Психический статус при маниакальном синдроме
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
1.Сознание: ясное
1. Отрешенности от реального мира нет- отвечает на все поставленные вопросы очень подробно и детально, иногда даже рассказывает больше, чем спросили
2. Нарушения ориентировки во времени, месте и собственной личности нет- осознает, что она в больнице проходит лечение
3. Нарушения стройности мышления: ускорение мышления- говорила очень быстро, периодически перескакивая от основной мысли;
Бред величия- считает свои способности уникальными: память, логическое мышление, лидерские качества, художественный вкус.
4. Амнезии нет
2.Эмоции: эмоциональная лабильность- во время беседы с пациенткой у нее быстро менялось настроение: от смеха до слез за короткий промежуток времени, но чаще находилась в приподнятом настроении. Если ее перебивать-это ее раздражает
3.Движения: во время беседы она лежала под капельницей, но при этом она активно жестикулировала руками, ногами. Мимика естественная, оживленная. Легко вступала в контакт, открытая, но ее раздражало. если ее переспрашивали или перебивали- гиперкинезия
4.Мышление:ускорение мышления- она очень быстро рассказывала обо всех событиях в ее жизни периодически перескакивая от события к событию. Идеи величия- считает, что она всегда отличалась и выделялась среди окружающих, говорит: «в психиатрических больницах лежат гении, а психи ходят за пределами этой больницы»
5.интеллект:нарушений нет- четко отвечала на поставленные вопросы, широкий кругозор, пациентка начитана и использует свои знания уместно
6.Память: гипермнезия- во время беседы наблюдался наплыв воспоминаний как с раннего детства, так и недавние
7.Воля и влечения: гипербулия- выглядела ухоженно: прическа, маникюр; аппетит на данный момент не нарушен-кушает очень хорошо хоть и не поправляется
8.Система ощущения и восприятия: гиперестезия – ее раздражают тихие звуки, небольшое изменение температуры, яркий свет; нарушения восприятия, галлюцинаций нет- она четко понимает где она и что происходит.
Диагноз: маниакальный синдром, маниакально-депрессивный психоз, маниакальная фаза, биполярное течение
План обследования:
1. ОАК
2. ОАМ
3. ЭЭГ
4. Консультация неврапатолога
План лечения:
1. Режим-стационарный- общий
2. Диета 1
3. Нейролептики: фенотиазины- аминазин 12,5-25мг/сут(поддерж.), 50-600 мг/сут(купир)- седатирующий эффект
Этапный эпикриз:
Пациентка Грущак О.М. находится на стационарном лечение с 5 февраля 2014 года с диагнозом: маниякально синдром, маниакально-депрессивный психоз, маниакальная фаза, биполярное течение. Диагноз выставлен на основании:
жалоб — головные боли в области затылка; раздражительность, плохой сон- долго засыпает, просыпается 4-5 утра, но при этом чувствует себя нормальной, работоспособной; повышенная двигательная активность; ухудшение концентрации.
из анамнеза- ухудшение состояния в осенний, весенний периоды. В стационар прибывает в 4 раз. Первые 3 раза: депрессивный синдром, последнее обращение- маниакальный синдром.
Данные обследования- легко вступает в контакт, открыта, настроение приподнято, неустойчива, возбудима, многоречива-речь художественно окрашена, шутит, поддерживает любые темы разговора, если перебить во время разговора раздражается, но легко отходит , эмоционально лабильна. Волевые расстройства в виде гипербулии.
Выписной эпикриз:
Выставлен диагноз : маниакальный синдром, маниакально-депрессивный психоз, маниакальная фаза, биполярное течение.В настоящее время проводится лечение нейролептиками (аминазин 15 мг/сут)отмечается положительная динамика.
С учетом анамнеза заболевания- доброкачественное течение с редкими
обострениями, динамики и отношения больного- сохранена критика, осознает значимость фармакотерапии, хочет выздороветь ради дочерей, прогноз относительно благоприятный. По достижении ремиссии рекомендуется продолжить наблюдение для подбора доз препаратов психофармпрофилактики.
Дневник курации.
Психический статус на 6 февраля 2015 год:
1.Сознание: ясное
1. Отрешенности от реального мира — отвечает на все поставленные вопросы
2. Нарушения ориентировки во времени, месте и собственной личности нет- осознает, что она в больнице проходит лечение
3. Нарушения стройности мышления: ускорение мышления- говорила очень быстро, периодически перескакивая от основной мысли;
4. Амнезии нет
2.Эмоции: гипертимия- во время разговора было приподнятое настроение, пациентка улыбалась. Рассказывала анектдоты
3.Движения: гиперкинезия- она сидела на кровати, при этом периодически в процессе разговора вставала, подходила к окну, активно жестикулировала руками.
4.Мышление:ускорение мышления- она быстро отвечала на вопросы, рассказывала много других историй помимо ответов.
5.интеллект:нарушений нет- четко отвечала на поставленные вопросы
6.Память: гипермнезия- во время беседы наблюдался наплыв воспоминаний как с раннего детства, так и недавние
7.Воля и влечения: гипербулия- выглядела ухоженно, кровать прибрана, на тумбочке порядок, аппетит на данный момент не нарушен-кушает очень хорошо хоть и не поправляется
8.Система ощущения и восприятия: гиперестезия – она слышала, что говорят в соседней комнате, галлюцинаций — она четко понимает где она и что происходит.
