Психическое развитие детей с синдромом дефицита внимания

Психическое развитие детей с синдромом дефицита внимания thumbnail

«Психологические особенности развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»

Давайте разбираться.

(2 слайд) Существует Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ 10) Классы МКБ-10 /

F00-F99

Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99)

Включены: нарушения психологического развития

Исключены: симптомы, отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99)

Этот класс содержит следующие блоки:

  • F00-F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
  • F10-F19 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
  • F30-F39 Расстройства настроения [аффективные расстройства]
  • F40-F48 Невротические, связанные со стессом, и соматоформные расстройства
  • F50-F59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
  • F60-F69 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
  • F70-F79 Умственная отсталость
  • F80-F89 Расстройства психологического развития
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте
  • F99-F99 Неуточненные психические расстройства

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — расстройство, которое в МКБ-10 относится к группе эмоциональных и поведенческих расстройств. То есть, так как он (синдром) присутствует в (международной классификации болезней 10-го пересмотра МКБ-10) считается, что это всё-таки медицинский диагноз.

Определение — Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен:

1) специалистами;

2) по достижении ребенком возраста 8 лет;

3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.

Определение — Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейробиологическое (связанное с нарушениями в работе некоторых структур и систем головного мозга) состояние, характеризующееся неадекватными для данного возраста уровнями невнимательности, гиперактивности (чрезмерной подвижности) и импульсивности (несдержанности)

(3,4 слайд) Несколько слов о сути данного синдрома. До 90-х годов СДВГ рассматривался как «двигательное гиперкинетическое расстройство» в рамках либо «минимальной мозговой дисфункции» (легкие варианты), либо (при выраженных случаях поведенческих расстройств) как составляющая часть «психоорганического синдрома» (тяжелые варианты). Другими словами, ранее суть синдрома связывали с поведенческими отклонениями преимущественно в сфере моторики. Поэтому до сегодняшнего дня в качестве синонима СДВГ используют определение «гиперактивный ребенок».

(5,6 слайд)Специалисты выделяют три типа СДВГ.

  • Существует тип с преобладанием гиперактивности/импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны);
  • тип с преобладанием дефицита внимания (признаки гиперактивности/ импульсивности незначительны);
  • и смешанный тип (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности).

У детей с СДВГ кроме невнимательности, гиперактивности и импульсивности часто встречаются другие особенности развития:

1. Нарушения координации

Выявляют примерно в половине случаев. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколёсном велосипеде), зрительно-пространственные коорлинации (неспособность к спортивным играм).

2. Эмоциональные нарушения

Тоже часто наблюдают при СДВГ. Эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что проявляется неурановешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.

3. Отношения с окружающими

Как правило, нарушены отношения со сверстниками и со взрослыми. В психическом развитии дети с СДВГ отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей.

4. Парциальные задержки развития

Многие дети, страдающие от СДВГ, плохо учатся в школе, несмотря на нормальный IQ. Кроме того, у детей с СДВГ часто встречаются парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков (счёт, письма, чтения). Приложение: (Если в вашем классе учится ребенок с СДВГ (Рекомендации педагогам и школьным психологам)

5. Поведенческие расстройства

При СДВГ наблюдаются часто, но не всегда.

(7 слайд) Кратко о причинах возникновения

Анализ литературы, касающийся происхождения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью позволяет выделить 4 блока причин:

1. Генетические (наследственная предрасположенность);

2. Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

3. Социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

4. Влияние окружающей среды.

(8 слайд) Следующий раздел по данной теме — это Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми (Приложение)

Психологами разработаны три основных направления работы с гиперактивными детьми: (профилактическая работа с родителями), (профилактическая работа с педагогами), (коррекционно-развивающие занятия)

1) развитие психических функций, отстающих у таких детей — внимания, двигательного контроля, контроля поведения;

2) отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

3) важно, при возможности, вести работу с гневом.

(9,10 слайд) Более подробно можно ознакомится с материалом на стр 10

  • Особенности педагогической работы с гиперактивными детьми (стр 10);
  • Методы работы учителя с гиперактивными детьми (стр 15);
  • Помощь психолога в работе с гиперактивным ребенком.

Какова роль психолога в работе с гиперактивными детьми? Прежде всего, следует, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому, необходимо убедиться в том, что такой ребенок находиться под наблюдением врача. Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно — развивающие программы.

