Программа подготовка к школе детей с синдромом дауна
Подготовка к школе детей с синдромом Дауна
Паргачевская О.М., Общественная организация инвалидов «Даун Центр»
В нашем обществе живут «солнечные дети» – так принято называть детей с синдромом Дауна. Каждый семисотый ребенок на планете рождается с синдромом Дауна. В России ежегодно 2500 детей получают такой диагноз. Вопреки стереотипам, появление в семье особого ребенка не зависит от образа жизни родителей, их положения в обществе, возраста, страны или материка. Всему виной лишняя, 47-я хромосома в ДНК малыша. Таким детям, как правило, не нужны особые лекарства или специальное питание, синдром нельзя вылечить.Это такое заболевание, при котором характерна умственная отсталость и другие тяжелые заболевания, сопровождающие ребенка всю жизнь. Зато им всем постоянно необходимы развивающие занятия, начиная с самого раннего детства, а их родителям – квалифицированная поддержка и помощь. Детям с синдромом Дауна многое дается труднее, чем сверстникам, но при помощи специалистов большинство детей может научиться говорить, рисовать, писать, читать, пойти в детский сад и в школу, дружить, заниматься музыкой или спортом.
Они вполне могут быть счастливыми детьми, но только с помощью любящих родителей, опытных специалистов и просто добрых людей вокруг. А счастливые дети лучше учатся, более восприимчивы к познавательному процессу, быстрее приспосабливаются к новым условиям социализации!
На современном этапе одной из важнейших задач образования в России является полноценное развитие ребёнка и осуществление наиболее
эффективных путей её достижения. Защита прав ребёнка на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится областью деятельности, в
которой тесно переплетаются интересы различных социальных институтов, различных специалистов, всего общества в целом.
В настоящее время дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Эти изменения обусловлены, несколькими важными
факторами: во-первых, медицинское обслуживание и услуги специалистов в области ранней помощи стали лучше. Во-вторых, у детей с СД сейчас
появилась возможность приобрести семейный и социальный опыт, более
близкий к общепринятому. В-третьих, в настоящее время у детей с особыми потребностями появилось больше возможностей для получения образования; и, наконец, меняется к лучшему отношение общества к подобным людям.
Современное состояние и перспективы развития образовательного
учреждения в огромной мере зависят от педагогов – от их научной и
методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников). Работа с такими детьми — дело, требующее специальных знаний и больших душевных, а также физических затрат.
Но далеко не всегда педагоги готовы обучать таких детей, а также сами ребята не всегда выдерживают испытание инклюзией. Внутри самих школ с появлением особых детей нередко возникают проблемы с их «принятием» в коллектив обычно развивающихся одноклассников.
Причины тому: недостаточная дошкольная подготовка особых
учеников, заметные уже в начальных классах нехватка базовых знаний,
недостаточная социализация, отсутствие навыков общения.
Поступление в школу – серьезное испытание для любого ребенка, тем более для ребенка с синдромом Дауна, и группа подготовки к школе, на мой взгляд, является обязательной ступенью, которая облегчает процесс адаптации к школьным требованиям и способствует более плавному и комфортному для ребенка вхождению в образовательный процесс. В подавляющем большинстве случаев дети с синдромом Дауна в семь лет не готовы поступать в школу, если не занимались в подготовительной группе, так как их особенности не позволят им быстро вписаться в школьный коллектив, поддерживать высокий темп обучения, принимать и выполнять все правила и нормы школьного процесса. Я считаю, что группа подготовки к школе служит для детей с синдромом Дауна прекрасным способом профилактики дезадаптации, которая может возникнуть при поступлении в школу, а так же способом коррекции имеющихся особенностей развития.
Основной целью подготовки ребенка с синдромом Дауна к школе является формирование у него принятия роли ученика, развитие навыков группового взаимодействия в жестко заданной структуре, формирование умения подчиняться правилам группы и учебного процесса. На этапе подготовки к школе интеллектуальное развитие ребенка должно не выходить на первый план, а просто учитываться и стимулироваться.
С 24 января2015 года в нашем «Даун-центре» открыли первый класс подготовки к школе, который находится на Чехова д.11-13. Занятия проходили два раза в неделю. Обучались шестеро детей.
А в этом учебном году занятия начались с октября. Занятия проходят один раз в неделю, по субботам. Три группы по возрасту:
1 группа — от 5до 6 лет. Занятия по 15 -20 мин. Дети учатся работать в классе, сидеть за партой, выполнять задания.
2 группа – от 7 до 8 лет. Занятия по 30 мин. Подготовка к школе.
3 группа – от 8 до 9 лет Занятия по 30- 45 мин. Поддержка для детей, которые пошли в первый класс.
Карту оценки готовности к школьному обучению ребенка с синдромом Дауна я брала с методического пособия с «Даунсайд Ап».
Работа, которая ведется в Центре ранней помощи в Москве, уже апробирована и занимаются этой работой несколько специалистов, т.е. целая команда, и еще совместно с детским садом. У них есть наглядные пособия, оборудование к урокам, т.е. всё для успешной работы. А у нас, к сожалению пока, все на начальной стадии.
У наших родителей пока такой организованности нет, т.е. ходят по желанию, по возможности.
Первый месяц ребята адаптировались, знакомились со школьными правилами, учились как себя вести на уроке, работать коллективно.
А еще мы берем на наши занятия обычных детишек, которые помогают быстрее адаптироваться нашим солнышкам, это братья, сёстры солнечных ребят.
В нашей школе работают два преподавателя, один ведет урок, другой в роли тьютора. Потом меняемся.
1 урок. Обучение грамоте, письмо, окружающий мир.
Перемена.
2 урок. Математика, окружающий мир.
Мы используем разные методики обучения, но за основу берем практический опыт работы группы подготовки к школе, занятия которой проходили в Центре ранней помощи «Даунсайд Ап», используя методическое пособие. А по обучению грамоте используем Букварь Жуковой Н.С.
Наша общественная организация действует на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И к нам на занятия приезжают ребятас родителями не только из дальних районов, но из области тоже. На наших занятиях по подготовки к школе ребята учатся сидеть за партой, поднимать руку, слушать, отвечать, работать на доске, общаться со своими сверстниками.Уроки проходят по 30 — 40 минут, как в обычной школе. Работоспособность детей в течение 35–40 минут поддерживаем частой сменой видов деятельности и проведением физкультурных минуток в середине каждого урока. Есть перемена и школьный звонок. На перемене и перед уроками ребята играют в игровой комнате. Родители ждут детей после занятий у двери «класса».
Есть дети очень сложные, которые только начинают потихоньку на контакт идти. Есть девочка, которая даже боялась заходить в класс. Сейчас она может сидеть на занятиях и работать с помощью тьютора, и ей нужно все равно походить и что-то взять. И еще у меня есть в одной группе ребенок аутист. С ребятишками 5-6 лет, мне очень нравится заниматься, они проще идут на контакт и работать стараются, но они еще пока не адаптировались, приходят испуганными, а только потом включаются в работу.
Проводим так же внеклассные мероприятия. В мае мы поставили сказку «Теремок», где участвовали солнечные и обычные дети. Кто-то рассказывал сам за своего героя, а кто-то просто открывал рот и выполнял действия, изображая своего персонажа. В середине октября совместно с родителями готовили салат «Винегрет», после изучения темы «Овощи». Ребята сами резали овощи, конечно под присмотром родителей, мешали и украшали зеленью. И еще отметили день рождение двух девочек, задували свечи на торте, угощались разными вкусностями и пели песни. Все ушли домой довольные как дети, так и родители. Совместная деятельность родителей с детьми очень укрепляет связь и делает любое мероприятие интересным. Поддержка родителей формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности. При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству.
Опираясь на сильные стороны в обучении детей с синдромом Дауна, можно наиболее успешно спланировать учебный процесс и содержание учебного материала. Прежде всего следует отметить, что детям с синдромом Дауна присущи относительно хорошее зрительное восприятие, зрительная память и способность к наглядному обучению, поэтому на занятиях необходимо использовать наглядную опору – демонстрационный, раздаточный материал, видео презентации, познавательные фильмы.
К числу сильных сторон детей с синдромом Дауна относятся также хорошая способность к подражанию, умение учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение, что позволяет использовать на занятиях действия по подражанию и по образцу. В качестве хорошего объяснения, которое усваивает ребенок с синдромом Дауна, подчас может выступать совмещенное действие. Хорошо работают приемы произнесения ответов детьми вместе с педагогом хором и индивидуально, а так же по образцу.
Демонстрационные и раздаточные материалы, используемые на уроках, должны быть максимально разнообразны.
При построении занятий также необходимо учитывать основные методические принципы обучения детей с нарушением интеллекта: игровую форму обучения; смену видов деятельности; доступность и повторяемость программного материала; обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия. При обучении детей с синдромом Дауна требуется большое количество упражнений, повторений, но эти повторения не должны быть однообразными. Они проводятся на разном материале, в различных игровых и жизненных ситуациях, в разном оформлении. Игровая форма оживляет многочисленные повторения и позволяет сохранить у детей интерес и мотивацию к их выполнению.
Очень хотелось, чтобы еще были дополнительные уроки: музыка, физкультура, рисование, труд, занятия с психологом.
Одному учителю очень тяжело, поэтому нужна команда творческих преподавателей, желающих работать!
Методическое пособие / под общ.ред. Н.А. Урядницкой. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. – 218 с.
Источник
С целью выделения критериев для определения образовательного маршрута ребенка с синдромом Дауна и разработки диагностического инструментария для оценки его готовности к обучению в центре «Тверской», который являлся партнером Даунсайд Ап в описываемом проекте, была создана диагностическая группа подготовки детей с синдромом Дауна к школе.
Воспользоваться имеющимися тестовыми методиками по оценке готовности к школе не представлялось правильным, поскольку все они направлены в основном на оценку знаний, умений и навыков, а также высших психических функций ребенка, но не оценивают те параметры, которые являются для ребенка с синдромом Дауна ключевыми, — его коммуникативные способности (именно способность к коммуникации, а не уровень речевого развития), социальные навыки, предпосылки учебной деятельности и пр.
Специалистами центра «Тверской» была разработана «Карта готовности ребенка с синдромом Дауна к школе». Она отражает попытку выделить и оценить те параметры готовности, которые наиболее значимы для начала школьного обучения ребенка с синдромом Дауна. А поскольку развитие особого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие его обычного сверстника, мы считаем возможным опираться на существующие параметры готовности к школе.
Карта предназначена для оценки готовности детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна (6-7 лет) к школьному обучению. Эту карту может заполнять как один из узких специалистов детского сада, так и воспитатель. Параметры готовности к школьному обучению, представленные в карте, могут не только быть использованы для количественной и качественной оценки готовности, но и определять основные направления работы по подготовке к школе данной категории детей.
Результаты выполнения заданий заносятся в специально разработанный протокол. Собранные таким образом данные удобны для дальнейшей количественной и качественной обработки.
Карта заполняется педагогом два раза — в начале и конце учебного года. По результатам диагностики выстраивается индивидуальный профиль готовности к школьному обучению, который, при желании, можно представить как диаграммами, так и линейным графиком.
На основе результатов диагностики составляется индивидуальная программа воспитания и обучения ребенка. Практика работы в ЦППРиК «Тверской» с детьми с синдромом Дауна, которые посещают не только этот центр, но и детский сад, показывает необходимость согласования и составления совместных со специалистами ДОУ индивидуальных программ воспитания и обучения[1].
Карта оценки готовности к школьному обучению ребенка с синдромом Дауна
ФИО ребенка _________________________________________
Дата рождения _______________________________________
Дата обследования в начале учебного года Дата обследования в конце учебного года
Оценка в баллах | |||
№ | ОЦЕНИВАЕМЫЙ НАВЫК | Начало учебного года | Конец учебного года |
1 | СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ | ||
1.1 | Представления о себе, социальном окружении | ||
1.1.1 | Знание собственного имени и фамилии | ||
1.1.2 | Знание возраста, половой принадлежности | ||
1.1.3 | Знание членов семьи (с кем ребенок живет вместе) | ||
1.1.4 | Знание адреса (название улицы, № дома и квартиры) | ||
1.1.5 | Знание социальных объектов (поликлиника, магазин, детский сад, школа, парикмахерская, автобус, метро) | ||
Итого по 1-му комплексу | |||
1.2 | Коммуникативные навыки | ||
1.2.1 | Умение самостоятельно вступать в контакт (вербально или невербально) | ||
1.2.2 | Умение поддержать контакт (вербально или невербально) | ||
1.2.3 | Умение конструктивно разрешать конфликтную ситуацию (уступить, договориться…) | ||
1.2.4 | Умение соблюдать очередность | ||
1.2.5 | Умение оказывать поддержку другим детям (в продуктивной деятельности, при одевании) | ||
Итого по 2-му комплексу | |||
1.3 | Социальное поведение | ||
1.3.1 | Знание различия людей по полу и возрасту | ||
1.3.2 | Адекватность поведения со сверстниками | ||
1.3.3 | Знание правил общения со взрослыми (обращаться уважительно, не перебивать в разговоре, удерживать дистанцию и т. п.) | ||
1.3.4 | Знание правил поведения в общественных местах (говорить негромко, не бегать, на дороге находиться рядом со взрослыми и т. п.) |
1.3.5 | Сформированность представлений о правилах поведения в школе (знает, что в школе учатся, урок ведет учитель, знает функции школьного звонка, правила поведения в школе) |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 1-му блоку | |
2 | ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
2.1 | Мотивация |
2.1.1 | Отношение к школе |
2.1.2 | Заинтересованность в получении результата работы и положительной оценки его окружающими |
2.1.3 | Реагирование на оценку |
2.1.4 | Принятие социальной роли ученика |
2.1.5 | Отношение к педагогу |
Итого по 1-му комплексу | |
2.2 | Начальные логические операции |
2.2.1 | Умение классифицировать (раскладывать 3 группы картинок по видовому признаку, называя его: «Животные», «Продукты, «Растения») |
2.2.2 | Умение производить сравнение (для сравнения предлагаются две пары картинок, отличающиеся одним признаком) |
2.2.3 | Умение выделять в предметах признаки |
2.2.4 | Умение следовать плану (изготовить по плану поделку) |
2.2.5 | Умение пользоваться предметами-заместителями (в игровой деятельности) |
Итого по 2-му комплексу | |
2.3 | Организация деятельности |
2.3.1 | Работоспособность |
2.3.2 | Включение в деятельность |
2.3.3 | Соблюдение правил внутреннего распорядка (соблюдает правила, принятые в группе, на занятии, умеет ждать своей очереди) |
2.3.4 | Выполнение фронтальной инструкции (понимает, что говорит учитель, обращаясь ко всему классу, действует в соответствии с этим) |
2.3.5 | Самостоятельность |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 2-му блоку |
3 | НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ, КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ | ||
3.1 | Умение самостоятельно пить и есть | ||
3.2 | Умение самостоятельно мыть руки, пользоваться полотенцем | ||
3.3 | Умение самостоятельно пользоваться туалетом | ||
3.4 | Умение самостоятельно раздеваться, разуваться, одеваться и обуваться | ||
3.5 | Умение убирать за собой игрушки, личные вещи | ||
Итого по 3-му блоку | |||
4 | МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
4.1 | Крупная моторика | ||
4.1.1 | Наличие скоординированной ходьбы и бега | ||
4.1.2 | Умение прыгать на двух ногах | ||
4.1.3 | Умение ловить мяч двумя руками | ||
4.1.4 | Умение играть в подвижные игры | ||
4.1.5 | Наличие двуручной деятельности (одной рукой держать бутылку, другой — откручивать крышку; одной рукой держать бумагу, другой — открывать и закрывать ножницы) | ||
Итого по 1-му комплексу | |||
Мелкая моторика | |||
Ведущая рука | Правая/ | Правая/ | |
левая | левая | ||
4.2.1 | Умение пользоваться ножницами (вырезать нарисованный на бумаге квадрат) | ||
4.2.2 | Умение работать с глиной/пластилином (отрывать кусочки, расплющивать, раскатывать в жгутики, шарики, лепить простой предмет из 3-4 частей) | ||
4.2.3 | Умение переворачивать страницы книги по одной (толщина страницы равна толщине страницы учебника) | ||
4.2.4 | Движения отдельных пальцев | ||
4.2.5 | Наличие тонких дифференцированных движений пальцев | ||
Итого по 2-му комплексу | |||
4.3 | Графомоторные навыки | ||
4.3.1 | Умение раскрашивать простой предметный рисунок (крупный), не выходя за контуры | ||
4.3.2 | Умение правильно держать карандаш (трехпальцевый захват) | ||
4.3.3 | Умение штриховать внутри контура крупные фигуры, простые предметы (квадрат, яблоко) |
4.3.4 | Умение обводить по внутреннему краю шаблона простую фигуру (треугольник) |
4.3.5 | Умение рисовать простые предметы (дом, машинку) |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 4-му блоку | |
5 | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
5.1 | Понимание речи |
5.1.1 | Умение понимать обращенную речь |
5.1.2 | Умение понимать содержание простого короткого рассказа, сказки, стихотворения |
5.1.3 | Умение понимать и выполнять инструкцию |
5.1.4 | Понимание грамматических категорий |
5.1.5 | Понимание предлогов |
Итого по 1-му комплексу | |
5.2 | Собственная речь |
5.2.1 | Словарный запас |
5.2.2 | Умение строить фразу |
5.2.3 | Умение грамматически оформлять фразу |
5.2.4 | Навыки звукопроизношения |
5.2.5 | Умение пересказать простой короткий рассказ |
Итого по 2-му комплексу | |
Итого по 5-му блоку | |
6 | ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ |
6.1 | Пространственные представления |
6.1.1 | Ориентировка в пространстве относительно себя (справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади) |
6.1.2 | Ориентировка на вертикальной плоскости (на доске) (верх/низ, правая/левая стороны) |
6.1.3 | Ориентировка на альбомном листе (знание верха, низа, правой и левой стороны, центра листа) |
6.1.4 | Ориентировка на листе в крупную клетку (понятие «клетка», может обвести клетку, поставить в клетке точку) |
6.1.5 | Ориентировка на листе в линейку (понятие «строка», может провести в строке линию, показать строку) |
Итого по 1-му комплексу | |
6.2 | Временные представления |
6.2.1 | Понимание временной связи: сначала — потом, раньше — позже |
6.2.2 | Знание частей суток, их последовательности |
6.2.3 | Оперирование словами «вчера», «сегодня», «завтра» |
6.2.4 | Знание времен года, их последовательности |
6.2.5 | Знание дней недели, их последовательности |
Итого по 2-му комплексу | |
Итого по 6-му блоку | |
7 | ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. |
7.1 | Сенсорное развитие |
7.1.1 | Знание эталонов цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый) |
7.1.2 | Знание эталонов геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, звезда, крест) |
7.1.3 | Знание эталонов величины |
7.1.4 | Знание эталонов геометрических тел (шарик, кубик, крыша, кирпичик) |
7.1.5 | Умение выстраивать сериационные ряды: от большого к маленькому и наоборот (группа из 5 предметов) |
Итого по 1-му комплексу | |
7.2 | Количество и нумерация |
7.2.1 | Знание понятий «много», «мало», «ни одного» |
7.2.2 | Умение пользоваться количественным счетом |
7.2.3 | Знание цифр в пределах пяти |
7.2.4 | Умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой (в пределах пяти) |
7.2.5 | Умение пользоваться порядковым счетом в пределах пяти |
Итого по 2-му комплексу | |
7.3 | Арифметические действия |
7.3.1 | Умение сравнивать две группы предметов по количеству |
7.3.2 | Умение устанавливать равенство двух групп предметов |
7.3.3 | Умение делить группу предметов на равные части Умение совершать операцию сложения (на наглядной основе) |
7.3.4 | Умение совершать операцию вычитания (на наглядной основе) |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 7-му блоку |
8 | ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ | ||
8.1 | Навыки анализа предложения. Умение определять последовательность и количество слов в простом трехсловном предложении (предложение без предлога) | ||
8.2 | Знание букв (без опоры на графический образ) | ||
8.3 | Знание графического образа букв | ||
8.4 | Умение читать простые слова (написание не расходится с произношением) | ||
8.5 | Умение набрать (на слух) из букв разрезной азбуки простое слово (произношение не расходится с написанием) | ||
Итого по 8-му блоку | |||
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ |
[1]Пример такой программы, составленной совместно специалистами ЦППРиК «Тверской» и детского сада, который посещал данный ребенок, см. в Приложении 10.
Источник