Диагноз: маниакальный синдром, маниакально-депрессивный психоз, маниакальная фаза, биполярное течение
Психический статус на 9 февраля 2015 год:
1.Сознание: ясное
1. Отрешенности от реального мира — отвечает на все поставленные вопросы , рассказывает и том, о чем не спрашиваели
2. Нарушения ориентировки во времени, месте и собственной личности нет- осознает, что она в больнице проходит лечение
3. Нарушения стройности мышления: ускорение мышления- говорила очень быстро, периодически перескакивая от основной мысли;
4. Амнезии нет
2.Эмоции: гипертимия- во время разговора было хорошее настроение, была очень приветливой, если ее перебивали, это ее перестало раздражать
3.Движения: гиперкинезия- она сидела на кровати, при этом периодически в процессе разговора вставала, подходила к окну, активно жестикулировала руками.
4.Мышление:ускорение мышления- она быстро отвечала на вопросы, рассказывала много других историй помимо ответов.
5.интеллект:нарушений нет- четко отвечала на поставленные вопросы
6.Память: гипермнезия- во время беседы наблюдался наплыв воспоминаний, рассказывает разные новые истории из своей жизни, вспоминает истории из детского сада.
7.Воля и влечения: гипербулия- выглядела ухоженно, кровать прибрана, на тумбочке порядок, кушает хорошо, читает книги, слушает музыку,
8.Система ощущения и восприятия: гиперестезия – слышала музыку, которая играла у нас в наушниках с расстояния, чувствовала запах духов. Отличала нотки ароматов. Галлюцинаций — она четко понимает где она и что происходит.
Диагноз: маниакальный синдром, маниакально-депрессивный психоз, маниакальная фаза, биполярное течение
Источник
×åëîâåê ñêëîíåí ñëåäîâàòü îïðåäåëåííûì øàáëîíàì ïîâåäåíèÿ, ïîäâåðæåí ñòåðåîòèïàì è óáåæäåíèÿì, êîòîðûå, ïîðîé, íå èìåþò íè÷åãî îáùåãî ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ. Îí ñòðàäàåò èç-çà ýòîãî, ïðèíèìàåò íåâåðíûå ðåøåíèÿ, âñòóïàåò â êîíôëèêòû è íå ÷óâñòâóåò ñåáÿ ñ÷àñòëèâûì. Êàê ñ ýòèì ñïðàâèòüñÿ? Âîçìîæíî, ïîìîæåò êîãíèòèâíàÿ òåðàïèÿ.
Êîãíèòèâíàÿ òåðàïèÿ (êîãíèòèâíî-ïîâåäåí÷åñêàÿ òåðàïèÿ) âèä ïñèõîòåðàïèè, êîòîðûé ôîêóñèðóåòñÿ íà èçó÷åíèè îòíîøåíèé ìåæäó ìûñëÿìè, ÷óâñòâàìè è ïîâåäåíèåì. Âî âðåìÿ ñåññèé òåðàïåâò àêòèâíî ðàáîòàåò íàä âûÿâëåíèåì «íåçäîðîâûõ» øàáëîíîâ ìûøëåíèÿ è ñôîðìèðîâàííûõ èìè ñàìîðàçðóøàþùèõ óáåæäåíèé è ìîäåëåé ïîâåäåíèÿ.
Îñîáåííîñòü êîãíèòèâíîé òåðàïèè â òîì, ÷òî òåðàïåâò íå ó÷èò ïàöèåíòà, êàê òîìó äóìàòü ïðàâèëüíî, à ïûòàåòñÿ âìåñòå ñ íèì ðàçîáðàòüñÿ, ïîìîãàåò èëè ìåøàåò åìó ïðèâû÷íûé òèï ìûøëåíèÿ.  ëþáîì ñëó÷àå, êëèåíòó íóæíî ïðèíèìàòü àêòèâíîå ó÷àñòèå â òåðàïèè, âûïîëíÿòü äîìàøíèå çàäàíèÿ è îòíîñèòüñÿ ê ýòîìó ïðîöåññó îòâåòñòâåííî.
Õîðîøàÿ íîâîñòü: ìíîãèå òåõíèêè, î êîòîðûõ âû ïðî÷òåòå äàëüøå â ñòàòüå, ìîæíî ïðèìåíÿòü â îäèíî÷êó. Îíè òðåáóþò èñêëþ÷èòåëüíî æåëàíèÿ è òåðïåíèÿ, à òàêæå äíåâíèêà è ðó÷êè. Âûäåëÿéòå ïî íåñêîëüêî äåñÿòêîâ ìèíóò â äåíü íà ïðîòÿæåíèè 1-3 ìåñÿöåâ è âû èçáàâèòåñü îò íåãàòèâíûõ ìûñëèòåëüíûõ øàáëîíîâ. Ýòî ïîçèòèâíî ñêàæåòñÿ íà îáùåì ñàìî÷óâñòâèè è êà÷åñòâå ïðèíÿòûõ ðåøåíèé.
