Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания

Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания thumbnail

Обоснование программы.

В системе социального обслуживания социальные работники занимают положение, в котором каждый клиент ожидает от специалиста и психологическую помощь, и поддержку. Профессия предъявляет к специалисту ряд требований, среди которых обязательными являются:

  • компетентность;
  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии;
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях,
  • высокая мобильность;
  • общительность,
  • коммуникативные способности;
  • самостоятельность,
  • стремление опираться на собственные силы;
  • умение управлять собственными эмоциями и поведением;
  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.

Появление симптомов хронической усталости, эмоционального выгорания сопровождается снижением уровня работоспособности, снижением самооценки, возникновением ощущения одиночества, «замкнутого круга», эмоциональным истощением, соматизацией. Появление психофизических, социально-психологических, поведенческих симптомов эмоционального выгорания являются тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья специалиста, который сам нуждается в профессиональной помощи психолога.

Предложенная программа предназначена для повышения психологической компетентности специалистов социальной сферы, для освоения приемов и методов самовосстановления и оказания помощи себе и коллегам, что значительно улучшит самочувствие специалистов, повысит эффективность их труда и качество обслуживания клиентов Центра и иных социозащитных учреждений. Программа предполагает непрерывный цикл встреч в рамках постоянно действующего краевого семинара-практикума.

Цели и задачи.

Цели программы:

  • повысить качество использования знаний основ психологии в повседневной деятельности социальных работников;
  • провести профессиональную реабилитацию работников социальной сферы, специфика работы которых способствует нервно-психическому перенапряжении, и как следствие, возникновению синдрома профессионального выгорания;
  • оказания методическую поддержку и практическую помощь психологам социозащитных организаций Камчатского края в организации и проведении работы по профилактике и преодолению «синдрома эмоционального выгорания»;
  • создать условия для психического благополучия социальных работников Центра;
  • обеспечить их необходимой психологической информацией, развить умения и навыки предупреждения и преодоления временных трудностей в период осуществления профессиональной деятельности.

Задачи программы:

  • провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;
  • развить у социальных работников навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;
  • способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;
  • повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».

Содержание проекта.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Целевые группы:

  1. Коллектив КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям».
  2. Психологи социозащитных учреждений Камчатского края.
  3. Коллективы социальных работников социозащитных учреждений края.

Методы реализации.

Программа предусматривает проведение цикла занятий (октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель) продолжительностью 3–4 часа или трехдневный семинар (с 10 до 16 часов с получасовым перерывом ежедневно). Численность группы — не более 12–15 человек

Программа предусматривает индивидуальные консультации и психодиагностику с выдачей рекомендаций и подборкой индивидуальных развивающих и коррекционных заданий по запросам.

Программа предусматривает выпуск буклетов и Памяток по проблемам профилактики и преодоления симптомов профессионального выгорания, хронической усталости и стресса.

Занятия предусматривают такие средства и формы, как активное слушание, релаксационные упражнения, методы игро-, цвето-, музыко- и арт-терапии, мини-лекции, практические коррекционные и релаксационные занятия, тренинги и другие.

Ожидаемый результат.

В процессе реализации программы профилактики синдрома профессионального выгорания предусматривается:

  • повышение эмоциональной устойчивости социальных работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;
  • развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками ,
  • стабилизация уверенности в себе, формирование образа социального работника в структуре образа-Я;
  • снижение уровня тревожности у социальных работников и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;
  • повышение качества обслуживания клиентов;
  • повышение социально-психологического профессионализма специалистов Центра и социозащитных учреждений края.

Мониторинг и оценка результатов.

Мониторинг проекта осуществляется в соответствии со стандартными процедурами и разработанной логико-структурной матрицей проекта.

Мониторинг и оценка результатов основаны на периодической оценке прогресса в достижении конкретных результатов каждой группы и каждого отдельно взятого специалиста.

Возможными показателями результативности работы участников групп предполагаются:

  • решение индивидуальных проблем участников групп;
  • оказание консультативной, реабилитационной, развивающей, эмоциональной помощи психологам и социальным работникам Центра и иных социозащитных учреждений Камчатского края в процессе предупреждения и преодоления синдрома профессионального выгорания;
  • снижение уровня тревожности, хронической усталости у сотрудников КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям», а также психологов и социальных работников социозащитных учреждений
  • овладение приемами оказания самопомощи социальными работниками;
  • проведение аналогичных семинаров психологами социозащитных учреждений края.

Структура программы.

Обучение основам психологических знаний по предупреждению и преодолению синдрома профессионального выгорания осуществляется в ходе тематических встреч, проходящих в форме лекций, семинаров, тренингов, деловых игр, релаксационных занятий.

Основные темы встреч (тренингов):

  • «Самая обаятельная и привлекательная»
  • «Великолепная семерка»
  • «Рожденная для счастья»
  • «Кто он — гений общения?»
  • «Его Величество Профессионал»
  • «Мой ласковый и нежный…» («Внутренний ребенок»).
  • «Когда ланиты алым пламенем горят…» («Территория стыда»).

Материальное обеспечение программы.

Для полноценного проведения занятий необходимы:

  • просторное, хорошо проветриваемое помещение, стулья;
  • релаксационные и развивающие программы на СD, DVD, видеомагнитофон, проектор, музыкальный центр,
  • гимнастические коврики, релаксационные мячи, игрушки,
  • канцтовары (бумага А4, файлы, ватман, картон белый и цветной, краски, пастельные мелки, доска, испанский пластилин для рисования, карандаши, шариковые ручки, фломастеры), флешки,
  • яблоки, бананы, чай, кофе, соки, выпечка, конфеты, высокие стаканы, чайные пары, чайные ложки, десертные вилки.

Содержательные материалы

Источник

Ася Кузьмина
Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя

Проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении сегодня актуальна. В связи с повышающимися требованиями со стороны общества к личности воспитателя от него требуется не только владение педагогической техникой (например, речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), но и постоянное освоение новых умений, навыков, а так же творческого отношения к работе.

Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что может приводить к профессиональной деформации — синдрому эмоционального выгорания (далее — СЭВ). Поэтому в практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

Читайте также:  Код по мкб синдром абдоминальной боли в

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.

Цель программы: реализовать комплексную систему мер по профилактике СЭВ и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя.

Задачи:

•Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;

•Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;

•Знакомство со стратегиями личностного роста (тайм-менеджмент, планирование карьеры);

•Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья;

•Информирование администрации ДОУ о стратегических и тактических мероприятиях, способствующих снижению стрессогенных факторов.

Формы работы: мини-лекции, групповые и индивидуальные консультации, тестирование, тренинги, работа с кейсами.

Этапы:

1. Информационный блок — предоставление информации о СЭВ, его причинах и признаках.

2.Аудит стресса по методике Оксинойда К. Э. : оценка удовлетворенности персонала условиями труда (идентифицировать источники профессионального стресса персонала, оценка эмоционального состояния персонала (величина стрессовой нагрузки).

3. Консультирование (уровень руководителя) по итогам аудита об эффективности тактических принимаемых мер снижения стресса у работников в организации, а так же необходимых дополнительных (в т. ч. стратегических) мероприятиях, способствующих профилактике СЭВ. Информирование о возможности определения графика мероприятий по профилактике СЭВ, а так же оценке качества и своевременности проведения тех или иных мероприятий.

4а. Консультирование (уровень педагога) по итогам аудита. Проведение ознакомления и обучения психотехническим приемам снижения стресса, помощь в подборе индивидуальной линии поведения при профилактике СЭВ (учет личностных особенностей участников программы). Предоставление информации о методах тайм-менеджмента, способах совершенствования педагогической культуры, рациональном планировании личностного роста. В идеале, после проведения программы на уровне педагога, должна быть сформирована модель «стресс-компетентности», которая позволит учитывать профессиональные и личностные особенности специалиста при реализации мер профилактики и коррекции СЭВ.

4б. При необходимости проведение индивидуальных консультаций для коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя (тревожность, гнев, чувство бессмысленности деятельности, пессимизм, апатия и т. п.).

5. Аудит стресса по методике Оксинойда К. Э. (оценка эмоционального состояния персонала). Сравнение показателей до и после проведение программы.

6. Обратная связь по программе (что было новым, полезным, интересным, актуальным; какие методы профилактики СЭВ педагоги ДОУ практикуют, в чем видят их преимущество; какие стратегии и способы профилактики СЭВ наиболее актуальны сейчас)

Таким образом, профилактика СЭВ — это система согласованных мероприятий, направленная не только на личностные особенности персонала ДОУ, но и на разработку и внедрение программы профилактики СЭВ педагогов организации, т. е. ориентированная на постоянный мониторинг СЭВ руководителем организации (и, в случае необходимости, корректировку ранее разработанной программы профилактики СЭВ).

Работы только с персоналом по профилактике СЭВ недостаточно, т. к. в процессе выполнения своих должностных обязанностей педагоги непрерывно находятся в активном взаимодействии. Если в организации практикуется продолжительная чрезмерная нагрузка, сочетающаяся с конфликтными межличностными взаимоотношениями, то даже при коррекции СЭВ у педагогов (индивидуальный подход) эффект от этих мер будем минимальным (т. к. не исключается основной стрессогенный фактор).

Поэтому важно, что бы профилактика СЭВ проводилась комплексно (на уровне организации), а руководителем организации проводился регулярный мониторинг. Если влияние стрессогенных факторов на педагогов ДОУ не будет превышать критический уровень, то значит, стрессогенные факторы не будут провоцировать дезорганизацию и трудовых процессов, и личностных качеств.

Ниже приводится пример информационно-раздаточного материала (буклета) для педагогов по проблеме СЭВ.

1. Как участие в программе по профилактики синдрома эмоционального выгорания и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя поможет именно мне?

СЭВ является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих и развивается длительно. СЭВ всегда отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование (а так же и другие негативные проявления). Участие в программе положительно влияет на профилактику СЭВ. Ознакомление с причинами, формами проявления СЭВ, а так же обучение и применение способов саморегуляции и самотестирования уровня стресса педагогом свидетельствует об его активном жизненном подходе, самопознании, психологической культуре.

2. Существуют ли общие «пусковые» причины возникновения СЭВ?

Да, конечно. Сама специфика профессиональной педагогической деятельности, а именно ежедневное наличие большого числа эмоциогенных факторов (высокая эмоциональная загруженность деятельности) является доминирующей причиной СЭВ. Но есть и причины, являющиеся индивидуальными, например:

• высокая эмоциональная включенность в деятельность (вызывает большую эмоциональную перегрузку);

• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

• отсутствие навыков коммуникации при трудных (конфликтных) ситуациях общения с детьми, родителями, администрацией.

Важно не только знать информацию о СЭВ, но и свои личностные особенности, способствующие возникновению СЭВ. То есть, большая роль в профилактике и коррекции симптомов СЭВ принадлежит именно самому педагогу (самоанализ, применение мер по снижению стрессогенных факторов).

3. Для чего обсуждать эту проблему в коллективе, если сам педагог ответственен за профилактику СЭВ?

Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается. Поэтому важно обмениваться мнениями с коллегами, в т. ч. и о способах профилактики СЭВ. Кроме того, если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, то, выше вероятность, что коллективно более результативно можно найти разумное решение возникшей у него проблемы.

Так же возможна организация объединений при ДОУ для систематического обмена информацией, в т. ч. с представителями других ДОУ (всевозможные профессиональные неформальные объединения, где могут обсуждаться накопленные идеи, наработки, рекомендации, советы, а так же приглашаться специалисты, имеющие по данному вопросу полезный опыт).

Можно так же напомнить, что поддержание хорошей спортивной формы и хронический стресс — полярные явления. Поэтому даже организация «спортивных марафонов», «клубов здоровья» педагогов ДОУ уменьшает проявление синдрома СЭВ!

Читайте также:  Диагностика синдрома дауна для беременной

4. Какие рекомендации необходимо соблюдать для профилактики СЭВ?

• Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни (постарайтесь сохранять нормальный распорядок жизни, насколько это возможно: выделяйте достаточное время для сна, отдыха, физической активности, хобби)

• Освойте методы саморегуляции (например, релаксацию, техники работы с дыханием) и старайтесь чаще их использовать;

• Не «пережевывайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.

• Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь.

• Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.

А так же привожу примеры рекомендаций для педагогов от коллег:

• Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение!

• Вредные привычки сбросьте как рукавички!

• Смейтесь больше — проживете дольше!

Источник

Программа

профилактики эмоционального и профессионального выгорания педагогов

«Шаг навстречу здоровью»

Пояснительная записка

В связи с введением в современной системе школьного образования ФГОС, организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического   здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно – ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности учителя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические  и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Многие исследователи проблемы эмоционального выгорания утверждают, что причины напряжённости  обусловлены объективными и субъективными факторами. Неблагоприятные воздействия этих  факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). При постоянном воздействии неблагоприятных  факторов профессионального труда ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья.

Актуальность

Педагоги наиболее подвержены стрессам. Как следствие, растет психическое и эмоциональное напряжение. Появляются усталость, тревога, депрессия, психосоматические расстройства, а также – синдром эмоционального выгорания (далее – СЭВ).

Особенно велик риск в сегменте профилактической деятельности, так как результат работы виден не сразу. Педагоги, чья профессия относится к профессиям «эмоционально затратным», педагогам важно уметь восстанавливать и укреплять свое здоровье.

Процесс осмысления учителем начинается с главного инструмента учителя по К. Роджерсу – его собственное “Я”. Процесс повышения квалификации означает прежде всего процесс работы с собственным “Я”. Таким образом, посредством изучения собственной личности будущие педагоги смогут научиться понимать сущность ребенка, а значит, получат возможность нового подхода к ученику.

Деятельность педагога насыщена различными напряжёнными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.

Психология предлагает множество способов для профилактики и коррекции профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.

Одним из таких способов является данная программа по профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.

Цели и задачи программы

Цель:формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов через развитие эмоциональной устойчивости и профилактику профессионального выгорания  педагогов.

Задачи:

  1. Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости;

  2. Обучить педагогов навыкам   саморегуляции.

  3. Активизировать стремление педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних    ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.

  4. Обеспечить благоприятный психологический климат в коллективе.

  5. Создать благоприятные условия для реализации творческих способностей педагогов.

  6. Вывести педагогов на позицию рефлексии;

  7. Способствовать повышению работоспособности педагогов;

Методологический аспект

Основными принципами реализации данной программы являются:

1. Принцип  осознанности  педагогами  данной проблемы;

2. Принцип добровольности  и готовности  участников к работе по

данной программе;

3. Принцип единства  диагностики, профилактики и коррекции,  отражающий целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности  психолога;

4. Принцип учета индивидуальных особенностей личности;

5. Принцип  комплексности методов психологического воздействия.

Методы отслеживания эффективности программы,

данные об апробации программы.

Диагностическим инструментарием для отслеживания результатов внедрения программы является методика диагностики уровня  эмоционального  выгорания В.В. Бойко.

Организационные условия

1. Психолог анализирует реальную ситуацию по результатам проведенных диагностик, определяет цель и направление работы, осуществляет подбор адекватных методических средств, оценивает эффективность проделанной работы;

2. Обеспечение изолированности занятий;

3.  Рефлексия до и после сеанса психологической разгрузки для контроля за психологическим состоянием людей.

4. Оценка эмоционального состояния участников (использование   цветового теста Люшера, методика цветописи  Лутошкина);

5. Вселение уверенности участников в своих силах и в конечном результате.

Структура и содержание программы:

Адресная группа участников занятий:

МБОУ СОШ № 49 Г. Ижевска: педагоги, воспитатели ГПД, администрация школы.

Методы профилактической работы:

1.Релаксационные тренинги, способствующие уменьшению тревожного состояния, обучению саморегуляции;

2.Мобилизующие упражнения, направленные на повышение психического тонуса и работоспособности;

3.Лекционные занятия, повышающие психологические знания педагогов;

4.Флештренинги, способствующие сплочению коллектива, обучающие работать в команде.

Предполагаемые результаты:

  • Оптимизация уровня тревожности, способность к саморегуляции эмоционального состояния, повышение работоспособности, сплочение коллектива.

  • Повышение эффективности работы педагогического коллектива.

Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики и по результатам анкетирования педагогов.

Ключевые понятия, отражающие цель, содержание и специфику профилактической работы с адресной группой участников занятий:

  • Активная релаксация,

  • пассивная релаксация,

  • аутотренинг,

  • мобилизующее дыхание,

  • успокаивающее дыхание,

  • визуализация,

  • психофизическая тренировка,

  • формулы самовнушения,

  • телесно-ориентированная терапия,

  • кинезиология.

Психотерапевтические техники:

— музыкотерапия;

— релаксация;

— аутогенная тренировка;

— элементы кинезиологии — физические упражнения для снятия стресса, нервного напряжения;

— элементы телесно-ориентированной терапии;

— цветотерапия;

— сказкотерапия;

Программа   включает в себя следующие разделы:

Раздел 1.

Представления об эмоциональном выгорании.

Основные задачи:

— информирование об эмоциональном выгорании в профессиональной деятельности: его симптомах, причинах, последствиях;

— актуализация личного опыта переживания синдрома эмоционального выгорания;

— обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния эмоционального выгорания.

Раздел 2.

Коммуникативная компетентность.

Основные задачи:

— информирование о 3-х компонентной структуре общения: социально-перцептивная сторона общения (психологические механизмы создания образа собеседника), коммуникативная сторона общения (вербальные и невербальные средства общения) и интерактивная сторона общения (позиции и роли);

— осознания своих коммуникативных особенностей;

— выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения.

Раздел 3.

Конструктивное поведение в конфликтах.

Основные задачи:

— информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, динамики, механизмах возникновения, конструктивных и неконструктивных стратегиях поведения в конфликте;

— осознание своего поведения в конфликте;

— формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах.

Раздел 4.

Саморегуляция. Аутогенная тренировка.

Основные задачи:

— информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса.

— актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции;

— обучение основным приемам саморегуляции.

— информирование об аутогенной тренировки как средства снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.

— освоение первой и второй ступеней АТ.

Раздел 5.

Целеполагание и управление своим временем.

Основные задачи:

— информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени,

— анализ использования рабочего времени, его планирование;

— выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.

Каждый раздел включает в себя четыре занятия:

  • Теоретическое занятие

  • Два практических занятия с элементами тренинга

  • Практическое занятие в комнате психологической разгрузки

Программа рассчитана на два учебных года (2013 – 2014; 2014 – 2015).

Занятия проводятся с периодичностью два раза в четверть (один раз в месяц). В конце учебного года проводится итоговое занятие. Всего 20 занятий.

Тематическое планирование практических занятий.

Раздел 1

Представления об эмоциональном выгорании.

Читайте также:  Предменструальный синдром как бороться с ним

занятия

в программе

занятия

в разделе

Тема занятия

Содержание

Дидактический материал, наглядные пособия,

технические средства

1

1

Что такое профессиональное выгорание

Причины профессионального выгорания; стадии профессионального выгорания

Проектор

2

2

Твоя стадия профессионального выгорания

Тренинг

—————

3

3

Способы профилактики профессионального выгорания

Тренинг

————

4

4

Мир твоих ощущений

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 2.

Коммуникативная компетентность.

5

1

Психологические типы людей

5 психологических типов, поведение

Проектор

6

2

Какое Ваше мнение?

Киноклуб

Проектор

7

3

Решение ситуативных задач

Тренинг

——————

8

4

Гармония души и тела

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 3.

Конструктивное поведение в конфликтах.

9

1

Конфликты

Типы конфликтов

Проектор

10

2

Как действовать

в конфликте

Киноклуб

Проектор

11

3

Способы разрешения конфликтов

Тренинг

————

12

4

Управление своими чувствами

в конфликте

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 4.

Саморегуляция. Аутогенная тренировка.

13

1

Саморегуляция

Виды и способы саморегуляции

Проектор

14

2

Как поступить?

Тренинг

————-

15

3

Решение ситуативных задач

Круглый стол

Проектор

16

4

Применение способов саморегуляции

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 5.

Целеполагание и управление своим временем.

17

1

Исскуство успевать

Как планировать, чтобы успевать; как мечтать, чтобы сбывалось?

Проектор

18

2

Основы целеполагания

Долгосрочные и оперативные цели

—————

19

3

Мечты сбываются

Творческая работа

Проектор

20

4

Счастливые чувства

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, музыка

Итого: 20

Аффирмация

краткая фраза,

содержащая вербальную формулу,

которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку

в подсознании человека,

способствуя улучшению

его психоэмоционального фона

и стимулируя положительные перемены

При составлении аффирмации, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Утверждение должно быть сформулировано как факт, причём в настоящем времени.

  2. Используйте только позитивные слова, избегайте негативных утверждений.

  3. Аффирмация должна рождать позитивные эмоции, радость и страсть.

  4. Аффирмация должна быть краткой и в то же время яркой, образной. Избегайте двусложных слов и размытых понятий.

  5. Конкретизируйте. Для этого спросите себя, кем вы хотите стать, чтобы чувствовать счастье и любовь.

  6. Нужно выбирать аффирмацию, которая подходит вам лично. Ещё лучше самому сформулировать её для себя .

  7. Верьте в то, что говорите. Чтобы усилить веру, нужно фиксировать любые свои победы.

  8. В конце аффирмаций можно добавить «я получаю намного больше, чем ожидаю».

  9. Утверждение должно иметь направление и не иметь отрицания. (Прим. «Я принимаю себя таким, какой я есть», здесь имеется указание на установку в подсознании: быть таким). Отрицание ничего не создаёт. Из этого следует, что оно не даёт подсознанию информации о развитии какой-либо установки. Отрицание вообще не воспринимается на подсознательном уровне.

При составлении аффирмации, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Утверждение должно быть сформулировано как факт, причём в настоящем времени.

  2. Используйте только позитивные слова, избегайте негативных утверждений.

  3. Аффирмация должна рождать позитивные эмоции, радость и страсть.

  4. Аффирмация должна быть краткой и в то же время яркой, образной. Избегайте двусложных слов и размытых понятий.

  5. Конкретизируйте. Для этого спросите себя, кем вы хотите стать, чтобы чувствовать счастье и любовь.

  6. Нужно выбирать аффирмацию, которая подходит вам лично. Ещё лучше самому сформулировать её для себя .

  7. Верьте в то, что говорите. Чтобы усилить веру, нужно фиксировать любые свои победы.

  8. В конце аффирмаций можно добавить «я получаю намного больше, чем ожидаю».

  9. Утверждение должно иметь направление и не иметь отрицания. (Прим. «Я принимаю себя таким, какой я есть», здесь имеется указание на установку в подсознании: быть таким). Отрицание ничего не создаёт. Из этого следует, что оно не даёт подсознанию информации о развитии какой-либо установки. Отрицание вообще не воспринимается на подсознательном уровне.

Источник