Программа по музыке для детей с синдромом дауна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 325 г.о. Самара
Программа самообразования
музыкального руководителя
Косыревой Елены Александровны
на 2010 — 2012 годы
Тема. «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»
г. Самара
Тема. «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»
Цель самообразовательной работы – создание условий для развития музыкальности детей с синдромом Дауна, их способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
- ознакомиться с Программой ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой , Е.А.Стребелевой;
- изучить учебную литературу по теме;
- пройти обучение;
- знакомиться с опытом работы ДОУ в условиях инклюзивного образования.
Начало работы над темой: сентябрь 2009 года.
Окончание работы: сентябрь 2012 года.
Прогноз результатов: выступление на педагогическом совете, участие в работе семинара.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………… | 3 |
Заключение ………………………………………………………………… | 5 6 8 8 9 |
Список литературы………………………………………………………… | 10 |
Введение
В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО), дети с синдромом Дауна законодательно получили право на интегрированное обучение. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.
В настоящее время в России систематически проходят международные конференции по проблеме интегрированного обучения и организации служб сопровождения, появился ряд законодательных актов, как федерального, так и регионального значения, центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения стали функционировать не только в крупных городах, но и во многих отдельных регионах, ведется подготовка различных специалистов, выпускается специальная литература.
Однако, литературы, исследований и конкретных данных по проблеме музыкального дошкольников с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения практически не встречается.
Актуальность темы самообразования состоит в том, организация работы по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна и её содержание требуют особого подхода в условиях ДОУ.
- Анализ коррекционной программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.
Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой , Е.А.Стребелевой допущена Министерством образования РФ в 2003 году.
В каждом разделе программы обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и позитивного отношения ребенка к себе
Личность ребёнка, его эмоциональное состояние стоят во главе коррекционно-педагогического воздействия на всех этапах обучения.
Принцип здоровьесберегающей, оздоровительной направленности воспитания является ведущим при построении всей системы коррекционно-педагогической работы в ДОУ.
Содержание программы выстроено с учетом концентрического принципа в решении предлагаемых детям игровых задач — постепенно усложняющихся и развивающихся по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию.
Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка является также стратегической задачей обучения.
Ключевой позицией программы является создание условий для развития возможностей ребёнка с проблемами в развитии в целях обогащения его социального опыта.
Приоритеты:
— единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
— анализ социальной ситуации развития ребёнка в семье;
— включение родителей в коррекционно-педагогический процесс;
— развивающий характер обучения;
— формирование и коррекция психологических функций в ходе специальных занятий.
В данной программе выделены шесть разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность рассматриваются в разделе «Эстетическое развитие». В нём описываются методы и приёмы работы с детьми, условия проведения занятий, раскрываются основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы для каждого года обучения, даны показатели к концу года обучения, приведён перечень оборудования и дидактического материала.
- Изучение учебной литературы по теме самообразования.
В учебном пособии «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е. А. Медведевой раскрываются как общие подходы к музыкальному воспитанию детей с различными отклонениями в развитии, так и специфические особенности содержания и организации коррекционной работы средствами музыки в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Впервые в систематизированном виде представлены содержание и технология организации музыкального воспитания и занятий по коррекционной ритмике с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии.
Пособие Л. В. Лобода «Логоритмика для детей с синдромом Дауна» содержит изложение сути логоритмических занятий с детьми с синдромом Дауна, описывает методы обучения, структуру и содержание занятий, а также предлагает практический материал.
В пособии М.Картушиной «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет» представлены сценарии занятий с детьми второй младшей группы детского сада, направленных на развитие чувства ритма посредством музыки, движения, словесных игр, изобразительной деятельности, моделирования. Возможно использование представленных разработок в работе с детьми с проблемами в развитии.
В пособии Картушиной М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 — 5 лет» предлагаются методические разработки 36 логоритмических занятий для детей средней группы, в основе которых лежит комплексно-игровой метод. Занятия построены по сказочным сюжетам с опорой на лексические темы. Коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением словаря детей, способствуют совершенствованию психофизических функций, творческой активности. Пособие содержит авторские разработки пальчиковых, речевых и подвижных игр.