Òåõíèêè êîãíèòèâíîé òåðàïèè
Âåäåíèå çàïèñåé î ðàçðóøèòåëüíûõ ìûñëÿõ
Ýòî óïðàæíåíèå îñîáåííî ïîëåçíî òåì ëþäÿì, êîòîðûå áîðþòñÿ ñ íåãàòèâíûìè ìûñëÿìè è õîòÿò âûÿâèòü èõ èñòî÷íèê. Ñäåëàâ ýòî, èì áóäåò ëåã÷å ñ íèìè ñïðàâèòüñÿ, ñìåñòèâ ñâîå âíèìàíèå â íóæíóþ ñòîðîíó.
Ðàáî÷èé ëèñò (ëèáî ôàéë Word èëè Excel) äîëæåí áûòü ðàçäåëåí íà ñåìü êîëîíîê:
 êðàéíåì ëåâîì óãëó îòâåäèòå ìåñòî äëÿ çàïèñè äàòû è âðåìåíè, êîãäà âîçíèêëà ðàçðóøèòåëüíàÿ íàâÿç÷èâàÿ ìûñëü.
Âî âòîðîé êîëîíêå óêàçûâàåòñÿ ñèòóàöèÿ. Âàì íóæíî îïèñàòü ñîáûòèå, ïðè êîòîðîì ïîÿâèëàñü íåãàòèâíàÿ ìûñëü.
Òðåòüÿ êîëîíêà ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ àâòîìàòè÷åñêîé ìûñëè. Çäåñü îíà ðåãèñòðèðóåòñÿ, à òàêæå âûñòàâëÿåòñÿ ðåéòèíã âåðû â íåå ïî øêàëå îò 0% äî 100%.
 ñëåäóþùåì ñòîëáöå óêàæèòå ýìîöèè, âûçâàííûå ýòîé ìûñëüþ, à òàêæå ðåéòèíã èíòåíñèâíîñòè ïî øêàëå îò 0% äî 100%.
Ïÿòûé ñòîëáåö ïîìåòüòå êàê «Êîãíèòèâíîå èñêàæåíèå».  íåì âû îïðåäåëÿåòå, êàêèå êîãíèòèâíûå èñêàæåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé ðàçðóøèòåëüíûõ ìûñëåé. Íàïðèìåð, ìûøëåíèå «âñå èëè íè÷åãî», ôèëüòðàöèÿ, ïðåæäåâðåìåííûå âûâîäû.
 øåñòîì ñòîëáöå âû äîëæíû çàïèñàòü àëüòåðíàòèâíûå ìûñëè êàê àëüòåðíàòèâó ðàçðóøèòåëüíîé. ×åì èõ áîëüøå áóäåò, òåì ëó÷øå.
Íàêîíåö, ïîñëåäíèé ñòîëáåö ïðåäíàçíà÷åí äëÿ òîãî, ÷òîáû âû ìîãëè çàïèñàòü ðåçóëüòàò ýòîãî óïðàæíåíèÿ. Âû ñìîãëè ïðîòèâîñòîÿòü ðàçðóøèòåëüíîé ìûñëè?
Çàïèñàëè óáåäèòåëüíûå àëüòåðíàòèâíûå ìûñëè? Óìåíüøèëàñü ëè âåðà â èçíà÷àëüíóþ ìûñëü è èíòåíñèâíîñòü âûçûâàåìûõ åþ ýìîöèé?
2. Ôàêò èëè ìíåíèå
Ýòî ðàçíîâèäíîñòü øåñòîãî ñòîëáöà èç ïðåäûäóùåãî óïðàæíåíèÿ. Âû óáåäèòåñü, ÷òî âàøè àâòîìàòè÷åñêèå èëè íàâÿç÷èâûå ìûñëè íåîáÿçàòåëüíî âåðíû.
Ñâåðõó ëèñòà çàïèøèòå öèòàòó:
Ìûñëè ýòî íå ôàêòû
Êîíå÷íî, î÷åíü òðóäíî ïîâåðèòü â ýòî, êîãäà ìû êàæäûé äåíü ñòàëêèâàåìñÿ ñ ìûñëÿìè, êîòîðûå, êàê íàì êàæåòñÿ, íåâîçìîæíî èçìåíèòü.
Ðàáî÷èé ëèñò ñîäåðæèò 16 óòâåðæäåíèé è âû äîëæíû ðåøèòü, ôàêò ýòî èëè ìíåíèå. Íàïðèìåð:
ß ïëîõîé ÷åëîâåê.
ß ïðîâàëèë ýêçàìåí.
ß ýãîèñòè÷åí.
ß íå îäîëæèë ñâîåìó äðóãó äåíåã, êîãäà îí ìåíÿ ïðîñèë.
Ýòî íå òðþê: äëÿ êàæäîãî èç ýòèõ óòâåðæäåíèé åñòü ïðàâèëüíûé îòâåò. Åñëè âàì èíòåðåñíî, òî âîò îíè: ìíåíèå, ôàêò, ìíåíèå, ôàêò.
