Программа логопедической работы с ребенком с синдромом дауна

Программа логопедической работы с ребенком с синдромом дауна thumbnail

МОУ Есаульская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальная программа

по логопедии

Учащаяся: ________________________

Составил: логопед I категории: Филатова О.Б.

Пояснительная записка.

Расстройства речи у детей с нарушением интеллекта проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности. Речевые нарушения носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система. При нарушении интеллекта нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонетическая сторона, лексика и грамматический строй. Отмечается нарушение как импрессивной, так и экспрессивной речи, следовательно, страдает, или вообще не формируется письменная речь.

Требования к логопедической работе:

  1. Логопедическая работа носит индивидуальный характер, так как учитывает особенности речевого развития и структуру дефекта.

  2. Работа проводится над речевой системой в целом, основываясь на принципе поэтапного формирования умственных действий:

  • Материализация действий с опорой на вспомогательные средства;

  • Выполнение действий в речевом плане;

  • Выполнение действий во внутреннем плане;

  1. Проводится с максимальным включением всех анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности;

  2. Предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности:

  • Психические особенности ребенка;

  • Его работоспособность;

  • Особенности моторного развития;

  • Уровень сформированности речи;

  • Симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

  1. Увязывается с общим моторным развитием и, преимуществнно,с развитием ручной и артикуляционной моторики:

  • Оречевление действий;

  • Элементы логоритмики;

  1. Находится в соответствии с программой обучения родной речи, коммуникативным навыкам, то есть подготавливает детей к усвоению программы.

  2. При коррекции речи тщательно отрабатывается этапы закрепления речевых навыков.

  3. Закрепляет правильные речевые навыки в различных ситуациях.

  4. Проводит на занятиях частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению у данной категории детей.

  5. Используются тщательно дозированные задания и речевой материал, любая задача разложена на простейшие задачи;

  6. Поддерживает на логопедических занятиях не очень быстрый темп;

  7. Воздействует на эмоциональную сферу ребенка, то есть поддерживает интерес к исправлению речи;

  8. Включает тесную связь, для закрепления правильных речевых навыков в повседневной жизни и других занятиях, с педагогами, воспитателями.

  9. Проводится в тесной связи с лечащим врачом, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном соматическом фоне.

Содержание логопедической коррекционной работы:

1. Смысловой раздел:

  • Расширение у ребенка возможностей для понимания обращенной повседневной речи (Слова-указания, слова-просьбы, элементарные инструкции) и использование речи как средства коммуникации;

  • Развитие процессов восприятия, являющихся основой для формирования различных видов и свойств речи;

2. языковой раздел:

  • Формирование способности к элементарным речевым высказываниям в форме слова, простой фразы;

  • Обогащение пассивного словаря за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действительности, формирование умений сопровождать речью совершаемые действия;

  • Формирование навыков построения простой фразы бытового содержания;

3. Сенсоматорный раздел:

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

  • Развитие слухового восприятия неречевых и речевых звуков;

  • Развитие элементарного фонематического восприятия

  • Формирование простейших навыков звукового анализа;

4. письменная речь:

  • Формирование первоначальных навыков послогового чтения;

  • Формирование элементарных навыков письма.

Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушений высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, прежде всего нарушением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой особенностями речевого развития и структуры речевого дефекта.

Логопедическая работа должна проводиться, в основном индивидуально, учитывая тяжесть нарушения речи. Продолжительность занятия-25-30 минут. Возможно проведение подгрупповых занятий из 2-3 человек с учетом речевой патологии, продолжительность занятий 30-40 минут.

Характеристика проявлений дефекта:

Неврологический статус

и психологические особенности.

Болезнь Дауна. Умеренная умственная отсталость.

Психологические особенности ученицы:

  • Значительно снижен объём произвольного внимания.

  • Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения.

  • Низкий уровень эмоциональной устойчивости.

  • Преобладает наглядно-действенный тип мышления.

Состояние речи

  1. Импрессивная речь.

Речь соответствует лишь социально- бытовому уровню. Объем знакомых слов значительно ограничен. Понимание ограничено только в простой краткой инструкцией, с многократным повторением и предметным показом.

  1. Активный словарь.

Незначительный по объему, это обусловлено нарушением анализа и синтеза речедвигательного анализатора. Не владеет навыками обобщения и анализа слов, соотносить языковые знаки с определенным предметом и явлением. В речи употребляет отдельные слова простой слоговой структуры.

  1. Грамматический строй речи.

Речь состоит из отдельных слов, не согласованных между собой.

  1. Самостоятельная связная речь.

Не сформирована.

  1. Звуковая сторона речи.

А) звуки носят неустойчивый характер.

Б) звуко — слоговая структура слова нарушена, отмечены пропуски слогов, согласных, гласных, искажение звуков, многократное повторение.

В) фонематический слух нарушен. Не сформировано дифференциация звуков и слов. Навыками элементарного языкового анализа и синтеза не владеет.

6. Письменная речь и не сформирована.

Заключение: Системное нарушение речи тяжелой степени при тотальном психическом недоразвитии.

Читайте также:  Болевые синдромы при заболевание поджелудочной железы

Занятия проводятся 4 раза в неделю по 25-30 минут. Планирование составлено на основе зоны ближайшего развития ребенка и содержит все разделы логопедической коррекции.

Весь материал разбит по лексическим темам и соответствует темам по развитию устной речи.

Источник

Раиса Хмелевская
Программа речевого развития детей с синдромом Дауна

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с синдромом Дауна разработана с учетом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей воспитанников. Данная программа по функциональному предназначению коррекционно-развивающей. Форма реализации программы – подгрупповая и индивидуальная. Срок реализации – 3 год.

Отличительной особенностью программы от уже существующих в этой области является то, что она ориентирована на развитие речи ребёнка с синдромом Дауна, а это означает процесс и результат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образовательные.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время большое количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К ним относятся и дети с синдромом Дауна. Особенность развития таких детей состоит в том, что у них нарушена познавательная деятельность, присутствует общее недоразвитие речи, снижена познавательная активность, снижен уровень понимания, отмечаются различные отклонения в поведении (неврозы, страхи, агрессивность). Развитие речи у детей с синдромом Дауна — это сложный многоуровневый и многофункциональный процесс, требующий от педагогов знаний этапов формирование речи у детей в норме, особенностей речевого развития детей с интеллектуальными особенностями, а также достаточного опыта в построении методики развития речи детей с синдромом Дауна и организации единого речевого режима среди всех педагогов.

Особенности развития речи детей с синдромом Дауна:

1. Понимание речи намного опережает развитие активной речи.

2. Зрительная память развита гораздо лучше слуховой.

3. Социальное и эмоциональное развитие являются наиболее сохранными сферами.

4. Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.

5. Сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого произношения.

Цель: развитие речи детей с синдромом Дауна.

•Задачи: Формирование общения «взрослый — ребенок».

• Расширение объема понимания обращенной речи.

• Формирование средств общения, доступных детям с синдромом Дауна.

•Использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, использование жестов и звуков. Все виды деятельности, игры, песенки и потешки, сопровождаемые движениями, должны подбираться с учетом данной задачи.

• Нормализация движений артикуляторных органов.

• Нормализация дыхания. Активизация вдоха и выдоха.

• Активизация звукопроизношения.

Методика и технология реализации:

Программарассчитана на три года дошкольного периода:

4-5 лет – первый год обучения;

5-6 лет – второй год обучения;

6-7 лет третий год обучения

Развитие речи и общения реализуется как на специально организованных занятиях логопеда и воспитателей, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях.

Программа носит цикличный характер, рассчитана для реализации в условиях детского дома на период 3 года. Программа реализуется в специально организованных и оснащенных помещениях детского дома с учетом возрастных и индивидуальных потребностей и особенностей воспитанников.

Целевая группа: воспитанники детского дома в возрасте от 5-х до 7-ти лет.

Состав исполнителей: педагогические работники учреждения, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Материальное обеспечение занятий: специализированные помещения детского дома, мольберт, компьютер, экран, мультимедиа проектор, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, методические материалы, наборы картинок по темам, игрушки, канцелярские принадлежности.

Формы реализации программы: работа по подгруппам и индивидуально, беседы, рассказы, показ иллюстраций, мультимедийных презентаций, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, речевые игры и упражнения.

Критерии эффективности программы:

— занятия адаптированы к социальным и психологическим особенностям развития детей;

используются различные методы работы;

каждое занятие имеет практическую часть;

все участники информированы о целях, задачах и формах работы.

Ожидаемые результаты:

• сформировано общение «взрослый — ребенок»

• достаточный объем понимания обращенной речи

• сформированы средства общения, доступные детям с синдромом Дауна

•в общении используются вербальные и невербальные средства: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, использование жестов и звуков

Читайте также:  Что такое астено невротический синдром и его симптомы

• нормализованы движения артикуляторных органов

• нормализовано дыхание, вдох и выдох активизированы

• звукопроизношения понятное окружающим, ясное, чёткое

Источник

Ирина Ромашкина
Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.

Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих развитию интереса и мотивации к речевой деятельности детей с синдромом Дауна.

В коррекционной работеиспользуются элементы различных методик: Ю. А Разенковой., О. Б. Закревской, О. В. Боровика, Е. Ф. Архиповой, Е. А. Стребелевой, Т. Н. Новиковой-Иванцовой, М. Монтессори и др.

При организации обучения выделяеется два основных фактора, оказывающих значительное влияние на содержание и организацию ранней помощи:

1. возраст детей и сензитивные периоды развития;

2. особенности развития детей с синдром Дауна.

Работа логопеда носит комплексный характер, так как в наше учреждение поступают дети в возрасте от 1 месяца и находятся до 4 лет. Поэтому при составление индивидуальной коррекционной программы необходимо охватить все линии развития ребенка- это зрительные и слуховые реакции, развитие общих движений и действие руки, развитие эмоций и социальное развитие, и, конечно же, речевое развитие, которое складывается из развития активной и понимания речи.

Логопедические занятия с детьми носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

Работая с детьми с синдромом Даунаможно проследить закономерность: нарушения в развитии начинают появляться уже с первых месяцев жизни. Это проявляется в задержке формирования всех двигательных функций, что влечет за собой и задержку психических процессов. С начала задержка носит темповый характер, который постепенно приобретает ярко выраженное отставание в развитие.

Необходимо также учитывать, что развитие детей характеризуется неравномерностью.

Поэтому в своей работе мы руководствуемся не просто возрастом ребенка, а его уровнем нервно-психического развития. Исходя из данных указанных выше, можно сделать вывод, что к году речевое развитие ребенка с синдромом Дауна находится на уровне отдельных звуков, редко когда к этому возрасту у детей появляется лепет.

Научно доказано, что период вокализации и лепета является основополагающим умением для развития речи, укрепляет органы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребенок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормативно развивающихся сверстников, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых. Тот факт, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет по мнению ученых две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая – обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет, но из-за физиологических особенностей строения слухового аппарат, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет важнейшее значение для дальнейшего речевого и психического развития ребенка. Поэтому для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучения и социальной адаптации детей с синдромом Дауна, необходимо ежедневно делать упражнения направленные на развитие слуха и зрения. [3] Развитие слуховых ориентировочных реакций являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи.

Конечно же, ребенка с синдромом Дауна необходимо обучать и общению, такие игры включаются в каждое занятие. Ведь при относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребенка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь ребенка с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы.

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать общаться им на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова, приводят к активизации разговорной речи.

Есть ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи (И. А. Панфилова):

• Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.

• Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.

• Наличие жестов дает детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.

• Использование жестовой речи помогает родителям лучше понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

Читайте также:  Синдром клоустона что это такое

• Знание жестов помогает детям точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.

• Наличие у детей возможности использовать средства общения, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вторичные нарушения развития.

По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается, для чего параллельно с их использованием ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звуками, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.

Научные исследования доказали, что без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают проявлять агрессию.

При подготовке к занятию большое внимание уделяется подбору наглядного материала. Зная особенности восприятия детей с синдромом Дауна, его количество не должно рассеивать внимание ребенка, но в тоже время должно быть достаточное для возможности перехода от одного вида деятельности к другому. Использование инновационных технологий, таких как планшетный компьютер, также помогает разнообразить и поднять интерес к занятию.

При использовании планшетного компьютера детям можно предложить такие игры как «Знакомство с животными», «Кто как кричит?», «Форма», «Цвет», познакомить с понятиями «Одежда», «Обувь», «Игрушки» и др.

Активное включение потешек, песенок с элементами логоритмики (Е. Железновой) в значительной мере помогает увеличить звуковую активность детей.

Такие песенки как, например,

Катится колючий ежик,

Нет не головы не ножек.

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда — сюда,

Мне щекотно, да,да.

Уходи колючий еж

В темный лес где ты живешь и др.

Такие приемы помогают развить не только слуховые реакции, но и стимулируют развитие мелкой моторики, если использовать, например, мячик с шипами; создают положительный настрой от занятия; развивают тактильную чувствительность; развивают координацию рук; расширяют пассивный словарь; стимулируют ответные реакции в виде активной или жестовой (кивание головой) речи.

Практика также показала, что из-за сложности переноса в большинстве случаев все, что усвоено на занятиях, почти не используется малышом в повседневной жизни. Вот почему для развития ребенка раннего возраста недостаточно специальных занятий в специально отведенное для этого время. Ни в коем случае нельзя забывать, что формируемые навыки должны последовательно включаться в повседневную жизнь.

Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:

• понимание речи намного опережает развитие активной речи;

• зрительная память развита гораздо лучше слуховой;

• социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой;

• нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;

• сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания;

• сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;

• отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную. [4]

В силу того, что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений следует продолжать делать и тогда, когда ребенок уже научился разговаривать.

Таким образом, цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку возможность овладеть языком, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими, поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Список литературы:

1. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» №1 (10). Практические идеи по работе над развитием коммуникативных и речевых навыков у детей с синдромом Дауна. Джулия Хьюз. 2013 г.

2. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Закревская О. В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.

3. Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностямипсихофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов/ Е. А. Винникова и др. ; под ред. М. В. Былино. ю Ю. Н. Кисляковой. -Минск. 2009 г. — С. 51-71.)

4. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. Жиянова П. Л. — сотрудник Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Дунсайд АП», специальный педагог,при участии специального педагога Гимадеевой М. Ф. М-2005 г.

5. www. sunchildren.narod.ru. Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на развитие речи. (ч. 1)

6. journal.downsideup.wiki — Электронный журнал. Панфилова И. А. «Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка».

Источник