Программа обучения для ребенка синдромом аутизма

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

Пояснительная записка.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
— недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
— приверженность к сохранению неизменности окружающего;
— неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
— разнообразные речевые нарушения при РДА;
— у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цели программы:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; 
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; 
-обучение его простым навыкам контакта; 
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Тематическое планирование занятий по программе

Дата

Содержание занятий

Кол-во          

часов

Номера занятий

Первичная диагностика. Методика наблюдения.

1

1

1.ЭТАП

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций

1

2

Диагностика активности

1

3

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений

1

4

Диагностика оценки своего поведения

1

5

Диагностика внимания, памяти

1

6

2.ЭТАП

1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»

1

7

2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

1

8

3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

1

9

3.ЭТАП

1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

1

10

2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)

1

11

4.ЭТАП

1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.

1

12

2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.

1

13

3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.

1

14

4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.

1

15

5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья

1

16

5.ЭТАП

1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’

1

17

2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’

1

18

3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

1

19

6.ЭТАП

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей.

1

20

Итоговая диагностика. Диагностика активности.

1

21

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.

1

22

Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.

1

23

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.

1

24

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

1

25

ВСЕГО

25

25

Установление контакта с аутичным ребенком.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

Читайте также:  Синдром дренажа дыхательных путей лечение

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда — нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

Источник

Лариса Жмаева
Программа «Воспитание и обучение детей с синдромом аутизма» (для нулевого, пропедевтического класса)

Муниципальное образовательное учреждение С (К)ОШ VIII вида №4

Программа

«Воспитание и обучение детей с синдромом аутизма»

(для нулевого, пропедевтического класса)

Программу составила:

Учитель нач. кл.

Жмаева Л. М.

Якутск – 2012г.

Пояснительная записка

Загадочный синдром ставит аутичных детей совершенно в особый ряд.

Во-первых, с таким ребенком нелегко найти контакт; во – вторых, в случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто оказываются неподходящими. Работа с аутичнымребенком требует совершенно особого подхода: построение коррекционных занятий с ним, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития.

Целью коррекционно-развивающего обучения аутичногоребенка является создание специальных педагогических условий для формирования сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками:

-установление эмоционально-положительного контакта взрослого с ребенком;

-снижение эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

-четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене;

-специальная работа по организации индивидуальных занятий в течение первой четверти;

-начиная со второй четверти формирование подгрупп (2 чел., в дальнейшем групп (5чел.) для организации коллективно-учебной деятельности, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

-развитие внимания, навыков коммуникации, восприятия;

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

-развитие игровых навыков, произвольного поведения

Рекомендации по проведению занятий с аутичным ребенком:

-при налаживании контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий;

-постоянное сопровождение действий ребенка эмоционально-смысловым комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации;

-поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Учитель в данный момент должен сохранять спокойствие и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

Читайте также:  Купирование абстинентного синдрома при алкоголизме что это такое

-необходима положительная вербальная оценка действий ребенка, но не следует добиваться единственно правильного ответа;

-допускается как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей

Содержание работы строится на подготовке детей к обучению в школе, на формировании навыков взаимодействия с окружающими людьми, на адаптацию к жизни в обществе.

Решение данных вопросов осуществляется в процессе проведения занятий:

-русский язык, чтение и устная речь (обучение чтению, подготовка к письму, развитие коммуникативных навыков)

-математика (элементарные математические представления)

— СБО/ОБЖ (формирование навыков самообслуживания)

— живой мир (элементарные сведения об окружающем)

-игротерапия (обучение игре)

-занимательный труд (предметно-практическая деятельность)

-ИЗО (развитие графических навыков)

Обучение грамоте

(русский язык (подготовка к письму) – 2 часа в неделю;

чтение – 2 часа в неделю; устная речь – 3 часа в неделю)

Обучение чтению

Обучениечтению целесообразно вести по трем направлениям:

—аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;

—послоговое чтение;

—глобальное чтение.

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.

Глобальное чтение.

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Виды работ.

1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).

2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.

3. Понимание письменных инструкций

Тематика предложений:

—схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и т. д. —здесь удобно работать перед зеркалом);

—план комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и т. д.).

4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.

Кошка сидит.

Кошка спит.

Кошка бежит.

Послоговое чтение.

Виды работ

1. Чтение слоговых таблиц из открытых слогов.

2. Чтение слоговых таблиц, составленных из слогов открытого типа.

3. Чтение слоговых таблиц, где буквы написаны на значительном расстоянии (10-15 см) друг от друга.

Аналитико-синтетическое чтение

В первую очередь формируем навык звукобуквенного анализа начала слова.

Виды работ

1. На большой карте с четкими картинками раскладывание маленьких карточек с начальными буквами названий картинок.

2. Обратный вариант игры.

3. Подбирание картинок на определенные звуки.

Русский язык (подготовка к письму)

Правильное удержание карандаша, ручки, фломастера и др.