Ýòî ïðîñòîå óïðàæíåíèå ïîìîæåò óâèäåòü, ÷òî, õîòü ó âàñ è ìíîãî ýìîöèîíàëüíî çàðÿæåííûõ ìûñëåé, îíè íå âñå îáúåêòèâíî èñòèííû.
3. Êîãíèòèâíàÿ ðåñòðóêòóðèçàöèÿ
Ýòî óïðàæíåíèå îñíîâàíî íà ìåòîäå Ñîêðàòà è ïîìîãàåò áðîñèòü âûçîâ èððàöèîíàëüíûì è íåëîãè÷íûì ìûñëÿì.
 âåðõíåé ÷àñòè ðàáî÷åãî ëèñòà îïèñûâàåòñÿ, êàê ìûñëè ïîÿâëÿþòñÿ â ãîëîâå, è êàê áûñòðî îíè ðàçâèâàþòñÿ äî êàòàñòðîôè÷åñêèõ. Óïðàæíåíèå ïîìîæåò óõâàòèòü íåêîòîðûå èç ñàìûõ íåïðèÿòíûõ è ïðîàíàëèçèðîâàòü èõ.
Ïåðâàÿ êîëîíêà, êîòîðóþ íóæíî çàïîëíèòü: «Ìûñëè, êîòîðûå ÿ äîëæåí ïîñòàâèòü ïîä ñîìíåíèÿ». Çäåñü âû èõ çàïèñûâàåòå, åñëè ïîäîçðåâàåòå èõ â íåðàöèîíàëüíîñòè.
Çàòåì âû çàïèñûâàåòå äîêàçàòåëüñòâà ïðîòèâ ýòîé ìûñëè. Êàêîâû äîêàçàòåëüñòâà òîãî, ÷òî ýòà ìûñëü òî÷íà? Êàêèå ôàêòû ñóùåñòâóþò, êîòîðûå ñòàâÿò åå ïîä ñîìíåíèå?
Ïîñëå òîãî, êàê âû îïðåäåëèëè äîêàçàòåëüñòâà, ìîæíî âûÿñíèòü, îñíîâûâàåòñÿ ëè ìûñëü íà ôàêòàõ èëè ÷óâñòâàõ.
Çàòåì âû îòâå÷àåòå íà âîïðîñ î òîì, äåéñòâèòåëüíî ëè ýòà ìûñëü ÿâëÿåòñÿ ÷åðíî-áåëîé îöåíêîé ñèòóàöèè, èëè æå ðåàëüíîñòü îñòàâëÿåò ìåñòî äëÿ îòòåíêîâ ñåðîãî. Ýòî ïðîâåðêà íà ÷åðíî-áåëîå ìûøëåíèå.
 ïîñëåäíåì ñòîëáöå íà ýòîé ñòðàíèöå âû ðàçìûøëÿåòå, ïðàâèëüíûå ëè äîêàçàòåëüñòâà è ôàêòû ïðèâåëè.
Íà ñëåäóþùåé ñòðàíèöå ïîðàçìûøëÿéòå î òîì, ìîãóò ëè äðóãèå ëþäè èìåòü ðàçíûå èíòåðïðåòàöèè îäíîé è òîé æå ñèòóàöèè è êàêèìè îíè ìîãóò áûòü.
Çàòåì ñïðîñèòå ñåáÿ, ðàññìàòðèâàåòå ëè âû âñå ñîîòâåòñòâóþùèå äîêàçàòåëüñòâà èëè ïðîñòî îïèðàåòåñü íà äîêàçàòåëüñòâà, ïîäòâåðæäàþùèå óáåæäåíèå, êîòîðîå óæå èìååòå. Ïîñòàðàéòåñü áûòü ìàêñèìàëüíî îáúåêòèâíûìè.
Çàòåì åùå áîëåå èíòåðåñíûé âîïðîñ: «Íå ïðåóâåëè÷èâàþ ëè ÿ ïðàâäó?». Äåëî â òîì, ÷òî íåêîòîðûå çàáëóæäåíèÿ èçíà÷àëüíî îñíîâàíû íà ôàêòàõ, íî çàòåì ìîçã ïðîäîëæàåò ðàçìûøëÿòü è ïðèõîäèò ê êàòàñòðîôè÷åñêèì ìûñëÿì. Âàæíî ïîíÿòü, íà êàêîì ýòàïå âñå âûõîäèò èç-ïîä êîíòðîëÿ.
Ñïðîñèòå ñåáÿ, ðàçìûøëÿåòå ëè âû îá ýòîé íåãàòèâíîé ìûñëè ïî ïðèâû÷êå èëè ïîòîìó, ÷òî îíà äåéñòâèòåëüíî îñíîâàíà íà ôàêòàõ.
Êàê òîëüêî âû îòâåòèëè íà ýòîò âîïðîñ, âîçíèêàåò ñëåäóþùèé: «Êàê ýòà ìûñëü ïðèøëà ê âàì? Îíà âàøà èëè äðóãîãî ÷åëîâåêà?».
