðàñêðûëè ñâÿçü àóòèçìà ñî ñòðóêòóðíûìè è ôóíêöèîíàëüíûìè ðàññòðîéñòâàìè ìîçãà è îñîáåííîñòÿìè ðàçâèòèÿ íåéðîííûõ ñòðóêòóð.  ÷àñòíîñòè, îáíàðóæåíû íàðóøåíèÿ ìîçæå÷êà, ñðåäíåé âèñî÷íîé äîëè è ñâÿçàííûõ ñ íèìè ñòðóêòóð ëèìáè÷åñêîé ñèñòåìû. Îòìå÷àåòñÿ çàäåðæêà ñîçðåâàíèÿ ëîáíûõ äîëåé. Íàðóøåíèÿ ìîçãà è åãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ñîîòíîñèòñÿ ñ íàðóøåíèÿìè âåðáàëüíîãî ìûøëåíèÿ, ñèìâîëèçàöèè, íàïðàâëåííîñòè è èçáèðàòåëüíîñòè âíèìàíèÿ, çðèòåëüíîé è âåðáàëüíîé ïàìÿòè, öåëåíàïðàâëåííîãî èñïîëüçîâàíèÿ ðå÷è, ôóíêöèé öåëåïîëàãàíèÿ è ïëàíèðîâàíèÿ, âñòðå÷àþùèìèñÿ ïðè àóòèçìå.

Ïðåäñòàâèòåëè ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî íàïðàâëåíèÿ îáðàòèëè âíèìàíèå íà îñîáåííîñòè ýìîöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ àóòèçìîì, ñâÿçûâàÿ åãî èçîëÿöèþ îò îêðóæàþùåãî ìèðà ñ ýìîöèîíàëüíîé õîëîäíîñòüþ è äîìèíàíòíîñòüþ ìàòåðè è ôîðìèðîâàíèåì ñèìáèîòè÷åñêîé ñâÿçè ìåæäó íåé è ðåáåíêîì. Ïðàâäà, ñëåäóåò çàìåòèòü, ÷òî ýìïèðè÷åñêîãî ïîäòâåðæäåíèÿ äàííàÿ òåîðèÿ íå ïîëó÷èëà.

Îòå÷åñòâåííûå ïñèõîëîãè (Â.Â. Ëåáåäèíñêèé, Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêàÿ, Î.Í. Íèêîëüñêàÿ è äð.) îáúÿñíÿþò äèíàìèêó ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðè àóòèçìå â ñîîòâåòñòâèè ñ òåîðèåé Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î ïåðâè÷íûõ è âòîðè÷íûõ äåôåêòàõ.  êà÷åñòâå áàçîâîãî íàðóøåíèÿ ïðè ÐÄÀ îíè ðàññìàòðèâàþò ïîâûøåííóþ ýìîöèîíàëüíóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü (ñâÿçûâàåìóþ ñ ïîâûøåííîé ïðîòîïàòè÷åñêîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ, ñíèæåíèåì ïîðîãà ýìîöèîíàëüíîãî äèñêîìôîðòà ïðè êîíòàêòå ñ îáû÷íûìè ðàçäðàæèòåëÿìè) è ñëàáîñòü ýíåðãåòè÷åñêîãî ïîòåíöèàëà (íàðóøåíèå âîçìîæíîñòè àêòèâíî, ïðîèçâîëüíî âçàèìîäåéñòâîâàòü ñî ñðåäîé)[410]. Íà èõ ôîíå â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà âîçíèêàþò âòîðè÷íûå íàðóøåíèÿ. Ê ïîñëåäíèì àâòîðû îòíîñÿò àóòèçì, êàê ïîïûòêó èçáåæàòü âîçäåéñòâèé âíåøíåãî ìèðà, ñòåðåîòèïèè â ïîâåäåíèè, óçêèå è î÷åíü óñòîé÷èâûå èíòåðåñû. Ó ðåáåíêà îñëàáåâàþò ýìîöèîíàëüíûå ðåàêöèè íà áëèçêèõ, âïëîòü äî ïîëíîãî èõ èãíîðèðîâàíèÿ (àôôåêòèâíàÿ áëîêàäà), òîðìîçèòñÿ ðåàêöèÿ íà ñëóõîâûå è çðèòåëüíûå ñòèìóëû.

