Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов бабич
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
«Профилактика синдрома профессионального выгорания педагога»
Составитель
педагог-психолог
Тамбов 2013 г.
Профессиональное выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром профессионального выгорания – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Синдром выгорания относится в том числе к феномену личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться. Особенно часто синдром выгорания развивается у педагогов.
Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.
Специфика педагогической работы отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от учителя значительного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Важное проявление «выгорания» – это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания педагога.
На первой начальной стадии у педагога наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);
Третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.
Рекомендации по профилактике и устранению профессионального выгорания
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
3. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.
4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».
5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к «выгоранию».
7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома «выгорания». Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.
Маленькие правила здоровой жизни:
• Зарядка — маленький подвиг, для здоровья отличный допинг.
• Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение.
• Свое возрождение начните с правильного мышления.
• Вредные привычки сбросьте как рукавички.
• Внимательно организм слушайте, он подскажет совет нужный.
• Будь доброжелательным, твори добро обязательно.
• Смейтесь больше — проживете дольше.
• Умеренность во всем, так здоровье сбережем.
• Когда руки вытираем, каждый суставчик разминаем.
• Всегда будьте хозяином своей судьбы!
• Не надейся на всех и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога — помоги себе сам!
Помогут вам в этом следующие советы:
• Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
• Не «пережевывайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.
• Если возникла проблема, конфликт- решайте их своевременно и обдуманно.
• Рационально распоряжайтесь своим временем. Научитесь делить крупные дела на несколько частей, включать в свой график приятные деяния. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными.
• Формируйте активную жизненную позицию, особенно по отношению к профессиональным стрессам (стрессы — это аромат, вкус жизни).
• Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь, будьте всегда в хорошей физической форме.
• Возьмите за правило дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто не приятен мягко и незаметно ограничивайте общение.
Список использованных источников
1. Бабич синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О. И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.
2. Водопьянова Н. Е., Старченкова выгорания: диагностика и профилактика/ , — СПб.: Питер, 2005 – 336 с.
3. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации ) / , , Мануйлов -психологическая диагностика развития личности и малых групп – М., 2002. C.360-362
4. Новейший психологический словарь/ под ред. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 808 с.
5. Райкова и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий/ // Молодой ученый — 2011 — №5. Т.2. — С. 92-97.
Тренинг. Настольная книга тренера/ К. Торн, Д. Маккей — СПб.: Питер, 2с.
Диагностика профессионального «выгорания»
(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации )
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа:
0 баллов — «никогда»;
1 балл — «очень редко»;
3 балла — «иногда»;
4 балла — «часто»;
5 баллов — «очень часто»;
6 баллов — «каждый день».
Опросник
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя как выжатый лимон.
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее-время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Ключ обработки и интерпретация
Опросник имеет три шкалы:
Эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой — ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов — 54).
Деперсонализация — бесчувственное, негуманное и даже циничное отношение труду и объектам своего труда, которые рассматриваются не как живые люди, а как винтики в системе или досадные помехи — ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов — 30).
Редукция личных достижений — возникновение у работника чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание своего неуспеха в ней — ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов — 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
Источник
Ольга Бойко
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания или как жить полной жизнью и не сгореть»
Подготовила и провела:
старший воспитатель
Бойко Ольга Владимировна
2018 год
ЦЕЛЬ: развитие ресурсов противодействия «выгорания», формирование духовного благополучия и психологического (душевного) комфорта.
ЗАДАЧИ: — Создать условия для личностного роста участников тренинга; — Передать психологические знания о синдроме профессионального выгорания, причинах его возникновения, способах преодоления; — Формировать у участников занятия умение управлять своим психофизическим состоянием, достигать внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующим проблемам.
Методы работы: беседа, диалог, игры и упражнения, метод релаксации, метод групповой работы.
Материалы: мяч, ленточки жёлтого и розового цвета на 2 подгруппы, листы бумаги формата А4, раздаточный материал «Памятка «Как не сгореть на работе», магниты, доска.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (3 минуты).
СПЛОЧЕНИЕ (7 минут).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (35 минут).
РЕФЛЕКСИЯ (3 минуты).
Ход ЗАНЯТИЯ
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (3 минуты).
Уважаемые коллеги! На протяжении последних лет специалисты занимаются научно-исследовательской деятельностью по вопросам влияния определённых факторов на эмоциональное выгорание педагогов. Интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличивается число педагогов, которые ощущают себя измотанными, обессиленными, эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности их работы. Человек, как электрическая лампочка, под сильным напряжением от большого объёма работы (справиться не в состоянии, а отказаться не в силах) «вспыхивает» на мгновение, а потом постепенно «гаснет», черствеет душой, если не хватает сопротивления душевных ресурсов.
Сегодня, уважаемые коллеги, я предлагаю вам принять участие в тренинге «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе».
Сегодняшний Тренинг предназначен:
Для кого? Для специалистов всех уровней, руководителей, чья работа связана с ситуациями стресса и большими эмоциональными нагрузками.
Для чего? Для восстановления хорошего профессионального тонуса и обучения техникам профилактики «выгорания».
Что даёт? Улучшение настроения, прилив сил и энергии, повышение внимания и общей работоспособности.
И так мы начинаем, и первое упражнение с целью сплочения, а именно создания атмосферы, которая вызовет ощущение безопасности, дружеского расположения и одобрения называется «Имя – качество»
СПЛОЧЕНИЕ.
ЦЕЛЬ: создание атмосферы, которая вызовет ощущение безопасности, дружеского расположения и одобрения.
1. Упражнение «Имя – качество» (5 минут).
Процедура проведения. Каждый участник (по очереди, держа в руке мячик, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно тоже начинается на ту же букву, что и его имя.Я начинаю :
Ольга — ответственная, отзывчивая; Татьяна – тактичная, требовательная; Людмила – любознательная; Ирина — интерес к работе; Анна – аккуратная; Любовь – любовь к детям; Светлана – сдержанная, самокритичная;
Наталья — находчивая, настойчивая; Екатерина (Катя)-коммуникативная :
Затем мяч передаётся другому участнику, и тот называет свое имя и качество. Если участник затрудняется назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, важно вовремя поддержать, оказать помощь, привлекая для этого других участников группы.
2. Следующее упражнение «Аплодисменты» (2 минуты).
Педагоги делятся на две группы (педагогисамостоятельно выбирают и завязывают на запястье ленточки: первая группа – жёлтые, вторая – розовые)
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения: я зачитываю задание и тем, кто обладает в первой группе тем умением или качеством — их выполняют. Участники второй группы в это время им аплодируют.
• Поднимите правую руку, кто любит посещать театр.
• Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.
• Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.
• Руки за голову кто по утрам любит поспать.
• Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.
• Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.
• Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.
• Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета.
• Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.
• Улыбнитесь и пошлите воздушный поцелуй все те, у кого сегодня хорошее настроение.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Уважаемые коллеги! Как важно вовремя «разрядиться» и «освободиться» от отрицательных эмоций, которые возникают и накапливаются внутри нашего организма. А всё это приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. И вот тогда, на фоне хронического стресса может развиться синдром профессионального выгорания.
В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.
3. Упражнение «Психотравмирующая ситуация» (2 минуты).
Инструкция:
«Я предлагаю команде с розовыми ленточками вспомнить ситуации, которые напрягают в работе, в жизни, создают стрессогенную ситуацию. Запишите, пожалуйста, на листе бумаги какую-либо свою рабочую стрессовую ситуацию. Можно обозначить её одним предложением».
4. Упражнение «Вопросы самому себе» (15 минут).
Цель: приём нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления).
Участники делятся на пары.
Ведущий: «Кратко перескажите эту травмирующую ситуацию
Участники с жёлтыми ленточками выслушивают и задаёт вопросы:
• Это действительно так важно для тебя?
• Рискуешь ли ты чем-нибудь очень важным для себя?
• Будет ли это так важно для тебя через две недели, через месяц?
• Стоит ли за это умереть?
• Может ли что-то быть ещё хуже?».
Обсуждение: а теперь скажите —
• Изменилось ли ваше отношение к ситуации после таких вопросов?
• Можно ли эти вопросы задавать самому себе?
• Что будет происходить?
Обсуждение ситуации, когда вопросы, заданные самому себе не помогают успешно справиться со своим внутренним напряжением и управлять своими эмоциями с пользой для себя и своего окружения.
5. Следующее упражнения на осознание своих личностных ресурсов.
Личностные ресурсы (сила Я — концепции, самоуважение, адекватная и высокая самооценка, собственная значимость, самодостаточность) похожи на иммунитет, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других «вредностей» профессии и современной жизни.
Предлагаю участникам тренинга подумать и назвать способы, с помощью которых люди справляются со стрессовыми состояниями (5 минут).
Участники называют способы.
Ведущий: «Да, действительно, стрессовое состояние облегчают занятия… перечисленные вами (все названные участниками способы, особо выделить – любовь близких людей, взаимоотношения с другими людьми).
Информация:в стрессовой ситуации можно использовать следующие способы самореализации:
• активизация чувства юмора (попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации);
• считать до 10, прежде чем совершить ответное действие;
• самоубеждение, самоприказы, вызывающее спокойствие состояние;
• уйти из ситуации, сменить обстановку;
• использование образов концентрации и визуализации – сосредоточение внимания на определённом объекте.
6. И мы переходим к следующему упражнению
«Всё равно ты молодец, потому что…» (7 минут).
Участники делятся на пары.
Инструкция: «Сначала один участник с жёлтой ленточкой рассказывает другому (с розовой ленточкой) о трудной ситуации в жизни, о чём-нибудь неприятном, или говорит о каком-либо неприятном своём недостатке.Собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Всё равно ты молодец, потому что…». Затем меняются ролями».
Обсуждение.
Работа с негативными чувствами.
Нередко мы относимся к своим обидам, как к большой ценности. Мы их прячем, бережём, накапливаем. А в конфликте предъявляем их, усиливая, как нам кажется свою позицию. Важно уделить внимание осознанию, принятию своих чувств, эмоций, потребностей и желаний, овладению социально приемлемыми формами проявления чувств, контролю динамики переживания, устранению застревания и неполного отреагирования. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
7. Упражнение «Делай как я» (участники тренинга по очереди, по одному – два человека выполняют задания) (3 минуты).
Ведущий:
— громко запеть;
— резко встать и пройтись;
— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
Рекомендация:
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
И заключительным этапом тренинга я предлагаю провести релаксационное упражнение
8. Упражнение «Источник» (3 минуты).
Инструкция: «Закройте глаза. Сядьте удобно… Вдохните глубоко и легко, выдыхайте несколько медленнее. Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.» По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза».
РЕФЛЕКСИЯ.
9. Упражнение «Карусель общения» (3 минуты).
Цель: выявить настрой к завершённой работе мастерской.
Обсуждение:
• Как мне было сегодня работать?
• Что было особенно трудно?
• Что мне это дало?
• Хочу всем пожелать …
Слово ведущему: «Спасибо за работу…Желаю вам: проводить больше времени, общаясь с приятными людьми; укреплять отношения с самыми близкими людьми; развивать в себе дружелюбие, открытость, общительность, проявлять больше активности; заниматься работой – ценной и осмысленной. Так трактует программа укрепления личного счастья Фордиса (раздаётся памятка для участников тренинга «Как не сгореть на работе»).
ЛИТЕРАТУРА
• Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – Москва, 2003. – С. 243 – 247.
• Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов / О. И. Бабич. –Волгоград : Учитель, 2009. – 122 с.
• Мардер, Л. Тренинг педагогической осознанности. // Школьный психолог, 2003. – № 22. – С. 12 – 14.
• Мархоцкий, Я. Синдром хронической усталости // Здаровы лад жыцця, 2008. – № 2. – С. 55 – 59.
• Перова, И. Стресс – такой, как он есть // Здаровы лад жыцця, 2008. – № 10. – С. 53 – 58.
Соколова, И. Синдром эмоционального выгорания у учителя // Здаровы лад жыцця, 2008. – № 3. – С. 57 – 61.
Источник