Ýòè «Ñîêðàòè÷åñêèå âîïðîñû» ñïîñîáñòâóþò ãëóáîêîìó ïîãðóæåíèþ â ìûñëè, êîòîðûå ìîãóò âàñ óäèâèòü, è äàþò âîçìîæíîñòü àíàëèçèðîâàòü è îöåíèâàòü èõ.
4. Ïðîäîëüíàÿ ôîðìóëèðîâêà
Ýòî óïðàæíåíèå ïîìîæåò âàì èçáàâèòüñÿ îò ìûñëèòåëüíûõ øàáëîíîâ è íåàäåêâàòíîãî ïîâåäåíèÿ.
Ðàçäåëèòå ëèñò áóìàãè íà ïÿòü êîëîíîê.
Ïåðâàÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Ñîáûòèÿ/òðèããåðû». Â ýòîì ïîëå îïèøèòå ñîáûòèÿ èëè ñòèìóëû, êîòîðûå âûçûâàþò îïðåäåëåííîå ïîâåäåíèå.
Ñëåäóþùàÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Ðàííèé îïûò». Çäåñü âû ïåðå÷èñëÿåòå îïûò, êîòîðûé ó âàñ áûë íà ðàííåé ñòàäèè, âïëîòü äî äåòñòâà, ÷òî, âîçìîæíî, ñïîñîáñòâîâàëî âîçíèêíîâåíèþ íåàäåêâàòíîãî ïîâåäåíèÿ.
Òðåòüÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Îñíîâíûå óáåæäåíèÿ». Çäåñü âû çàïèñûâàåòå íåêîòîðûå èç îñíîâíûõ óáåæäåíèé, êîòîðûå èìååòå îòíîñèòåëüíî ýòîãî ïîâåäåíèÿ.
×åòâåðòàÿ êîëîíêà «Ñòàðûå ïðàâèëà æèçíè», â êîòîðîé âû ïåðå÷èñëÿåòå ïðàâèëà, êîòîðûõ ïðèäåðæèâàåòåñü, ñîçíàòåëüíî èëè ïîäñîçíàòåëüíî. Ýòè íåÿâíûå èëè ÿâíûå ïðàâèëà ìîãóò óâåêîâå÷èòü ïîâåäåíèå, äàæå åñëè îíî íå ÿâëÿåòñÿ ïîëåçíûì èëè àäàïòèâíûì. Ïðàâèëà ýòî èíñòðóêöèè «Åñëè òîãäà», íà îñíîâå êîòîðûõ ìîçã âûíîñèò ðåøåíèå, îñíîâàííîå íà ìíîæåñòâå îáñòîÿòåëüñòâ. Íàïðèìåð, ó âàñ ìîæåò áûòü ïðàâèëî «Åñëè ÿ íè÷åãî íå ñäåëàþ, ýòî áóäåò ïîëíûé ïðîâàë».
Ïÿòàÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Ïîñëåäñòâèÿ ñòàðûõ ïðàâèë». Çäåñü âû çàïèñûâàåòå, íàñêîëüêî ýôôåêòèâíû îíè äëÿ âàñ. Îíè ïîìîãàþò èëè âðåäÿò? Äîñòèãàþòñÿ ëè öåëè?
Ïåðåâåðíèòå ñòðàíèöó è ïîäóìàéòå î ñèòóàöèè, êîòîðàÿ ñîçäàåò íåãàòèâíóþ àâòîìàòè÷åñêóþ ìûñëü, è çàïóñêàåò îïðåäåëåííûå ýìîöèè è ïîâåäåíèå. Äàëåå ïåðå÷èñëèòå ôàêòîðû, êîòîðûå ñïîñîáíû ïîìî÷ü âàì ñïðàâèòüñÿ ñ ïðîáëåìíûì ïîâåäåíèåì èëè ìûñëüþ, è, âîçìîæíî, ïðåîäîëåòü çàìêíóòûé öèêë. Ñóòü â òîì, ÷òîáû ðàçðóøèòü øàáëîí ñâîåãî ïîâåäåíèÿ.
À òåïåðü ñîçäàéòå «Íîâûå æèçíåííûå ïðàâèëà». Ïðîàíàëèçèðóéòå íåñêîëüêî ñöåíàðèåâ è âûÿñíèòå, êîòîðûå ðàáîòàþò ëó÷øå âñåãî. Âîçìîæíî, â äåéñòâèòåëüíîñòè âñå áóäåò èíà÷å, ïîýòîìó íå îñòàíàâëèâàéòåñü è àäàïòèðóéòåñü.
5. Ôóíêöèîíàëüíûé àíàëèç
Ýòî îäíî èç ñàìûõ ïîïóëÿðíûõ óïðàæíåíèé â êîãíèòèâíîé òåðàïèè. Äàííûé ìåòîä ïîìîæåò âàì óçíàòü î ñåáå òî, ÷òî ïðèâîäèò ê êîíêðåòíîìó ïîâåäåíèþ è åãî ïîñëåäñòâèÿì.
