Программа по профилактике синдрома профессионального выгорания
Программа
«Профилактика профессионального выгорания»
Название программы — «Профилактика профессионального выгорания»
Разработчики программы:
педагог-психолог — Пищулина В.С.;
Программа рассчитана на педагогических работников, работающих в специальных профессиональных училищах закрытого типа.
Основание разработки программы:
Программа сотрудничества ЕС, проект ЕС «Дети и молодежь группы риска», авторская разработка профессора Р.В. Демьянчук.
Цели программы
— помочь педагогу справиться с психологическими нагрузками,
— мотивировать к дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи программы
— познакомить педагогов с основными причинами эмоционального и профессионального выгорания;
— провести консультацию профилактики синдрома эмоционального выгорания педагога;
— выработка стратегии снижения эффекта профессионального выгорания;
— обучение психологическим техникам выхода из состояния профессионального выгорания.
Краткое содержание программы
Данная программа направлена на предупреждение эмоционального истощения и устранение последствий стресса межличностных взаимодействий в профессиональной деятельности педагогов закрытого учреждения.
Научно-методические условия
Применение методических разработок, материалов, пособий по работе с профилактикой профессионального выгорания. Проведение тренингов, бесед, анкетирования, игр, творческих заданий, рефлексии.
Мотивационные условия
Помощь педагогам противостоять отрицательным воздействиям в условиях работы в специальных учреждениях закрытого типа.
Материально-технические условия:
— кабинет, стулья, столы, ИКТ, а также
-блокноты и ручки с символикой Республики Адыгея;
-надувной мяч;
-музыкальный центр;
-ватман(4 шт.);
-набор акварельных красок ( 6 шт.);
-чайный набор;
Теоретические аспекты профилактики профессионального выгорания
Сущность понятия синдром профессионального выгорания
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная «болезнь» тех, кто работает с людьми: учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов — всех, чья деятельность невозможна без общения.
Как говорила первая исследовательница профессионального выгорания Кристина Маслач: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов человека. Если говорить с точки зрения концепции стресса, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — синдрома истощения.
Существует несколько основных причин (факторов), которые ведут к эмоциональному и профессиональному выгоранию педагогических работников системы специального профессионального образования:
1. Социально-психологические особенности контингента воспитанников, которые выступают в качестве субъекта образовательного процесса. В нашем случае — это дети, принадлежащие группе риска;
— патология потребностей личности или дисгармония потребностей личности воспитанников (алкоголизм, наркомания, токсикомания, гиперсексуальность) и т. п.;
— дефекты в личностных установках — пессимизм, отрицательные установки на собственное будущее;
— дефекты психического развития, к которым относятся: последствия педагогической запущенности, нервно-психические заболевания, повышенная возбудимость, наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом. Дефекты психического развития приводят к ограниченной вменяемости, ослабляют социальный контроль и социальные тормоза личности за своим поведением;
— нарушения норм поведения: крайние формы и высокий уровень агрессии, употребление ненормативной лексики, сленг, цинизм, нарушения этических и коммуникативных норм поведения.
2. Неоднородность самого педагогического коллектива, который делится на две качественно разные группы относительно профессиональной педагогической подготовки. Одна из них — педагоги, имеющие специальное высшее образование, следовательно, владеющие специальными знаниями по организации предметной и воспитательной работы с разными категориями детей. Вторая часть коллектива – мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин, имеющие высокую квалификацию и мастерство, но не обладающие необходимыми педагогическими знаниями. Между этими группами наблюдается некоторая напряженность, недопонимание, статусные противоречия. Регулирования этих проблем также требует значительных эмоциональных затрат.
3. Особенности самооценки у работников системы.
Названные выше факторы приводят к снижению самооценки или стремлению личности к саморазвитию у большей категории педагогических работников.
Предполагаемый конечный результат.
После воплощения этой программы в жизнь предполагается, что педагоги узнают, что такое профессиональное выгорание, какие признаки предшествуют этому явлению: определят для себя, как лучше избегать эмоционального и профессионального истощения.
Реализация программы
Формирование психологического настроя группы
Упражнение «Давайте познакомимся».
Цель: включение в работу, снятие напряжения, сплочение группы, создание группового доверия и принятия.
Описание: участники программы садятся по кругу и называют свое имя и рассказывают о себе.
Озвучивание темы и целей программы, актуальности данной программы.
Упражнение «Экспресс –анкета «Выгорание» .
4.
То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как меня выводят из равновесия дети и их родители.
5.
На протяжении последних трех месяцев я отказалась от курсов повышения квалификации, от участия в конкурсах…
6.
Детям и коллегам я придумала обидные прозвища, которые использую мысленно.
7.
С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня своей новизной.
8.
О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
9.
Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее подальше.
10.
За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнула бы что-нибудь новенькое.
Оценка результатов:
1 балл — синдром выгорания Вам не грозит;
2 — 6 баллов — Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел;
7 — 9 баллов — пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни;
10 – баллов — положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
Предлагаем Вам некоторые приемы снятия психоэмоционального выгорания.
Игра-фантазия «Магия нашего имени»
Цель: знакомство участников тренинга друг с другом, умение презентовать себя и других участников тренинга.
Описание: участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают вопросы:
От кого я получил свое имя?
Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?
Есть ли мои тезки среди известных людей?
Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?
Как имя влияет на мое поведение в жизни?
Нравится ли мне мое имя?
Знаю ли я, что означает мое имя?
Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем (если да, то каким)?
Игра «Молекулы»
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.
Описание: члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) «атомы» объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.
Игра «Самолетик»
Описание: приглашаются 4 пары: от каждой группы по паре участников, остальные будут группой поддержки. Участники каждой пары берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.
Упражнение «Перекинь мяч»
Цели: посредством вербального или невербального общения, достигнуть сближения членов группы. Упражнение направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.
Материалы: мяч.
Описание: участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Решение состоит в том, что все участники ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и, таким образом, успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?
Упражнение «Островки»
Цель: всем участникам разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети).
Материалы: газеты.
Описание: участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.
Смысл упражнения: создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия в нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
Медитация «Горная вершина» ( под спокойную музыку)
Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы «со стороны». Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем, благодаря чему психотехника «Горная вершина» способствует повышению уверенности в себе.
Описание:
Вообразите, что Вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон Вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И Вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что Вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и Вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, Вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней… Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных Вами! Спокойствие, даруемое высотой, наделяет Вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, Вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки… Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится Вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для Вас новое восприятие мира… Поблагодарите его…
Рефлексия
Как Вы думаете, помогут ли Вам полученные знания справиться с психологическими нагрузками, мотивировать к дальнейшей профессиональной деятельности?
Советы, как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми (рецепты В. В. Бойко):
• Жить с девизом «В целом все хорошо! Все, что делается – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.
• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.
• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.
• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.
• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.
• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.
• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.
• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.
• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.
• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.
Заключение
Целью данной программы было помочь справиться педагогу с психологическими нагрузками. Выработать план занятий и упражнений на выявление, предупреждение и корректировку профессионального выгорания.
В ходе работы были проанализированы подходы к понятию профессионального выгорания и установлено, что под профессиональным выгоранием следует понимать синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими и психологическими средствами.
Черты профессионального выгорания могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешним благополучным поведением.
Специалисты социально – психологической службы образовательного учреждения могут успешно справиться с ранним выявлением и коррекцией профессионального выгорания.
Литература
Профилактика профессионального выгорания: сб. методических материалов / Программа сотрудничества ЕС и России; Проект «Дети и молодеешь групп риска».- Майкоп : «Качество», 2006 г.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем. – 4-е изд. – М. Генезис, 2006.
Хрящева Н.Ю. Психодиагностика в тренинге. – СПб: «Речь», Институт Тренинга, 2000.
О.И. Бабич «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Волгоград. Учитель. 2009 г.
Е.В.Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. Волгоград. Учитель 2009 г.
Источник