Профессиональный стресс и синдром профессионального сгорания

Профессиональный стресс и синдром профессионального сгорания thumbnail

Библиографическое описание:


Логинова, А. В. Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности / А. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1408-1410. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19882/ (дата обращения: 28.06.2020).

Ключевые слова:профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание учителя, личность, поведение, симптомы эмоционального выгорания, психологическое здоровье

Мы находим работу, которая на наш взгляд является работой нашей мечты. По крайней мере, это то, к чему мы готовились в университете или колледже. Это наш шанс и мы не собираемся его упускать.

В мыслях мы понимаем, что мы, возможно, не самые умные или самые талантливые в офисе, но мы планируем зарабатывать себе место за столом нашим впечатляющим трудом. Вначале мы остаемся допоздна, работаем в выходные дни, все время навязчиво беспокоясь о качестве работы и будущем.

Оглядываясь назад, мы понимаем, что наш образ жизни не был сбалансированным. Но в тот момент, мы носим свой трудоголизм как знак чести. Мы думаем — у нас удивительная работа и мы будем работать так усердно, как только можем, чтобы делать ее хорошо.

Проходит время, любое подобие сбалансированной жизни вылетает в окно. У нас нет никакой энергии или желания поболтать с друзьями, мы пренебрегаем своим здоровьем, и разочаровываемся в своей работе. Для всего этого не было одного единственного катализатора и это произошло не потому, что мы перестали любить свою работу.

Это классический случай выгорания: многочисленные, хронические стрессовые факторы на протяжении длительного периода времени оставили нас полностью опустошенными и больше не стремящимися выполнять работу лучшего качества. Через несколько лет, мы превращаемся из активных людей с горящими глазами в полностью выгоревших.

Как выясняется, подобная история не является редкостью; многие женщины двухтысячных испытывают выгорание на работе прежде чем они переступают 30-летие. Некоторые психологи описывают профессиональное выгорание, как «длительный период времени, когда кто-то испытывает усталость и отсутствие интереса к вещам, в результате чего снижается их производительность». Многочисленные случаи профессионального выгорания связаны с хроническим стрессом. В таких ситуациях, требования, которые предъявляются к нам, превышают ресурсы, которые нам доступны для борьбы со стрессом.

Впервые сведения о «выгорании» были получены в 70-х годах 20 века из-за кризиса работников социальной сферы. Но природа синдрома изменилась с эволюцией природы профессий в этой сфере. Современная ситуация выгорания связана с более сложными социальными условиями и с тем, что работники социальной сферы активнее борются за материальное благополучие и гарантии трудовой занятости. Например, из-за более высоких требований к времени и энергии, многие учителя вынуждены выполнять больше работы меньшими ресурсами, получая меньше поощрений и меньше признания их усилий.

Психологически, преподаватели подвергаются риску испытать большее эмоциональное истощение и чувство отчуждения от работы. Стресс от выгорания усугубляется также такими факторами, как недостаток признания окружающими, неудовлетворительная материальная компенсация эмоциональных затрат или, другими словами, нехватка подкрепляющих стимулов. Если оставить этот процесс без внимания, выгорание может посеять хаос в вашем здоровье, счастье, отношениях и эффективности работы. Для того, чтобы распознать выгорание и начать с ним бороться как можно раньше, важно знать, на что обращать внимание.

Можно выделить 10 признаков того, что вы можете испытывать профессиональное выгорание:

1.                  Усталость

Явным признаком выгорания является то, что вы все время чувствуете усталость. Усталость может быть эмоциональной, умственной или физической. Это чувство, когда вы не имеете никакой энергии, вы полностью израсходованы.

2.                  Отсутствие мотивации

Если вы больше не чувствуете энтузиазма или у вас больше нет внутренней мотивации к вашей работе, вероятнее всего вы испытываете выгорание. Вам трудно собираться утром и трудно тащить себя на работу каждый день.

3.                  Разочарование, цинизм и другие отрицательные эмоции

Вы можете почувствовать, что то, что вы делаете не так уж важно или вы можете испытывать разочарование во всем. Можно заметить, что вы чувствуете себя более пессимистично, чем обычно. В то время как все переживают негативные эмоции время от времени, важно знать, когда они становятся необычными для вас.

