Психиатр для ребенка с синдромом дауна
Вообще-то Джон Лэнгдон Хэйдон Даун называл этот синдром монголизмом. Из-за особой складки у внутреннего угла глаза пациентов, эпикантуса
Эта складка вкупе с уплощённым лицом делала их похожими на представителей монголоидной расы. Термин прижился и просуществовал больше века, с 1866 по 1970 год. То есть ещё пять лет после того, как возмущённая монгольская делегация обратилась к Всемирной организации здравоохранения с нотой протеста — мол, сколько можно ставить знак равенства между дебилами и монголами! Кто всё это описал, пусть тот и отдувается!
Так появилось новое официальное название синдрома — синдром Дауна. Первооткрыватель возражать не стал. Во всяком случае, ОТТУДА жалоб не поступало. В русском устном слово и вовсе приобрело ругательный характер, но это уже наш национальный вид спорта: делать из обычных слов обзывательные. Одни только курва (на латыни — кривая) с лярвой (на латыни — личинка) чего стоят!
Причину развития синдрома Дауна обнаружил в 1958 году Жером Жан Луи Мари Лежен. Ею оказалась лишняя хромосома, довесок к 21-й паре. Больше — не всегда лучше, и синдром Дауна — наглядный тому пример. Есть и другие варианты нарушений хромосомного набора, приводящих к развитию этой болезни, но не столь частые. Трисомия (три хромосомы вместо двух) является причиной синдрома в 95% случаев.
Синдром Дауна не так уж редок. Раньше он встречался в одном случае на 700 родов, сейчас — в одном на 1000. Чуть реже? Да, но не за счёт улучшения генофонда человечества, а за счёт новых возможностей диагностики, позволяющих обнаружить болезнь ещё в период беременности. И дальше уже женщина решает, рожать или делать аборт.
Чем проявляется синдром? Внешне — целым набором признаков:
- «плоское лицо» — 90%
- брахицефалия (аномальное укорочение черепа) — 81%
- кожная складка на шее у новорождённых — 81%
- эпикантус (вертикальная кожная складка, прикрывающая медиальный угол глазной щели) — 80%
- гиперподвижность суставов — 80%
- мышечная гипотония (сниженный тонус) — 80%
- плоский затылок — 78%
- короткие конечности — 70%
- брахимезофалангия (укорочение всех пальцев за счёт недоразвития средних фаланг) — 70%
- катаракта в возрасте старше 8 лет — 66%
- открытый рот (в связи с низким тонусом мышц и особым строением нёба) — 65%
- зубные аномалии — 65%
- клинодактилия пятого пальца (искривлённый мизинец) — 60%
- аркообразное нёбо — 58%
- плоская переносица — 52%
- бороздчатый язык — 50%
- поперечная ладонная складка (называемая также обезьяньей) — 45%
- короткая широкая шея — 45%
- ВПС (врождённый порок сердца) — 40%
- короткий нос — 40%
- страбизм (косоглазие) — 29%
- деформация грудной клетки, килевидная или воронкообразная — 27%
- пигментные пятна по краю радужки — пятна Брушфильда — 19%
Но, с точки зрения психиатра, в первую очередь синдром Дауна — это нарушение умственного развития. Его отставание. Чаще всего до степени дебильности или имбецильности. Реже — до степени идиотии,
Максим Малявин, психиатр
И снова следует подчеркнуть, что здесь ни в коем случае нельзя стричь всех пациентов под одну гребёнку. К примеру, известен случай, когда пациент с синдромом Дауна получил университетское образование. То есть у ряда больных способность обучаться имеется, и если таким ребёнком заниматься, то есть шанс адаптировать его к тем требованиям, которые предъявляет современное общество к своим членам. Было бы желание и терпение.
Да, мышление будет конкретно-наглядным. Да, абстрактные понятия будут недоступны. Да, полёта мысли и фантазии ожидать не стоит. Но есть шанс сформировать хотя бы базовые навыки самообслуживания, общения, а то и научить какой-то специальности.
Что касается характера и черт личности — они столь же разнообразны и непохожи, как и у остальных. Невозможно в описании подогнать всех пациентов под один шаблон. Да, присутствуют доверчивость и внушаемость. Да, встречаются беспокойные и вяло-пассивные. Но такие черты, как злобность и агрессивность, — скорее, исключение, чем правило. Во всяком случае, они проявляются не чаще, чем среди здоровых людей. Не зря в Китае таких детей называли детьми Солнца.
