Психические процессы у детей с синдромом дауна
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Общеобразовательная школа – интернат психолого-педагогической поддержки»
Выступление по теме:
«Особенности психического развития и обучения детей с синдромом Дауна».
Подготовила:
Гарифуллина Юлия Сергеевна, учитель
начальных классов
Тема: «Особенности психического развития и обучения детей с синдромом Дауна».
Дети с синдромом Дауна обучаемы. Это признанный факт во всем мире. Поэтому во многих странах, рожденные с синдромом Дауна, занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания.
Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг. В научном мире это генетическое заболевание объясняется наличием в клетках человека 47-й хромосомы (вместо обычного набора в 46 хромосом). Такое явление встречается не так часто. Наиболее характерные внешние признаки синдрома Дауна, по которым можно поставить предположительный диагноз сразу после рождения ребенка это: «плоское» лицо – 90%,утолщенная шейная кожная складка, (короткоголовость) – 81%,раскосые глаза, полулунная кожная складка у внутреннего угла глаза .
Обучение детей с синдромом Дауна: двигательные навыки и навыки самообслуживания
Жизнь – это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы обучения и воспитания ребенка с синдромом Дауна является развитие у него двигательных функций. Когда-то этот метод предложил голландский физиотерапевт Петер Лаутеслагер. Он считал, что необычным детям социальная среда нужна в первую очередь.
Врач предложил применять свой метод на детях с синдромом Дауна с раннего возраста. Причем в процесс развития моторики и коммуникативных навыков у ребенка должны быть вовлечены все взрослые (родители, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя).
Кроме того, данный метод обучает навыкам самообслуживания, дети с синдромом Дауна знакомятся с бытом, учатся ухаживать за собой и за домом. Это развивает у ребенка самостоятельность и независимость, концентрирует внимание, развивает моторику.
На слайдах презентации вы видели Павла, учащегося 1 класса с данным синдромом. В классе и дома ребёнок находится в благоприятной атмосфере, которая помогает его социализации и обучению.
У ребёнка наблюдается со стороны дыхательной системы – остановки дыхания, как во сне, так и при бодрствовании, врождённая катаракта, дизартрия, плоскостопие, трудности в освоении речи связаны задержкой в интеллектуальном развитии, маленькие и узкие ушные каналы, отрицательно влияют на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их. Также фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера практически сохранена. Павел радуется, смеётся, может быть ласковым, послушным, доброжелательным, хотя иногда бывает и наоборот. Он любит своих родных, особенно скучает по отцу, находящемуся в длительных командировках. Последнее время проявляет любопытство к окружающему пространству. Например, едет в школу, или, возвращаясь обратно с родными, играет в игру: «А это что?» И бабушка или мама рассказывают ему, о чём он спрашивает.
Обучение в школе
Ещё раз хочу повторить, что главная цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей. Поэтому обучение и воспитание находится здесь в единстве. На уроках формируется правильное поведение, культура поведения в общении с людьми, умении выражать просьбу, защитить себя, или избежать опасности.
Павел относится к типологической группе, где преобладает процесс торможения над процессом возбуждения. Для него характерна медлительность, неповоротливость, замедленный темп работы. При поступлении в 1 дополнительный класс у него были недостаточно развиты социальные навыки. К концу 1 класса он научился вести себя в классном коллективе. Может оказать помощь своим одноклассникам , убрать за собой посуду в столовой. Сам ест, одевается, раздевается, моет руки и.т.д.
Дифференцированный подход является основным путем осуществления обучения.
