Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов скачать
Модуль: Основы здорового образа жизни
Профилактика синдрома «выгорания» у педагогов.
Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Причины возникновения СЭВ у педагогов:
- Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
- Загруженность в течение рабочего дня;
- Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
- Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
- Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
- Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.
- отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
- жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
- неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
- «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
- ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;
- отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ
- Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
- Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция – защитная);
- Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
- Окончание учебного года.
Симптомы появления СЭВ
Психофизические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Социально-психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.
Профилактика профессионального выгорания
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
Во-первых:
- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
- опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему)
- способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме);
- высокая мобильность;
- открытость;
- общительность;
- самостоятельность;
- стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
- Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
- Стремитесь побороть страх.
- Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
- Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
- Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно.
- Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
- Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
- Используйте возможность выступить с речью.
- Следите за питанием и фигурой.
- Позволяйте себе «маленькие женские радости».
- Не забывайте, что Вы красивы!!!
Источник
Синдром профессионального выгорания.
(выступление на педсовете)
Цель: Профилактика профессионального выгорания педагогов.
Задачи:
- Сформировать представление о профессиональном выгорании.
- Помочь педагогам проанализировать свой уровень профессионального выгорания.
3. Познакомить с ресурсами по противодействию профессиональному выгоранию.
4. Способствовать развитию позитивного восприятия окружающей действительности.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, памятки.
Содержание выступления.
(Слайд 1)
Интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число работающих людей, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности их работы.
Профессиональной деятельности принадлежит особая роль в социальном формировании человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но и порой негативный, даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя. В настоящее время определен широкий круг профессионалов, склонных к профессиональному выгоранию, учителя занимают в нем одно из первых мест. Запускающий механизм синдрома профессионального выгорания обусловлен не столько внешними факторами, сколько внутренним миром определенного человека. Состояние профессионального выгорания первично возникает в душе из-за недостатка психологической гибкости, духовного потенциала в сложившихся условиях. По-другому это называется – эмоциональное выгорание.
(Слайд 2)
Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
(Слайд 3)
Модель синдрома выгорания.( по К.Маслач, С.Джексон)
Эмоциональная истощенность | Деперсонализация | Сокращенная профессиональная реализация |
| Окружающие представляются в негативном свете | Ощущение, что плохо работает |
Постоянное чувство усталости | Человек дистанцируется, ожидая от воспитанников самого худшего | Мало достиг в профессии |
Развивающиеся безразличие и апатия | Человек начинает страдать от чувства вины (как к себе, так и к ученику) |
|
Экспресс-оценка «выгорания». (слайд 4,5 )
Инструкция: Прочитайте утверждения, за каждый положительный ответ оставьте себе 1 балл. Подсчитайте количество баллов, сравните с результатами интерпретации.
- Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу. То остаток выходных уже испорчен.
- Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, по инвалидности), я сделал(а) бы это без промедления.
- Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
- То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты ( ученики, родители и т.д.)
- На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации , от участия в конференциях и т.д.
- Коллегам (учинекам, родителям и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно .
- С делами по службе я справляюсь одной левой. Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
- О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
- Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
- За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.
Оценка результатов: (Слайд 6)
0-1 балл – синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 б. – пришло время решить: либо сменить работу, либо стиль жизни.
10 б. – положение весьма серьезное, но, возможно в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
(Слайд 7)
Ресурсы противодействия профессиональному выгоранию.
Внешние
- Сфера профессиональной деятельности
- Сфера семейной жизни. (Слайд 8)
- Сфера свободного времени (хобби, увлечение). (Слайд 9)
Внутренние
- Физиологический уровень. ( тип нервной системы, пол, возраст, состояние здоровья) (Слайд 10)
- Психологический уровень. (Слайд 11)
— эмоциональ-волевой компонент- осознание и принятие своих чувств и эмоций.
— когнитивный компонент – понимание причин, осмысление ситуации;
— поведенческий компонент – гибкость и перестройка поведения
- Социальный уровень. (социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям. (Слайд 12)
- Духовный уровень. (надежда, рациональная вера, душевная сила). (Слайд 13)
Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» считается способность личности к смысло -творчеству. ( к поиску смысла жизни).
На память о нашей встрече я хочу подарить, уважаемые педагоги, памятки о нестрессовом стиле жизни. И закончить свое выступление словами Э. Ремарка: «Во всем можно найти светлую сторону».
(Слайд 14)
Литература
Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И. Бабич.- Волгоград:Учитель,2009.-122с.
Нестрессовый стиль жизни.
(памятка)
Человек активно работает и отдыхает:
— допускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности;
— умеет отдыхать и временно отстраниться и расслабиться;
— умеет отстаивать собственные права и потребности;
— сохранает стимулирующую рабочую нагрузку, когда периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки»;
— заботится о хорошей физической форме, правильно питается, не имеет вредных привычек;
— вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения;
— умеет найти удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдываться или надевать «маски»;
Наслаждается жизнью в целом; может посмеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора;
— умеет выражать естественные потребности. Желания и чувства, не оправдываясь перед кем-либо;
— эффективно распределяет время, хорошо планирует дела и умеет избегать напряженных ситуаций.
Источник
МБДОУ детский сад № 5
г.Владимир мкр.Оргтруд
Профилактика
синдрома профессионального выгорания
Практикум для воспитателей
Смотрела ст.воспитатель
_________И.В.Балацкая
подготовила и провела
педагог-психолог
Голованова Е.В.
31января 2012 г.
Цель: формирование у воспитателей знаний о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению ; проведение тренинга на предупреждение синдрома выгорания; создание условий для личностного роста участников тренинга и актуализация их личностных ресурсов стрессоустойчивости.
Задачи:
1.Принять себя, свои достоинства и недостатки, осознать собственную ценность и уникальность.
2.Научиться спокойно относиться к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста, выработать способность в сложной ситуации находить для себя смысл.
3.Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.
4.Развивать рефлексию, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.
5.Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуаций, позитивность и рациональность мышления.
6.Научить эффективно использовать способы снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.
Содержание:
1.Введение понятия «синдром профессионального выгорания». Его признаки и факторы.
2.Самодиагностика «Выгорание»
3.Проведение игр и упражнений на сплочение педагогического коллектива.
4.Проведение техник на снятие психоэмоционального напряжения.
Понятие «Синдром профессионального выгорания»
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму , творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.
Эмоциональное «выгорание»-это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это вы выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействие. «Выгорание»-это ответ на хроническое эмоциональное напряжение.
Е.Малер выделяет 12 основных и факультативных признаков эмоционального «выгорания»:
- Истощение, усталость;
- Психосоматические осложнения;
- Бессонница
- Негативные установки по отношению к окружающим людям, детям;
- Негативные установки по отношению к своей работе;
- Пренебрежение исполнением своих обязанностей;
- Увеличение объема психостимуляторов (табак, алкоголь, кофе, лекарства);
- Уменьшение аппетита или переедание;
- Негативная самооценка;
- Усиление агрессивности(раздражительности);
- Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, апатия);
- Чувство вины.
Факторы , вызывающие синдром профессионального выгорания.
- Монотонность работы;
- Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- Строгая регламентация времени работы;
- Напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег;
- Нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда подавляются экспериментирование и инновации;
- Неразрешенные личностные конфликты пр.
Личностные факторы риска «выгорания»
- Склонность к самокопанию;
- Социальная несмелость;
- Низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
- Жесткость и авторитарность по отношению к другим;
- Направленность интересов на внутренний мир.
Все эти факторы отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии педагога, так и на исполнение профессиональных обязанностей и ухудшают отношения с окружающими.
Чтобы определить, грозит ли Вам синдром «профессионального выгорания» заполним экспресс-анкету «выгорания»
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет», количество положительных ответов подсчитайте.
1 | Да | Нет | Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен. |
2 | Если бы у меня была возможность уйти на пенсию по-раньше , я сделала бы это без промедления | ||
3 | Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры. | ||
4 | То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как меня выводят из равновесия дети и их родители. | ||
5 | На протяжении последних трех месяцев я отказалась от курсов повышения квалификации, от участия в конкурсах… | ||
6 | Детям и коллегам я придумала обидные прозвища, которые использую мысленно. | ||
7 | С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня своей новизной. | ||
8 | О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое. | ||
9 | Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее подальше. | ||
10 | За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга. Из которой я почерпнула бы что-нибудь новенькое. |
Оценка результатов.
- балл-синдром выгорания Вам не грозит
2-6 баллов- Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов- пришло время решать: либо сменить работу, либо лучше, переменить стиль жизни.
10-баллов-положение весьма серьезное, но. возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
А чтобы действительно этот огонек не погас, предлагаю Вам некоторые приемы снятия психоэмоционального выгорания.
Игра-фантазия «Магия нашего имени»(10 минут)
Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом, умение презентовать себя и других участников тренинга.
Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают:
- От кого я получил свое имя?
- Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?
- Есть ли мои тезки среди известных людей?
- Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?
- Как имя влияет на мое поведение в жизни?
- Нравится ли мне мое имя?
- Знаю ли я, что означает мое имя?
- Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем (если да, то каким)?
Игра «Молекулы»
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.
Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа
4 пары: от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.
Упражнение «Перекинь мяч» ( 5 минут)
Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
Материалы: мяч.
Время: 2-5 минут
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
- Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
- Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
- Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
Упражнение «Островки» (5 минут)
Цель: всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети).
Материалы: газеты.
Время: 5-10 минут
Процедура: Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.
Смысл упражнения: Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
Медитация «Горная вершина» ( под спокойную музыку)
Горная вершина
Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника «Горная вершина» способствует повышению уверенности в себе.
— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней…
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки… Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира… Поблагодарите его…
Вы снова здесь, в этой комнате
Литература:
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие Пер. с нем. – 4-е изд. – М. Генезис, 2006.
- Хрящева Н.Ю. Психодиагностика в тренинге. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000.
- О.И.Бабич « Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов».Волгоград. Учитель. 2009 г.
- Е.В.Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. Волгоград. Учитель 2009 г.
Источник