Программа песочной терапии для детей с синдромом дауна

Программа песочной терапии для детей с синдромом дауна thumbnail

Приглашаются дети от 3 до 10 лет с:

  • аутичными чертами;

  • с расстройством аутического спектра;

  • с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

  • ранним детским аутизмом;

  • синдромом Дауна;

  • ДЦП;

  • ЗПРР;

  • задержкой речевого развития;

  • ЗПР;

  • ОНР.

В программе обучения:

  1. Коррекционно-развивающие упражнения;

  2. Занятия по развитию речи;

  3. Формирование коммуникативных навыков;

  4. Развитие игровой деятельности;

  5. Музыкально-ритмические занятия.

Фото с индивидуальных занятий

Фото с групповых занятий

Методы креативной терапии –

  • сказкотерапия,
  • арт-терапия,
  • песочной терапия,
  • телесно-ориентированной терапия,
  • игротерапия и другие.

Педагог создает условия, способствующие следующему: принятию ребенком целей предстоящей работы, формированию алгоритма аналитического обобщения информации, созданию ситуации для переноса знаний в измененные условия;  погружению учащихся в ситуацию частично самостоятельного выбора способа решения , развитию самоконтроля — сравнение с образцом, возвращение к повторному осмыслению задания, аргументация самооценки, взаимооценка.

Занятия ручного труда занимают особое место, так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы.

Работы наших ОСОБЫХ ДЕТЕЙ в Студии Букварик.

Арт-терапия

Одним  из методов практической  коррекции  является  арт-терапия.

В коррекции психики детей просто необходимо применять такие методы воздействия, которые бы действовали мягко.

Арт-терапия помогает ребенку  как бы понарошку пережить его проблемы, конфликтные и тяжелые ситуации.  При этом ребенок делает это именно таким образом, чтобы не травмировать свою психику. У него работает фантазия, он может выражать себя безгранично. По мнению  ученых творчество – это совершенно естественный процесс для ребенка, который еще не отошел окончательно от примитивных форм общения. Ребенок выдавливает в объект творчества свои страхи, комплексы, а также иные отрицательные чувства.

Арт-терапия имеет образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков.

Основная цель арт-терапии  в нашей Студии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира.

Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

Арт-терапия, направлена на коррекцию личностного развития.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арт-терапии:

  • рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве;
  • библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;
  • музыкотерапию;
  • хореотерапию и др.

Арт-терапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребёнку и групповую форму работы. 

Как правило, арт-терапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.

Актуальность выбранной темы

Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития  направлена на психологическую  помощь воспитанникам  в корректировке их поведения, развитии и становлении качеств личности, в развитии чувства внутреннего контроля, в развитии способностей, в устранении социальной и педагогической запущенности.

При диагностике психического развития детей часто встречаются случаи недоразвития двигательной сферы. Это может быть связано с физиологической незрелостью моторной зоны коры головного мозга, а также с отсутствием социального опыта игровой деятельности. 

Психологам  известно, что любая специально организованная, направленная деятельность способствует функциональному созреванию мозговых структур (функция формирует орган), развитию мыслительных операций.

Следовательно, развитие интеллекта напрямую связано с развитием координации движений и ручной моторики.

Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. 

В учебном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей не только физического, но и психического.

Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную  нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости.

При повышенных стрессовых ситуациях в жизни необходимо создание благоприятного эмоционального фона, снижается тревожность, а также формируется учебная мотивация через мотив достижения успеха в игровой деятельности.

Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у деток.  Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку («Я не хуже других»). Эмоциональная  заинтересованность активирует ребёнка (воспитанника) и открывает путь для более  эффективного коррекционного воздействия.

В процессе учебной деятельности у детей развиваются: внимание, память, восприятие, мышление.

А этот психический процесс у умственно отсталых детей и детей с ЗПР недостаточно развит по причине органической недостаточности мозга, обусловленной вредоносными факторами в период внутриутробного развития, родового периода или раннего детства, чаще всего в первые годы.     

Психическое развитие детей закладывается в раннем возрасте (умение хватать, ходить, говорить), а из – за повреждения коры головного мозга , отсутствия адекватных для этих детей педагогических условий, неправильно организованного воспитания в семье приобретаются стойкие пониженные признаки обучаемости.

Чем менее адекватны условия микро социальной и микро педагогической среды состоянию детей, чем длительнее они находились в таких условиях, тем более выражены  стойкие трудности в развитии.

