Программы надомного обучения ребенка с синдромом дауна

Ольга Никитина
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Пояснительная записка

Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год)

В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом синдром Дауна (шифр врача-педиатра — Q-90, шифр врача-психиатра ребенку раннего возраста — F 79.04).

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детейв специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям.

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы.

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, речевое развитие ребенка. Практиче-ская реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования, ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных мате-матических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Программа для детей с синдромом Дауна построена в соответствии с принципа-ми, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.

Программа составлена с учетом:

• характера ведущей деятельности;

• структуры и степени выраженности нарушения;

• ведущих мотивов и потребностей ребенка;

• целей дошкольного воспитания.

Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Даунаопирается на сильные стороны их развития:

• относительная сохранность эмоций;

• сохранность зрительно-двигательного восприятия;

• достаточно высокий уровень имитационных способностей;

• относительная сохранность тактильной чувствительности;

• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;

• сохранность эмоциональной памяти.

Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития детей имеет коррекционную направленность.

Работа специалистов с детьми включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (январь) и в конце второго периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ПМПК,по итогам которого:

• дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе и получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте;

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.

Педагогическая целесообразность программы заключается в:

• раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;

• определении содержания и методов обучения и воспитания;

• реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка;

• реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.

Отличительная особенность.

Использование программы предполагает большую гибкость. В программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

Читайте также:  Синдром зрачка в гинекологии что это такое

Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на четыре учебных года, на детей дошкольного возраста (от 3 до 7-8 лет).

Формы и режим занятий. Форма проведения занятий — фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения.

Цель программы. Формирование у детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.

Программапредусматривает решение ряда задач: диагностических, воспитательных, коррекционных и образовательных.

Диагностические

• Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.

• Уточнение диагноза при динамическом наблюдении.

• Определение индивидуальной программы развития ребенка.

Воспитательные

• Социализация.

• Формирование самостоятельности.

• Становление нравственной ориентировки.

• Воспитание положительных качеств.

Коррекционные

• Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.

• Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.

• Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.

• Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

Образовательные

• Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.

• Развитие познавательной активности.

• Формирование всех видов детской деятельности.

В программевыделены следующие разделы:

• Социальное развитие

•Познавательное развитие:

1.1. Сенсорное воспитание.

1.2. Формирование мышления.

1.3. Формирование элементарных количественных представлений.

1.4. Ознакомление с окружающим

1.5. Развитие речи.

• Формирование деятельности.

1.1 Обучение игре.

1.2 Изобразительная деятельность:

а) лепка

б) аппликация

в) рисование

1.3 Конструирование.

1.4 Трудовое воспитание:

а) воспитание культурно-гигиенических навыков

б) ручной труд

в) хозяйственно – бытовой труд

• Эстетической развитие

1.1 Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность.

1.2 Ознакомление с художественной литературой.

Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Даунаможно условно разделить на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.

II период — декабрь, январь, февраль.

III период –март, апрель, май.

В сентябре1–2 недели проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи детей.

В сентябре с 3 недели начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в коррекционной группе для детейс задержкой психического развития строится на материале следующих лексических тем:

Источник

     Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

                            ребёнка с синдромом Дауна

                                                        I год обучения

Цель:    1. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении.

              2. Создание психологической основы разных видов деятельности.

Задачи коррекции

Способы реализации

1. Развитие адекватных форм коммуникации.

2.  Формирование стереотипа учебного поведения.

3. Развитие общей и мелкой моторики.

4. Развитие понимания речи.

5. Сенсорное развитие

6. Формирование элементарных математических навыков.

7. Продуктивная деятельность

а) учить обращаться за помощью к взрослому в затруднительных ситуациях;

б) последовательное поощрение адекватного общения с другим человеком;

в) учить дифференцировать людей из ближайшего окружения;

г) создание системы коррекции проявления негативизма в различных ситуациях;

а) обучение выполнению инструкций;

б) формирование стереотипа выполнения самостоятельных заданий;

а) обучение выполнению различных физических упражнений, направленных на развитие самоконтроля, на преодоление неловкости, развитие плавности;

б) выполнение упражнений пальчиковой гимнастики;

в) лепка;

г) выполнение самостоятельных заданий нарастающей склонности. (нанизывание бус, сортировка предметов);

д) рисование пальцами (при помощи специальной краски);

а) обучение пониманию названий частей тела;

б) обучение пониманию глаголов путем выполнения различных инструкций;

в)обучение пониманию функциональных предложений  и фраз в знакомых контекстах;

а) ориентировочно-исследовательская деятельность с предметами;

а) соотношение форм и фигур;

б) складывание разрезных картинок;

в) конструирование по образцу;

г) формирование представлений о количестве;

д) формирование представлений о цвете;

а) вызвать интерес к продуктивным видам деятельности;

б) знакомство с материалами, используемыми на занятиях;

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

                                  ребёнка с синдромом Дауна

                                                    II год обучения

1. Социализация:

Задачи: Развивать представление ребенка о себе, развивать личность в целом.