Пособие «Логоритмика» Клезович О.В., Картушиной М.Ю., Кузнецовой Е.В. посвящено интеграции музыкальной деятельности в практику коррекционно-педагогической работы и представлено коррекционно-развивающими играми, способствующими повышению уровня речевого и музыкального развития детей. В книгу включены музыкально-игровые упражнения по слушанию, музыкально-речевые, музыкально-ритмические, музыкально-коммуникативные игры, упражнения и игры с использованием детских музыкальных инструментов. В пособии также предлагаются методические указания, которые помогут педагогам в планировании учебно-воспитательного процесса.
- Курсы повышения квалификации (по теме самообразования).
Сентябрь 2009 год, Центр Специальной Образования Самарской области,
— российско-германский семинар «Современные пути эмансипации детей-инвалидов»
- Участие в организационно-методической работе ОУ.
- Октябрь 2009 год, МДОУ 325, семинар для педагогов ДОУ «Толерантность педагога, позитивное воспитание»
- Март 2010 год, МДОУ 325, городской семинар «Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях групп комбинированной направленности».
- Март 2012год, МДОУ 325, городской семинар «Подготовка педагогов ДОУ к работе в условиях инклюзивного образования».
- Май 2012 год, МДОУ 325, доклад «Пение и музыка как средства развития речи у детей с синдромом Дауна»
- Ноябрь 2012 год, МДОУ 325, городской семинар «Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях инклюзивного образования с учётом ФГТ».
Заключение
Идея инклюзии может решаться как во благо ребенка, так и против (ТВЦ, программа «Фактор жизни», ноябрь 2012 г.). С точки зрения организации музыкального воспитания, здесь необходимо понимать создание условий для развития музыкальности детей с синдромом Дауна, их способности эмоционально воспринимать музыку.
В ходе поставленных задач и практического опыта по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ, мы пришли к выводу, что наиболее результативной формой работы с такими детьми будет отдельное проведение занятий малой группой 2 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут.
В результате полученного вывода необходимо разработать Программу по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
Список литературы
- Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр / Пер.с англ.О.Ю.Поповой. – Изд. 2-е, стер. – М.:Теревинф, 2007. – 112 с. – (Особый ребенок).
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2005. -144 с.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. –М.: ТЦ Сфера, 2005. -192 с.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 — 5 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2008. -192 с.
- Клезович О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/Авт.-сост. О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.
- Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. – 264 с.
- Логоритмика для детей с синдромом Дауна. Книга для родителей. Сост. Л.В. Лобода; ред. Е.В. Поле. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»», 2008. – 80 с.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева. М.: Просвещение-2003.
- Синдром Дауна. Факты. Пособие для родителей (брошюра). Составитель Е.В. Поле – М.: Монолит, 2004, – 32 с.
- Опыт работы интегративного детского сада./ Составители В.В..Алексеева, И.В. Сошина.- М.:Терефинф, 2004.-184с.
Источник
Ольга Гордеева
Использование игровой технологии в процессе музыкального развития для детей раннего возраста с синдромом Дауна
Использование игровой технологии в процессе музыкального развития
для детей раннего возраста с синдромом Дауна
Перспективы развития детей с синдромом Дауна
Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Это период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.
По утверждению специалистов, дошкольный возраст — период для формирования интеллекта, развития всех основных психических процессов, творческих способностей, в том числе музыкальных.
У детей с синдромом Дауна всегда имеются нарушения высших психических функций, степень нарушений которых варьируется от легкой недостаточности — до грубой.
Несмотря на это дети с синдромом Дауна теперь активно участвуют в жизни общества. Для них открылись реальные возможности играть и учиться вместе с другими детьми, в общем, для всех мире. За этими возможностями появляются следующие, например перспектива жить насыщенной жизнью, в том числе общаться, учиться и работать.
Чем лучше мы понимаем, как помочь этим детям, полностью раскрыть их потенциальные способности (и вообще, каковы они, тем успешнее их интеграция в общество.
