Профилактика синдрома профессионального выгорания социального работника
Анастасия Власова
Проект «Не успей сгореть» по профилактике профессионального выгорания работников социальной защиты
Проект «Не успей сгореть»
Направление: Оздоровительный проект – профилактика профессионального выгорания работников социальной защиты.
Длительность проекта: 1 год.
Анализ ситуации и выявление актуальных социальных проблем
Профессиональная деятельность работника социальной службы, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе специальностей с высокой моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Не редко встречающиеся стрессовые ситуации, в которые попадает специалист социальной сферы в процессе сложного социального взаимодействия с населением, постоянное проникновение в суть социальных проблем людей, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье работника социальной сферы.
Специалистам системы «человек — человек», свойственен так называемый синдром профессионального «выгорания», проявляющийся как состояние физического и психического истощения, вызываемого интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Ещё это связано с тем, что в своей профессиональной деятельности специалист, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».
Актуальность исследования профессионального выгорания у педагогов обусловлена высокой социальной значимостью данной профессии.
Цель проекта: предотвращение и профилактика профессионального выгорания работников.
Задачи проекта:
1. провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;
2. развить у социальных работников навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;
3. способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок, как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;
4. повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».
Целевая группа проекта: сотрудники учреждения, независимо от занимаемой должности.
5. Мероприятия проекта
Изучение психолого – педагогической литературы по данной проблеме.
Формирование рабочей группы.
Первичная диагностика сотрудников «ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!».
Лекция совместно с медицинским работником «Стрессы и их последствия».
Круглый стол «Синдром профессионального выгорания – это…».
Тренинг «Путь к гармонии».
Песочная терапия «Мой внутренний мир».
«Мозговой штурм» по созданию банка естественных способах профилактики.
Релаксационные тренинги.
Ведение дневников каждым сотрудником.
Повторная диагностика.
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации проекта профилактики профессионального выгорания предусматривается:
ознакомление с синдромом профессионального выгорания;
повышение эмоциональной устойчивости социальных работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;
развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками;
стабилизация уверенности в себе, формирование образа социального работника в структуре образа-Я;
снижение уровня тревожности у социальных работников и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;
повышение качества обслуживания клиентов;
повышение социально-психологического профессионализма специалистов Центра и социозащитных учреждений края.
Ресурсы проекта
Для реализации проекта психологи в социальной сфере будут использовать собственные и ресурсы учреждения:
Кабинет психолога в социальной сфере, актовый зал;
Проектор, музыкальный центр, СD и DVD диски;
Релаксационные и развивающие программы на СD, DVD;
Гимнастические коврики, релаксационные мячи, игрушки,
Канцтовары (бумага А4, файлы, ватман, картон белый и цветной, краски, пастельные мелки, доска, пластилин, карандаши, шариковые ручки, фломастеры, флешки;
Мольберты, материалы для арт-терапии.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностический инструментарий
«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!»
Диагностическая методика выявляет степень профессионального выгорания. Может использоваться как для самодиагностики, так и при профессиональной работе с клиентами.
Инструкция к выполнению. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду сбуъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
№ Вопросы
1 Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться
2 Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры
3 Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)
4 Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)
5 Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого
6 От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров
7 Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался
8 Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие)
9 Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам то, чего требует профессиональный долг
10 Моя работа притупляет эмоции
11 Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе
12 Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой
13 Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения
14 Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения
15 Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность
16 Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь
17 Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты
18 Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером
19 Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше
20 Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру внимания меньше, чем положено
21 Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение
22 Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров
23 Общение с партнерами побудило меня сторониться людей
24 При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение
25 Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций
26 Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами
27 Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной
28 У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т. п.