Правильная осанка во время письма.

Правильное расположение учебных принадлежностей при письме.

Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.

Развитие графических навыков: работа мелом, карандашом, акварельными красками, ручкой.

Графические упражнения в написании линий различных направлений, переключение с одного направления на другое. Соблюдение заданных пространственных пределов при раскрашивании, штриховке.

Работа с шаблонами, трафаретами (простые фигуры)

Проведение линий по контуру, по опорным точкам.

Графические упражнения и работа по развитию мелкой моторики рук: «Косой дождь», «Дорожки», «Воздушные шары», «Цветная полянка», «Веселый клоун», «Лесная тропинка», «Осенние листья» и т. д.

Устная речь

(развитие коммуникативных навыков)

Слово, слог.

Повторение слов за учителем.

Выделение заданного слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.). Выделение заданного слова в предложении. Самостоятельное придумывание слов в сопровождении с ритмическими движениями (хлопки, шаги и др.)

Плавное и послоговое проговаривание слов в сопровождении с ритмическими движениями (хлопки, шаги и др.)

Звук.

Игровые упражнения на развитие слухового внимания на материале неречевых звуков («Тук-тук-тук», «На чем играл зайка», «Кто играл» и др.)

Соотнесение звука с его источником.

Характеристика звука по силе звучания (громко, тихо)

Определение звука, движения на звук.

Имитация звуков окружающей действительности речевыми звуками (имитация голосов животных, треска мотора, шума воды и др.)

Учить адекватным способам выражения просьбы в ситуации взаимодействия, например, жестами, при помощи карточек или словами.

Организация коллективно-учебной деятельности, развитие навыков взаимодействия друг с другом в подгруппах, группах (2 четверть):

• Для создания положительного эмоционального настроя, раскрепощения детей,развития интереса к партнеру по общению: «Волшебный круг», «Это я – узнай меня».

•Для развития диалогического общения: «Отзовись», «Зеркало», «Чудесный мешочек», «Липучка», «Спектакль»

• Вызвать у детей интерес к взаимодействию с другим человеком,развивать навыки сотрудничества: «Поймай мой взгляд», «Как мячик искал себе друга», «Игрушки», «Совместное рисование»

•Развитие способностей распознавания эмоционального состояния человека: «Дразнилки», «Поссорились — подружились»,

•Научить обращаться к другому человеку: «Ау!», «Да — нет»

•Научить адекватным способом выражения просьбы: «Я хочу!»

Математика

(элементарные математические представления)

(3 часа в неделю)

Количественные представления.

Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов)

Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один – много, много — мало)

Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину (один большой мяч – много маленьких мячей, один маленький мяч — много больших мячей)

Выполнение различных действий: один – много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям учителя или ориентируясь на словесную инструкцию.

Выделение на основе тактильного обследования одного –много предметов по типу игры: «Чудесный мешочек».

Представления о форме.

Выделение формы (Шар).

Дифференциация шара от любого многоугольника.

Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу (шары, мячи, клубки и т. п.)

Представление о величине.

Выделение больших – маленьких предметов в различных игровых ситуациях, в изобразительной и конструктивной деятельности.

Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях (пройти через большие воротики; поставить маленькую машину в маленький гараж, а большую машину — в большой гараж; собрать игрушки в большую корзину, прикрепить прищепки к большому – маленькому кругу и т. п.)

Представления о величине уточняются, закрепляются в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.

Представления о пространстве.

Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.)

Нахождение, показ, а по возможности и называние основных частей тела и лица на кукле (сначала используется кукла крупного размера; по мере формирования представлений педагог предлагает учащимся куклы меньшего размера,мягкие игрушки: кот, собака, медведь и т. п.).

Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых,показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п.

Читайте также:  Форум для родителей которые отказались от детей с синдромом дауна

Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.) Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.

Временные представления.

Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе.

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (зима).

Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами «кап-кап» и т. п.

Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям.

Имитация действий, соответствующие действиям людей, животных и растений в разные части суток (днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности и по словесной инструкции.

Живой мир

(элементарные сведения об окружающем)

(1 час в неделю)

Времена года.

зима

лето

весна

осень

Названия времен года.

Формирование представлений о явлениях неживой природы: похолодание, дожди, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, лужи, тепло, тучи.

Растения и животные

Птицы

Животные

Деревья

Цветы

Ягоды

Овощи, фрукты

Сезонные экскурсии

Парк культуры и отдыха

Зоопарк

Музеи

Сбор природного материала

Поделки из природного материала

Тематические настольные развивающие игры по теме

Изобразительное искусство

(развитие графических навыков)

(1 час в неделю)

Ознакомление учащегося с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, бумага, мелки, акварельные и пальчиковые краски и др., со способами их использования, с процессом рисования, выполнение аппликации.

Учить пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.

Учить ребенка оставлять графический след на бумаге, доске с помощью фломастерами, мелками, кисти и др.

Учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображения звукоподражанием.