  • В оказании помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями. Необходимо разъяснять взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Источник

– большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

– создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

– научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

– игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

– стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

– помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

– способствуйте элиминации агрессии;

– обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

– регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

– объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

– объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Читайте также:  Стресс и общий адаптационный синдром реферат

Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.

Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

Заключение

Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что:

– во-первых, дети с синдромом плохо усваивают школьную программу;

– во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица с СДВГ;

– в-третьих, с ними в 3 раза чаше происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаше попадают в автокатастрофы;

– в-четвертых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5–6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом;

– в-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2–3 человека – дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.

В ходе экспериментального исследования мы подтвердили гипотезу и доказали, что уровень интеллекта детей с СДВГ не соответствует возрастной норме. Психологическое обследование детей дало возможность определить уровень интеллектуального развития детей с СДВГ, а кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Знание специфических особенностей психического развития детей с СДВГ позволяет разработать модель коррекционной помощи таким детям, т. к. дошкольный возраст – важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Этот период важен в плане предупреждения развития нарушений поведения, а также дезадаптационного школьного синдрома. В связи с этим поиск критериев диагностики и коррекции СДВГ в дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших мозговых функций. В то же время основная масса работ касается изучения детей школьного возраста, когда на первый план выступают трудности обучения и поведения. Ввиду этого, важное практическое значение сегодня приобретают вопросы организации психологической и медицинской помощи семьям детей с СДВГ, ориентированной на ранний и дошкольный возраст.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология; Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», – 1999. – 206 с.

2. Акундинова И.Е. О развитии самосознания у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия. М.: Издательский центр «Академия», – 1997. -103 с.

3. Бадалян Л.О. Невропатология. М.: Просвещение, – 2000. – 378 с.

4. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб.: 1993. – №3. – 95 с.

5. Бардиер Г., Ромозан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Стройлеспечать, – 1996. – 91 с.

6. Брязгунов И.П., Знаменская Е.И. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) // Медицинский реферативный журнал. – №4. – 1980. – 87 с.

7. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, – 2001. – 96 с.

8. Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). – М. – 1994. – 49 с.

9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», – 2000. – 528 с.

10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: «Просвещение», 1967. – 122 с.

11. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М., 1982. – 101 с.

12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: АПН РСФСР, – 1960. – 500 с.

13. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. 1996. №3. – 96 с.

14. Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей. – М.: Пенаты, – 1992. – 52 с.

15. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, – 1995. – 352 с.

16. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. – №1. – 1999. – 86 с.

17. Ефименко О.В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребёнка. Автореф. дисс. канд. мед. наук. М.: 1991. – 28 с.

18. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, – 1980. – 50 с.

19. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», – 2005. – 256 с.

20. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Выпуск 5. М.: Школа-Пресс, – 2000. – 112 с.

21. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1985. – 32 с.

22. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, – 1989. – 104 с.

Читайте также:  Характеристика на ученика с синдромом дауна

23. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, – 1969. – 504 с.

24. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, – 2002. – 192 с.

25. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: 1992. – 94 с.

26. Монина Г.Н. Работа с детьми, имеющими СГДВ. М.:1987. – 98 с.

27. Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. №3. – 48 с.

28. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб.: Речь, – 2005. – 208 с.

29. Савельева Г.М., Сичинава Л.Г. Гипоксические перинатальные повреждения ЦНС и пути их снижения // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 1995. №3. – 58 с.

30. Самсыгина Г.А. Гипоксическое поражение ЦНС у новорождённых детей: клиника, диагностика, лечение // Педиатрия, – 1996. №5. – 90 с.

31. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.

32. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –125 с.

33. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003 –125 с.

34. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М.: Медицина, 1986. – 159 с.

35. Халецкая О.В., Трошин В.Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. – Нижний Новгород. – 1995. – 129 с.

36. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически – ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС): Практ. Пособ. – М.: Российское психологическое общество, – 1998. – 157 с.

37. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – С., 1997. – 58 с.

38. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Дисфункции головного мозга у детей. – СПб.: Салит – Медкнига, 2002. – 128 с.

39. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб. – 1997. – 78 с.