И, кстати, именно китайцы сделали в отношении этих больных очень правильный ход на уровне формирования мировоззрения. Они считают, что появление такого ребёнка в семье — это шанс для родителей, братьев и сестёр. Шанс получить много плюсов к карме и достичь просветления. Наивно? Внешне — возможно. А если разобраться — вот оно, нужное отношение к проблеме, на уровне более высоком и эффективном, чем государственный. И никаких рассуждений о естественном отборе, о той пользе, которую каждый человек должен приносить обществу, об объеденном и обкраденном налогоплательщике.
Просто человеческое. Просто по совести.
Источник
Здравствуйте, уважаемые врачи! Моему ребенку с Синдромом Дауна 5 лет. Наблюдаемся (поскольку так «положено» всем детям с СД) у психиатра, в психо-неврологическом диспансере. Возникли разногласия с психиатром по поводу диагноза. Психиатр, уделяя ребенку от силы 5 минут внимания, ставит диагноз F71. ПМПК, которая наблюдает нас с 2-х лет, ставит F70. Диагноз мне принципиален, поскольку в первом случае нам уготовано только учреждение соцзащиты (по крайней мере, так в нашем городе заведено), а во втором мой сын может обучаться в учреждении системы образования. Должен ли психиатр по заключению ПМПК изменить свой диагноз? Или мне придется каждый раз, когда с меня будут требовать справку от психиатра, проходить ПМПК, чтобы доказать, что у нас не F71?
Добрый день!
Насколько я понял, расходятся в диагнозе участковый психиатр и окружная ПМПК. В Москве обычно психиатры соглашаются с диагнозами ПМПК и сами направляют на них не только для определения профиля школы, но и для уточнения диагноза.
Если психиатр упертый, это, конечно, плохо. Лучше договориться с участковым, объяснить ситуацию. Может быть, психиатр держится за 71 для обоснования инвалидности. Спросите, зачем ему это нужно.
Должен ли психиатр по заключению ПМПК изменить свой диагноз?
Нет, не должен, но может.
Или мне придется каждый раз, когда с меня будут требовать справку от психиатра, проходить ПМПК, чтобы доказать, что у нас не F71?
Кто будет требовать справку? Это очень важный вопрос. Зачисление в школы для F70 осуществляется по копии протокола ПМПК, в котором будет вписан и диагноз психиатра комиссии. Ваш участковый не будет иметь отношения к протоколу и заключению ПМПК (если, конечно, в этой комиссии не состоит). Справки от участкового там не нужны. Еще заключение участкового психиатра будет требоваться на бумагах на оформление инвалидности. И все! Больше диагноз Вашего ребенка никого не должен касаться!
Еще, если Вы будете настаивать на смене диагноза, то психиатр может предложить госпитализацию. Здесь уже он будет слушаться решения обследовавших врачей.
С уважением,
Осин Елисей
elisey, большое спасибо за ответ!
Может быть, психиатр держится за 71 для обоснования инвалидности. Спросите, зачем ему это нужно.
Я полагаю, у нас ВСЕМ детям с СД ставят не ниже F71 и всех сразу направляют в д/с для детей с имбецильностью. Я, наверное, первый человек в нашем городе, который официально добился посещения массового детского сада ребенком с СД, через ПМПК. А вот психиатр, действительно, дама упертая, раз ребенок не отвечает на вопросы — значит, он неадекватен, а видеоматериалы про ребенка она смотреть не будет — и точка!
По инвалидности очень интересная ситуация, т.к. мы буквально неделю назад ее переоформляли и пришли на МСЭ с разными диагнозами от психиатра и от ПМПК (чем очень удивили специалистов МСЭ), тем не менее нам продлили на 2 года.
Кто будет требовать справку?
Про справку от психиарта навеяно обсуждением на форуме мам особых детей. Там для санаторно-курортного лечения требовалась справка, что ребенок адекватен. Вот мне и подумалось, что с F71 такую справку могут не дать? Или адекватность оценивается не по диагнозу, а индивидуально?
Я, наверное, первый человек в нашем городе, который официально добился посещения массового детского сада ребенком с СД, через ПМПК.
Здорово!
Про справку от психиарта навеяно обсуждением на форуме мам особых детей. Там для санаторно-курортного лечения требовалась справка, что ребенок адекватен. Вот мне и подумалось, что с F71 такую справку могут не дать? Или адекватность оценивается не по диагнозу, а индивидуально?
Нет, такой справки «об адекватности» не существует.