 ñåðåäèíå ðàáî÷åãî ëèñòà íàõîäèòñÿ ïîëå ñ íàäïèñüþ «Ïîâåäåíèå».  ýòîì ïîëå âû çàïèñûâàåòå ëþáûå ôîðìû ïîâåäåíèÿ. Íà ëåâîé ñòîðîíå ëèñòà íàõîäèòñÿ ïîëå ñ íàäïèñüþ «Ïðîøëàÿ æèçíü», â êîòîðîì âû çàïèñûâàåòå ôàêòîðû, ïðåäøåñòâóþùèå îïðåäåëåííîìó ïîâåäåíèþ. Ýòî ôàêòîðû, êîòîðûå ïðèâåëè ê íåìó ïðÿìî èëè êîñâåííî.
Ñ ïðàâîé ñòîðîíû íàõîäèòñÿ ïîëå ñ íàäïèñüþ «Ïîñëåäñòâèÿ». Çäåñü âû çàïèñûâàåòå ïîñëåäñòâèÿ ïîâåäåíèÿ, òî, ÷òî ïðîèçîøëî â ðåçóëüòàòå ðàññìàòðèâàåìîãî ïîâåäåíèÿ. Îíè íåîáÿçàòåëüíî äîëæíû áûòü îäíîçíà÷íî íåãàòèâíûìè.
Âàæíî ïîíÿòü, êàêîå ïîâåäåíèå ÿâëÿåòñÿ àäàïòèâíûì (ïîçèòèâíûì), à êàêîå ðàçðóøèòåëüíûì.
6. Ôîðìóëèðîâêà àëüòåðíàòèâíîãî äåéñòâèÿ
Ýòî óïðàæíåíèå ïîìîæåò ðàññìîòðåòü ïðîáëåìû èëè òðóäíîñòè, ñ êîòîðûìè âû ñòàëêèâàåòåñü. Ïåðå÷èñëèòå âñå ñâîè óÿçâèìîñòè (ïî÷åìó èñïûòûâàåòå ýòè òðóäíîñòè ÷àùå äðóãèõ) è òðèããåðû (èñòî÷íèêè ïðîáëåì).
Ïîñëå òîãî, êàê âû îïðåäåëèëè ïðîáëåìû è ïîíÿëè, ïî÷åìó óÿçâèìû, ïåðåõîäèòå ê ïåðå÷íþ ñòðàòåãèé ïðåîäîëåíèÿ.
Ýòî íå ðåøåíèÿ ïðîáëåì, à ñïîñîáû, ïðè ïîìîùè êîòîðûõ ìîæíî ñïðàâèòüñÿ ñ èõ ïîñëåäñòâèÿìè è êîòîðûå ìîãóò èìåòü âðåìåííîå âîçäåéñòâèå.
Çàòåì ïåðå÷èñëèòå ïîñëåäñòâèÿ ýòèõ ñòðàòåãèé ïðåîäîëåíèÿ, íàïðèìåð, êàê îíè çàñòàâëÿþò âàñ ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ â êðàòêîñðî÷íîé è äîëãîñðî÷íîé ïåðñïåêòèâå, à òàêæå ïðåèìóùåñòâà è íåäîñòàòêè êàæäîé ñòðàòåãèè.
Íàêîíåö, ïåðåõîäèòå ê ïåðå÷èñëåíèþ àëüòåðíàòèâíûõ äåéñòâèé. Åñëè âàøè ñòðàòåãèè ïðåîäîëåíèÿ íå ÿâëÿþòñÿ ïîëíîñòüþ ýôôåêòèâíûìè, íàéäèòå äðóãèå.
Æåëàåì âàì óäà÷è.
Источник
Маниакальный синдром — тяжелое расстройство психики, для которого характерно повышенное настроение, психическое и моторное перевозбуждение, отсутствие усталости. В психиатрии термин «мания» в переводе с древнегреческого языка означает «страсть, безумие, влечение». У больных ускоряются процессы мышления и речи, усиливается инстинктивная деятельность. Переоценка собственной личности достигает нередко бредовых идей и мании величия. Галлюциноз — частый спутник запущенных форм патологии. Повышение аппетита и сексуальности, говорливость, рассеянность, усиление самозащиты — непостоянные, но часто встречающиеся признаки патологии.
Маниакальный синдром развивается у 1% взрослого населения и часто сопровождается депрессивным синдромом. Впервые клиническая симптоматика патологии возникает в пубертатном периоде. Это специфическое состояние человека характеризуется гормональным всплеском и повышенной бодростью. Проявляется синдром у детей нестандартным поведением: девочки становятся вульгарными, надевают откровенные наряды, а мальчики совершают шокирующие поступки, чтобы привлечь внимание окружающих. Больные часто не подозревают, что их здоровью грозит опасность и что им необходимо лечиться.
Маниакальный синдром чаще развивается у творческих личностей, причем одинаково часто как среди мужчин, так и среди женщин. Такие больные склонны к принятию неправильных решений, которые в дальнейшем отрицательно сказываются на их жизни. Они ведут себя неадекватно, часто находятся в эйфории. У чрезмерно бодрых людей появляется масса неосуществимых идей. Данный недуг характеризуется несоответствием энергетических затрат и необходимого для восстановления отдыха.
Маниакальный синдром неизлечим. С помощью современных фармацевтических средств специалисты могут лишь облегчить жизнь больным, устранив основные симптомы. Чтобы адаптироваться к обществу и уверенно себя чувствовать среди здоровых людей, необходимо пройти полный курс лечения.