Приложения

Приложение 1

Список экспериментальной группы детей МДОУ №204 «Звуковичок» компенсирующего вида 2001–2002 гг. рождения

1. Балакиров Роман

2. Безуглов Михаил

3. Емельяненко Максим

Источник

Психическое развитие детей с синдромом дефицита внимания

Ïðè÷èíû è ñîäåðæàíèå ñèíäðîìà ãèïåðàêòèâíîñòè è äåôèöèòà âíèìàíèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå, åãî ýòèîëîãèÿ è ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ. Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äåòåé ñ ÑÄÂÃ, ìåòîäû åãî êîððåêöèè è ëå÷åíèÿ. Ðàçðàáîòêà ðåêîìåíäàöèé ïî ðàáîòå ñ ãèïåðàêòèâíûìè äåòüìè.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ01.07.2009
Ðàçìåð ôàéëà1,1 M

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Íàäî îòìåòèòü, ÷òî õîòÿ äåòè ñîãëàñíû íàó÷èòüñÿ ðàññëàáëÿòüñÿ, îíè íå õîòÿò óïðàæíÿòüñÿ â ýòîì ïîä ïðèñìîòðîì ó÷èòåëåé. Ê ñ÷àñòüþ, íåêîòîðûå ãðóïïû ìûøö ìîæíî òðåíèðîâàòü äîñòàòî÷íî íåçàìåòíî. Äåòè ìîãóò âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ â êëàññå è ðàññëàáëÿòüñÿ, íå ïðèâëåêàÿ âíèìàíèÿ îêðóæàþùèõ.

Èç âñåõ ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèõ ìåòîäèê àóòîãåííàÿ òðåíèðîâêà íàèáîëåå äîñòóïíà â îâëàäåíèè è ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî. Îíà íå èìååò ïðîòèâîïîêàçàíèé ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ.

Ãèïíîç è ñàìîãèïíîç

Ãèïíîç ïîêàçàí ïðè ðÿäå íåðâíî-ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, â òîì ÷èñëå ñèíäðîìå äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ [33].

 ëèòåðàòóðå ïðèâîäèòñÿ ìíîãî äàííûõ îá îñëîæíåíèÿõ âî âðåìÿ ýñòðàäíûõ ñåàíñîâ ãèïíîçà, â ÷àñòíîñòè â 1981 ã. Êë¸éíõàóç è Áåðàí îïèñàëè ñëó÷àé äåâî÷êè-ïîäðîñòêà êîòîðàÿ ïî÷óâñòâîâàëà ñåáÿ «íåõîðîøî» ïîñëå ñåàíñà ìàññîâîãî ýñòðàäíîãî ãèïíîçà. Äîìà å¸ ÿçûê çàïàë â ãîðëî, è îíà íà÷àëà çàäûõàòüñÿ.  áîëüíèöå, êóäà îíà áûëà ãîñïèòàëèçèðîâàíà, îíà âïàëà â ñîñòîÿíèå ñòóïîðà, íå îòâå÷àëà íà âîïðîñû, íå ðàçëè÷àëà ïðåäìåòû, ëþäåé. Íàáëþäàëàñü çàäåðæêà ìî÷è. Êëèíè÷åñêèå è ëàáîðàòîðíûå îáñëåäîâàíèÿ íå âûÿâèëè îòêëîíåíèé. Âûçâàííûé ýñòðàäíûé ãèïíîòèç¸ð íå ñìîã îêàçàòü äåéñòâåííîé ïîìîùè.  òàêîì ñîñòîÿíèè îíà íàõîäèëàñü â òå÷åíèå íåäåëè [33].

Áûëà ñäåëàíà ïîïûòêà ââåñòè å¸ â ãèïíîòè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ïñèõèàòðîì, õîðîøî âëàäåþùèì ãèïíîçîì. Ÿ ñîñòîÿíèå ïîñëå ýòîãî óëó÷øèëîñü, è îíà âåðíóëàñü ê çàíÿòèÿì â øêîëå. Îäíàêî ÷åðåç òðè ìåñÿöà ó íå¸ áûë ðåöèäèâ Ðåöèäèâ — âîçâðàò áîëåçíè, îáîñòðåíèå çàáîëåâàíèÿ. áîëåçíè. Ïîòðåáîâàëîñü 6 ìåñÿöåâ åæåíåäåëüíûõ ñåàíñîâ, ÷òîáû âåðíóòü å¸ â íîðìàëüíîå ñîñòîÿíèå. Ñëåäóåò ñêàçàòü, ÷òî ðàíüøå, äî ýñòðàäíîãî ñåàíñà ãèïíîçà ó äåâî÷êè íèêàêèõ íàðóøåíèé íå íàáëþäàëîñü [33].

