Профилактика синдрома эмоционального выгорания программа

Ася Кузьмина
Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя

Проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении сегодня актуальна. В связи с повышающимися требованиями со стороны общества к личности воспитателя от него требуется не только владение педагогической техникой (например, речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), но и постоянное освоение новых умений, навыков, а так же творческого отношения к работе.

Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что может приводить к профессиональной деформации — синдрому эмоционального выгорания (далее — СЭВ). Поэтому в практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.

Цель программы: реализовать комплексную систему мер по профилактике СЭВ и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя.

Задачи:

•Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;

•Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;

•Знакомство со стратегиями личностного роста (тайм-менеджмент, планирование карьеры);

•Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья;

•Информирование администрации ДОУ о стратегических и тактических мероприятиях, способствующих снижению стрессогенных факторов.

Формы работы: мини-лекции, групповые и индивидуальные консультации, тестирование, тренинги, работа с кейсами.

Этапы:

1. Информационный блок — предоставление информации о СЭВ, его причинах и признаках.

2.Аудит стресса по методике Оксинойда К. Э. : оценка удовлетворенности персонала условиями труда (идентифицировать источники профессионального стресса персонала, оценка эмоционального состояния персонала (величина стрессовой нагрузки).

3. Консультирование (уровень руководителя) по итогам аудита об эффективности тактических принимаемых мер снижения стресса у работников в организации, а так же необходимых дополнительных (в т. ч. стратегических) мероприятиях, способствующих профилактике СЭВ. Информирование о возможности определения графика мероприятий по профилактике СЭВ, а так же оценке качества и своевременности проведения тех или иных мероприятий.

4а. Консультирование (уровень педагога) по итогам аудита. Проведение ознакомления и обучения психотехническим приемам снижения стресса, помощь в подборе индивидуальной линии поведения при профилактике СЭВ (учет личностных особенностей участников программы). Предоставление информации о методах тайм-менеджмента, способах совершенствования педагогической культуры, рациональном планировании личностного роста. В идеале, после проведения программы на уровне педагога, должна быть сформирована модель «стресс-компетентности», которая позволит учитывать профессиональные и личностные особенности специалиста при реализации мер профилактики и коррекции СЭВ.

4б. При необходимости проведение индивидуальных консультаций для коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя (тревожность, гнев, чувство бессмысленности деятельности, пессимизм, апатия и т. п.).

5. Аудит стресса по методике Оксинойда К. Э. (оценка эмоционального состояния персонала). Сравнение показателей до и после проведение программы.

6. Обратная связь по программе (что было новым, полезным, интересным, актуальным; какие методы профилактики СЭВ педагоги ДОУ практикуют, в чем видят их преимущество; какие стратегии и способы профилактики СЭВ наиболее актуальны сейчас)

Таким образом, профилактика СЭВ — это система согласованных мероприятий, направленная не только на личностные особенности персонала ДОУ, но и на разработку и внедрение программы профилактики СЭВ педагогов организации, т. е. ориентированная на постоянный мониторинг СЭВ руководителем организации (и, в случае необходимости, корректировку ранее разработанной программы профилактики СЭВ).

Работы только с персоналом по профилактике СЭВ недостаточно, т. к. в процессе выполнения своих должностных обязанностей педагоги непрерывно находятся в активном взаимодействии. Если в организации практикуется продолжительная чрезмерная нагрузка, сочетающаяся с конфликтными межличностными взаимоотношениями, то даже при коррекции СЭВ у педагогов (индивидуальный подход) эффект от этих мер будем минимальным (т. к. не исключается основной стрессогенный фактор).

Поэтому важно, что бы профилактика СЭВ проводилась комплексно (на уровне организации), а руководителем организации проводился регулярный мониторинг. Если влияние стрессогенных факторов на педагогов ДОУ не будет превышать критический уровень, то значит, стрессогенные факторы не будут провоцировать дезорганизацию и трудовых процессов, и личностных качеств.

Ниже приводится пример информационно-раздаточного материала (буклета) для педагогов по проблеме СЭВ.

1. Как участие в программе по профилактики синдрома эмоционального выгорания и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя поможет именно мне?

СЭВ является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих и развивается длительно. СЭВ всегда отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование (а так же и другие негативные проявления). Участие в программе положительно влияет на профилактику СЭВ. Ознакомление с причинами, формами проявления СЭВ, а так же обучение и применение способов саморегуляции и самотестирования уровня стресса педагогом свидетельствует об его активном жизненном подходе, самопознании, психологической культуре.

2. Существуют ли общие «пусковые» причины возникновения СЭВ?

Да, конечно. Сама специфика профессиональной педагогической деятельности, а именно ежедневное наличие большого числа эмоциогенных факторов (высокая эмоциональная загруженность деятельности) является доминирующей причиной СЭВ. Но есть и причины, являющиеся индивидуальными, например:

Читайте также:  Как распознать синдром дауна у новорожденных

• высокая эмоциональная включенность в деятельность (вызывает большую эмоциональную перегрузку);

• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

• отсутствие навыков коммуникации при трудных (конфликтных) ситуациях общения с детьми, родителями, администрацией.

Важно не только знать информацию о СЭВ, но и свои личностные особенности, способствующие возникновению СЭВ. То есть, большая роль в профилактике и коррекции симптомов СЭВ принадлежит именно самому педагогу (самоанализ, применение мер по снижению стрессогенных факторов).

3. Для чего обсуждать эту проблему в коллективе, если сам педагог ответственен за профилактику СЭВ?

Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается. Поэтому важно обмениваться мнениями с коллегами, в т. ч. и о способах профилактики СЭВ. Кроме того, если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, то, выше вероятность, что коллективно более результативно можно найти разумное решение возникшей у него проблемы.

Так же возможна организация объединений при ДОУ для систематического обмена информацией, в т. ч. с представителями других ДОУ (всевозможные профессиональные неформальные объединения, где могут обсуждаться накопленные идеи, наработки, рекомендации, советы, а так же приглашаться специалисты, имеющие по данному вопросу полезный опыт).

Можно так же напомнить, что поддержание хорошей спортивной формы и хронический стресс — полярные явления. Поэтому даже организация «спортивных марафонов», «клубов здоровья» педагогов ДОУ уменьшает проявление синдрома СЭВ!

4. Какие рекомендации необходимо соблюдать для профилактики СЭВ?

• Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни (постарайтесь сохранять нормальный распорядок жизни, насколько это возможно: выделяйте достаточное время для сна, отдыха, физической активности, хобби)

• Освойте методы саморегуляции (например, релаксацию, техники работы с дыханием) и старайтесь чаще их использовать;

• Не «пережевывайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.

• Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь.

• Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.

А так же привожу примеры рекомендаций для педагогов от коллег:

• Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение!

• Вредные привычки сбросьте как рукавички!

• Смейтесь больше — проживете дольше!

Источник

Обоснование программы.

В системе социального обслуживания социальные работники занимают положение, в котором каждый клиент ожидает от специалиста и психологическую помощь, и поддержку. Профессия предъявляет к специалисту ряд требований, среди которых обязательными являются:

  • компетентность;
  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии;
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях,
  • высокая мобильность;
  • общительность,
  • коммуникативные способности;
  • самостоятельность,
  • стремление опираться на собственные силы;
  • умение управлять собственными эмоциями и поведением;
  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.

Появление симптомов хронической усталости, эмоционального выгорания сопровождается снижением уровня работоспособности, снижением самооценки, возникновением ощущения одиночества, «замкнутого круга», эмоциональным истощением, соматизацией. Появление психофизических, социально-психологических, поведенческих симптомов эмоционального выгорания являются тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья специалиста, который сам нуждается в профессиональной помощи психолога.

Предложенная программа предназначена для повышения психологической компетентности специалистов социальной сферы, для освоения приемов и методов самовосстановления и оказания помощи себе и коллегам, что значительно улучшит самочувствие специалистов, повысит эффективность их труда и качество обслуживания клиентов Центра и иных социозащитных учреждений. Программа предполагает непрерывный цикл встреч в рамках постоянно действующего краевого семинара-практикума.

Цели и задачи.

Цели программы:

  • повысить качество использования знаний основ психологии в повседневной деятельности социальных работников;
  • провести профессиональную реабилитацию работников социальной сферы, специфика работы которых способствует нервно-психическому перенапряжении, и как следствие, возникновению синдрома профессионального выгорания;
  • оказания методическую поддержку и практическую помощь психологам социозащитных организаций Камчатского края в организации и проведении работы по профилактике и преодолению «синдрома эмоционального выгорания»;
  • создать условия для психического благополучия социальных работников Центра;
  • обеспечить их необходимой психологической информацией, развить умения и навыки предупреждения и преодоления временных трудностей в период осуществления профессиональной деятельности.

Задачи программы:

  • провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;
  • развить у социальных работников навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;
  • способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;
  • повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».

Содержание проекта.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Целевые группы:

  1. Коллектив КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям».
  2. Психологи социозащитных учреждений Камчатского края.
  3. Коллективы социальных работников социозащитных учреждений края.

Методы реализации.

Программа предусматривает проведение цикла занятий (октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель) продолжительностью 3–4 часа или трехдневный семинар (с 10 до 16 часов с получасовым перерывом ежедневно). Численность группы — не более 12–15 человек

Читайте также:  Дети с синдромом дауна в рб

Программа предусматривает индивидуальные консультации и психодиагностику с выдачей рекомендаций и подборкой индивидуальных развивающих и коррекционных заданий по запросам.

Программа предусматривает выпуск буклетов и Памяток по проблемам профилактики и преодоления симптомов профессионального выгорания, хронической усталости и стресса.

Занятия предусматривают такие средства и формы, как активное слушание, релаксационные упражнения, методы игро-, цвето-, музыко- и арт-терапии, мини-лекции, практические коррекционные и релаксационные занятия, тренинги и другие.

Ожидаемый результат.

В процессе реализации программы профилактики синдрома профессионального выгорания предусматривается:

  • повышение эмоциональной устойчивости социальных работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;
  • развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками ,
  • стабилизация уверенности в себе, формирование образа социального работника в структуре образа-Я;
  • снижение уровня тревожности у социальных работников и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;
  • повышение качества обслуживания клиентов;
  • повышение социально-психологического профессионализма специалистов Центра и социозащитных учреждений края.

Мониторинг и оценка результатов.

Мониторинг проекта осуществляется в соответствии со стандартными процедурами и разработанной логико-структурной матрицей проекта.

Мониторинг и оценка результатов основаны на периодической оценке прогресса в достижении конкретных результатов каждой группы и каждого отдельно взятого специалиста.

Возможными показателями результативности работы участников групп предполагаются:

  • решение индивидуальных проблем участников групп;
  • оказание консультативной, реабилитационной, развивающей, эмоциональной помощи психологам и социальным работникам Центра и иных социозащитных учреждений Камчатского края в процессе предупреждения и преодоления синдрома профессионального выгорания;
  • снижение уровня тревожности, хронической усталости у сотрудников КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям», а также психологов и социальных работников социозащитных учреждений
  • овладение приемами оказания самопомощи социальными работниками;
  • проведение аналогичных семинаров психологами социозащитных учреждений края.

Структура программы.

Обучение основам психологических знаний по предупреждению и преодолению синдрома профессионального выгорания осуществляется в ходе тематических встреч, проходящих в форме лекций, семинаров, тренингов, деловых игр, релаксационных занятий.

Основные темы встреч (тренингов):

  • «Самая обаятельная и привлекательная»
  • «Великолепная семерка»
  • «Рожденная для счастья»
  • «Кто он — гений общения?»
  • «Его Величество Профессионал»
  • «Мой ласковый и нежный…» («Внутренний ребенок»).
  • «Когда ланиты алым пламенем горят…» («Территория стыда»).

Материальное обеспечение программы.

Для полноценного проведения занятий необходимы:

  • просторное, хорошо проветриваемое помещение, стулья;
  • релаксационные и развивающие программы на СD, DVD, видеомагнитофон, проектор, музыкальный центр,
  • гимнастические коврики, релаксационные мячи, игрушки,
  • канцтовары (бумага А4, файлы, ватман, картон белый и цветной, краски, пастельные мелки, доска, испанский пластилин для рисования, карандаши, шариковые ручки, фломастеры), флешки,
  • яблоки, бананы, чай, кофе, соки, выпечка, конфеты, высокие стаканы, чайные пары, чайные ложки, десертные вилки.

Содержательные материалы

Источник

Государственное дошкольное образовательное учреждение                                                                                  Центр развития ребенка — детский сад№38 Красносельского района                                Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Программа разработана педагогами-психологами:

                                                                                     Воробьевой Н.А.

                                                                                         Черноситовой Т.А.

Санкт-Петербург

2017

Актуальность.

Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) был введен в научный обиход в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми в эмоционально нагруженной атмосфере (профессии типа «человек-человек»).

Выгорание рассматривается как трехкомпонентная конструкция, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в таких симптомах, как сниженный эмоциональный тонус, опустошение и усталость, утрата интереса к окружающему, эмоциональное пресыщение (отвращение к деятельности), депрессия, агрессивные реакции. Деперсонализация характеризуется обезличиванием отношений            с людьми, повышением зависимости от других или, наоборот, негативизмом, циничностью восприятия других людей, обращением с учеником как с объектом. Редукция личных достижений проявляется в негативном оценивании себя, переживании некомпетентности и неуспешности своей деятельности, падении значимости собственных достижений, снижении профессиональной мотивации, упрощении своих профессиональных обязанностей, репертуара используемых приемов, ограничении своих возможностей [2].

Поэтому организация работы по сохранению психического здоровья педагогов в нашем учреждении является одной из наиболее актуальных задач.

В связи с этим нами была разработана программа, направленная на профилактику и коррекцию профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.

Читайте также:  Воспаление кишечника синдром раздраженного кишечника

Программа «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов».

 Данная программа профилактики эмоционального выгорания педагогов проводится в несколько этапов:

1. Информационный блок – предоставление информации о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и признаках.

2. Диагностика уровня эмоционального выгорания (по методике  В.В. Бойко).

3. Психологические тренинги, направленные на коррекцию психоэмоционального состояния педагогов и профилактику профессионального выгорания.

4. Итоговый мониторинг (по методике В.В. Бойко[9]). Сравнение показателей до и после проведения программы.

Цель программы: профилактика эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий.             

 Задачи:

1. Формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический климат.

2. Формировать навыки контроля и саморегуляции эмоционального состояния, обучать адекватным и эффективным способам отреагирования негативных эмоций, навыкам стрессоустойчивости.

3. Развивать конструктивное сотрудничество в процессе преодоления трудностей в совместной профессиональной деятельности.

4. Совершенствовать личностные качества педагогов.

              Структура:

1.Вводная часть (ритуал приветствия).

2.Основная часть (игры и упражнения по теме).

3.Заключительная часть (ритуал завершения).

             Методы: игровые, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения.

             Формы работы:

1.Игры, направленные на развитие социальной перцепции.

2.Элементы песочной терапии.

3.Элементы глинотерапии.

4.Элементы куклотерапии.

5.Элементы игротерапии.

6.Элементы телесно-ориентированной терапии.

Ожидаемые результаты работы:

1.Повышение психологической защищенности педагогов, укрепление психологического здоровья.

2.Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе.

3.Овладение педагогами начальными навыками рефлексии, способами саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.

4.Раскрытие внутренних резервов личности педагога.

5.Повышение мотивации педагогов к самопознанию и саморазвитию.

      Программа состоит из 6 встреч в течение учебного года с октября по май. Продолжительность встреч от 1 до 1,5 часов.

План работы с педагогами
по профилактике эмоционального выгорания

Задачи

Структура

1. Игротерапия эмоции

1. Раскрепощение, снятие эмоционального напряжения.

2. Обучение способам саморегуляции.

3. Формирование навыка контроля и адекватного отреагирования собственных негативных эмоций.

1. Вступление. Краткое изложение выводов тестирования.

2. Принятие правил.

3. Упражнение «Краники» (гнев, печаль, страх, радость) [3].

4. Рисунок «Мой гнев» [3].

5. Лишается эмоция злости от раздражения до бешенства.

6. Упражнение «9 квадратов» [3].

7. Игра «Драка животных».

8. Групповая игра «Злой список».

9. Мозговой штурм. Создание списка адекватных способов отреагирования собственных негативных эмоций.

10. Подведение итогов.

2.

Песочная терапия

1. Развитие умения контролировать и регулировать свое психоэмоциональное состояние.

2. Формирование навыков рефлексии, саморегуляции.

3. Обучение эффективным техникам вербального и невербального общения.

1. Приветствие различными способами.

2. Взаимодействие с песком. тактильные ощущения.

3. Упражнение «Я – профессиональное,
я – личностное».

4. Упражнение «Скульптура из песка»[1].

5. Упражнение «Образ Я»[1].

6. Подведение итогов.

3. Глина

1. Формирование навыка контроля и саморегуляции эмоционального состояния.

2. Обучение адекватным и эффективным способам отреагирования негативных эмоций.

3. Совершенствование развития личностных качеств.

1. Приветствие.

2. Знакомство с материалом – глина.

3. «Слепи свой гнев (страх, печаль)»[3].

4. Лепка «Моя сила»[3].

5. Работа в малых группах (2-5).

6. Подведение итогов.

4. Куклотерапия

1. Оптимизация самооценки. Снятие эмоционального напряжения.

2. Формирование позитивного мышления.

3. Обучение эффективным техникам вербального и невербального общения.

1. Приветствие.

2. Взаимодействие в парах.

3. «Моя злость похожа на…» — ассоциативное упражнение[4].

4. Работа в парах «Драка кукол» )[4].

5. «Кукла – похожая на меня». Сочинение сказки[5].

6. Подведение итогов.

5.Релаксационные упражнения

1. Устранение эмоциональной напряженности. Ослабление проявления утомления.

2. Повышение психофизиологической реактивности.

3. Обучение навыку снятия мышечных зажимов, нервно психологического напряжения.

1. Приветствие «Пока горит свеча».

2. Релаксационное упражнение «Морское путешествие и летучий остров» [8].

3. Релаксационное упражнение «Водопад энергии» [7].

4. Игра «Тростинка на ветру» [8].

5. Игра «Бедный кораблик» [8].

6. Подведение итогов.

6. Итоговое

1. Формирование позитивного мышления.

2. Побудить интерес и желание использовать полученные знания и умения в жизни.

3. Стабилизация внутренней душевной гармонии.

4. Формирование в педагогическом коллективе благоприятного психологического климата.

1. Приветствие «Я сегодня вот такая!»

2. «Мой портрет в лучах солнца» [6].

3. Герб педагогического коллектива.

4. Игра «Все дело в шляпе».

5. Подведение итогов.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. —  СПб.: Речь, 2015. – 256 с.

2. Ильин Е. П. Психология для педагогов. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.

3. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 336 с.
4. Оклендер В. Скрытые сокровища: Путеводитель по внутреннему миру ребенка. – М.: Когито-Центр, 2016. – 271 с.

5. Татаринцева А. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. СПб.: Речь, 2006. – 102 с.

6. Тренинг развития жизненных целей/ Под редакцией Е.Г. Трошихиной. — —  СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

7. Сборник релаксационных текстов и упражнений по саморегуляции «Живительный источник» / Фролова Э.В. — https://www.infouroki.net/sbornik-relaksacionnyh-tekstov-i-uprajneniy-po-samoregulyacii-jivitelnyy-istochnik.html

8. Шевченко Ю.С., Добридень В.П.  Радостное взросление: личностный рост ребенка. —  СПб.: Речь, 2004. – 208 с.

9. https://world-psychology.ru/diagnostika-emocionalnogo-vygoraniya-lichnosti-v-v-bojko/Методика Бойко В.В.  

Источник