Профессиональная деформация и синдром сгорания
Мало признания и много эмоционального выгорания: как побороть профессиональную деформацию, не увольняясь с работы?
Помните свою первую работу? Нескончаемый энтузиазм, желание трудиться день и ночь, безропотное (даже восторженное!) соглашение с внушительным списком обязанностей и, конечно же, горящие глаза — не в честь зарплаты, а просто так.
Но по прошествии нескольких лет вы ощущаете лишь раздражение: вас раздражает требовательное начальство, вас раздражает неохватный спектр обязанностей, вас, наконец, раздражают коллеги (особенно этот дурачок-энтузиаст, хватающийся за всё что можно и радующийся непонятно чему), и вы уже жалеете о том, что когда-то связали себя с этой профессией.
Циничный доктор держит в руках чьё-то сердце: возможно, у него синдром сострадательной усталости
Знакомо? Тогда не исключено, что в вашу жизнь пришла профессиональная деформация и хочет отнять всю радость работы.
Профессиональная деформация — понятие сравнительно молодое. Только в конце XIX века начинают появляться первые исследования, ставившие перед собой задачу выяснить, как профессиональная деятельность влияет на человека. Терминологически же это явление оформил Х. Ландерок: психолог впервые употребил professional deformation, говоря о том, что профессиональная деятельность «создает в отдельном человеке деформацию процессов мышления».
Профдеформация — штука коварная: её признаки могут заявить о себе как после внушительного стажа, так и спустя всего три-четыре года рабочих будней — это во многом зависит от характера деятельности.
Так или иначе, любая профессия может оказать деформационное влияние на личность, что, однако, не означает, что каждому из нас суждено познакомиться с этим явлением.
У сотрудников правоохранительных органов может развиться синдром асоциальной перцепции: им свойственно видеть в каждом нарушителя общественного порядка
Профессиональная деформация формируется под воздействием множества факторов, включая строгую дисциплину, монотонную, бессмысленную деятельность и невозможность творческого самовыражения.
С появлением этого расстройства у вас исчезает интерес к работе — и приобретается стереотипизация поведения. Здесь есть свои плюсы: набор эксклюзивных лайфхаков, позволяющих, скажем, быстро проверить тетради учеников, заметно облегчит и ускорит выполнение рутинной обязанности.
Минусы появляются тогда, когда мы переносим профессиональные стереотипы во внерабочую жизнь.
Проявления профессиональной деформации у учителей поистине многообразны: подробнее об этом можно прочитать в статье «Профессиональная деформация и профессиональная компетентность педагога» В. Гафнера
Так, замечает В. Гафнер, учителя, в особенности холерики, со стажем работы более 10 лет склонны к доминантности. Это проявляется в излишней требовательности к домашним, склонности замечать и поправлять ошибки даже посторонних людей, желании контролировать окружающих.
И проявления, и формы профессиональной деформации весьма разнообразны, однако в ряду самых распространённых обычно называют управленческую эрозию и эмоциональное выгорание.
Испорченность властью
Управленческая эрозия — любопытное явление, которое развивается у людей, занимающих руководящие позиции. Механизм данного симптома объясняется достаточно просто: со временем начальник начинает получать удовольствие не столько от работы, сколько от власти над подчинёнными.
И за что вам только деньги платят, лентяи!
Нередко это вырождается в установку тотального контроля над коллегами и введение странных правил, которые приводят не к оптимизации рабочего процесса, а ко всё большему закабалению сотрудников: знакома же ситуация, когда начальнику кажется, что вы постоянно пьёте чаёк вместо того, чтобы работать?
Испорченные властью руководители — проблема не только для подчинённых.
Дело в том, что постепенно паранойя надзора одерживает победу над здравым смыслом: импульсивные решения перестают приводить к желаемым результатам, а постоянная текучка кадров (немногие хотят платить штрафы за пятиминутное опоздание или отчитываться за каждый шаг) дезорганизует рабочий процесс.
Поэтому самое действенное средство избавить руководителя от «властной эрозии» — заменить его новым, который будет трудиться ровно до того момента, пока и сам не начнёт портиться.
Полный burnout
Эмоциональное выгорание — ещё один частный (и, к сожалению, частый) случай профессиональной деформации. Автором термина является американский психолог Герберт Фрейденбергер: в книге «Выгорание: высокая цена высоких достижений» он предложил определять burnout как синдром, свойственный тем, кто по роду своей деятельности часто взаимодействует с людьми — менеджерам, учителям, врачам и т. д.
Обнаружить это состояние можно по определённым симптомам, проявляющимся во время рабочей деятельности.