Ïðè ïðîâåäåíèè ñåàíñîâ ãèïíîçà â óñëîâèÿõ êëèíèêè ïðîôåññèîíàëüíûìè ãèïíîòåðàïåâòàìè òàêèõ ñëó÷àåâ íå íàáëþäàëîñü [33].

Âñå ôàêòîðû ðèñêà îñëîæíåíèé ãèïíîçà ìîæíî ðàçäåëèòü íà òðè ãðóïïû: ôàêòîðû ðèñêà ñî ñòîðîíû áîëüíîãî, ñî ñòîðîíû ãèïíîòåðàïåâòà, ñî ñòîðîíû îêðóæàþùåé ñðåäû [33].

×òîáû èçáåæàòü îñëîæíåíèé ñî ñòîðîíû áîëüíîãî, òðåáóåòñÿ ïåðåä ãèïíîòåðàïèåé ïðîâîäèòü òùàòåëüíûé îòáîð áîëüíûõ äëÿ ïðîâåäåíèÿ ëå÷åíèÿ, âûÿñíÿòü àíàìíåñòè÷åñêèå äàííûå, ïåðåíåñ¸ííûå çàáîëåâàíèÿ, à òàêæå ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî íà ìîìåíò ëå÷åíèÿ è ïîëó÷èòü åãî ñîãëàñèå íà ïðîâåäåíèå ñåàíñà ãèïíîçà. Ôàêòîðû ðèñêà ñî ñòîðîíû ãèïíîòåðàïåâòà âêëþ÷àþò íåäîñòàòîê çíàíèé, òðåíèðîâêè, ñïîñîáíîñòåé, îïûòà, òàêæå ìîãóò âëèÿòü è ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè (àëêîãîëüíàÿ, ëåêàðñòâåííàÿ çàâèñèìîñòü, ðàçëè÷íûå ïðèñòðàñòèÿ) [7].

Îáñòàíîâêà, ãäå ïðîâîäèòñÿ ãèïíîç, äîëæíà îáåñïå÷èâàòü ôèçè÷åñêèé êîìôîðò è ýìîöèîíàëüíóþ ïîääåðæêó áîëüíîãî [7].

Îñëîæíåíèé ïðè ñåàíñå ìîæíî èçáåæàòü, åñëè ãèïíîòåðàïåâò áóäåò èçáåãàòü âñåõ âûøåíàçâàííûõ ôàêòîðîâ ðèñêà [7].

Áîëüøèíñòâî ïñèõîòåðàïåâòîâ ñ÷èòàåò, ÷òî âñå âèäû ãèïíîçà — ýòî íå ÷òî èíîå, êàê ñàìîãèïíîç. Äîêàçàíî, ÷òî ñàìîãèïíîç áëàãîòâîðíî âîçäåéñòâóåò íà ëþáîãî ÷åëîâåêà [7].

Èñïîëüçîâàíèå ìåòîäà óïðàâëÿåìîãî âîîáðàæåíèÿ äëÿ äîñòèæåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ñàìîãèïíîçà ìîãóò èñïîëüçîâàòü ðîäèòåëè ðåá¸íêà ïîä ðóêîâîäñòâîì âðà÷à-ãèïíîòåðàïåâòà. Ïðåêðàñíûì ðóêîâîäñòâîì ïî ýòîé ìåòîäèêå ÿâëÿåòñÿ êíèãà Áðàéàíà Ì. Àëìàí è Ïèòåðà Ò. Ëàìáðó «Ñàìîãèïíîç» [7].

Ìû îïèñàëè ìíîæåñòâî ìåòîäèê, êîòîðûå ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ ïðè êîððåêöèè ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ. Êàê ïðàâèëî, ó ýòèõ äåòåé âñòðå÷àþòñÿ ðàçíîîáðàçíûå íàðóøåíèÿ, ïîýòîìó â êàæäîì ñëó÷àå íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü öåëûé êîìïëåêñ ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèõ è ïåäàãîãè÷åñêèõ ïðè¸ìîâ, à ïðè âûðàæåííîé ôîðìå çàáîëåâàíèÿ è ìåäèêàìåíòîçíûå ñðåäñòâà.