Пациенты с легкими формами недуга лечатся самостоятельно дома. Им назначают препараты из группы нейролептиков и стабилизаторов настроения. В более тяжелых случаях проводят терапию в стационарных условиях при непосредственном участии врача-психиатра. Только своевременная и правильно оказанная медицинская помощь не позволит перейти синдрому в одну из форм шизофрении или маниакально-депрессивного психоза.
Классификация
Варианты маниакального синдрома:
- Классическая мания – все симптомы выражены в равной степени. За множеством идей невозможно уследить. Ясность в голове больных сменяется замешательством. Они испытывают забывчивость, страх, озлобленность. Порой им кажется, что они находятся в какой-то ловушке.
- Гипомания — все признаки заболевания присутствуют у больного, но являются слабовыраженными. Они не нарушают поведение и социальные функции человека. Это наиболее легкая форма проявлений, которая обычно так и не переходит в болезнь. Больные не жалуются на свое самочувствие, много и качественно работают. У них имеется множество идей и планов на будущее. Вещи, которые раньше казались банальными, вызывают повышенный интерес.
- Радостная мания характеризуется необычайно высоким настроением, желанием праздновать, ликовать. Пациент патологически радуется всем событиям, происходящим в его жизни.
- Гневливая мания — снижение настроения на фоне чрезмерно быстрых мыслительных процессов и двигательной гиперактивности. Больные становятся злыми, раздражительными, агрессивными, вспыльчивыми и конфликтными.
- Маниакальный ступор — двигательная заторможенность при сохранении хорошего настроения и быстрого мышления.
- Маниакально-параноидный вариант — присоединение к основным симптомам патологии бреда преследования, беспочвенной подозрительности и ревности.
- Онейроидная мания — нарушение сознания с фантазиями, галлюцинациями и переживаниями, которые невозможно отличить от реальности.
Этиология
Маниакальный синдром долгое время считали генетически обусловленной патологией, передаваемой по наследству. Учеными были проведены многочисленные исследования больных с изучением их семейного анамнеза и анализа родословной. Благодаря полученным данных было установлено, что синдром не наследуется, а формируется из определенных стереотипов поведения – стандартных шаблонов, упрощенных форм, манер, бытовых привычек. Дети, воспитанные в семье, наблюдают за поведением взрослых с маниакальным синдромом и считают его поведение примером для подражания.
Спустя некоторое время современные ученые определили, что маниакальный синдром развивается в результате поражения целой комбинации генов. Вместе с экзогенными негативными факторами генетическая мутация способна вызвать развитие мании. По наследству передается не сама патология, а предрасположенность к ней. Заболевание, имеющееся у родителей, может и не развиться у детей. Большое значение играет обстановка, в которой они растут и развиваются.
Маниакальный синдром может быть проявлением маниакально-депрессивного психоза, возникающим приступообразно или эпизодически. Синдром можно рассматривать как составной элемент данной психической патологии.
Мания — это своего рода защита организма от внешних раздражителей, оказывающих отрицательное воздействие и имеющих негативную эмоциональную окраску. Спровоцировать развитие патологии могут следующие эндогенные и экзогенные факторы:
- генетическая предрасположенность,
- сильные эмоции – измена, потеря близкого человека, шок, страх, душевные страдания,
- инфекции,
- токсические воздействия,
- органические поражения,
- психозы,
- церебральные патологии,
- общесоматические заболевания,
- эндокринопатии — гипертиреоз,
- наркотики,
- длительный прием определенных лекарственных средств — антидепрессантов, кортикостероидов, стимулирующих препаратов,
- хирургические операции,
- физическое и психическое истощение,
- время года,
- конституционный фактор,
- дисфункция головного мозга,
- гормональный сбой — недостаток серотонина в крови,
- ионизирующее излучение,
- травмы головы,
- возраст старше 30 лет.
Симптоматология
Основные клинические признаки маниакального синдрома:
- Гипертимия — болезненно повышенное настроение, необоснованный оптимизм, чрезмерная говорливость, переоценка своих возможностей, мания величия.
- Тахипсихия – ускоренное мышление, достигающее скачков идей с сохранением логики суждений, нарушением координации, появлением идей собственного величия, отрицанием вины и ответственности, стремлением к расширению круга общения и появлению новых знакомств. Больные с синдромом все время веселятся, неприлично шутят и стремятся обратить на себя всеобщее внимание.
- Гипербулия — повышенная двигательная активность и неугомонность, направленная на получение удовольствия: избыточное употребление алкогольных напитков, наркотических средств, еды, чрезмерная сексуальность. У женщин нарушается менструальный цикл. Больные хватаются сразу за много дел и не доводят ни одно из них до конца. Они тратят необдуманно деньги, приобретая совершенно ненужные вещи.
Больные чувствуют небывалый прилив сил. Они не испытывают усталости и боли, часто находятся в состоянии эйфории – необыкновенного счастья и радости. Лица с синдромом хотят совершать подвиги, великие открытия, стать знаменитыми, прославиться. Когда недуг достигает максимума, с больными становится невозможно общаться. Они конфликтуют, раздражаются по пустякам, становятся бестактными и невыносимыми. Если происходящее вокруг не соответствует их желаниям и требованиям, они проявляют агрессию, ссорятся и конфликтуют.