29 Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания
30 В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла»
31 Я охотно рассказываю домашним о своей работе
32 Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)
33 Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к партнеру, но не могу
34 Я очень переживаю за свою работу
35 Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности
36 При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль
37 У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем
38 Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям
39 Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе
40 Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние
41 Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно
42 Я учитываю особенности деловых партнеров хуже, чем обычно
43 Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми
44 Я обычно проявляю интерес к личности партнера не только в связи с работой
45 Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении
46 Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души
47 По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого
48 После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие
49 На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки
50 Успехи в работе вдохновляют меня
51 Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной)
52 Я потерял покой из-за работы
53 На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов)
54 Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу
55 Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции
56 Я часто работаю через силу
57 Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь
58 В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье
59 Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать
60 После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание
61 Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный
62 Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю
63 Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
64 Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы
65 Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной
66 Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание
67 Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами
68 Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился
69 Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют
70 Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций
71 Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня
72 Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства
73 Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко
74 Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств
75 Моя карьера сложилась удачно
76 Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой
77 Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать
78 Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам, забывая о собственных интересах
79 Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями
80 Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил
81 Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе
82 Ко всему (почти ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство
83 Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции
84 Работа с людьми явно подрывает мое здоровье
КЛЮЧ
«Напряжение»
Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+1 (2, +13 (3, +25 (2, –37 (3, +49 (10, +61 (5, –73 (5)
Неудовлетворенность собой:
—2 (3, +14 (2, +26 (2, –38 (10, –50 (5, +62 (5, +74 (3)
«Загнанность в клетку»:
+3 (10, +15 (5, +27 (2, +39 (2, +51 (5, +63 (1, –75 (5)
Тревога и депрессия:
+4 (2, +16 (3, +28 (5, +40 (5, +52 (10, +64 (2, +76 (3)
«Резистенция»
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:
+5 (5, –17 (3, +29 (10, +41 (2, +53 (2, +65 (3, +77 (5)
Эмоционально-нравственная дезориентация:
+6 (10, –18 (3, +30 (3, +42 (5, +54 (2, +66 (2, –78 (5)
Расширение сферы экономии эмоций:
+7 (2, +19 (10, –31 (20, +43 (5, +55 (3, +67 (3, – 79( 5)
Редукция профессиональных обязанностей:
+8 (5, +20 (5, +32 (2, — 44 (2, +56 (3, +68 (3, +80 (10)
«Истощение»
Эмоциональный дефицит:
+9 (3, +21 (2, +33(5, — 45 (5, +57 (3, — 69 (10, +81 (2)
Эмоциональная отстраненность:
+10 (2, +22(3, –34(2, +46(3, +58(5, +70(5, +82(10)
Личностная отстраненность (деперсонализация):
+11(5, +23(3, +35(3, +47(5, +59(5,+72(2, +83(10)
Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+12(3, +24(2, +36(5, +48(3, +60(2, +72(10, +84(5)
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому (переживание психотравмирующих обстоятельств) положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т. д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.
2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания.
3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма показателей всех 12 симптомов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Методика дает подробную картину синдрома профессионального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов — несложившийся симптом;
10–15 баллов — складывающийся симптом;
16–19 баллов — сложившийся симптом;
20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» или «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо измеряемые в них явления существенно различны: это реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
37–60 баллов — фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
Источник
Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû, ïðè÷èíû, íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè è ïðîôèëàêòèêè. Ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, èññëåäîâàíèå ïðîÿâëåíèÿ ó íèõ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
Ðóáðèêà | Ïñèõîëîãèÿ |
Âèä | êóðñîâàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 04.10.2012 |
Ðàçìåð ôàéëà | 513,0 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ãóìàíèòàðíûé ôàêóëüòåò
Êàôåäðà ïñèõîëîãèè
ÊÓÐÑÎÂÀß ÐÀÁÎÒÀ
íà òåìó:
Ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ
Ìîñêâà 2012
Ñîäåðæàíèå
- Ââåäåíèå
- Ãëàâà I. Òåîðåòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ôåíîìåíà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
- 1.1 Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû, ïðè÷èíû, îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè è ïðîôèëàêòèêè
- 1.2 Ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ
- Ãëàâà II. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ
- 2.1 Õîä èññëåäîâàíèÿ
- 2.2 Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ, àíàëèç è îáðàáîòêà ïîëó÷åííûõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ äàííûõ
- 2.3 Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ, àíàëèç è îáðàáîòêà ïîëó÷åííûõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ äàííûõ äëÿ èñïûòóåìîãî ïîä ¹ 11
- Çàêëþ÷åíèå
- Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
- Ïðèëîæåíèÿ
ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ñîöèàëüíûé ðàáîòíèê
Öåëü äàííîé ðàáîòû: èññëåäîâàòü ñèìïòîìû ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» ó ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, èçó÷èòü ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà ðàçâèòèå ñèíäðîìà, à òàêæå íà îñíîâå ïîëó÷åííûõ â õîäå èññëåäîâàíèÿ äàííûõ àïðîáèðîâàòü ïðîãðàììó ïî êîððåêöèè è ðàçðàáîòàòü ðåêîìåíäàöèè ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ».
