Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов диагностика тренинги упражнения

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов диагностика тренинги упражнения thumbnail

Галина Григорьева
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»

Профилактика эмоционального выгорания

Тренинг для педагогов

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

1. Знакомство с понятием «эмоциональное выгорание».

2. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

3. Нахождение внутренних ресурсов, повышение самооценки, творческое самораскрытие.

4. Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Эмоциональное выгорание — синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Чтобы педагог сохранил свое стойкое эмоциональное состояние, необходимо заметить эту проблему на первом этапе и провести профилактику этому состоянию.

Упражнение «Приветствие на сегодняшний день»

Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день.

Упражнение «Муха». Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Представьте, что ваши руки заняты, а вокруг вашего лица летает назойливая муха. Она пытается сесть вам на нос, на лоб, на правую щеку, левый глаз и т. п. Попытайтесь каждый раз смахнуть ее и не дать ей сесть.

Упражнение-разминка «Карандаши».

Цель: Упражнять участников в четкой координации совместных действий, на основе невербального восприятия друг друга.

Суть упражнения состоит в удержании карандашей между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см, карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Ваша задача, не отпуская карандашей, синхронно выполнять следующие задания.

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, вернуть в исходное положение.

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга) .

4. Присесть, встать.

При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

— Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

— Что помогло выполнить упражнение? Что помешало?

Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее – значит наполовину ее решить. Молодцы!

Упражнение «Ведро мусора»

Цель: Освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Игра «Снежки»

Цель: Развивать координацию движений, ловкость.

Участникам предлагается бумага, они комкают ее и делают «снежки». Играющие разделяются на две команды, становятся друг против друга и начинают бросать снежки друг в друга. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется больше всего снежков.

Упражнение «Психологический душ»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение. 1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!»

8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается»; глубокий выдох: «И все у меня получается».

10. Сжав кулаки, делая вращения кулаками: «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо!»

Упражнение «Похвали себя».

Цель: Повышение самооценки.

И кто как не мы сами скажет нам столько хорошего. Давайте сейчас прочитаем ее вместе одновременно:

Я бесконечно доброе, Феноменально умное, Чертовски привлекательное, Божественно красивое, Ультрамодно одетое, Необычайно работоспособное, Беспредельно ответственное, Исключительно порядочное, Кристально Честное, Беспрецедентно талантливое, Экстраординарное, Гиперсексуальное, не погодам развитое, Сказочно щедрое, Бесподобно Бесподобное, Невероятно перспективное, Беззаветно любящее, Легендарно сильное, Непостижимо оптимистичное, Идеально сложенное, Крайне интеллигентное, Супер активное, Неописуемо чувственное. Архинадежное, Всеми любимое, Бесспорно положительное, Фантастически скромное ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!

Напутствие.

Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт. -сост. О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2003.

3. Шепель В. М. Как жить долго и радостно. – М. : АНТИКВА, 2006.

4. Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. — Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Изд. Учитель 2009

Источник

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Читайте также:  Судорожный синдром на фоне высокой температуры

Вступление. Актуальность выбранной темы.

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам  снятия эмоционального напряжения. Это  является приоритетной линией в работе дошкольного психолога.  

Основная часть.

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

  • познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
  • создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
  • совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Организация тренинга: группа педагогов от 12 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 45 минут.

Ведущий тренинга: педагог-психолог Рожнова О.С.

Ход проведения тренинга

1. Вводная часть.

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

Ведущий: В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

– Или Вы чувствуете усталость?

– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.        

Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета».

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый  – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый  – тревожность и негативное состояние.

Чёрный  – защищённость, скрытость,  желание «уйти в свой внутренний мир».

2. Упражнение «Визитка»

Участники группы на первую букву своего полного имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни. Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.

3. Игра «Ветер дует на того, кто…»

Цель: развитие интереса друг к другу, поднятие настроения.

Проведение: Все участники, кроме одного – ведущего, садятся на стулья, образуя круг. Ведущий говорит, например: «Ветер дует на того, кто в кроссовках», тогда все участники, одетые в кроссовки, должны встать, найти другой свободный стул и сесть на него. Тот, кто остался без стула, становится ведущим, встает в круг и говорит: «Ветер дует на того, у кого… (например, в рубашке, любит мороженное, смелый, сильный, улыбается и др.)… и игра продолжается.

4. Аутотренинг

Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают слова ведущего.

Звучит музыка. Психолог проговаривает слова.

Текст:

Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется  ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…

Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…

Набери всей грудью побольше  воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

Пусть волны смоют и унесут твои заботы  и всё, что тебя напрягает.

Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.

5. Упражнение «ОРАНЖЕВЫЕ ОЧКИ»

Материалы:          Желательны – очки с оранжевыми стеклами.

Время упражнение – 10 мин.

Инструкция:         «Если вы найдете оранжевые очки, то плохого вы просто не сможете увидеть. Оно будет перекрашено в оранжевый цвет. Расскажите, пожалуйста, о…

  • посещении ресторана
  • разговоре с другом
  • нашем тренинге
  • своей зарплате
  • вашей квартире
  • себе самом (самой)
  • ваших близких и т.д.

используя эти реальные (или воображаемые) оранжевые очки. Эти очки пропускают только положительные впечатления. Попробуем?»

Обсуждение.  Участники группы следят за рассказом и протестуют, если правила нарушаются.

Комментарии.  Мы часто используем это упражнение в разные моменты тренинга. Спустя некоторое время оранжевые очки становятся символом, и члены группы сами начинают требовать очки, если кто-либо слишком увлекается фокусировкой на негативном.

6.  Анкета для выявления стрессовых переживаний.

7. ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: «Сколько, по-вашему, весит этот стакан?»

— «50 грамм!», «100 грамм!», «125 грамм!» — предполагали студенты.

— Я и сам не знаю, — продолжил профессор, — чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос вдругом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

— Ничего, — ответили студенты.

— Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? — снова спросил профессор.

— У вас заболит рука, — ответил один из студентов.

— Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

— Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, — сказал студент под всеобщий смех аудитории.

— Очень хорошо, — невозмутимо продолжал профессор, — однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

— Нет, — был ответ. — Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

— Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? — Спросил профессор.

— Опустить стакан, — последовал ответ из аудитории.

— Вот, — воскликнул профессор, — точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут — это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

8. Упражнение «Пожелание» (адаптированная по Евтихову О.В)

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.

Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.

Время:5 минут

Инструкция:«Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим участникам группы, о том качестве, которое ,по вашему мнению, помогает преодолевать эмоциональное выгорание».

Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.

9. Обратная связь.

– Самым полезным для меня было…

Читайте также:  Синдром дауна консультация для воспитателей

– Мне понравилось…

– Я хотела бы изменить…

10.  Благодарю всех за работу!

Пожелание:

В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.

Ф.И.О.______________________________________________________________________

Экспресс-оценка «выгорания»

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

2

3

4

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

да

нет

2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

да

нет

3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

да

нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

да

нет

5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

да

нет

6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

да

нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

да

нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

да

нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

да

нет

10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

да

нет

Оценка результатов

  1. балл- синдром выгорания вам не грозит

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Книга: Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения /авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.

Источник

Тренинговое занятие

Тема: «Профилактика профессионального выгорания педагогов санаторно-оздоровительного комплекса».

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.

Задачи:

• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;

• снизить уровень эмоционального напряжения;

• содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

• сформировать установку на сохранение и укрепление психического

здоровья;

.

Форма работы: смешанная – групповая с элементами индивидуальной, с использованием мини-лекции.

Категория участников: педагоги учреждения, младший педагогический персонал.

Продолжительность занятия — 1,5 часа.

Количество участников в группе 12 — 15 человек,

Ожидаемые результаты:

 повышение уровня компетентности в вопросах психического здоровья;

 улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;

 повышение уровня стрессоустойчивости у педагогов;

 снижение уровня эмоционального напряжения;

 повышение работоспособности;

Материалы и оборудование:

  • Маркерная доска или ватманы для записи информации

  • Интерактивная доска

  • Маркеры, фломастеры, ручки, цветные карандаши

  • Бумага А4

  • Таблицы «Поле самодиагностики»

  • Кнопки, скотч, ножницы.

  1. Вводная часть

1.Приветствие участников.

2. Знакомство с темой и задачами тренингового занятия.

3. Выработка основных правил общения в группе.

  • здесь и сейчас

  • правило поднятой руки;

  • быть активным;

  • правило обратной связи.

(Правила вынесены на экран и предлагаются участникам).

4. Вводные упражнения:

Знакомство и позитивный настрой группы

Упражнение «Здравствуйте, ……Елена»;

Цель: приветствие участников тренинга, обмен положительными эмоциями и чувствами.

— Игра «Поменяйтесь местами те, кто…..;

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий предлагает поменяться местами тех, кто:

— пришел на работу с хорошим настроением;

— с утра выпил чашечку кофе;

— кто влюблен;

— у кого есть сын;

— кто летом пойдет в отпуск;

— кто любит свою работу.

  1. Основная часть

1. Мини-лекция «Синдром эмоционального выгорания».

Цель: знакомство с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Синдром эмоционального выгорания — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Главной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования длительное время преобладают над ресурсами, у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к выгоранию.

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Выделяют основные симптомы СЭВ:

  • Ухудшение отношений с коллегами и родственниками;

  • Нарастающий негативизм по отношению к коллегам;

  • Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;

  • Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;

  • Повышенная раздражительность на работе, дома;

  • Упорное желание сменить род занятий;

  • Рассеянность;

  • Нарушение сна;

  • Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;

  • Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.

Три основные стадии синдрома профессионального выгорания:

1 стадия:

Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.

2 стадия:

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.

3 стадия:

Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.

2. Работа в группах

Цель: определение факторов, способствующих эмоциональному выгоранию и поиск ресурсов снижающих эмоциональное выгорание.

Ведущий предлагает участникам разделиться на две группы и, изучив предложенную информацию, ответить на вопросы, используя ватман, маркеры (информация предоставляется на экране):

1 группа — Какие факторы способствуют возникновению СЭВ?

2 группа — Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать СЭВ?

(Представление результата группами).

Ведущий резюмирует, подводит итоги работы.

Варианты ответов:

Личностные факторы

Возраст (молодые люди более подвержены психическому истощению)

Завышенные ожидания относительно самого себя и окружающих

Высокий уровень вовлеченности, самоотверженности и идеализма

Потребность в тяжелой работе

Потребность доказать свою состоятельность

Сильная ориентация на достижение цели

Неумение говорить «нет»

Трудности с делегированием ответственности

Предрасположенность к самопожертвованию

Тенденция к тому, чтобы быть «дающим», а не «берущим»

Ситуативные факторы

Неопределенность роли и функциональных обязанностей

Конфликт между функциональными требованиями

Читайте также:  Мкб 10 синдром пьера робена

Рабочие перегрузки

Рабочее напряжение

Межличностные конфликты (с членами семьи, коллегами или руководством)

Отсутствие должной подготовки для осуществления работы

Недостаточные ресурсы

Недостаточная социальная поддержка

Недостаток благодарности

Ресурсы

1). Близкие значимые люди (семья).

2). Друзья.

3). Интересы, увлечения, хобби.

4). Работа

3. Упражнение «Ассоциации»

Цель: выявление отношения к работе.

Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа?”

(ответы участников записываются на доске и подсчитываются преобладающие).

4. Самодиагностика

Цель: оценивание себя по степени выраженности эмоционального выгорания.

Ведущий предлагаетприсутствующим оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится. (Приложение 1)

5.Сказка «Светя другим – не сгорай сам»

Цель: релаксация, осознание жизненных приоритетов ценностей.

Ведущий предлагает участникам под тихую музыку расслабиться и прослушать аудиозапись сказки.

В некотором царстве, в некотором государстве, именно в том, в котором мы живем,  жила-была одна девушка. Звали её  Солнышко.  Профессия её была самая лучшая в мире. Солнышко  исцеляла людей, помогала им советами мудрыми и словами добрыми.  Девушка она была ответственная и исполнительная. За работу принималась  без отказа, делала всё, о чем бы её ни попросили. С раннего утра и  до позднего вечера трудилась она, не покладая рук. 
Но, почему-то дел с каждым днем становилось все больше и больше. Не стала успевать наша Солнышко  выполнять их на работе. И начала привозить работу домой. Каждый вечер сидела она до самой темноты, — дела невыполненные доделывала, а чуть Заря-Заряница  первые лучи на землю покажет, приезжала вновь на работу. И так день за днём.
Но, к сожалению, на работе старания её не ценили, работой загружали, да ещё и ругали на чем свет стоит. Стала наша Солнышко  чернее тучи. Перестала радовать её работа. Появилась ощущение своей некомпетентности и страх, что она теряет свои профессиональные навыки, а за ним пришло  чувство опустошенности и отстраненности.  Дома  стали происходить ссоры с близкими. 
Не осознавала Солнышко  того, что с ней происходит. Всё вроде бы так, но как-то не так. И стала Солнышко «таять на глазах»: снизился аппетит, появилось ощущение ничтожности результатов своего труда и его бессмысленности.  Стали хвори да болезни разные вязаться к девице. Худо пришлось бы нашей Солнышко. 
Но, тут на помощь ей, пришла Добрая Фея, жалко ей стало Солнышко, решила она исправить положение.  И рассказала Добрая  Фея девице следующее: «Я хочу поведать тебе об одном Мудреце, который добился в жизни больших высот. Он руководствовался неким правилом, о котором ты должна знать». …«Представь  себе, что наша жизнь – это игра, построенная на жонглировании пятью шариками. Это шарики – Работа, Семья, Здоровье, Друзья и Душа, и тебе необходимо, чтобы все они постоянно находились в воздухе. Вскоре ты поймёшь, что шарик Работа сделан из резины – если  его невзначай уронить, он подпрыгнет и вернется обратно. Но остальные четыре шарика – Семья, Здоровье, Друзья и Душа – стеклянные. И если ты уронишь один из них, он будет непоправимо испорчен, надколот, поцарапан, серьёзно повреждён или даже полностью разбит. Он никогда не будет таким, как раньше. Ты  должна осознавать это и стараться, чтобы этого не случилось.  Работай максимально эффективно в рабочее время и уходи домой вовремя. Посвящай необходимое время своей семье, друзьям и полноценному отдыху». 
Послушала её Солнышко и решила жить по-новому – уделяла необходимое время семье, домой приходила вовремя, работу на дом не приносила. Стала чаще общаться с друзьями. Нашла необходимое время и для собственной души. Расцвела, Солнышко, как маков цвет.  Работа стала приносить ей удовольствие.  Стали на работе её почитать, да уважать. Ведь, как говорится: «Ценность ценна, только если её ценят».  Стала Солнышко жить-поживать и добра наживать. 
«Вот и сказке конец. А кто слушал – молодец!».

6.Упражнение «Главное — второстепенное»

Цель:самоанализ приоритетов жизненных ценностей.

Напишите на листе бумаги 5-8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны. На первом месте самое важное, и.т.д.

А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя как будто вам сейчас лет 75-80. Вы уже не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, вы часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостные события. Вообразите, что из этого времени, вы сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второстепенное. Например, вы можете о том, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось вам очень важным.

А теперь, откройте глаза, возьмите новый лист бумаги, и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас, смотрящих на свою жизнь со своих прожитых лет.

(Участники сравнивают два списка и обсуждают результаты).

Ведущий подводит к мысли о том, что необходимо правильно выстраивать жизненные приоритеты.

7. Тренинговые упражнения для саморегуляции.

Цель: овладение техниками расслабления и саморегуляции.

1) Закройте глаза. Думайте о том, что все мышцы Вашего тела расслабляются.

  • Сожмите кисти рук в кулаки – расслабьтесь.

  • Согните руки в локтях, почувствуйте, как сильно напряглись мышцы – расслабьтесь.

  • Вытяните руки вдоль тела и расслабьте их.

  • Сведите лопатки – расслабьтесь.

  • Нахмурьте брови – расслабьте лицо.

  • Крепко зажмурьтесь – расслабьте веки.

  • Плотно сожмите губы – расслабьтесь.

  • Отведите голову назад – наклоните голову вперед – расслабьте шею.

  • Выгните спину – расслабьтесь.

  • Втяните живот – расслабьтесь.

  • Напрягите ягодицы – расслабьтесь.

  • Согните ноги в коленях – расслабьтесь.

  • Подожмите пальцы ног – расслабьтесь.

  • При расслаблении следите за своим дыханием: оно должно быть глубоким и размеренным.

2) Представьте себе своё тело собранным из воздушных шаров. Вы последовательно открываете клапаны и начинаете медленно выпускать воздух до тех пор, пока шары не превратятся в полоски. Сначала открывается клапан на ногах, затем на груди, на руках, на шее, на голове.

  • Полностью расслабившись, медленно и глубоко дышите животом, пока не появится ощущение умиротворённости и покоя.

Техника визуализации

Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себя в каком-нибудь приятном для себя месте: в лесу, на море, в саду, в горах. Создайте яркую картину этого образа: в цвете, звуках, запахах, ощущениях. Теперь это будет ваше особое местечко. При желании необходимо просто закрыть глаза и уединиться в вашем убежище.

Горячий воздушный шар

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1. Постепенно полностью расслабьтесь. Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картину как можно подробнее. Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается, и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.

  1. Завершение

Советы психолога для педагогов в целях профилактики эмоционального выгорания

  1. Живите полной жизнью, а не только работой, иначе вы

рискуете никогда не прожить свою собственную жизнь.

  1. Поставьте себя на первое место в своей собственной жизни.

Любите себя или постарайтесь себе нравиться.

  1. Будьте внимательны к себе: э?