Задания учебные даются в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно усвоить; или же просто заинтересовать ребенка, Особенно Павел любит задания, которые связаны с его семьёй. .При изучении темы «Семья» , предъявляемые картинки ассоциировались с его семьёй. Задания: «Назови по имени всех членов семьи. Покажи, что делает дома папа, мама? Что делаешь по дому ты? Покажи, кому больше помогаешь. Разукрась маму, папу, сестру». На уроках развития речи и чтения ежедневно проводится артикуляционная гимнастика для губ, языка, челюсти, мы играем в дразнилки, играем мимикой лица, издаём звуки животных. Пополняем словарный запас короткими словами. Результатом работы можно на сегодняшний день отметить то, что речь ребёнка стала более понятной не только родителям и мне, но и окружающим. Ребёнок говорит отдельные слова, может выразить свою просьбу , ответы даёт словами и жестами. Например, к новогоднему празднику было дано задание, выучить стихотворение, чтобы рассказать Деду Морозу. На каждом уроке подбираются индивидуальные задания, чтобы заинтересовать его, определить мотивацию, исходя из его интересов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, т.е способности управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. Используются такие упражнения «Перелистывание страниц», «Нанизывание пуговиц», «собирание Лего-конструктора», лепка букв, цифр и.т.д., вырезание из бумаги, аппликации….
На уроках проводится работа по развитию мышления. Например, такие упражнения «Сделай как я», «Повтори рисунок, букву, цифру» и.т.д. «Кто нарисован? Где, что находится?»
Упражнения на развитие умения сравнивать и выделять свойства (форма, цвет, размер) Сравни предметы, свойства (кубик деревянный и тряпочный), чем похожи и отличаются?
На развитие умения обобщать и классифицировать я использую, например, такие задания:«Найди лишний предмет, геометрическую фигуру» «Найди и покажи на рисунке только треугольники, круги…и.т д.» «Подчеркни только букву А»
Подбирая какое – либо задание на любом уроке необходимо продумывать следующие вопросы:
1) Какова цель задания. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе его проведения? 2) Посильно ли оно для ребенка? 3) Подведение итогов.
В заключение хочется сказать о том, что дети с синдромом Дауна, конечно, требуют больше внимания, терпения, времени и усилий со стороны государства, родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов и др. Но результат оправдывает средства. И, наблюдая за тем, как растет и развивается Паша, мы испытываем радость за этого маленького мальчика, которому родители дали шанс жить, учиться и быть счастливым.
Литература
1.Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями/ Под ред. Б.П.Пузанова: 2-у изд., исправ. и доп._М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013.-439.- (Серия «Коррекционная педагогика»).
Интернет-ресурсы
https://multiurok.ru/files/razvitiie-sotsial-no-obuslovliennykh-svoistv-lichnosti-shkol-nikov-s-sindromom-dauna.html
https://infourok.ru/praktika-obuchenie-detey-s-sindromom-dauna-posredstvom-metoda-lekoteka-3282188.html
https://yandex.ru/images/search?text=методы%20способствующие%20усвоению%20базовых%20знаний%20на%20репродуктивном%20уровне.&stype=image&lr=130099&source=wiz
https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2019/11/sirotyuk_dv_11_2019.pdf
https://downsideup.org/ru/catalog/article/osobennosti-razvitiya-i-psihicheskogo-funkcionirovaniya-detey-s-sindromom-dauna
https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/01/deti_s_sindromom_dauna._osobennosti_perspektivy.zip
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
2 слайд
Описание слайда:
Синдром Дауна – хромосомное нарушение, трисомия по 21 хромосоме
3 слайд
Описание слайда:
Особенности моторики -Координация движений нарушена (неловкость походки, движений) — Движения медлительны, однообразны, невыразительны — Трудности переключения с одного движения на другое, невозможность выполнения движения в условно воображаемой ситуации — Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений — Повышенная гибкость суставов — Грубое недоразвитие тонких дифференцированных движений пальцев рук
4 слайд
Описание слайда:
Особенности навыков — Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию; — Трудности в установлении последовательности действий
5 слайд
Описание слайда:
Особенности сенсорики Грубое недоразвитие функций восприятия: — поверхностное восприятие предметов; — не дифференцируют основные цвета и оттенки, геометрические фигуры и т.д.; — трудности восприятия пространства и времени; — реакция на окружающее слаба либо неадекватна. Основой осознания мира является зрительное восприятие Особенности внимания — Неустойчивость активного внимания — Повышенная утомляемость — Короткий период концентрации внимания — Дети легко отвлекаются, истощаются
6 слайд
Описание слайда:
Особенности мышления — Инертность, стереотипность, узкая конкретность мышления. — Беспорядочность и бессистемность имеющихся понятий и представлений. — Абстрактные понятия недоступны для понимания — Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений. Интеллект варьируется от полной идиотии до нижнего предела умственного развития нормальных людей. Особенности памяти -гипомнезия (уменьшенный объем памяти) -недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух
7 слайд
Описание слайда:
Особенности воображения Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка, однако, соединять их в целое изображение не могут. Особенности поведения — Без труда вступают в контакт с окружающими и часто подражают им. -В основном послушны, добродушны, легко подчиняются и готовы сделать то, что их попросят. Хотя могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства — Зачастую развитие останавливается на уровне трехлетнего ребенка.