Îáúåêòîì èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ñèíäðîì «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ».
Ïðåäìåòîì èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ êîððåêöèÿ è ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ».
Ãèïîòåçà: åñëè ãðóïïà ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ ïðèäåðæåòñÿ ðàçðàáîòàííûõ äëÿ íèõ ðåêîìåíäàöèé, òî óðîâåíü «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» ñóùåñòâåííî ñíèçèòñÿ.
Çàäà÷è:
1. Ïðîàíàëèçèðîâàòü ïîíÿòèå ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» â îòå÷åñòâåííîé è çàðóáåæíîé ëèòåðàòóðå.
2. Îïðåäåëèòü ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ.
3. Ïðîâåñòè ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» ó ðàáîòíèêîâ ñîöèàëüíûõ ñëóæá.
4. Ïðîàíàëèçèðîâàòü ïîëó÷åííûå äàííûå, ðàçðàáîòàòü è àïðîáèðîâàòü ïðîãðàììó ïñèõîïðîôèëàêòèêè ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» ñïåöèàëèñòîâ.
5. Ïðîâåñòè ïîâòîðíóþ äèàãíîñòèêó è àíàëèç ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ.
6. Îáðàáîòàòü, ïðîàíàëèçèðîâàòü è ñðàâíèòü ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ ñ öåëüþ âûÿâëåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè ïñèõîïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé.
Òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêóþ îñíîâó èññëåäîâàíèÿ ñîñòàâèëè:
ñîâðåìåííûå òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû è èññëåäîâàíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ è ñîïóòñòâóþùèõ åìó ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé, ñôîðìóëèðîâàííûå â ðàáîòàõ Â.Â. Áîéêî, Í.Â. Ãðèøèíîé, Í.Â. Êëþåâîé, Í.Å. Âîäîïüÿíîâîé, Å.Ñ. Ñòàð÷åíêîâîé, Ñ. Maslach, A. Pines è äð.;
Ìåòîäèêè äèàãíîñòèêè:
«Äèàãíîñòèêà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ëè÷íîñòè» Â.Â. Áîéêî;
Îïðîñíèê «ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå» (ÏÂ) äàííàÿ ìåòîäèêà ðàçðàáîòàíà íà îñíîâå ìîäåëè Ê. Ìàñëà÷ è Ñ. Äæåêñîí, Âîäîïüÿíîâîé Í.Å., Ñòàð÷åíêîâîé Å.;
«Øêàëà ëè÷íîñòíîé è ðåàêòèâíîé òðåâîæíîñòè» ×.Ä. Ñïèëáåðãåð, Þ.Ë. Õàíèí;
Îïðîñíèê «ýêñïðåññ-îöåíêà âûãîðàíèÿ» Êàïïîíè Â., Íîâàê Ò.
Õàðàêòåðèñòèêà âûáîðêè:
 èññëåäîâàíèè ïðèíÿëè ó÷àñòèå 15 ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ (12 æåíùèí è 3 ìóæ÷èíû) ðàçëè÷íîãî âîçðàñòà (30-47 ëåò) è ñ ðàçíûì ñòàæåì ðàáîòû (îò 1,5 äî 20 ëåò).
Ñóáøêàëà | Íèçêèé óðîâåíü L | Ñðåäíèé óðîâåíü M | Âûñîêèé óðîâåíü H |
Ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå | 0-15 | 16-24 | 25 è áîëüøå |
Äåïåðñîíàëèçàöèÿ | 0-5 | 6-10 | 11 è áîëüøå |
Ðåäóêöèÿ ëè÷íûõ äîñòèæåíèé | 37 è áîëüøå | 36-31 | 30 è ìåíüøå |
Èç ðèñ.4 è òàáë.1 ìû âèäèì, ÷òî ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå â ãðóïïå íàõîäèòñÿ íà ñðåäíåì óðîâíå, à äåïåðñîíàëèçàöèÿ è ðåäóêöèÿ ëè÷íûõ äîñòèæåíèé íà âûñîêîì óðîâíå.
Ó ñåìè ÷åëîâåê (46,7%) ïîêàçàòåëè ýìîöèîíàëüíîãî èñòîùåíèÿ íà íèçêîì óðîâíå, ó äâóõ íà ñðåäíåì (13,3%) è ó øåñòè (40%) íà âûñîêîì óðîâíå. Ïîêàçàòåëè äåïåðñîíàëèçàöèè âñåãî ó îäíîãî èñïûòóåìîãî (6,7%) íà íèçêîì óðîâíå, ó ïÿòè (33,3%) íà ñðåäíåì, à ó äåâÿòè (60%) íà âûñîêîì óðîâíå. Ïîêàçàòåëè øêàëû ðåäóêöèè ëè÷íûõ äîñòèæåíèé, êàê è äåïåðñîíàëèçàöèè, íàõîäÿòñÿ íà âûñîêîì óðîâíå, ò.å. âñåãî ó îäíîãî èñïûòóåìîãî (6,7%) îíè íà íèçêîì óðîâíå, ó øåñòè (40%) íà ñðåäíåì è ó 8 (53,3%) íà âûñîêîì.
Ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå ïðîÿâëÿåòñÿ â ñíèæåííîì ýìîöèîíàëüíîì ôîíå, ðàâíîäóøèè èëè ýìîöèîíàëüíîì ïåðåíàñûùåíèè. Äåïåðñîíàëèçàöèÿ ñêàçûâàåòñÿ â äåôîðìàöèè îòíîøåíèé ñ äðóãèìè ëþäüìè.  îäíèõ ñëó÷àÿõ ýòî ìîæåò áûòü ïîâûøåíèå çàâèñèìîñòè îò îêðóæàþùèõ.  äðóãèõ — óñèëåíèå íåãàòèâèçìà, öèíè÷íîñòü óñòàíîâîê è ÷óâñòâ ïî îòíîøåíèþ ê ðåöèïèåíòàì: ïàöèåíòàì, êëèåíòàì è ò.ä.
Ðåäóêöèÿ ëè÷íîñòíûõ äîñòèæåíèé ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ ëèáî â òåíäåíöèè íåãàòèâíî îöåíèâàòü ñåáÿ, çàíèæàòü ñâîè ïðîôåññèîíàëüíûå äîñòèæåíèÿ è óñïåõè, â íåãàòèâèçìå ïî îòíîøåíèþ ê ñëóæåáíûì äîñòîèíñòâàì è âîçìîæíîñòÿì, ëèáî â ïðåóìåíüøåíèè ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà, îãðàíè÷åíèè ñâîèõ âîçìîæíîñòåé, îáÿçàííîñòåé ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì.
Ðèñ.5 Êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè óðîâíåé âûãîðàíèÿ ó êàæäîãî èç èñïûòóåìûõ.
Èç ðèñ.5 ìîæíî çàìåòèòü, ÷òî èñïûòóåìûé ïîä ¹ 11, ñíîâà èìååò ñàìûé âûñîêèé áàëë èç âñåé ãðóïïû èñïûòóåìûõ.
Ìåòîäèêà ¹3: «Øêàëà ëè÷íîñòíîé è ðåàêòèâíîé òðåâîæíîñòè» ×.Ä. Ñïèëáåðãåð, Þ.Ë. Õàíèí.
Ðåçóëüòàòû òåñòèðîâàíèÿ ïî ìåòîäèêå äèàãíîñòèêè óðîâíÿ òðåâîæíîñòè Ñïèëáåðãåðà — Õàíèíà ïðåäñòàâëåíû â Ïðèëîæåíèè 5, êëþ÷ ê òåñòó â Ïðèëîæåíèè 6.
Îáðàáîòàííûå ðåçóëüòàòû òåñòèðîâàíèÿ ïîêàçàíû â ãðàôè÷åñêîì âèäå íà ðèñ.6 è 7.
Ðèñ.6. Êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè ðåçóëüòàòîâ òåñòèðîâàíèÿ èñïûòóåìûõ ïî ìåòîäó Ñïèëáåðãåðà — Õàíèíà.
Èç ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ ñëåäóåò, ÷òî âûñîêèå ïîêàçàòåëè è ñèòóàòèâíîé è ëè÷íîñòíîé òðåâîæíîñòè èìåþò 6 èñïûòóåìûõ (40%). Äëÿ èñïûòóåìûõ ïîä ¹ 6 è 12 õàðàêòåðíàÿ âûñîêàÿ ëè÷íîñòíàÿ òðåâîæíîñòü, ïðè óìåðåííîé ñèòóàòèâíîé òðåâîæíîñòè. Ñàìûé âûñîêèé ïîêàçàòåëü ñèòóàòèâíîé òðåâîæíîñòè ó èñïûòóåìîãî ïîä ¹ 3, à ñàìûé âûñîêèé ïîêàçàòåëü ëè÷íîñòíîé òðåâîæíîñòè ó èñïûòóåìîãî ïîä ¹ 11. Íèçêèõ ïîêàçàòåëåé òðåâîæíîñòè â ãðóïïå íåò.
