Программа работы с ребенком с синдромом дауна в доу

Ольга Никитина
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Пояснительная записка

Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год)

В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом синдром Дауна (шифр врача-педиатра — Q-90, шифр врача-психиатра ребенку раннего возраста — F 79.04).

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детейв специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям.

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы.

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, речевое развитие ребенка. Практиче-ская реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования, ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных мате-матических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Программа для детей с синдромом Дауна построена в соответствии с принципа-ми, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.

Программа составлена с учетом:

• характера ведущей деятельности;

• структуры и степени выраженности нарушения;

• ведущих мотивов и потребностей ребенка;

• целей дошкольного воспитания.

Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Даунаопирается на сильные стороны их развития:

• относительная сохранность эмоций;

• сохранность зрительно-двигательного восприятия;

• достаточно высокий уровень имитационных способностей;

• относительная сохранность тактильной чувствительности;

• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;

• сохранность эмоциональной памяти.

Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития детей имеет коррекционную направленность.

Работа специалистов с детьми включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (январь) и в конце второго периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ПМПК,по итогам которого:

• дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе и получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте;

Читайте также:  Что означает легкий гидроцефальный синдром

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.

Педагогическая целесообразность программы заключается в:

• раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;

• определении содержания и методов обучения и воспитания;

• реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка;

• реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.

Отличительная особенность.

Использование программы предполагает большую гибкость. В программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на четыре учебных года, на детей дошкольного возраста (от 3 до 7-8 лет).

Формы и режим занятий. Форма проведения занятий — фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения.

Цель программы. Формирование у детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.

Программапредусматривает решение ряда задач: диагностических, воспитательных, коррекционных и образовательных.

Диагностические

• Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.

• Уточнение диагноза при динамическом наблюдении.

• Определение индивидуальной программы развития ребенка.

Воспитательные

• Социализация.

• Формирование самостоятельности.

• Становление нравственной ориентировки.

• Воспитание положительных качеств.

Коррекционные

• Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.

• Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.

• Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.

• Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

Образовательные

• Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.

• Развитие познавательной активности.

• Формирование всех видов детской деятельности.

В программевыделены следующие разделы:

• Социальное развитие

•Познавательное развитие:

1.1. Сенсорное воспитание.

1.2. Формирование мышления.

1.3. Формирование элементарных количественных представлений.

1.4. Ознакомление с окружающим

1.5. Развитие речи.

• Формирование деятельности.

1.1 Обучение игре.

1.2 Изобразительная деятельность:

а) лепка

б) аппликация

в) рисование

1.3 Конструирование.

1.4 Трудовое воспитание:

а) воспитание культурно-гигиенических навыков

б) ручной труд

в) хозяйственно – бытовой труд

• Эстетической развитие

1.1 Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность.

1.2 Ознакомление с художественной литературой.

Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Даунаможно условно разделить на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.

II период — декабрь, январь, февраль.

III период –март, апрель, май.

В сентябре1–2 недели проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи детей.

В сентябре с 3 недели начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в коррекционной группе для детейс задержкой психического развития строится на материале следующих лексических тем:

Источник

Ирина Каргина
Перспективно-тематический план коррекционно-развивающей работы с ребенком с синдромом Дауна

СЕНТЯБРЬ

Ребенок на обследовании

ОКТЯБРЬ

Тема «Осень»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Учить мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку

2. Разрезные картинки «Осень» (4-6 частей)

Учить составлять из отдельных фрагментов целое, развивать простейшие навыки анализа и синтеза. Тема «Овощи»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение вращать карандаш между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Капуста»

Упражнять в умении соединять кончики пальцев, слушать словесную инструкцию.

3. Трафареты «Овощи».

Читайте также:  Причины болевого синдрома в позвоночнике

Учить детей работать с трафаретами овощей, обводить точно по контуру. Тема «Фрукты»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Апельсин»

Учить имитировать движения повара (резать, мешать, отжимать, выдерживать ритм гимнастики.

3. Трафареты «Фрукты». Учить работать с трафаретами фруктов, обводить точно по контуру Тема «Грибы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

Формировать умение катать каштан между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Грибы»

Учить складывать пальцы корзиночкой, легко массировать их.

3. Игра «Выложи грибок» (мозаика крупная)

Учить составлять из мелких частей изображение грибка, развивать терпение и настойчивость.

НОЯБРЬ

Тема «Одежда»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.

Формировать умение катать фасоль между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Рукавицы»

Учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого.

3. Шнуровка «Завяжи шапочку»

Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование Тема «Деревья»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук желудями.

Формировать умение катать жёлуди между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Деревья»

Учить детей широко раздвигать пальцы на руках, двигать ими в разных направлениях.

3. Игры с прищепками «Дерево»

Учить располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений.

Тема «Перелётные птицы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

Формировать умение прокатывать орехи между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Кукушка»

Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Трафареты «Птицы»

Учить рисовать с помощью трафаретов птиц, развивать графические навыки. Тема «Домашние птицы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Учить мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку

2. Пальчиковая игра

«Петушок»

Упражнять в самомассаже пальцев рук в сочетании с проговариванием потешки.

3. Рисование в н/т «Зёрнышки для курочки» (рисование пальчиками).

Познакомить детей с одним из видов нетрадиционного рисования – рисованием кончиками пальцев, развивать мелкую моторику, усидчивость.

ДЕКАБРЬ

Тема «Зима»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

Учить прокатывать каштан между пальцами.

2. Рисование в нт «Снежинки» (пальчиками) Учить рисовать кончиками пальцев снежнику по образцу, развивать мелкую моторику, усидчивость. Тема «Зимняя одежда»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками.

Продолжать учить массажировать кончики пальцев прищепками

2. Пальчиковая игра «Варежки»

Продолжать учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого

3. Разрезные картинки «Одежда» (4-5 частей). Учить составлять из отдельных фрагментов целое, развивать глазомер, усидчивость.

Тема «Зимние забавы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение катать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Зимние забавы»

Учить детей имитировать лепку снежков, развивать крупную моторику детей

3. Игры с прищепками «Снежинка».

Учить располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений. Тема «Новый год»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Наряжаем ёлочку»

Учить детей «шагать» пальцами по столу, соблюдать ритмику гимнастики.

3. Рисование «Украсим ёлочку»

(рисование пальчиками)

Учить рисовать кончиками пальцев.

ЯНВАРЬ

Тема «Мебель»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Формировать умение прокатывать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Стол, стул»

Развивать мелкую моторику.

3. Игра «Выложи стол, стул» (счётные палочки) Формировать умение выкладывать предметы мебели по словесному образцу. Тема «Посуда»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая

игра

«Помощники»

Формировать умение совершать разнообразные движения кистями рук (вращение, потряхивание, хлопки).

3. Игра «Поможем Золушке» (сортировка семян фасоли и гороха) Формировать умение действовать по указанию педагога, учить брать большим и указательным пальцами фасоль, развивать гибкость пальцев Тема «Транспорт»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Лодочка»

Учить складывать ладошки «лодочкой», развивать плавность и координированность движений.

3. Игра «Выложи машинку» (пуговицы)

Учить выкладывать машину из пуговиц, развивать мелкую моторику рук, усидчивость.

ФЕВРАЛЬ

Тема «Семья»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Учить вращать шишку между большими и указательными пальцами обеих рук.

2. Пальчиковая игра «Семья»

Учить по очереди распрямлять пальцы на обеих руках, проговаривая слова гимнастики

Читайте также:  Неотложная доврачебная помощь при синдроме острого живота

3. Игра «Человечек» (выкладывание фигуры человека из пуговиц)

Учить выкладывать фигуру человека из пуговиц Тема «Игрушки»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.

2. Пальчиковая гимнастика «Весёлый шарик»

Закрепить умение сгибать и разгибать поочерёдно пальцы на обеих руках.

3. Трафареты «Игрушки»

Продолжать формировать умение работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш. Тема «Профессии»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Продолжать учить мягкими массирующими движениями разминать пальцы, ладони, наружные стороны кисти.

2. Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»

Учить имитировать движения швеи, развивать тонкие движения пальцев рук.

3. Игра «Завяжи узелки»

Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук формировать навыки шнуровки. Тема «Праздник пап»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики-бойцы»

Упражнять в поочерёдном поднимании пальцев рук, учить слушать словесную инструкцию.

3. Рисование в н/т «Салют» (ватные палочки)1

Продолжать учить рисовать, используя ватные палочки, прививать любовь к творчеству.

МАРТ

Тема «Весна»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Прдолжать формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Весна»

Учить выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.

3. Рисование в н/т «Первая травка» (рисование пальчиками)

Учить рисовать кончиками пальцев прямые и наклонные линии, развивать мелкую моторику, внимание. Тема «Мамин праздник»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Мамочка»

Закрепить умение поочерёдно загибать пальцы на руках.

3. Рисование в н/т «Мимоза для мамы» (ватные палочки) Продолжать учить рисовать ватными палочками способом примакивания, развивать мелкую моторику, усидчивость. Тема «Детский сад»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение прокатывать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра

«Наша группа»

Развивать тонкие движения пальцев рук.

3. Рисование «Солнышко» (рисование ладошками)

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток ладошками, учить печатать ладошками, развивать интерес к творчеству. Тема «Обувь»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

Формировать умение катать орехи между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Ботинки»

Учить выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.

3. Шнуровка «Зашнуруй ботинки»

Формировать умение зашнуровывать ботинки, развивать мелкую моторику.

АПРЕЛЬ

Тема «Продукты»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Каша»

Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Трафареты «Продукты» Продолжать формировать умение работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш. Тема «Космос»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

Формировать умение прокатывать каштаны между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Луноход»

Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Игра «Собери ракету» (мозаика)

Продолжать учить составлять из мелких частей изображение ракеты, проявлять сообразительность. Тема «Цветы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение катать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Мак»

Учить поочерёдно соприкасаться кончиками пальцев, образуя цветок.

3. Игра «Выложи цветок» (мозаика)

Формировать умение составлять из мелких частей изображение цветка, развивать мелкую моторику.

Тема «Насекомые»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение прокатывать карандаши между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Пчела»

Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Шнуровка «Бабочка»

Прдолжать формировать навыки шнуровки, развивать творческие способности, усидчивость.

МАЙ

Тема «Ягоды»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Учить сплетать пальцы в виде корзинки, развивать мелкие, точные движения кистей рук.

Тема «Ягоды»

1. Рисование в н/т «Ветка смородины» (ватные палочки)

Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования Тема «Каникулы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Закрепить умение массажировать пальцы, ладони, наружные стороны кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки»

Учить соприкасать кончики пальцев друг с другом. Тема «Каникулы»

Рисование в н/т «Лето» (ватные палочки)

Закрепить умение рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования.

Источник