Прежде всего, это ощущение безразличия к работе — когда больше ничто не вдохновляет, и заниматься делом, которое недавно казалось призванием, больше нет сил.
Интересно, что помимо потери интереса у многих «выгоревших» отмечалась недостаточная уверенность в собственном профессионализме.
Адвокат, как отмечает психолог В. Безносов, может заболеть профессиональной изворотливостью
Поэтому Фрейденбергер делает вывод о том, что этому синдрому подвержены люди, которые с увлечением отдавались работе, но не получали должного одобрения. Причём, согласно исследованиям, на возможность заразиться эмоциональным выгоранием не влияет ни возраст, ни семейное положение, ни даже стаж работы.
Однако гендерный фактор имеет значение: у женщин больше шансов испытать на себе сомнительные прелести такого состояния.
Ещё один беспроигрышный способ эмоционально выгореть — работать в коллективе, в котором нечётко распределены обязанности между сотрудниками: неслаженность действий даже при небольшой нагрузке становится существенным фактором риска.
Для менеджеров характерен высокий уровень стресса и постоянное ощущение психологического давления, поэтому неудивительно, что они бывают такими агрессивными
Сегодня существует несколько теорий, объясняющих прогрессирование этого синдрома. Пожалуй, одну из самых занятных концепций предложил Дж. Гринберг в книге «Опасности работы: как эмоциональное выгорание влияет на корпоративных менеджеров и их работоспособность»:
- «Медовый месяц»: пока ещё довольные своей работой, мы просыпаемся будничным утром с хорошим настроением и предвкушаем плодотворный денёк, а домой возвращаемся с приятным чувством выполненного долга. Однако постоянные стрессы всё более выматывают, и в бочке мёда уже ощущается неприятная горечь.
- «Недостаток топлива»: усталость нарастает, а по ночам бессонница нередко мешает спать (и иногда она развивается просто потому, что ночью тоже приходится работать). Работа в компании перестаёт казаться привлекательной: на этом этапе мы стараемся отстраниться от своих обязанностей, опаздываем всё чаще и стремимся пораньше сбежать домой — так срабатывает инстинкт самосохранения.
- «Хронизация»: мы легко и часто раздражаемся, грубим коллегам по пустякам и ощущаем, что нам не хватает часов в рабочих сутках (по Гринбергу, нехватка времени — главный признак «синдрома менеджеров»). Отныне и просыпаемся, и возвращаемся домой мы лишь с одной мыслью: «А есть ли в этом смысл?!».
- «Кризис»: если на поставленный вопрос ответ так и не был найден, и мы продолжаем пятидневно умирать на ненавистной работе, нас настигает кризис: бессонница и усталость теперь кажутся более привычным состоянием, чем здоровый сон и беззаботность отдыха.
- «Пробивание стены»: проблемы приобретают очертания снежного кома, и думать приходится уже не о том, как спасти карьеру, идущую под откос, а о том, как вернуть здоровье, убитое недосыпом, стрессом и ощущением собственной бесполезности. В общем, всё плохо.
Это лечится!
Если вам кажется, что вас угораздило подхватить эту гадость, лучше сразу записаться на приём к специалисту, диагностику же в домашних условиях вам поможет провести тест, разработанный социальным психологом В. Бойко.
Обычно для того, чтобы избавиться от неприятных проявлений профессиональной деформации, назначают комплекс мер:
СТАВЬТЕ РАМКИ
Если ваша работа связана с людьми, постарайтесь понять человека, с которым вы взаимодействуете: ученика, пациента, в конце концов, нервного заказчика. Возможно, вам не станет легче от постоянного невыполнения домашних заданий или бесконечных доработок, но вы хотя бы сможете понять, почему так происходит.
А развить профессиональную эмпатию помогут специальные тренинги и курсы повышения квалификации, которые учат подстраиваться под особенности своей деятельности.
Ситуация типичная и печальная: редактор раньше любил читать, но, отработав с десяток лет, начинает рассматривать текст как источник потенциальных ошибок, а не удовольствия
ВЫХОДИТЕ ЗА РАМКИ
Вы работаете на пятидневке, но эта систематичность вас отчаянно угнетает.
Вы устраиваетесь на работу в большую компанию, где каждое ваше действие должно быть одобрено начальником, и не одним, в то время как автономность для вас превыше всего.
Вы интроверт, и непрерывное общение вас опустошает, но вы отправляете резюме в фирму, которая славится высоким уровнем корпоративной культуры.
Внимание, вопрос: к чему этот бессмысленный мазохизм?
Если концептуальную основу профессии изменить невозможно — проще поменять саму профессию, — то формальные рамки, которые вас не устраивают, менять просто необходимо: пробуйте подстроить работу под себя, выбирая удобный график и становясь частью того коллектива, в котором вам действительно будет комфортно.