Мания с психотическими симптомами имеет несколько отличающиеся признаки:
- бред — наличие «грандиозных» идей и убежденности в своей важности и превосходстве,
- параноидальные наклонности, идеи и мысли — беспричинная обида на близких, ипохондрия,
- галлюцинации.
Поведение больных изменяется на глазах. Заметить это могут только близкие люди. Они становятся непоколебимыми оптимистами, всегда веселы, радостны, общительны и деятельны. Больные быстро говорят и двигаются, кажутся уверенными в себе людьми. Заботы, проблемы и неприятности быстро забываются или не воспринимаются вообще. Больные энергичны, счастливы и всегда пребывают в хорошей форме. Их самочувствию можно только позавидовать. Больные постоянно строят грандиозные, но невыполнимые планы. Часто они принимают ошибочные решения и высказывают неверные суждения, переоценивают свои возможности.
Проявления двигательной гиперактивности:
- больные спешат, бегут, постоянно занимаются «делом»,
- их характеризует неусидчивость и непостоянство,
- они худеют на глазах,
- ускоряются обменные процессы,
- незначительно повышается температура тела,
- учащается сердцебиение,
- увеличивается слюноотделение,
- мимика становится разнообразной,
- больной пропускает при разговоре слоги, слова и словосочетания,
- быстрая речь сопровождается активными жестами.
Видео: пример маниакального синдрома, бред величия
Видео: маниакальный синдром, эйфория, речедвигательное возбуждение
Диагностика и лечение
Диагностика патологии основывается на клинических признаках, данных подробного расспроса и осмотра больного. Специалисту необходимо собрать анамнез жизни и болезни, изучить медицинскую документацию, побеседовать с родными больного. Существуют специальные диагностические тесты, позволяющие оценить наличие и степень выраженности маниакального синдрома – тест Роршаха и шкала Альтмана. Дополнительно проводят параклиническое, микробиологическое и токсикологическое исследование крови, мочи, ликвора.
Для подтверждения или опровержения предполагаемого диагноза показана инструментальная диагностика:
- электроэнцефалография,
- компьютерная томография,
- магнитно-ядерный резонанс,
- прицельная и обзорная рентгенография черепа,
- вазографи сосудов черепа.
В процессе диагностики нередко принимают участие специалисты в области эндокринологии, ревматологии, флебологии и прочих узких медицинских направлений.
Лечение маниакального синдрома комплексное, включающее когнитивную психотерапию и применение лекарственных препаратов. Оно направлено на устранение причины, сформировавшей пусковой механизм развития маниакальной реакции, нормализацию настроения и психического состояния, достижение устойчивой ремиссии. Лечение проводят в условиях стационара, если больной становится агрессивным, конфликтным, раздражительным, у него пропадает сон и аппетит.
Медикаментозное лечение — использование психотропных средств:
- Седативные препараты оказывают успокоительное и снотворное действие – «Пустырник форте», «Нейроплант», «Персен».
- Нейролептики оказывают снотворное действие, снимают напряжение и спазм мышц, проясняют мыслительный процесс – «Аминазин», «Сонапакс», «Тизерцин».
- Транквилизаторы ослабляют внутреннее напряжение и уменьшают ощущения беспокойства, тревожности, страхов – «Атаракс», «Феназепам», «Буспирон».
- Стабилизаторы настроения снижают агрессию и возбуждение, улучшают общее состояние больных – «Карбамазепин», «Циклодол», «Лития карбонат».
Дополнительно назначают антидепрессанты, но только в сочетании с нормотимиками. Их самостоятельное и неправильное применение может лишь усугубить сложившуюся ситуацию.
Все пациенты, получающие психотропные препараты, должны находится под контролем врача-психиатра. Он подбирает схему лечения индивидуально каждому больному и дозировку лекарственных препаратов с учетом выраженности клинических признаков.
Психотерапевтические беседы имеют целью выяснить, что стало причиной развития патологии. Они направлены на коррекцию проявлений синдрома и улучшение общего состояния больных. Курсы психотерапии бывают индивидуальными, групповыми и семейными. Цель семейной психотерапии – научить членов семьи адекватно общаться с их близким и родным человеком, страдающим синдромом.
Всем больным показано ограничение психомоторной активности. Специалисты рекомендуют для достижения максимального терапевтического эффекта вести здоровый образ жизни, не подвергаться стрессам и конфликтным ситуациям, полноценно спать, отказаться от употребления спиртных напитков, лечиться от наркозависимости. Эффективными являются психотерапевтические процедуры — электросон, электрошок, магнитотерапия.
Комплексное лечение маниакального синдрома в среднем длится год. Все пациенты находятся под постоянным наблюдением у психиатра. Главное – не бояться идти к врачу. Ранняя диагностика и адекватное лечение заболевания позволяют сохранить привычный образ жизни и предупреждают дальнейшее прогрессирование недуга с его переходом в клинические формы шизофрении или маниакально-депрессивного психоза.
Источник