4.                  Познавательные проблемы

Выгорание и хронический стресс могут повлиять на вашу внимательность и способность концентрироваться. Когда мы испытываем стресс, наше внимание сужается, чтобы сосредоточиться на негативном элементе, который мы воспринимаем как угрозу. В краткосрочной перспективе, это помогает нам справиться с имеющейся проблемой, но наши тела и мозги предназначены для обработки проблемы короткими очередями, а затем они должны вернуться к нормальному функционированию. Когда стресс становится хроническим, эта узкая концентрация продолжается в течение долгого времени, и у нас возникают трудности с вниманием к другим вещам.

Это туннельное зрение может негативно повлиять на вашу способность решать проблемы и принимать решения. Вы можете обнаружить, что вы более забывчивы и вам труднее запоминать.

Читайте также:  Группы детей с синдромом дауна

5.                  Ухудшающаяся производительность

Не уверены, что вы выгорели? Сравните свою производительность в настоящее время и производительность в предыдущие годы. Так как выгорание, как правило, происходит в течение длительного периода времени, этот долгосрочный взгляд может определить, переживаете ли вы временной спад или испытываете хроническое выгорание.

6.                  Межличностные проблемы дома и на работе

Это, как правило, проявляется двумя путями:

—                   вы больше конфликтуете с другими людьми;

—                   или вы отдаляетесь, общаясь меньше с коллегами и членами семьи.

Вы можете обнаружить, что, даже если вы физически здесь, в душе вы далеко.

7.                  Отсутствие заботы о себе

Когда некоторые люди страдают от выгорания, они выбирают нездоровые стратегии решения проблем: алкоголь, курение, слишком оседлый образ жизни, поглощение слишком большого количества нездоровой пищи, недосып. Самолечение — это другая проблема и может представлять собой употребление снотворного, чтобы поспать, употребление алкоголя в конце дня, для снятья стресса или больше кофе, чтобы набраться энергии и заставить себя работать в первой половине дня.

8.                  Занятость работой, когда не на работе

Даже если вы не работаете в данный момент, но вы тратите свою умственную энергию на обдумывание своей работы, то ваша работа мешает вам оправиться от стрессов дня. Для того, чтобы восстановиться, нужно время для себя после решения актуальной проблемы и время, когда вы перестанете думать о задаче в целом.

9.                  Общее снижение удовлетворенности

Это тенденция чувствовать себя менее счастливым и удовлетворенным своей карьерой, и семейной жизнью. Вы чувствуете себя неудовлетворенными, когда речь идет о том, что происходит дома или в общественной деятельности.

10.              Проблемы со здоровьем

На протяжении длительного периода времени, серьезный хронический стресс может создать реальные проблемы со здоровьем, такие как проблемы пищеварительной системы, болезни сердца, депрессии и ожирения.

Мы все сталкиваемся с выгоранием, иногда на ежедневной основе. Особенно это касается представителей тех профессий, которые большую часть рабочего времени общаются с людьми. Наиболее подверженными профессиональному выгоранию являются педагоги т. к. их работа связана с постоянными стрессовыми ситуациями. Большую часть времени, они могут взять себя в руки и вернуться к доске, чтобы попробовать другую стратегию, чтобы добиться успеха в обучении студентов. Следует признать, что становится все более и более трудным сделать этот переход обратно к готовности попробовать еще раз. Студенты стали сложнее, чем они были несколько лет назад, и давление от ответственности становится все более гнетущим. И, конечно, зарплата преподавателей является недостаточной. При всем этом, мы можем спросить, а стоит ли?

Давайте поговорим о том, что делать, если вы учитель и обнаружили у себя вышеуказанные симптомы. Мы хотим поделиться тем, что поможет уменьшить выгорание чувств и поможет вам ответить — да, это того стоит.

Шаг 1. Ежедневно веселитесь со студентами. Обменяйтесь анекдотами, краткими историями, загадками, головоломками, и т. д. Это сделает общение интересным для вас и для ваших студентов. Это займет всего минуту, и они легко перейдут к теме занятия.

Шаг 2. Заботьтесь о своем здоровье. Физическое состояние вашего тела влияет на ваши эмоциональные реакции, поэтому никогда не чувствуйте себя виноватыми, если вы заботитесь о себе. Пропускать обед или завтрак — плохая идея. Убедитесь, что вы высыпаетесь каждый день. Занимайтесь спортом, и вы будете удивлены, насколько это поможет вам не чувствовать себя разбитым в конце дня.

Шаг 3. Научитесь чему-то новому и поделитесь этим со своими учениками. Прочитайте интересную книгу, связанную или не связанную с образованием. И не чувствуйте себя виноватыми, что отняли время от планирования уроков и выставления оценок. Читайте классику, которую вы всегда хотели прочитать, но не имели возможности.

Шаг 4. Помогайте другим учителям. Поделитесь своим опытом локально или онлайн. Начните вести свой собственный блог, чтобы помочь начинающим педагогам или тем, кто на грани выгорания. Будьте активны в профессиональной сфере, учите, или подготавливайте семинары. Будьте наставником другого учителя, официально или неофициально.

Шаг 5. Будьте ученым. Экспериментируйте с новыми стратегиями и станьте экспертом в них. Попросите ваших студентов помочь. Сделайте контрольную группу и экспериментальную группу. Задокументируйте свои результаты и поделитесь ими.

Шаг 6. Ищите позитив. Будьте голосом позитивного мышления. Это не изменит ситуации, но вы будете чувствовать себя лучше. В то время как преподавание трудно, не все так плохо. Наполовину пустые стаканы далеко не так интересны, как наполовину полные.

Шаг 7. Больше доверяйте студентам. Пусть студенты знают, что вы будете доверять им больше, и дайте им возможность заработать ваше доверие. Попробуйте проектное обучение.

Кажется, легче попасть в ловушку пессимизма и негатива из-за всего «мусора», который учителя должны терпеть, но это не должен быть ваш выбор. Вы можете выбрать свое отношение, и выбрав сделать упреждающие действия, как те, что мы перечислили выше, помогая сохранить здравомыслие и избежать выгорания.

Читайте также:  Код по мкб синдром вольфа паркинсона уайта

Круг методов и способов психологической саморегуляции достаточно широк. Одни из них достаточно понятны и просты, другие довольно сложные, их освоение требует руководства со стороны специалистов, третьи весьма необычны, оригинальны и могут даже показаться странными, тем не менее, эффективно работают, и много людей в мире их с удовольствием используют. Использование способов саморегуляции является эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания. Это — своего рода, техника безопасности для учителей.

Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога [3].

Литература:

1.                  Профессиональное выгорание. URL: https://psyfactor.org/personal/personal15–12.htm. (дата обращения: 01.04.2015)

2.                  Синдром эмоционального выгорания педагогов. URL: https://www.openclass.ru/wiki-pages/106170. (дата обращения: 10.05.2015)

3.                  Сушенцова Л. В. Профессиональное выгорание педагогов: сущность, диагностика, профилактика. [Текст] / Л. В. Сушенцова // Инновационная сельская школа: от идеи к результату: сб. ст. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО «Мар. гос. ун-т», Администрация муницип. образования «Медведев. муницип. р-н» Респ. Марий Эл. — Йошкар-Ола: ГОУВПО «Мар. гос. ун-т», 2006. — С. 190–198.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное выгорание, время, выгорание, длительный период времени, работа, ваша работа, социальная сфера, никакая энергия, конец дня, хронический стресс.

Источник

               ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ?

«Чем больше человек вглядывается во внешний мир, тем                                                                                                                         больше он там видит самого себя».

В последние годы в развитых странах, всё чаще говорят  не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания.

    Один из первых  исследователей синдрома Кристина Маслач назвала свою книгу «Сгорание – плата за сочувствие». Она определяет это понятие как «синдром физического и эмоционального  истощения, включая развитие отрицательных самооценки, отрицательное отношение к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам».

        Профессиональное сгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное сгорание возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки».

Синдром профессионального сгорания – это эмоционально – волевая деформация специалиста, вызванная особенностями его профессии.

 Какие работники попадают в группу риска, когда речь идет о профессиональном сгорании. Можно выделить следующие закономерности:

  1. Больше подвержены сотрудники, которые вынуждены по роду службы много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего, это руководители, менеджеры,  консультанты, преподаватели, милиционеры, медицинские и социальные работники и т.п.
  2. Больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего это женщины, переживающие  внутреннее противоречие между работой и семьёй, в связи  с необходимостью постоянно  доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.
  3. Больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и панического страха потери  рабочего места. К этой группе относятся люди старше 45 лет (для которых вероятность нахождения нового рабочего места резко снижается по причине возраста), а также работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденно самостоятельно искать себе работу.
  4. Больше подвержены люди, которые попадают в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявлять высокую эффективность.
  5. Больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

Необходимо отметить, что профессиональное сгорание меньше касается  людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.

Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие  индивидуальные психологические особенности, как  открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному сгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Читайте также:  Синдром большого затылочного нерва лечение

Синдром состоит из несколько фаз:

1). Фанатизм

Огромный выплеск энергии, работоголизм.

2). Фрустация

Перепады настроения – изменение эмоциональности, повышенная раздражительность, конфликтность, равнодушие, (ощущение бессмысленности своей работы), бесчувствие, страх.

3). Астения

Утомление, однообразное проведение свободного времени, повышенная заболеваемость простудными заболеваниями.

4). Апатия и безразличие

Всё всё равно: как выглядишь, в чем одет, как на тебя смотрят, стереотип работы и личной жизни, возникает одиночество.

5) Фаза сгорания

Я психолог, я мать, я гражданин, я домохозяйка и т.п. НЕ РАЗДЕЛЯЮТСЯ.

         Последствием неприятия личной ответственности является позиция жертвы, чтобы защитить себя, человек становится пассивным и видит только  негативные стороны жизни.

Симптомы профессионального сгорания условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально психологические, поведенческие.

К психофизическим симптомам относятся:

— ощущение эмоционального и физического истощения;

— симптом хронической усталости;

— снижение восприимчивости и реактивности на изменение внешней среды;

— слабость, снижение активности и энергии, ухудшении гормональных показателей;

— частые головные боли, постоянное расстройство желудка, повышение или понижения артериального давления;

— резкая потеря или увеличение веса;

— полная или частичная бессонница;

— постоянное заторможенность, сонливое состояние;

— отдышка или нарушение дыхания;

— заметное снижение сенсорной чувствительности;

К социально- психологическим симптомам относится:

— безразличие, скука, пассивность и депрессия;

 Повышенная раздражительность на мелкие, незначительные события;

— частые нервные срывы;

— постоянное переживание негативных эмоций;

— чувство  неосознанного беспокойства и повышенной  тревожности;

— чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что не получится;

К поведенческим симптомам относится:

— ощущение, что работа становится всё тяжелее, а выполнение её труднее;

— сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня;

— работник постоянно берёт работу домой, но не выполняет её;

-чувство бесполезности, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

— невыполнение важных задач;

— повышение неадекватной критичности;

— злоупотребление алкоголем;

Последствия профессионального сгорания:

— неуживчивость в коллективе;

— конфликты с клиентами;

— алкоголизм, наркотики и т.п.;

— неврозоподобная симптоматика;

— ипохондрия, уход в болезнь.

Чаще всего от этого страдают люди тревожные, эмпатичные, имеющие гуманистическую, ориентированную на людей жизненную установку.

     Нередко встречается  профессиональное сгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения.

Причины профессионального сгорания организации: постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве, чрезмерное, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющих полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.

Симптомы профессионального сгорания организаций:

— неадекватно повышенная текучесть кадров (от100% и более в год);

— сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы;

—  профессиональная зависимость персонала от руководителей;

— слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании.

Профилактика синдрома профессионального сгорания:

  1. Вместо обвинения кого-то полезно изменить себя самого, или условия работы, насколько это возможно;
  2. Снизить нагрузку на работе. Сочетать работу с учёбой, исследованием;
  3. Как я хочу работать, где, кем?
  4.  Оценивать свою жизнь вообще – живётся ли так как хочется;
  5. Организовать свою жизнь так, чтобы было хобби не связанное с работой;
  6. Изменить социальную жизнь, чтобы друзья были другой профессии;
  7. Уделить внимание своему здоровью;
  8. Научится проигрывать, не оправдываясь перед собой;
  9. Научится достигать того, чего хочешь;
  10. Знать цену себе и своей работе;
  11. Полноценно отдыхать;
  12. Участие в семинарах, конференциях, где есть возможность, встретится с новыми людьми и обменяться опытом с коллегами
  13. Важно постоянно проходить квалификационную профессиональную подготовку (повышение квалификации, участие в тренингах, личная терапия и т.д.)

И все это для того чтобы осознать свои внутренние конфликты и понять, как они влияют на профессиональную деятельность. Важно знать свои возможности и ограничения. Важно быть уверенным в себе и знать эти границы уверенности.

Успех-это самая большая опасность, которая мешает быть гибким, искать другие решения.

Ошибка – это возможность попробовать делать то,  чего Вы не делали  до этого.

« Мы не можем быть большим, чем мы есть…, но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем».

Источник