Профилактика синдрома эмоционального выгорания у студентов
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Повседневная жизнь современного человека все чаще и чаще становится подверженной эмоциональным стрессовым ситуациям. Быстрый рост социальных изменений и замедленные биологические процессы ведут за собой последствия психического перенапряжения, которое в свою очередь может быть тяжелым как в физическом, так и в психологическом планах. В конце ХХ века американский психиатр Х. Фрейденбергер впервые использовал термин «burnout», обозначавший выгорание. Данное понятие использовалось для обозначения переживания человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включённостью в значимые эмоционально напряжённые ситуации.
Проблема эмоционального выгорания вызывает не только беспокойство, но и острый научно-практический интерес исследователей. В настоящее время различными авторами по-разному трактуется синдром эмоционального выгорания. Например, отечественный ученый В.В.Бойко определяет синдром эмоционального выгорания как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме исключения эмоций (понижение энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия; также расширение сферы отрицательных, негативных эмоций и уменьшение положительных эмоций» [1, с. 5]. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций [2]. По определению Н.В.Гришиной, выгорание рассматривается как особое состояние человека, являющееся следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания. [3, с.143-156]. Так как развитие эмоционального выгорания не ограничивается только лишь профессиональной сферой, а проявляется в разных ситуациях жизнедеятельности человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования подтверждают, что эмоциональное выгорание вытекает из стрессов, возникающих в профессиональной сфере. Пулен и Уолтер в лонгитюдном исследовании социальных работников выявили, что повышение уровня выгорания связано с повышением уровня профессионального стресса. Были получены данные о том, что лица, испытывающие выгорание, имеют более высокий уровень стресса и меньшую выносливость, устойчивость [7].
Исследование, проведенное Водопьяновой Н.Е. и Старченковой Е.С. с целью рассмотрения, частоты переживания синдрома эмоционального выгорания у специалистов различных профессий показало, что фактически во всех сферах работников профессий социальной направленности, имеется довольно большое количество лиц с высоким и средним показателями эмоционального выгорания. Профессии социального типа, структурным звеном которых являются продолжительные, эмоциональные и когнитивно сложные ситуации общения с другими людьми, предъявляют высокие требования к качеству общения и к высокой коммуникативной компетентности, поскольку от данных условий в наибольшей мере зависят не только результат данного взаимодействия, но и перспективы будущих интерперсональных контактов.
Феномен выгорания представляет собой острое кризисное состояние, свойственное людям, постоянно сталкивающимся с отрицательными переживаниями других людей, и в какой-то степени оказывающимися личностно вовлеченными в эти переживания. Относительно профессии феномен «эмоционального выгорания» рассматривается как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми [5, с. 233 — 236]. Поэтому каждому студенту, обучающемуся на факультете психологии, по долгу профессии, известен такой термин как « эмоциональное выгорание», а многим студентам-психологам данное состояние даже знакомо. Как же оставаться компетентным специалистом, не несущим на себе ужасный отпечаток профессии? Как оставаться профессионалом, не сгорев при этом дотла?
Данные вопросы остаются актуальными как для психолога уже имеющего многолетний опыт работы, так и для студента психологического факультета, еще только вступающего на путь профессии.
Когда психолог оказывается в состоянии эмоционального выгорания, он мечтает избавиться от надоевших клиентов. Если это невозможно, так как не с кем будет работать, то во всяком случае, как можно сильнее отгородиться от них. Но не стоит забывать, что одним из основных качеств личности психолога является гуманность. Поэтому борьба с выгоранием за счет устранения в себе этого качества, может привести к тому, что человек перестает быть психологом вообще. Известный психолог Р. Загайнов говорил: «Психолог потому и должен идти в жизнь, в практику, чтобы видеть вблизи эту жестокую борьбу человека за лучшую жизнь и чувствовать его боль! И тогда в личности психолога обязательно и ускоренными темпами образуется фундаментальное личностное качество – гуманность. Без этого фундамента человек не может состояться как психолог, без него он не нужен в трудную минуту другому» [4, с. 570].
Каковы же причины эмоционального выгорания, и, что следует предпринять, чтобы предотвратить появление или проявление данного синдрома? В. В. Бойко делит причины эмоционального выгорания на две группы: внешние и внутренние [1, с. 5–8]. К внешним причинам относятся: напряженная психоэмоциональная деятельность, связанная с интенсивным общением, нечеткая организация и планирование труда, повышенная ответственность за исполняемые функции, психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал. О внешних нужно знать, чтобы по возможности обходить их или нейтрализовать из воздействие на личность. К внутренним причинам относятся: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивное переживание обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи, нравственные дефекты иди дезорганизация личности. Обо внутренних следует знать, чтобы не допустить их включения, потому как данная группа источников выгорания контролируема человеком, и он может работать над ними как самостоятельно, так и при помощи специалиста.
В настоящее время профилактикой синдрома эмоционального выгорания занимаются как психологи, так и медицинские специалисты. Лечебные и профилактические меры при эмоциональном выгорании во многом похожи, так как то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.
Работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания, как правило, должна начинаться с его диагностического исследования. Довольно длительное время изучение эмоционального выгорания проводилось по методике MBI (Maslach Burnout Inventory) C. Maslash, S. E. Jackson [8, с. 99–113]. Помимо MBI в отечественной психологической практике используется методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В. В. Бойко. Затем следует рассмотреть личностные особенности, препятствующие формированию эмоционального выгорания. Личностная выносливость, люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения [2]. Другим направлением исследований является выявление связи между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивления выгоранию. Люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания. Выявлена тесная связь между выгоранием и локусом контроля. Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения, или визуализации. Визуализация- это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, которые он испытывал когда-то [6, с. 43-44]. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие, это могут быть различные упражнения и техники. При профилактической работе с синдромом эмоционального выгорания также широко применяются техники и приемы, направленные на активизацию личности.
Таким образом, интерес к феномену эмоционального выгорания обусловлен тем сильным отрицательным эффектом, который выгорание оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения специалистов. Наиболее отчетливо его последствия проявляются в профессиях социального типа, в частности- профессии психолога. Синдром эмоционального выгорания — острое кризисное состояние, свойственное людям, постоянно сталкивающимся с отрицательными переживаниями других людей, и в какой-то степени оказывающимися личностно вовлеченными в эти переживания.
Однако своевременное применение способов и средств профилактики способствует значительному снижению патогенного воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. – СПб., 1997.
Загайнов Р.М. Проклятие профессии: бытие и сознание практического психолога. – М.: Смысл, 2001. – 571 с.
Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.
Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебной пособие [Электронный ресурс]. – Электрон. дан./ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2013
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. – 2001. – Т.22, №1.
Maslach C. Jackson S.E. (1981): The measurement of experienced Burnout. J. Occup. Beh.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Социальные и психологические изменения, происходящие в обществе, в разных сферах деятельности, в частности учебной, привели к тому, что будущие специалисты чаще стали подвержены стрессовым ситуациям. Учебный вузовский процесс представляет собой «…систему организации учебно-воспитательной деятельности, в основу которой положено органическое единство и взаимосвязь преподавания (деятельность преподавателя) и учения (деятельность студента), направленных на достижение целей обучения, развития личности студента, его подготовки к профессиональной деятельности.»[2, с.34-35] Учебный процесс в вузе требует большой отдачи, всё это ведет к эмоциональной нестабильности. Студенты практически «живут» в вузе, к тому же постоянно заняты учебной деятельностью. Постепенно это может привести к эмоциональному выгоранию.
В связи с этим, рассмотрение вопроса о синдроме эмоционального выгорания у студентов, на наш взгляд, не оставляет сомнения в своей актуальности, т.к. внутренний мир ощущает дисгармонию, снижается память, студент начинает неконструктивно мыслить. Столкнуться с симптомом эмоционального выгорания может любой студент.
Понятие «эмоциональное выгорание» было введено американским психиатром Гербертом Фрейденбергом в 1974 году. Исследователь определял данное явление как «…нарастающее эмоциональное истощение, ответную реакцию на продолжительные сферы межличностного общения».[4, с.163] В дальнейшем феномен «эмоциональное выгорание» был детализирован К. Маслач и Х. Хартманом в 1982 году, которые выделили три главных его компонента: эмоциональное (или физическое) истощение; деперсонализация; сниженная рабочая продуктивность [3, с. 29-30] Впервые тема студенческого выгорания была затронута Г.С. Никифоровым. В его исследовании принимали участие студенты педагогических специальностей, обучавшиеся в Зеленогурском университете. Г.С. Никифоров использовал «Опросник поведения и переживания, связанного с работой», разработанный У. Шааршмидтом и А. Фишером в Институте психологии Постдамского университета. Тогда Никифоров впервые выявил, что не только работающие люди, но и студенты склонны к возникновению эмоционального выгорания.
В рамках работы студенческого научного клуба по психологии «Инсайт» мы измерили риск синдрома эмоционального выгорания у студентов педагогического факультета с 1 по 5 курсы, согласно методике Б. Поттера. Анализ результатов исследования показал, что, в целом, у 48% студентов высокий уровень риска возникновения синдрома эмоционального выгорания, у 30% — умеренный и у 22,5% — низкий уровень. Приведённые данные показывают о преобладании у студентов высокого уровня риска эмоционального выгорания, т.е. это студенты, подверженные стрессовым ситуациям, находящиеся в неустойчивом эмоционально-психологическом состоянии.
По курсам результаты таковы: на 1 курсе у студентов преобладает низкий риск возникновения синдрома эмоционального выгорания — 48%, у 34% — умеренный и у 18% — высокий уровень синдрома. На 2 курсе мы получили следующие результаты: у 14% студентов низкий уровень риска, 37% имеют умеренный уровень и 49% студентов с высоким уровнем риска возникновенияию синдрома. У студентов 3 курса мы наблюдаем преобладание умеренного уровня — 52%, у 14 — низкий уровень и 34% имеют высокий уровень. На 4 курсе результаты следующие: преобладание высокого уровня — 67% студентов, у 19% — умеренный уровень и 14% — низкий уровень. Студенты 5 курса наиболее подвержены высокому уровню — 68%, 16% — низкий и 16% — умеренный уровень риска.
Проанализировав результаты исследования, мы наблюдаем высокий уровень риска возникновения синдрома эмоционального выгорания на 2,4 и 5 курсах. Уже на втором курсе студенты нередко чувствуют разочарование и упадок сил. Подобное эмоциональное выгорание у них может вызвать масса обстоятельств: обилие заданий, новый коллектив, «не те» предметы. С собственной резкой реакцией на эти ситуации могут справиться не все. Второкурсники уже во всю вовлечены в учебный процесс — зачастую, это самый сложный курс для студента. Именно на втором курсе происходит самое интенсивное обучение общим знаниям и формирование культурных запросов. Период обучения на 4-5 курсах связан с прохождением студентами педагогической практики, интенсивным взаимодействие с учащимися, близким знакомством с будущей профессией. Студент вступает в этап выраженного профессионального самоопределения, сопровождающегося формированием уверенности и готовности к активной самостоятельной деятельности в выбранной профессиональной сфере, либо разочарование в профессии, неуверенностью в выборе. Следовательно весь процесс обучения потенциально содержит в себе опасность возникновения эмоционального выгорания. На младших курсах, прежде всего из-за стрессов, вызванных переходом от учебной деятельности к учебно-профессиональной , на старших — в процессе интенсивной профессионализации у студентов может возникнуть неуверенность в выборе пррфессии, в возможностях дальнейшей самореализации. Всё это, несомненно, может служить факторами, приводящими к состоянию эмоционального выгорания. [4, с.81]
Завершающий период обучения в вузе вполне уместно назвать начальным этапом профессиональной адаптации студентов – будущих педагогов, который неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это проявляется в довольно невысокой оценке своих педагогических способностей, коммуникативных навыков и умений, низкой самооценке, которая проявляется опосредованно – лишь при анализе уровня своей компетентности, а не оценке личности в целом[1, с.273].
Таким образом, наличие высокого показателя у студентов возникновения риска синдрома эмоционального выгорания позволяет обратить внимание к данной проблематике как самого студента, так и педагогического состава преподавателей. Прежде всего, на наш взгляд, необходима просветительская работа среди студентов в сфере профилактики данного состояния и гармонизации собственного внутреннего мира, т.к. успешность в учебном процессе напрямую связана с благоприятным данным состоянием.
Список литературы
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 2-е изд.-СПб.:Питер,2009. С.336.
Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов.-СПб.Питер, 2006. С.607.
Орёл В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии/В.Е. Орёл. Перераб. и доп.Ярославль: 1999. С.76-97.
Maslach C., Jackson//Journal of Occupational Behavior. 1981. c.26-34
Freudenberger H.J. Staff burn-out//Journal of Social Issues. 1974. c.159-165
Источник
Синдром эмоционального выгорания диагностируется, включая следующие компоненты:
- Анамнез жизни и болезни, профессиональный анамнез. Врач уточняет наличие расстройства сна, аппетита, настроения, мотивации, признаков соматических заболеваний. Важно знать, какие события произошли недавно: смена рабочего места, развод, рождение ребенка.
- Наличие перенесенных заболеваний: язва, гастрит, депрессия, инфекции центральной нервной системы.
- Установление группы риска. Синдрому эмоционального выгорания больше всего подвержены специалисты в деятельности типа «человек–человек»: врачи, учителя, социальные работники, продавцы, менеджеры, воспитатели.
- Результаты психометрических исследований – шкала эмоционального выгорания Бойко, опросник эмоционального выгорания Маслач.
- Употребление лекарств, алкоголя, наркотиков, курение.
- Признаки психических расстройств: тревожность, возбуждение, рассеянность внимания, снижение объема памяти, эмоциональная лабильность, неадекватная самооценка, патологически сниженное настроение, пассивность, внешний локус контроль, чувство вины.
Общие рекомендации
Если ваша жизнь сопряжена со сферой деятельности «человек–человек» – вы подвержены высокому риску эмоционального выгорания. Чтобы снизить шанс и повлиять на провоцирующие факторы, следует выполнять рекомендации ниже. Они подходят для людей любой специальности: для медицинского работника или социального работника, педагога, юриста, психолога, руководителя, менеджера.
Способы профилактики:
Правильный отдых. Урегулируйте режим труда и отдыха. Работа – на работе, отдых – дома, на природе, с друзьями. Сотрудничество с людьми всегда предполагает бумажную писанину и бюрократию. Она может скапливаться. Но это не значит, что ее нужно доделывать дома: рабочие задачи, выполняющиеся дома или на досуге, всегда повышают вероятность эмоционального выгорания.
Если в свободное время вы продолжаете думать о работе, отвлекитесь – читайте, играйте на музыкальном инструменте или в компьютерные игры, смотрите фильмы. Когда вы не работаете дома, вы можете ощущать тревогу. Но не работать дома – нормально.
Концентрация на хобби особенно важна для врачей-онкологов, психиатров, медицинских работников паллиативной помощи. Эти специалисты чаще всего сталкиваются с тяжелыми пациентами. Если постоянно думать о них, врачи быстро эмоционально выгорают.
Физические упражнения. В неделю – минимум 3 раза по 30 минут. Любая доброкачественная физическая нагрузка снимает стресс и позволяет отвлечься от негативных мыслей. Нет определенного правила о том, как нужно заниматься. Это могут быть любые физические упражнения: плавание в бассейне, игра в футбол, катания на велосипеде, борьба, тренажерный зал или бег. Чтобы физические упражнения не стали рутиной, меняется вид спорта каждые несколько недель.
Сон. Во время сна восстанавливаются резервные силы, активнее работает иммунитет, вытесняются неприятные воспоминания, крепчают нервные процессы. Сон – один из основных факторов, препятствующих эмоциональному выгоранию и стрессу.
Выясните, сколько вы обычно спите, и сколько вам требуется времени, чтобы после сна почувствовать себя отдохнувшим. Если при средней длительности сна в 7-8 часов вы не отдыхаете, добавьте к следующей ночи 30 минут. И так до тех пор, пока в течение недели каждое утро вы не почувствует отдых и бодрость.
Рабочее окружение. Чтобы избежать эмоционального выгорания, организуйте рабочую обстановку и распорядок дня. Стандартный рабочий день должен содержать перерывы по 30 минут и большой перерыв на обед длительностью от 45 до 60 минут. Так вы избежите интеллектуальной нагрузки и разбавите обстановку.
Для офисных работников и всех, кто большую часть рабочего времени проводит за компьютером, рекомендуется делать простые физические упражнения. Это снижает мышечный тонус и препятствует заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Простая гимнастика: в течение 2-х минут делайте круговые движения шеей. Чтобы снять мышечное напряжение, выполняйте гимнастические упражнения: подтягивания, круговые движения туловищем, разминка суставов.
Распределение обязанностей. Сотрудник быстро выгорает, когда ему дают дополнительную рабочую нагрузку, которая не предусмотрена его обязанности и профессиональными навыками. Распределите равноценные обязанности, делегируйте задачи подчиненным или сотрудникам.
Важный профилактических фактор выгорания – умение отказывать. Когда не можете сказать «нет», вы сознательно копите рабочие задачи. Когда они набираются, сокращается время на выполнение основных дел. Под конец квартала или года вы понимаете, что на столе лежит стопка документов, которые вообще не хочется делать, ведь за них не доплачивают. Не берите дополнительные задачи, либо просите за них доплату.
Хобби и активная жизненная позиция. Смещать акцент с рабочих дел нужно куда-то. Чаще всего это хобби. Они помогают отвлечься, отдохнуть и получить удовольствие.
Черты личности, которые препятствуют выгоранию
Особенности личности – основные психологические факторы профилактики синдрома эмоционального выгорания. «Личностная выносливость» – это компоненты характера, которые способствуют высокой жизненной активности. Личностная выносливость, как черта характера, позволяет человеку контролировать жизненные ситуации и быстро реагировать на изменения. У людей в развитой личностной выносливостью всегда низкие показатели по признакам эмоционального выгорания.
Слабый эффект эмоционального выгорания наблюдается у людей, которые имеют активную тактику сопротивления стрессу. Когда появляется конфликт или неприятности на работе, люди с активной тактикой стараются уладить проблемы в ближайший срок. Люди с пассивной тактикой сопротивления стрессу выжидают решение от оппонентов, конкурентов и коллег. Они не берут ответственность на себя. У людей с пассивной тактикой всегда высокий риск эмоционального выгорания.
Существует внешний и внутренний локус контроля. Активный – когда человек приписывает неудачи и успехи своей деятельность. Если человек с внутренним локусом контроля опаздывает на работу, не успевает подготовить отчет или предлагает новую бизнес-идею, он приписывает это своим навыкам или огрехам.
Человек с внешним локусом контроля приписывает события, случившиеся с ним, внешним факторам. Сбил на дороге пешехода – виноват пешеход; не успех подготовить отчет – виноват программист, который не починил компьютер; перевыполнил план на 13% – «мне просто повезло».
Люди с внутренним локусом контроля страдают эмоциональным выгоранием гораздо меньше, чем с внешним.
Эмоциональному выгоранию препятствует адекватная самооценка. Низкая самооценка повышает риск развития эмоционального истощения, так как такие люди склонны винить себя или недооценивать собственные преимущества и профессиональную компетенцию.
Упражнения для профилактики
Психологическая модель Роберта Ассаджоли состоит из основной (ядерной) личности и частиц – субличностей. Из многих субличностей складывается основная личность. Роберт Ассаджоли под субличностью понимает социальные роли: муж, сын, сотрудник, друг, начальник или подчиненный, родитель и брат.
Часто субличности конфликтуют между собой: у отца одна жизненная позиция, у друга – вторая, у мужа – третья. Например, человек в роли отца твердит сыну: «Пить плохо». Тот же человек в роли друга выпивает каждые выходные перед сыном. Итальянский психолог утверждает: чтобы предотвратить синдром эмоционального, следует воссоздать единую картину субличностей в одну – целую и гармоничную.
Для этого он придумал такие методы в виде упражнений:
Упражнение «Круг субличностей»:
- Напишите на бумаге список своих желаний. Записывайте любые желания, которые придут в голову, независимо от их социальной значимости: поймать килограмм рыбы, купить новую гитару или посетить симфонический оркестр. Спрячьте список на один день.
- На следующий день достаньте список желаний. Перечитайте его. Вспомните и постарайтесь описать чувства, которые охватывали вас во время перечисления желаний. Есть ли такая субличность, которая имеет идентичные желания? Или есть субличность, которая осуждает некоторые из перечисленных желаний или считает их малозначимыми?
- Теперь постарайтесь прочувствовать желания субличностей и ваши собственные. Выпишите то, что хочется именно вам – не отцу, не другу, не мужу, не начальнику.
- Наберите 20 желаний. Отсейте и сократите список до 5 пунктов – это главные желания.
- Возьмите лист А4. Нарисуйте круг с диаметром до 20 см. Теперь нарисуйте в нем круг с диаметром 5 см. Центральное кольцо – это ваша личность. Распишите в нем 5 основных желаний.
- Теперь вспомните максимальное количество ваших субличностей. Дайте каждому из них имя. Например, заботливый, ответственный, сильный.
Это упражнение дает возможность лучше понять себя, свои истинные желания и навязанные желания обществом. Вы стали лучше распознавать свой голос и отличать его от голоса субличностей. Особенности синдрома в том, что выгоранию способствует незнание своих целей и желаний, и одним из признаков является деперсонализация – ощущение потери себя. Поэтому осознание себя – важный фактор профилактики эмоционального выгорания.
Упражнение «Негативная субличность»:
Негативные субличности часто мешают реализации плана. Они критикуют, провоцируют, обесценивают и подрывают доверие к себе. Представьте себе дело, которое вы давно хотите реализовать.
Представьте, что вы закончили его: построили дом, открыли кафе или написали книгу. Теперь представьте явления, которые могли бы помешать вам выполнить задуманное. Вычлените эти мысли из общего потока сознания и соберите их воедино. Вы только что создали негативную субличность, которая всегда вам мешает. Назовите ее, придумайте ей символ и нарисуйте ее на бумаге.
Заключите с ней «договор»: что вам нужно сделать, чтобы негативная субличность перестала критиковать и обесценивать. Подумайте, почему она делает именно это.
Упражнение помогает изучить свои страхи, помогает исследовать непродуктивные установки, которые мешают реализовать мечту.
Принципы жизни, препятствующие эмоциональному выгоранию
Синдром сгорания часто развивается у людей с непродуктивными и неосознанными установками. Программа профилактики включает перемену этих установок на продуктивные:
- Сила интеллекта может ослабить и нейтрализовать неприятные эмоции и жизненные события. Позитивное мышление всегда лучше, чем негативное. Всегда помните, что у стороны две медали – ищите позитивные стороны даже у наиболее неприятных событий. Подумайте, какие вы сможете получить выгоды, если завтра вас уволят?
- Припишите себе девиз: «Сейчас хорошо. Все, что происходит вокруг, делает меня сильнее.
- Неблагоприятные события жизни – это всегда временное явление. Подчините эти события себе и постарайтесь их перевернуть в позитивную сторону.
- Люди часто помнят о своих недостатках, забывая о достижениях. Ежедневно напоминайте себе о том, в чем вы сильны, что вы делаете лучше других.
- Вместо того, чтобы «пережевывать» негативные ситуации и эмоции, проанализируйте их – выясните причину, почему это произошло, какими последствиями это грозит. Всегда ищите как можно больше путей выхода.
- Конфликт решается сразу после его появления.
- Общайтесь с людьми, которые вам приятны.
- Любой человек, независимо от своих политических взглядов, внешнего вида, предпочтений в музыке или спорте имеет право. Он может спокойно проявлять свою индивидуальность. Свобода одного человека заканчивается ровно там, где начинается свобода другого.
- Вы имеете право на ошибку. Любой человек имеет право на ошибку. Ошибаться – это нормально. Ошибаться – значит что-то делать. Тот, кто ничего не делает, никогда не ошибается.
Этот небольшой тренинг поможет осознать истинные желания и оценить жизнь – так ли он хочет ее прожить, или нет. Если вы не удовлетворены, этот план работы составлен для вас.
Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/profilaktika-emotsionalnogo-vygoraniya
Источник