В связи с этим  возросла потребность в разработке и создании программы «Развитие мелкой моторики пальцев рук», в том числе  на занятиях оригами, предназначенной для учащихся с диагнозом — задержка психического развития , умственная отсталость и т.п..

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника симптомы лекарства

Эта программа обеспечивает:

  • психокоррекцию личности;
  • коррекцию негативных тенденций  развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта;
  • влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание,  связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще  В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Более подробная информация по телефону: +7 (917) 841-79-91

Источник

Татьяна Березина
Песочная терапия для детей с ОВЗ

Иры и упражнения с песком для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта

) [/b]

«Самая лучшая игрушка

для детей – кучка песка»

К. Д. Ушинский

Песочная терапия для детей с ОВЗ

Песок – это терапевтический материал, отличная обучающая среда для развития игровых навыков, поле для взаимодействия. В играх с песком рождается интерес к игрушкам и деятельности другого сверстника или взрослого, что дает начало контакту между детьми, закладывая навыки общения. Игры с песком можно проводить подгруппой детей или индивидуально. Играть можно как в песочнице на участке, так и в условиях группы за столом на подносе с песком.

Игры для детей 3-4 л

ет. [/b]

1. Упражнение «Знакомство с песком»

Цель: познакомить с песком, отметить свойства сухого песка (сыплется, не марается).

2. Упражнение «Удержи песок в ладошках»

Цель: учить набирать песок и удерживать в ладонях, сыпать тонкой струйкой.

3. Упражнение «Спрячем ручки»

Цель: учить прятать руки в сухом песке, засыпая пальчики или погружая руки в песок.

4. Упражнение «Спрячь игрушки»

Цель: учить зарывать игрушки в сухой песок, засыпая или погружая в песок.

5. Игра «Найди игрушки»

Цель: учить доставать мелкие игрушки из сухого песка, погружая в него руки.

6. Упражнение «Чья горка лучше?» («Построй горку»)

Цель: учить делать горку из сухого песка, сгребая его ладошками или совочком.

7. Упражнение «Игрушки катаются с горки»

Цель: учить подгребать кучу песка снизу пальчиками, чтобы игрушка, находящаяся наверху кучи, скатилась вниз.

8. Игра «Наполни баночку»

Цель: учить насыпать ложкой сухой песок в банку.

9. Игра «Насыпь песка в бутылку»

Цель: учить насыпать песок в бутылку с помощью воронки.

10. Упражнение «Дорожки из песка»

Цель: учить брать сухой песок щепоткой и сыпать в виде дорожки.

11. Упражнение «Найди камешки»

Цель: учить просеивать песок через сито, отделяя камешки от сухого песка.

12. Игра «Игрушки потерялись»

Цель: учить перетряхивать сухой песок, чтобы достать игрушки.

13. Игра «Волшебные рисунки»

Цель: учить насыпать сухой песок на клеевой рисунок, затем стряхивать остатки песка, и называть изображение.

14. Упражнение «Цветной песок»

Цель: учить смешивать песок и цветной толченый мел до получения однородной массы при помощи ложечки (палочки)

15. Упражнение «Чудесный песок»

Цель: учить поливать сухой песок из лейки, получая сырой песок и обратить внимание на его новые качества.

16. Упражнение «Колобки»

Цель: учить лепить из сырого песка круглые формы.

17. Упражнение «Рисование палочкой» (пальчиком)

Цель: продолжать знакомить со свойствами сырого песка, рисовать палочкой (пальчиком) оставляя следы.

18. Игра «Посадим овощи»

Цель: учить пользоваться плоскостными изображениями, втыкать их в сырой песок.

Программа песочной терапии для детей с синдромом дауна

Игры для детей 4-6 л

ет. [/b]

1. Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу (поднос);

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —.»

2. Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

3. Игра «Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

4. Упражнение «Насыпание – пересыпание»

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.

Детям предлагается, с помощью педагога, насыпать сухой песок в бутылку. В одну с помощью воронки, а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку, где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.

5. Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Читайте также:  Как во время беременности определяется синдром дауна

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками— «жучки здороваются»).

«Незнакомое животное» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

6. Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

7. Упражнение «Узоры на песке двумя руками»

Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.

Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т. д.

8. Игра-упражнение «Песочный круг»

Цель: знакомить с техническими приемами и способами изображения с использованием песка.

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней.

9. Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»

Цель: знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка

Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.

Прочитать стишок и нарисовать на песке смешного человечка.

10. Упражнение «Такие разные настроения»

Цель: знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы.

Рисуем на песке лица с различными настроениями.

11. Игра-упражнение «Кто я?»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное, например грибок или рыбку. Скажите ребенку, что в эти точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.

12. Игра-упражнение «Волшебное превращение»

Цель: знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка, развитие воображения.

Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).

13. Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

14. Игра-упражнение «Секретики»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.

Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке.

15. Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Программа песочной терапии для детей с синдромом дауна

Игры для детей 6-7 л

ет. [/b]

Можно продолжать применять в работе с детьми игры «Узоры на песке», «Узоры на песке двумя руками», «Песочный круг», «Такие разные настроения», «Волшебные превращения», «Песочные прятки», «Отпечатки».

Можно применять в работе рисование на песке разными методами и приемами:

— рисование ладонью;

— рисование ребром большого пальца;

— рисование щепотью;

— рисование мизинцем (и другими пальчиками);

— одновременное использование нескольких пальцев;

— рисование кулачком;

— высыпание из кулачка;

— рисование симметрично двумя руками;

— отсечение линий.

Игра «Рисование из кулачка»

1. Набрать в кулак песок и медленно его высыпать, руку при этом приподнимать и опускать. Пусть ребенок увидит, что песок ложится по- разному. Чем ниже рука, тем более темным и плотным получается изображение, чем выше, тем размытее и прозрачнее. Можно усложнить игру, если показать, что песок можно сыпать в виде линий и каракулей. Под поднос с прозрачным дном можно помещать изображения (прямая линия, круг, зигзаг и др.). ребенку будет интересно их засыпать, обводя и одновременно тренируя свою руку. Показ и действия можно сопровождать подсказкой:

Кулачок-волшебник, ты рисуй, рисуй, рисуй!

Кулачок-волшебник, нам кружочек нарисуй!

Кулачок-волшебник, нам полоску нарисуй!

Читайте также:  Синдром альпорта у детей симптомы

Кулачок-волшебник, ты зигзаг нам нарисуй!

Кулачок-волшебник, ты квадрат нам нарисуй!

2. Набрать в кулак песок и высыпать его сквозь пальцы. Кулак при этом обращен к рабочей поверхности.

Игра «Песочный театр»

Песочница или поднос с песком используется как основа для кукольного настольного театра, где используются мелкие персонажи-игрушки. Это удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Важно предоставить детям возможность самим передвигать фигурки, проговаривать фразы из сказки.

Игра «Секрет»

В песок помещается предметная картинка под прозрачным оргстеклом или пленкой. Ребенок потихоньку раскапывает картинку, стараясь как можно быстрее угадать, что там хранится. Можно усложнить игру, заменив предметные картинки на сюжетные (эпизоды знакомых сказок и мультфильмов)

Игра «Опыты с песком»

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

№ 1 «Откуда берётся песок»

Опыт: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом картона.

— Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите это?

— Как мы получили песок?

— Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

№ 2 «Из чего состоит песок»

Опыт: Насыпьте песок в лотки. С помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зернышек-песчинок)

С помощью лупы рассмотреть песчинки. Как они выглядят? (очень маленькие, круглые, полупрозрачные или желтые). Это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

№3. Песчаный конус.

Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Оборудование: Сухой песок, поднос, на который можно высыпать песок.

Опыт: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» — движение песка, похожее на течение.

— Почему же так происходит?

Давайте внимательно рассмотрим песок.

— Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок.

— Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

№4. Свойства мокрого песка.

Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

Оборудование: Сухой песок и мокрый песок, поднос, формочки и совки для песка.

Опыт: Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо.

— Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка.

— Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются.

— Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.

Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.

Литература:

1. Вайнова А. «Песочное рисование» — Ростов-н-Д:Феникс, 2014г.

2. Дерягина Л. Б. «Лепим куличики», пускаем кораблики: развивающие игры с песком и водой для детей 1-3 лет» — СПб. :Литера, 2006г.

3. Епанчинцева О. Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.

4. Зейц М. «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» — М. : Инт,2010г.

5. Зеленцова-Пешкова Н. В. «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста» — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015г.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Чудеса на песке» — СПб. : Речь, 2006г.

7. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми» — СПб. : Речь, 2007г.

8. Сакович Н. А. «Технология игры в песок. Игры на мосту» — СПб. : Речь, 2006г.

9. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. «Песочная терапия в развитии дошкольников» — М. : Сфера, 2014г.

Источник