Программа коррекции при синдроме эмоционального выгорания
СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю Директор СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями» М.М.Анисимова | Согласно Зам. директора по учебной работе Евдокимова И.А. | Рассмотрено на педсовете Протокол №______ от «____»_________201__г. Председатель педсовета |
(Ф.И.О) | (Ф.И.О) | (Ф.И.О) |
Программа
профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов
Разработала
Педагог-психолог
Яковлева Н.А
2017 г.
Пояснительная записка.
В настоящее время синдром эмоционального выгорания встречается всё чаще, особенно среди педагогов. Исследователями в этой среде выявлены симптомы, определяющие профессиональное выгорание: снижение мотивации к работе, неудовлетворённость работой, игнорирование требований к безопасности и процедурам, потеря концентрации и увеличение ошибок, поиск оправдания вместо решений, конфликты на рабочем месте, хроническая усталость, раздражительность, нервозность, беспокойство и многое другое.
С повышением требования со стороны общества к качеству образования, и, следовательно, к личности педагога, увеличивается нагрузка, меняется привычный режим и темп деятельности. Такие изменения содержат в себе увеличение нервно-психического напряжения педагога. Нельзя игнорировать тот факт, что любая профессия, связанная с общением с людьми, требует терпения и особых навыков взаимодействия. В связи с этим работа людьми, а особенно с детьми, требует особых усилий и со временем вызывает эмоциональное перенапряжение.
Профессия педагога является еще более сложной, в связи с тем, что он в процессе работы взаимодействует не только с детьми, но и с родителями, коллегами, родственниками. Большая часть рабочего времени педагога проходит в эмоциональном напряжении и требует постоянной концентрация внимания, высокой ответственности за жизнь и здоровье обучающихся.
И, естественно это оказывают влияние на эмоциональное состояние педагога. Проявления усталости, нервозности и раздражительности негативно сказываются не только на педагога, но и на окружающих. А так как профессиональный долг педагога обязывает принимать взвешенные решения и преодолевать эмоциональное напряжение, ему необходимо справляться с накопившимися проблемами, без вреда для окружающих.
В связи с вышесказанным возникла необходимость создания специальной программы для педагогов, способствующей профилактике и коррекции синдрома выгорания и повышению стрессоустойчивости в обществе. Актуальность программы заключается в том, что она направлена на снятие эмоционального напряжения, обучение методам саморегуляции психоэмоционального состояния, выработку педагогами в процессе занятий приемлемых способов профилактики эмоционально-личностного выгорания.
Программа предполагает реализацию комплекса занятий в течение учебного года 2 раза в месяц. На первом этапе программы проводятся беседы и тестирование педагогов, где учитываются все предложения и желания участников. Программа включает в себя комплекс групповых занятий (тренингов), направленный на профилактику и коррекцию синдрома эмоционального выгорания.
В состав программы входят 20 занятий, продолжительность которых, в среднем 30-40 минут. Занятия проводятся с использованием звукового и музыкального сопровождения (спокойная музыка, запись аутотренингов с голосом ведущего, звуки природы: пение птиц, звук морского прибоя, шум дождя, водопада и др.).
Цель программы: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи программы:
— ознакомить педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;
— обучить педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;
— способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата;
— развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.
Ожидаемые результаты программы:
1. Повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья;
2. Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
3. Формирование начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
4. Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.
5. Повышение мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.
Используемые методы: игровые, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.
В программе используются различные способы управления эмоциональным состоянием:
- игры, направленные на развитие социальной перцепции;
- методы телесно – ориентированной терапии;
- элементы арт – терапии;
- элементы музыкотерапии;
- игровые методы.
Календарно – тематический план
№ | Сроки проведения | Форма работы | Тема, цель | Участники |
1 | сентябрь | диагностика | Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; Опросник на выявление причин эмоционального выгорания; Методика определения психологического климата в коллективе | психолог, педагоги |
2 | сентябрь | тренинг | «Мы личности» Сплочение педагогического коллектива и преодоление психологических зажимов | психолог, педагоги |
3 | октябрь | тренинг | Обучаемся навыкам саморегуляции. Упр. «Дыхание». Звуковая гимнастика. | психолог, педагоги |
4 | октябрь | тренинг | «Улыбнись вопреки всему». Упр. с элементами релаксации. | психолог, педагоги |
5 | ноябрь | тренинг | Обучение диафрагмальному дыханию. Звуковая гимнастика. | психолог, педагоги |
6 | ноябрь | тренинг | «Ты не одинок». Упр. «Дыхание». | психолог, педагоги |
7 | декабрь | игротренинг | «Давайте говорить друг другу комплементы» Преодоление трудностей в совместной работе и конструктивное сотрудничество | психолог, педагоги |
8 | декабрь | тренинг | «Рисуем вместе». Занятие с элементами аоттерапии. | психолог, педагоги |
9 | январь | тренинг | «Мы рядом» Сплочение педагогического коллектива и развитие эмпатии. | психолог, педагоги |
10 | январь | тренинг | «Список эмоций» | психолог, педагоги |
11 | февраль | мозговой штурм | «Решение конфликтных ситуаций» | психолог, педагоги |
12 | февраль | игротренинг | «Вместе весело шагать» | психолог, педагоги |
13 | март | тренинг | «Самооценка и уровень притязаний» | психолог, педагоги |
14 | март | тренинг | «Закончи предложение». Звуковая гимнастика. | психолог, педагоги |
15 | апрель | тренинг | «Поверь в себя» | психолог, педагоги |
16 | апрель | тренинг | «Учимся снимать напряжение». Самомассаж. Элементы телесно-ориентированной терапии. Упр. «Дождик». | психолог, педагоги |
17 | май | тренинг | «Здоровье не купишь» | психолог, педагоги |
18 | май | игротренинг | «Передача чувств» | психолог, педагоги |
19 | июнь | диагностика | Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; Опросник на выявление причин эмоционального выгорания; Методика определения психологического климата в коллективе «Плечом к плечу» Сплочение педагогического коллектива, снятие эмоционального напряжения. | психолог, педагоги |
20 | июнь | беседа | Просмотр презентации на тему: «Профилактика эмоционального выгорания». Индивидуальные беседы по результатам диагностики. | психолог, педагоги |
Источник
Ася Кузьмина
Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя
Проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении сегодня актуальна. В связи с повышающимися требованиями со стороны общества к личности воспитателя от него требуется не только владение педагогической техникой (например, речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), но и постоянное освоение новых умений, навыков, а так же творческого отношения к работе.
Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что может приводить к профессиональной деформации — синдрому эмоционального выгорания (далее — СЭВ). Поэтому в практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.
Цель программы: реализовать комплексную систему мер по профилактике СЭВ и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя.
Задачи:
•Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;
•Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;
•Знакомство со стратегиями личностного роста (тайм-менеджмент, планирование карьеры);
•Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья;
•Информирование администрации ДОУ о стратегических и тактических мероприятиях, способствующих снижению стрессогенных факторов.
Формы работы: мини-лекции, групповые и индивидуальные консультации, тестирование, тренинги, работа с кейсами.
Этапы:
1. Информационный блок — предоставление информации о СЭВ, его причинах и признаках.
2.Аудит стресса по методике Оксинойда К. Э. : оценка удовлетворенности персонала условиями труда (идентифицировать источники профессионального стресса персонала, оценка эмоционального состояния персонала (величина стрессовой нагрузки).
3. Консультирование (уровень руководителя) по итогам аудита об эффективности тактических принимаемых мер снижения стресса у работников в организации, а так же необходимых дополнительных (в т. ч. стратегических) мероприятиях, способствующих профилактике СЭВ. Информирование о возможности определения графика мероприятий по профилактике СЭВ, а так же оценке качества и своевременности проведения тех или иных мероприятий.
4а. Консультирование (уровень педагога) по итогам аудита. Проведение ознакомления и обучения психотехническим приемам снижения стресса, помощь в подборе индивидуальной линии поведения при профилактике СЭВ (учет личностных особенностей участников программы). Предоставление информации о методах тайм-менеджмента, способах совершенствования педагогической культуры, рациональном планировании личностного роста. В идеале, после проведения программы на уровне педагога, должна быть сформирована модель «стресс-компетентности», которая позволит учитывать профессиональные и личностные особенности специалиста при реализации мер профилактики и коррекции СЭВ.
4б. При необходимости проведение индивидуальных консультаций для коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя (тревожность, гнев, чувство бессмысленности деятельности, пессимизм, апатия и т. п.).
5. Аудит стресса по методике Оксинойда К. Э. (оценка эмоционального состояния персонала). Сравнение показателей до и после проведение программы.
6. Обратная связь по программе (что было новым, полезным, интересным, актуальным; какие методы профилактики СЭВ педагоги ДОУ практикуют, в чем видят их преимущество; какие стратегии и способы профилактики СЭВ наиболее актуальны сейчас)
Таким образом, профилактика СЭВ — это система согласованных мероприятий, направленная не только на личностные особенности персонала ДОУ, но и на разработку и внедрение программы профилактики СЭВ педагогов организации, т. е. ориентированная на постоянный мониторинг СЭВ руководителем организации (и, в случае необходимости, корректировку ранее разработанной программы профилактики СЭВ).
Работы только с персоналом по профилактике СЭВ недостаточно, т. к. в процессе выполнения своих должностных обязанностей педагоги непрерывно находятся в активном взаимодействии. Если в организации практикуется продолжительная чрезмерная нагрузка, сочетающаяся с конфликтными межличностными взаимоотношениями, то даже при коррекции СЭВ у педагогов (индивидуальный подход) эффект от этих мер будем минимальным (т. к. не исключается основной стрессогенный фактор).
Поэтому важно, что бы профилактика СЭВ проводилась комплексно (на уровне организации), а руководителем организации проводился регулярный мониторинг. Если влияние стрессогенных факторов на педагогов ДОУ не будет превышать критический уровень, то значит, стрессогенные факторы не будут провоцировать дезорганизацию и трудовых процессов, и личностных качеств.
Ниже приводится пример информационно-раздаточного материала (буклета) для педагогов по проблеме СЭВ.
1. Как участие в программе по профилактики синдрома эмоционального выгорания и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя поможет именно мне?
СЭВ является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих и развивается длительно. СЭВ всегда отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование (а так же и другие негативные проявления). Участие в программе положительно влияет на профилактику СЭВ. Ознакомление с причинами, формами проявления СЭВ, а так же обучение и применение способов саморегуляции и самотестирования уровня стресса педагогом свидетельствует об его активном жизненном подходе, самопознании, психологической культуре.
2. Существуют ли общие «пусковые» причины возникновения СЭВ?
Да, конечно. Сама специфика профессиональной педагогической деятельности, а именно ежедневное наличие большого числа эмоциогенных факторов (высокая эмоциональная загруженность деятельности) является доминирующей причиной СЭВ. Но есть и причины, являющиеся индивидуальными, например:
• высокая эмоциональная включенность в деятельность (вызывает большую эмоциональную перегрузку);
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
• отсутствие навыков коммуникации при трудных (конфликтных) ситуациях общения с детьми, родителями, администрацией.
Важно не только знать информацию о СЭВ, но и свои личностные особенности, способствующие возникновению СЭВ. То есть, большая роль в профилактике и коррекции симптомов СЭВ принадлежит именно самому педагогу (самоанализ, применение мер по снижению стрессогенных факторов).
3. Для чего обсуждать эту проблему в коллективе, если сам педагог ответственен за профилактику СЭВ?
Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается. Поэтому важно обмениваться мнениями с коллегами, в т. ч. и о способах профилактики СЭВ. Кроме того, если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, то, выше вероятность, что коллективно более результативно можно найти разумное решение возникшей у него проблемы.
Так же возможна организация объединений при ДОУ для систематического обмена информацией, в т. ч. с представителями других ДОУ (всевозможные профессиональные неформальные объединения, где могут обсуждаться накопленные идеи, наработки, рекомендации, советы, а так же приглашаться специалисты, имеющие по данному вопросу полезный опыт).
Можно так же напомнить, что поддержание хорошей спортивной формы и хронический стресс — полярные явления. Поэтому даже организация «спортивных марафонов», «клубов здоровья» педагогов ДОУ уменьшает проявление синдрома СЭВ!
4. Какие рекомендации необходимо соблюдать для профилактики СЭВ?
• Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни (постарайтесь сохранять нормальный распорядок жизни, насколько это возможно: выделяйте достаточное время для сна, отдыха, физической активности, хобби)
• Освойте методы саморегуляции (например, релаксацию, техники работы с дыханием) и старайтесь чаще их использовать;
• Не «пережевывайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.
• Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь.
• Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
А так же привожу примеры рекомендаций для педагогов от коллег:
• Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение!
• Вредные привычки сбросьте как рукавички!
• Смейтесь больше — проживете дольше!
Источник
Марина Донская
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образования
Проблема профессионального выгорания приобретает все большую актуальность на сегодняшний день в связи с возросшими требованиями общества к качеству образования. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения [1]. Но наиболее подверженной возникновению синдрома эмоционального выгорания является категория педагогов дошкольного образования. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, относят ежедневную психическую нагрузку, самоотверженную помощь воспитанникам и семьям воспитанников, высокую ответственность за жизнь и здоровье вверенных детей, дисбаланс между интеллектуально – энергетическими затратами и морально – материальным вознаграждением, поведение детей с особыми образовательными потребностями[2].
В настоящее время накоплен большой научный материал в изучении компонентов выгорания, симптомов и факторах, способствующих его появлению, однако в практическом плане актуальной стала проблема выявления системообразующих личностных ресурсов преодоления синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования[4]. Ведущим симптомом выгорания было выявлено психоэмоциональное истощение. Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей[3].
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.
Структура синдрома профессионального выгорания, по В. В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз: напряжения, резистенции, истощения.
Риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов, при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, трудно ощутимыми результатами работы, неразрешённых личностных конфликтов[4]. Профессиональное выгорание оказывает деструктивное влияние на развитие личности педагога и требует коррекции — программа профилактики эмоционального выгорания педагогов[5].
При решения данных задач была создана программа коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов «Путь к гармонии», в которой приняли участие 27 человек. Программа реализовывалась на базе МДОУ «Детский сад №2» в 2013-2014 учебном году.
Диагностика профессионального выгорания педагогов осуществлялась с помощью следующих методик.
1. Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных учреждений (модификация методики В. В. Бойко);
2. «Определение психического «выгорания» А. А. Рукавишникова.
Целью программы является создание организационных условий способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Задачи программы:
1. Формировать позитивное отношение педагогов к себе, своим воспитанникам, к жизни;
2. Создавать условия для активизации личностной рефлексии, стимуляции интереса к самопознанию, самоизменению, самосовершенствованию;
3. Повышать профессиональную и психологическую компетентность педагогов;
4. Обучать педагогов способам саморегуляции, технологиям снятия психоэмоционального напряжения;
Программа рассчитана на 20 часов: 10 занятий по 2 часа, 1 занятие в неделю.
Для организации условий профилактики эмоционального выгоранияпо реализации программы привлечены следующие материально-технические ресурсы: пространство для проведения занятий (музыкальный зал, музыкальное сопровождение, компьютерные программы с видеозаписями релаксационного действия, коврики и маты для выполнения упражнений лежа, канцтовары.
Новизна программы заключается в том, что она носит интегративный характер, представляя собой обобщение способов работы,принадлежащих к опыту разных теорий и направлений в психологии: телесно-ориентированной терапии, позитивной психотерапии, арт-терапии, сенсорной интеграции.
Программа коррекции эмоционального выгорания педагогов «Путь к гармонии» эффективна в работе и имеет практическое значение. Универсальность и гибкость программы позволяют успешно использовать ее и для профилактики эмоционального выгорания у тех, кто много работает, общается, чья работа связана с ответственностью и руководством.
Методологической основой программы составили исследования, посвященные проблеме эмоционального выгорания педагогов (В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Н. В. Гришина, С. Джексон, Э. Ф. Зеер, К. Маслач, Е. С. Старченкова, Т. В. Форманюк).
После завершения программы мы провели повторную диагностику для оценки ее эффективности с использованием тех же методики, что и на констатирующем этапе. Анализ результатов показывает, что педагоги стали использовать более эффективные способы снятия напряжения, повысилась комфортность состояния, улучшился эмоциональных фон, и поэтому возросла продуктивность деятельности. Большое значение для достижения таких результатов имело повышение осознанности собственных действий и состояний в результате анализа с помощью разных игры и упражнений.
Прежде всего, нами было выявлено, что количество педагогов со сформированными фазами эмоционального выгорания уменьшилось, а с несформированными, наоборот, увеличилось. У педагогов уменьшилось ощущение неудовлетворенности собой, снизилась тревожность и депрессивные проявления, повысилась уверенность в себе.
О положительной динамики свидетельствует и то, что количество педагогов с низкий индексом выгорания возросло до 40%, с высоким индексом уменьшилось до 17,2%,со средним уменьшилось до 42,8%. Качественные изменения проявились в снижение утомления и повышение работоспособности, уменьшение раздражительности, повышение активности и продуктивности деятельности.
Полученные результаты указывают на то, что создание организационных условий для профилактики эмоционального выгорания явились эффективными. Результаты констатирующего эксперимента показали, что среди педагогов наименьшее количество составляют педагоги, у которых пока еще не происходит формирование синдрома эмоционального выгорания и фазы выгорания не сформированы – они составляют 22,8%. У 45,7% педагогов не наблюдается формирование фаз эмоционального выгорания, что указывает на отсутствие риска возникновения синдрома.
Успешному преодолению фаз выгорания способствует выраженное стремление к приобретению знаний и умений переживать настоящий момент своей жизни во всей его полнота, хорошо рефлексируя свои потребности и чувства, умение видеть свою жизнь целостной. Легкость в установлении глубоких и телесных эмоционально – насыщенных контактов, гибкость в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми, осмысленность жизни[5]. Данная модель взаимодействия была успешно усвоена и закреплена благодаря программе коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов «Путь к гармонии».
Литература
1. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания. Монография. –Иркутск: ИПКРО, 2011. – С. 4-5.
2. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 2005. – 105 с.
3. Зеленова И. В. Эмоциональное выгорание. – М., 2002.
4. Копытова Н. Н. Справляемся с профессиональным выгоранием // Методист ДОУ. 2012.-№9. – С. 6-41.
5. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе. Волгоград, 2008.
Источник