Проявления синдрома внимания с гиперактивностью

Проявления синдрома внимания с гиперактивностью thumbnail

Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (AD/HD)

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией (ММД) головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивности. Это одно из самых частых нарушений функции мозга у детей, а у примерно 60% оно сохраняется и в зрелом возрасте. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у взрослых часто остается недиагностированным. Между тем распознать этот синдром важно, так как имеется его эффективное, недорогое и безопасное лечение. Ранняя и непрерывная терапия в детстве дает не только непосредственный эффект — она способствует формированию нормального поведения в зрелом возрасте.

Активные или гиперактивные дети?

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным — это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом — это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.

Шумный ребенок-баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии — это радость, а не повод для беспокойства.

И, наконец, ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.
Признаки гиперактивности
Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу — 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.

Основные признаки — нарушение внимания, гиперактивность, и импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.

Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение по крайней мере шести месяцев.

Признаки для трех первичных подтипов:

А. Дефицит внимания:

1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
5. Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.
6. Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.
7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
8. Легко отвлекается посторонним шумом.
9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

В. Гиперактивность и импульсиность:

1. При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями в стуле.
2. Должен часто вставать с места.
3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
5. Действует, как будто «заведенный».
6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..
7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
8. Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..
9. Вмешивается в разговор или деятельность других.

С. Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.

Причины гиперактивности

Ранее причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью считали внутриутробное или перинатальное повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. 20—30% родителей больных страдают или страдали синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Помимо этого у родителей чаще, чем среди населения в целом, встречаются алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства; у приемных же родителей частота этих заболеваний обычная. Гипотеза, что причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью является пищевая аллергия, в контролируемых испытаниях не подтвердилась. В некоторых случаях причиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития. Полагают также, что развитию синдрома нарушения внимания с гиперактивностью могут способствовать перенесенный синдром Рейе, фетальный алкогольный синдром, свинцовое отравление, однако эти предположения пока не подтверждены.

Распространенность и прогноз
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек — 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3—10%.

Более чем у половины детей, страдавших синдром нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

Длительные наблюдения за больными и ретроспективные исследования показали, что гиперактивность в подростковом периоде у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, в подростковом и зрелом возрасте высок риск социальной дезадаптации. Как отмечено выше, синдром нарушения внимания с гиперактивностью (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциального поведение (кражи, алкоголизм, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе — школьных навыков.

Читайте также:  Риск синдрома внезапной детской смерти

Лечение
А. Просветительная работа. Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все «неправильным воспитанием», они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с малоинформированным врачом, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим заболевание ребенка целиком на счет ошибок родителей.

Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо объяснить им причины поведения ребенка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, задачи просветительной работы здесь такие же, как при умственной отсталости: помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т.п. Эффективность этих методов при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью до конца не выяснена, но, как показали последние исследования, использовать их целесообразно.

Б. Условия обучения. Если ребенку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс. Как уже сказано, причины плохой успеваемости детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью — невнимательность и отсутствие упорства (основные признаки синдрома), иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. Симптомы можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но препаратов для лечения задержек развития нет. Тогда ребенку может помочь только обучение в особых условиях, соответствующих его возможностям. В случае парциальных задержек развития школьных навыков это может быть класс коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития — класс для догоняющих. К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.

В. Медикаментозное лечение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью эффективно примерно в 75—80% случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое. Поэтому медикаментозное лечение у детей проводят годами, при необходимости продолжая его в юношеском возрасте и у взрослых. То, что медикаментозное лечение не позволяет излечить синдром нарушения внимания с гиперактивностью, не должно умалять его роли: есть множество других хронических психиатрических и соматических заболеваний, при которых эффективна только многолетняя терапия. Подавление симптомов облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Лечение в большинстве случаев заканчивают уже в подростковом возрасте.

В последнее время появилась информация об эффективности при синдрома нарушения внимания с гиперактивностью нового препарата StratteraTM (атомоксетин гидрохлорид).

Причиной гиперактивности много лет считали пищевую аллергию, в связи с чем для лечения предлагали элиминационные диеты и специфическую десенсибилизацию. Однако двойные слепые испытания показали, что пищевые добавки и красители не способны вызвать ни гиперактивность, ни другие симптомы. Тем не менее недавно было установлено, что у детей с аллергией к пищевым продуктам и добавкам специфическая десенсибилизация приводит к значительному уменьшению симптоматики. У детей этой группы были многочисленные симптомы пищевой аллергии: периодические боли в животе и головные боли, высыпания на коже. В настоящее время полагают, что если у ребенка с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью имеется пищевая аллергия, то ее излечение способствует регрессу психопатологической симптоматики. Если же аллергии нет, то элиминационные диеты и десенсибилизация на течение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью не влияют.