Íåîáõîäèìî ïîä÷åðêíóòü, ÷òî óëó÷øåíèå â ïîâåäåíèè ðåá¸íêà ïðîÿâèòñÿ äàëåêî íå ñðàçó, îäíàêî ïðè ïîñòîÿííûõ çàíÿòèÿõ è ñîáëþäåíèè ðåêîìåíäàöèé óñèëèÿ ðîäèòåëåé, ó÷èòåëåé áóäóò âîçíàãðàæäåíû.

3. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ äåòåé ñ ÑÄÂà è ñ íîðìîé ðàçâèòèÿ

Читайте также:  Цервикальный синдром у детей до года

Ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ðàáîòà áûëà íàöåëåíà íà ðåøåíèå ñëåäóþùèõ çàäà÷:

1. Ïîäîáðàòü äèàãíîñòè÷åñêèé èíñòðóìåíòàðèé.

2. Âûÿâèòü óðîâåíü ñôîðìèðîâàííîñòè êîãíèòèâíûõ ïðîöåññîâ ó äåòåé ñ ÑÄÂÃ â ñðàâíåíèè ñ íîðìîé ðàçâèòèÿ.

3. Ñîñòàâèòü ðåêîìåíäàöèè ðîäèòåëÿì è ïåäàãîãàì, êîòîðûå ïîìîãëè áû îñóùåñòâèòü âçàèìîïîíèìàíèå ìåæäó äåòüìè ñ ÑÄÂÃ è îêðóæàþùèìè èõ ëþäüìè.

Ýòàïû ðåàëèçàöèè ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ.

1. Îáñëåäîâàíèå äåòåé ñ ÑÄÂÃ, ñ öåëüþ âûÿâëåíèÿ óðîâíÿ ñôîðìèðîâàííîñòè êîãíèòèâíûõ ïðîöåññîâ.

2. Îáñëåäîâàíèå äåòåé ñ íîðìîé ðàçâèòèÿ, ñ öåëüþ âûÿâëåíèÿ óðîâíÿ ñôîðìèðîâàííîñòè êîãíèòèâíûõ ïðîöåññîâ.

3. Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç ïîëó÷åííûõ äàííûõ.

4. Ñîñòàâëåíèå ðåêîìåíäàöèé äëÿ ðîäèòåëåé è ïåäàãîãîâ ó äåòåé êîòîðûõ èìååòñÿ ÑÄÂÃ.

Èññëåäîâàíèå ïðîâîäèëîñü â ÌÄÎÓ ¹204 êîìïåíñèðóþùåãî âèäà «Çâóêîâè÷îê» è â ÌÄÎÓ ¹2 «Áåð¸çêà» Òàëüìåíñêîãî ðàéîíà Àëòàéñêîãî êðàÿ â ïåðèîä ñ äåêàáðÿ 2007 ãîäà ïî ìàé 2008 ãîäà.

Ýêñïåðèìåíòàëüíóþ ãðóïïó ñîñòàâèëè âîñïèòàííèêè ÌÄÎÓ ¹204 «Çâóêîâè÷îê» êîìïåíñèðóþùåãî âèäà â ñîñòàâå 10 ÷åëîâåê, â êà÷åñòâå êîíòðîëüíîé ãðóïïû áûëè âûáðàíû äåòè ÌÄÎÓ ¹2 «Áåð¸çêà» ð. ï. Òàëüìåíêà ñ íîðìîé ðàçâèòèÿ â ñîñòàâå 10 ÷åëîâåê. Äëÿ èññëåäîâàíèÿ ïî äàííîé òåìå áûëà âûáðàíà ãðóïïà äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà (6-7 ëåò). Íåïîñðåäñòâåííîå îáñëåäîâàíèå âêëþ÷àëî â ñåáÿ íåñêîëüêî ýòàïîâ:

1. Ââåäåíèå ðåá¸íêà â ñèòóàöèþ îáñëåäîâàíèÿ, óñòàíîâëåíèå ñ íèì ýìîöèîíàëüíîãî êîíòàêòà.