Игры: «Кто спрятался», «Кто это», «Топни ножкой», «Вот я», «Маме улыбаемся».

2.Социальное развитие.

Задачи: Установление прочных эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми, усвоение способов приобретения общественного опыта.

Игры: «Где петрушка?», «Заведем игрушку», «Кто там», «Найди себя на фотографии».

3.Познавательное развитие.  

Задачи: Вырабатывать стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними.

Игры: «Катится – не катится», «Спрячь игрушку», «Собери пирамидки», «Построй башню», «Прокати шарик в ворота».

4.Сенсорное воспитание: 

Задачи: Учить ориентироваться на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.

Игры: «Почтовый ящик», «Разложи шарики в корзинки», «Кубик на кубик», «Расставь тарелочки»

5.Формирование наглядно-действенного мышления:

Задачи: Учить выполнять целенаправленные действия с предметами, использовать вспомогательные средства.

Игры: «Посади елочку», «Собери грибы», «Пересыпь фасоль», «Поймай шарик за веревочку», «Прокати машинку».

6.Ознакомление с окружающим.

Задачи: Сформировать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности.

Игры: «Кто в домике живет», «Птичка», «Смотрим в окошко», «Парные картинки», «Собираемся гулять»,  «Что это?».

7. Формирование предпосылок к продуктивной деятельности. 

Задачи: Стимулировать интерес к процессу рисования, лепки, аппликации, конструирования.

1.Лепка: «Лепешки для матрешки», «Колобок», «Конфеты для куклы».

2. Рисование: «Дорожки для зайчиков», «Дождик», «Шарик с веревочкой».

Читайте также:  Синдром дауна льготы на жилье

3. Конструирование: «Дорожки», «Заборчик»

4. Аппликация: «Мячик», «Шарик».

Источник

 

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:

ПРОГРАММА РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА «ДОМАШНИЕ ВИЗИТЫ»

Программы надомного обучения ребенка с синдромом даунаПРОБЛЕМА:

В семье родился малыш с синдромом Дауна, и родители хотят воспитывать его дома. Такое, казалось бы, естественное решение дается им непросто. Уговоры отказаться от младенца, отдать его на попечение государства часто звучат из уст людей, окружающих семью.

Горечь потери «идеального» ребенка, которого ожидали родители, беспокойство по поводу состояния здоровья малыша и его будущего, разрыв социальных связей, боязнь не справиться с воспитанием «особого» ребенка – вот далеко не полный перечень проблем встающих перед такой семьей.

В России ежегодно рождается около 2500 таких детей. 85% семей отказываются от ребенка с синдромом Дауна в родильном доме, в том числе по рекомендации медицинского персонала. И маленький человек попадает в сиротское учреждение, из которого он уже никогда не выйдет.

Но есть и другой путь: ребенок остается в семье и включается в программу ранней помощи. Благодаря занятиям со специальными педагогами малыш может успешно развиваться, посещать детский сад, а потом школу. Он, конечно, другой, но у него большой потенциал, и он способен многому научиться.

ЦЕЛИ:

Создание службы ранней помощи для детей с синдромом Дауна в возрасте от 0 до 2,5 лет.

·  Поддержка семьи, в которой растет ребенок с синдромом Дауна.

·  Регулярная практическая и консультативная помощь таким семьям.

ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА:

Программы надомного обучения ребенка с синдромом дауна

Очень важно как можно раньше начать активную стимуляцию развития малыша с синдромом Дауна. Этап раннего педагогического развития (от 0 до2,5 лет), имеет основополагающее значение для дальнейшего развития как умственного, так и физического.

В основе работы такой службы лежат простые, но очень важные истины: ребенку с особенностями развития следует жить в семье, этой семье должна быть предоставлена помощь и оказана всесторонняя поддержка.

Поскольку в Екатеринбурге педагогов раннего развития не обучают, необходимо пройти стажировку в Москве в центе ранней помощи для детей с синдром Дауна «Даунсайд Ап». Специалисты этого центра имеют 10-ти летний опыт работы с детьми с особыми потребностями, и владеют отечественными и зарубежными методиками работы с такими детками. Эта организация бесплатно проведет обучение для уральских педагогов.

Успешным результатом проекта станет организация работы бесплатной службы ранней помощи для детей с синдромом Дауна в Екатеринбурге.

Задачи

Результат

Стажировка в Москве в «Даунсайд Ап».

Знакомство с практическими наработками, методиками и программами педагогов ранней помощи детям с особенностями развития.

1) Заложить «фундамент» развития службы ранней психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей со сложностями в развитии.

