Профилактика синдрома эмоционального выгорания тренинг для педагогов

Аделова Аниса
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей — всех, чья деятельность невозможна без общения. Он развивается постепенно,это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов.

Основными признаками эмоционального выгорания являются:

истощение, усталость;

психосоматические осложнения;

бессонница;

негативные установки по отношению к воспитанникам, коллегам;

негативные установки по отношению к своей работе;

пренебрежение исполнением своих обязанностей;

увеличение объема психостимуляторов;

уменьшение аппетита или переедание;

негативная самооценка;

усиление агрессивности;

усиление пассивности;

чувство вины.

Для того чтобы научиться противостоять стрессам, которые обрушиваются на нас каждый день, необходимо овладеть любыми способами управления эмоциями и техникой аутотренинга. Каждая ситуация и человек, появившейся в нашей жизни, пришли не просто так, а чтобы научить чему-то. Поэтому, вместо того, чтобы обижаться, скандалить или копить гнев, нужно посмотреть, чему эта ситуация хочет вас научить. Как только выучите урок — вы перестанете реагировать на подобное, и рабочие будни станут проще. А аутотренинг или небольшая медитация утром и вечером дадут возможность получить нужный настрой, отработать лишние эмоции, зарядиться энергией или, наоборот, расслабиться.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания

Цель: Знакомство участников с причинами, проявлениями и последствиями синдрома профессионального выгорания педагога; развитие навыков педагогической рефлексии и мотива к развитию эмоциональной устойчивости.

Правила тренинга:

— конфиденциальность – все, что происходит на тренинге, не выносится за его пределы;

— Я-высказывание – говорим только о собственных чувствах;

— отсутствие оценочных суждений — не даем оценку личности других участников;

— право на ошибку – на тренинге нет «правильного» и «неправильного»;

— один говорит, другие молчат – не перебиваем друг друга;

— добровольность – можно не участвовать в отдельных упражнениях.

Ход тренинга:

1. Упражнение «Имя-качество». Участники сидят в кругу и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть а его имени, фамилии или в отчестве. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает оригинальность каждого.

2. Упражнение «Продолжи фразу.»

а) Никто не знает, что я люблю.

б) Я, как и все мы.

Рефлексия упражнения развитие своей оригинальности и групповой сплоченности.

3. Метафорическая игра «Автобус» (осознание способов достижения жизненных целей). При помощи стульев, расставленных вдоль стены, отгораживается небольшое пространство, имитирующее салон автобуса в час «пик». Среди участников проводится блиц-опрос — чего бы им хотелось добиться в жизни?Или можно предложить выбрать из готового списка: любовь, богатство, карьера, здоровье, красота, успех, мудрость. Ответы обобщаются и записываются с добавлением эпитетов на листе бумаги большими буквами. Например, «Верная любовь», «Блестящая карьера», «Богатырское здоровье», «Головокружительный успех», и т. п. Участники предупреждаются, что на каждой остановке может выйти только один пассажир, причем заранее неизвестно, какая именно будет открыта дверь — передняя или задняя, время выхода ограничено. «Движение» автобуса сопровождается музыкой, ведущий изображает водителя, предлагая пассажирам не толпиться у дверей, пройти в середину салона, не забыть оплачивать проезд, уступать места пассажирам с детьми, тем самым создавая участникам помехи.

Рефлексия: Каково выбираться из переполненного автобуса, приходилось ли вам оказываться в таких ситуациях, как обычно поступаете, оказавшись в подобной ситуации, как чаще ведут себя окружающие?

Далее участникам предлагается самостоятельный найти метафорический смысл данного упражнения. «Автобус — это наша повседневная жизнь. То, как мы пробирались к выходу, показывает, как мы обычно достигаем намеченных целей».

4. Далее релакс «Кофейня». Ведущий предлагает мысленно отправиться в ближайшую кофейню. (Тест «С возрастом вкусы меняются»). Пожалуй, именно кофе являет собой образец истинного напитка для взрослых. Его густой аромат, горьковатый привкус, ощущение тепла и блаженного предвкушения в момент, когда вы дуете на него перед тем, как сделать первый глоток, — этот приятный ритуал входит в вашу жизнь, когда вы покидаете страну детства, и символизирует вступление во взрослую жизнь. Странно, что, несмотря на весь имеющийся в нем кофеин, чашка кофе, выпитая в располагающей обстановке, расслабляет и успокаивает нервы. Столик в дальнем углу кофейни, где можно полистать хорошую книжку и послушать льющийся из колонок джаз, служит для многих идеальным прибежищем, где можно передохнуть от стресса и напряжения, которыми обычно сопровождаются работа, учеба и сама жизнь. Здесь можно вдосталь насладиться ничегонеделанием, даже если длится оно ровно столько, сколько глотков кофе вмещает ваша чашка.

Вы работаете не покладая рук и заслужили небольшую паузу. Отключитесь от дел и забот и насладитесь одной из привилегий взрослой жизни. Чем вы себя побалуете? Теплым круассаном? Чашечкой крепкого колумбийского кофе? Роскошной смесью кофе, сливок и горячего шоколада? Ну же, не ограничивайте себя. Вы, как учит нас реклама, этого достойны.

1. Сегодня один из тех редких дней, когда вам никуда не надо бежать, поэтому вы решаете посвятить немного времени себе и отправляетесь в свою любимую кофейню. Опишите атмосферу и обстановку выбранного вами заведения.

2. Вы заказываете кофе. Что вы делаете, ожидая, пока вам принесут ваш заказ?

3. Официант ставит перед вами чашку кофе, и вы делаете первый глоток. Каков он на вкус? Горячий он или холодный?

Комментарий к тесту: Кофейни, так же как и сам кофе, тесно связаны с быту-эщими в мире взрослых представлениями и с их взаимоотношениями в рамках человеческого социума. По вашим ответам на вопросы этого теста можно судить о том, как на вас действует стресс и как вы справляетесь с ним там, где это касается ваших отношений с люд

1. Описанная вами атмосфера – это на самом деле ваша идеальная рабочая обстановка. Кто-то чувствует себя комфортно в оживленной атмосфере, в окружении плотной толпы единомышленников. Другие ценят одиночество и тишину. Впрочем, есть и такие, кому атмосфера как таковая совершенно безразлична. Лишь бы кружка, в которой подают кофе, была безразмерной.

Читайте также:  Признаки острого коронарного синдрома на экг

2. То, как вы коротали время в ожидании заказа, указывает на главный источник стресса или беспокойства в вашей жизни.

Вы просто сидели и наблюдали за посетителями кофейни? Это говорит о том, что вас слишком волнует, что делают, говорят или думают другие. Расслабьтесь и просто будьте самим собой. Все остальные ведут себя именно так.

Вы вытащили припасенный журнал и углубились в чтение или же принялись изучать меню? Вам следует хотя бы иногда отрываться от книг и бумаг. Уделяйте чуть больше времени физической активности.

Вы просто сидели и ждали сложа руки? Это знак того, что ваша жизнь недостаточно насыщенна и вы ищете, чем занять свое время.

3. Как вам понравился ваш кофе? Вкус и температура вашего воображаемого напитка соотносимы с уровнем стресса, который вы сами себе создаете. Чем больше вам понравился ваш кофе, тем меньше стресса вы привносите в свою жизнь. Если вы решили, что ваш кофе был слабым, чуть теплым, слишком горьким или, наоборот, обжигающе горячим, значит, вы создаете проблемы на пустом месте. В мечтах можно позволить себе все что угодно – уж по крайней мере чашечкой вкусного кофе вы вполне могли себя побаловать.

5. Заключение. Под музыку-релакс чтение притчи «Про счастье и кофе»:

Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе – выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками – фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными и простыми, и дорогими, и изысканными.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: “Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. ”

Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, было – кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась.А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни.

Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наслаждайтесь своим кофе!

У самых счастливых людей нет всего лучшего. Но они извлекают все лучшее из того, что есть.

Счастье в том, чтобы хотеть то, что у тебя есть. А не в том, чтобы иметь то, что хочешь. Жизнь – это кофе! Наслаждайтесь!

6. Обратная связь.

Разработано

по материалам книги В. А. Родионова

«Прививка от стресса»,

Ярославль. Академия развития, 2006г. ,

так же по материалам кокотестов.

Источник

НРМДОБУ «ЦРР – ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 «ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ «

Разработала и составила педагог-психолог:

Кондратенко Анастасия Владимировна

п. Салым

    Цель. Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания.

    Задачи:

  • когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления по И.В. Вачкову;
  • развивающий компонент: развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
  • формирующий компонент: формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом;
  • диагностический компонент: познакомить педагогов с результатами исследования уровня эмоционального выгорания педагогов по В.В. Бойко

Ход занятия

1. Упражнение-энергизатор.

Я рада видеть вас на тренинге, посвященном проблеме »’Синдром эмоционального выгорания педагогов”. Для того, чтобы немного размяться после рабочего дня я предлагаю поиграть в следующую игру.

Игра «Поменяйтесь местами те, кто….».

Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами или выстраиваются в линейку. Например, те у кого голубые глаза встаньте справа, а те у кого зеленые и кари слева.

2. Приветствие — знакомство.

Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. Как правило в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.

Игра «Карусель». Рассчитайтесь на яблоко, груша. Груши на месте, яблоки шаг вперед. Образуем два круга: внутренний и внешний лицом друг к другу.

По нашему хлопку вы начинаете со стоящим напротив обсуждение заявленной нами темы, затем начинаете двигаться в противоположном направлении.

  1. Где я родился?;
  2. Как я оказался на Севере;
  3. Лето я провожу…;
  4. Что я люблю.

4. Анализ анкет.

Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром является непосредственным проявлением возрастающих проблем, которые связаны с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью жизни всего коллектива.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Наш сегодняшний семинар посвящен теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога». Сейчас я познакомлю вас с результатами исследования уровня эмоционального выгорания педагогов по В.В. Бойко. (Приложение 1).

5. Профилактика профессионального выгорания Презентация (автор –доктор психологических наук, профессор В.И.Вачков (Приложение 2)

6. Упражнение «Главное-второстепенное».

Напишите на листе бумаги 5-8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны: на первом месте самое важное, и.т.д.

А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам сейчас лет 75-80. Вы уже не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, вы часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостные события. Вообразите, что из этого времени, вы сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второстепенное. Например, вы можете о том, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось вам очень важным.

Читайте также:  Вестибулярный синдром мкб 10 код

А теперь, откройте глаза, возьмите новый лист бумаги, и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас, смотрящих на свою жизнь со своих прожитых лет.

Сравните два полученных списка.

Изменились ли эти списки? Как они изменились, кто хочет высказаться?

Таким образом  с помощью этого упражнения мы увидели, что самые важные ценности жизни — это семья, дети, дом…  По этому поводу я бы хотела вам показать видео-ролик  «Шарики» (Приложение 3).

7. Рефлексия.

Сегодняшней целью нашей встречи было знакомство с СЭВ, причинами его возникновения и сторонами защиты от него (ресурсы).

Давайте по кругу выскажем свое мнение о встрече, о своем состоянии, желаниях, значимости для вас.

Раздача флайеров «Упражнения для саморегуляции психического здоровья» (Приложение4).

8. Акция «Твори добро» (Приложение5) 

Список литературы:

1. Бойко В. В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. СПб., 1999.

2. Водопьянова Н.Е. Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Изд-во “Питер”, 2005

3. Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы влияющие на эмоциональное выгорание. – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г.

4. Т.Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». – Справочник педагога-психолога 02, 2011

Источник

ИРИНА БРАТЦЕВА
Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания

педагогов.

Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов.

Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи: 1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. Для того чтобы немного размяться после трудового дня, предлагаю поиграть в игру

«Знакомство». Я думаю нам стоит вновь познакомиться как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудем о том, что у вас есть отчество.

Давайте представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или состояние в данный момент. (например,Ольга-веселая)

Игра «Корзина»

Посредине комнаты стоит корзина. Каждый может оставить в ней все что мешает чувствовать себя счастливой, свободной, жизнерадостной. Выполняя упражнение старайтесь как можно эмоциональнее проиграть «выброс неприятностей» в корзину. Это упражнение помогает избавиться от неприятных мыслей, предоставить необходимые действия.

Наш сегодняшний тренинг посвящен теме:

«Профилактика эмоционального выгорания».

Синдромом эмоционального выгорания определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. Ключевую роль в его развитии играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек-человек». Для синдрома характерны эмоциональное истощение с развитием равнодушия, апатии, депрессии.

Состояние эмоционального выгораниячаще всего испытывают:

56% педагогов – 1-2 раза в год

21% 3-4 раза в год

15% более 5 раз в год

Каковы же причины развития синдрома эмоционального выгорания.

Высокая эмоциональная вовлеченность в деятельность, эмоциональная перегрузка(30%)

Неумение регулировать собственное эмоциональное состояние (31%)

Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузки, моральное и материальное стимулирование(42%)

Ответственность перед администрацией, родителями, обществом за результаты своего труда

Все отмеченные факторы можно объединить в группы:

Личностные

Организационные

Социальные

Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения.

Предлагаю вам попытаться ответить на вопрос

Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания.

Для работы используйте доски и маркеры.

Подвожу итоги:все названные вами ресурсы можно разделить на 4 группы:

Близкие люди (семья)

Работа

Интересы, увлечения

Друзья.

Не секрет, что если какой-нибудь из ресурсов преобладает или отсутствует, то возникает дисбаланс и следовательно человек становиться более подвержен синдрому эмоционального выгорания.

Мне хотелось бы вам предложить ряд упражнений, которые каждый способен выполнить самостоятельно, чтобы продлить активную жизнь и управлять психоэмоциональным состоянием.

Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх) плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» сок. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы- сосулька или мороженое.Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните свои ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под воздействием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение еще раз.

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель:знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике необходимо знать некоторые правила применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Пропеваем следующие звуки в течении 30 сек.

А – воздействует благотворно на весь организм

Я – воздействует на работу всего организма

О – воздействует на сердце, легкие

ХА – помогает повысить настроение

О том, что музыка способна изменить психическое и физическое состояние человека известно еще в Древней Греции. Отечественный физиолог Тарханов доказал, что музыка, доставляющая человеку радость способствует расширению сосудов, нормализует давление. Отмечается, что женщины в основном реагируют на классическую музыку.

Читайте также:  В синдроме дауна сколько хромосом

Очень эффективно пение спокойных длительных по звучанию песен.

Желательно совершать ежедневные прогулки не менее 40мин.

Кровь насыщается кислородом, что благотворно влияет на обменные процессы, предотвращает нервное истощение, улучшает настроение. Известно, что деревья способны снабжать положительной энергией и отбирать негатив. Самая мощная энергетика у дуба. Постойте возле него или другого дерева- донора (сосна, береза, клен, акация, рябина) .

Сейчас предлагаю под звучание Э. Грига «Утро» и просмотр пейзажей природы отправиться мысленно на прогулку.

Один из эффективных методов саморегуляции -. релаксация.

Это метод, с помощью которого можно частично или полностью справиться с последствиями стресса, но не поможет не испытывать стресс вовсе. Релаксация поможет снятию мышечных зажимов.

Техника «Умиротворяющая визуализация»

Визуализация – это мощный инструмент сознания. Исследования показали, что подсознание не может отличить реальные события от визуализированных. Поэтому визуализированные образы оказывают значительное влияние на сознание.

Сядьте поудобнее или лягте. Закройте глаза и сделайте несколько медленных вдохов. Выключите все средства коммуникации чтобы не отвлекаться.

Представьте себя в тихом и спокойном месте на ваш выбор. Это может быть пустынный пляж, лес, лодка, или любое другое место, где вы чувствуете себя расслабленным.

Удерживайте этот образ, и испытывая блаженство момента, представьте все позитивные чувства, которые возникают в этом месте.

Чем реалистичнее будет изображение, тем больше позитивных эмоций вы получите.

Когда вы почувствуете себя комфортно и спокойно, медленно выйдите из воображаемого мира и вернитесь в реальный.

Огромное значение для снятия усталости, нервного напряжения имеют цветотерапия,

ароматерапия (лечение эфирными маслами растений. Ее истоки лежат в глубокой древности. Египтяне, греки, римляне не расставались с маслами в течении всей жизни. Известно, что обоняние связано с лимбической системой головного мозга, которая дает возможность испытывать различные эмоции. Запахи необычайно сильно влияют на подсознание, забытая на время ароматерапия вновь возрождается.

Водотерапия Вода- доступное, безопасное и приятное лечебное средство.

Все знают: снять усталость и пополнить силы можно за счет контакта с водой.

В состоянии стресса, когда «голова идет кругом» нужно встать под сильную струю душа, направить его прямо на голову, чтобы ничего не слышать. Через 3мин. стрессовое состояние исчезнет.

Для расслабления просто полезно смотреть на воду.

Танцетерапия. Как хорошо танцевать самому, передавая телодвижениями свое состояние души. В это время происходит как бы разговор без слов с самим собой.

Танец- древнейший способ выражения чувств и переживаний.

Активные движения тела способствуют усиленному притоку крови к внутренним органам, каждой клеточке тела. Танцы приводят нервную систему в активное деятельное состояние и дают ощутимый заряд бодрости.

Смехотерапия Смех благотворно воздействует на организм, в котором происходит сложный химический процесс – выделение «гормонов счастья» — эндорфинов, вызывающих у человека ощущение удовлетворения. Но вырабатываются они только тогда, когда человек испытывает положительные эмоции. Смех является отличной зарядкой сердечно- сосудистой системы и дыхательной деятельности. Улучшить настроение и посмеяться

Можно посмотрев любимые комедии. Не упускайте возможности посмеяться шутке, анекдоту, забавной ситуации.

Упражнение «Пять добрых слов»

Оборудование: листы бумаги, ручки

Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Задание.Каждый из вас должен:

• обведите свою левую руку на листе бумаги;

• на ладошке напишите свое имя;

• Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева.

В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка, вы пишете какое – нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя.

Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».

Обсуждение

— Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

— Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

Притча о колодце

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей. (звучит спокойная музыка, педагоги закрывают глаза.)

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев — засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений — большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости!

Спасибо за работу!

Источник