2. Ñîîáùåíèå ñîäåðæàíèÿ çàäàíèé, ïðåäúÿâëåíèå èíñòðóêöèé.

3. Íàáëþäåíèå çà ðåá¸íêîì â ïðîöåññå åãî äåÿòåëüíîñòè.

4. Îôîðìëåíèå ïðîòîêîëà îáñëåäîâàíèÿ è îöåíêà ðåçóëüòàòîâ.

 õîäå èññëåäîâàíèÿ íàìè èñïîëüçîâàëèñü òàêèå îñíîâíûå ìåòîäû äèàãíîñòèêè, êàê áåñåäà, íàáëþäåíèå, ýêñïåðèìåíò, à òàêæå ìåòîä êîëè÷åñòâåííîãî è êà÷åñòâåííîãî àíàëèçà ïîëó÷åííûõ äàííûõ.

Ìåòîä áåñåäû èñïîëüçîâàëñÿ íàìè ñ öåëüþ óñòàíîâëåíèÿ êîíòàêòà ñ äåòüìè; îïðåäåëåíèÿ òîãî, êàê îíè ïîíèìàþò ñóòü çàäàíèé è âîïðîñîâ, â ÷¸ì èñïûòûâàþò çàòðóäíåíèÿ; óòî÷íåíèå ñîäåðæàíèÿ âûïîëíåííûõ çàäàíèé, à òàêæå â ñîáñòâåííî äèàãíîñòè÷åñêîì àñïåêòå.

Ìåòîä íàáëþäåíèÿ ìû èñïîëüçîâàëè äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðîñëåäèòü çà ïîâåäåíèåì äåòåé, èõ ðåàêöèÿìè íà òî èëè èíîå âîçäåéñòâèå; çà òåì, êàê îíè âûïîëíÿþò çàäàíèÿ, êàê ê íèì îòíîñÿòñÿ.

Òàê êàê ó äåòåé ñ ÑÄÂà ïðèñóòñòâóåò íàðóøåíèå âíèìàíèÿ, ÷òî â ñâîþ î÷åðåäü ñî÷åòàåòñÿ ñ äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòüþ, ïðè èíòåðïðåòàöèè ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ ìû èñïîëüçîâàëè íå òîëüêî êîëè÷åñòâåííûé àíàëèç, íî è êà÷åñòâåííûé àíàëèç, ðóêîâîäñòâóÿñü ïðè ýòîì îñîáåííîñòÿìè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è ñàìîñîçíàíèÿ, êàê íîðìàëüíûõ äåòåé, òàê è ñ ÑÄÂÃ.

Èñõîäÿ èç îñîáåííîñòåé îáúåêòà, ïðåäìåòà è çàäà÷ íàøåãî èññëåäîâàíèÿ ìû èñïîëüçîâàëè ñëåäóþùèå äèàãíîñòè÷åñêèå ìåòîäèêè.

3.1Ìåòîäû äèàãíîñòèêè âíèìàíèÿ

Ñëåäóþùèé íàáîð ìåòîäèê ïðåäíàçíà÷àåòñÿ äëÿ èçó÷åíèÿ âíèìàíèÿ äåòåé ñ îöåíêîé òàêèõ êà÷åñòâ âíèìàíèÿ, êàê ïðîäóêòèâíîñòü, óñòîé÷èâîñòü, ïåðåêëþ÷àåìîñòü è îáúåì.  çàêëþ÷åíèå îáñëåäîâàíèÿ ðåáåíêà ïî âñåì ÷åòûðåì ïðåäñòàâëåííûì çäåñü ìåòîäèêàì, îòíîñÿùèìñÿ ê âíèìàíèþ, ìû âûâåëè îáùóþ, èíòåãðàëüíóþ îöåíêó óðîâíÿ ðàçâèòèÿ âíèìàíèÿ äîøêîëüíèêà.

Ìåòîäèêà «Âûó÷è ñëîâà»

Öåëü: îïðåäåëåíèå äèíàìèêè ïðîöåññà çàó÷èâàíèÿ.

Õîä: ðåáåíîê ïîëó÷àë çàäàíèå çà íåñêîëüêî ïîïûòîê âûó÷èòü íàèçóñòü è áåçîøèáî÷íî âîñïðîèçâåñòè ðÿä, ñîñòîÿùèé èç 12 ñëîâ: äåðåâî, êóêëà, âèëêà, öâåòîê, òåëåôîí, ñòàêàí, ïòèöà, ëàìïî÷êà, êàðòèíà, ÷åëîâåê, êíèãà.

Êàæäûé ðåáåíîê ïûòàëñÿ âîñïðîèçâåñòè ðÿä ïîñëå êàæäîãî î÷åðåäíîãî ïðîñëóøèâàíèÿ. Ìû êàæäûé ðàç îòìå÷àëè òî êîëè÷åñòâî ñëîâ, êîòîðûå ðåáåíîê ñóìåë íàçâàòü. È òàê ïîñòóïàëè 6 ðàç. Òàêèì îáðàçîì, ïîëó÷èëè ðåçóëüòàòû øåñòè ïîïûòîê.

Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ îòðàæåíû â äèàãðàììå äèàãíîñòèêè ïàìÿòè äåòåé ñ ÑÄÂÃ è ñ íîðìîé ðàçâèòèÿ (ñì. äèàãðàììà 3).

Ìåòîäèêà «Çàïîìèíàíèå 10 êàðòèíîê»

Öåëü: Àíàëèçèðóåòñÿ ñîñòîÿíèå ïàìÿòè (îïîñðåäîâàííîãî çàïîìèíàíèÿ), óòîìëÿåìîñòè, àêòèâíîãî âíèìàíèÿ.

Ïðåäúÿâëÿëèñü ïðåäìåòíûå êàðòèíêè ðàçìåðîì 10 õ 15 ñì.

1 íàáîð: êóêëà, êóðèöà, íîæíèöû, êíèãà, áàáî÷êà, ðàñ÷åñêà, áàðàáàí, êîðîâà, àâòîáóñ, ãðóøà.

2 íàáîð: ñòîë, ñàìîëåò, ëîïàòà, êîøêà, òðàìâàé, äèâàí, êëþ÷, êîçà, ëàìïà, öâåòîê.

Èíñòðóêöèÿ:

1. «ß áóäó ïîêàçûâàòü êàðòèíêè, à òû íàçûâàé, ÷òî íà íèõ âèäèøü». ×åðåç 30 ñåêóíä: «Âñïîìíè, ÷òî òû âèäåë?».

2. «Ñåé÷àñ ÿ ïîêàæó äðóãèå êàðòèíêè. Ïîñòàðàéñÿ èõ çàïîìíèòü êàê ìîæíî áîëüøå, ÷òîáû ïîòîì ìíå ïîâòîðèòü».

Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ îòðàæåíû â äèàãðàììå äèàãíîñòèêè ïàìÿòè äåòåé ñ ÑÄÂÃ è ñ íîðìîé ðàçâèòèÿ (ñì. äèàãðàììà 3).

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòè (ÑÄÂÃ). Ôîðìû ïðîÿâëåíèÿ ìèíèìàëüíî-ìîçãîâîé äèñôóíêöèè. Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïàìÿòè è âíèìàíèÿ çäîðîâûõ äåòåé è äåòåé ñ ÑÄÂà â âîçðàñòå 6-7 ëåò. Íåéðîáèîëîãè÷åñêèå îñíîâû ÑÄÂÃ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [1,4 M], äîáàâëåí 31.08.2013

  • Àíàëèç ãèïåðàêòèâíîñòè â òðóäàõ îòå÷åñòâåííûõ è çàðóáåæíûõ àâòîðîâ. Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ñ ñèíäðîìîì ãèïåðàêòèâíîñòè. Ðåêîìåíäàöèè ðîäèòåëÿì è ïåäàãîãàì ïî êîððåêöèîííîé ðàáîòå ñ ãèïåðàêòèâíûìè äåòüìè â óñëîâèÿõ íà÷àëüíîé øêîëû.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [75,1 K], äîáàâëåí 17.09.2014

  • Òåîðåòè÷åñêèé àíàëèç ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòè. Ðîëü èãðû â êîððåêöèè ðàçâèòèÿ äåòåé ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îðãàíèçàöèÿ ïñèõîêîððåêöèîííîé ðàáîòû, íàïðàâëåííîé íà ñíèæåíèå ãèïåðàêòèâíîñòè. Àíàëèç ðåçóëüòàòîâ ðàáîòû.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [499,8 K], äîáàâëåí 13.10.2017