Источник: ИМС НЕВРОНЕТ

опубликовано 25/11/2009 14:32
обновлено 21/05/2013
— Неврология и психиатрия

Источник

Обычно о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) принято говорить в «детском» контексте. Точные причины этого неврологическо-поведенческого расстройства неизвестны, стопроцентно эффективного лечения тоже нет. Считается, что симптомы — импульсивность, гиперактивность, трудности с восприятием информации и плохая концентрация — могут снизиться или пропасть совсем по мере взросления ребенка. Либо он их «перерастет», либо приспособится. Однако, по статистике, таких счастливчиков не более трети и «детский» СДВГ у многих плавно перетекает во «взрослый». Многие взрослые не понимают, почему ведут себя странно, особенно если СДВГ у них в детстве не диагностировали. Окружающие объясняют их особенное поведение, проблемы на работе и в личной жизни сложным характером, импульсивностью, ленью и нежеланием добиваться целей.

Признаки СДВГ у взрослых

Опоздания

Можно сказать, что симптомы СДВГ у взрослых проявляются иначе, чем у детей. Однако разница лишь в возрасте и зоне ответственности. Если ребенок не способен сосредоточиться, не слышит, что ему говорят, не следует инструкциям, не проявляет самостоятельность, не способен усидеть на месте больше 5 минут, часто теряет вещи, ведет себя активно и громко, — он не понимает, что это мешает ему учиться, получать и анализировать информацию, адаптироваться в социальной среде. Взрослый с СДВГ хорошо осознает, что хронические опоздания на работу и встречи, неспособность концентрироваться и быстро решать задачи мешают ему добиваться поставленных целей, но сделать все равно ничего не может.

Читайте также:  Социальная реабилитация детей с синдромом дауна

Рискованное вождение

Исследования показывают, что взрослым с СДВГ сложно контролировать свое поведение за рулем: они часто превышают скорость и попадают в аварии.

Дезорганизация

Люди с СДВГ часто дезорганизованы, отличаются беспокойным поведением и легко отвлекаются. У них наблюдаются сложности с приоритетом, выполнением и завершением задач; трудности с концентрацией во время чтения. Неспособность сосредоточиться и выполнить поставленную задачу влияет не только на их повседневную жизнь, но и часто является причиной разрыва личных отношений и загубленной карьеры.

Проблемы с самоконтролем

Взрослым с СДВГ трудно управлять гневом, сдерживать импульсивное поведение, промолчать.

Гиперфокус

Сосредоточиться на чем-то для взрослого с СДВГ не проблема. Сложность в том, что гиперфокус направлен только на интересное и захватывающее. Скучные задачи — вроде подготовки документов или уборки в доме — вызывают скуку и тоску. Поэтому они часто откладывают такие дела, отдавая предпочтение более приятным занятиям.

Многозадачность или СДВГ?

Сегодня нам всем приходится проявлять чудеса многозадачности — жизнь стала быстрой, поток информации мощный, дел по горло. Может показаться, что каждый, кому в течение дня приходится отвечать на кучу сообщений в мессенджерах, почту и звонки, быстро включаться в рабочий процесс и тут же выходить из него, выполняя другие задачи, страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Но есть одно глобальное отличие многозадачного человека от человека с СДВГ: несмотря на отвлекающие факторы, первому удается сконцентрироваться на делах и обязанностях, второму эти факторы мешают выполнять важные задачи дома и на работе.

А это точно СДВГ?

Беспокойство, тревожность, сложности с концентрацией внимания не обязательно являются признаками СДВГ. Такие симптомы характерны и для других состояний. Например, плохая концентрация — классический симптом депрессии, а беспокойство и тревожность могут быть признаками заболеваний щитовидной железы или тревожного расстройства. Для установления точного диагноза необходимо обратиться к врачу.

Что вызывает СДВГ?

Точно известно, что у людей с СДВГ биологически активные химические вещества — нейротрансмиттеры менее активны в областях мозга, которые контролируют внимание. Непонятно, что вызывает этот химический дисбаланс, но ученые считают, что не последнюю роль здесь играет генетика. СДВГ часто становится семейным анамнезом. СДВГ, возможно, также связан с пренатальным (в утробе матери) воздействием алкоголя и сигарет.

Диагностика СДВГ

Если СДВГ не диагностировался в детстве, многие взрослые не догадываются о том, что у них есть этот синдром. Обычно они обращаются к врачам с жалобами на тревожность и депрессию. В процессе коммуникации со специалистом выявляются стандартные сопутствующие СДВГ признаки: проблемы в общении на работе и дома; плохие привычки, разрушающие здоровье; неприятные особенности поведения.

Если СДВГ не был выявлен в детстве, для подтверждения диагноза врачу понадобится информация из детской карты пациента. Особое внимание он обратит на сведения о плохой концентрации, сложностях с усваиванием и запоминанием информации и гиперактивности.

Во время оценки СДВГ некоторые специалисты в области психического здоровья используют нейропсихологические и компьютерные тесты. Так определяется степень вовлеченности, внимания, выявляются навыки решения проблем. Нейропсихологическое тестирование не обязательно для постановки диагноза, но оно помогает понять, как СДВГ влияет на повседневную жизнь человека и обнаружить сопутствующие признаки, например, проблемы с обучением.

Лечение СДВГ у взрослых

Терапия СДВГ основана на применении стимуляторов. Ошибочно полагать, что они могут усилить и без того осложняющие жизнь симптомы — тревожность и гиперактивность. Напротив, эти препараты улучшают концентрацию внимания, помогают сосредоточиться на текущей задаче и не отвлекаться. Если стимуляторы не помогают, врач может назначить антидепрессант — для стабилизации психологического состояния, или селективный ингибитор обратного захвата серотонина (атомоксетин) — для контроля импульсивного поведения.

Эффективность препаратов терапии СДВГ у взрослых исследовалась меньше, чем у детей. Но, тем не менее, исследования показывают, что у взрослых, принимающих стимуляторы, СДВГ проявляется в меньшей степени, им легче сосредоточиться и для этого нужно примерно 30 минут, а не долгие часы.

Медикаментозное лечение серьезно повышает качество жизни взрослых с СДВГ, но им приходится самим справляться с плохими привычками, поднимать самооценку и улучшать социальные навыки. Например, с помощью когнитивно-поведенческой терапии. Победить прокрастинацию помогает простейший органайзер и планировщик, установленные на компьютере или телефоне. Самое важное не пройдет мимо, а задачи из списка выполнять легче.

СДВГ и еда

Некоторые эксперты считают, что продукты, которые дают качественную энергию мозгу, снижают симптоматику СДВГ. Высокобелковые продукты (орехи, мясо, яйцы, бобы) улучшают концентрацию. Сложные углеводы (цельнозерновые продукты, коричневый рис) предотвращают перепады настроения и стабилизируют уровень энергии.

Популярна идея, что гиперактивными людей делает сахар, но нет никаких доказательств того, что сладкое вызывает СДВГ или ухудшает его симптомы. Так, есть данные по «детскому» СДВГ, которые указывают на то, что заменители сахара (вроде аспартама) не снижают его проявление.

К сожалению, взрослый СДВГ «не перерасти». Но долгосрочное медикаментозное лечение, поведенческая терапия и желание пациента упорядочить свою жизнь с помощью самоконтроля улучшает качество жизни, возвращает в семью и приближает к профессиональным целям.

Источник: WebMD

Нам будет очень приятно, если вы станете нашим подписчиком!

Читайте также:  Скрининг 1 триместра нормы синдрома дауна

Подписывайтесь на дзен-канал Mednewz! Новости медицины понятным языком!

Удобнее читать в Telegram? Подписаться легко!

Like?

Источник

23 апреля 20181052,7 тыс.

В этих дискуссиях порой удивляет полярность и широта диапазона высказываемых суждений. Одни авторы видят в СДВГ чуть ли не знамение того, что человечество мутирует в сторону «детей-индиго», приписывая этому состоянию и этим детям всевозможные необычайные способности (время от времени такие разговоры возникали и возникают вокруг многих психоневрологических заболеваний). Другие специалисты, напротив, призывают помнить о бритве Оккама и не громоздить искусственные диагнозы там, где речь идет об обычной расхлябанности, лени, избалованности ребенка, а также о педагогической несостоятельности и беспомощности его родителей.

Отрицать существование проблемы, по-видимому, бессмысленно. Существует достаточно давно известный, распространенный по всему миру, четко очерченный и в деталях описанный синдром (т.е. повторяющийся, более-менее цельный, диагностически распознаваемый специалистами комплекс симптомов). Существует диагноз в Международной классификации болезней, отнесенный к нозологической рубрике гиперкинетических расстройств – состояний, которые характеризуются аномально высокой двигательной активностью, преимущественно апродуктивной.

Эпидемиологические данные разноречивы, что во многом связано с различиями в диагностических подходах, региональных тенденциях, характере выборок. В целом, оценки частоты встречаемости варьируют в интервале от 2% до 18% (в выборках детей школьного возраста). Для стран бывшего СССР, по всей видимости, этот показатель составляет примерно 7-9%. Среди детей с верифицированным диагнозом СДВГ достоверно преобладают мальчики, однако оценки этой гендерной диспропорции также расходятся (от 2:1 до 9:1 в различных источниках). Питаемые, в той или иной степени, почти всеми родителями надежды на то, что ребенок «перерастет» и все присущие СДВГ симптомы исчезнут бесследно, оправдываются не более чем в 30% катамнестических наблюдений; в остальных случаях та или иная резидуальная симптоматика сохраняется и в зрелом возрасте.

Причины

Ни у кого сегодня не вызывает сомнений тот факт, что СДВГ – это дисфункция центральной нервной системы, в частности, т.н. ретикулярной формации мозга. Многие специалисты говорят о нарушениях, в этом случае, секреции и циркуляции нейромедиаторов, об ослаблении контролирующих и регуляторных функций коры по отношению к подкорке. Предполагается, активно исследуется и в ряде публикаций подтверждается влияние наследственного фактора, причем не обязательно наследственность отягощена именно по СДВГ: у многих страдающих детей в семейном анамнезе обнаруживаются случаи тиков, обсессивных неврозов, синдрома де ла Туретта и т.п. Значимыми факторами риска являются вредоносные воздействия на этапе внутриутробного развития – активное или пассивное курение матери, употребление ею алкоголя, экологические вредности, бытовая химия. Возможно, определенную роль могут сыграть и семейно-воспитательные факторы, состав и обстановка в семье, степень согласия в педагогических установках родителей, их отношение к ребенку.

Однозначных ответов на сегодняшний день нет (что служит дополнительным аргументом для противников диагноза как такового). Синдром дефицита внимания и гиперактивности пока остается, по большому счету, этиопатогенетически неясной аномалией или, скорее, все же патологией ЦНС.

Симптоматика

СДВГ относится к тем диагнозам, которые, в принципе, самой формулировкой исчерпывающе отражают клиническую картину. Типичными симптомами считаются выраженная неустойчивость произвольной концентрации внимания (ребенок постоянно отвлекается, сосредоточиться на чем-либо может лишь на несколько минут или десятков секунд, спонтанно переключается с одного вида деятельности на другой, и т.п.), усваивает информацию с трудом, после многократных повторений и ненадолго; обнаруживает выраженную суетливость, неусидчивость, порывистость в движениях, общее ускорение темпа моторики при недостаточной ее целенаправленности и результативности. В абсолютном большинстве случаев все это неизбежно сказывается на школьной успеваемости (первыми диагностами, кто поднимает тревогу и стремится привлечь к проблеме внимание родителей, – что, впрочем, удается не всегда, – выступают именно школьные учителя), а также на самооценке ребенка, его отношениях с родителями и общем семейном микроклимате.

В некоторых случаях синдром проявляется преимущественно гиперкинетическими нарушениями, в других – когнитивными, но чаще всего встречается смешанная форма. Интеллект, если ограниченно понимать его как врожденный набор способностей, обычно не страдает, однако возможны задержки развития в силу сниженной обучаемости.

Диагностика

Диагностика СДВГ представляет собой весьма и весьма сложную проблему. Разработаны целые системы критериев, причем необходимые признаки должны иметь место в определенных минимальных сочетаниях и степени выраженности, прежде чем правомерно будет устанавливать официальный нозологический диагноз. Так, симптоматика должна присутствовать и отмечаться еще в дошкольном возрасте; проявляться и в школе, и дома; не быть заведомо связанной с другими, более общими заболеваниями (эндокринными, неврологическими, психическими) и мн. др. Назначается тщательное многостороннее обследование с применением инструментальных, лабораторных и обязательно психодиагностических методов. Диагноз выносится, как правило, консилиумом или комиссионно.

Лечение

Поскольку этиопатогенез неясен, в различных регионах и странах мира реализуются самые разные подходы к лечению СДВГ. Практически везде первоочередная роль отводится психокоррекции, психологическим тренингам, санации системы внутрисемейных отношений, мотивов, экспектаций (которые должны соответствовать индивидуальным, а не критериально-возрастным возможностям) и т.п. Применяются нейропротекторы, стимуляторы (как это ни парадоксально, они зачастую оказываются эффективнее других средств, что указывает на церебрастеническую основу СДВГ), корректоры мозговой трофики и кровообращения; иногда показаны также антидепрессанты. Однако любой психоактивный препарат ребенку назначается с предельной осторожностью, в минимально-необходимых дозах и только при наличии абсолютных показаний.

Прогноз является, фактически, столь же неопределенным, как и многие другие аспекты СДВГ. В большинстве случаев заболевание продолжает оказывать негативное влияние и в зрелой жизни.

Источник