Музыкальное воспитание детей с синдромом Дауна охватывает все направления. Качество этой работы, имеет очень большое значение; оно определяет возможность включения ребенка в общество на всю жизнь.
Тщательный подбор музыкальных игр позволяет реализовать все поставленные задачи в интересной и доступной для детей игровой форме. Поскольку познавательная активность детей с синдромом Дауна снижена, использование игровой мотивации играет решающую роль в усвоении навыков.
Наблюдая за тем, как играет ребенок, можно получить ряд данных необходимых для выработки правильной стратегии обучения.
Младенцы с синдромом Дауна уже сразу после рождения способны устанавливать взаимодействие с взрослым.
Выделяется целый ряд особенностей сигнального поведения ребенка с синдромом Дауна: так, например, контакт глаз и социальная улыбка появляются позже, они менее длительны и потому малозаметны для взрослого.
Детям раннего возраста с синдромом Дауна доступна элементарная музыкальная деятельность, поскольку в этом возрасте начинают проявляться первые музыкальные предпочтения и интересы. При этом успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, применяемых в работе с детьми.
Игровые технологии и их принципы
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологийи реализуются в соответствии со следующими принципами:
— принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
— принцип доступности обучения;
— принцип систематичности и последовательности;
— принцип связи и обучения с жизнью и практикой;
— принцип педагогической поддержки.
Основной метод — «вовлекающий показ».
Поскольку внимание детей с синдромом Дауна в раннем возрасте непроизвольное, для поддержания интереса каждый игровой момент музыкального занятия или театрализованного показа, имеет вариативную форму, причем самое активное участие в нем принимают взрослые, что способствует успешному усвоению материала детьми.
Игровая форма разучивания движений помогает каждому ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. В целом же игры ориентированы на включение детейв разные виды деятельности:
-слушание музыки (иллюстрированный показ и беседа о произведении);
-пение (подпевание);
-музыкально-ритмические движения (танцы, развитие основных движений под музыку);
игра на детских музыкальных инструментах;
Музыкальный материал занятия дети осваивают с помощью музыкально-ритмических упражнений под музыку; ориентируются на подражание музыкальному руководителю; взаимодействуют с предметами; эмоционально откликаются на отношение взрослого к происходящему процессу.
Кроме того, с учетом особенностей детей раннего возраста в занятие включены различные музыкальные игры-забавы и пальчиковые игры, направленные на развитие внимания, активного слушания и мелкой моторики.
Это способствует повышению познавательной активности детей с разным уровнем двигательной активности, снятию эмоционального напряжения.
Таким образом, дети, бывшие пассивными наблюдателями постепенно с каждым новым занятием включаются в творческий процесс.
Основные задачи музыкально-развивающих занятий
На музыкальных занятиях поддерживается и развивается в детях стремление действовать самостоятельно, двигаться под музыку с творческими элементами выразительности.
Данный вид деятельности способствует развитию речи и общения, формирует основные эмоциональные чувства, стимулирует социальное развитие ребенка.
Организовывая этот вид работы, необходимо создавать условия, позволяющие детям использовать все средства общения, свойственные данному возрасту: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и певческо-речевые.
Средства общения
Здесь целесообразно перечислить средства, которые малыш использует для взаимодействия и общения с окружающими, попутно указав названия песенок, создающих условия для их формирования.
-Имитирует жесты и действия окружающих — во всех песенках.
-Участвует в общей игре, организуемой взрослым — во всех песенках
-Учится дожидаться своей очереди, наблюдая за действиями других детей — «Бубен».
-Участвует в ситуации диалога — «Где же наши ручки», «Птичка», «Собачка».
-Выделяет себя как личность благодаря поименному называнию каждого в песенках.
-Инициирует общение- «Курочка и цыплята».
-Участие в ситуации круговой беседы, использование материального символа (колокольчик, бубен) при выделении активного участника беседы.
Особенности развития музыкально-познавательной деятельности у детей
с синдромом Дауна (когнитивное развитие)
Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение когнитивного развития. Вместе с тем, они обладают достаточно большим потенциалом для обучения.
Зная закономерности развития познавательной деятельности в раннем возрасте, а так же причины ее нарушения у таких детей, можно выстроить систему работы, позволяющую оптимально использовать потенциал каждого ребенка.
При анализе музыкального развития детей с синдромом Даунаможно отметить следующие моменты:
• Дети с синдромом Дауна проходят те же стадии развития.
• Формирование их идет тем же путем, что и у обычно развивающегося сверстника, однако ребенок с синдромом Дауна дольше находится на каждой стадии развития.
• Включение усвоенных навыков в музыкальной деятельность происходит на основе тех же принципов, что и в норме.
• Характерный для нормы временный регресс, сопровождающий переход от стадии к стадии, у детей с синдромом Дауна более долгий и заметный. Особенно страдают не отдельные навыки, а их единство и взаимодействие.
• Наблюдается неравномерность развития, то есть навыки, в норме относящиеся к одному возрасту, у ребенка с синдромом Дауна могут наблюдаться не одновременно, а быть значительно разнесены во времени.
• Относительно часто встречаются нарушения зрительного восприятия в виде физических нарушений зрения (миопия, астигматизм и т. д.)
• Возможны трудности в согласованном движении глаз и фиксации взгляда на объекте.
• Снижение слуха, часто встречающееся у малышей, также отрицательно влияет на накопление чувственного опыта.
Восприятие
•Снижен темп восприятия: требуется более длительное время для узнавания объекта.
• Ограничен объем информации, которую может воспринять ребенок в процессе занятия.
• Нарушена целостность восприятия вследствие нарушения совмещения образов, полученных от одного и нескольких анализаторов.
Внимание
• Нарушения слуха и зрения или даже просто плохое самочувствие могут значительно повлиять на внимание ребенка.
• Неустойчивость позы, в которой находится ребенок, может быть причиной нарушения внимания.
Память
• Осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.
• Зрительная память развита намного лучше, чем слуховая.
• Сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий уровень запоминания.
• Аффективная память не имеет значительных отклонений.
• Больше всего страдает извлечение информации.
• Для запоминания требуется большое количество повторений.
Пожалуй, для большинства деток самым первым стихом с движениями, становится либо — потешка про ладушки, либо про мишку косолапого. Не смотря на то, что они достаточно короткие и легко запоминающиеся, трудно переоценить пользу, которую они приносят деткам.
Во-первых, Вам не нужно музыкальное сопровождение. Петь их не нужно, так что выучить и разыграть их вместе с малышом может любой воспитатель.
Во-вторых, детки как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит, расширяют и уточняют свой словарный запас, особенно это касается глаголов. А в-третьих, у ребенка здорово развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память. Ну, и в конце концов, это очень весело. Для ребенка это еще одна форма игры.
Мишка косолапый
Мишка косолапый, По лесу идет
(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает, Песенки поет.
(Приседаем — собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою — топ! (Топаем ногой)
Ладошки
Ладошки вверх!
(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз!
(Переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок!
(Ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
(Зажимаем ладони в кулаки).
Зайка серенький
Зайка серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгаем, как зайчик)
Лады — лады
Ой, лады, лады, лады!
(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)
Не боимся мы воды!
(Мотаем головой)
Часто умываемся
(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)
Маме (папе, бабе) улыбаемся!
(Улыбаемся, разводим руки в стороны).
Игра «Передай мяч»
Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.
Музыкальный материал: «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.
Методика организации игры: Дети стоят, образуя круг.
Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое — влево.
Игра продолжается столько, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.
Примечания: Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т. е. о силе звучания музыки (тихо-громко).
В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.
Музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.
ИГРА «СОБАЧКА»
Методические пояснения: все действия выполняются согласно тексту игры.
Можно использовать игрушку или маску. Роль собачки выполняет воспитатель или наиболее активный ребенок.
Ты, собачка, не лай,
Наших деток не пугай!
Наших деток не пугай,
Лучше с нами поиграй.
Выходи к нам поскорей,
Догоняй нас веселей.
Выходи к нам поскорей,
Догоняй нас веселей.
Источник