Знакомить в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым.

Учить проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты)различные произвольные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие.

Учить раскрашивать красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно.

Учить подражать действиям учителя.

Виды упражнений на уроке:

«Что за палочки такие?»,«Травка для зайчат»,

«Карандаш пришёл с друзьями, поиграйте, дети с нами», «Стебельки для цветов»,«Листочки летят»,«Дорожка для автобуса»,

«Нарисуем ёжику колючки» (пальчиком,«Лесенка для петушка»,«Украсим шарфик»,«На полянку, на лужок тихо падает снежок» (тычками, «Клубочки для кошечки» и т. д.

Занимательный труд

(предметно-практическая деятельность)

(2 часа в неделю)

I. Работа с пластилином и массы для лепки.

Практические работы: Знакомство детей с приемами работы с пластилином и массой для лепки. Разминание, разрывание на крупные куски, соединение, отщипывание части от целого, раскатывание прямыми и круговыми движениями, скручивание. Выполнение простых инструкций по образцу.Виды работ: лепка ягод, овощей, фруктов, грибочков, бусин, улиток.

Расположение материалов на рабочем столе. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.

Приемы работы: Скатывание столбиков и соединение их концов для получения колец пирамидки. Равномерное размазывание пластилина по твердой поверхности (барельеф).

II. Работа с бумагой.

Практические работы: Сгибание, разгибание, разрывание по сгибу, вырезание (по возможности).Использование инструментов при работе с бумагой: ножницы. Правила безопасной работы с ножницами.

Соединения деталей из бумаги с помощью клея. Соблюдения санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Выполнение аппликации путем наклеивания готовых форм. Накладывание на трафареты. Выполнение рваной аппликации. Выполнение работ по различной тематике.

Технические сведения: Основные и дополнительные цвета бумаги.

Приемы работы: Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук при резании. Приемы резания по прямой линии. Смазывание поверхности клеем, наклеивание.

Игротерапия

(обучение игре)

(1 час в неделю)

В процессе формирования игровой деятельности детей целесообразно учить:

— проявлять интерес и положительное отношение к играм и игрушкам;

— совмещено со взрослым, по подражанию действиям взрослого адекватно, в соответствии с функциональным назначением,использовать простые игрушки: машины, куклы, строительный материал;

— выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, а затем по образцу;

— проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения;

— находить соответствующие предметы и игрушки по характерному звучанию: едущая машина — вжжжжжжж; кукла-малыш — а-а-а; летящий самолет — у-у-у-у и т. п. ;

— подражать неречевым и речевым звукам, имитировать соответствующие движения и звуки (укачивание плачущей куклы-дочки — а-а-а-а, открытие крана — поворот рукой воображаемого крана и изображение шума льющейся воды и т. п. ;

— выполнять простые игровые действия совместно со взрослым и по подражанию ему, соединять их в простой сюжет, отображающий бытовые, профессиональные ситуации (мама и дочка, приход гостей в дом, шофер везет в автобусе пассажиров, врач слушает больного и т. п., которые в дальнейшем войдут в структуру игрового сюжета;

— использовать в игре предметы-заменители бытового содержания (мыло — кирпичик из строительного материала, деньги — листы бумаги, кружки и т. п.);

— повторять по подражанию, а затем и по образцу действия взрослого, отражать с помощью педагога представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, знакомства с изобразительными и литературными произведениями;

-моделировать совместно со взрослым, по подражанию простейшие постройки из крупного и мелкого строительного материала (простой гараж для машины, корпус автобуса, корабля для сюжетно-ролевых игр, загородки для игрушечных животных и т. п.).

Рекомендуемые игры с аутичным ребенком:

-Сенсорные игры: «Игры с красками», «Игры с водой», «Игры со свечами», «Мыльные пузыри», «Игры с крупами»

-Игры цикла «Круг»

-Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Самолетики», «Змейка», «Догонялки»

-Игры в сенсорной комнате.

СБО/ОБЖ

(Формирование навыков самообслуживания)

(1ч. в неделю)

Тематика

Ориентирование в школьном пространстве:

Класс

Коридор

Столовая

Туалет

Спортзал

Кабинет ЛФК

Игровая комната

Школьные принадлежности:

Портфель и его содержимое

Школьная и спортивная форма, сменная обувь

Организация рабочего места

Поведение за столом:

Умение правильно держать ложку

Пить из чашки

Есть вилкой (пластмассовая вилка)

Отличать съедобное от несъедобного (булка, кубик, конфеты, бусинка)

Вытереть тряпкой стол (поднос, губка)

Правильно разложить приборы на столе

Набирать ложкой сахар (ложка, сахар, две вазочки)

Выполнять работу по дому (салфетки, прибор, коробка для столовых приборов)

Правила гигиены:

Подражать движениям по уходу за телом (расческа, мочалка, зубная щетка)

Снимать носки

Самостоятельно одеть куртку (широка