Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Модуль: Основы здорового образа жизни

Профилактика синдрома «выгорания» у педагогов.

               Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Причины возникновения  СЭВ у педагогов:

  • Повышенная  ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
  • Загруженность в течение рабочего дня;
  • Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
  • Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
  • Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.
  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
  • жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
  • ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;
  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

  • Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
  • Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией  (функция – защитная);
  • Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
  • Окончание учебного года.

Симптомы появления СЭВ

Психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

Профилактика профессионального выгорания

      Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

        Во-первых:

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

           Во-вторых:

  • опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему)
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме);
  • высокая мобильность;
  • открытость;
  • общительность;
  • самостоятельность;
  • стремление опираться на собственные силы.

           В-третьих:

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ

  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
  • Стремитесь побороть страх.
  • Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
  • Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
  • Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле   неприятно.
  • Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
  • Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
  • Используйте возможность выступить с речью.
  • Следите за питанием и фигурой.
  • Позволяйте себе «маленькие женские радости».
  • Не забывайте, что Вы красивы!!!
Читайте также:  Кортексин синдром двигательных нарушений у

Источник

Ноздрина Тамара Михайловна
воспитатель
ГУО «Санаторный ясли-сад №17 «Солнышко»»

Молодечно, Республика Беларусь
Еще в 70-е годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

Во-первых, повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе – от него требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Во-вторых, в практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобильности, толерантности и наличием внутренних энергоресурсов, что вызывает достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния [8].

Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности [4], [5]. В настоящее время исследователями выделено свыше 100 симптомов, помогающих определить начинающееся выгорание у работников, а том числе и педагогов: снижение мотивации к работе; резко возрастающая неудовлетворенность работой; потеря концентрации и увеличение ошибок; возрастающая небрежность во взаимодействии с клиентами (учащимися); игнорирование требований к безопасности и процедурам; ослабление стандартов выполнения работы; снижение ожиданий; нарушение крайних сроков работ и увеличение невыполненных обязательств; поиск оправданий вместо решений; конфликты на рабочем месте; хроническая усталость; раздражительность, нервозность, беспокойство; дистанцирование от клиентов (учащихся) и коллег и др. [1], [2], [3], [6].

Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

Применительно к профессиональной деятельности мы можем говорить о профессиональном выгорании, в основе которого лежит эмоциональное выгорание. Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы. Деперсонализация – тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Редуцирование личных (персональных) достижений выражается в снижении чувства компетентности в своей работе, появлении недовольства собой, уменьшении ценности своей деятельности. В профессиональной сфере наблюдается ярко выраженное негативное самовосприятие: возникает чувство вины за собственные негативные проявления или чувства, снижается профессиональная и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе [3], [6].

В.В. Бойко также выделяет три фазы формирования выгорания. Фаза напряжения сопровождается нервным (тревожным) напряжением и служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Фаза резистенции или сопротивления нарастающему стрессу характеризуется тем, что в этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В фазе истощения наблюдается падение энергетического тонуса и ослабление нервной системы, оскудение психических ресурсов. Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания [1].

Относительно педагогов можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:

– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);

– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса.

– неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относят:

– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;

– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях [8].

Читайте также:  У людей с синдромом дауна бывают дети

Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в коллективе учащихся, а как следствие и в педагогическом коллективе. Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми.

Следовательно, важно предупреждать развитие эмоционального выгорания. Это должен быть комплекс профилактических мер, которые активно используются как самим педагогом, так и всем педагогическим коллективом, включая администрацию. Профилактические мероприятия должны направляться на снятие напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. Мерами профилактики выгорания могут быть следующие условия организации деятельности:

— сотрудник не должен находиться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам, администрации;

— важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе;

— выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, наращивание профессиональных качеств, постоянная рефлексия и концептуализация своего опыта, своих достижений;

— создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности [3].

Однако, существенная роль в борьбе с синдромом профессионального выгорания отводится и самому сотруднику. Представляется целесообразным для профилактики выгорания необходимость освоения приёмов саморегуляции, самопрограммирования, самоорганизации. Ниже приведено несколько таких приемов, которые может использовать каждый педагог.

Ступени преодоления напряжения:

1. Успокойтесь, используя технику расслабления.

2. Осознайте источник вашего напряжения. Задайте себе вопрос: «Почему я сейчас так напряжен?» и прислушайтесь к внутреннему ответу.

3. Решите, что вам нужно сделать, чтобы избавиться от этого источника напряжения. Задайте себе вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы стать спокойным?» и прислушайтесь к внутреннему ответу.

4. Отбросьте всякое беспокойство о проблеме:

§ Представьте себе желаемый исход

§ Рассмотрите несколько альтернатив

§ Напоминайте себе, что вы сможете сделать это. «Я могу сделать это. Я делаю это».

5. Если вы чувствуете, что сделали все возможное для достижения цели, но не достигли ее, примите этот исход.

В эмоционально сложных и конфликтных ситуациях важна эмоциональная уравновешенность. Достигается это умением не концентрироваться на конфликте. Поэтому так важно умение отстраняться мысленно и эмоционально от уже произошедших негативных событий (снимая тем самым эмоциональную напряженность) или (и) давая выход негативным эмоциям в социально допустимой форме.

Способы саморегуляции:

Первый этап. Глубоко вдохните и задержите дыхание, сколько можете. О чем думает человек, задержав дыхание? О неурядицах на работе, неприятностях дома, финансовых затруднениях или других проблемах? Конечно, не думает и даже не может думать, потому что у него на это нет времени. Он полностью поглощен желанием восстановить нормальное дыхание, чтобы избавиться от удушья. Это желание заслоняет все проблемы повседневности. Такую перенастройку ума, диктуемую жизненно важной потребностью, можно назвать «созданием конкурирующей доминанты». Дыхание есть жизнь. Задерживая его, вы лишаете организм потребности, по сравнению с которой все остальные уходят на задний план и хоть на мгновение, но теряют свою актуальность. Это мгновение — ваш выигрыш. Используйте его, чтобы выйти из-под прямого воздействия негативных эмоций. Для этого с выдохом расслабьтесь и при очередном вдохе чуть отклонитесь назад, поднимите подбородок и слегка откиньте голову.

Второй этап. Отключение от негативной ситуации заключается в том, чтобы на высоте вдоха «покинуть» свое тело. Обратите внимание на то, каким образом отстраненное положение тела начинает изменять вашу перспективу видения обстановки. Представьте себе, что вы видите себя и все, что происходит, как будто смотрите фильм о себе. Установите удобную для вас дистанцию. Почувствуйте себя наблюдателем, далеким и в то же время заинтересованным всем тем, что происходит. Спокойно и бесстрастно рассматривайте происходящее как внешнее явление. Установленная вами дистанция оказывает услугу: вы начинаете видеть, как и что вы делаете, не превращаясь в то, что вы видите. Вы можете наблюдать свои эмоции, например, гнев, но не действуйте на основании этого гнева. Главное — не дайте себе «втянуться» в ситуацию вновь. Делайте все, что необходимо для поддержания дистанции: вообразите перед собой стеклянный барьер, отодвиньтесь на большее расстояние, поднимитесь над ситуацией и смотрите на нее свысока. На расстоянии вы имеете больше «воздуха для дыхания». Вы можете расслабиться и с этой новой перспективы взвесить все более здраво. Большинство из нас находит наилучшие решения, оставляя все эмоции в стороне.

Приемы самоорганизации:

Время – самый драгоценный ресурс вашей жизни. И каждый день вам предоставляется много возможностей использовать его с толком. Но часто вы этого не осознаете. Вы чувствуете себя «впряженными» во внешние обстоятельства и более или менее бессильными повлиять на происходящее вокруг вас. Часто лишний стресс возникает из-за того, что у вас, как вам кажется, постоянно не хватает времени для того, чтобы:

Читайте также:  Промежностная невралгия или синдром велосипедиста лечение

ü спокойно работать;

ü расслабляться;

ü выполнить в срок все свои задачи;

ü реагировать на непредвиденное;

ü поддерживать дружеские отношения с коллегами и другими людьми.

Но, как сказал древнеримский философ Сенека, «у нас немало того времени, которое мы имеем, а много времени, которое мы не используем». Поэтому важно отдавать себе отчет в том, как мы проводим время, и лучше его использовать.

Преимущества планирования ежедневной работы:

1. Вы имеете общую картину того, чем вам придется заниматься на следующий день, и поэтому у вас не будет неприятных сюрпризов (А об этом я и не подумал!»)

2. Вы упорядочите свою работу по степени ее важности и поэтому можете сконцентрировать свое внимание, прежде всего на самых действительно актуальных делах.

3. Завалы ожидающей вас работы становятся более обозримыми и уже благодаря одному этому не вызывают у вас слишком уж большого страха и чрезмерной напряженности.

4. Когда вы планируете свои дела, мысль о том, что выполнение той или иной задачи можно перепоручить другому сотруднику, прочнее укрепляется в вашем сознании. Вы убедитесь, что в результате эти ситуации разрешаются значительно проще, почти сами собой.

5. Вы можете вычеркивать из своего списка отдельные пункты после их выполнения. Подводя итоги дня, вы можете посчитать их как положительные результаты. И похвалить себя.

Пока ваша работа обозрима, структурирована и отсортирована по степени важности отдельных дел, вы сможете осуществлять ее постепенно часть за частью. А это делать намного легче, чем в том случае, когда перед вами груда отдельных задач и вы рискуете потратить слишком много времени на маловажные вопросы.

Несколько советов как планировать свою работу

ü Важно по возможности доводить до конца отдельные задачи. Множество начатых, но не оконченных дел обременяет подсознание и вызывает беспокойство. Дела, доведенные до конца, напротив, дают ощущение гордости, удовлетворения и внутреннего беспокойства, поэтому будет лучше, если вы доведете до победного конца три дела, чем наполовину выполните десять.

ü Подробно планируя свой распорядок дня, учитывайте и свои биоритмы: некоторые из нас более работоспособны по утрам, другие – после обеда или даже вечером. Осуществляйте самые важные свои дела именно в это время! Это позволит вам добиться лучших результатов.

ü Не забудьте запланировать и некий буфер – время для непредвиденного. Если вы заполните работой все имеющееся в вашем распоряжении время вплоть до последней минуты, любая неожиданно возникшая мелочь перевернет ваш план с ног на голову и повергнет вас в состояние стресса и цейтнота. Но если у вас останется определенный зазор, вы сможете использовать его для того, чтобы спокойно реагировать на непредвиденные ситуации; если же этот запас времени вам не понадобится, разгрузите немного следующий день.

ü Решения, принятые в ситуации стресса и цейтнота, часто бывают неправильными или неоптимальными и приводят к другим негативным последствиям. Но если вы можете подумать и принять решение спокойно, часто уже это одно становится первым шагом в решении проблемы.

ü Исследователь стрессовых состояний Ганс Селье установил, что для человека признание результатов его труда важнее, чем власть и богатство. Чем более увлеченно и активно вы будете работать, тем лучших результатов вы сможете достичь. И чем больше будет ваша свобода в принятии решения, тем спокойней будет ваше внутреннее состояние.

ü Принцип успеха – концентрация на главном. Твердо помните: «Положительно настроенный человек говорит не о своих проблемах, трудностях и опасениях, а только о своей цели, своих надеждах, мечтах, желаниях и своем положительном пути». Действуйте: Разрешение проблемы начинается уже в тот самый момент, как вы записали ее (только для себя) и изложили положительный исход, т.е. идеальное желаемое состояние.

Указанные профилактические меры способствуют повышению имеющихся у педагога жизненных ресурсов.

Библиографический список:

1. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб: Питер, 1999. – 105с.

2. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С.13–21.

3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб: Питер: Питер-принт, 2005. – 336 с.

4. Звездина, Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ / Г.П. Звездина// Управление ДОУ. – 2004. – № 4. – С. 37–41.

5. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320с.

6. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования / В.Е. Орел // Психологический журнал.– 2001. – №1. – С.16–21.

7. Трунов, Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме / Д.Г. Трунов // Журнал практического психолога. – 1998. – № 8. – С. 84–89.

8. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя/ Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – №6. – С.59–71.

Источник