Ðèñ.7. Êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè ñðåäíèõ çíà÷åíèé ëè÷íîñòíîé è ñèòóàòèâíîé òðåâîæíîñòè èñïûòóåìûõ, îïðåäåë¸ííûå ïî ìåòîäó Ñïèëáåðãåðà — Õàíèíà.
Èç ðèñ.7 âèäíî, ÷òî ïîêàçàòåëè ëè÷íîñòíîé òðåâîæíîñòè â ãðóïïå èñïûòóåìûõ íåìíîãî âûøå ïîêàçàòåëåé ñèòóàòèâíîé òðåâîæíîñòè.
Ïðîàíàëèçèðîâàâ ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû, ìû ñäåëàëè âûâîä, ÷òî â öåëîì ãðóïïà èìååò âûñîêèå ïîêàçàòåëè ïî îáåèì øêàëàì (ÑÒ=45, ËÒ=49).
Ìåòîäèêà ¹4: Îïðîñíèê «ýêñïðåññ-îöåíêà âûãîðàíèÿ» Êàïïîíè Â., Íîâàê Ò.
Òåñò ïðåäíàçíà÷åí äëÿ äèàãíîñòèêè ïåðâûõ ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
Ðåçóëüòàòû òåñòà ïðåäñòàâëåíû â Ïðèëîæåíèè 7.
Îáðàáîòàííûå ðåçóëüòàòû òåñòèðîâàíèÿ ïî êàæäîìó èñïûòóåìîìó ïîêàçàíû â ãðàôè÷åñêîì âèäå íà ðèñ.8.
Ðèñ.8. Êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè ðåçóëüòàòîâ òåñòèðîâàíèÿ èñïûòóåìûõ ïî ýêñïðåññ — îïðîñíèêó Êàïïîíè Â., Íîâàê Ò.
Èç ðèñ.8 ìû âèäèì, ÷òî ó èñïûòóåìûõ ïîä ¹ 2 è 15 ñàìûé íèçêèé áàëë (0), ÷òî ãîâîðèò îá îòñóòñòâèè ïðèçíàêîâ âûãîðàíèÿ. Òàêæå îíè îòñóòñòâóþò ó èñïûòóåìûõ ïîä ¹ 3, 7 è 8. Ïîêàçàòåëè îñòàëüíûõ èñïûòóåìûõ íàõîäÿòñÿ â ñðåäíåé çîíå.
Ðèñ.9. Ïîêàçàòåëè ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
Ïî ïîëó÷åííûì äàííûì ìîæíî çàêëþ÷èòü, ÷òî ãðóïïà èìååò ïåðâûå ñèìïòîìû ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
Òàêèì îáðàçîì, áûëî ïðîâåäåíî ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñîòðóäíèêîâ Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ, îòíîñÿùèõñÿ ê êàòåãîðèè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ. Íà îñíîâàíèè ïðîâåäåííîãî èññëåäîâàíèÿ óðîâíÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, óðîâíåé ñèòóàòèâíîé è ëè÷íîñòíîé òðåâîæíîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ ìû âèäèì, ÷òî ó ìíîãèõ ó÷àñòíèêîâ ýêñïåðèìåíòàëüíîé ãðóïïû íàáëþäàþòñÿ âûñîêèé óðîâåíü ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, òðåâîæíîñòè. Îòìå÷àåòñÿ íåóäîâëåòâîðåííîñòü, ýìîöèîíàëüíàÿ íåñòàáèëüíîñòü áîëüøåé ÷àñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ. Íî, áîëüøå âñåãî ïðèâëåê âíèìàíèå èñïûòóåìûé ïîä ¹ 11, ïîêàçàòåëè êîòîðîãî íàõîäÿòñÿ íà âûñîêîì óðîâíå, ÷òî ãîâîðèò î ñôîðìèðîâàííîì ñèíäðîìå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
Ïîÿâèëàñü îáîñíîâàííàÿ íåîáõîäèìîñòü â ïðîâåäåíèè êîððåêöèîííîé ðàáîòû ïî ñíèæåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ñòðåññà è òðåâîæíîñòè, ïîâûøåíèÿ ñòðåññîóñòîé÷èâîñòè ó ýòîãî ó÷àñòíèêà. Äëÿ îñòàëüíûõ èñïûòóåìûõ ðàçðàáîòàíû îáùèå ðåêîìåíäàöèè ïî ïñèõîïðîôèëàêòèêå ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ». Ðåêîìåíäàöèè äëÿ ó÷àñòíèêîâ ýêñïåðèìåíòà ïðåäñòàâëåíû â Ïðèëîæåíèè 8. Ñ èñïûòóåìûì ïîä ¹ 11 áûëè ïðîâåäåíû íåñêîëüêî áåñåä, êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà. Ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ïîâòîðíîé äèàãíîñòèêè, ìû îáðàáîòàëè è ñðàâíèëè ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû, ñ öåëüþ âûÿâëåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè ïñèõîïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé. Ïðîãðàììà êîððåêöèîííîé ðàáîòû ïðåäñòàâëåíà â Ïðèëîæåíèè 9. Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ äëÿ ýòîãî ó÷àñòíèêà, àíàëèç è îáðàáîòêà ïîëó÷åííûõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ äàííûõ ìîæíî óâèäåòü â ñëåäóþùåì ïàðàãðàôå.
Øêàëà | Äî ïðîâåäåíèÿ ÊÐ (täî) | Ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ÊÐ (tïîñëå) | Ðàçíîñòü (tïîñëå — täî) | Àáñîëþòíîå çíà÷åíèå ðàçíîñòè | Ðàíãîâûé ¹ ðàçíîñòè |
1 | 17 | -17 | 17 | 5,5 | |
2 | 27 | 5 | -22 | 22 | 9,5 |
3 | 30 | 11 | -19 | 19 | 7 |
4 | 22 | -22 | 22 | 9,5 | |
5 | 30 | 14 | -16 | 16 | 4 |
6 | 20 | 20 | |||
7 | 30 | 6 | -24 | 24 | 11 |
8 | 15 | 19 | +4 | 4 | 2 |
9 | 25 | 16 | -9 | 9 | 3 |
10 | 25 | 23 | -2 | 2 | 1 |
11 | 30 | 10 | -20 | 20 | 8 |
12 | 30 | 13 | -17 | 17 | 5,5 |
Ñóììà | 66 |
 ñîîòâåòñòâèè ñ îãðàíè÷åíèÿìè â ïðèìåíåíèè êðèòåðèÿ Ò Âèëêîêñîíà, íóëåâûå ñäâèãè èç ðàññìîòðåíèÿ èñêëþ÷àþòñÿ, è êîëè÷åñòâî çíà÷åíèé n óìåíüøàåòñÿ íà êîëè÷åñòâî ýòèõ íóëåâûõ ñäâèãîâ.
Ñîîòâåòñòâåííî n=11. Êðèòè÷åñêèå çíà÷åíèÿ âûáîðî÷íîãî êîýôôèöèåíòà êîððåëÿöèè ðàíãîâ äëÿ 11 çíà÷åíèé ïðåäñòàâëåíû â òàáëèöå 2.
Òàáëèöà 2
Êðèòè÷åñêèå çíà÷åíèÿ âûáîðî÷íîãî êîýôôèöèåíòà êîððåëÿöèè ðàíãîâ
ãäå N — ðàçìåð âûáîðêè, p — óðîâåíü ñòàòèñòè÷åñêîé çíà÷èìîñòè.
Ñóììà ðàíãîâ ñ áîëåå ðåäêèì çíàêîì ñîñòàâèëà Òýìï=2.
Ïîñìîòðèì «îñü çíà÷èìîñòè», çíàÿ, ÷òî n=11 (ðèñ.18).
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðèñ.18. Îñüçíà÷èìîñòèïîêðèòåðèþÒÂèëêîêñîíàäëÿâûáîðêèn=11.
 äàííîì ñëó÷àå ýìïèðè÷åñêîå çíà÷åíèå Ò ïîïàäàåò â çîíó çíà÷èìîñòè, ò.ê. Òýìï < Òêð (0,01).
Ïî ðåçóëüòàòàì ðàñ÷¸òà êðèòåðèÿ Ò Âèëêîêñîíà âûÿâëåíî, ÷òî ñäâèã, ïðîèçîøåäøèé â ðåçóëüòàòå ïðîâåäåííîé êîððåêöèîííîé ðàáîòû, íå ñëó÷àåí. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííàÿ êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà, ðàçðàáîòàííàÿ äëÿ èñïûòóåìîãî, ñíèçèëà åãî ïîêàçàòåëè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ è ãèïîòåçà, çàÿâëåííàÿ â ðàáîòå, ïîäòâåðäèëàñü.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Îñíîâíûå ïîäõîäû ê ïðîáëåìå ïðîôèëàêòèêè «âûãîðàíèÿ». Èññëåäîâàíèå óðîâíÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ Íåêëèíîâñêîãî ÖÑÎ è èçó÷åíèå âëèÿíèÿ ñòàæà ðàáîòû íà âûãîðàíèå. Ôîðìû è ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [297,4 K], äîáàâëåí 17.05.2014
Ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Âëèÿíèå ñïåöèôèêè ìåäèöèíñêîé äåÿòåëüíîñòè íà ôîðìèðîâàíèå ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ýìïèðè÷åñêîå èçó÷åíèå âçàèìîñâÿçè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [209,0 K], äîáàâëåí 04.03.2011
Ïðîáëåìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàáîòíèêîâ ïåäàãîãè÷åñêîé ñôåðû. Ïîäõîäû ê äàííîé ïðîáëåìå â ðîññèéñêèõ è çàðóáåæíûõ èññëåäîâàíèÿõ. Ïðîÿâëåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïðåïîäàâàòåëåé îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ øêîë, ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè è êîððåêöèè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [253,0 K], äîáàâëåí 30.07.2017
Ñóùíîñòü è ïîíÿòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, èíèöèèðóþùèå âîçíèêíîâåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Òðåáîâàíèÿ ê ïðîôåññèè è ëè÷íîñòè ïåäàãîãà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [77,5 K], äîáàâëåí 01.12.2010
Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî «âûãîðàíèÿ» â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà, åãî îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà è ñèìïòîìû. Óñëîâèÿ ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ó÷èòåëÿ, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî «âûãîðàíèÿ».
êóðñîâàÿ ðàáîòà [36,3 K], äîáàâëåí 11.02.2011
Ôåíîìåí ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè è ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè ïåäàãîãîâ. Ïñèõîëîãè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå ó÷èòåëÿ. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïåäàãîãîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,7 K], äîáàâëåí 19.01.2013
Îñîáåííîñòè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ðàáîòíèêîâ ñôåðû óñëóã ñ ýêñòðàâåðñèåé è èíòðîâåðñèåé. Ñèìïòîìû ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ. Ìåòîäèêà îáñëåäîâàíèÿ ñîòðóäíèêîâ, íàõîäÿùèõñÿ â îáùåíèè ñ êëèåíòàìè â ýìîöèîíàëüíî-çàãðóæåííîé àòìîñôåðå îðãàíèçàöèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [122,3 K], äîáàâëåí 16.12.2010
Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî õàðàêòåðèñòèêà è ñòàäèè. Èñòîðèÿ è ìîäåëè èçó÷åíèÿ «ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ». Ïðîôåññèÿ è «âûãîðàíèå». Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñòóäåíòîâ-ïñèõîëîãîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [113,3 K], äîáàâëåí 18.06.2009
Îñíîâíûå ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ ôåíîìåíà ýìîöèîíàëüíîãî «âûãîðàíèÿ». Îðãàíèçàöèÿ äåÿòåëüíîñòè ãîñóäàðñòâåííîãî ñëóæàùåãî â èñïîëíèòåëüíîì îðãàíå ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè. Ìåòîäû ïñèõîëîãè÷åñêîé ãèãèåíû è ïñèõîëîãè÷åñêîé ïðîôèëàêòèêè ýìîöèîíàëüíîãî ñèíäðîìà.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [120,1 K], äîáàâëåí 21.08.2010
Èçó÷åíèå ïîäõîäîâ ê îïðåäåëåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ êàê ñïåöèôè÷åñêîãî ðåçóëüòàòà äåéñòâèÿ ñòðåññà. Êëþ÷åâûå îñîáåííîñòè ïðîôåññèè ó÷èòåëÿ, ñâÿçàííûå ñ ðèñêîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñïîñîáû ïðîôèëàêòèêè è óñòðàíåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [899,6 K], äîáàâëåí 27.10.2014
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник