Профилактика и коррекция синдрома выгорания педагогов

 «Профилактика и коррекция синдрома

эмоционального выгорания»

    По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – это один из наиболее, деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических проблем, а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

 Немного истории:

        Термин «burnout» — «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

         В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

   Эти факторы оказывают зачастую разрушительное воздействие на эмоциональную сферу педагога. У него резко возрастает количество аффективных расстройств, появляются состояния неудовлетворенности собой и своей жизнью, трудности установления теплых, доверительных контактов с учениками, коллегами, окружающими людьми. Эти симптомы отрицательно сказываются на всей профессиональной деятельности учителя, ухудшаются результаты его работы, снижается уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Таким образом, происходит изменение в мотивационной сфере педагога и развивается синдром эмоционального сгорания.

 Стадии профессионального выгорания

ПЕРВАЯ

Снижение самооценки.

— исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

— возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

ВТОРАЯ  

Одиночество.

-возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

-неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

ТРЕТЬЯ  

Эмоциональное истощение, соматизация.

-притупляются представления о ценностях жизни,  человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

-глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Фазы эмоционального выгорания

Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.

Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.

Внешние факторы, провоцирующие выгорание

-специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);

-организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.  

Внутренние факторы

-коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;

-ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Типы личности, которым угрожает  синдром эмоционального выгорания

-«педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе)

-«демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы -«эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением. 

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти
всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1 , часто-2, почти всегда-3балла.
Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;

3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.

   Существуют методики для более подробной диагностики эмоционального выгорания. Если Вас заинтересовала самодиагностика можно в индивидуальном порядке провести подробную диагностику

Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления

физические симптомы:

Резкое повышение утомляемости ,хроническая усталость, головные боли, восприимчивость к изменениям внешней среды,  изменение артериального давления, астения (бессилие, слабость), ограничение движений в шее, боли в спине,

непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость, увеличение или потеря веса, одышка, бессонница, половая дисфункция.

эмоциональные симптомы:

пессимизм, цинизм, чёрствость, безразличие, агрессивность, раздражительность, тревога, чувство вины.

поведенческие симпотомы:

желание отдохнуть, безразличие к еде оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств.

интеллектуальное состояние:

падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам

социальные симптомы

низкая социальная активность, падение интереса к досугу, увлечениям, социальные контакты ограничиваются работой, скудные отношения на работе и дома

Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания

В первую очередь, это следующие индивидуально-личностные особенности:

  • хорошее здоровье;
  • сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (к примеру, занятия спортом и поддержка здорового образа жизни);
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых, выгорания избегают люди,

  • имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • способные конструктивно меняться в напряженных условиях
  • отличающиеся высокой подвижностью;
  • открытостью;
  • общительностью;
  • самостоятельностью;
  • стремлением опираться на собственные силы.

В-третьих, важной отличительной чертой этих людей являются:

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Блок 3. Профилактика и помощь при выгорании. Что делать, если вы заметили признаки выгорания?

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.

Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»

Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

Читайте также:  Синдром жил де ля туретта

Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?

Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления

Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.

Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Для того чтобы формулы были эффективны, помните о следующих правилах:

1. Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз.

2. Большое значение имеет начало формулы.

3. Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до семи раз).

4. Важно непоколебимо верить в «магические свойства» произносимых Вами слов.

5. Проговаривать формулы надо в состоянии сосредоточенности, сконцентрировав волю.

Вот несколько формул, которые можно взять на вооружение:

Уверенность в себе. «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу» (последнюю фразу можно повторять несколько раз).

Спокойствие, стабильность. «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе»

Следующая формула поможет перед сложным разговором.

«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».

Снятие усталости и восстановление работоспособности. «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым и энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всем теле».

   Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.

   Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.

  Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

  Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

  • расставлять приоритеты (в первую очередь выполнять действительно важные дела, а остальные – по мере успеваемости);
  • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относиться к конфликтам на работе;
  • использовать медитации и аутотренинги;
  • применять ароматерапию
  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Чтобы не допустить появления синдрома или усиления уже существующего феномена эмоционального выгорания, психологи рекомендуют научиться мириться с потерями. Начать борьбу с синдромом легче, когда смотришь своим страхам «в глаза». Например, потерян смысл жизни или жизненная энергия. Нужно признать это и сказать себе, что вы начинаете все сначала: вы найдете новый стимул и новые источники силы.

Еще одно важное умение, по мнению специалистов, – это способность отказываться от ненужных вещей, погоня за которыми и приводит к синдрому эмоционального выгорания. Когда человек знает, что хочет он лично, а не общепринятое мнение, он становится неуязвим для эмоционального выгорания.

Выводы

-Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
-Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.

-Не залезайте в «долгосрочный кредит» ваших внутренних резервов и возможностей.
-Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.

-Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!

Прививка от апатии

-расходуйте свой энергорезерв аккуратно.  Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.

-избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все  внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо.

-умеренность во всём: в радости и в печали.

-избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все  внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо

-умеренность во всём: в радости и в печали.

-сделайте рабочее место максимально удобным. Приятные мелочи помогут отвлечься от рутины и заставят подумать о хорошем.

Читайте также:  Синдром раздраженной толстой кишки мкб 10 код

-чтобы не возненавидеть работу, нужно периодически делать перерывы.

-в выходные – забудьте о работе!

-смените обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.

           Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.

Источник

Алла Абрамкина
Лекция с элементами тренинга: «Профилактика и коррекция синдрома профессионального выгорания педагогов»

Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его факторами, причинами, стадиями, способами профилактики.

Задачи:

— обобщить способы психической саморегуляции;

— снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

— содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

— сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

Форма проведения: лекция с элементами тренинга.

Оборудование.: тест «Состояние вашей нервной системы» К. Либельт, листы бумаги А 4, простые карандаши, ручки, музыкальный центр, диски с инструментальной музыкой.

Схема проведения лекции:

I.Вводная часть.

1. Введение. (Ведущий:представляет себя, называет цель и план лекции,сообщает необходимую дополнительную информацию участникам).

1. Знакомство.

2. Разминка (упражнение на разогрев участников, снятие напряжения, настрой на работу).

II. Основная часть.

1. Лекция (информирование участников о понятии, структуре, симптомах, факторах профессионального выгорания, способах профилактики).

2. «Мозговой штурм» по созданию банка естественных способах профилактики.

3. Диагностика нервной системы педагогов (Тест «Состояние вашей нервной системы»

К. Либельт)

4. Релаксация.

III. Заключительная часть.

1. Рефлексия.

2. Подведение итогов.

План проведения.

I.Вводная часть.

1. Ведение.Ведущий: представляет себя, называет цель и план лекции, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам.

2. Знакомство.

Упражнение “Снежный ком”.

Цель: Познакомить участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение.

Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.

Инструкция: Устройтесь поудобнее, поочереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-спокойная. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем себя; таким образом, каждый следующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными.

3. Разминка.

Упражнение “Пустое место”

Цель: Снять эмоциональное напряжение, так как самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе — свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу.

Инструкция: Рассчитайтесь на первый и второй. Первые садятся по кругу на стулья, вторые встают к первым за спинку стула и кладут руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). И только перед одним участником никто на стуле не сидит — “пустое место”. Его задача — переманить кого-нибудь из сидящих на пустое место. Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь. Если кто-то увидел внимательный, приглашающей взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если вы задержали убегающего, то участник, с “пустым местом” переманивает другого, если нет, то теперь у него задача — переманить к себе кого-нибудь (также глазами, то есть снова приобрести партнера.

Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто сидел – садится.

Обсуждение: Расскажите о полученных ощущениях и впечатлениях

II. Основная часть.

1. Лекция (информирование участников о понятии, структуре, симптомах, факторах профессионального выгорания, способах профилактики).

Ведущий.

Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания.

Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать с теми, у кого обнаружены симптомы выгорания? На эти вопросы попробуем ответить в ходе нашей лекции.

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером.В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере. Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и пр.

СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслак назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».

Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.

По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.

Факторы, определяющие развитие синдрома выгорания

«Синдром эмоционального выгорания» характерен только для представителей коммуникативных профессий, или, как еще принято их называть, профессий типа «человек – человек». По данным отечественных и зарубежных исследователей, данный синдром встречается в 30 – 90% случаев всех категорий руководителей, судей, педагогов, продавцов, медицинских работников и т. д. в зависимости от конкретной профессиональной деятельности, типа личности, объективных возможностей психологической адаптации к реальным ситуациям.

Наиболее ярко выгорание проявляется в случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью, как правило, на почве стресса.

Причины СЭВ могут быть классифицированы на две группы:

1) субъективные (индивидуальные)связаны: с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания», системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, участниками судебного процесса, членами своей семьи. Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т. п. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники — те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.

Читайте также:  Синдром батлера олбрайта дефект фермента

2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями,например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т. д.

Стадии синдрома выгорания

Продолжительная и чрезмерная функциональная нагрузка при наличии напряженных межличностных отношений, имеющих яркую эмоциональную окраску, является основной предпосылкой формирования синдрома выгорания. Это происходит постепенно, в три стадии.

1. Эмоциональное истощение – первая стадия профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат — в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.

2. Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. В кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением или цинизмом рассказывает о некоторых своих клиентах или подчиненных. Это характерно для второй стадия выгорания – деперсонализации. Она проявляется в деформации (обезличивании) межличностных отношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные установки и чувства в повседневных контактах как с коллегами, так и с клиентами. В других случаях, наоборот, повышается зависимость от других. Причем «выгорающий» сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе.

3. На третьей стадии – редукции личностных достижений – отмечается резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, к редуцированию собственного достоинства, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности, ограничении своих возможностей и обязанностей в отношении других. Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако всё и все окружающие становятся ему безразличными. Общение с людьми вызывает дискомфорт. На последней стадии возможны психосоматические реакции и злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками).

Так как «выгорание» нарастает постепенно, судьи часто продолжает работать в том же режиме с тяжелыми психологическими перегрузками до тех пор,пока не наступят критические его проявления: физические, психологические и поведенческие.

К физическим проявлениям относятся:

— снижение аппетита;

обострение хронических заболеваний;

— сильная усталость, утомление после активной профессиональной деятельности, при этом обычный для человека отдых не приводит его в норму;

— частые головные боли, постоянные колебания давления;

— нарушения сна или полная бессонница и др.

Психологические симптомы проявляются в:

— повышенной раздражительности, чувстве усталости и депрессии;

— разочаровании в работе и личной жизни;

— потере самоуважения и уверенности в себе;

— снижении интереса к работе;

— чувстве неадекватности, безнадежности, бессмысленности происходящего и необъяснимой вины;

— частой смене настроения;

— немотивированном беспокойстве о будущем;

— личной отстраненности, то есть значимые события, происходящие вокруг человека, вызывают у него слабый эмоциональный отклик либо просто его не волнуют;

— чувстве несостоятельности, безысходности, потере веры в завтрашний день и др.

Поведенческие проблемы могут быть следующие:

— эмоциональные «взрывы», немотивированная смена настроения;

— пренебрежение профессиональными и семейными обязанностями;

— снижение самокритичности;

— отрицательный настрой по отношению к выполняемой работе, отсутствие инициативы, мотивации;

— падение продуктивности труда;

— ограничение общения с коллегами, друзьями и знакомыми;

— трудности при общении с окружающими, появление негативного отношения к клиентам;

— утрата чувства юмора, негативное отношение к себе;

— злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином и др.

Наличие у человека одного или нескольких таких признаков указывает на начавшийся процесс «выгорания».

Такая участь может постигнуть не только одного человека, но и целый коллектив. Выгорающийколлектив можно опознать по следующим симптомам:

— высокая текучесть кадров (частая смена персонала);

— низкая вовлеченность сотрудников в работу;

— поиск сотрудниками «виновного во всех грехах»;

— появление группировок среди сотрудников (часто это парные группировки);

— режим зависимости, который проявляется в виде гнева на руководство или своей беспомощности и безнадежности в различных ситуациях;

— недостаток сотрудничества, взаимопомощи среди коллег;

— прогрессирующее падение инициативы и трудовой дисциплины;

— рост чувства неудовлетворенности от работы;

— проявления негативизма относительно роли или функции отдела или организации в целом.

Чем больше признаков и чем ярче они выражены, тем серьезнее ситуация.

Таким образом, синдром выгорания не только негативно сказывается на профессиональной деятельности, но и в целом снижает качество жизни человека.

Профилактика и психологическая помощь.

1.Физическая и психологическая направленность:

— освоение разных способов снятия напряжения и различных способов саморегуляции (психическая саморегуляция)

2.Формация и стереотипизация:

— развитие творческого подхода к деятельности;

— креативность (нестандартный подход к делу стандартному);

— восстановление смысла работы (получение обратной связи о своей деятельности)

3.Умение общаться с людьми:

— взаимодействие и взаимообмен (тренинг эффективного взаимодействия);

4. Получение энергии и пространства от природы.

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания.

Во-первых:

— хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);

— высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

— опыт успешного преодоления профессионального стресса;

— способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

— высокая мобильность;

— открытость;

— общительность;

— самостоятельность;

— стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Психическая саморегуляция.

Одним из наиболее эффективных способов профилактики синдрома профессионального выгорания является саморегуляция. Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (то есть, на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания, так и произвольно, с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией.

Психическая саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Осуществляется саморегуляция с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов.

В результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта:

— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

— эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Современная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накоплениям остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

Важно разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса специалист уже владеет, но делает это бессистемно, от случая к случаю, не осознавая, что они являются «техникой безопасности» для его работы. Затем осознать их. Перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использо?