Я не очень хорошо разбираюсь в этом вопросе, может кто-то еще из врачей подскажет, но, насколько я понимаю, для санаторно-курортного лечения есть список показаний и противопоказаний. Входит ли F71 в список противопоказаний, я не знаю, но думаю, что скорее нет. В санатории надо предъявить какие-то справки, от педиатра, на энтеробиоз, но справку от психиатра — очень сомневаюсь.
Нет, такой справки «об адекватности» не существует.
Спасибо, хоть это буду знать. Я посмотрела документы по СКЛ — оказывается, сама по себе умственная отсталость является противопоказанием к какому бы то ни было СКЛ 🙁 Кроме санаториев для детей с ДЦП, да и там только в степени дебильности допускаются 🙁
У меня еще один вопрос, если можно :ab: А умственная отсталось относится к психическим заболеваниям?
А умственная отсталось относится к психическим заболеваниям?
Это очень интересный вопрос! тут много всего можно сказать. Но что Вас конкретно в этом интересует? Или это просто теоретический вопрос?
Нет, вопрос не теоретический. Пару дней назад была с ребенком в детском центре, где меня попросили написать расписку, что мой ребенок не страдает психическими и инфекционными заболеваниями. Я расписку написала, т.к. в нашем случае скорее другие дети представляют опасность для моего сына, т.к. они более ловкие и активные, к тому же деть под моим присмотром. А если не с моей точки зрения смотреть, а с медицинской — я имела право писать такую расписку?
А еще сегодня в списке противопоказаний к СКЛ увидела, что умственная отсталость и психические заболевания стоят отдельно друг от друга — значит, все-таки есть разница?
Умственная отсталость может быть приобретенной и врожденной. Приобретенная умственная отсталость связана с травмами и тяжелыми психическим заболеваниями, врожденная – с наследственностью, хромосомными аномалиями (как при СД), тяжелыми беременностью, родами и еще много с чем.
Если умственная отсталость приобретена из-за психической болезни (например, шизофрении, эпилепсии), то тогда основным в состоянии будет считаться болезнь. В этом случае умственная отсталость – часть основного психического заболевания и в каком-то смысле может считаться болезнью. В России такой вид умственной отсталости называется деменцией. Степень умственной отсталости определяется течением болезни: болезнь течет, ухудшается – умственная отсталость нарастает.
Если умственная отсталость врожденная, тогда все совсем по-другому. В большинстве случаев (как например, при СД) нет течения, нет ухудшения и нарастания умственной отсталости. Наоборот, ребенок в меру своих (иногда высоких, иногда не очень) возможностей развивается и динамика только положительная. В России такую форму умственной отсталости называют олигофренией. В этом случае нет того, что есть при болезни – начала, течения, исхода. И тогда это не болезнь. Что-то «неправильное» произошло, как-то воздействовало на ребенка, но теперь этого воздействия нет, а есть последствия. Еще олигофрении называют дизонтогенезом, то есть нарушенным развитием. Действительно, в этом случае умственная отсталость – вариант особенного развития, отличающегося от условно нормативного, но не являющегося болезнью. Грубо говоря, ребенок особенный, непохожий, другой, политкорректно говоря, «с особыми потребностями», но не больной. Поэтому, например, синдром Дауна – это именно синдром, не болезнь Дауна.
elisey, большое спасибо за Ваше внимание к моим вопросам и за ответы! Про УО как часть псих. заболевания я поняла, а почему при олигофрении тогда нужно наблюдение у психиатра? (Потому что так в нашей стране с каких-то пор заведено? Знаю, что в других странах дети с СД у психиатра не наблюдаются).
И еще вопрос, если можно :ab: Ну оччень он меня интересует. Как психиатры ставят диагноз УО, по каким тестам/методикам (я имеюю ввиду детей дошкольного возраста)? Я знаю чем руководствуются психологи, ПМПК — есть специальные методики, задания, по которым все это определяется. По этим методикам об имбецильности у моего ребенка вообще речи быть не может, даже легкая УО под вопросом (ну знает он у меня уже давно и цветов достаточно, и формы, и буквы, и слоги, и предметы к соответствующему классу отнести может, и сделать по образцу и проч.) Но диагноз может выставить только психиатр. НАШ психиатр ставит диагноз «автоматом» по диагнозу СД, я уже писала об этом. А как ДОЛЖНО БЫТЬ? Главным образом интересует, может у психиатров свои методики, по которым у нас действительно F71 :confused:
почему при олигофрении тогда нужно наблюдение у психиатра?