2) Ознакомить специалистов с результатами работы службы «Домашних визитов» в Москве.

Педагогическая поддержка семьи, помощь родителям в подборе занятий и организации развивающей среды, игрового пространства малыша.

Родители детей с синдромом Дауна имеют практические рекомендации по раннему развитию детей. Программа домашнего визитирования, позволяет контролировать и направлять навыки и умения родителей.

Социально-психологическая поддержка родителей ребенка с синдромом Дауна.

Помочь близким малыша пережить стресс и принять ребенка, вместе с ними создавать условия для максимальной реализации его возможностей.

Создание индивидуальной программы для каждого ребенка, по которой работает служба ранней помощи.

Постепенный переход детей из специализированных центров ранней помощи в другие образовательные учреждения.

Программы надомного обучения ребенка с синдромом дауна

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

Программа «Домашнее визитирование» предусматривает регулярные визиты специалиста по раннему развитию в семьи. В компетенцию такого специалиста входят все сферы развития малыша. Во время каждого такого визита-консультации специалист по раннему развитию, наблюдая за ребенком в процессе игрового занятия, оценивает текущий уровень развития малыша, и определяет, на что нужно обратить внимание в ближайшее время, какие игры или мероприятия необходимо организовать и проводить родителям, чтобы их малыш успешно рос и развивался.

В процессе консультативных встреч специалист по раннему развитию обсуждает с родителями вопросы, касающиеся кормления и ухода за малышом, а также стремится помочь им наилучшим образом организовать домашнее пространство с тем, чтобы близкие люди и окружающая малыша обстановка способствовала его всестороннему развитию. Итогом каждой консультативной встречи в домашних условиях становится индивидуальная программа развития ребенка на ближайшие недели, которая подробно обсуждена с родителями и максимально приспособлена к их домашнему режиму и условиям проживания.

Как правило, в течение первого года или полутора лет жизни малыша педагог посещает семью дважды в месяц, а затем визиты постепенно становятся реже, и семья получает подробную консультацию и программу работы с ребенком раз в месяц.

Положительными особенностями программа раннего визитирования является то, что в привычных домашних условиях малыш чувствует себя комфортно, безопасно, его поведение естественно, а это позволяет специалисту объективно оценить динамику развития ребенка и достичь лучших результатов в своей работе. «Домашнее визитирование» также позволяет получить более полное представление об окружающем ребенка мире, его социальном окружении, качестве развивающей среды и о многом таком, о чем трудно судить, встречаясь с семьей вне места ее проживания. Такого же мнения придерживаются и специалисты зарубежных служб, избравшие основной формой домашнее визитирование.

Кажущуюся нерентабельность домашних визитов полностью компенсируется за счет экономии средств на оплату помещения, покупку специальной мебели, игрушек и оборудования. У специалистов нет простоев, если по болезни было отменено занятие, поскольку ребенок с легким недомоганием дома вполне может принять участие в игровом занятии.

Программы надомного обучения ребенка с синдромом даунаОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

Для реализации целей проекта необходимо проведение основных мероприятий:

1)  Обучение специалиста Екатеринбурга практическим навыкам ранней помощи в форме домашних визитов детей от 0 до 2,5 лет, в Центре психолого-педагогического развития «Даунсайд Ап», Москва (Сентябрь, 2009 год).

Читайте также:  Коррекция синдрома дефицита внимания в

2)  Обучение специалиста Екатеринбурга теоретическим и практическим навыкам по адаптивной физической культуре для работы с детьми в возрасте от 0 до 2,5 лет с синдромом Дауна по методике П. Лаутеслагера «Двигательное развитие детей с синдромом Дауна» (Сентябрь, 2009 год).

3)  Запустить программу «Домашнее визитирование» (Октябрь, 2009 год), которая включает в себя:

·  двухразовое посещение семей с ребенком с синдромом Дауна для оказания практической и консультативной помощи в развитии ребёнка от 0 до 2,5 лет (семьи, проживающие в Екатеринбурге).

·  одна консультация в месяц по развитию ребенка с синдромом Дауна на базе кабинета развития (для семей, проживающих в области).

4)  Начать работу по двигательному развитию детей с синдромом Дауна в возрасте от 0 до 2,5 лет (Ноябрь, 2009 год ).

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА НА ОДИН ГОД

Наименование затрат

Сумма на одного человека

Кол-во

Человек

Сроки

Итог (на 2х специалистов)

Перелёт (Екатеринбург-Москва-Екатеринбург)

7500 руб.

2

15 000 руб.

Проживание, питание

2500 руб.

2

5 дней

25 000 руб.

Зарплата специалистам

12 000 руб.

2

12 месяцев

288 000 руб.

Налоговые платежи, и платежи в соц. стах

56448 руб.

2

12 месяцев

112896 руб.

Итого:

руб.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТУ:

1.  Программы надомного обучения ребенка с синдромом даунаВ сентябре 2008 года основание общественной организации поддержки людей с синдромом Дауна и их семей «Солнечные дети».

2.  Создание базы данных, знакомство с 57 семьями (начали с 15 семей).

3.  Проведение регулярных встреч для поддержки родителей (с детской программой).

4.  Посещение и помощь новым семьям, при появлении ребенка с синдромом Дауна. Оказание информационной помощи и поддержки совместно с Областным Генетическим Центром.

5.  В марте 2008 года проведение фотовыставки «В каждом ребенке – Солнце» в фотографическом музее Метенкова, а так же в Храме-на-Крови и в г. Заречный.

6.  1 июня 2008 года, на территории Харитоновского парка, совместно с экологическим центром, Клубом семьи «Муравейник», детским Фондом, был проведен праздник «Дня защиты детей».

7.  Создание веб-сайта (www. ***** ).

8.  В ноябре 2008 года проведение общественной акции среди студентов ВУЗов нашего города – «Лесные игры». Акция проводилась в форме спортивно-туристических соревнований. Целью проведение данной акции являлось: привлечение внимания молодёжи к проблемам людей с особенностями развития и жизнедеятельности; изменение общественного мнения по отношению к людям с синдромом Дауна.

9.  В декабре 2008 года поведены консультации специалистом по раннему развитию из благотворительного фонда «Даунсайд Ап» (Москва), по вопросам индивидуального развития ребенка с СД с рождения до полутора лет.

10.  Одно из основных направлений организации «Солнечные дети» – изменение общественного мнения к людям с синдромом Дауна. Проведенные нами акции и мероприятия были освещены в СМИ: телевидение – «Вести Урал», «4 канал», «Студия 41», «ОБЛ-ТВ», «Ермак», пресса – «Вечерний Екатеринбург», «Областная газета», «АиФ», «На смену», «Наша газета», Интернет – сайт www. ***** .

КРАТКАЯ АНОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ

По статистике 1 ребенок из 700 новорожденных появляется на свет с таким диагнозом. Это соотношение одинаково во всех странах, климатических зонах и социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, возраста, вредных привычек, здоровья, питания, образования, цвета кожи или национальности. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой.

Традиционно такие дети считаются необучаемыми и слабо развивающимися физически. Это утверждение связано с тем, что основные обследования детей с синдромом Дауна проводятся в детдомах, где в условиях депривации, лишения родительской любви и заботы, их развитие существенно замедляется. Работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна, живущих в семьях, стали появляться в нашей стране сравнительно недавно. В основном, это переводные издания, которые не получили достаточного распространения, поэтому мало людей, включая врачей и педагогов, реально представляют себе возможности детей с синдромом Дауна.

Зарубежные исследования Марси Хэнсона из университета Орегон, подтверждают перспективность включения семей в программы ранней помощи. Из приведенных данных, очевидно, что наблюдается не только более раннее появление навыков, но и уменьшение диапазона в возрасте их появления, а иногда сравним с соответствующим диапазоном при нормативном развитии.

Перечислим основные проблемы, с которыми сталкиваются родители, где воспитываются дети с синдромом Дауна:

·  В России не существует государственной службы ранней помощи детям с синдромом Дауна и их семьям.

·  В стране нет Федерального закона о ранней помощи и инклюзивном образовании.

·  Недостаточно доступных услуг и ресурсов для детей с синдромом Дауна и их семей.

·  Недостаточно знаний и умений в работе с людьми с синдромом Дауна в среде педагогов, медиков и социальных работников.

·  Детей с синдром Дауна отказываются принимать в образовательные и дошкольные учреждения.

В нашей стране специалисты, знающие как максимально реализовать возможности детей с синдром Дауна есть только в Москве, например, в организации «Даунсайд Ап». Столичные педагоги владеют различными отечественными и зарубежными технологиями и методиками работы с детьми раннего возраста с особыми потребностями. К московским детишкам приезжают педагоги ранней помощи. В остальных регионах России для занятий со своим ребенком родители обмениваются опытом по Интернету или используют пособия и программы.

Сейчас на русский язык переведены некоторые программы развития детей с синдромом Дауна, разработанные зарубежными организациями, многие годы занимавшимися развитием и обучением детей с особыми потребностями:

·  М. Петерси и Р. Трилор, «Маленькие ступеньки»;

·  «Воспитание и обучение детей раннего возраста», под ред. ;

·  Патиция Уиндерс, «Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна», и другие.

Опираясь на упомянутые программы, родители способны самостоятельно заниматься с малышом, но гораздо увереннее чувствуют себя родители, когда получают помощь специалистов по раннему и дошкольному развитию.

Источник