Äåòñêèé àóòèçì ìîæåò ðàçëè÷àòüñÿ ïî ãëóáèíå íàðóøåíèé ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ è îòíîøåíèé.  ñâîèõ ðàáîòàõ Î.Ñ. Íèêîëüñêàÿ, Å.Ð. Áàåíñêàÿ, Ì.Ì. Ëèáëèíã âûäåëÿþò ÷åòûðå óðîâíÿ òàêèõ íàðóøåíèé ó äåòåé ñ àóòèçìîì, êàæäûé èç êîòîðûõ ñîïðîâîæäàåòñÿ îïðåäåëåííûìè ïàòòåðíàìè ïîâåäåíèÿ, íàðóøåíèÿìè ïðîèçâîëüíîé ðåãóëÿöèè è ïðîÿâëåíèÿìè ðå÷åâûõ, ìîòîðíûõ, êîãíèòèâíûõ è êîììóíèêàòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé[411].

Читайте также:  Синдром двигательных нарушений у детей форум

Êðîìå ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà ê àóòèçìó îòíîñÿò òàêèå òÿæåëûå ðàññòðîéñòâà, âûçâàííûå íàðóøåíèÿìè ðàçâèòèÿ, êîòîðûå èìåþò íåêîòîðûå îáùèå ïðèçíàêè ñ àóòèçìîì, îäíàêî èõ ïðè÷èíû ðàçëè÷íû. Ê òàêèì ðàññòðîéñòâàì îòíîñÿò:

• ñèíäðîì Àñïåðãåðà, êîòîðûé õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì æå ñàìûì òèïîì êà÷åñòâåííîãî íàðóøåíèÿ ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ, ÷òî è äåòñêèé àóòèçì, íàðÿäó ñ îãðàíè÷åííûì, ñòåðåîòèïíûì íàáîðîì èíòåðåñîâ è çàíÿòèé.  îòëè÷èå îò àóòèçìà, çäåñü íåò îáùåãî îòñòàâàíèÿ â ðàçâèòèè ðå÷è èëè èíòåëëåêòà. Íîçîëîãè÷åñêàÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü äàííîãî ñèíäðîìà íå îïðåäåëåíà. Ñîîòíîøåíèå ìåæäó ìàëü÷èêàìè è äåâî÷êàìè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ñîñòàâëÿåò 8:1. Ýòîò ñèíäðîì èìååò òåíäåíöèþ ê ñîõðàíåíèþ â äåòñêîì è þíîøåñêîì âîçðàñòå.  þíîøåñêîì âîçðàñòå ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ ïñèõîòè÷åñêèå ýïèçîäû;

