Программа по профилактике синдрома профессионального выгорания

Программа по профилактике синдрома профессионального выгорания thumbnail

Программа

«Профилактика профессионального выгорания»

Название программы — «Профилактика профессионального выгорания»

Разработчики программы:

педагог-психолог — Пищулина В.С.;

Программа рассчитана на педагогических работников, работающих в специальных профессиональных училищах закрытого типа.

Основание разработки программы:

Программа сотрудничества ЕС, проект ЕС «Дети и молодежь группы риска», авторская разработка профессора Р.В. Демьянчук.

Цели программы

— помочь педагогу справиться с психологическими нагрузками,

— мотивировать к дальнейшей профессиональной деятельности.

Задачи программы

— познакомить педагогов с основными причинами эмоционального и профессионального выгорания;

— провести консультацию профилактики синдрома эмоционального выгорания педагога;

— выработка стратегии снижения эффекта профессионального выгорания;

— обучение психологическим техникам выхода из состояния профессионального выгорания.

Краткое содержание программы

Данная программа направлена на предупреждение эмоционального истощения и устранение последствий стресса межличностных взаимодействий в профессиональной деятельности педагогов закрытого учреждения.

Научно-методические условия

Применение методических разработок, материалов, пособий по работе с профилактикой профессионального выгорания. Проведение тренингов, бесед, анкетирования, игр, творческих заданий, рефлексии.

Мотивационные условия

Помощь педагогам противостоять отрицательным воздействиям в условиях работы в специальных учреждениях закрытого типа.

Материально-технические условия:

— кабинет, стулья, столы, ИКТ, а также

-блокноты и ручки с символикой Республики Адыгея;

-надувной мяч;

-музыкальный центр;

-ватман(4 шт.);

-набор акварельных красок ( 6 шт.);

-чайный набор;

Теоретические аспекты профилактики профессионального выгорания

Сущность понятия синдром профессионального выгорания

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная «болезнь» тех, кто работает с людьми: учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов — всех, чья деятельность невозможна без общения.

Как говорила первая исследовательница профессионального выгорания Кристина Маслач: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов человека. Если говорить с точки зрения концепции стресса, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — синдрома истощения.

Существует несколько основных причин (факторов), которые ведут к эмоциональному и профессиональному выгоранию педагогических работников системы специального профессионального образования:

1. Социально-психологические особенности контингента воспитанников, которые выступают в качестве субъекта образовательного процесса. В нашем случае — это дети, принадлежащие группе риска;

— патология потребностей личности или дисгармония потребностей личности воспитанников (алкоголизм, наркомания, токсикомания, гиперсексуальность) и т. п.;

— дефекты в личностных установках — пессимизм, отрицательные установки на собственное будущее;

— дефекты психического развития, к которым относятся: последствия педагогической запущенности, нервно-психические заболевания, повышенная возбудимость, наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом. Дефекты психического развития приводят к ограниченной вменяемости, ослабляют социальный контроль и социальные тормоза личности за своим поведением;

— нарушения норм поведения: крайние формы и высокий уровень агрессии, употребление ненормативной лексики, сленг, цинизм, нарушения этических и коммуникативных норм поведения.

2. Неоднородность самого педагогического коллектива, который делится на две качественно разные группы относительно профессиональной педагогической подготовки. Одна из них — педагоги, имеющие специальное высшее образование, следовательно, владеющие специальными знаниями по организации предметной и воспитательной работы с разными категориями детей. Вторая часть коллектива – мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин, имеющие высокую квалификацию и мастерство, но не обладающие необходимыми педагогическими знаниями. Между этими группами наблюдается некоторая напряженность, недопонимание, статусные противоречия. Регулирования этих проблем также требует значительных эмоциональных затрат.

3. Особенности самооценки у работников системы.

Названные выше факторы приводят к снижению самооценки или стремлению личности к саморазвитию у большей категории педагогических работников.

Предполагаемый конечный результат.

Читайте также:  Синдром пароксизмального страха у взрослых

После воплощения этой программы в жизнь предполагается, что педагоги узнают, что такое профессиональное выгорание, какие признаки предшествуют этому явлению: определят для себя, как лучше избегать эмоционального и профессионального истощения.

Реализация программы

Формирование психологического настроя группы

  1. Упражнение «Давайте познакомимся».

Цель: включение в работу, снятие напряжения, сплочение группы, создание группового доверия и принятия.

Описание: участники программы садятся по кругу и называют свое имя и рассказывают о себе.

  1. Озвучивание темы и целей программы, актуальности данной программы.

  1. Упражнение «Экспресс –анкета «Выгорание» .

4.

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как меня выводят из равновесия дети и их родители.

5.

На протяжении последних трех месяцев я отказалась от курсов повышения квалификации, от участия в конкурсах…

6.

Детям и коллегам я придумала обидные прозвища, которые использую мысленно.

7.

С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня своей новизной.

8.

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9.

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее подальше.

10.

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнула бы что-нибудь новенькое.

Оценка результатов:

1 балл — синдром выгорания Вам не грозит;

2 — 6 баллов — Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел;

7 — 9 баллов — пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни;

10 – баллов — положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

  1. Предлагаем Вам некоторые приемы снятия психоэмоционального выгорания.

Игра-фантазия «Магия нашего имени»

Цель: знакомство участников тренинга друг с другом, умение презентовать себя и других участников тренинга.

Описание: участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают вопросы:

От кого я получил свое имя?

Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?

Есть ли мои тезки среди известных людей?

Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?

Как имя влияет на мое поведение в жизни?

Нравится ли мне мое имя?

Знаю ли я, что означает мое имя?

Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем (если да, то каким)?

Игра «Молекулы»

Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

Описание: члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) «атомы» объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.

Игра «Самолетик»

Описание: приглашаются 4 пары: от каждой группы по паре участников, остальные будут группой поддержки. Участники каждой пары берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: посредством вербального или невербального общения, достигнуть сближения членов группы. Упражнение направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Описание: участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Решение состоит в том, что все участники ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и, таким образом, успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Читайте также:  Синдром ди джорджи продолжительность жизни

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Островки»

Цель: всем участникам разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети).

Материалы: газеты.

Описание: участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Смысл упражнения: создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия в нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

Медитация «Горная вершина» ( под спокойную музыку)

Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы «со стороны». Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем, благодаря чему психотехника «Горная вершина» способствует повышению уверенности в себе.

Описание:

Вообразите, что Вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон Вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И Вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что Вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и Вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, Вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней… Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных Вами! Спокойствие, даруемое высотой, наделяет Вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, Вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки… Пауза.

Читайте также:  История болезни психиатрия амнестический синдром

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится Вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для Вас новое восприятие мира… Поблагодарите его…

  1. Рефлексия

Как Вы думаете, помогут ли Вам полученные знания справиться с психологическими нагрузками, мотивировать к дальнейшей профессиональной деятельности?

Советы, как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми (рецепты В. В. Бойко):

• Жить с девизом «В целом все хорошо! Все, что делается – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

Заключение

Целью данной программы было помочь справиться педагогу с психологическими нагрузками. Выработать план занятий и упражнений на выявление, предупреждение и корректировку профессионального выгорания.

В ходе работы были проанализированы подходы к понятию профессионального выгорания и установлено, что под профессиональным выгоранием следует понимать синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими и психологическими средствами.

Черты профессионального выгорания могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешним благополучным поведением.

Специалисты социально – психологической службы образовательного учреждения могут успешно справиться с ранним выявлением и коррекцией профессионального выгорания.

Литература

Профилактика профессионального выгорания: сб. методических материалов / Программа сотрудничества ЕС и России; Проект «Дети и молодеешь групп риска».- Майкоп : «Качество», 2006 г.

Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем. – 4-е изд. – М. Генезис, 2006.

Хрящева Н.Ю. Психодиагностика в тренинге. – СПб: «Речь», Институт Тренинга, 2000.

О.И. Бабич «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Волгоград. Учитель. 2009 г.

Е.В.Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. Волгоград. Учитель 2009 г.

Источник