Профилактика синдрома эмоционального выгорания у сотрудников уис

Гумерова Лидия Расулевна, магистрант 1 курса факультета психологии, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск, психолог Ок и РЛС «ФКУ УК ГУФСИН России по Челябинской области»magasumova_l@mail.ru

Основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников уголовноисполнительной системы

Аннотация.Встатье рассматривается феномен синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников УИС Челябинской области, основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников УИС.Ключевые слова: синдром «эмоционального выгорания», психическое здоровье, психопрофилактика, первичная, вторичная, третичная психопрофилактика, «отношение к здоровью», «количество здоровья», стрессоустойчивость, мотивация.

В условиях развития социального и правового государства большая ответственность ложиться на такой социальноправовой институт, как уголовноисполнительная система.Решение сотрудниками уголовноисполнительной системы (далее —УИС) важных общегосударственных задач: сопровождения задержанных и заключенных под стражу лиц к месту назначения в установленном порядке, обеспечивать своевременное доставление конвоируемых лиц, их надежную охрану в пути следования, предупреждать и пресекать попытки конвоируемых к побегу, членовредительству, нападение на конвой значительно усложняются в связи с продолжающимся процессом формирования правового государства, нестабильностью социальноэкономического состояния общества, что в свою очередь, создает условия постоянной повышенной психоэмоциональной напряженности в деятельности, необходимости адекватного реагирования в условиях дефицита времени, провоцирует возникновение разочарования в профессии, проявлении профессиональной деформации, невротических реакций, разного вида соматических заболеваний и т. п.Кроме того, в последнее время всё чаще у сотрудников проявляются характерные признаки «эмоционального выгорания»: чувство усталости, эмоциональное перенасыщение контактами с коллегами по работе и субъектами профессиональной деятельности, циничность, раздражительность, эмоциональная отстраненность, пренебрежительное отношения к своей работе, снижение мотивации к деятельности, обезличивании, соматические нарушения и. т.п. Под «эмоциональным выгоранием» понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью[1]. Поэтому в настоящее время существует необходимость рассмотрения здоровья личного состава, в том числе психического, как одной из важнейших составляющих служебной деятельности и есть приоритетным направлением в УИС.Под психическим здоровьем понимают состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.По определению ВОЗ, каждый психически здоровый индивид должен решать любые жизненные ситуации с минимальной конфликтностью, враждебностью и страхом. Тем более, это касается работников уголовноисполнительной системы.Важную роль при осуществлении задач охраны психического здоровья отводится психопрофилактике. Психопрофилактика —это комплекс мероприятий, нацеленных на сохранение, укрепление или восстановление психического здоровья человека. Этот комплекс состоит из организационных, служебных, социальноэкономических, психологических и медицинских мероприятий.Главной задачей психопрофилактики в классическом понимании является оказание помощи практически здоровым людям для предупреждения нервнопсихических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравмирующих (психогенных) реакций.Кроме того, психопрофилактические меры являются существенной частью мероприятий психологического сопровождения служебной деятельности личного состава УИС.В рамках реализации этих мероприятий все больше внимания уделяется организации работы, направленной на диагностику, изучения, предупреждения и коррекцию негативных психических состояний работников, связанных со специфическими условиями служебной деятельности.Согласно классификации ВОЗ (1990), любую профилактику, как правило, делят на первичную, вторичную и третичную.Первичная психопрофилактика —система мероприятий, направлена на изучение психических воздействий на сотрудника, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней. Она является ведущей в системе Министерства внутренних дел (далее —МВД), потому что охватывает всех объектов (кандидаты на службу в ОВД, на учёбу высшие учебные заведения МВД, сотрудники ОВД члены их семей, ветераны и пенсионеры МВД) и осуществляется всеми субъектами психопрофилактической работы (руководители всех уровней, специалисты подразделений психологического обеспечения)[2].В прикладном понимании, проблемы профилактики синдрома выгорания задания первичной профилактики, которая заключается в предупреждении возникновении выгорания.Вторичная психопрофилактика —система мероприятий, которые обеспечивают раннее выявление, и эффективное лечение, на начальных этапах формирования патологии. Третичная психопрофилактика —комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на как можно большую адаптацию работников с клиническими проявлениями психической патологии и предотвращения возникновения необходимости реализации к ним механизма инвалидизации.Проблему синдрома эмоционального выгорания в УИС исследовали отечественные ученые Г. В. Попова, Н.Є. Милорадова,Т. В. Макота, С. О. Чижевский и др., но на сегодняшний день проблема профилактики феномена «выгорания» у сотрудников уголовноисполнительной системы изучена недостаточно.Данный феномен рассматривался в основном относительно представителей таких социальных профессий: врачей, психологов, психотерапевтов, юристов, учителей, менеджеров и др. Отечественные ученые (Л. Н. Юрьева, Н. М. Булатевич, Н. В. Назарук и др.) в своих исследованиях синдрома «эмоционального выгорания» подтверждают необходимость проведения профилактической работы направленной на предупреждение и преодоление проявлений этого феномена.Так ВОЗ (1998) рекомендует следующие стратегии первичной профилактики синдрома «выгорания» у медицинских работников, некоторые подходят и для сотрудников УИС:1. Избегание предъявления слишком высоких требований к лицам, оказывающим помощь другим людям.2. Обеспечение равномерного распределения удовлетворяющих заданий между сотрудниками.3. Обучение сотрудников распределению времени и техникам релаксации.4. Модификация работ, вызывающих слишком сильный стресс.5. Поощерение формирование групп поддержки.6. Поощерение сотрудников к участию в принятии решении, влияющих на условия работы и др.[3]Среди базовых подходов к работе в направлении профилактики синдрома выгорания у сотрудников УИС нужно выделить два основных:Первый направленный, преимущественно на профилактику проявлений синдрома.Второй направленный на недопущение возникновения «выгорания».Мероприятия, направленные на профилактику синдрома «эмоционального выгорания» должны охватывать личностные, организационные и социальные аспекты деятельности каждого сотрудника.К основным направлениям профилактики синдрома «эмоционального выгорания» в УИС можно отнести: качественный профотбор; просветительская работа, направленная на сознательное отношение к своему здоровью и его сохранение; повышение устойчивости к стрессам, мотивации к деятельности и позитивное отношения к ней; ранняя диагностика синдрома и коррекция выгорания; обучение сотрудников навыкам эффективной коммуникации и стратегиям поведения в конфликтных ситуациях, оптимизация организации деятельности и взаимоотношений в коллективе и др.Рассмотрим некоторые из них.Качественный профотбор есть важным звеном психопрофилактики в УИС. Значение профотбора подчеркивали К. К. Платонов (1973), В. Э. Рожнов и А. А. Репин (1974), Ц. П. Короленко (1978) и др. При осуществлении отбора любое психическое свойство или черта личности, выступая в разных структурных сочетаниях, могут играть самые различные роли в деятельности человека. Это особенно значимо для сотрудников УИС, которые имеют высокий уровень эмоциональнострессовых нагрузок в своей деятельности.Кроме того, в психопрофилактической работе с сотрудниками необходимо акцентировать внимание на одном из элементов самосохранительного поведения как отношение к здоровью, которое относительно новое в психологической науке.Отношение к здоровью —это система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью, а также определяющими оценку индивидом своего [4]. Отношение к здоровью включает в себя осознание ипонимание роли здоровья в процессе жизнедеятельности, его влияние на социальную, эмоциональную и поведенческие сферы жизни сотрудника.Ученый Н. М. Амосов говорил ещё и о «количестве здоровья», под которым подразумевал сумму «резервных мощностей» основныхсистем организма. [5] Сюда кроме основных составляющих здоровья (рациональные режим труда и отдыха, здоровый сон, искоренение вредных привычек, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, и т. п) можно отнести и стрессоустойчивость, которая есть одним из важных качеств сотрудника УИС.Стрессоустойчивость —системная динамическая характеристика, определяющая, способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества виполняемой деятельности [6].Учеными разработано очень много стратегий преодолевающего поведения как ресурса стресоустойчивости, которые приемлемы и для сотрудников УИС. Б.Г. Ананьев (1980) отмечал, что значимой для устойчивости к стрессфакторам для человека есть социальная поддержка, понимание, сочувствие окружающих. Э. Фромм выделил три основных психологических ресурса в преодолении сложных жизненных ситуаций: надежда, рациональная вера, душевная сила. Р. С. Лазарус и С Фолкман предложили свою классификацию копингресурсов —модус психологического преодоления: проблемноориентированного (усилия направляются на решение возникшей проблемы), эмоциональноориентированного (изменение собственных установок относительно ситуации). С позиции ресурсной концепции стресса помощь сотрудникам должна быть направлена на ограничение потери ресурсов и накопление тех, которые могут помочь в стрессовых ситуациях.Мотивационная сфера достаточно динамическая и легко поддается изменению. Мотивация —это динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление и поддержку. Несколько одобрительных слов руководителя, командира, могут резко изменить отношение конвоира к профессиональнослужебной деятельности. Руководитель, зная о мотивации своих подчиненных, может легко актуализировать у них необходимые для деятельности мотивы.Знания в области психологии мотивации сотрудник УИС может использовать с целью саморегуляции собственного поведения[7]. В частности, актуализируя определенные мотивы, изменяя иерархию (место, ранг) мотивов, привлекая дополнительные мотивы, он может успешно руководить собственным поведением.Ramsey (1999) считает, что ключом к пониманию и профилактике синдрома «эмоционального выгорания», есть установка, отношение лица, к своей профессиональной деятельности. Каждое профессиональное задание имеет определенные неприятные аспекты и потенциал достижения удовлетворения и чувства профессиональной гордости. Им был предложен план «самовосстановления», который включает ряд рекомендаций: приобретение новых знаний и навыков; определение новых целей в работе и в жизни в целом; личностный рост; рациональный режим труда и отдыха; обучение малоопытных коллег; развитие лидерского потенциала; сбалансированный образ жизни. Их можно использовать и для проведения психопрофилактических мероприятий с сотрудниками УИС.Значимыми для оптимизации организации деятельности в УИС есть:стратегия деятельности подразделения, культура, кадровая политика. Профилактика «синдрома выгорания» на уровне организации деятельности коллектива должна быть направлена на: укомплектованность вакантных должностей в подразделении; равномерное распределение нагрузки среди всех членов коллектива; оптимизация информационных потоков на всех уровнях взаимодействия сотрудников, включая общение и делопроизводство в коллективе; создание возможностей продвижения по службе для всех сотрудников подразделения; структуризация функциональных обязанностей в подразделении; своевременная обратная связь и позитивная поддержка тех лиц, которые чувствительные к моральным поощрениям или отличаются неуверенностью; улучшение материальнотехнических условий труда; проведение специальных мероприятий направленных на адаптацию молодых сотрудников к особенностям деятельности организации (знакомство с сотрудниками, история подразделения, закрепление опытного наставника, психологическое сопровождение процесса наставничества, и др.); предоставление возможности для учебы, повышения профессиональной квалификации сотрудникам; делегирование полномочий и обучение планированию рабочего времени и др.Кроме того, позитивный социальнопсихологический климат вколлективе подразделения УИС его сплоченность, единство взглядов и приоритетов, высокая согласованность действий, а также авторитет руководителя и доверие ему —является значимым ресурсом в профилактике синдрома «выгорания».Разработка мероприятий профилактики синдрома «эмоционального выгорания» является важной и перспективной для сохранения кадрового потенциала уголовноисполнительской системы. Риск «выгорания» может быть уменьшен путем инновационных превращений внутренней среды организации, обучения сотрудников ведения здорового образа жизни, навыкам эффективного делового общения и копингу, стратегиям поведения в конфликтных ситуациях, повышению стрессоустойчивости, особенно следует заметить техники релаксации и когнитивного переструктурирования для снижения уровня психологического стресса. Мы предполагаем, что процесс «выгорания» можно предотвратить на этапе вузовской подготовки сотрудников УИС [8], но это повод для дальнейших наших изысканий в данной проблеме.

Читайте также:  Риск рождения ребенка с синдромом дауна повышен

Ссылки на источники1.ЛенглеА. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / Ленгле А. // Вопросы психологи. —2008. —№ 2 ст.3–162.Слюсар И. М. Разработка общих основ психогигиены профессиональной деятельности сотрудников ОВД в контексте психопрофилактической работы в ОВД Украины / Социальнопсихологическое обеспечение правоохранительной деятельности: теоретические и прикладные аспекты: материалы II научнопрактической. конф. (Харьков, 19 февр. 2010 г.) / МВД Украины, Харьк. нац. унт внутр. дел, Учебнонауч. инт психологии, менеджмента, социальных и информационных технологий, Каф. прикладной психологии. —Х.: ХНУВД, 2010. —332 с.3.Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: Формирование, профилактика, коррекция. —К. —Сфера, 2004. —272с.4.Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. —СПб.: Питер. 2006. —607с.5.Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. —3е изд., доп., перераб. —М.: Физкультура и спорт, 1987. —64с.6.Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. —СПб.: Питер, 2009. —336с.7. Ермохина Н.Г. Педагогические направления деятельности социального работника с лицами девиантного поведения. Тексты лекций / Н.Г. Ермохина; Федер. Агентство по образованию, гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. Гос. университет». –Челябинск, 2005.

8. Долгова В.И. Психологоакмеологическое обеспечение учебной деятельности студента: в кн. Методика вузовского преподавания. –Тезисы докладов и выступлений на 3й межвузовской научнопрактической конференции. –1999. –С. 166167

Источник

научный раздел

А. А. БУРТ ведущий научный сотрудник филиала (г. Ижевск)

ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат медицинских наук, майор внутренней службы

A. A. BURT

Эмоциональное выгорание и профилактика профессионального стресса у сотрудников уголовно-исполнительной системы

Burnout and preventive care against professional stress of employees of a penal correction system

Аннотация. Профессиональный стресс у сотрудников уголовно-исполнительной системы является одним из предикторов заболеваний системы кровообращения, онкологии и психических расстройств. В статье описаны физиологические механизмы формирования профессионального стресса, показана роль психофизиологических коррелятов в развитии психосоматической патологии, имеющей в том числе и клинические проявления. Изложены основные принципы профилактики данных состояний при помощи физической нагрузки и других средств.

Читайте также:  Приказ неотложная помощь при судорожном синдроме

Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, состояние здоровья, адаптация, профессиональный стресс, психосоматические заболевания.

Abstract. The professional stress among employees of a penal correction system is one of predictors of diseases of the blood circulatory system, an oncology and alienations. The author analyses physiological mechanisms and reasons of a professional stress and describes the role of psychophysiological correlates in development of the psychosomatic pathology including clinical implications The basic principles of prophylaxis of these states by means of an exercise stress and other agents are given.

Key words: employees of a penal correction system, state of health, adaptation, professional stress, psychosomatic disease.

Все чаще у сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) проявляются характерные признаки эмоционального выгорания: чувство усталости, эмоциональное перенасыщение контактами с коллегами и субъектами профессиональной деятельности, циничность, раздражительность, эмоциональная отстраненность, пренебрежительное отношения к своей работе, снижение мотивации к деятельности, соматические нарушения и др. Под эмоциональным выгоранием понимается «комплекс особых психических проблем, связанных у человека с его профессиональной деятельностью» [1].

В настоящее время назрела необходимость рассмотрения здоровья, в том числе и психи-

ческого состояния, личного состава исправительного учреждения «как важнейшей составляющей служебной деятельности и приоритетного направления медицинского обеспечения сотрудников УИС» [2].

Более подробно разберем физиологические механизмы профессионального стресса. Это болезнь цивилизации, для которой характерно сочетание высокого темпа жизни с гиподинамией (низкой физической активностью). Каждый из нас, а сотрудник УИС особенно, очень часто подвергается воздействию стрессовых факторов.

В условиях, когда человек адекватно воспринимает произошедшую ситуацию, извлекает из нее соответствующие уроки и продол-

жает дальше функционировать в обществе и на профессиональном поприще, стресс протекает благоприятно. Тогда активируются функциональные резервы организма, происходит адаптация к стрессовому фактору и впоследствии стресс уходит. А если человек продолжает испытывать переживания, не трансформируя всплеск активности функциональных систем в адекватную событию деятельность, то она в данном случае «будет являться непродуктивной и неблагоприятной, с реакцией на стресс» [3]. Избыточная вовлеченность функциональных резервов организма, продолжающаяся во времени, приводит к ослаблению защитных сил. При этом человек теряет способность адаптироваться к любым условиям существования. В конечном итоге все это приводит к срыву адаптации, проявляется первичная картина психосоматического заболевания или его резкое обострение, а иногда и попытка суицида.

Длительный и непрерывный стресс сначала обратимо, а затем устойчиво поражает механизмы саморегуляции нервной системы, ведет к нарушению биологических ритмов, а также к расстройствам в иммунной и гормональной системах. Кроме того, возникшая в центральной нервной, сердечно-сосудистой (ССС), дыхательной и других системах жизнеобеспечения соматическая дисфункция способствует «слому» механизма проницаемости различных тканевых барьеров, дезорганизации соединительной ткани и вторичному иммунодефициту. Помимо этого, «на фоне неблагоприятного стресса наблюдается суммация патологических изменений, что становится предпосылкой формирования соматических заболеваний» [4].

В этой связи представляется весьма непростой и проблема так называемых болезней адаптации — патологических состояний, которые развиваются как последствия хронического стресса. При этом необходимо иметь в виду, что воздействие на организм в целом осуществляется несколькими механизмами. Во-первых, это может быть прямая провокация психического заболевания, а именно поведенческого расстройства, невроза или психоза. Исключительным финалом таких проявлений может быть завершенная или незавершенная попытка суицида. Во-вторых, профессиональный стресс может воздействовать опосредованно через нервную

систему, а ее ответ генетически предопределен (вспомните, как ваши родители и ближайшие родственники реагируют на стресс) и может проявляться двумя видами реакции.

Первая свойственна личностям бойцовского типа, которые часто бывают лидерами и не боятся опасностей. Чаще всего они агрессивны, раздражительны и нетерпеливы. Естественной реакцией их на стресс является скандал или даже провокация драки. Однако в большинстве случаев сотрудники такого психологического типа искусственно подавляют в себе агрессию в силу воспитания или сложившихся обстоятельств, например необходимости соблюдения субординации. Не умея иным образом реализовать копящиеся отрицательные эмоции, они ведут себя так, что нагрузка на сердце и систему кровообращения возрастает. Во время стресса надпочечниками в кровь выбрасывается большое количество адреналина, в головном мозге изменяется содержание многих нейромедиаторов. Вследствие этого развивается тахикардия, сжимаются сосуды, увеличивается артериальное давление. Одним из клинических проявлений подобной реакции на стресс является паническая атака, а многолетнее ее воздействие приводит к гипертонической болезни, сосудистым катастрофам — инфаркту и инсульту.

Другая разновидность бойцовой реакции на стресс предполагает внутреннюю борьбу со стрессом. В этом случае человек направляет всю энергию на себя. Такие люди с симптомами стресса держат себя в руках, чаще всего организованны, аккуратны, точны и склонны к самокопанию, а порой и самобичеванию, их мысли и действия однообразны. Они тяжело переносят ситуации, когда приходится сталкиваться с непредвиденными событиями, которые выбивают их из колеи, подвергая сомнению способность контролировать свои действия. В стрессовых обстоятельствах у них могут появляться желудочно-кишечные заболевания, например пептические язвы или синдром кишечного дисбактериоза, язва желудка или двенадцатиперстной кишки. Люди, которым свойственно такое поведение в стрессовых ситуациях, всегда пытаются избежать соприкосновения со стрессовыми факторами. Они не любят обсуждать трудные проблемы и могут избегать оппонента. Такая реакция на стресс может сделать их осторож-

Читайте также:  Что такое синдром турецкого с

научный раздел

ными и консервативными, превратить в ранимых, зависимых, не умеющих постоять за себя людей. Они могут чувствовать себя малыми мира сего, создав собственный мирок, в котором остаются одинокими и подозрительными. Постоянное стремление уйти от стресса присуще людям с фобиями или синдромом безнадежности, что, по мнению О. В. Бухтоярова и Д. М. Самарина, в последнее время связывают с провоцирующими факторами онкогене-за [5]. Еще одними опасными проявлениями подобной реакции на стресс являются патологические зависимости — пристрастие к алкоголю, наркотикам, психостимуляторам. Именно эти стимуляторы создают иллюзию более раскрепощенного поведения, чем так пользуются сотрудники данного психологического типа для самоутверждения.

Необходимо отметить, что в начале стрессового воздействия на фоне острой фазы стресса все-таки достаточно высока активность психического компонента, а уже шлейфом за ним следует высокая активность неспецифического телесного компонента: неясная усталость, потливость, нарушения сна. При стихании стрессового воздействия или его продолжительном влиянии со временем активность как психического, так и неспецифического компонента снижается, и на смену им чаще приходит специфический телесный компонент, возникая по принципу locus minoris resistentiae, иными словами — где тонко, там и рвется. И склонность к определенным органам-мишеням распознается именно доминирующим типом ответа нервной системы на стресс. То есть поражение ССС возникает у так называемых бойцов, а поражение желудочно-кишечного тракта и кожи — у сотрудников с более слабым психологическим типом. Поэтому так важно нейтрализовать стресс и его влияние на ранних стадиях.

На первом месте при антистрессовом действии стоит физическая активность. Она должна быть:

— регулярной;

— достаточной и оптимальной по нагрузке, то есть расслабленные прогулки во дворе — не вариант; например, Британская ассоциация кардиологов рекомендует 10 тысяч шагов в день (около 5 км), и такую нагрузку надо регулировать соответственно возрасту и состоянию здоровья;

— аэробной или кардиотренировкой (ходьба, скандинавская ходьба, катание на лыжах, бег, езда на велосипеде, танцы); нужно помнить, что модная нынче йога — это статические упражнения, не обладающие тренирующим эффектом.

Во время физических движений работающие мышцы «утилизируют» адреналин, который разрушается при работе мускулатуры, а в мышцах увеличивается кровоток, разгружаются крупные сосуды, потому снижается артериальное давление. Регулярная физическая активность способствует укреплению сердца, оно начинает сокращаться реже, но эффективнее, сильнее, поэтому тренированные люди, спортсмены имеют ровное, спокойное сердцебиение — 60 ударов в минуту (для сравнения: у нетренированных этот показатель составляет 80-90 ударов в минуту). Физическая нагрузка по телу разгоняет кровь, улучшает снабжение кислородом всех органов и тканей, в том числе головного мозга. Улучшается память, сообразительность, повышается настроение, исчезает депрессия, появляется спокойствие, улучшается сон, все это результаты повышения оксигенации головного мозга вследствие физических тренировок. Этот способ борьбы со стрессом особо полезен личностям бойцовского типа, он позволяет трансформировать агрессию в физическую нагрузку, дает волю отрицательным эмоциям и их правильному расходованию.

Во-вторых, антистрессовое действие на человека оказывает хороший сон, который, на первый взгляд, выглядит досадной тратой времени, отрывающей нас от активной деятельности. Однако сон является временем восстановления потраченной за день энергии и синтеза АТФ в клетках, укрепления иммунитета, отдыхом для нервной системы. Недостаток углубленного отдыха организма приводит к нарушению регуляции работы ССС: дистонии (артериальное давление то низкое, то высокое), развитию быстрой утомляемости организма, одышке и др. У людей с высоким давлением недостаток сна вызывает устойчивое повышение артериального давления, предрасполагает к возникновению гипертонических кризов, является причиной головных болей и шума в голове. Сон должен длиться не менее 7-8 часов и проходить в хорошо затемненной комнате. Необходимо,

чтобы уличный шум и свет не проникали через окно. Перед сном не рекомендуется принимать алкоголь, кофеинсодержащие напитки (чай, кофе, тоники), смотреть телевизор, выполнять интенсивную умственную или физическую работу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хорошим антистрессовым действием обладает также пребывание на свежем воздухе и природе (рыбалка, туристические походы, собирание ягод и грибов). Прекрасно действует на ССС парная баня и сауна в правильной и адекватной здоровью дозировке. Немаловажным фактором борьбы со стрессом на рабочем месте является зрелое понимание этого вопроса со стороны работодателя. Так, Всемирная организация здравоохранения в 1998 году разработала и рекомендует следующие критерии стратегии первичной профилактики синдрома эмоционального выгорания [1]:

— избегание слишком высоких требований к лицам, оказывающим помощь другим людям;

— обеспечение равномерного распределения удовлетворяющих заданий между сотрудниками;

— обучение сотрудников распределению времени и техникам релаксации;

— модификация работ, вызывающих слишком сильный стресс;

— поощрение формирования групп поддержки;

— стимуляция сотрудников к участию в принятии решений, влияющих на условия работы и др. ^

1. Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. Киев : Сфера, 2004. 272 с.

2. Бурт А. А., Бухтояров О. В., Пономарев С. Б. О методологических основах профилактики профессионального стресса у сотрудников уголовно-исполнительной системы // Педагогические чтения, посвященные памяти профессора С. И. Злобина : сб. материалов секции в рамках II Международной науч.-практ. конф. «Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия» (Пермь, 2-4 апр. 2015 г.) / сост. И. А. Дербенева, И. С. Шилова. Пермь : ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России, 2015. С. 33-36.

3. Selye H. Syndrome produce by diverse nouns agent // Nature. 1936. Vol. 138. Р. 32-49.

4. Судаков К. В. Дезинтеграция функциональных систем организма при эмоциональном стрессе: стратегии реабилитации : рук-во по реабилитации лиц, подвергшихся стрессорным нагрузкам. М. : Медицина. 2004. С. 21-42.

5. Bukhtoyarov Oleg V., Samarin DenisM. Pathogenesis of Cancer: Cancer Reparative Trap // Journal of Cancer Therapy. 2015. Vol 6. № 5. P. 399-412.

Источник