Во-первых, сам диагноз может поставить только психиатр. Ни психолог, ни педагог, ни логопед не имеют право его ставить. Это прерогатива и обязанность врача-психиатра. На протоколах ПМПК пишется степень умственной отсталости, именно потому, что в нее входит врач. Не было бы его в комиссии, нельзя было бы писать.
Во-вторых, олигофрении часто связаны с большим количеством других психических проблем, начиная с низкой самооценки, депрессии, кончая тяжелыми нарушениями поведения и т.п. Возможности адаптации, душевные резервы для решения возникающих проблем у таких детишек снижены, поэтому часто им бывает нужна дополнительная помощь, как психологическая, так и медикаментозная.
С другой стороны, что значит «наблюдение»? Никто же Вас не заставляет приходить раз в месяц и отмечаться. Это не тот случай. Для оформления в школу (как раз через ПМПК) — надо, для инвалидности тоже надо. А что-то большее — только по Вашему желанию. Да, карточка у психиатра лежит, но не более того.
Комментировать действия Вашего психиатра не хочется. Скажу в общем, что у нас для определения степени уо есть как бы два подхода, в общем, совмещающиеся.
Первый — как Вы описали, при помощи специальных методик и заданий исследуются отдельные возможности психики: память, мышление, воображение, речь, восприятие и т.д. Даются самые разные тесты, а потом в заключении все результаты сводятся воедино.
Второй — более «западный», когда степень умственной отсталости определяется по колличественным методикам определения коэффициента интеллекта. В нашей стране используется адаптированная методика Векслера, состоящая из самых разных вопросов на общую осведомленность, способность понимать задачи, строить, повторять фигуры и так далее.
Понятно, что помимо этих методик не менее важны наблюдение за ребенком, беседа с ребенком, игра, подробный сбор анамнеза. Вот это как раз то, что делает психиатр.
Обычно психиатр психологические обследования не проводит, а направляет к специально обученному психологу или педагогу, (иногда сразу на ПМПК), а потом анализирует заключения, сопоставляя их с анамнезом и своим впечатлением.
Понятно, что «автоматом» ставить неправильно. Неправильно ставить и по косвенным признакам («молчит, значит ничего не может»).
Источник
Элизабет Дайкенс представляет обзор исследований, касающихся психиатрических и поведенческих расстройств у людей с синдромом Дауна. Автор сравнивает их с аналогичными расстройствами у людей с интеллектуальными нарушениями иного происхождения и в популяции, указывает на специфику такого рода проблем при синдроме Дауна и выявляет «белые пятна» в наших знаниях, определяя направления дальнейших исследований.
Эпидемиологические исследования, проводившиеся в США и других странах, показывают, что примерно у 40 % людей с интеллектуальными нарушениями отмечаются поведенческие или эмоциональные проблемы, по степени выраженности достигающие уровня психопатологических синдромов. Многие психиатры, однако, не признают одновременного наличия психиатрических проблем и интеллектуальных нарушений, считая, например, что такие симптомы, как сниженное настроение или раздражительность, связаны с нарушениями в интеллектуальной сфере.
Кроме того, ученые, исследующие депрессию, тревожность или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обычно исключают из своей целевой группы людей со сниженным интеллектом. В итоге, несмотря на то, что вероятность подобных расстройств у этих людей выше, чем у остальных, мы знаем об их причинах и методах лечения гораздо меньше.
Что же известно в этой связи о людях с синдромом Дауна?
Дети
Большинство детей с синдромом Дауна вполне адаптированы в своих семьях, учебных заведениях, местном сообществе, и у них не обнаруживается значительных психиатрических и поведенческих проблем. По сравнению с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения иного происхождения, вероятность психопатологии у них ниже. В частности, у этих детей существенно ниже показатели, которые, согласно стандартизированным тестам, свидетельствуют о наличии дезадаптивного поведения (психопатология отмечается у 18–23 % детей с синдромом Дауна и у 30–40 % детей с нарушениями другой этиологии).
И все же у детей с синдромом Дауна психиатрических и поведенческих расстройств больше, чем у их типично развивающихся сверстников. Ссылаясь на одно из недавних исследований, автор пишет, что по сравнению с «обычными» детьми у детей с синдромом Дауна в возрасте от 4 до 18 лет чаще проявляются такие черты, как упрямство, оппозиционное поведение, невнимательность; им больше свойственны речевые проблемы, трудности с концентрацией внимания, импульсивность, стремление получить внимание со стороны окружающих. Неудивительно, что в 6–8 % случаев детям с синдромом Дауна ставится диагноз СДВГ, а в 10–15 % случаев у детей и подростков диагностируются поведенческие расстройства, которые выражаются в непослушании, неуступчивости или агрессии.
Проведенное Дайкенс и соавторами анкетирование родителей 211 детей и подростков с синдромом Дауна показало, что выраженная агрессия отмечается у них довольно редко (например, драчливость – всего у 6 % случаев); значительно чаще имеет место агрессивность низкого уровня и провокационное поведение (непослушание – в 73 %, конфликтное поведение – у 65 %, вызывающее поведение – у 50 % случаев).
Особую проблему представляют сопутствующие расстройства аутистического спектра (РАС). Еще недавно разброс данных, касающихся частоты появления РАС у детей с синдромом Дауна, составлял от 1 до 11 %. Такая большая разница во многом была связана с отсутствием согласованных диагностических критериев, а в более ранних работах с тем, что диагнозы РАС автоматически относили к психозам. В настоящее время проводится широкомасштабное эпидемиологическое исследование вероятности появления такого сочетанного дефекта с использованием надежных, с точки зрения ученых, диагностических критериев. Пока же многие специалисты сходятся на том, что эта вероятность может достигать 10 %.
Исследователи утверждают, что у детей с синдромом Дауна признаки, по которым ставится диагноз РАС, отмечаются гораздо позже, чем в обычных случаях (по разным сведениям в возрасте от 6 до 16 лет). Возможно, это объясняется тем, что аутистические тенденции нередко принимаются за определенные проявления синдрома Дауна, а также преобладанием в массовом сознании представлений о детях с синдромом Дауна как о доброжелательных, открытых к общению и обаятельных, что, в принципе, очень далеко от аутизма.
В исследовании сопутствующих синдрому Дауна нарушений, в котором участвовала самая крупная из известных на сегодня выборка детей, использовались две контрольные таблицы, позволившие отделить случаи сочетанного дефекта «синдром Дауна + РАС» от случаев с другими сочетаниями, а также от случаев отсутствия сопутствующего диагноза.
Выяснилось, что дети с синдромом Дауна и РАС демонстрировали более низкий IQ и более тяжелые проявления стереотипного поведения, повышенную тревожность и уход в себя. Некоторые ученые считают, что факторами риска РАС у детей с синдромом Дауна являются, в числе прочих, такие проблемы здоровья, как эпилептические припадки, ранний гипотиреоз, осложнения после кардиологических операций, а также низкий IQ и наличие близких родственников с РАС.
Подростки
Проблемы подростков с синдромом Дауна до сих пор не выделены в особую категорию.
Тем не менее есть работы, в которых показано, что по сравнению с детьми 4–11 лет у подростков 16–19 лет обнаруживаются несколько иные особенности поведения, например существенно более низкие показатели по шкале «гиперактивность».
В этом возрастном диапазоне поведенческая картина изменяется: особенности, преобладающие у детей 4–13 лет (такие как стремление привлечь к себе внимание окружающих, трудности с концентрацией внимания), в 14–19 лет уступают место таким особенностям поведения, как уход в себя, скрытность; подростки начинают вести себя тише и чаще предпочитают быть в одиночестве.
Однако Дайкенс полагает, что для определенных выводов необходимы лонгитюдные исследования, т. к., по ее мнению, нужно учитывать особенности восприятия родителями своих детей. Ссылаясь на исследования коллег, она пишет, что 15–20-летние молодые люди с синдромом Дауна воспринимаются своими родителями как менее забавные и компанейские, менее приветливые и теплые, не такие отзывчивые, как в детстве. Возможно, такие особенности вообще характерны для подростков, однако молодые люди с другими типами интеллектуальных нарушений не обнаруживают подобных изменений поведения. Для специалистов эти возрастные паттерны важны, так как они могут пролить свет на появление депрессий и иных проблем у взрослых людей с синдромом Дауна.
Взрослые
Исследований, касающихся обсуждаемых проблем у взрослых людей с синдромом Дауна, гораздо больше. Довольно хорошо изучена и описана связь между болезнью Альцгеймера и изменениями, происходящими с человеком в зрелом возрасте. В частности, исследована и описана в литературе болезнь Альцгеймера у взрослых людей с синдромом Дауна. У большинства из них невропатологические признаки деменции обнаруживаются после 40 лет, а клинические симптомы – после 50 лет, что на 20–30 лет раньше, чем при болезни Альцгеймера у основной категории населения. При этом интеллектуальный спад имеет место примерно у 50 % людей с синдромом Дауна.