  • Ðàññìîòðåíèå ïðèçíàêîâ ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ: íåâíèìàòåëüíîñòü, îòâëåêàåìîñòü, èìïóëüñèâíîå ïîâåäåíèå. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ è ìåòîäû âûÿâëåíèÿ òðóäíîñòåé ãèïåðàêòèâíîñòè ðåáåíêà. Îçíàêîìëåíèå ñî ñïîñîáàìè êîððåêöèè «èçëèøêîâ» àêòèâíîñòè äåòåé.

    ïðåçåíòàöèÿ [2,0 M], äîáàâëåí 31.01.2016

  • Ãèïåðàêòèâíîñòü äåòåé êàê îäíî èç ïðîÿâëåíèé êîìïëåêñà ïîâåäåí÷åñêèõ âîçðàñòíûõ íàðóøåíèé. Ñèíäðîìû äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòè (ÑÄÂÃ) — ïñèõîñîöèàëüíûå ðàññòðîéñòâà, âåäóùèå ê ñîöèàëüíîé äåôîðìàöèè ëè÷íîñòè. Ïðè÷èíû èõ ïðîÿâëåíèÿ è ïðîôèëàêòèêà.

    ðåôåðàò [46,3 K], äîáàâëåí 18.01.2010

  • Ãèïåðàêòèâíîå ðàññòðîéñòâî ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ, ïðèçíàêè, ôîðìû ïðîÿâëåíèÿ. Ïîðòðåò ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì ãèïåðàêòèâíîñòè è äåôèöèòîì âíèìàíèÿ. Âîçðàñòíûå àñïåêòû ïðîÿâëåíèÿ. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîìîùü äåòÿì ñ ñèíäðîìîì ãèïåðàêòèâíîãî ðàññòðîéñòâà.

    ðåôåðàò [21,5 K], äîáàâëåí 22.03.2009

  • Ñóùíîñòü ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ: ïðèçíàêè è ïðè÷èíû. Èìïóëüñèâíîñòü, êàê íåñïîñîáíîñòü çàòîðìîçèòü ñâîè íåïîñðåäñòâåííûå ïîáóæäåíèÿ. Ðåêîìåíäàöèè ïî óñòðàíåíèþ ïðîáëåì ðàññòðîéñòâà âíèìàíèÿ ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.

    ðåôåðàò [43,5 K], äîáàâëåí 14.01.2011

  • Ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ êàê ðàñïðîñòðàíåííîå íàðóøåíèå äåòñêîãî âîçðàñòà è àêòóàëüíàÿ ìóëüòèäèñöèïëèíàðíàÿ ïðîáëåìà. Ïñèõîëîãè÷åñêèé ïîðòðåò ãèïåðàêòèâíîãî ðåáåíêà ÑÄÂÃ. Âûáîð ìåòîäîâ êîððåêöèè ÑÄÂÃ, ïñèõîêîððåêöèîííûå óïðàæíåíèÿ.

    ñòàòüÿ [18,1 K], äîáàâëåí 01.12.2010

  • Ñóùíîñòü, çíà÷èìîñòü è ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ â äåòñêîé ïîïóëÿöèè. Îñíîâíûå ïðèçíàêè è ñèìïòîìû, îñîáåííîñòè ðàáîòû ìîçãà, õàðàêòåðíûå äëÿ òàêèõ äåòåé. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè äëÿ ïðîâåäåíèÿ êîððåêöèè.

    ðåôåðàò [979,4 K], äîáàâëåí 13.12.2010

  • Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ãèïåðêèíåòè÷åñêîãî ñèíäðîìà ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ, ÷àñòîòà ñðåäè äåòåé. Äèàãíîñòè÷åñêèå êðèòåðèè ãèïåðàêòèâíîãî ðàññòðîéñòâà ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ ïî ñèñòåìå DSM-²V. Îñîáåííîñòè ëå÷åíèÿ ñèíäðîìà, ñîäåðæàíèå ïñèõîîáðàçîâàòåëüíîé ðàáîòû.

    ðåôåðàò [24,1 K], äîáàâëåí 05.02.2012

Психическое развитие детей с синдромом дефицита внимания

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник