Программа кружка кукольный театр для детей с синдромом дауна

Программа кружка кукольный театр для детей с синдромом дауна thumbnail
Коррекционно-развивающая  программа для детей с синдромом Дауна

Разработана: учителем-дефектологом:

Семеновой Т.Н.

г. Урай, 2015г.                                                         

Актуальность

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни.

 На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.

 Синдром Дауна был описан в 1866 году Джоном Дауном. Дети с синдромом Дауна рождаются относительно часто: один на 700-800 новорожденных, независимо от страны, социального положения и состояния здоровья родителей. Вероятность рождения такого ребенка увеличивается с возрастом матери, но так как молодые матери рождаются чаще, среди родителей детей с синдромом Дауна представлены все возрастные категории.

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию — в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным.

За последние годы появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна. Согласно им ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, общество столкнулось с тем печальным обстоятельством, что в работе с ними как специалисты, так и родители вынуждены опираться только на зарубежный опыт.

Дети, имеющие диагноз синдром Дауна имеют следующие нарушения в развитии: отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.), гипомнезия. Для таких детей существует необходимость в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Таким образом, дети с синдромом Дауна нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем формирование психологических предпосылок обучения, развития, поддержку личностного развития.

Целевая аудитория

Настоящая программа предназначена для использования специалистами Лекотек, реализующим психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей от 3 до 7 лет, имеющим диагноз синдромом Дауна.

Научная обоснованность

Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы Майоры Питерси и Робина Трилора «Маленькие ступеньки», Образовательной коррекционно-развивающей программы для детей раннего возраста с синдромом Дауна Миридоновой Е.И., Гусевой Н.А., Ляш А.И., Ланской Л.Ю., Методического пособия  Т.П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» и Индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы «Лекотека» А.М. Казьмина.

Так же использовались материалы из информационно-методических журналов, таких как «Необычные люди, обычная жизнь» и «Синдром Дауна XXI век».  

Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество. На всех этапах жизни детей с синдромом Дауна должны, по мнению учёных, находиться под патронажем специалистов, организующих процесс сопровождения этих людей в образовательном и социальном пространстве.

Становление в нашей стране системы помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы специального образования. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна в условиях семьи предполагает активное (субъект — субъектное) взаимодействие всех её участников (специалистов, членов семьи, самого ребёнка) в абилитационном процессе.

Весомый вклад в формирование отечественного опыта разработки системы ранней помощи вносит Институт педагогики РАО. Важнейшим направлением научных исследований института является поиск оптимальных путей реформирования системы специального образования, её реструктуризации за счет достраивания отсутствующего ныне структурного элемента — системы выявления и ранней комплексной помощи. Проведенные в институте исследования показывают, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно обеспечить максимальную реализацию потенциального развития ребенка с синдромом Дауна. Полученные данные, доказывают, что ранняя комплексная помощь открывает для значительной части детей возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение).

Одной из первых программ «раннего вмешательства» в развитие детей со сложным дефектам считается программа раннего обучения детей с синдромом Дауна, разработанная Л. Рходес с группой коллег в государственном госпитале Сонома (США) и продемонстрировавшая эффективность педагогического вмешательства в дефицитарное развитие.

Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», разработана в университете Маккуэри (Сидней, Австралия, 1975), апробирована в учебном центре этого университета на категории детей с синдромом Дауна и другими нарушениями развития. Данная Программа побуждает детей более полно взаимодействовать с окружающим миром.

Концептуальные положения программы «Маленькие ступеньки» представляют инновационный подход в области образования детей с нарушениями в развитии: «Учиться могут все дети. Ребёнок с нарушениями развития учится медленнее, однако, он может учиться!»

Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество. Родители, как педагоги, играют самую важную роль.

Эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребёнка. Индивидуальная программа ребёнка должна удовлетворять как потребностям самого малыша, так и возможностям его семьи.

Цели программы

  1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
  2. Осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождение семьи и ребенка;
  3. Социализация детей с синдромом Дауна.

Задачи:

  1. Психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детского взаимодействия;
  2. Установление доверительных отношений между специалистом и родителем, специалистом и ребенком, родителем и ребенком;
  3. Предоставление родителям информации по вопросам развития ребенка, об особенностях выявленного расстройства, ресурсах ребенка;
  4. Подбор адекватных методик по обучению, развитию ребенка, имеющего диагноз синдром Дауна;
  5. Проведение индивидуальных развивающих и психокоррекционных занятий в процессе игрового сеанса;
  6. Помощь родителям в преодолении психологических проблем.

Основные этапы психолого-педагогической коррекции

— первый этап — адаптационный — установление контакта с ребенком, имеющим диагноз синдром Дауна с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.

— второй этап — усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем дошкольном детстве,  продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования), ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна.

Социализация ребенка с синдромом Дауна, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.

— третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития), подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.

Принципы построения индивидуальных программ

  • Учет генетического хода основных линий развития предполагающих обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и его зоны ближайшего развития.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Единство требований к воспитанию ребенка в семье.
  • Деятельный подход к развитию личности ребенка, в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с интересом ребенка.
  • Коррекционная направленность воспитательного процесса.
  • Доступность повторяемость и концентричность предложенного материала.

Результат

В зависимости от тяжести нарушения ребенка оценка результатов происходит индивидуально для каждой семьи и ребенка. Позитивными результатами следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для ребенка и семьи на данном этапе. Контроль результатов работы по краткосрочным целям оптимально проводить каждые 3 месяца.

Примерное тематическое планирование занятий по коррекционно-развивающей программе

Коррекционно-развивающие занятия с каждым ребенком проводятся по 1 часу 2 раза в неделю в течение учебного года.

Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

II период – январь, февраль, март, апрель, май.

Период

Этап

Наименование этапа психолого-педагогической коррекции

Цели

Направление деятельности психолого-педагогической коррекции.

Сроки осуществления деятельности

I.

1.

Первичная диагностика

Установление контакта с ребенком и его родителями. Отслеживание особенностей развития детей.

Адаптация ребенка к коррекционно-развивающей среде. Разработка коррекционно-развивающего  маршрута, написание ИОПР для ребенка с синдромом Дауна.

Сентябрь

2.

Коррекционно-развивающий.

Усиление психологической активности.

Социализация ребенка, организация целенаправленного поведения, развитие основных психологических процессов

  • РРазвитие познавательной сферы.
  • РРазвитие социально-эмоциональной сферы.
  • РРечевое развитие.
  • ММоторное развитие.

Октябрь — май

II.

3.

Вторичная диагностика.

Отслеживание динамики психолого-педагогической коррекции.

Подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.

Май — июнь

Занятие. Умелые ручки

Цель: формирование навыков мелкой моторики и сенсорных эталонов посредством игр – упражнений на развитие активного словаря, логического мышления и установления эмоционального контакта.

Задачи:

  • Формирование эмоционального контакта у ребенка со специалистом;
  • Обучение действиям с игрушками в соответствии с  их функциональным назначением;
  • Активизация сенсорной чувствительности;
  • Формирование интереса к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить правильно держать карандаш, рисовать на листе.

Вид занятия: развивающее.

Форма работы: индивидуальная.

Методы и приемы работы: комментирование, беседа, спрашивание, следование за ребенком, рисование, эмпатическое реагирование, поддержание циклов общения, моделирование и расширение.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Материалы и оборудование: сенсорная божья коровка, книга -развивающее пособие, цветные карандаши, ватман.

План занятия:

Этапы занятия

Время

  1. Вводный этап
  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение на контактность
  1. Основная часть
  1. Упражнение на развитие познавательной сферы
  2. Упражнение на социально-эмоциональное развитие
  3. Упражнение на речевое развитие
  1. Заключительный этап
  1. Ритуал прощания

Ход занятия:

  1. Вводный этап:

Ритуал приветствия «Хлопотушки»

Ход упражнения: в начале занятия специалист и  ребенок приветствуют друг друга тремя хлопками, соприкасаясь ладонями и проговаривая: «Привет! Привет! Привет»

Игра «Ручки»

Цель: формирование   эмоционального  и тактильного  контакта   со  взрослым.

Ход игры:

Специалист: «Сегодня мы с тобой будем играть в игры где обязательно нужна помощь наших ручек». Специалист берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки специалиста по руке ребенка. Если ребенок не в настроении и активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда специалист продолжает похлопывание себе или родителю ребенка.

  1. Основная часть:

Игра «Сенсорная Божья коровка»

Цель: формировать умение выделять сенсорные эталоны осязательных признаков божьей коровки. Учить обследовать и различать свойства предметов (гладкая – шероховатая, мягкая – твёрдая, гладкая — шершавая и т. п.)

Ход игры: Специалист: «Давай посмотрим на нашу большую Божью коровку. Смотри сколько на ней кружков с  неизвестной нам поверхностью. А может мы и знаем что это? Подойдем поближе и  рассмотрим божью коровку, а лучше давай потрогаем каждый кружок».  Ощупывая каждый элемент по отдельности специалист делает акцент на свойстве предмета. Спрашивает у ребенка: «Какое оно?» «Что тебе больше нравится на ощупь?».

Игра «Похлопаем в ладоши»

Цель: учить ребенка подражать положительным эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Ход игры: Специалист: «Как много мы узнали от Божьей коровки. Давай похвалим друг друга за проделанную работу». Специалист находится напротив ребенка, поочередно хлопает в свои ладони и в ладони ребенка, при этом произносит потешку:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Специалист: «Молодцы! Теперь я покажу тебе еще одну игру, где без рук никуда».

Игра «Когда это бывает?»

Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития, ознакомление с окружающим миром.

Ход игры: специалист, ориентируясь на задания расположенные в верхней части пособия совместно с ребенком подбирает правильный вариант ответа из нижней его части, стимулируя ребенка  к называнию и проговариванию ответов.

Игра «Каляки – маляки»

Цель: формировать у ребенка интерес к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить правильно держать карандаш, рисовать на листе.

Ход занятия: Специалист: «А теперь давай немного позабавимся. Я дам тебе много карандашей и можешь рисовать что захочешь». Специалист предлагает ребёнку рисовать на листе бумаги, эмоционально поощряет его действия, затем берёт рисунок малыша, дорисовывает детали, чтобы получился знакомый ему предмет. Далее комментирует рисунок и побуждает ребёнка узнать в изображении знакомый предмет.

  1. Заключительный этап
  2. Ритуал прощания «Спасибо нам!»

Ход упражнения: в завершении занятия специалист предлагает ребенку вспомнить все, что они делали на занятии, с чем и во что они играли, вспоминая упражнения с начала занятия. В знак благодарности и хорошего настроения специалист и ребенок берутся за руки, устанавливают визуальный контакт на уровне глаз ребенка  и проговаривают вместе следующие слова: «Спасибо нам!!!».

Литература

  1. Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю. Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида г. Оленегорска Мурманской области. — Мурманск, 2004г.
  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
  3. Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка. – СПб.: Лев и Сова, 2007.
  4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). – С-Пб.: Паритет, 2005.
  5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо… (Развитие общеречевых навыков). – С-Пб.: Паритет, 2005.
  6. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. — Москва, 2002.
  7. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Говорить, читать и думать: Пособие для воспитателей, логопедов и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2007.
  8. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. — Спб.: КАРО, 2005.
  9. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
  10. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  11. Силберг Дж. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет // Пер. с англ. Е.А. Бакушева. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Поппури», 2005.
  12. Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет. – М.: Эксмо, 2007.
  13. Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  14. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. — Москва, 2008.
  15. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  16. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

Источник

Городской округ город Бор Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная школа №19

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 30.08.2017г.

Утверждено

Приказ №216-д от 31.08.2017г.

Дополнительная образовательная

общеразвивающая программа кружка

кружка «Кукольный театр»

(художественная направленность)

на 2017-2018 учебный год

Возраст детей с 11 до 13 лет

Валентина Владимировна

учитель

п. Железнодорожный

2017-2018учебный год

Оглавление

1. Пояснительная записка 3 стр.

2. Содержание программы 5 стр.

3. Календарный учебный график 7 стр.

4. Учебный план 9 стр.

5. Учебно-тематический план 10 стр.

6. Оценочные материалы 12 стр.

7. Список литературы 13 стр.

2

Пояснительная записка

Направленность программы

Программа кружка «Кукольный театр» является программой художественно-эстетической направленности. Программа разработана на основании программы «Сказочная мастерская «Кудесники», «Театр кукол» автор Крутенкова Алена Дмитриевна. Программа направлена на воспитание личности ребенка, развитие его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей, разнообразных прикладных умений: клеить, шить, строгать, выпиливать, рисовать и т.п. Известно, что кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно отно-ситься к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др. ученики любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом.

Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательной, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относиться к подбору репертуара. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Новизна программы: Программа позволяет более расширенно использовать на занятиях театрализованную деятельность, как основную. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

3

Актуальность программы. В настоящий момент актуальным, на наш взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение занятий театрального кружка способно эффективно повлиять на воспитательно – образовательный процесс. Сплочение детского коллектива, расширение культурного диапазона, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях.

Педагогическая целесообразность. Наиболее эффективной для развития детей является коллективная театрализованная деятельность, которая направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Формы и режим занятий.

С учётом направленности программы занятия в кукольном объединении проводятся группой 1 раз в неделю по 1 часу (36 часов в год).

Срок реализации программы – 1 год.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 11-13 лет.

4

Содержание программы

Данная программа имеет художественную направленность.

Цель: Формирование и развитие творческих способностей, художественного вкуса и нравственного начала детей средствами кукольного театрального искусства.

Задачи:

Образовательные задачи

— познакомить детей с куклами разных систем;

— познакомить детей со специальными терминами театрального мира;

— сформировать навык работы с театральной пьесой, сценической речью;

— научить работать с куклой (на ширме и без неё);

— научить технике изготовления кукол, несложных декораций;

Развивающие задачи

— содействовать развитию коммуникативных способностей детей;

— способствовать развитию воображения, фантазии, мышления;

— научить логически правильно и чётко в своём чтении передавать мысли автора, выявлять смысл текста;

Воспитательные задачи

— способствовать воспитанию духовно – нравственных качеств личности;

— развивать творческие способности детей и чувство прекрасного;

— способствовать развитию товарищества и взаимопомощи;

Ожидаемые результаты.

Образовательный компонент программы:

Дети должны знать:

о куклах различных систем;

о специальных терминах театрального мира.

5

Дети должны уметь:

анализировать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей;

работать с куклой на ширме и без неё;

изготавливать несложные декорации.

изготовлять кукол.

Развивающий компонент программы:

Дети должны уметь:

логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора;

понимать смысл изображенных явлений;

раскрыть смысл слушателям с помощью разнообразных интонаций и тембра голоса;

Воспитательный компонент программы:

Дети приобретают навыки:

общения с партнером;

адекватного и образного реагирования на внешние раздражители;

коллективного творчества;

Избавляются от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретают открытость, самостоятельность, ответственность перед коллективом.

Организационно-педагогические условия реализации программы

При составлении программы учитывались потребности и желание учащихся в

реализации творческих и артистических способностей.

Дополнительная образовательная программа рассчитана на обучающихся 11-13 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу – всего 36 часов в год. Формы подведения итогов реализации образовательной программы (аттестация)тест,спектакль.

Материально-техническая база.

Проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук, ширма, куклы, декорации (изготовленные ранее).

6

Календарный учебный график

число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма контроля

1

8 сент.

с 14.30

беседа

1

Организационная беседа

библ.

Собеседование

2

15 сент.

с 14.30

дискуссия

1

Культура и техника речи

библ.

Индивидуальный опрос

3

22 сент.

с 14.30

темат

чтения

1

Диалоги и монологи, виды говорения.

библ.

Индивидуальный опрос

4

29сент.

с 14.30

практ.

1

Проговаривание рифмовок,

скороговорок, стихов. Подбор простейших рифм.

библ.

Индивидуальный опрос

5

6 окт.

с 14.30

дискуссия

1

Интонации

речи. Выражение основных чувств.

библ.

Индивидуальный опрос

6

13 окт.

с 14.30

практ.

1

Сюжетно-ролевые игры

библ.

Опрос

7

20 окт.

с 14.30

практ.

1

Элементы сценического действия.

библ.

Опрос

8

27 окт.

с 14.30

беседа

1

Как заучить

роль героя

библ.

Опрос

9

3 нояб.

с 14.30

беседа

1

Работа над выразительностью речи

библ.

Индивидуальный опрос

10

10 нояб.

с 14.30

практ.

1

Отработка дикции и четкого произношения слов.

библ.

Индивидуальный опрос

11

17нояб.

с 14.30

беседа

1

Прочтение сценария спектакля.

библ.

Собеседование

12

24нояб.

с 14.30

дискуссия

1

Обсуждение сюжетной линии

библ.

Собеседование

13

1 декаб.

с 14.30

дискуссия

1

Распределение ролей

библ.

Собеседование

14

8дек.

с 14.30

твор.

практ.

1

Рисуем персонажи

библ.

Собеседование

15

15дек.

с 14.30

твор. практ.

.

1

Изготовление

голов кукол

библ.

Практика.

16

22дек.

с 14.30

тест

1

Промежуточная аттестация

библ.

Опрос

17

28дек.

с 14.30

творч.

1

Раскрашивание

голов кукол

библ.

Практика.

18

5 янв.

с 14.30

творч

1

Оформление причесок кукол

библ.

Практика.

19

12янв.

с 14.30

творч.

1

Подбор тканей

для кукол

библ.

Собеседование

20

19янв.

с 14.30

творч.

1

Раскрой костюмов

библ.

Собеседование

21

26янв.

с 14.30

практ.

1

Отшив.

библ.

Практика.

22

2февр.

с 14.30

практ.

1

Сбор кукол

библ.

Практика.

23

9февр.

с 14.30

практ.

1

Отделка

библ.

Практика.

24

16февр.

с 14.30

дискуссия

1

Обсуждение декораций

библ.

Собеседование

25

2март

с 14.30

практ.

1

Выполнение эскизов декораций

библ.

Практика.

26

16март.

с 14.30

практ.

1

Изготовление декораций

библ.

Практика.

27

23март

с 14.30

практ.

1

Отработка текстов

библ.

Практика.

28

30 мар.

с 14.30

практ.

1

Репетиция без ширмы

библ.

Опрос

29

6 апр.

с 14.30

практ.

1

Репетиция с ширмой.

библ.

Опрос

30

13 апр.

с 14.30

практ.

1

Монтировочные репетиции

библ.

Опрос

31

20 апр.

с 14.30

практ.

1

Генеральная репетиция

библ.

Опрос

32

27апр.

с 14.30

практ.

1

Показ спектакля в 1-2кл.

каб.1

Практика.

33

4 мая

с 14.30

практ.

1

Показ спектакля в 3-4кл.

каб.3

Практика.

34

11мая

с 14.30

практ.

1

Показ спектакля в 5-7кл.

каб.5

Практика.

35

18мая

с 14.30

практ.

1

Показ спектакля в МДОУ «Журавушка»

МДОУ

«Жура-вушка»

Итоговая аттестация

36

25 мая

с 14.30

практ.

1

Итоговое занятие

библ.

Собеседование

8

Учебный план

Количество часов

Форма

аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

«В начале было слово…»

5

1

4

Собеседование

Индивидуальный опрос

2

Сценические действия и театральные игры

8

7

1

Собеседование

Индивидуальный опрос

3

Изготовление кукольных персонажей и декораций

13

3

10

Практические занятия

Промежуточная аттестация: тест

4

Мы актеры-кукловоды

10

1

9

Итоговая аттестация:

спектакль

ИТОГО:

36

12

24

9

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Форма

аттестации/

контроля

всего

теория

прак

тика

1

«В начале было слово…»

5

1

4

Собеседование

Индивидуальный опрос

2

Сценические действия и театральные игры

8

7

1

Собеседование

Индивидуальный опрос

3

Изготовление кукольных персонажей и декораций

13

3

10

Практические занятия

Промежуточная аттестация: тест

10

Мы актеры-кукловоды 10

1

9

Итоговая аттестация:

спектакль

ИТОГО:

36

12

24

11

Оценочные материалы

Контроль осуществляется в виде промежуточной аттестации по результатам собеседования и диагностики творческого потенциала и культуры школьников на момент начала обучения, и итоговой аттестации на момент окончания обучения.

Текущий контроль осуществляется в ходе собеседования, индивидуального опроса, практических работ в процессе проведения занятий. При этом должны учитываться:

— полнота раскрытия темы;

— умение самостоятельно ставить творческую задачу и планировать свою деятельность;

— умение анализировать, формулировать выводы;

— умение применять полученные знания, умения и навыки в процессе работы над спектаклем.

Степень достижения результатов оценивается по трем уровням:

высокий уровень-

• точное знание своей роли и соответствие художественному образу;

• владение куклой;

• сценодвижение;

• эмоциональность исполнения.

средний уровень-

• не до конца проработал над образом роли;

• нарушения в произношении.

низкий уровень-

• невнятное произношение;

• неэмоциональное исполнение роли;

• нарушение кукловождения.

12

Список литературы

  1. Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год

  2. Образцов С. «Театр кукол» Детская энциклопедия-М. 1968г.-т.12с.532-533

  3. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – Москва, 1987 год

  4. Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и поговорки.-Москва, 1990 год

  5. Соломоник И.Н. «Куклы выходят на сцену» Кн. Для учителя М.,

Просвещение, 1993г.-с.160

  1. Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. Москва, -1986 год

  2. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000 год

  3. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.- Москва, 2001 год

  4. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» Пособие для педагогов дополнительного образования – М.АРКТИ,1999г.-с.160.

10 Крутенкова А.Д. Кукольный театр: программа, рекомендации,

миниспектакли, пьесы. 1-9 классы. Волгоград: учитель, 2009г.

13

Источник