ТРАТЬТЕ РАЗУМНО
Не бойтесь делить обязанности с коллегами, чётко определяйте свои задачи, отказывайтесь от переработок, на которые у вас нет сил. Иными словами, берегите внутренние ресурсы.
Программисты (или, скорее, их близкие) часто страдают от излишней рационализации
ПОЛУЧАЙТЕ ПРИЯТНЫЕ БОНУСЫ (ПЕЧЕНЬКИ НЕ ПАНАЦЕЯ)
Хороший руководитель знает, что сотрудникам важно ощущать свою значимость.
Подчеркнуть её можно различными способами — начиная от материального вознаграждения и заканчивая направлением успешного работника на профессиональные конференции, где он мог бы поделиться своим опытом с коллегами.
Приятные бонусы вряд ли излечат от усталости, но зато недвусмысленно дадут понять, что сотрудника ценят.
Не теряйте свои увлечения и друзей вне профессиональной сферы, читайте книги не только по специальности, не забывайте об отдыхе и помните о том, что ночь — всё-таки время сна, а не дедлайнов: всё просто, но это правда работает.
Данная статья была опубликована на сайте «Newtonew», 05.10.17.
Автор: Анастасия Коврижкина.
Источник
Профессиональная деформация — это особенности личности и поведения, которые прослеживаются у большей части специалистов с большим опытом работы.
Профессиональная деформация является необходимым условием профессионализации личности. Строго говоря, профессиональные деформации возникают уже на этапе профессионального обучения, когда целенаправленно формируются профессионально важные качества и системы этих качеств, позволяющих в дальнейшем стать эффективным профессионалом.
Специальные профессиональные деформации возникают в процессе специализации по профессии.
Нельзя однозначно определить знак влияния деформаций на личность. К профессиональным деформациям можно отнести и изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. С другой стороны, чрезмерное, гипертрофированное деформирование может привести к нарушению профессионального здоровья. И в этом случае можно говорить о профессиональных деструкциях, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности. В этом случае чрезмерное, искаженное профессиональное развитие отдельных профессионально важных качеств в ущерб другим порождает профессионально нежелательные качества.
Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Это выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности.
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».
Каковы же симптомы выгорания, как их определить? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо подчеркнуть очевидную связь эмоционального выгорания со стрессом.
Первая стадия, фаза напряжения, начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Вторая стадия
«выгорания» характеризуется возникновением недоразумений с теми, для кого работает профессионал. Вначале они скрытые — профессионал начинает с пренебрежением и издевкой рассказывать о тех людях, которым он оказывал помощь. В дальнейшем возросшая неприязнь к пострадавшему проявляется при общении с ним. Вначале это бывает с трудом сдерживаемая антипатия, но наступает момент, когда сдержаться уже не удается и раздражение выплескивается непосредственно на голову человека, который ждет поддержки и надеется на помощь. Эти же симптомы могут проявится и в отношениях с членами семьи.
Третья стадия
«выгорания» считается наиболее серьезной, так как в этом случае искажаются представления о ценностях труда, об общечеловеческих ценностях. В отношениях с коллегами, близкими чувствуется холод и безразличие. Эмоциональное отношение человека к миру упрощается, и он становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.
Т.о., эмоциональное выгорание приобретается в процессе профессиональной деятельности специалиста и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать ресурсы. В то же время, синдром выгорания негативно сказывается в сфере профессиональной деятельности, в сфере межличностных отношений, в сфере соматического здоровья.
Синдром выгорания складывается под воздействием ряда факторов, имеющих объективный, социально-психологический и субъективный характер.
К объективным факторам риска
развития выгорания можно отнести следующие:
• Условия труда спасателей и пожарных, характеризующиеся такими специфическими особенностями, как критические температуры окружающей среды, вибрация, шумовой и световой фон, внезапные световые и звуковые сигналы, работа в средствах индивидуальной защиты, повышенная физическая нагрузка, неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха.
• Ответственность за жизнь и здоровье людей: нравственная и юридическая ответственность за благополучие пострадавших и коллег. Особенно высока ответственность за здоровье и жизнь человека.
• Эмоционально насыщенные межличностные контакты, возникающие в процессе профессиональной деятельности. Пострадавшие в результате ЧС, как правило, находятся в состоянии, характеризующемся снижением критичности к своему поведению и к изменениям окружающей среды, снижением способности к целенаправленной деятельности, снижением способности вступать в контакт с окружающими. Часто спасатели и пожарные — это те специалисты, которые первыми приходят на помощь пострадавшему и принимают на себя всю тяжесть общения с ним;
• Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: необходимость поддерживать состояние готовности во время дежурства, эмоциональная насыщенность переживаний от контактов с телами погибших, информационная неопределенность, дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения.