8 слайд
Описание слайда:
Особенности эмоционально-личностной сферы — Эмоции элементарны и большей частью связаны и физическим самочувствием и физиологическими потребностями. — Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике и мимике; в состоянии злобы наблюдаются агрессия, склонность к самоповреждению. По темпераменту выделяют два типа: Эретический (повышенное настроение, легкая возбудимость, плохо тормозятся, непоседливы) Торпидный (безразличное настроение, вялые, безучастные к окружающей обстановке, заторможенные)
9 слайд
Описание слайда:
Особенности личности Сознание собственной личности смутно. Этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешены.
10 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-872546
Вам будут интересны эти курсы:
Источник
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Подготовила: учитель индивидуального обучения КГОБУ «Партизанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Саларева Александра Сергеевна
Синдром Дауна – одна из наиболее частых генетических патологий, которая встречается примерно у одного из 700 – 1000 новорожденных. Причина возникновения синдрома – Дауна появление лишней хромосомы. Хромосомный набор человека является постоянным видовым признаком и состоит из 46 хромосом или 23 пар, так как все хромосомы человека парные (22 аутосомы, одинаковые у мужчин и женщин, эти 22 пары обозначаются номерами от 1 до 22, и 1 пара половых хромосом : ХХ у женщин и ХУ у мужчин). Половые клетки (яйцеклетка и сперматозоид) содержат по 23 хромосомы, то есть только по одной хромосоме из каждой пары. Такие клетки возникают в ходе специального механизма деления – мейоза. При оплодотворении (соединении материнской и отцовской половых клеток) восстанавливается нормальный хромосомный набор человека (46 хромосом), и из оплодотворенной клетки развивается организма, все клетки которого будут иметь по 46 хромосом. При синдроме Дауна – аутосомной трисомии – в 21 паре хромосом не 2 хромосомы, а три.
Существует три различных варианта синдрома Дауна:
Иногда в процессе образования половых клеток мужчины и женщины происходит нарушение механизма расхождения парных хромосом, и в одну клетку попадают обе копии одной пары. В результате первая зародышевая клетка будет содержать на одну хромосому больше (47). При синдроме Дауна это приводит к регулярной трисомии-21 ( наличии трех хромосом 21 – й пары). Абсолютное большинство случаев (95%) синдрома Дауна имеет именно такой механизм возникновения.
Транслокационный вариант синдрома Дауна встречается намного реже (3 – 4 % случаев). В этом варианте 21-я хромосома или даже только ее часть прикрепляется к другой хромосоме в клетках родителей. Это единственная форма синдрома Дауна, которая может быть «унаследована» от родителей. Для родителя такой сбой не имеет влияния на здоровье (так как нет избытка или недостатка наследственного материала), но при соединении такой клетки с нормальной возникает клетка с избыточным хромосомный материалом.
Еще реже встречается мозаичная форма синдрома Дауна (1 – 2% случаев). В этом случае синдром Дауна является результатом нарушения клеточного деления уже после оплодотворения. Поэтому часть клеток плода имеют нормальный хромосомный набор, а часть – лишнюю 21 – ю хромосому.
Определить конкретную форму синдрома Дауна можно только с помощью цитогенетического анализа хромосомного набора.
Синдром Дауна – наиболее частая, хорошо диагностируемая и весьма изученная аутосомная трисомия. Причем риск рождения ребенка с подобным синдромом у женщин фертильного возраста (16 – 39 лет) значительно ниже (до 0,54%), чем у женщин старше 45 лет (до 42%).
Краткий перечень самых частых проблем людей с синдромом Дауна
Больше половины взрослых с синдромом Дауна страдают кондуктивной или нейросенсорной тугоухостью. Для своевременного выявления проблем со слухом аудиометрическое исследование необходимо проводить не реже одного раза в два года.
Также часты проблемы со зрением, офтальмологическое обследование показано проводить всем детям ежегодно, а взрослым с синдромом Дауна – один раз в два года.
Апноэ во сне (обструктивное) встречается почти у половины людей с синдромом Дауна.
Иммунологические аспекты
Люди с синдромом Дауна часто имеют дефицит как клеточного, так и гуморального иммунитета.
Дисфункция щитовидной железы
Гипотиреоз, включая врожденный, встречается примерно у 10 – 40 % людей с синдромом Дауна, причем гипотиреоз часто протекает под маской других заболеваний.
Слабость связочного аппарата
У людей с синдромом Дауна слабый связочный аппарат, что может приводить к таким нарушениям как плоскостопие, сколиоз, неустойчивость коленных суставов.
Репродуктивное здоровье
Женщины с синдромом Дауна могут иметь детей. Риск рождения у них ребенка с синдромом Дауна составляет 50%, также высок риск развития врожденных аномалий у такого ребенка. Мужчины с синдромом Дауна бесплодны.
Умственное здоровье
Синдром Дауна, как правило, сопровождается умственной отсталостью. Во взрослом возрасте синдром Дауна часто сочетается с болезнью Альцгеймера.
ПРОФИЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Профиль психомоторного развития , присущий синдрому Дауна, характеризуется существенной асинхронией (неравномерность темпа развития систем, органов, их функций с опережением одних и отставанием других): включает в себя как хорошие показатели по некоторым линиям развития (например способности, связанные с переработкой зрительно – пространственной информацией0, так и проблемные области, такие как двигательная сфера, способность к переработке звуковой информации.
Профиль психомоторного развития был детально изучен и исследован американским ученым, доктором философских наук Деборой Филдер. Автор проводит анализ особенностей нарушений у детей с синдромом Дауна, а также оценивает соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние недостаточного развития различных психических процессов.
Познавательная деятельность
Для людей с синдромом Дауна характерны недостаточность вербальной памяти, недоразвитие экспрессивной речи, трудности в усвоении знаний и умений, которые сочетаются с относительно хорошей способностью к переработке зрительно – пространственной информации. К сильным сторонам людей с синдромом Дауна относятся зрительная память, зрительно-моторная координация и особенно зрительное копирование, к слабым – пространственная память и способность к конструированию.
Язык, речь и общение
Для детей с синдромом Дауна характерны серьезные задержки речевого развития. При этом нарушения экспрессивной речи проявляются гораздо сильнее, чем импрессивной. Отмечается существенное снижение объема активного словаря в сравнении с возрастными нормами. Что касается восприятия речи, то запас слов, которые понимают дети старшего и подросткового возраста , соответствует возрастным нормам, а отстаёт понимание грамматического строя речи. В устной речи основные трудности связаны с нарушениями артикуляционного аппарата и неразборчивостью речи.
Социально – эмоциональное развитие
Люди с синдромом Дауна демонстрируют сравнительно хороший уровень социальной адаптации. Они хорошо ориентируются в вопросах развития взаимоотношений с окружающими. Дети с этим синдромом проявляют больше эмпатии, чем дети с другими нарушениями развития, демонстрируя в стрессовых ситуациях более выраженные просоциальные реакции. При этом они могут «злоупотреблять» социальными навыками (чрезмерно их использовать) для компенсации слабых сторон своего развития. Можно отметить такие их приемы как «представление для публики», милые уловки, уводящие от задания, то есть стремление вовлечь педагога в социальное взаимодействие и избежать выполнения задания. Также в поведение детей с синдромом Дауна есть один, возможно, особенно интересный аспект – способность передавать положительные эмоции.
Двигательное развитие
Люди с синдромом Дауна испытывают трудности в управлении положением различных частей тела в позе и в движении (недостаточность постурального контроля, то есть механизма контроля за положением тела). Причина нарушения постурального контроля у людей с синдромом Дауна – гипотония. Особенности суставного аппарата, недоразвитие мозжечка. Выделяют (Дмитриева) 4 группы детей с синдромом Дауна, отличающиеся особенностями мышечного тонуса и двигательной активности:
Первая группа (15 – 20%). Дети этой группы обладают неплохим мышечным тонусом
Вторая группа и Третья группа (50 – 60 %). Это дети, у которых верхняя и нижняя части тела в двигательном отношении развиваются по-разному. Дети второй группы имеют сильную верхнюю часть спины, сильную шею, плечи и предплечья, но испытывают трудности при перенесении веса тела на ноги, как это делают обычные дети. Для детей третьей группы характерны сильная нижняя часть корпуса и ноги, а верхняя часть корпуса у них слабая.
Четвертая группа (15 – 25 %). К этой группе относятся дети со слабыми мышцами всего тела.
Личностная мотивация
Людей с синдромом Дауна часто характеризуют как обаятельных, они описываются как люди, пребывающие в основном в хорошем настроении и предсказуемые в своем поведении, но при этом менее активные, менее настойчивые и легче отвлекающиеся, чем другие. У многих людей с синдромом Дауна отмечается непостоянство мотивации. Они демонстрируют пониженный уровень настойчивости в работе над заданиями и более частое использование поведения, уводящего от задания, что мешает его выполнению.
Ученые сделали вывод, что полный профиль психомоторного развития ребенка с синдромом Дауна формируется к 2 годам. Отражение именно этого профиля мы находим в описаниях психических особенностей и фенотипа поведения взрослых людей с синдромом Дауна. Асинхрония отдельных линий психомоторного развития у взрослых с синдромом Дауна значительна, но в раннем возрасте она относительно невелика. Относительно малое расхождение в первые годы жизни важно с точки зрения раннего вмешательства. Поскольку различия в уровне развития отдельных функций в раннем периоде менее выражено, возможно, есть средство уменьшить расхождение в показателях развития этих областей и направить развитие потенциально слабых областей по оптимальному пути.
Зная о свойственных людям с синдромом Дауна преимуществах зрительно – пространственной обработки информации перед словесной, обучение детей с синдромом Дауна должно опираться и сосредотачивать на зрительно – слуховой и зрительно – моторной модальностях. Так дети с синдромом Дауна лучше реагируют на такую подачу учебного материала, которая наряду с речью включает и жесты (или другие зрительные подсказки), чем на исключительно вербальную стимуляцию. Речь и память детей можно улучшить путем формирования раннего зрительного словаря.
Упоминалось также о проблеме недостаточной мотивации у детей с синдромом Дауна. Для решения этой проблемы возможно использование приемов безошибочной учебы (это принцип обучения, предполагающий предоставление информации, позволяющей уменьшить использование метода проб и ошибок и избегать ошибок), которое может предотвратить уход от выполнения задания. Также рекомендовано в течение одного занятия чередовать различные виды деятельности и при этом начинать и заканчивать работу теми заданиями, в которых проявляются сильные стороны ребенка – социальные навыки, понимание речи. Хорошо и использование приема вознаграждения желаемого поведения. Регулярная положительная обратная связь может поддерживать мотивацию при выполнении трудного задания. Кроме того, следует стимулировать детей к использованию их социальных навыков для социальной адаптации.
Ориентация на понимание того, как формируется профиль психомоторного развития при синдроме Дауна, поможет практикам сфокусироваться на областях, в которых проявляются сильные стороны ребенка, как на отправной точке для вмешательства, которое нацелено на потенциально слабые области. К тому же целенаправленное развитие сильных сторон облегчит самостоятельное овладение другими, более трудными навыками.
Источник