Программа логопедическая работа с детьми с синдромом дауна
Социализация очень важна для детей с синдромом Дауна, речь в этом процессе играет большую роль. Проблемы могут заключаться в длительности накопления словарного запаса, дети понимают слова намного быстрее, чем их произносят, речь может быть не очень разборчивая с искаженным произношением звуков, также могут быть проблемы с артикуляцией и фонетикой. С этим должны работать логопеды, а также родители, которые должны обучится логопедическим приемам. В развитии речи главное — набраться терпения и много разговаривать с детьми, поправляя их ошибки. Терпение и настойчивость должны привести у улучшению речи настолько, что ребенок сможет без проблем выражать свои мысли, свободно общаться со сверстниками. Правильная речь поможет заводить новые знакомства, откроет новые горизонты в обучении и профессиональном росте.
Задачи
Задачи логопедической работы:
- должен сформироваться словарь, который будет включать основные понятия, которые часто употребляются при общении;
- внимание и слуховое восприятие должны развиться до уровня, при котором общение станет непринужденным, ребенку не нужно будет долго задумываться над услышанным и тем, как он должен выразить свою мысль;
- улучшение произношение, увеличение четкости разговора;
- развитие артикуляционных мышц;
- улучшение зрительного восприятия, зрительной памяти позволяет лучше описывать по памяти увиденный предмет или явление;
- развитие памяти позволит лучше пополнять словарный запас, кратковременная память помогает в восприятии длинных предложений;
- развитие мелкой моторики рук позволит расширить диапазон движений ребенка, что положительно сказывается на развитии речи;
- чтобы увеличить четкость речи, можно корректировать структуру слогов в слове;
- обучение звуковому анализу;
- улучшения связной речи.
Чтобы внедрить эти задачи, нужно сначала осуществить диагностику речи, прослушать ребенка. На втором этапе нужно полученную информацию сопоставить с современными логопедическими методиками. Решение по тому, как ребенок будет обучаться, логопед может принимать самостоятельно, либо посоветоваться с другими врачами, если возможны варианты устранения проблемы. Следующий этап предусматривает внедрение поставленных задач, во время которого нужно фиксировать динамику развития речи.
Нужно помнить, что ребенок может улучшить любой навык благодаря многоразовому повторению и систематическим занятиям. Можно стремится, чтобы ребенок получил такой уровень развития, как и обычные дети, но более правильной тактикой будет такая работа, которая в перспективе поможет ребенку превзойти своих сверстников, у которых нет синдрома Дауна. Если стараться улучшить на отдельных детях среднестатистические показатели, то что-то может получаться хуже, а некоторые способности вполне могут развиться гораздо лучше, чем у обычных детей. Для выявления факторов, которые помогут ребенку достигать успехов, нужно на первом этапе стараться работать в разных направлениях — развитие устной, письменной речи, звукового восприятия, и других навыков.
Звукопроизношение
Развитие звукового произношения и восприятия, этот этап включает развитие внимания, формирования четкого произношение, повышение внимательности. Благодаря использованию наглядных пособий улучшается зрительная память.
Сначала нужно работать над звуками, которые получаются лучше, потом нужно переходить к более проблемным участкам речи. Сначала нужно отрабатывать открытые слоги, потом работать со словами, которые будут составлять небольшие предложения до пяти слов. Логопедическое обучение своей этапностью похоже на обучение чтению первоклассника.
Нужно заниматься артикуляционной гимнастикой, на протяжении определенного отрезка времени повторяя (или стараясь повторить) сложные для произношения звуки. Конечно, такие занятия лучше проводить в форме стишков или скороговорок, в которых внимание концентрируется на каком-то одном звуке.
Также можно делать упражнения дыхательной гимнастики, но не столько для результативности обучения, сколько для расслабления, ведь органы дыхания и звукопроизношения подвергаются во время тренировки усиленной нагрузке. Дыхательную гимнастику можно проводить в форме игр, например дуть на крутящиеся лопасти, или устроить соревнования, кто быстрее доведет шарик или мячик с одного конца стола на другой на другой. Также можно надувать мыльные пузыри — у кого будет больше пузырей, или у кого пузырь получится больших размеров.
Также можно заниматься пальчиковой гимнастикой, ведь она сопровождается стишками и играми. Кроме артикуляции, пальчиковая гимнастика сопровождается также развитием мелкой моторики. Не нужно слишком много времени концентрироваться на пальчиковых упражнениях, ведь они вполне могут быть заменены более практичными занятиями — например, лепкой вареников, шитьем, вышиванием, пусть это будет простое занятие, но с практическим результатом. А наличие результата — это лучшая мотивация как для ребенка, так и для родителей.
Разговорные навыки
У ребят может быть слабая кратковременная память, и они не очень хорошо понимают длинные предложения, фразы. Но это поправимо, нужно работать над развитием понимания устной речи. Лучше это делать за счет заучивания коротких фраз, которые нужно постепенно превращать в короткие стихотворения. Память у детей с синдромом Дауна может развиваться довольно хорошо, и это нужно использовать для улучшения восприятия речи.
Словарный запас без навыков чтения можно расширять за счет описательных занятий, на которых ребенку нужно много рассказывать, подтверждая свои слова иллюстрациями, наглядными пособиями, либо просто предметами, о которых идет речь на занятии. Желательно часть занятий проводить на улице, можно рассказывать обо всем, что попадается на дороге, указывая на названные предметы. Домашнюю работу, например приготовление пищи, также можно комментировать.
Такие простые, казалось бы занятия в непринужденной обстановке дают очень большой эффект, ведь ребенку гораздо интересней общаться с родным человеком, чем, например, смотреть тематический мультфильм либо детскую передачу на экране телевизора либо компьютера. Малыш будет пробовать что-то спрашивать, и это развивает его мышление и язык. Словарный запас будет не только пополняться, но и сразу использоваться, усиленные занятия, проведенные в практической атмосфере (например, общение во время уборки в доме), не вызывают утомления и дают позитивный воспитательный эффект, который будет влиять на всю жизнь ребенка.
После обучения восприятия информации нужно научить ребенка ее воспроизводить — нужно детей учить рассказывать, что изображено на картинке. Сперва можно брать картинки с отдельными предметами, группами предметов, потом можно перейти описанию домашней обстановки по картинке либо просто описать, что находится в классе, комнате. Самое сложное — описание индустриальных пейзажей, например городской улицы, где много автомобилей, магазинов, людей, зданий. Описание обычных, природных пейзажей — более простое занятие, поэтому лучше, чтобы ребенок сам рисовал и описывал все элементы рисунка.
Следующий этап обучения — общение в виде диалога. Сперва можно просто общаться по принципу вопрос-ответ. Потом можно диалоговое общение воспроизводить в форме небольших сценок, представлений. Главное — чтобы это не было напоказ для взрослых. Зрители, конечно, могут быть, но детям должно быть интересно.
Письмо и чтение
Завершающим этапом речевого обучения является обучение чтению, а затем и письму. Конечно, лучше эти два вида деятельности совмещать. Буквы можно начинать учить довольно рано — как не странно, но дети с синдромом Дауна могут различать все буквы алфавита уже в двухлетнем возрасте. Это еще раз говорит о том, что при прилежной работе ребята с синдромом могут во многих случаях опережать в развитии детей, которые не имеют врожденного заболевания, но также не имеют такого преимущества, как интенсивное обучение.
Чтение дает возможность устно анализировать состав слова, письменная форма речи дает еще больше времени для совершенствования речи, ведь процесс идет медленно, и можно многократно повторять звуки, слоги, слова, совершенствуя произношение. В процессе обучения письму вырабатывается умение соотносить букву и звук, ведь часто слова пишутся немного иначе, чем произносятся.
На этом этапе ребенок учится образовывать составные слова, а также изменять простые. Вырабатывается не только произношение, но умение вставлять слова в правильной форме исходя из других форм в предложении. Также чтение и письмо — хорошая возможность добавить в словарный запас сложные слова, которые не так часто встречаются в разговорной речи.
Занятия с логопедом или родителем должны продолжаться около получаса каждый день, можно полчаса сутра и полчаса вечером.
В заключении можно сказать, что для того, чтобы ребенок правильно и результативно общался, ему нужно много общаться с обычными детьми. При этом преодолеваются трудности, с которыми так или иначе ребенок будет сталкиваться всю жизнь — непонимание, возможно нежелание других детей идти на контакт. Родители должны позаботиться, чтобы уровень развития малыша был достаточным для посещение обычной школы и обычного садика, ведь поведение ребенка часто подражательное — он хорошо развивается в коллективе, и одновременно социализация затруднена, если круг общения ограничен родными либо ребятами, которым также трудно дается общение.
Источник
Раиса Хмелевская
Программа речевого развития детей с синдромом Дауна
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с синдромом Дауна разработана с учетом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей воспитанников. Данная программа по функциональному предназначению коррекционно-развивающей. Форма реализации программы – подгрупповая и индивидуальная. Срок реализации – 3 год.
Отличительной особенностью программы от уже существующих в этой области является то, что она ориентирована на развитие речи ребёнка с синдромом Дауна, а это означает процесс и результат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образовательные.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время большое количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К ним относятся и дети с синдромом Дауна. Особенность развития таких детей состоит в том, что у них нарушена познавательная деятельность, присутствует общее недоразвитие речи, снижена познавательная активность, снижен уровень понимания, отмечаются различные отклонения в поведении (неврозы, страхи, агрессивность). Развитие речи у детей с синдромом Дауна — это сложный многоуровневый и многофункциональный процесс, требующий от педагогов знаний этапов формирование речи у детей в норме, особенностей речевого развития детей с интеллектуальными особенностями, а также достаточного опыта в построении методики развития речи детей с синдромом Дауна и организации единого речевого режима среди всех педагогов.
Особенности развития речи детей с синдромом Дауна:
1. Понимание речи намного опережает развитие активной речи.
2. Зрительная память развита гораздо лучше слуховой.
3. Социальное и эмоциональное развитие являются наиболее сохранными сферами.
4. Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.
5. Сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого произношения.
Цель: развитие речи детей с синдромом Дауна.
•Задачи: Формирование общения «взрослый — ребенок».
• Расширение объема понимания обращенной речи.
• Формирование средств общения, доступных детям с синдромом Дауна.
•Использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, использование жестов и звуков. Все виды деятельности, игры, песенки и потешки, сопровождаемые движениями, должны подбираться с учетом данной задачи.
• Нормализация движений артикуляторных органов.
• Нормализация дыхания. Активизация вдоха и выдоха.
• Активизация звукопроизношения.
Методика и технология реализации:
Программарассчитана на три года дошкольного периода:
4-5 лет – первый год обучения;
5-6 лет – второй год обучения;
6-7 лет третий год обучения
Развитие речи и общения реализуется как на специально организованных занятиях логопеда и воспитателей, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях.
Программа носит цикличный характер, рассчитана для реализации в условиях детского дома на период 3 года. Программа реализуется в специально организованных и оснащенных помещениях детского дома с учетом возрастных и индивидуальных потребностей и особенностей воспитанников.
Целевая группа: воспитанники детского дома в возрасте от 5-х до 7-ти лет.
Состав исполнителей: педагогические работники учреждения, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Материальное обеспечение занятий: специализированные помещения детского дома, мольберт, компьютер, экран, мультимедиа проектор, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, методические материалы, наборы картинок по темам, игрушки, канцелярские принадлежности.
Формы реализации программы: работа по подгруппам и индивидуально, беседы, рассказы, показ иллюстраций, мультимедийных презентаций, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, речевые игры и упражнения.
Критерии эффективности программы:
— занятия адаптированы к социальным и психологическим особенностям развития детей;
используются различные методы работы;
каждое занятие имеет практическую часть;
все участники информированы о целях, задачах и формах работы.
Ожидаемые результаты:
• сформировано общение «взрослый — ребенок»
• достаточный объем понимания обращенной речи
• сформированы средства общения, доступные детям с синдромом Дауна
•в общении используются вербальные и невербальные средства: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, использование жестов и звуков
• нормализованы движения артикуляторных органов
• нормализовано дыхание, вдох и выдох активизированы
• звукопроизношения понятное окружающим, ясное, чёткое
Источник