К социально-психологическим факторам
риска развития выгорания можно отнести следующие:
• Социально-экономическая ситуация в регионе. Возможность обеспечивать семью, достойное материальное вознаграждение за труд, обеспеченные социальные гарантии дают возможность профессионалу чувствовать уверенность и восстанавливать ресурсы. Ситуация, когда специалист использует время отдыха на дополнительный заработок, лишает его возможности полноценно восстанавливать силы и повышает риск развития выгорания.
• Имидж профессии и социальная значимость профессии, которые определяются, в том числе, отношением руководства города, региона, страны к профессиональной группе и образом типичного представителя этой профессии у населения.
Позитивный образ профессионала вызывает доверие у населения, что во многих ситуациях облегчает ведение работ в ЧС. Адекватное понимание представителями администрации любого уровня целей, задач и возможностей профессиональной группы позволяют выстраивать конструктивные отношения, способствующие наиболее эффективному решению поставленных задач. При формировании имиджа профессии высока роль каждого отдельного специалиста: люди формируют представления на основе собственного опыта. Поэтому неприглядный поступок одного профессионала бросает тень на всех представителей этой профессии. Важна также роль средств массовой информации в формировании имиджа профессии. Нетрудно представить себе состояние профессионалов, сделавших все возможное и невозможное для спасения людей, прочитавших статью в газете, ставящую под сомнение их профессионализм.
• Дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки хорошо известны: нечеткая организация и планирование труда, нехватка оборудования. Плохо структурированная, расплывчатая и противоречивая информация в режиме повседневной деятельности, наличие в ней «бюрократического шума» также является организационным фактором, дестабилизирующим деятельность.
• Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель—подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега—коллега».
Среди факторов рабочей среды наиболее важными являются степень самостоятельности и независимости сотрудника в выполнении своей работы, наличие социальной поддержки от коллег и руководства, а также возможность участвовать в принятии решений, важных для организации.
Безусловно, помимо внешних факторов, способствующих развитию синдрома выгорания, существуют и внутренние. Именно это группа факторов помогает понять, почему в одной организации один специалист успешно развивается в профессии, а другой не выдерживает и со временем у него формируется профессиональное выгорание. К субъективным факторам, обусловливающим эмоциональное выгорание, относят следующее:
• Склонность к эмоциональной сдержанности. Естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто более эмоционально сдержан. У такого человека эмоциональное напряжение постепенно накапливается, не находя выхода. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей, умеющих отреагировать эмоции безопасным способом.
• Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Особенно опасным этот фактор является на этапе вхождения в профессию, на этапе адаптации. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Размышления над случаями, с которыми пришлось столкнуться, уточнение необходимой информации может занять все свободное время специалиста. При этом оставляются «на потом» важные личные дела, отдаляются близкие и друзья, забывается хобби.
• Иррациональные убеждения. Например, убежденность в том, что все окружающие должны ценить и уважать труд спасателя и пожарного. Или что главная задача государственных служащих — заниматься решением служебных и бытовых проблем специалистов экстремального профиля.
• Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Часто специалист считает, что проявлять соучастие и сопереживание коллегам и пострадавшим не является необходимым. И тогда профессионал не чувствует разницы между спасением человека и спасением имущества. В конце концов, подобная установка приводит не только к развитию синдрома выгорания, но к личностным изменениям: человек становится равнодушным, черствым, а иногда безжалостным.
• Нравственные дефекты и дезориентация личности. Нравственные дефекты обусловлены неспособностью включать во взаимодействие с коллегами и пострадавшими такие моральные категории, как совесть, добродетель, порядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности. Нравственная дезориентация вызывается неумением отличать добро от зла, благо от вреда, наносимого личности.
• Трудоголизм. Одним из факторов риска развития синдрома выгорания является трудоголизм. Однако причины, порождающие это явление, могут быть разными. В группу риска развития выгорания попадают трудоголики, ориентированные на процесс, а не на результат, зацикленные на работе. Такие трудоголики не умеют поощрять себя за успешно решенные профессиональные задачи. У них отмечается низкое качество жизни, выражены заболевания и расстройства, связанные с работой. Часто трудоголизм — форма защиты от неблагополучия в другой сфере жизни, например, в семейной жизни.
• Количество изменений в жизни за текущий период. Много перемен в жизни, даже позитивных, происходящих одновременно, сужают «зону стабильности». Например, рождение ребенка, получение новой квартиры, повышение в должности за короткий период времени значительно повышают риск развития синдрома выгорания.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник