Программы обучения для детей с синдромом дауна в
Ольга Никитина
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Пояснительная записка
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год)
В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом синдром Дауна (шифр врача-педиатра — Q-90, шифр врача-психиатра ребенку раннего возраста — F 79.04).
Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детейв специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям.
Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы.
Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, речевое развитие ребенка. Практиче-ская реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования, ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных мате-матических представлений.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
Программа для детей с синдромом Дауна построена в соответствии с принципа-ми, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.
Программа составлена с учетом:
• характера ведущей деятельности;
• структуры и степени выраженности нарушения;
• ведущих мотивов и потребностей ребенка;
• целей дошкольного воспитания.
Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Даунаопирается на сильные стороны их развития:
• относительная сохранность эмоций;
• сохранность зрительно-двигательного восприятия;
• достаточно высокий уровень имитационных способностей;
• относительная сохранность тактильной чувствительности;
• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
• сохранность эмоциональной памяти.
Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития детей имеет коррекционную направленность.
Работа специалистов с детьми включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (январь) и в конце второго периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ПМПК,по итогам которого:
• дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе и получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте;
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в:
• раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;
• определении содержания и методов обучения и воспитания;
• реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка;
• реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.
Отличительная особенность.
Использование программы предполагает большую гибкость. В программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на четыре учебных года, на детей дошкольного возраста (от 3 до 7-8 лет).
Формы и режим занятий. Форма проведения занятий — фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения.
Цель программы. Формирование у детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.
Программапредусматривает решение ряда задач: диагностических, воспитательных, коррекционных и образовательных.
Диагностические
• Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
• Уточнение диагноза при динамическом наблюдении.
• Определение индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательные
• Социализация.
• Формирование самостоятельности.
• Становление нравственной ориентировки.
• Воспитание положительных качеств.
Коррекционные
• Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
• Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.
• Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
• Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Образовательные
• Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
• Развитие познавательной активности.
• Формирование всех видов детской деятельности.
В программевыделены следующие разделы:
• Социальное развитие
•Познавательное развитие:
1.1. Сенсорное воспитание.
1.2. Формирование мышления.
1.3. Формирование элементарных количественных представлений.
1.4. Ознакомление с окружающим
1.5. Развитие речи.
• Формирование деятельности.
1.1 Обучение игре.
1.2 Изобразительная деятельность:
а) лепка
б) аппликация
в) рисование
1.3 Конструирование.
1.4 Трудовое воспитание:
а) воспитание культурно-гигиенических навыков
б) ручной труд
в) хозяйственно – бытовой труд
• Эстетической развитие
1.1 Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность.
1.2 Ознакомление с художественной литературой.
Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Даунаможно условно разделить на три периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.
II период — декабрь, январь, февраль.
III период –март, апрель, май.
В сентябре1–2 недели проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи детей.
В сентябре с 3 недели начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в коррекционной группе для детейс задержкой психического развития строится на материале следующих лексических тем:
Источник
Кузякина Надежда Викторовна
Педагогический подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с синдромом Дауна
Кузякина Н. В. учитель-дефектолог
ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики
и дифференцированного обучения»
(дошкольное подразделение) г. Тамбова
Слово синдром обозначает набор признаков или характерных черт. Синдром Дауна — это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека лишней хромосомы. По статистике один младенец из 800 появляется на свет с синдромом Дауна.
Что значит лишняя хромосома для ребёнка? Малыш будет медленнее развиваться и несколько позже своих сверстников проходить общие для всех детей этапы развития, ему будет труднее учиться. И всё же сейчас дети с синдромом Дауна имеют больше возможностей для развития. Большинство из них могут научиться ходить, говорить, читать и писать. Они смогут ходить в детский сад и учиться в школе, и вообще, делать то, что умеют другие дети.
Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт обучения и воспитания в группе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. В группе ребенок приобретает разнообразные знания, умения, навыки. Ребёнок узнаёт, что существуют определённые правила и дисциплина. Пребывание в дошкольном учреждении — это возможность для ребёнка с синдромом Дауна быть вовлечённым в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более успешными в речевом развитии. Дети с синдромом Дауна в различных областях развития могут находиться на разных уровнях. Каждому из них полезно на опыте узнать, как нужно общаться с окружающими, каждому важно, как следует отработать навыки самообслуживания, общей и тонкой моторики, координацию движений, важно научиться жить с людьми разных типов и разного поведения. Одно из наиболее ценных умений, которые ребенок приобретает в дошкольном учреждении — это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний. Здесь дети с синдромом Дауна на первых порах нуждаются в помощи. Они должны имитировать действия и поступки, учиться делать что-то прямо в процессе игры, и не только управлять происходящими событиями, но и вызывать их. Они должны делать выбор и делиться с другими участниками игры. На их поведение налагаются ограничения, и они должны учиться действовать совместно с другими. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.
Чтобы процесс обучения и воспитания ребёнка с синдромом Дауна в группе дошкольного образовательного учреждения проходил продуктивно и плодотворно как для самого ребёнка, так и для специалистов, необходимо составление индивидуальной программы обучения, воспитания и развития.
Индивидуальная программа — это коррекционно-развивающая образовательная программа, которая составляется по итогам оценки уровня актуального развития ребёнка и определяет цели и задачи дальнейшей работы по его развитию.
Целью программы является создание условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей (структуры дефекта ребёнка).
Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих этапов индивидуальной программы развития:
1. Начальный этап сбора информации о ребёнке. Данный этап включает в себя изучение анамнеза и сети социальных контактов семьи и ребёнка.
2. Диагностический этап — это изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны актуального и ближайшего развития.
3. Основной этап — развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это реализация программы в процессе коррекционно-развивающих занятий.
4. Заключительный этап — анализ результатов эффективности психолого-педагогической работы, подведение итогов.
В программе формулируются чёткие и конкретные цели, посредством чего они будут достигаться, на занятиях у какого специалиста будут формироваться и закрепляться данные навыки. Индивидуальная программа развития ребёнка составляется сроком на три месяца, далее её содержание дополняется, изменяется. При составлении индивидуальной программы для ребёнка с синдромом Дауна необходимо учитывать не только актуальные на сегодняшний день проблемы и трудности в развитии ребёнка, но и прогноз его ближайшего развития. При реализации программы необходимо создавать благоприятные условия для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей ребёнка.
В коррекционно-педагогической работе выделяются сильные стороны развития ребёнка с синдромом Дауна,на которые можно опереться:
— готовность приступать к различным видам деятельности;
— подражательность действиям и поступкам других детей;
— способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение;
— лёгкость вступления в контакт.
Однако необходимо учитывать структуру дефекта ребёнка:
— отставание в моторном развитии — в развитии мелкой и крупной моторики;
— возможны проблемы со слухом и зрением;
— как правило, существуют проблемы с развитием речи;
— имеются трудности с овладением и запоминанием новых понятий и навыков;
— трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
— сложности с определением последовательности действий, явлений.
Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению, которые можно использовать в процессе развивающих занятий, многие из них имеют нарушения зрения.
Индивидуальная программа составляется с опорой на примерную адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией E.A. Екжановой, E.A. Стребелевой.Включает в себя такие разделы: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование деятельности, эстетическое развитие, блок коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога, блок коррекционно-развивающих занятий логопеда. Содержание программы варьируется в зависимости от особенностей конкретного ребёнка.
Важным моментом является включение родителей в процесс обучения и воспитания они закрепляют полученные ребёнком знания, умения и навыки в домашней обстановке.
Для родителей очень важно, что их ребёнок посещает дошкольное учреждение, взаимодействие со специалистами даёт дополнительный стимул к развитию и ребёнку, и семье. Открытое общение специалистов дошкольного учреждения с семьёй жизненно важно для оптимального развития ребёнка с синдромом Дауна.
Таким образом, дети с синдромом Дауна так же, как и все дети, могут решать задачи умственного и физического характера, могут приобщаться к жизни группы дошкольного образовательного учреждения, могут творчески выражать себя. В процессе обучения и воспитания они осознают возможности собственного тела, способны развивать мышечный тонус и координацию движений. Они находят новых друзей, получают удовольствие от совместной деятельности, испытывают удовлетворение от успеха при выполнении посильных упражнений и заданий. Для этого в работе специалистов и семьи необходима постановка чётких целей и задач, определение сроков их достижения с учётом особенностей развития ребёнка с синдромом Дауна.
Литература:
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. / Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». – М. «Просвещение», 2005.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта//Дефектология. -2000.-№3.
Источник
Даты проведения курса: 30.06 – 14.06
Курс повышения квалификации на 72 часа
Форма обучения очная, очная с применением ДОТ
Набор на курс открыт.
В рамках предлагаемого курса специалисты поделятся своими знаниями и практическим опытом в реализации комплексного подхода к развитию и обучению детей с синдромом Дауна и сочетанными нарушениями (ТМНР) и организации специальных образовательных условий на уровне дошкольного и начального школьного образования.
Слушатели получат сведения о типичных нарушениях развития у детей с синдромом Дауна и ТМНР. Научатся рассматривать особенности их развития с точки зрения компетентностного подхода, смогут грамотно подходить к их обучению и коррекции поведения.
Также на курсу будут рассмотрены методики, которые могут быть эффективно применены в процессе индивидуальной работы для развития речи, развития познавательной деятельности, коррекции сенсомоторных нарушений у детей с синдромом Дауна и ТМНР.
Категория слушателей
Педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, учителя начальных классов, в том числе, работающие по программе 9.1, 9.2.
Этот курс подойдет вам, если:
- в вашем учреждении есть дети с синдромом Дауна и дети с ТМНР
- вы планируете создание специальных образовательных условий для детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР
- вы хотели бы повысить качество образовательных услуг для детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР
- вы хотели бы развивать инклюзивное образование и включать детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР в группы обычных сверстников.
Разработчик курса – Медведева Татьяна Павловна. Первое образование — высшее медицинское, второе — психологическое. Закончила магистратуру МГППУ по специальности «Педагог-психолог инклюзивного образования». Более 20 лет работает с детьми с синдромом Дауна и детьми с ТМНР.
Автор книги «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» и методического пособия по работе с родителями «Команда консультирует семью»,
многочисленных статей для родителей и специалистов.
Ведущие курса – специалисты, имеющие большой практический опыт работы с детьми с синдромом Дауна и детьми с ТМНР, авторы статей, посвященных развитию, обучению и поведению детей с синдромом Дауна и ТМНР.
Учебно-тематический план
Результаты обучения
- вы научитесь использовать методику и материал для развития навыков счета «Нумикон», позволяющие детям с синдромом Дауна и ТМНР получить представление о количестве, числе, составе числа, элементарных арифметических операциях на наглядном материале;
- вы научитесь использовать методику обучения грамоте по методу Манске, которая, благодаря мультисенсорному подходу, позволяет детям с синдромом Дауна и ТМНР в игровой форме легко и с удовольствие освоить буквы, и может быть использована как для групповых, так и для индивидуальных занятий;
- вы научитесь приемам и методам включения ребенка с синдромом Дауна и ТМНР в инклюзивную группу: проведению занятий направленных на взаимодействие между детьми, развитию социально-бытовых навыков.
- вы узнаете об особенностях работы с родителями детей с синдромом Дауна и ТМНР, организации командного взаимодействия между специалистами, методе командного консультирования для выстраивания партнерских отношений с семьей и единой стратегии работы с ребенком.
Стоимость курса 15 000 рублей. Данный курс может быть реализован на базе вашего образовательного учреждения. При обучении больших групп слушателей предусмотрены скидки.
Реестровый номер оферты курса на портале поставщиков № 1131062-20.
Шифр курса на портале ДПО 03287-19/20-В.
Требования к слушателям курса
- наличие высшего образования
- получение высшего образования в настоящее время.
Документы, необходимые для зачисления на курс
- скан диплома с приложением об имеющемся высшем образовании, либо справка от образовательного учреждения (для студентов)
- скан паспорта
- свидетельство о браке (в случае изменения фамилии)
- заявление слушателя
Если вы заинтересовались курсом – заполните заявку, мы обязательно свяжемся с вами и ответим на все ваши вопросы. Также с нами можно связаться по телефону +7(495)923-03-65 или почте info@iaba.ru
Преподаватели курса
Медведева Татьяна Павловна
педагог-психолог инклюзивного образования,
автор книг и статей по проблемам поведения и обучения детей с ОВЗ
Источник