Помимо этого, как показывают данные наблюдений, взрослые с синдромом Дауна подвержены депрессиям, причем эти состояния наблюдаются чаще, чем у людей с интеллектуальными нарушениями другого происхождения (6,1–11,4 % против 1,1–1,7 %). К наиболее распространенным симптомам депрессии у людей с синдромом Дауна относятся уход в себя, мутизм, психомоторная заторможенность, плохое настроение, пассивность, сниженный аппетит и бессонница. В особо тяжелых случаях отмечаются галлюцинации.
Важно отметить, что депрессия и плохое настроение у людей с синдромом Дауна некоторыми учеными рассматриваются как состояния, предшествующие деменции. В частности, такие проявления поведения, как уход в себя и апатия, представляются ранними признаками деменции и обычно отмечаются близкими до появления измеримых когнитивных изменений. Пятилетние наблюдения за 55 взрослыми людьми показали, что в отличие от основной категории населения при синдроме Дауна на ранних, доклинических стадиях деменции наиболее ярко проявляют себя не столько нарушения памяти, сколько поведенческие и личностные изменения.
По сравнению с основной категорией населения и людьми с интеллектуальными нарушениями иного происхождения, люди с синдромом Дауна, страдающие деменцией, гораздо меньше склонны к агрессии; для них характерны нежелание сотрудничества, плохое настроение, плохой сон, повышенное беспокойство и слуховые галлюцинации. Возможно, пониженная агрессивность и склонность к депрессии, которые наблюдаются в более раннем возрасте, потом, в контексте прогрессирующего когнитивного спада, связанного с деменцией, проявляются ярче.
Биполярные аффективные расстройства и шизофрения отмечаются сравнительно редко.
Если коротко подытожить знания о психиатрических и поведенческих проблемах взрослых людей с синдромом Дауна, то можно сделать вывод, что более всего изучались депрессии и болезнь Альцгеймера. Но даже в этой области есть белые пятна. Непроясненными остаются также вопросы, касающиеся других типов психопатологии, включая обсессивно-компульсивные расстройства, обсессивную заторможенность и атипичные психозы.
Направления дальнейших исследований
На сегодняшний день большинство исследований в области психических и поведенческих расстройств у детей и взрослых с синдромом Дауна (за исключением работ, посвященных болезни Альцгеймера), дают лишь описание типов и симптомов таких расстройств, а также оценку частоты их появления. В результате ощущается явная нехватка ответов на некоторые важные вопросы.
- Что проиcходит с выявленными в детстве проблемами в последующие периоды жизни?
Мы довольно много знаем о психиатрических и поведенческих расстройствах в начале и конце жизненного пути, но мало представляем себе, что происходит между этими этапами. Поэтому есть острая необходимость в исследованиях, которые помогли бы связать эти отрезки пути и выявить, как трансформируются симптомы со временем, особенно в период от начала подросткового возраста до окончания периода юности и молодости. Мало известно также о процессах, происходящих до 40 лет – в период, предшествующий возрасту особо высокого риска.
- Каковы факторы риска и защиты?
Исследования, на которые ссылается автор, выявили для дальнейшего изучения 5 переменных, которые можно назвать факторами риска. Это возраст, пол, уровень серотонина (5-НТ), качество сна и стрессовые события. К факторам защиты авторы исследований отнесли особенности личности, в той или иной мере проявляющиеся у людей с синдромом Дауна: доброжелательность, общительность, обаяние, чувство юмора, незлопамятность. Эти качества могут смягчать проявления психопатологии. Еще одним важным фактором защиты может стать постоянная и структурированная стимуляция познавательной деятельности и социальных навыков.
- Какова эффективность вмешательства?
Среди существующих методов, которые, по мнению Э. Дайкенс, требуют оценки в плане применения при синдроме Дауна, названы и медикаментозные, и немедикаментозные. В частности, автор считает полезным изучение возможности применения успешных наработок в области ранней помощи детям с РАС, а также использование методов когнитивно-бихевиоральной терапии.
В заключение обзора автор напоминает, что история изучения синдрома Дауна насчитывает уже почти 150 лет. И все же в области психического здоровья остается немало проблем, на решение которых следует нацелить будущие исследования.
Обзор подготовила Н.С. Грозная
Источник