• ñèíäðîì Ðåòòà – ñîñòîÿíèå, îïèñàííîå òîëüêî ó äåâî÷åê (ðàñïðîñòðàíåííîñòü ñðåäè äåâî÷åê ñîñòàâëÿåò 1:10 000), ïðè÷èíà åãî íåèçâåñòíà (íåêîòîðûå àâòîðû ñâÿçûâàþò ïîÿâëåíèå ñèíäðîìà ñ Õ-õðîìîñîìíîé ìóòàöèåé (Amir et al., 1999)[412]), íî êîòîðîå âûäåëÿåòñÿ íà îñíîâàíèè îñîáåííîñòåé íà÷àëà òå÷åíèÿ è ñèìïòîìàòîëîãèè.  òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ çà âíåøíå íîðìàëüíûì èëè ïî÷òè íîðìàëüíûì ðàííèì ðàçâèòèåì (ïåðâûå 6-12 ìåñ.) ñëåäóåò ïàðöèàëüíàÿ èëè ïîëíàÿ ïîòåðÿ ïðèîáðåòåííûõ ìàíóàëüíûõ íàâûêîâ è ðå÷è íàðÿäó ñ çàìåäëåíèåì ðîñòà ãîëîâû (ðàçìåðû ìîçãà íà 12–34 % ìåíüøå, ÷åì ó íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ äåòåé). Îñîáåííî õàðàêòåðíû ïîòåðÿ öåëåíàïðàâëåííûõ äâèæåíèé ðóê ñ ïîñëåäóþùèì ðàçâèòèåì ñòåðåîòèïíûõ äâèæåíèé, íàïîìèíàþùèõ óìûâàíèå èëè ðóêîïîæàòèå, óòðàòà èíòåðåñà ê ñîöèàëüíûì âçàèìîäåéñòâèÿì, ïëîõî ñêîîðäèíèðîâàííàÿ êðóïíàÿ ìîòîðèêà (îñîáåííî äâèæåíèé ïðè õîäüáå), ãëóáîêèå íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ âîñïðèÿòèÿ è ðå÷è. Ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå ó òàêèõ äåòåé çàäåðæàíî â ïåðâûå äâà èëè òðè ãîäà, îäíàêî ñîõðàíÿåòñÿ òåíäåíöèÿ ê ïîääåðæàíèþ ñîöèàëüíîãî èíòåðåñà. Âî âðåìÿ ñðåäíåãî äåòñêîãî âîçðàñòà ïðîÿâëÿåòñÿ òåíäåíöèÿ ê ðàçâèòèþ àòàêñèè òóëîâèùà è àïðàêñèè, èíîãäà ñîïðîâîæäàþùèõñÿ õîðåîàòåòîèäíûìè äâèæåíèÿìè.  ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ñîñòîÿíèÿ ïðèîáðåòàåòñÿ òÿæåëàÿ ïñèõè÷åñêàÿ èíâàëèäèçàöèÿ. ×àñòî âîçíèêàþò ýïèëåïòè÷åñêèå ïðèñòóïû â ïåðèîä ðàííåãî èëè ñðåäíåãî äåòñêîãî âîçðàñòà;

• äåòñêîå äåçèíòåãðàòèåíîå ðàññòðîéñòâî – íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ, íàáëþäàåìîå ó äåòåé, óòðà÷èâàþùèõ çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü ðàíåå ïðèîáðåòåííûõ íàâûêîâ ê 10 ãîäàì. Óõóäøåíèÿ ìîãóò îòíîñèòüñÿ ê òàêèì îáëàñòÿì, êàê âîñïðèÿòèå, èñïîëüçîâàíèå ðå÷è, ñîöèàëüíûå íàâûêè è êîììóíèêàöèÿ, àäàïòèâíîå ïîâåäåíèå, óñâîåíèå èãðîâûõ èëè ìîòîðíûõ íàâûêîâ, êîíòðîëü êèøå÷íèêà èëè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ;

• ñïåöèôè÷åñêèå òÿæåëûå ðàññòðîéñòâà, âûçâàííûå íàðóøåíèÿìè ðàçâèòèÿ (<àòèïè÷íûé àóòèçì), – òèï îáùåãî ðàññòðîéñòâà ðàçâèòèÿ, êîòîðûé îòëè÷àåòñÿ îò äåòñêîãî àóòèçìà ëèáî âîçðàñòîì íà÷àëà, ëèáî îòñóòñòâèåì õîòÿ áû îäíîãî èç òðåõ äèàãíîñòè÷åñêèõ êðèòåðèåâ. Ìîæåò âñòðå÷àòüñÿ êàê â ñî÷åòàíèè ñ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ, òàê è áåç íåå.

Ðàííèé äåòñêèé àóòèçì íåîáõîäèìî îòëè÷àòü îò äåòñêîé øèçîôðåíèè (ñîãëàñíî òðåáîâàíèÿì, èçëîæåííûì â ÌÊÁ-10). Äèôôåðåíöèàëüíóþ äèàãíîñòèêó ïðîâîäÿò íà îñíîâå ñëåäóþùèõ êðèòåðèåâ:

• âîçðàñòà, â êîòîðîì ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû. Øèçîôðåíèÿ äèàãíîñòèðóåòñÿ â âîçðàñòå 6 ëåò è áîëåå;

• ïðåìîðáèäíûõ îñîáåííîñòåé. Àóòè÷íûé ðåáåíîê èìååò ïàòîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè è ïîâåäåíèÿ ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ, â òî âðåìÿ êàê ó ðåáåíêà ñ øèçîôðåíèåé äî íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ íàáëþäàåòñÿ íîðìàëüíîå ðàçâèòèå (ñìåíÿþùååñÿ ðåãðåññèåé);

• ñòåïåíè àóòèçàöèè. Ïî ñóòè, àóòèçì ìîæåò áûòü õàðàêòåðåí è äëÿ ðåáåíêà, ñòðàäàþùåãî øèçîôðåíèåé. Îäíàêî äåòè ñ ñèíäðîìîì ÐÄÀ ðåçêî îòäåëåíû îò îêðóæåíèÿ, ìîãóò ïðàêòè÷åñêè íà íåãî íå ðåàãèðîâàòü, íå èäòè íà ôèçè÷åñêèé êîíòàêò. Äåòè ñ øèçîôðåíèåé, âñòóïàÿ â êîíòàêò, ñêîðåå íåàäåêâàòíî ðåàãèðóþò íà îêðóæåíèå;

• ñòåïåíè, â êîòîðîé ðåáåíîê îçàáî÷åí íåèçìåííîñòüþ îêðóæàþùåé îáñòàíîâêè. Äåòè ñ àóòèçìîì îáû÷íî êðàéíå íåãàòèâíî ðåàãèðóþò íà èçìåíåíèÿ â îêðóæåíèè è ñâîåé ïîâñåäíåâíîé àêòèâíîñòè. Ëèøü ó íåçíà÷èòåëüíîãî êîëè÷åñòâà äåòåé ñ øèçîôðåíèåé åñòü òàêàÿ ïîòðåáíîñòü;

• âîñïðèÿòèþ îêðóæåíèÿ. Äåòè ñ øèçîôðåíèåé âîñïðèíèìàþò îêðóæåíèå èñêàæåííî, â òî âðåìÿ êàê àóòè÷íûå äåòè ñêîðåå ñâåðõñåëåêòèâíû â ñâîåì âîñïðèÿòèè. Ó íèõ ôîðìèðóåòñÿ ðàçíîâèäíîñòü «òîííåëüíîãî çðåíèÿ», ôèêñèðóþùåãî âíèìàíèå ëèøü íà íåêîòîðûõ àñïåêòàõ îêðóæåíèÿ;

• íàëè÷èþ ãàëëþöèíàöèé è áðåäà, ÷òî õàðàêòåðíî èìåííî äëÿ äåòåé, ñòðàäàþùèõ øèçîôðåíèåé. Ýòè ñèìïòîìû ïðàêòè÷åñêè íå âñòðå÷àþòñÿ ó äåòåé ñ äåòñêèì àóòèçìîì;

• ñîñòîÿíèþ ðå÷è. Äåòè ñ àóòèçìîì ñëàáî èñïîëüçóþò ðå÷ü äëÿ îáùåíèÿ, â òî âðåìÿ êàê äåòè ñ øèçîôðåíèåé ïîëüçóþòñÿ åþ;

• ðàçâèòèþ èíòåëëåêòà. Äåòè ñ àóòèçìîì èìåþò çíà÷èòåëüíî áîëåå âûðàæåííóþ èíòåëëåêòóàëüíóþ íåäîñòàòî÷íîñòü;

• ïðîïîðöèè äåòåé ðàçëè÷íîãî ïîëà. Äëÿ ïîïóëÿöèè ëþäåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì ñîîòíîøåíèå ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê ñîñòàâëÿåò 4:1, â òî âðåìÿ êàê â ïîïóëÿöèè áîëüíûõ øèçîôðåíèåé íåò ñòîëü âûðàæåííîé ïîëîâîé äèñïðîïîðöèè.

Источник