Профилактика синдрома профессионального выгорания для социальных работников

Профилактика синдрома профессионального выгорания для социальных работников thumbnail

В начале марта специалистами ГКУ «Севастопольский центр социальной и постинтернатной адаптации» проведено мероприятие в рамках профилактики синдрома профессионального выгорания.

Профессиональное выгорание – это довольно-таки распространенный синдром, развивающийся у работающих людей. Он вызывается многими факторами и становится причиной истощения эмоционально-энергических, а также личностных ресурсов индивида.

Причины профессионального выгорания

Чаще всего с профессиональным выгоранием сталкиваются те люди, деятельность которых связана с постоянным общением с людьми – со знакомыми либо незнакомыми. Подобная ситуация наблюдается у руководителей, менеджеров по продажам, у социальных и медицинских работников, различных консультантов.

Особенно быстро профессиональное выгорание поражает людей-интровертов, чьи психологические особенности не позволяют постоянно коммуницировать с людьми. У таких личностей не наблюдается избытка жизненной энергии, они выглядят скромными и застенчивыми, могут сильно концентрироваться на объектах своей деятельности. Интроверты склонны постоянно накапливать негативные эмоции и дискомфорт, не умея выбрасывать такие переживания.

Кроме всего прочего эмоциональное, а также профессиональное выгорание часто случается у людей, постоянно испытывающих какой-то внутренний конфликт, связанный с профессиональной деятельностью. С такой проблемой часто сталкиваются женщины, вынужденные «разрываться» между трудом и семейными обязанностями, а также те, кому необходимо постоянно доказывать свой профессионализм из-за конкуренции.

Еще с профессиональным выгоранием сталкиваются те работники, которые ощущают постоянную угрозу потерять работу и боятся не найти новую.

В ряде случаев подобное нарушение может наблюдаться у трудящихся, которым приходится находиться в особенно непривычных условиях труда. Такие люди при этом часто желают показать максимальный результат. Ощущая некоторую некомпетентность, работники подвергаются постоянным стрессам.

Такая неприятность довольно часто фиксируется у людей, вынужденных работать на пределе своих возможностях. При этом у них постоянно сохраняется стрессовое состояние.

Вызвать профессиональное выгорание может и недостаточно стабильное финансовое положение предприятия, на котором трудится человек. Роль провоцирующего фактора может сыграть несвоевременная выплата зарплаты.

Есть данные, что профессиональное выгорание может быть вызвано обыкновенной рутиной. Ведь многие люди изо дня в день выполняют одну и ту же работу. И им со временем хочется разнообразить свою деятельность чем-то новым.

Вызвать подобное психологическое нарушение может и недовольство руководством либо коллегами, в том числе и личные конфликты, а также невозможность карьерного роста. Кроме всего прочего синдром выгорания в профессиональной деятельности может развиться у людей, вынужденных работать в дискомфортных условиях, к примеру, при постоянном шуме, пыли и пр. Его может вызвать и внутриличностной конфликт, к примеру, при необходимости выполнять задания, не соответствующие моральным представлениям.

Профилактика профессионального выгорания

Всем трудящимся рекомендуется принимать меры для предупреждения профессионального выгорания. Им стоит относиться к себе с любовью и научиться испытывать к себе симпатию. Крайне важно выбирать сферу деятельности, которая будет нравиться, и не заниматься делом, которое совершенно не вызывает симпатии и энтузиазма. Так вы обретете профессиональное счастье.

Не стоит пытаться найти в работе какое-то спасение. Нужно воспринимать ее как деятельность, хорошую по определению, но не как панацею от каких-то прочих проблем.

Также профилактика синдрома профессионального выгорания состоит и в том, чтобы перестать жить за прочих людей. Лучше концентрироваться на своей собственной жизни. Еще рекомендуется уделять время не только трудовой деятельности, но и каким-то личным интересам, хобби и потребностям.

Чтобы предупредить профессиональное выгорание, стоит обязательно дозировать рабочую нагрузку и не перерабатывать. Необходимо абстрагироваться от рабочих и личных проблем и учиться не принимать их близко к сердцу.

