Профилактика синдрома эмоционального и профессиональной деформации

Профилактика синдрома эмоционального и профессиональной деформации thumbnail

Профилактика профессиональной деформации педагогов

Дорогунцева Ангелина Васильевна Психолог ГБУ ЦССВ «Радуга»

С таким явлением как профессиональная деформация мы сталкиваемся достаточно часто, порой даже не замечая этого и не придавая поведению того или иного человека особого значения, списывая все на усталость, стресс и прочее. Объяснить подобное поведение отчасти можно тем, что каждый из нас львиную долю своего свободного времени, а значит и большую часть своей жизни, проводит на работе, что рано или поздно приводит к неосознанному переносу каких-либо рабочих привычек в повседневную жизнь.

Профессиональная деформация (от лат. deformatio) — – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере,   приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

Другими словами,  профессиональная деформация личности представляет собой «перенос» своих навыков, знаний и качеств в повседневную жизнь.

Примеров деформации в современном обществе огромное множество, причем встречается это явление во многих сферах деятельности. Очень часто по поведению человека, которого уже коснулась подобная деформация, можно легко определить род его деятельности.

Так, встретив человека, который очень любит всем объяснять как себя вести и что нужно делать в той или иной ситуации, вы невольно подумаете, что он наверняка педагог. А давнюю знакомую постоянно старающуюся решить ваши личные проблемы и сопереживающую всему, что ей рассказывают, вы наверняка причислите к практикующим психологам.

В наибольшей степени профессиональные деформации раздаются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих, руководителей, предпринимателей и др.

По мнению психологов, профессиональная деформация развивается из профессиональной идентичности, когда человек настолько привыкает только к одной социальной роли, что не может из нее выбраться. Он становится исполнителем своих обязанностей не только на работе, но и дома. Вот только оценить уровень своей профессиональной деформации сложно, так как для этого требуется умение посмотреть на себя со стороны, причем максимально критично. За объективным мнением психологи советуют обратиться к близкому человеку.

Деформация уже близко, если:

  • близкие все чаще говорят тебе, что с тобой сложно иметь дело;
  • тебе часто говорят, что разговор с тобой напоминает разговор с психологом / учителем / следователем / юристом / врачом – ты переносишь в обычную жизнь профессиональный язык общения;
  • твой круг знакомых практически полностью состоит из коллег;
  • все твои разговоры рано или поздно сводятся к рабочим вопросам;
  • тебя интересует только то, что относится к твоей профессии;
  • ты воспринимаешь знакомых как объект своей работы;
  • ты исключаешь наличие у себя и своих коллег проявлений эмоций и переживаний в рабочей обстановке;
  • ты связываешь свой успех исключительно с профессиональной деятельностью;
  • ты боишься потерять работу, профессию, коллег.

Предпосылками деформации являются:

  • однообразные функции и действия, которые в итоге приводят человека к психологическому барьеру: ему уже сложно будет приспособиться, если он окажется в новых условиях;
  • акцент на мотивы выбора профессии: это может быть стремление доказать свою значимость, приобрести определенный социальный статус, добиться влсти;
  • сверхожидания в начале профессиональной деятельности, которые в итоге не соответствуют реальности.

Эти факторы являются лишь предпосылками, которые в итоге рано или поздно приведут к профессиональной деформации работника.

Основные причины ее развития являются:

  • нежелание работать в этой области – некоторые понимают, что эта работа не для них сразу, кому-то нужны годы;
  • профессиональная усталость, накапливающаяся за годы работы;
  • возрастные изменения – в молодости эта профессия была для вас подходящей, а сейчас вы выполняете свои функции автоматически, хотя с возрастом цели поменялись;
  • непонимание целей своей работы;
  • монотония – постоянная однообразная работа;
  • перегруз служебными делами;
  • высокая самоуверенность;
  • высокий уровень нервозности, утомляемость;
  • постоянный стресс;
  • неправильная дисциплина;
  • отдача всего себя работе при непризнании ваших заслуг коллегами;
  • напряженность, конфликты среди коллег;
  • нехватка условий для самовыражения, когда творческий подход и новые идеи отвергаются без обсуждения;
  • невозможность дальнейшего обучения, повышения квалификации, профессионального роста.

Причины деформации у конкретного человека могут быть несколько иными – каждый из нас индивидуален. Общими же причинами можно назвать монотонность работы, однообразные функции, высокий уровень стресса, утомляемость, профессиональную усталость.

Изменения личности человека в результате профессиональной деформации разделяют на четыре вида:

1. Общепрофессиональные деформации, прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. (например у работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель; у руководителей — синдром «вседозволенности» и др.

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Например, терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги циничны, медсестры черствы и равнодушны.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуалъно-психологических особенностей личности: темперамента, способностей, характера – на психологическую структуру деятельности.

4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий Это может быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм.

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации  и  включает меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.

        Профессиональная деформация может быть как полезной, так и приносить серьезные проблемы.

Польза. Иногда деформация действительно полезна, потому что некоторые чисто профессиональные навыки могут очень помочь в повседневной жизни. Например, человек, занимающий пост начальника, может применить свои способности для организации какого-нибудь семейного мероприятия. Врач всегда знает, как оказать первую медицинскую помощь. Главное, не стоит забывать о границе между работой и жизнью. Вы можете ненадолго включать в себе профессионального работника в обычных условиях, но только ненадолго.

Читайте также:  Аксональные формы синдрома гийена барре

Негативных последствий деформации гораздо больше:

  • Чувство административного восторга – когда человек, получивший мало-мальски значимую должность, смотрит на окружающий свысока;
  • Эмоциональное выгорание – когда работа поглощает настолько, что психологический защитный барьер падает, человек сгорает и не видит смысла в жизни;
  • Управленческая эрозия – когда в результате деформации руководитель превращается в неэффективного и скорого на расправу тирана;
  • Снижение адаптивности личности – когда человек не ищет в своей профессии ничего нового;
  • Ухудшение взаимоотношений с окружающими – когда шаблоны общения на работе переносятся на обычную жизнь.

Чтобы таких последствий избежать, надо вовремя заметить первые ее признаки и устранить их.  Так как проблема имеет психологическую природу, то все ее причины кроются в нас самих, а, значит, и победить ее можем только мы сами.

Начать необходимо с самостоятельно проверки того, насколько деформация проявляется именно в вас. Для этого можно использовать два приема:

Прием 1: ответьте сами себе на вопрос «Кто я?».  Ответов должно быть не менее 10, каждый из них запишите на листе бумаги. Затем к каждому ответу придумайте три определения «Какая Я?». Определения не должны повторяться. А потом необходимо проанализировать записанное. Чего не хватает в списке? Какие роли вы не учли, потому что их число ограничено 10, но они для вас важны? Важнее ли они тех ролей, которые вы записали? Если важнее, то именно на эти социальные роли и стоит обратить внимание. Также необходимо проанализировать и характеристики, которыми вы описали в каждой роли.

Прием 2: нарисуйте круг и отделите из него сектор, отражающий объем твоих функций как работника. Остальную часть круга разделите между остальными своими интересами. Теперь проанализируйте: объем каких ты хотел бы увеличить? За счет каких секретов? Ват вам и ответ на вопрос, о каких сферах жизни вы практически забыли, задвинув их работой.

Для предотвращения профессиональной деформации проводите такую самодиагностику почаще.

Все мероприятия, которые обычно используют в борьбе профессиональными деформациями, можно разделить на четыре основных направления:

1. Приспособление себя к работе. Часто это называют «профессиональным ростом», подразумевая за этими словами развитие у работника таких качеств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, сострадание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком. И чем более отвлеченно это будет происходить от личной информации, то есть от собственных взглядов, чувств, отношения и т.д., тем это будет более профессионально.

Работник посещает различные профессионально ориентированные тренинги и семинары для обретения навыка существования в этих неестественных условиях, другими словами он «развивает» свою личность для того, чтобы она умещалась в профессиональных рамках.

2. Приспособление работы к себе. Это — противоположное направление; что-то вроде чувства протеста: не я должен приспосабливаться к своей работе, а она должна быть приспособлена ко мне.

Это направление включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе. Конечно, их можно и нужно менять. Однако, эти изменения — главным образом внешние (например, изменение условий труда) и практически не касаются содержания работы: несмотря ни на какие изменения.

3. Экономичный расход «эмоционального топлива». Здесь имеется в виду уменьшение эмоциональных затрат, связанных с профессиональной деятельностью. Среди мероприятий, направленных на поддержание устойчивого психологического состояния работника можно назвать разные способы «психологической защиты», оберегающие сотрудника от «вовлеченности в процесс»; сюда же относятся «контроль контрпереноса», «разделение ответственности», формализация и структурирование своей деятельности, использование «техник» и прочее. В результате чрезмерной фиксации на этом направлении в итоге получается, что работа становится стандартной, где работник уже спокойно выполняет свои обязанности.

4. Восстановление. Сюда относятся мероприятия, направленные на восполнение потерь, которые понес сотрудник, пройдя через профессиональные отношения. Сюда также относятся различные способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия: отслеживание результата, получение благодарности от клиентов, коллег, материальное вознаграждение, самопрезентация в среде специалистов.

Существует также немало конкретных способов преградить путь профессиональным деформациям:

1. Культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью. То есть у специалиста, ежедневно полностью отдающего себя работе, нет шансов функционировать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с саморазвитием, учебой, исследованиями, написанием научных статей.

2. Внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций.

3. Поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации.

4. Удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.

5. Стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях, а также умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности.

6. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.

7. Открытость новому опыту.

8. Умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.

9. Обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).

Читайте также:  Лечение синдрома горнера у собак лечение

10. Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу.

11. Участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом.

12. Периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно.

13. Участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью.

14. Хобби, доставляющее удовольствие.

15. Выполнения психотехнических упражнений.

В любой профессии важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета.

16. Игры-формулы, в свою очередь, используются для вербального (словесного) самовнушения.

Мероприятия по устранению или снижению воздействия профессиональной деформации на уровень профессионального стресса, производительность труда и в целом на работника можно рассмотреть с точки зрения того, что организация может сделать для сотрудника:

Организация физической среды:

Улучшение условий для отдыха и приема пищи.

Четкое структурирование производственного процесса во времени и пространстве.

Кабинеты психологической разгрузки.

Привлечение работников при планировании работы, различных нововведений, режимов работы.

Проведение опросов по организации производства.

Проведение собраний в коллективах.

Проведение серий семинаров-тренингов с руководителями среднего и низшего звена (по типу “мозгового штурма”) по выявлению и решению проблем на производстве.

Переквалификация и повышение квалификации работников.

Анализ кадрового состава отдельных подразделений по выявлению специальностей, которые необходимо провести через переобучение.

Выделение отдельных сотрудников, которые имеют перспективы для роста (профессионального и служебного).

Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, работник должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.

Важным аспектом в профессиональной деятельности сотрудника является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда он сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда работник находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации оценивания со стороны коллег ил других людей.

Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня.

Мероприятия по профилактики профессиональной деформации педагога включают в себя:

  1. Психологическое консультирование. Оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных виктимных деформаций, достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию, преодоления «жертвенной позиции».
  2.  Психологическая коррекция .Активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Психокоррекция производится, если в ходе консультации выявлены отклонения от функциональной нормы в профессиональном поведении личности

В рамках психокоррекционного направления объектами коррекционной работы выступают, как правило, нормативные предписания, должностные инструкции, виктимизирующие личность педагога, обуславливающие формирования жертвенного стиля педагогического общения, зачастую выражающегося в виде скрытых или открытых конфликтов с учениками, их родителями, в отношениях с коллегами, руководителями.

  1. Психологическая реабилитация педагогов.Понимается как процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы. К реабилитационным психотехнологиям относятся разного рода психологические тренинги: транзактный анализ, психодрама, интеллектуальный тренинг, тренинг рефлексии, ролевая игра и др.
  2. Вовлечение педагогов в социально и профессионально значимые инновации, повышение квалификации педагогов, стимулирование профессионального роста, личностно ориентированная аттестация, расширение (обогащение) социально-профессиональной компетентности (освоение смежного учебного предмета, разработка инновационного проекта, изучение иностранного языка и др.)
  3. Коллективные мероприятия (походы,экскурсии)

Провела_____________Дорогунцева А.В.

Источник

Профессиональная деформация и профилактика профессионального выгорания.

Первая исследовательница синдрома профессионального выгорания Кристина Маслич назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие.»

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет.

С одной стороны – накоплен опыт, собственные дети подросли, можно ожидать подъема, а происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. По определению Н.Е.Водопьяновой- это долговременная стрессовая реакция.

Профессиональное выгорание- это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов. Возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки, или освобождения от них.

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли и действия.

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими своей деятельности, своих трудовых усилий.

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или наоборот.

Факторы риска и внутренние причины возникновения эмоционального выгорания:

Одних внутренних предпосылок бывает недостаточно, к этому подключаются внешние факторы, связанные с организацией работы. Многочасовая работа, неопределенность, нечеткость функциональных обязанностей, либо работа без получения должной оценки. Также негативно сказывается неопределенность требований. Если же работа выглядит в собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствует также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток самостоятельности. Также угрозой является работа в условиях дефицита. Стремление все делать хорошо, недостаток времени приведет не только к эмоциональному, но и физическому срыву.

Читайте также:  Синдром рука нога рот у детей лечение

Нельзя не учитывать и влияние социально – культурных факторов. как утверждают различные исследования уровень эмоционального выгорания всегда повышается в условиях социально-экономической нестабильности.

А также профессиональные ситуации, в которых совместные действия не согласованы и при этом присутствует конкуренция. Только слаженная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка будет выше.

Внутренними причинами как показывают исследования является конфликт ролей и ролевая неопределенность, что описано в исследованиях Э. Берна и его последователей. Согласно их теории в личности можно выделить три состояния: Ребенок, Взрослый, Родитель. Каждое из них имеет свой функционал. В ситуации, когда роли распределены, не возникает конфликта, он возникает тогда, когда один из участников процесса перестает видеть разницу между своими желаниями и требованиями окружения.

Личностные характеристики:

Сниженное чувство собственного достоинства. Проявляется неудовлетворенностью своим статусом, плохо скрываемым раздражением, завистью в адрес людей более успешных.

Снижение самоуважения, отсюда высокая мотивация успеха, стремление сделать все и всегда очень хорошо, лучше всех. Даже объективное снижение результатов вызывает неадекватную реакцию — от ухода в себя до поисков виновного и проявления в его адрес резких агрессивных вспышек.

Склонность к интроверсии, внешне эмоциональная закрытость, формализация контактов Любая ситуация выхода из роли( участие в каком-либо мероприятии) может вызвать тревогу, вплоть до агрессии.

Стадии профессионального выгорания:

Синдром профессионального выгорания проходит три стадии:

Первая стадия.

-начинается приглушением эмоций, сглаживанием чувств и остроты переживаний. Кажется все нормально, но скучно и пусто на душе.

-исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность по отношению к семье.

-возникает состояние тревожности, неудовлетворенности, возвращаясь домой.

Вторая стадия:

-возникают проблемы с коллегами. Педагог среди коллег может с пренебрежением говорить о других коллегах.

-появляется антипатия, вспышки раздражения. Это проявление, своего рода самосохранения при общении.

Третья стадия:

-притупление представления о ценностях жизни, равнодушие.

-внешне еще сохраняется респектабельность и некоторый апломб ( по привычке), но его глаза теряют блеск, и появляется почти физический холод безразличия.

Три аспекта профессионального выгорания:

Первый- снижение самооценки. Как правило, такой профессионал чувствует беспомощность и апатию. Со временем — агрессия и отчаяние.

Второй – одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального выгорания не могут устанавливать контакты. Преобладают объект — объектные отношения.

Третий- эмоциональное истощение. Усталость, апатия, депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным соматическим проблемам – гастриты, мигрени, повышенное артериальное давление и .д.т

Симптомы профессионального выгорания

Первая группа:

психофизические симптомы

— чувство усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;

-ощущение эмоционального и физического истощения;

-отсутствие реакции чувства новизны на новую ситуацию ,чувства страха в ситуации опасности;

-общая астения (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

-частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

-резкая потеря или увеличение веса;

-полная или частичная бессонница;

-постоянно заторможенное состояние, постоянное желание спать;

-одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния, осязания;

социально-психологические симптомы

-безразличие, скука, пассивность, депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

-повышенная раздражительность на незначительные мелкие события;
-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказ от общения, уход в себя),

-постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что что-то не так, как надо);

-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что не получится, не успеть, я не справлюсь;

общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

поведенческие симптомы

— ощущение, что работа становится все тяжелее, выполнять ее все сложнее,

-педагог меняет режим (увеличивает или сокращает время работы),

-постоянно, без необходимости берет работу домой, дома ее не выполняет,

-чувство бесполезности, неверия в улучшения, снижение энтузиазма в работе, неверие, безразличие к результатам,

-невыполнение важных, приоритетных задач, застревание на мелочах;

-повышение неадекватной критичности;

-злоупотребление алкоголем, резкое увеличение количества выкуренных сигарет.

Профилактика и стратегии помощи.

Итак, мы обсудили причины, которые лежат в основе эмоционального выгорания. Проговаривая стратегии помощи сразу необходимо оговориться, что успех в данном вопросе чрезвычайно труден, а некоторых случаях маловероятен.

Важно использовать следующие подходы:

-забота о себе и снижение уровня стресса:

— стремление к равновесию и гармонии,

удовлетворение потребности в общении;

— удовольствие (релаксация, природа, фитнес);

— умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой;

-трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

— стремление находить смысл во всем- как в значительных, так и привычных, повседневных заботах;

— стремление бороться со своими негативными убеждениями;

— создание сообщества.

— повышение уровня профессионального мастерства.

Работа с супервизором.

Источник