Для профилактики такой проблемы стоит научиться переключаться, периодически меняя сферы деятельности. Кроме того желательно понять, что невозможно все время оставаться на высоте в своей карьере, превосходя коллег. Постарайтесь смириться, что ошибки являются неизбежными, и время от времени с ними сталкивается каждый человек.

Чтобы избежать профессионального выгорания нужно правильно и достаточно отдыхать, а также заниматься спортом. Кроме того стоит ставить перед собой определенные цели и продумывать пути для их достижения. Время от времени такие ориентиры не лишним будет пересматривать. А еще для профилактики профессионального выгорания рекомендуется почаще общаться с коллегами из других коллективов, для обмена опытом и для повышения самооценки.

Профессиональное выгорание – это довольно-таки серьезная и распространенная проблема. Для устранения такого нарушения желательно взять отпуск, заняться спортом, йогой и медитацией. Также не лишним будет проконсультироваться с психологом, а иногда и с психотерапевтом.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Профессиональная деятельность социального работника, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. [4]. Все это может привести к синдрому профессионального выгорания, который является следствием профессиональных стрессов и представляет собой совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно себя и своей работы. Выгорание представляет собой трехмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. [3].

Рассмотрим их подробнее. Начнем с эмоционального истощения, которое проявляется в появлении у работников чувства эмоциональной опустошенности и усталости, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном пресыщении и симптомов депрессии, вызванных собственной работой.

Второй фактор-это деперсонализация, которая предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.

И заканчивается все редукцией личных достижений, а именно возникновением у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе;

  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Читайте также:  Дина рубина синдром петрушки аудиокниги

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

  • возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

В сущности, происхождение «выгорания», невозможно однозначно связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами. Оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей ситуацией, в которой он находится. Однако риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. А это означает, что кадры социальной работы — должны обладать высоким уровнем профессионализма, который формируется посредством компетентностного подхода в профессиональной трудовой деятельности. Компетентностный подход предполагает ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности и в личной и профессиональной деятельности. [2]. Неслучайно в Федеральном законе от 10.12.1995 № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в ст. 25 подчеркивается: «Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг» [1]. Основываясь на данное положение, автором было проведено социологическое исследование на базе Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Геронтологический центр» по теме «Компетентностный подход в профессиональном становлении личности специалиста», с целью изучения структуры профессиональной компетентности социального работника. На основании исследования автором была разработана структура компетентности, в которую входят три компонента:

  1. базовые профессиональные качества;

  2. личность специалиста;

  3. нравственность специалиста.

Именно на этих трех компонентах отражает свое воздействие синдром профессионального выгорания. Если не обращать внимания на появившиеся признаки выгорания, то дальше последуют такие крупные неприятности, как депрессии, нервные срывы, психосоматические расстройства. А также профессиональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, их деятельность и самочувствие, но и на клиентов которые вынуждены обращаться за помощью к данным специалистам, и поэтому становятся «заложниками синдрома».

Чтобы не пропустить опасный поворот, за которым уже начинается синдром выгорания, необходим комплекс мероприятий, который был разработан автором и направлен на каждый элемент структуры компетентностного подхода. К нему относятся:

1.Проведение информационного занятия на тему: «Сущность синдрома профессионального выгорания и факторов, способствующих его возникновению».

2.Проведение занятия на тему: «Обучение определенным навыкам копинг поведения».

3.Проведение внутренних мероприятий, направленных на повышение привлекательности работы в организации.

4.Моральное стимулирование работников.

5.Проведение семинаров по управлению конфликтами и развития навыков межличностного общения.

6.Проведение семинаров по управлению конфликтами и развития навыков межличностного общения.

7.Школа социального работника

8. Проведение конкурсов профессионального мастерства.

Работа специалиста социальной сферы предъявляет высокие требования, особо ответственна и люди, занимающиеся этой деятельностью должны быть компетентными работниками, которые умели бы успешно справляться с различными трудностями, возникающими в ходе выполнения своих непосредственных профессиональных функций. Характеристики личности специалиста могут в той или иной мере обуславливать его профессиональное становление, а выполнение профессиональной деятельности, в свою очередь, вызывает определенные личностные изменения, которые влияют на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Эти изменения называются профессиональным выгоранием. Профессиональное выгорание — это динамический процесс, который возникает поэтапно. Все начинается с эмоционального истощения и заканчивается возникновением у работника чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, неуспеха в ней. Поэтому необходима целенаправленная работа по его преодолению, которая будет направлена на профессиональные качества специалиста, его личность и нравственность.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – № 50.

2. Шмелева Н.Б. Профессиональная и социально-личностная компетентность и компетенция, их соотношение в подготовке социальных работников.// Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2008.№ 3.С. 99-103

3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. — 189с.

4. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – Москва: ВЛАДОС: Московский государственный социальный университет, 2001. -431с.

Источник

Анастасия Власова
Проект «Не успей сгореть» по профилактике профессионального выгорания работников социальной защиты

Проект «Не успей сгореть»

Направление: Оздоровительный проект – профилактика профессионального выгорания работников социальной защиты.

Длительность проекта: 1 год.

Анализ ситуации и выявление актуальных социальных проблем

Профессиональная деятельность работника социальной службы, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе специальностей с высокой моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Не редко встречающиеся стрессовые ситуации, в которые попадает специалист социальной сферы в процессе сложного социального взаимодействия с населением, постоянное проникновение в суть социальных проблем людей, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье работника социальной сферы.

Специалистам системы «человек — человек», свойственен так называемый синдром профессионального «выгорания», проявляющийся как состояние физического и психического истощения, вызываемого интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Ещё это связано с тем, что в своей профессиональной деятельности специалист, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».

Актуальность исследования профессионального выгорания у педагогов обусловлена высокой социальной значимостью данной профессии.

Цель проекта: предотвращение и профилактика профессионального выгорания работников.

Задачи проекта:

1. провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;

Читайте также:  Синдром дауна по узи 13 недель

2. развить у социальных работников навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;

3. способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок, как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;

4. повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».

Целевая группа проекта: сотрудники учреждения, независимо от занимаемой должности.

5. Мероприятия проекта

Изучение психолого – педагогической литературы по данной проблеме.

Формирование рабочей группы.

Первичная диагностика сотрудников «ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!».

Лекция совместно с медицинским работником «Стрессы и их последствия».

Круглый стол «Синдром профессионального выгорания – это…».

Тренинг «Путь к гармонии».

Песочная терапия «Мой внутренний мир».

«Мозговой штурм» по созданию банка естественных способах профилактики.

Релаксационные тренинги.

Ведение дневников каждым сотрудником.

Повторная диагностика.

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации проекта профилактики профессионального выгорания предусматривается:

ознакомление с синдромом профессионального выгорания;

повышение эмоциональной устойчивости социальных работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;

развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками;

стабилизация уверенности в себе, формирование образа социального работника в структуре образа-Я;

снижение уровня тревожности у социальных работников и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;

повышение качества обслуживания клиентов;

повышение социально-психологического профессионализма специалистов Центра и социозащитных учреждений края.

Ресурсы проекта

Для реализации проекта психологи в социальной сфере будут использовать собственные и ресурсы учреждения:

Кабинет психолога в социальной сфере, актовый зал;

Проектор, музыкальный центр, СD и DVD диски;

Релаксационные и развивающие программы на СD, DVD;

Гимнастические коврики, релаксационные мячи, игрушки,

Канцтовары (бумага А4, файлы, ватман, картон белый и цветной, краски, пастельные мелки, доска, пластилин, карандаши, шариковые ручки, фломастеры, флешки;

Мольберты, материалы для арт-терапии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностический инструментарий

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!»

Диагностическая методика выявляет степень профессионального выгорания. Может использоваться как для самодиагностики, так и при профессиональной работе с клиентами.

Инструкция к выполнению. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду сбуъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

№ Вопросы

1 Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться

2 Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры

3 Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)

4 Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)

5 Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого

6 От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров

7 Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался

8 Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие)

9 Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам то, чего требует профессиональный долг

10 Моя работа притупляет эмоции

11 Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе

12 Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой

13 Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения

14 Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения

15 Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность

16 Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь

17 Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты

18 Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером

19 Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше

20 Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру внимания меньше, чем положено

21 Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение

22 Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров

23 Общение с партнерами побудило меня сторониться людей

24 При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение

25 Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций

26 Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами

27 Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

28 У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т. п.

29 Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания

30 В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла»

31 Я охотно рассказываю домашним о своей работе

32 Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)

33 Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к партнеру, но не могу

34 Я очень переживаю за свою работу

35 Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности

36 При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль

37 У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем

38 Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям

39 Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе

40 Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние

41 Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно

42 Я учитываю особенности деловых партнеров хуже, чем обычно

43 Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми

44 Я обычно проявляю интерес к личности партнера не только в связи с работой

45 Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении

Читайте также:  Синдром трисомии по x хромосоме

46 Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души

47 По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого

48 После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие

49 На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки

50 Успехи в работе вдохновляют меня

51 Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной)

52 Я потерял покой из-за работы

53 На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов)

54 Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу

55 Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции

56 Я часто работаю через силу

57 Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь

58 В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье

59 Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать

60 После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание

61 Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный

62 Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

63 Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

64 Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы

65 Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной

66 Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание

67 Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами

68 Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился

69 Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют

70 Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций

71 Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня

72 Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства

73 Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко

74 Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств

75 Моя карьера сложилась удачно

76 Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой

77 Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать

78 Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам, забывая о собственных интересах

79 Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями

80 Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил

81 Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе

82 Ко всему (почти ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство

83 Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции

84 Работа с людьми явно подрывает мое здоровье

КЛЮЧ

«Напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+1 (2, +13 (3, +25 (2, –37 (3, +49 (10, +61 (5, –73 (5)

Неудовлетворенность собой:

—2 (3, +14 (2, +26 (2, –38 (10, –50 (5, +62 (5, +74 (3)

«Загнанность в клетку»:

+3 (10, +15 (5, +27 (2, +39 (2, +51 (5, +63 (1, –75 (5)

Тревога и депрессия:

+4 (2, +16 (3, +28 (5, +40 (5, +52 (10, +64 (2, +76 (3)

«Резистенция»

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:

+5 (5, –17 (3, +29 (10, +41 (2, +53 (2, +65 (3, +77 (5)

Эмоционально-нравственная дезориентация:

+6 (10, –18 (3, +30 (3, +42 (5, +54 (2, +66 (2, –78 (5)

Расширение сферы экономии эмоций:

+7 (2, +19 (10, –31 (20, +43 (5, +55 (3, +67 (3, – 79( 5)

Редукция профессиональных обязанностей:

+8 (5, +20 (5, +32 (2, — 44 (2, +56 (3, +68 (3, +80 (10)

«Истощение»

Эмоциональный дефицит:

+9 (3, +21 (2, +33(5, — 45 (5, +57 (3, — 69 (10, +81 (2)

Эмоциональная отстраненность:

+10 (2, +22(3, –34(2, +46(3, +58(5, +70(5, +82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация):

+11(5, +23(3, +35(3, +47(5, +59(5,+72(2, +83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+12(3, +24(2, +36(5, +48(3, +60(2, +72(10, +84(5)

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому (переживание психотравмирующих обстоятельств) положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т. д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания.

3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма показателей всех 12 симптомов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Методика дает подробную картину синдрома профессионального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов — несложившийся симптом;

10–15 баллов — складывающийся симптом;

16–19 баллов — сложившийся симптом;

20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» или «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо измеряемые в них явления существенно различны: это реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

37–60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Источник